Научная статья на тему 'Информационный сайт news in levels как оригинальная составляющая информационно-коммуникативной технологии в обучении английскому языку'

Информационный сайт news in levels как оригинальная составляющая информационно-коммуникативной технологии в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / УРОКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ENGLISH CLASSES / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / INTERNET BASED RESOURCES / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INNOVATING AND EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Полина Андреевна

Сегодня особое внимание уделяется таким понятиям, как «инновация» и «инновационные образовательные технологии» в связи с динамичным развитием мирового со-общества. Данные понятия неразрывны и уже давно применимы практически к любой отрасли. Приводится структура инновационно-образовательной технологии, рассматриваются характерные инновационные технологии. В статье разграничиваются понятия «инновационные технологии» и «инновационные образовательные технологии» в рамках образовательного процесса в школе, анализируется эффективность применения работы с сайтом News in Levels на уроках английского языка, учитывая направленность современного образовательного процесса на достижение личностных и метапредметных результатов. Выделены преимущества использования сайта News in Levels на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Полина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE WEBSITE NEWS IN LEVELS AS THE CONSTITUENT ELEMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH

Nowdays, they pay attention on notitions like «innovation» and «innovating educationa technologies due to dynamic development of the world community. These notitions are indissoluble and for a long time are applicable practically to any branch. The structure of innovating educational technologies is considered and the characteristic innovating technologies are reviewed. In the article, the notitions «innovating technologies» are distinguished as part of the educational process at school and analyzed the effectiveness of the work with the site News in Levels at English lessons considerating an orientation of modern educational process on achievement of personal and metasubject results.

Текст научной работы на тему «Информационный сайт news in levels как оригинальная составляющая информационно-коммуникативной технологии в обучении английскому языку»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.7442/2071-9620-2015-3-57-62

УДК 378.3+372.6

ББК 74.004.3+74.268.1+74.202.684 П.А. Назарова

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ NEWS IN LEVELS КАК ОРИГИНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Сегодня особое внимание уделяется таким понятиям, как «инновация» и «инновационные образовательные технологии» в связи с динамичным развитием мирового сообщества. Данные понятия неразрывны и уже давно применимы практически к любой отрасли. Приводится структура инновационно-образовательной технологии, рассматриваются характерные инновационные технологии. В статье разграничиваются понятия «инновационные технологии» и «инновационные образовательные технологии» в рамках образовательного процесса в школе, анализируется эффективность применения работы с сайтом News in Levels на уроках английского языка, учитывая направленность современного образовательного процесса на достижение личностных и метапредмет-ных результатов. Выделены преимущества использования сайта News in Levels на уроках английского языка.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, инновация, уроки английского языка, интеграция, информационно-образовательное пространство, ин- я тернет-ресурс, инновационно-образовательная технология. 2

INFORMATIVE WEBSITE NEWS IN LEVELS AS THE CONSTITUENT ELEMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH

educational environment, Internet based resources, innovating and educational technology.

Nowdays, they pay attention on notitions like «innovation» and «innovating educationa technologies due to dynamic development of the world community. These notitions are indissoluble and for a long time are applicable practically to any branch. The structure of innovating educational technologies is consideredand the characteristic innovating technologies are reviewed. In the article, the notitions «innovating technologies» are distinguished as part of the educational process at school and analyzed the effectiveness of the work with the site News in Levels at English lessons considerating an orientation of modern educational process on achievement of personal and metasubject results.

к >1

CG ГО

P.A. Nazarova 8

о

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia) « ®

о

CP

о

<u >

<u

° s

E ^

I S

g го

I £

Keywords: communications technologies, innovation, English classes, integration, ^ ^

5 X

В настоящее время инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Большинство ученых сходятся во мнении, что инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития. Это определяется, в первую очередь, социально-экономической составляющей современного мира. Если раньше, федеральные образовательные стандарты формировали компетенции в рамках отдельных дисциплин, то сейчас, по мнению профессора В.П. Кузов-лева, новые стандарты ориентированы на образовательные результаты, такие,

как достижение общекультурного, личностного и социокультурного развития учащегося [9].

Понятие «инновации» используется практически повсеместно, является темой бесед, как на бытовом, так и на профессиональном уровне, в т.ч. на уровне глав государств, международных организаций и т.д. Под инновацией можно понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода к социальным проблемам. Термин «инновации» ученые трактуют по-разному. Приведем определения понятий в таблице.

Таблица. Варианты определения понятия «инновация» в экономике и педагогике

го со о а. го

СО

го

X

<

С

Источник Определение

Азгальдов ГА'., Костин А.В. [1] Инновация - результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получения нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности

Большой толковый словарь бизнеса [2] Инновация - доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР)

Г олдякова Т.В. [4] Инновация - это первое практическое применение нового научно-технического, технологического, организационно-экономического, производственного или иного решения

Невелев А.Б. [10] Инновация - нововведение как результат практического (научно-технического) освоения новшества (новации)

Сизов В.С. [12] Инновация - полезное новшество, обновление, изменение, ввод чего-то нового

Сопетченкова И.В. [13] Инновация - результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей

Фатхутдинов Р. А. [14] ' Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального экологического, научно-технического или другого вида эффекта

Шумпетер Дж. [15] Инновация - изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности

Проанализировав и обобщив определения, приведенные в таблице, можно сделать вывод, что под «инновацией» в большинстве случаев понимается конечный результат, внедрение каких-либо новшеств.

Понятие «инновационные технологии» В.Г. Колосов [7] определяет как «набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность.

Следует различать и разграничивать инновационные технологии в общем, и инновационные образовательные технологии. Рассмотрим понятие «инновационная образовательная технология».

0.В. Бондаренко [3] считает, что это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих.

1. Современное содержание, которое передается обучающимся; предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2. Современные методы обучения -активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. В современном школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие, наиболее характерные инновационные технологии:

а) личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета;

б) информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника;

в) мониторинг интеллектуального развития;

г) воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика;

д) дидактические технологии как условие развития учебного процесса общеобразовательного учреждения;

е) психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;

ж) информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

Именно феномен ИКТ станет предметом нашего рассмотрения как активно использующаяся технология в обучении школьников английскому языку. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от получения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем - к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых

го ^

2

к ц

со го н о о

0

к го

1 _0

го

к

I

т ^

ю о

а о

го о

го

о ц

0

1

X ф

I

го

2 о

го m о

го

СО

го

X

<

d

предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ А.К. Колеченко [6] и Н.В. Кошеле-вой [8] показал:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса следует определить личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником, которое требует изменения основных тенденций использования ИКТ в процессе обучения иностранным языкам.

В процессе информатизации образовательного учреждения создаётся качественно новое информационно-образовательное пространство, в котором увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования.

Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся,

формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Рассматривая интернет-ресурсы как важнейшую составляющую ИКТ при обучении иностранным языкам, отмечаем образовательный потенциал на уроках такого обучающего информационного сайта, как NEWS IN LEVELS. Эффективность обучения посредством обращения к ресурсам данного сайта обусловлена следующими факторами:

1) общекультурное развитие учащихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) совершенствование навыков владения компьютером;

3) совершенствование языкового уровня;

4) индивидуализация обучения (дифференцированные задания);

5) самоутверждение учащихся;

6) повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят «на одном дыхании»);

7) экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы);

8) эстетичность презентации учебных материалов;

9) совершенствование процесса проверки работ учащихся;

10) повышение авторитета учителя («идет в ногу со временем»). Особенность работы - в индивидуальном подходе к каждому обучаемому, с учётом его особенностей и потребностей, что обусловлено возможностью выбора ребёнком интересующего его фрагмента информации из огромного количества составляющих новостной ленты.

Методика работы с предлагаемым сайтом может быть представлена и описана следующим образом. Из нескольких тысяч фрагментов информации, предлагаемых составителями и разработчиками сайта NEWS IN LEVELS выбирается одна новость. Каждая новость представлена на трёх уровнях: Level 1, Level 2, Level 3, где первый уровень соот-

носится с уровнем Elementary, второй -Pre-Intermediate, третий - Advanced. Особенность, оригинальность и эффективность рассматриваемого сайта заключается в том, что вся информация на нём доносится до пользователей двумя способами - визуальным и аудио, что повышает шанс правильного и корректного восприятия информации. После обработки информации, полученной двумя способами, учитель организует контроль усвоенного материала, что позволяет организовать устный ответ, способствующий формированию и совершенствованию навыков как письменной, так и устной речи.

Таким образом, мы приходим к выводу что, технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. Среди преимуществ использования сайта News in Levels на уроках английского языка можно выделить: индивидуальный подход к каждому ученику, использование разных способов подачи материала и при методически правильной организации с данным сайтом - работа со всеми видами речевой деятельности. Библиографический список:

1. Азгальдов ГГ., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии. 2008. №2 (60). С. 162-163.

2. Большой толковый словарь бизнеса / под ред. Пасс К., Лоус Б. - М.: Вече, АСТ, 1998. - 311 с.

3. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании // [Электронный ресурс]: http:// sites.google.com/a/shko.la/vypusk-16-sentabr-2012.

4. Голдякова Т.В. Понятие и классификация инноваций // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 2. С. 20.

5. Жданова О.А. Роль инноваций в современной экономике // Экономика, управление, финансы: материалы международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2011. -С. 38-40.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009.

7. Колосов В.Г. Введение в инновати-ку. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2002. - C. 11.

8. Кошелева Н.В. Краткий обзор некоторых инновационных педагогических технологий в свете создания адаптивной школы // Физика в школе. 2008. №1. С. 14-17.

9. Кузовлев В.П. Рабочая программа по английскому языку 5 класс ФГОС 2015-2016 уч. год // [Электронный ресурс]: http://infourok.ru/rabochaya_

programma__po_angliyskomu_

yazyku_5_klass_kuzovlev_v.p._ fgos_2015-_2016_uch.god-459425.htm.

10. Невелев А.Б. Событие инновации: ключевая значимость // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). С. 30.

11. Палагутина М.А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам / под ред. И.С. Серповская // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 156-159.

12. Сизов В.С. Инновации в образовании // Экономика образования. 2013. № 2. С. 54.

13. Сопетченкова И.В. Инновации в образовании // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 511.

14. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2004.

15. Шумпетер Дж. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

Поступила 05.10.15

к го

2

к ц

CG ГО H о о

0

а; го

1 _D

ГО

К

I

ф

т ^

ю о

о

го о

J

го

о с;

0

1

X ф

I

J

го

£ ^ S о

Об авторе:

Назарова Полина Андреевна, учитель английского языка Общеобразовательной школы «7 ключей» Частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), магистр филологии, p.nazarova@gmail.com

Для цитирования: Назарова П.А. Информационный сайт news in levels как оригинальная составляющая информационно-коммуникативной технологии в обучении английскому языку // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 57-62. References:

1. Azgaldov G.G., Kostin A.V., The intellectual property, innovation and qualimetry // Economic strategy. 2008. №2 (60). P. 162-163.

2. Bondarenko O.V. The modern innovative technologies in education // [Electronic resource]: http://sites.google.eom/a/shko.la/vypusk-16-sentabr-2012.

3. Great Dictionary of Business / Pass K., Lowes B. M.: Veche, AST. 1998. P. 311.

4. Golikova T.V. The definition and classification of innovation // Russian foreign vestnik. 2006. № 2. P. 20.

5. Zhdanov O.A. The role of innovation in the modern economy // Economy, management, finance: Proceedings of the International Conference. Perm: Mercury. 2011. P. 38-40.

6. Kolechenko A.K. The Encyclopedia of educational technology: A Handbook for prepodavateley. SPb.: Caro. 2009.

7. Kolosov V.G. The Introduction to Innovation. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg State University. 2002. P. 11.

8. Kosheleva N.V. The overview of some of the innovative pedagogical technologies in light of the establishment of adaptive school // Physics in shkole. 2008. №1. P. 14-17.

9. Kuzovlev V.P. Productionalprogram: Grade 5 GEF 2015-2016 academical year // [electronic

resource]: http://infourok.ru/rabochaya_programma__po_angliyskomu_yazyku_5_klass_

kuzovlev_v.p._fgos_2015-_2016_uch.god-459425.htm.

10. Nevelev A.B. The event innovation: the key importance // Bulletin of the Chelyabinsk State University, 2013. № 38 (329). P. 30.

11. Palagutina M.A. The innovative technologies of teaching foreign languages / ed. J.S. Serpovskaya // Problems and prospects of the development of education. Perm: Mercury. 2011. P. 156-159.

12. Sizov V.S. The innovation in Education // Economy obrazovaniya. 2013. № 2. P. 54.

13. Sopetchenkova I.V. The innovation in Education // Izvestiya of the Tula State University. Humanitnie nauki. 2010. № 2. P. 511.

14. Fatkhutdinov R.A. The innovation Management. SPb.: Piter. 2004. P. 34-35.

15. J. Schumpeter. The theory of economic development. M.: Progress. 1982.

About the author:

Nazarova Polina Andreevna, Master of Philology, English teacher «7 keys» secondary school, Russian-British Institute of Management (12, Ul. Voroshilova, Chelyabinsk, Russia), p.nazarova@gmail.com

For citation: Nazarova P.A. Informative website news in levels as the constituent element

Ш

g. of information and communication technologies in teaching english // Contemporary Higher

S Education: Innovative Aspects. 2015. № 3. Р. 57-62. x

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.