Научная статья на тему 'Организация информационно-медийного центра как форма поддержки личностного роста школьников в рамках школьного межкультурного образовательного пространства'

Организация информационно-медийного центра как форма поддержки личностного роста школьников в рамках школьного межкультурного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЖКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНЫЙ ЦЕНТР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов Р.В.

Статья посвящена обсуждению научной концепции информационно-медийного центра, представляющего собой один из инструментов формирования личности обучаемого в рамках межкультурного образовательного пространства средней школы. Проведение целенаправленного конструирования межкультурного общеобразовательного пространства современной школы, как доказывает автор, невозможно без использования такого инструмента, как информационный медийный центр, который призван осуществлять поиск наиболее современных и актуальных моделей коммуникации учителей и учащихся, учащихся друг с другом. Кроме того, работа в обозначенном формате позволяет выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого из обучающихся с учетом его возможностей и образовательных потребностей. Важнейшими условиями достижения предполагаемой эффективности функционирования информационного медийного центра в рамках межкультурной среды школы будут являться привлечение дополнительных образовательных ресурсов по реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также создание единого образовательного информационного пространства для реализации программ учебных курсов, предметов, внеурочной деятельности, профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация информационно-медийного центра как форма поддержки личностного роста школьников в рамках школьного межкультурного образовательного пространства»

Организация информационно-медийного центра как форма поддержки личностного роста школьников в рамках школьного межкультурного образовательного пространства

Никонов Руслан Викторович,

кандидат педагогических наук, директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением английского языка», rusnikonov@mail.ru

Статья посвящена обсуждению научной концепции информационно-медийного центра, представляющего собой один из инструментов формирования личности обучаемого в рамках межкультурного образовательного пространства средней школы. Проведение целенаправленного конструирования межкультурного общеобразовательного пространства современной школы, как доказывает автор, невозможно без использования такого инструмента, как информационный медийный центр, который призван осуществлять поиск наиболее современных и актуальных моделей коммуникации учителей и учащихся, учащихся друг с другом. Кроме того, работа в обозначенном формате позволяет выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого из обучающихся с учетом его возможностей и образовательных потребностей. Важнейшими условиями достижения предполагаемой эффективности функционирования информационного медийного центра в рамках межкультурной среды школы будут являться привлечение дополнительных образовательных ресурсов по реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также создание единого образовательного информационного пространства для реализации программ учебных курсов, предметов, внеурочной деятельности, профориентационной работы. Ключевые слова: межкультурное пространство, средняя школа, информационно-медийный центр, образовательный процесс, образовательные результаты, модернизация образования, образовательные технологии.

о

Е

£

в) ^

0

(Ч 1Л

01 г

Введение. Современная система общего образования нацелена на формирование условий и создание механизмов, которые могут в максимальной степени способствовать становлению личности обучающегося как гражданина, готового вести продуктивную коммуникацию с представителями разных культур, обмениваться ценностями, транслировать культурные смыслы. Проведение целенаправленного конструирования межкультурного общеобразовательного пространства современной школы невозможно без использования такого инструмента общения, как информационный медийный центр, работа и эффективное функционирование которого - гарант формирования успешной мультикультурной личности.

Степень исследованности. Проведение исследований организации межкультурного пространства в рамках анализа выполняемой им информационной функции осуществляли С. Бондырева [1], А. П. Валицкая [2], С. Гершунский [3], В. Гинецин-ский [4], А. В. Жуков [5], Н. Б. Крылова [9], Б. Сериков [11], В. Слободчиков [12], И. Фрумин [15], Б. Эльконин [16], Названные ученые доказали, что межкультурное пространство напрямую связано с теми информационными и коммуникативными процессами, которые проходят в его границах и создают континуум взаимодействия учащихся, педагогов и внешкольной информационной среды, в частности - информационного медийного центра.

Теоретическая и методологическая база проведённого в статье исследования апеллирует к научным положениям, изложенным в трудах А.П. Валицкой [2] и Н.Б. Крыловой [9]. Так, Н.Б. Крылова доказывает, что межкультурное образовательное пространство средней школы, выступая в роли медиацентра, обеспечивает коммуникацию учителей и учащихся в рамках образовательного процесса [9, с. 51]. По ее мнению, информационное взаимодействие учителей и учащихся является основой не только личностного становления, но и культурного роста. А П. Валицкая, считая, что школа представляет собой систему информационного взаимодействия, проходящего на различных уровнях ее многомерного пространства, показывает, как проходит становление личности учащегося в рамках этого пространства [2]. В концепции этих исследований школа рассматривается как меж-

культурное коммуникативное пространство, обеспечивающее открытый выход в окружающую среду посредством таких механизмов, как информационно-медийный центр.

Обсуждение. Идеи авторов, исследовавших межкультурное образовательное пространство школы, стали основанием для выработки методологии создания на базе МБОУ СОШ № 49 г. Читы образовательного пространства, где ключевым элементом является информационно-медийный центр (далее ИМЦ), в рамках которого объединены наиболее активные учащиеся и учителя школы, характеризующиеся наличием творческого подхода к обучению, высоким уровнем общей культуры, интеллигентностью, поликультурностью, широкими возможностями общения на разных языках, доброжелательным отношением к людям, способностью творчески влиять на становление личности. Таким образом, создание ИМЦ напрямую соотносится с созданием внутришкольной образовательной среды и имиджа школы [3].

Создание ИМЦ является неотъемлемой частью системных работ по целенаправленному конструированию межкультурной среды в рамках школьного образовательного пространства. Как планируется, создание этой среды должно происходить в соответствии с общими тенденциями развития процессов информатизации общества, которая сегодня является доминирующим направлением развития цивилизации. Предусматривается, что при создании школьного информационно-медийного центра будут использованы современные средства информатики, телекоммуникационных систем и новые информационные технологии, в совокупности способствующие созданию новой информационной среды как органического элемента информационного общества.

Как элемент структуры, обеспечивающей формирование образовательного пространства средней школы, ИМЦ призван для решения ряда задач, ключевыми из которых являются, во-первых, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, во-вторых, модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с современными требованиями ФГОС. В перспективе развитие структуры и содержания ИМЦ будут определяться как процессами развития информационных форм и технологий и степенью их внедрения в образовательный процесс, так и построением методической сети на индивидуальной основе [5, с. 95].

Научная концепция создания иМц включает в себя создание программы инновационной деятельности этого центра, рассчитанной на достижение следующей цели - формирование образовательных результатов обучающихся на стыке требований к базовым навыкам и умениям будущих специалистов от профессиональной среды разработчиков программного обеспечения, требований к навыкам и умениям детей Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и формой подачи материала, которая была бы оптимально удобной, привычной и легко усваиваемой детьми [12, с. 201].

В качестве задач, поставленных перед ИМЦ в связи с необходимостью достижения поставленной цели, определены нормативно-правовое, организационно-содержательное, программно-методическое, финансово-экономическое обоснование создания и необходимости реализации комплексного образовательного продукта «Информационно-медийный центр»; формализация научно-методических и технологических характеристик комплексного образовательного продукта «Информационно-медийный центр»; формирование методических рекомендаций и комплектов для их активного тиражирования; реализация комплекса мероприятий по тиражированию комплексного образовательного продукта «Информационно-медийный центр», «погружению» педагогов в информационно-образовательную среду посредством дистанционных медиатехнологий, ориентированных на деятельностное освоение информационных технологий; создания и организация деятельности методической сети [5, с. 90].

Основной перспективой реализации проекта ИМЦ является достижение повышения уровня личностного роста обучающихся, что осуществляется посредством приобретения различных навыков сценаристской, режиссерской, операторской, дикторской, монтажной, продюсерской работы, основ актерского мастерства, овладение современной технической базой и новейшими цифровыми технологиями, применяемыми на телевидении. Такое возможно благодаря многопрофильному обучению на базе ИМЦ.

Существенное значение имеет методически мотивированный подбор новых связей и контактов с профильными организациями, которые представляют образовательные услуги и услуги информационно-обобщающего характера для обучающихся, а также поддержка связи с обучающимися других регионов и из других центров, школ, проектов. Не менее важны обмен новым опытом и внедрение собственных практик.

Значимо, что проект представляет выражение личной эффективности каждого обучающегося в разных сегментах инновационных практик в образовательном пространстве школы и за ее пределами. В процессе работы над ИМЦ учащиеся получают навыки анализа рынка, взаимодействия в команде и осуществления поиска необходимой ниши для продвижения своего «Я» [13].

Реализации обозначенных целей способствует следующее. Во-первых, институциональное закрепление и поддержка развития сетевого взаимодействия обучающихся посредством таких форм, как образовательный нон-стоп, включающий в себя лекции, мастер-классы, воркшопы, брейнсторминги, практические и игровые сессии. Во-вторых, развитие компетенций педагогов за счет использования форм дидактического нон-стопа, включающего методические комплекты (технологические карты, пособия и рекомендации), освещающие особенностей организации информационно-медийного центра [11].

Продуктами инновационной деятельности в поэтапной реализации проекта представляется соб-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

(Ч 1Л

01 г

ственная разработка мобильного приложения, которое, как планируется, станет помощником для обучающихся. Оно будет содержать в себе информацию о расписании, предмете, темах уроков, станет предлагать применять интерактив непосредственно в ходе проведения урока. Мобильное приложение мыслится как инструмент, с помощью которого обучающиеся смогут использовать свои мобильные устройства для получения новых знаний. Кроме того, можно будет запросить консультативную помощь по каждому предмету в онлайн формате.

Еще одним продуктом ИМЦ должен стать информационный интерактивный радиоканал, используемый для постоянной трансляции внутриш-кольного радиовещания. В холле школы будет установлена радиорубка, на большой перемене там будут находиться дикторы, которые расскажут о новостях школы и края, а также предложат немного информации из ежедневных рубрик (с днем рождения и т.д.), на маленьких переменах возможна трансляция музыкальных треков.

В качестве продукта деятельности по подготовке ИМЦ выступает установка на входе учреждение интерактивного информационного табло о школе. Здесь расположится информация о расписании, об учителях, об экзаменах, актуальных новостях и виртуальный тур по школе. Табло станет одним из элементов информационной зоны, куда войдут также ТВ-панно, установленные на каждом этаже школы с целью выполнения информационной функции [5, с. 54].

Организационно-методическими условиями создания инфо-образовательной среды станут подключение к сети интернет через WLAN; организация программно-технического комплекса учителя (интерактивная доска, ТВ-оборудованием, размещенное на каждом этаже). Сюда же будут входить мультимедийный комплекс, компьютер. Для начальной школы планируется создать цифровую лабораторию, активный акустический комплекс, двухмикрофонную радиосистему, локальные сети (в состав которых входит образовательная и административная), аудиторию для проведения собраний медиацентра школы № 49 [16].

Непосредственное развертывание мероприятий, направленных на реализацию проекта ИМЦ, должно начаться с формирования в образовательной организации нормативных правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности, которая будет осуществляться, во-первых, через разработку локальных актов (Положение об информационно-медийном центре МБОУ СОШ № 49, Положение о сетевой академии); во-вторых, через создание способной решать поставленные задачи и работать на результат команды, состоящей из педагогов школы, имеющих опыт работы с информационными технологиями, и компетентных групп лиц, занимающихся разработкой и внедрением новых технических средств и программ (мобильное приложение, табло).

Следующий этап - проведение программы установочных мероприятий. SMM-мероприятия:

внедрение мобильного приложения, помогающего учителям-предметникам в подготовке интерактивов для применения на уроках; внедрение мобильного приложения, направленного на поддержание интереса обучающихся к восприятию информации на уроках. Одновременно планируются применение методических комплектов, технологической карты «Создание и реализация содержания ИМЦ»; пособия; методических рекомендаций; диагностического инструмента по фиксации личностного образовательного результата; проработка дизайна и интерфейса мобильного приложения; установка телевизионных блоков на каждом этаже.

Завершает программу установочных мероприятий заключение договоров с компаниями по поставке оборудования, для видео- и звукозаписи, тв-оборудования, интерактивного табло, радиооборудования; разработка интерфейса и дизайна интерактивного информационного табло; тестирование и запуск мобильного приложения [15].

Далее для овладения технической базой и новейшими информационными технологиями, применяемыми в медиапространстве школы, в форме вебинаров, хакатонов, баркем, марафонов, конференций цифровой направленности будет организован цикл образовательных программ для учеников и кураторов. Предполагает несколько значимых мероприятий. Во-первых, организация в каждом учебном кабинете рабочего места учителя с возможностью выхода в Интернет, для чего каждый кабинет будет обеспечен мультимедийными средствами приема и передачи визуальной информации (компьютер или ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки, наушники, микрофон, веб-камера), многофункциональными устройствами для сканирования, ксерокопирования и печати. Во-вторых, проверка соответствия педагогических кадров требованиям профессионального стандарта, в результате которой все учителя должны представить подтверждение о прохождении курсов повышения квалификации по грамотности информационно-коммуникационных технологий. В-третьих, необходимо проведение проверки должностных инструкций работников, положений о порядке доступа педагогических работников к ИТ-сетям и базам данных, памятки безопасного поведения детей в сети Интернет, положений об оценке результативности инновационной деятельности учителей. В-четвертых, в рамках повышение компетентности субъектов образовательного процесса планируется создание видеоролика, проведение вебинаров по темам «Современные технологии обучения: смешанное обучение в практике цифрового учителя» и «ИКТ: формирование ме-диабезопасного поведения детей и подростков в современной информационной среде». В-пятых, проведение повышения квалификации для учителей по программе «Методика преподавания по межпредметным технологиям и их реализация в образовательном процессе» [16].

Для обобщения опыта реализации проекта в целом и выработки рекомендаций по внедрению информационно-медийного центра в образова-

тельный процесс планируется проведение следующего комплекса мероприятий по внедрению и распространению инновационных практик. Необходимо разработать и распространить, во-первых, пакет методических материалов для организации работы медиацентра; во-вторых, модель информационной карты для заместителя директора по учебно-воспитательной работе для координации действий всех участников образовательного процесса в информационном поле организации; в-третьих, методические рекомендации по взаимодействию участников медиацентра, учителей-предметников и классного руководителя, а также по работе с мобильным приложением, по внедрению интерактивного информационного табло; в-четвертых, материалы для диагностики проекта (анкеты, опросы, индивидуальные беседы, рейтинги и т.д.) [10].

Завершить цикл мероприятий, нацеленных на организацию ИМЦ планируется организацией и онлайн-проведением стажировочных мероприятий - вебинаров, видеоконференций, хакатонов, он-лайн-сессий, дистанционных обучающих курсов в специализированных тематиках, а также БММ-мероприятия Instagram, Вконакте, сайт образовательной организации, закладка «Информационно-медийный центр» [8, с. 93].

Таким образом, при условии создании информационного медийного центра на базе межкультурного образовательного пространства средней школы формируется возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого из обучающихся с учетом возможностей и образовательных потребностей. Важнейшим условием достижением этого будет привлечение дополнительных образовательных ресурсов по реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также создание единого образовательного информационного пространства для реализации программ учебных курсов, предметов, внеурочной деятельности, профориентаци-онной работы.

Вывод.

1. Современная система общего образования стремится к формированию условий и созданию механизмов, которые могут в максимальной степени способствовать становлению личности гражданина, ведущего продуктивный межкультурный диалог и транслирующего культурные ценности и смыслы. Создание и организация работы информационно-медийного центра как регуляторного механизма, призванного осуществлять поиск наиболее современных и актуальных моделей коммуникации и способствующего становлению личности учащегося, являются залогом эффективного конструирования межкультурного образовательного пространства.

2. ИМЦ призван для решения ряда задач, важнейшими из которых являются внедрение информационных технологий в образовательный процесс и модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с современными требованиями ФГОС. Основными перспекти-

вами реализации проекта ИМЦ является достижение повышения уровня личностного роста обучающихся, что осуществляется посредством приобретения различных навыков сценаристской, режиссерской, операторской, дикторской, монтажной, продюсерской работы, основ актерского мастерства, а также наличием современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых на телевидении. Все это возможно благодаря многопрофильному обучению на базе ИМЦ.

3. На базе межкультурного образовательного пространства средней школы формируется возможность сформировать свой индивидуальный образовательный маршрут для каждого из обучающихся с учетом его возможностей и образовательных потребностей. Важнейшее условие достижения этого - привлечение дополнительных образовательных ресурсов по реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также создание единого образовательного информационного пространства для реализации программ учебных курсов, предметов, внеурочной деятельности, профориентационной работы.

Литература

1. Бондырева С. К. Развитие психолого-педагогического взаимодействия в образовательном пространстве Содружества Независимых Государств // Мир образования - образование в мире. 2001. № 2. С. 3-22.

2. Валицкая А. П., Антонова О. А., Жигалко Е. А. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 32 с.

3. Гершунский Б. С. Теоретико-методологические и прикладные проблемы развития единой системы непрерывного образования: В 2-х т. М., 1990. Т. 1-2. С. 132

4. Гинецинский В. И. Пропедевтический курс общей психологии: учебное пособие. СПб., 1997. 356 с.

5. Жуков А. В., Жукова А. А., Власова К. Е. Возрождение национальной культуры и процессы миграции среди немцев в Забайкальском крае//Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. 2015. Т. 11. С. 87-96.

6. Жуков А. В., Жукова А. А. Причины и факторы возникновения и распространения мифологических образов Китая у населения Забайкалья // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3-1(41). С. 54-58.

7. Жуков А.В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 3. С. 27-33.

8. Конасова Н. А. Социально-педагогический потенциал образования и оценка его результативности // Народное образование. 2010. № 9. С. 93-103.

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

9. Крылова Н. Б. Школьный уклад - какое качество образования мы создаем? // Народное образование. 2010. № 6. С. 33-37.

10. Моисеев А. М. «Стратегическое управление на основе анализа внешней среды» // Народное образование. 2010. № 9. С. 120-131.

11. Сериков Б. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 11-13.

12. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М., 1997. Вып. 7. С. 183.

13. Социокультурная среда Забайкалья. Забайкальские казаки и их потомки: учеб. Пособие / А. В. Жуков А. В., И. Г. Пешков . Чита: ЗабГУ, 2014. -175 с.

14. Социокультурная среда Забайкалья: специфика формирования / Бушуева Е. С., А. В. Жуков. Чита: ЗабГУ, 2012. 170 с.

15. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 12-14.

16. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. 289 с. С. 61.

17.Zhukov A.V., Zhukova A.A. Methodological Features of Study and Development of «Ethnic Cultures» Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 5. С. 1321-1330.

The informatsoinno-mediynogo organization of the center as the form of support of personal growth of school students within school cross-cultural educational space Nikonov R.V.

High comprehensive school No. 49 with profound studying of English

Article is a subject discussion of the scientific concept of the information and media center representing one of instruments of formation of the identity of the trainee within cross-cultural educational space of high school. As the author shows, the information and media center is designed to carry out search of the most modern and relevant models of communication promoting formation of the identity of the pupil in the conditions of modern cross-cultural space. Carrying out purposeful designing of cross-cultural general education space of modern school as the author shows, is impossible without use of such instrument of communication as the information media center. According to him, cross-cultural educational space of high school, using the media center, provides communication of teachers and pupils within educational process. On the basis of cross-cultural educational space of high school an opportunity to create the individual educational route for each of students taking into account his opportunities and educational requirements is formed. Attraction of additional educational resources on realization of individual educational routes of students and also creation of uniform educational information space for implementation of programs of training courses, objects, extracurricular activities, professional orientation work will be the most important achievement of it.

Keywords: Cross-cultural space, high school, information and media center, educational process, educational results, modernization of education, educational technologies.

References

1. Bondyreva S. K. The development of psychological and pedagogical interaction in the educational space of the Commonwealth of Independent States // World of education -education in the world. 2001. № 2. S. 3-22.

2. Valitskaya A.P., Antonova O.A., Zhigalko E.A. A lesson as a

cultural event. Scenarios: a teaching aid. SPb .: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, 2006. 32 p.

3. Gershunsky B. S. Theoretical-methodological and applied problems of development of a unified system of continuous education: In 2 tons. M., 1990. V. 1-2. Pp. 132

4. Ginetsinsky V.I. Propedeutical course of general psychology: a

textbook. SPb., 1997. 356 p.

5. Zhukov A.V., Zhukova A.A., Vlasova K.E. Revival of the national

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

culture and migration processes among the Germans in the Trans-Baikal Territory // Izvestia Irkutsk gos. un-that. Ser. Political science. Religious studies. 2015. V. 11. S. 87-96.

6. Zhukov A.V., Zhukova A.A. The causes and factors of the emergence and spread of the mythological images of China among the population of Transbaikalia // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. 2014. № 3-1 (41). Pp. 54-58.

7. Zhukov A.V. Formation of the religious-mythological worldview

and myths about religiosity // Herald of the Chita State University. 2010. No. 3. P. 27-33.

8. Konasova N. A. Social and pedagogical potential of education

and evaluation of its effectiveness // Public Education. 2010. No. 9. P. 93-103.

9. Krylova N. B. Schooling — what quality of education do we create? // Public education. 2010. No. 6. P. 33-37.

10. Moiseev A. M. "Strategic management based on the analysis of the external environment" // Public Education. 2010. No. 9. P. 120-131.

11. Serikov B. Century Personal-oriented education // Pedagogy. 1994. № 5. S. 11-13.

12. Slobodchikov V.I. Educational environment: the realization of the goals of education in the cultural space // New values of education. M., 1997. Issue. 7. P. 183.

13. Sociocultural environment of Transbaikalia. Trans-Baikal Cossacks and their descendants: studies. Manual / A. V. Zhukov A. V., I. G. Peshkov. Chita: ZabGU, 2014. -175 p.

14. The socio-cultural environment of Transbaikalia: the specifics of the formation / Bushueva E. S., A. V. Zhukov. Chita: ZabGU, 2012. 170 p.

15. Frumin I.D., Elkonin B.D. Educational space as a development space // Questions of psychology. 1993. № 1. S. 12-14.

16. Elkonin B.D. Introduction to developmental psychology. M., 1994. 289 p. P. 61.

17. Zhukov A.V., Zhukova A.A. Ethnic Cultures Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016. Vol. 11. No. 5. P. 13211330.

о

(4

in

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.