Научная статья на тему 'Специфика информационного бизнеса'

Специфика информационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1994
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Л. А., Кононов Э. Д.

В статье анализируется информационный бизнес как сравнительно новая отрасль деловой активности общества, его роль в информатизации общества и мировой экономики в целом. Представлены структура, развитие и специфика функционирования информационного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of informational business

This article analyzes informational business as a quite new branch of business activity of society. The role of informational society in the world economy is considered. The structure, peculiarities of functioning of informational business are revealed.

Текст научной работы на тему «Специфика информационного бизнеса»

УДК 002.56

Л.А. СМИРНОВА, Э.Д. КОНОНОВ

Омский региональный институт

СПЕЦИФИКА

ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА_

В статье анализируется информационный бизнес как сравнительно новая отрасль деловой активности общества, его роль в информатизации общества и мировой экономики в целом. Представлены структура, развитие и специфика функционирования информационного бизнеса.

Информационный бизнес — это производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг (1 ],

В большинстве случаев особенно это относится к начальному этапу внедрения рыночных отношений, под бизнесом понималась инициативная деятельность предпринимателей, направленная на получение только доходов, т.е. на обогащение. Совершенно не рассматривался подход, в основе которого лежит утверждение, что бизнес представляет собой систему, охватывающую деятельность не только субъектов, но и потребителей. В качестве субъектов могут выступать отдельные предприниматели, коллектив предпринимателей, наемные работники, государственные предприятия и организации[2,3].

Предпринимательский бизнес включает три компонента:

• производство продукции;

• торговую деятельность;

• коммерческое посредничество.

В рыночной экономике торговая деятельность и посредничество выступают только как необходимые дополнения. Но бизнес представляет собой не только торговлю и посредничество, но и производство как основу экономики любого государства.

Различия между предпринимательством и бизнесом заключаются в том, что предпринимательство является составной частью, элементом системы бизнеса. Он охватывает отношения между участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры.

Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую отрасль деловой активности общества. Однако в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике.

Первоначально информационный бизнес понимался лишь как предпринимательство в информационной сфере, направленное на развитие торговли и посредничества на информационном рынке. Однако сегодня это понятие приобретает более широкий смысл, так как оно охватывает не только торговлю и посредничество на информационном рынке, но также организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества[2,4].

Основными функциями информационного бизнеса в широком понимании являются:

- маркетинг и маркетинговые исследования на информационном рынке,

- организация производства средств информатизации;

- материально - техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации; лизинговые операции;

- страховые операции; консультационное обслуживание;

- организация службы информационной безопасности; управление финансовыми операциями; подготовка кадров для работы в информационной сфере. Развитие рыночных отношений привело кразруше-нию традиционных и появлению новых видов предпринимательской деятельности, от состояния и перспектив развития, которых зависит формирование научного и производственного потенциала.

Технологии, связанные с информационным обеспечением процесса управления, называют новыми информационными технологиями, под которыми понимается вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах, и в первую очередь в организационном управлении [2,5].

Связующим звеном в распространении инновационного обслуживания, а также продуктов, предназначенных для частного бизнеса, общественного управления, предприятий общественного сектора являются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Следует согласиться с тем, что реальные изменения, которые сопровождают процесс внедрения и совершенствования информационные и коммуникационные технологии, (ИКТ), не сводятся только к технологическим воздействиям. Внедрение новых форм интеграции и распространения информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) соответствует радикальным изменениям в организационных структурах управления предприятиями, способствующих быстрой и гибкой реакции на конкурирующее окружение. Это не только экономическое и организационное воздействие, но и изменение социальных отношений, поскольку в информационном обществе зарождается новый тип отношений: больше «индивидуальности» и гибкости за счет использования интерактивных средств массовой информации (изображение, звук и текст).

Интерактивное телевидение и электронные средства массовой информации (СМИ) не только энергично вторгаются на рынок товаров и услуг, но и являются специфической сферой, в рамках которой обработка данных, телекоммуникации и бытовая электроника все более приближаются к пользователю.

Развитие базовых технологий осуществляется в направлении создания электронных магистралей,

сравниваемых с индустриальной революцией прошлого века. Данный процесс охватывает не только промышленные области производства, но и распространения и рекламы, а также торговлю «электронными образами». В частности, основными тенденциями в развитии признаны следующие:

для индустрии информационных технологий (ИТ):

• развитие беспроводных компьютерных технологий;

• улучшение товарных свойств программных продуктов, предназначенных для персональных ЭВМ;

• экспертиза технического и программного обеспечения, интеграция стандартов разработки и их экспертиза для новых рынков, развитие новых компьютерных платформ и языковых средств для создания коммуникационно - ориентированных приложений^^];

для индустрии коммуникационных технологий:

• дальнейшее развитие инфраструктуры;

• увеличение сжатия цифровой информации при ее транспортировке;

• финансовая стабильность для привлечения инвестиций;

• ознакомление пользователей с преимуществами сотовой технологии;

• продолжающееся снижение цен и рост конкуренции;

• утверждение международных стандартов;

для индустрии средств массовой информации и

развлечений:

• эксперименты с окружающими технологиями;

• рост информационных активов;

• экспертиза информационных продуктов и их распространение в окружающей среде;

для индустрии бытовой электроники:

• повышение рыночных возможностей;

• снижение стоимости производства;

• осведомленность пользователей о достоинствах и качестве продуктов.

Кроме общего понятия информационного бизнеса, необходимо иметь некоторую систему определений его компонентов, соответствующую принятым международным стандартам, что особенно важно для статистического анализа развития рынков ИТ (информационных технологий) и ИКТ (информационных и коммуникационных технологий).

Существуют различные подходы к определению новых организационных форм информационного бизнеса.

Основным следует считать подход, в соответствии с которым фирмы, занятые разработкой и распространением информационных технологий, разделяются на компьютерные и информационные. Первый тип фирм связан с деятельностью по разработке, производству и распространению технических средств сбора, обработки, хранения и передачи информации. Второй тип фирм ориентирован на удовлетворение информационных потребностей пользователей.

По данным анализа, выполненного американской консультативной фирмой McKinley & Со, в компьютерной промышленности США выделяются шесть типов фирм [7,8|:

• многопрофильные - лидеры рынка, предлагающие всю гамму аппаратных и программных средств (фактически эта роль под силу только ведущим фирмам-производителям) ;

• создатели перспективной новой техники и технологий, определяющих передовые рубежи дальнейшего развития рынка вычислительной техники, коммуникаций и программного обеспечения;

• изготовители наилучших изделий для отдельных секторов рынка;

• фирмы, обслуживающие определенные географические регионы или категории пользователей;

• поставщики пакетов прикладных программ для актуальных классов задач;

• поставщики комплексных решений, предлагающие пользователям интегрированное программное обеспечение и все необходимые виды обслуживания.

Для данного подхода весьма характерным являются местоположение фирмы на рынке вычислительной техники и программного обеспечения и неявное разделение на компьютерные и информационные.

Получил также распространение подход, в соответствии с которым организационные формы подразделяются на национальные и транснациональные корпорации (ТНК). Этот подход правомерен и для наших условий, поскольку отмечается повсеместное участие иностранных производителей в формировании зарождающегося отечественного рынка вычислительной техники и программного обеспечения и создании совместных и малых предприятий и филиалов зарубежных фирм. Выделяют следующие факторы, лежащие в основе высокой конкурентоспособности ТНК по сравнению с национальными фирмами [8,9]:

• обладание большей информацией относительно действий конкурентов, что позволяет им организовывать централизованную систему управления и внутрифирменных коммуникаций, межфирменного сотрудничества;

• достаточный опыт в международных контактах на многих отраслевых рынках большинства стран.

Организационные формы в функциональном отношении разделяются по назначению: коммерческие, обслуживающие, распределенные, здравоохранения и социальной защиты, исследований и обучения, специальные.

По отношению к конечному продукту выделяются: научные, производственные, сбытовые, смешанные.

При анализе данного подхода обращает на себя внимание некоторая неопределенность, так как ведущие производители вычислительной техники и программного обеспечения интегрируют перечисленные направления, становясь в большинстве случаев смешанными, поскольку диверсификация деятельности является определяющей для достижения конкурентоспособности и ведущего положения на рынке.

Большую группу составляют сбытовые, или дилерские, фирмы, обеспечивающие продажу и распространение оборудования и программного обеспечения, одновременно выполняющие функции обратной связи с производителями и проектировщиками по улучшению характеристик предлагаемой продукции и формированию уровня цен. Роль информационных дилеров во многом аналогична роли агентов по продаже товаров. Основное отличие связано прежде всего со спецификой информации как объекта купли-продажи. В данном случае информационный дилер должен уметь сопоставлять и анализировать доступную информацию о предлагаемых товарах, содержащуюся в различных источниках; быть катализатором в информационном обмене; способствовать распространению достижений науки и техники; осуществлять сбор и хранение информации, а также предоставлять ее пользователям по их требованию; создавать массивы фактографической информации; анализировать собранную информацию и выявлять новые тенденции и направления исследований.

По отношению к сфере основной деятельности выделяются группы, производящие программные про-

дукты, выполняющие информационное обслуживание и оказывающие услуги, осуществляющие широкую консультационную деятельность и предоставляющие комплексные услуги. Данный подход может быть определен как специализация организационной формы. Рассмотрим подробнее данные виды специализации.

Способность производить конкурентоспособное программное обеспечение относится только к небольшой группе организационных форм, поскольку разработка мобильных программных продуктов под силу только коллективам с высоким интеллектуальным потенциалом и требует огромных затрат на научно-исследовательскую и технологическую деятельность. С этой точки зрения выделяются три категории, в основе которых лежат количественные различия:

• малые, с объемом продаж до 5 программных продуктов, для которых характерна специализация в секторах программного обеспечения, например специализированные базы данных, автоматизация обработки информации бухгалтерского учета и др. Следует отметить, что в настоящее время на рынке преобладает именно данная категория производителей;

• средние, с объемом продаж от 5 до 20 продуктов, для деятельности которых характерны адаптация программных продуктов и посредническая деятельность;

• крупные, занимающие определенное место во всех секторах рынка программных продуктов.

Специализация в области информационного обслуживания и предоставления услуг является наиболее распространенной и представительной и может быть разделена на услуги производственного характера, научно-исследовательские и проектные работы, а также услуги по разработке и сопровождению программного обеспечения [2,10]. Производственные услуги, в свою очередь, следует разделить на основные, предусматривающие обработку, передачу и защиту данных, ведение информационных массивов и баз данных, и вспомогательные, обеспечивающие техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники и периферийных устройств.

С практической точки зрения деятельность по оказанию услуг традиционно трактовалась как непроизводственная. Сейчас этот тезис нуждается в коренном пересмотре. Современная сфера информационных услуг непосредственно связана с эксплуатацией средств вычислительной техники и жизненно необходима для развития пользовательской инфраструктуры. На практике достаточно трудно определить, является ли результат деятельности услугой или продуктом.

В соответствии с Международным стандартом промышленной классификации сфера услуг подразделяется следующим образом:

• оптовая и розничная торговля;

• транспорт и связь;

• финансовые, страховые и банковские услуги;

• прочие услуги: медицинское и страховое обслуживание, образование и научные разработки, отдых и культура, коммунальные услуги.

Существуют альтернативные варианты классификации, в частности, классификация, в основе которой лежит понятие объекта сервисной деятельности[9,8]:

• услуги, непосредственно связанные с материальными предметами (система отношений «человек -предмет» - транспортировка, хранение, ремонт, гарантийное обслуживание, оптовая и розничная торговля и др.);

• информационные услуги (система отношений «человек - символ», это управление, научные разра-

ботки, консультации, связь, страхование, банковские услуги и пр.);

• услуги, предназначенные для поддержки здоровья и создания возможностей для трудовой деятельности человека (система отношений «человек -человек» - здравоохранение, образование, общественный транспорт и т.д.).

Выделение информационных услуг в качестве объекта сервисной деятельности расширяет данную классификацию, но при этом информационные и коммуникационные технологии нельзя представлять только какдеятельностьтипа «человек - симво/ », поскольку явно присутствуют отношения «человек - предмет» (компоненты технологий, в том числе компьютеры и программные продукты), «человек-человек» (например, система обучения, компьютерные игры и т.д.).

В каждой группе услуг есть такие, для которых необходимы персонал высокой квалификации и обычные услуги, рассчитанные на массового пользователя и не требующие высококвалифицированных специалистов. Это один из возможных подходов к классификации организационных форм, оказывающих специфические виды услуг в области информационных и коммуникационных технологий,

Современная индустрия ИКТ (информационно-коммуникационных тех?юлогий) представляет собой «мегаиндустрию» - конгломерат производственной и вспомогательных видов деятельности, что естественным образом затрудняет построение единой системы классификации в силу их многообразия. К ним относятся научно-исследовательская, информационная, консультационная, маркетинговая, управленческая деятельность и т.д. Причем вспомогательные виды деятельности могут выполняться как внутренними службами (подразделениями), так и независимыми сервисными предприятиями, например, маркетинговые исследования относительно конкурентоспособности программных продуктов [11,12].

Многие поставщики услуг одновременно являются поставщиками вычислительной техники и программного обеспечения. Таким образом, конкурентные преимущества в производстве и предоставлении услуг могут возникать в результате деятельности в сфере производства ЭВМ и периферийного оборудования. Так, первоначально конкурентные преимущества компьютерных фирм были связаны с производимыми ЭВМ и оборудованием, но постепенно эти преимущества переместились в область разработки программных продуктов и обслуживания. Это связано, в первую очередь, с постоянным снижением цен на вычислительную технику, ростом затрат интеллектуального труда при разработке программной продукции. По этой причине количество производителей «чистых» услуг, за редким исключением, является ограниченным.

Крупные фирмы, относящиеся к ТНК (транснациональные корпорации), занятые предоставлением услуг, свое основное внимание сосредоточивают на удовлетворении запросов пользователей к качеству и цене, а также на предоставлении дополнительных услут, связанных с рекомендациями, гарантиями надежности и т.д.

Библиографический список

1. Модульная программа для менеджеров: 17-й модуль. Управление развитием организации» М.: Инфра - М. 1999

2. Информационный рынок в России / Ю.М. Арский, P.C. Гиляревский, В.С.Егоров и др. - М.: ВИНИТИ, 1996

3. Попов В М. и др. Глобальный бизнес и информационные

технологии. Современная практика и рекомендации /В М.Попов, P.A. Маршавин, С.И.Ляпунов; Под ред. В.М.Попова - М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Карминский A.M., Нестеров П.В. «Информатизация бизнеса», М.: 1999.

5. Почепцов Г.Г, Информационные войны. М. «Рефл-бур», К,: «Ваклер» 2000.

6. Иванов О.В. «Информационные системы в экономике», М.: 2000.

7. Информационные технологии в бизнесе: Пер. с англ.: Энциклопедия / Под ред. М.Желенеч. СПб: Питер 2002.

8. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная война на Западе: Антология / Под ред. В.А. Иноземцева,- М.: Academia, 1990.

9. Курносов H.H. Информационное общество: планы и

программы зарубежных стран, — М., 1997,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кастельс М., Информационная эпоха: экономика, общество и культура./ Пер.с англ. Под науч. ред. Проф О,И, Шка-ратана - М.: ГУВШЭ, 2000.

I 1. трейдер Ю.А. «Все об информационном обществе», М.: 2003.

12. Романов А.Н,, Одинцов Б.Н. Советующие информационные системы в экономике, М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000.

СМИРНОВАЛюдмила Александровна, доцент, к.ф.н. КОНОНОВ Эдуард Дмитриевич, преподаватель.

Дата поступления статьи в редакцию: 29.05.2006 г. © Смирнова Л.А., Кононов Э.Д.

уДк 33471 O.A. БОГДАНОВСКАЯ

Омский региональный институт

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Проведение экономических реформ в нашей стране характеризуется как наличием устойчиво положительных тенденций, так и присутствием негативных факторов и противоречий. Банковская система играет важнейшую и непрерывно возрастающую роль в экономической жизни общества; это обусловлено тем, что в настоящее время она выполняет целый комплекс значимых общественно необходимых функций. Существенное влияние оказывает также и изменение вещественной формы денег/а именно широкое использование безналичных расчетов и средств. Банковская система представляет собой в некоторой степени, автономное образование в системе общественных связей и отношений, оказывая в то же время значительное влияние на систему национальной экономики в целом. Вместе с тем банковская деятельность подвержена многочисленным рискам, поэтому одним из условий эффективного функционирования банковской системы является построение надежной системы управления рисками. Особую важность представляет выработка философии отношений с предприятиями и фирмами, которые обслуживаются банком, т.е. потребителями банковского продукта. Это возможно только при условии качественного мониторинга и маркетинга.

Значительная доля проблем российской банковской системы связана с начавшейся консолидацией в банковском секторе. Но она не сопровождается достаточной аналитической работой. Поэтому одной из основополагающих возникла задача развития и совершенствования маркетинга в банковской системе.

Консолидации российских банков препятствует сложившаяся структура собственности в банковском секторе. Так, вхождение банков в ФПГ делает невозможным консолидацию банков первого круга. Банки третьего круга служат для "оптимизации" бизнес-схем, что также препятствует консолидации. Наиболее перспективны горизонтальное слияние региональных банков второго круга и их скупка крупными банками в качестве региональных филиалов. [ 1 ]

Ядро банковской системы в долгосрочной перспективе составят 50 — 60 диверсифицированных универсальных банков.

Структура банковской системы без учета сектора государственных банков сильно сегментирована^]. Среди частных банков нет ни одного, чья доля в совокупном объеме кредитов или вкладов оказывала бы заметное влияние на рынок в целом. Всего лишь 15 банков из всех существующих занимают от 1 до 4% рынка кредитов или вкладов. В стране действует порядка 1300 банков, из которых около 85% обладают собственным капиталом менее 10 млн евро. Небольшой размер российских банков обусловливает их высокую зависимость от ресурсной базы, в частности от рынка вкладов, долговых обязательств и МБК. Подавляющее большинство отечественных банков не имеют возможности кредитовать крупные промышленные предприятия в связи с дефицитом капиталов. [6 ]В условиях финансовой нестабильности повышается роль такого фактора конкурентоспособности, как размер банка. Отечественный банковский сектор нуждается в консолидации, которая по международ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.