Научная статья на тему 'Информационные технологии в малом бизнесе'

Информационные технологии в малом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИКА / РЫНОК / ДИНАМИКА / SMALL BUSINESS / INFORMATION TECHNOLOGY / ECONOMICS / MARKET / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окулов С.А., Варзунов А.В.

Хорошо развитый сектор малого бизнеса является неотъемлемой частью любого развитого государства. Именно этот сектор экономики больше всего подвержен процессам, которые характеризуют динамично развивающееся общество. Ведь именно малый бизнес быстрее всего реагирует на изменения рынка. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного общества, а значит именно сектор малого предпринимательства, первым отзывается на современные тенденции, должен стремиться произвести как можно более полную информатизацию сектора. В данной статье рассматривается, на сколько необходимы информационные технологии в малом бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в малом бизнесе»

1 2 ©

Окулов С.А. , Варзунов А.В.

Магистрант; кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра прикладной экономики и маркетинга, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий механики и оптики

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация

Хорошо развитый сектор малого бизнеса является неотъемлемой частью любого развитого государства. Именно этот сектор экономики больше всего подвержен процессам, которые характеризуют динамично развивающееся общество. Ведь именно малый бизнес быстрее всего реагирует на изменения рынка. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного общества, а значит именно сектор малого предпринимательства, первым отзывается на современные тенденции, должен стремиться произвести как можно более полную информатизацию сектора. В данной статье рассматривается, на сколько необходимы информационные технологии в малом бизнесе.

Ключевые слова: малый бизнес, информационные технологии, экономика, рынок, динамика. Keywords: small business, information technology, economics, market, dynamics.

Изменения, происходящие в деловом мире в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. Стремление компаний выжить и преуспеть в новых условиях приводит к целенаправленным попыткам применения современных информационных технологий для получения долгосрочного конкурентного преимущества. В глобальном информационном сообществе, где информация передается через киберпространство практически без ограничений по объемам, расстоянию и скорости, увеличивается зависимость компаний от используемой ими информации и систем, предоставляющих эту информацию.

Большинство предприятий малого бизнеса в России пока не готовы к комплексным проектам по автоматизации бизнес-процессов. В первую очередь это касается использования управленческого ПО. Малые предприятия зачастую предпочитают автоматизировать только бухгалтерию и учет продукции. Между тем, лоскутная автоматизация означает необходимость проведения интеграции большого количества локальных программ. А это влечет за собой много негативных последствий: увеличиваются сроки и стоимость выполнения работ по проекту, уменьшается быстродействие полученной в итоге системы, существенно увеличиваются затраты предприятия на поддержание полученной системы в работоспособном состоянии. Такая ситуация для предприятия с небольшим бюджетом недопустима.

Не малую часть экономики любого государства занимает сектор малого бизнеса. Для примера: по данным Eurostat/National Statistics Offices of Member States доля предприятий малого бизнеса в Европе достигает 96% от общего числа действующих фирм. Малый бизнес обеспечивает работой 67% трудоспособного населения и дает почти 40% валовой прибыли. Малое предпринимательство - необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи.

Сравнительно небольшой стартовый капитал необходимый для организации собственного дела, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, достаточно узкая специализация, а так же прямое взаимодействие с конечным потребителем, - вот основные критерии, описывающие неоспоримые преимущества малого бизнеса, которые повышают его устойчивость на внутреннем рынке.

Одним из наиболее значимых факторов повышения эффективности предприятий малого бизнеса является улучшение системы управления.

© Окулов С.А., Варзунов А.В., 2015 г.

Формы и методы управления в фирмах, задействованных в секторе малого бизнеса можно усовершенствовать с помощью внедрения актуальных и современных информационных технологий, от этого напрямую зависит эффективность анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений[1,22].

Разработка и внедрение программных средств - относится к одному из методологических приемов, которые позволяют повышать отдачу от работы по анализу экономической эффективности деятельности предприятия в целом, а так же отдельно взятых структур.

Информационная база является неотъемлемой частью ведения предпринимательской деятельности в условиях повсеместной информатизации бизнес-процессов. Значительный объем данных нуждается в ежедневной структуризации и постоянном применении статистических методов обработки информации. Одним из ярких примеров является финансовая отчетность предприятия.

Информационные технологии в малом бизнесе используются с определенными особенностями и спецификой [2, 42]. Более подробно особенности представлены в таблице:

Особенности использования информационных технологий в секторе малого бизнеса

Особенность сектора малого бизнеса Особенность использования информационных технологий в малом бизнесе

Малый бизнес - неотъемлемая часть рыночной экономики во всем мире. В современных условиях ведения предпринимательской деятельности возрастает спрос на специалистов в области ИТ. Разработчики специальных информационных систем проявляют неподдельный интерес к сектору малого бизнеса.

На руководителе сосредоточено много функций управления предприятием при малых масштабах деятельности Существует необходимость разработки программных продуктов для облегчения ведения управленческой деятельности. Сосредоточение большого количества функций в едином программном продукте, построение программ по принципу «Все в одном»

Ограниченность ресурсов Сектор малого бизнеса ограничивают: а)невозможность внедрения дорогостоящих технологических продуктов для создания единой информационной инфраструктуры; б) приобретения широкого спектра программных средств; в) невозможность создания и разработки информационных систем без привлечения сторонних организаций; г) отсутствие квалифицированных сотрудников в сфере информационных технологий для создания собственной инфраструктуры

Наличие исключительных прав на ведение хозяйственной деятельности фирмы, принятие решений по стратегическому управлению компанией. а) Зачастую, решение о необходимости увеличения степени внедрения информационных технологий в деятельность компании принимается руководителем. Это значит, что качество таких решений напрямую зависит от уровня знаний в области ИТ. б) минимальное разделение труда в деятельности работников предприятия также порождает спрос на интегрированные продукты, реализующие

несколькофункций управления в рамках одной системы

Специализация компании на конкретной отрасли сложность использования разветвленной информационной системы

Специфика отрасли Возможная необходимость использования программного обеспечения с большой стоимостью.

Для автоматизации и информационной поддержки работы предприятий различных сфер, чья финансовая и хозяйственная деятельность нередко значительно отличается друг от друга, разрабатываются программные пакеты, ориентированные на работу в определенной сфере экономики или бизнеса [3, 21]. Среди таких программных пакетов особо выделяются системы для автоматизации малого бизнеса. Такие системы, как правило, предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия (бухгалтерский учет, сбыт, склады, учет кадров, и т. д.)[4].

Для повышения экономической отдачи от информатизации предприятия необходимо определить бизнес-процессы в которых можно получить наибольший экономический эффект при ограниченных ресурсах на информатизацию. Ориентиром в некоторой степени может служить распределение инвестиционных, технических и программных средств по областям применения информатики за рубежом. Используя подобные пропорции с корректировкой на особенности ведения бизнеса в нашей стране, можно выделить приоритетные направления, требующие поддержки, избежать [5].

Подводя итог, современная предпринимательская деятельность невозможна без информационной поддержки. Объем данных для обработки, хранения и анализа неуклонно растет, а значит необходимо прибегать к помощи все более и более современных технологий. Конкурентным преимуществом предприятия малого бизнеса в условиях современной конкуренции будет быстрота реагирования на изменяющийся рынок, качество принятия стратегических решений по управлению компанией. А все это осуществлять без помощи информационных технологий просто невозможно. Разработка концепций внедрения информационных технологий в бизнес среду представляется перспективной с точки зрения решения задач малого предпринимательства в России. Наиболее важная из них, стоящая перед индустрией информационных технологий и менеджментом компаний, это экономическая эффективность информационных систем и максимизация положительных эффектов от использования информационно-коммуникационных технологий. В этих областях есть обширные возможности по исследованию и разработке новых методик.

Литература

1. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара — Экономика предприятия // Учебник для вузов — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 — 670 с.

2. Провалов В. С., ЕфимоваЕ. В. — Информационные технологии в малом бизнесе: особенности использования»

3. Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь // Информационные технологии: Форум, Инфра-М, 2007. — 256 с.

4. Классификация программных продуктов [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info-tehnologii.ru/ros_rin/klaas_prog_prod/index.html

5. В.В. Липаев Программы для ЭВМ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/ infosoc/emag.nsf/BPA/239de08a513c4120c325763f004bffb8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.