Научная статья на тему 'Современный уровень информационной инфраструктуры в управлении ресторанным бизнесом'

Современный уровень информационной инфраструктуры в управлении ресторанным бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
945
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНДУСТРИЯ ПИТАНИЯ / ПРОГРАММЫ 1 С: СКЛАД / 1 С: БУХГАЛТЕРИЯ / БЭСТ / ГАЛАКТИКА / КОДЕКС / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА / ПРАВОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНОЛОГО-ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ / AUTOMATION / ACCOUNTING SOFTWARE / INFORMATION INFRASTRUCTURE / FOOD INDUSTRY / PROGRAM 1: THE WAREHOUSE / 1 C: ACCOUNTING / BEST / GALAXY / CODE / CATERING BUSINESS / ADMINISTRATION STAFF AND INFORMATION SUBSYSTEM / LEGAL INFRASTRUCTURE / TEHNOLOGO-SERVING PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мордовченков Николай Васильевич, Попова Ирина Юрьевна

Актуальной проблемой сферы сервиса и, в частности, индустрии питания является уровень информационного обеспечения процессов производства услуг. В связи с этим руководителям различных уровней необходим глубокий, системный, комплексный анализ средств информационного обеспечения для ведения технологического процесса. При выборе программных продуктов необходимо учесть уровень их обоснованности, актуальности, экономичности и эффективности. В мире глобальных бизнес-процессов каждый владелец бизнеса должен просчитывать, сможет ли он в период нестабильности повысить эффективность, выдержать серьезную конкурентную борьбу и не «затеряться» в информационном пространстве. В статье проведен всесторонний анализ сферы ресторанной индустрии и выявлены возможности и направления автоматизации технолого-обслуживающих процессов, связанных с формированием информационной базы. Информационная инфраструктура в данном секторе характеризуется системой организационных структур и подсистем, обеспечивающих функционирование и совершенствование информационного потенциала фирмы и средств информационной конвергенции в условиях глобализации. Эффективную работу организаций общественного питания на современном этапе невозможно представить без современной автоматизации. Автоматизация данного сектора услуг и сервиса представляет собой совокупность различного рода систем, которые объединяют в себе такие сферы деятельности, как производство, обслуживание покупателей, реализацию, управленческий, бухгалтерский, налоговый учет, с учетом положений действующего законодательства. Источниковедческий анализ, наблюдения свидетельствуют, что ресторанная индустрия Нижегородской области активно осваивает и применяет автоматизированные системы, что делает данный сектор привлекательным для привлечения в него инвестиций, в том числе и из-за рубежа. В работе приведена характеристика программных продуктов, отражены их положительные и отрицательные стороны, представлена ценовая составляющая. Информационная инфраструктура, в частности, автоматизация заведений индустрии питания ведет данный сектор к использованию информации во взаимодействии с информационными технологиями, что способствует более качественному обслуживанию потребителей, совершенствованию работы заведения, сокращению затрат, повышению рентабельности и ведению более эффективного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT LEVEL OF INFORMATION INFRASTRUCTURE IN MANAGING THE RESTAURANT BUSINESS

The actual problem of the scope of service and in particular, the food industry is the level of information support of processes of production of services. In this regard, leaders of different levels need a deep, systematic, comprehensive analysis of information support for technological process control. When selecting software you must consider the level of their reasonable accuracy, the relevance, efficiency and effectiveness. In the world of global business processes every business owner must calculate whether it is in a period of instability to improve efficiency, to withstand a serious competition and not getting lost in the information space. In article carried out all-sided analysis of the restaurant industry and identified opportunities and areas for automation technologo serving processes associated with the formation of the information base. Information infrastructure in this sector is characterized by a system of organizational structures and subsystems that ensure to give effect to the functioning and improvement of information capacity of the company and means of information convergence in the context of globalization. Efficient operation of public catering organizations at the present stage it is impossible to imagine without modern automation. Automation of this sector of services is the collection of different kinds of systems that combine such areas as manufacturing, customer service, implementation, administrative, accounting, tax accounting subject to the provisions of applicable law. Source study analysis, observations show that the restaurant industry of the Nizhny Novgorod region actively develops and applies automated systems, making the sector attractive to attract investment, including from abroad. In the work presented the characteristics of software products that reflected their positive and negative sides, presents the price component. Information infrastructure, in particular, automation of industry establishments supply leads given point in the sector to use of information in collaboration with information technology that promotes a higher quality of customer service, improvement of operation, reduction of costs, increased profitability and effective business.

Текст научной работы на тему «Современный уровень информационной инфраструктуры в управлении ресторанным бизнесом»

31. Курилов К. Ю. Оценки эффективности внедрения СЯМ-концепции с целью повышения эффективности деятельности предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 53-56.

32. Максакова Л. М. Маркетинговые подходы в повышении эффективности деятельности птицеводческих предприятий // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 78-80.

33. Сидорова Н. А., Федоров Ю. А. Анализ конкурентоспособности торгового предприятия на примере ООО «ТЕХЗДРАВ МТ» // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия : Экономика. 2015. № 2 (40). С. 189-198.

34. Михеева М. А., Орлова Л. В. Комплексный подход к отбору торгового персонала в современных условиях // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 186-189.

35. Криворотько И. А. Анализ мировых торговых стратегий ведущих нефтяных компаний и перспективы их развития // Азимут научных иссле-

дований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 28-31.

36. Прокофьева У. Н. трудовая мотивация и психологический климат в коллективе в сфере торгового бизнеса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 62-65.

37. Хлевная И. В., Капелюшная Т. В. Выявление и анализ факторов влияния на развитие промышленных предприятий и предприятий сферы услуг // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 121-125.

38. Черкасов В. А. Исследование развития пищевых предприятий и предприятий перерабатывающего сектора АПК в кризисных условиях // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 98-101.

39. Насакина Л. А. Стратегические аспекты анализа инновационного развития предприятия сферы услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 104-108.

08.00.05 УДК 338.462

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ РЕСТОРАННЫМ БИЗНЕСОМ

© 2016

Мордовченков Николай Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Сервис и экономика сферы услуг» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Попова Ирина Юрьевна, преподаватель кафедры «Сервис и экономика сферы услуг» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Актуальной проблемой сферы сервиса и, в частности, индустрии питания является уровень информационного обеспечения процессов производства услуг. В связи с этим руководителям различных уровней необходим глубокий, системный, комплексный анализ средств информационного обеспечения для ведения технологического процесса. При выборе программных продуктов необходимо учесть уровень их обоснованности, актуальности, экономичности и эффективности. В мире глобальных бизнес-процессов каждый владелец бизнеса должен просчитывать, сможет ли он в период нестабильности повысить эффективность, выдержать серьезную конкурентную борьбу и не «затеряться» в информационном пространстве. В статье проведен всесторонний анализ сферы ресторанной индустрии и выявлены возможности и направления автоматизации технолого-обслуживающих процессов, связанных с формированием информационной базы. Информационная инфраструктура в данном секторе характеризуется системой организационных структур и подсистем, обеспечивающих функционирование и совершенствование информационного потенциала фирмы и средств информационной конвергенции в условиях глобализации. Эффективную работу организаций общественного питания на современном этапе невозможно представить без современной автоматизации. Автоматизация данного сектора услуг и сервиса представляет собой совокупность различного рода систем, которые объединяют в себе такие сферы деятельности, как производство, обслуживание покупателей, реализацию, управленческий, бухгалтерский, налоговый учет, с учетом положений действующего законодательства. Источниковедческий анализ, наблюдения свидетельствуют, что ресторанная

индустрия Нижегородской области активно осваивает и применяет автоматизированные системы, что делает данный сектор привлекательным для привлечения в него инвестиций, в том числе и из-за рубежа. В работе приведена характеристика программных продуктов, отражены их положительные и отрицательные стороны, представлена ценовая составляющая.

Информационная инфраструктура, в частности, автоматизация заведений индустрии питания ведет данный сектор к использованию информации во взаимодействии с информационными технологиями, что способствует более качественному обслуживанию потребителей, совершенствованию работы заведения, сокращению затрат, повышению рентабельности и ведению более эффективного бизнеса.

Ключевые слова: автоматизация, бухгалтерские программы, информационная инфраструктура, индустрия питания, программы 1 С: Склад, 1 С: Бухгалтерия, БЭСТ, Галактика, Кодекс, ресторанный бизнес, управленческая и информационная подсистема, правовая инфраструктура, технолого-обслуживающие процессы.

THE CURRENT LEVEL OF INFORMATION INFRASTRUCTURE IN MANAGING

THE RESTAURANT BUSINESS

© 2016

Mordovenkov Nikolay Vasilievich, doctor of economical science, professor of the chair «Service economy and the service sector» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economic, Nizhny Novgorod (Russia)

Popova Irina Yurievna, lecturer of the chair «Service economy and the service sector» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economic, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. The actual problem of the scope of service and in particular, the food industry is the level of information support of processes of production of services. In this regard, leaders of different levels need a deep, systematic, comprehensive analysis of information support for technological process control. When selecting software you must consider the level of their reasonable accuracy, the relevance, efficiency and effectiveness. In the world of global business processes every business owner must calculate whether it is in a period of instability to improve efficiency, to withstand a serious competition and not getting lost in the information space. In article carried out all-sided analysis of the restaurant industry and identified opportunities and areas for automation technologo - serving processes associated with the formation of the information base. Information infrastructure in this sector is characterized by a system of organizational structures and subsystems that ensure to give effect to the functioning and improvement of information capacity of the company and means of information convergence in the context of globalization. Efficient operation of public catering organizations at the present stage it is impossible to imagine without modern automation. Automation of this sector of services is the collection of different kinds of systems that combine such areas as manufacturing, customer service, implementation, administrative, accounting, tax accounting subject to the provisions of applicable law. Source study analysis, observations show that the restaurant industry of the Nizhny Novgorod region actively develops and applies automated systems, making the sector attractive to attract investment, including from abroad. In the work presented the characteristics of software products that reflected their positive and negative sides, presents the price component.

Information infrastructure, in particular, automation of industry establishments supply leads given point in the sector to use of information in collaboration with information technology that promotes a higher quality of customer service, improvement of operation, reduction of costs, increased profitability and effective business.

Keywords: automation, accounting software, information infrastructure, the food industry, program 1: the Warehouse, 1 C: Accounting, BEST, Galaxy, Code, catering business, administration staff and information subsystem, legal infrastructure, tehnologo-serving processes.

Введение

Организация эффективного управления в инфраструктуре бизнеса и предпринимательства немыслима без повышения качества производства и услуг [14, с. 25] в ресторанном бизнесе. Эффективность ресторации во многом зависит сейчас от вне

дренных в её деятельность различных информационных компьютерных программ и инновационных технологий. Использование инновационных технологий создает реальные условия по повсеместному применению в своей работе различных программных продуктов. На современном компьютерном

рынке существует огромное количество различных программ, выполняющих разнообразные управленческие решения. Вследствие этого рестораторам следует исследовать рынок программных продуктов и через управленческое решение оптимизировать технологический процесс в индустрии гостеприимства.

Материалы и методы Управленческое решение - это процесс целенаправленного воздействия на технологический процесс, основанный на информации о нем, определенной ранее цели, разработанной программе согласно поставленным и решаемым задачам [5, с. 35]. Современные управленческие «шансы» включают в себя сферы деятельности предприятия по производству товаров, работ, услуг, стадию реализации, кадровый менеджмент, психодиагностику, непосредственно фазу производства. Центральное

место в этой системе занимает информация, а её дефицит создает информационный вакуум, под которым понимают дисбаланс в понимании с одной стороны индивидуума о знании предмета и знанием, накопленным социумом в пространстве и во времени [11, с. 15]. Источниковедческий анализ позволил установить, что в организации существуют различные иерархии управления, которые связаны с информационным полем (рис.1) [9, с. 112] .

На стадии принятия управленческого решения о свойствах полученной информации (рис. 2), необходимо учитывать уровень его обоснованности [4, с. 135].

Анализ информационной среды управленческой деятельности сферы услуг в индустрии гостеприимства позволил составить интегрированную графическую модель (рис. 3).

Стратегический уровень управления

~ЛИ

Ж:

Тактический уровень управления

НС

=я=

Оперативный уровень управления

Ж

ж

Специальные информационные запросы

Информационные требования

Информационные запросы по текущим операциям

Информация стратегического характер управления

4

Информация тактического характера управления

Информация оперативного характера управления

Поддержка эффективного принятия решения

Необходимые выводы и рекомендации

Оперативные действия, основанные на экономически обоснованных управленческих решениях

Рисунок 1 - Взаимосвязь управленческой и информационной подсистем

Краткость

I | I |

Доступность

I I I I

Своевременность

Ясность

I.

Четкость ретрансляции информации

Свойства

I

I

Информация должна быть адекватной

I | I | I |

Полнота

I I I I

1

Понятная

Рисунок 2 - Характеристика свойств управленческой информации

Рисунок 3 - Информационная среда в управлении предприятием общественного питания

Всё информационное пространство в ходе деятельности предприятия осуществляется с использованием его информационных возможностей [8, с. 45] в состав которых входят такие компоненты, как информационные ресурсы, процедуры, технологии, пользователи данной информации, оборудование и перечень программных продуктов. Авторы статьи

констатируют, что вся информация аккумулируется в программном обеспечении и «наращивается» в процессе приобретения и использования новых программных продуктов для принятия эффективных управленческих решений [10, с. 46] в конкретной организации сферы услуг (рис. 4).

Финансовый учет

Право-юридический учет

Производственный учет

Складской учет

1С: Бухгалтерия

С \

Консультант Плюс; Гарант; Кодекс, Референт

1С: Склад

R-kipper

Рисунок 4 - Классификация компьютерных программ по сферам их применения

Результаты

Опираясь на концепцию контроллинга с использованием специальных компьютерных информационных программ, проанализированы сферы учета (рис.4) применяемые организациями общественного питания. В первую очередь были рассмотрены на действующих предприятиях нормативно-правовые ресурсы и программы, которые способствуют эффективной консолидированной работе отделов. Актуальными в практическом применении авторы считают брендовые информационно-справочные продукты [2, с. 67]:

- «Консультант Плюс» (фирмы «Консультант Плюс»);

- «Гарант» (адаптированная на гражданские цели НПП «Гарант-Сервис»);

- «Кодекс» (научно-производственная компания «Центр компьютерных разработок»);

- «Референт» (фирма «Референт- Сервис»);

- «Юридический мир» (издательская компания «Дело и право»);

- «Ваше право» и «Юрисконсульт» (компания «Информационные системы и технологии»);

- Система «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);

- «ЮНИС» (компания «Нитралекс»).

Интенсивность и сфера распространенности

программных систем в инфраструктуре информатизации бизнеса на отечественном рынке имеет широкий диапазон в условиях риска и неопределенности. Качественно оценить каждую из предложенных программ невозможно, а имеющиеся данные достаточно субъективны. Комплексно,

системно анализируя индустрию питания в области применения современной автоматизации ресторанного бизнеса, рестораторы должны учитывать ряд ошибок при внедрении данных систем, а в частности [1, с. 54]:

- искаженное видение пользователя-заказчика о том, что он хочет достигнуть после получения доступа к ресурсам автоматизации. Неоправданные, ложные ожидания от эрзац-внедрения: уменьшение затрат на рабочую силу, материальные затраты на обновление программного продукта, на аналогичную выгоду и т. п. В данном секторе нужно придерживаться инфро-рефрена - «автоматизируя сегодня, не забудь о том, что будет завтра»;

- экономически необоснованное размещение спектра сервисных служб в рамках шаговой доступности от предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- консерватизм ресторатора в плане приобретения оборудования при изменении сценария внедрения автоматизации, но тогда как необходимо дополнительно при нововведении закупать оборудование современного образца, которое поддерживает приобретенную программу;

- наличие на рынке похожих аналогов информационных, компьютерных ^-программ.

Анкетный опрос респондентов - юридических лиц (корпоративных клиентов) данной продукции и информационный ресурс А. В. Хорошилова, С. Н. Селеткова, Н. В. Днепровской, позволил получить результаты (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика информационных справочно-правовых

систем на российском рынке

Название справочно-правовых систем Достоинство системы Недостаток системы Стоимость системы, руб.

«Консультант Плюс» - большой функционал; - мобильность; - не высокие требования к ресурсам аппарата; - качественная база; - удобные инструменты; - заказ документов; - бесплатная версия - отсутствие образцов договоров в бесплатной версии; - дороже чем у конкурентов; - платное обслуживание 8 500

«Гарант» - большая правовая база; - дополнительная база «Архив»; - отслеживание и предупреждение об изменениях; - еженедельное пополнение базы - правовые вопросы для бухгалтеров - в случае сбоя нужно переустановить систему; - долгий поиск по контексту, поисковый инструмент 5 000

«Кодекс» - большое количество ГОСтов, СНиПов и т.д.; - технология автоматизированного хранения документов в процессе создания; - высокая скорость доступа - локальная сеть; - слишком большой объем баз данных, что снижает функционал ПК; - бесплатной версии нет; - работает в комплекте «Кодекс», «Кодекс-Сервер»; - покупка компакт-диска с обновлением; - плата за сетевое использование (отдельными пользователями)[16, с 1078] 4 500

На современном этапе развития и совершенствования правовой информации значимым является интегрирование (взаимосвязь) правовых баз и специализированных бухгалтерских программ. Лидирующую позицию в этом направлении занимает фирма «Гарант», которая создала три совместимых программных продукта [12, с. 132]:

- «Турбо-Бухгалтер» с правовой поддержкой «Гарант» (ДИЦ);

- «Инфро - Бухгалтер» с правовой поддержкой «Гарант» (информатик);

- «1С: Гарант правовая поддержка» (совместимо с 1С).

Весь этот спектр программных продуктов характеризует качество информационного накопления консалтинговых систем, и в частности:

- надежность источников и корректный характер информационного ресурса;

- полный перечень информационных элементов;

- оперативный характер экспресс-информации;

- юридическая чистота информационного ресурса.

Программные продукты учетной политики предприятия классифицируются следующим образом [13, с. 156]:

- АРМ-бухгалтер;

- интегрированные бухгалтерские операции (проводки);

- бухгалтерский инноватор;

- бухгалтерский комплекс;

- блейк-офис;

- международные системы учета;

- бухгалтерское дело.

На современном российском рынке компьютерного сопровождения существует значительное количество программ различных производителей. Проведенный анализ функционирования деятельности отечественных разработчиков позволил выявить, что большая часть программных продуктов занимается инновационным внедрением автоматизированных систем «1С: Бухгалтерия» различных модификаций в отраслях общественного питания.

В качестве брендовых компьютерных продуктов для российских разработчиков бухгалтерских автоматизированных систем считаются [13, с. 265]:

- 1С: бухгалтерия (фирма «1С»);

тик»);

- БЭСТ (компания «Интеллект-сервис»);

- Турбо-Бухгалтер (компания «ДИЦ»);

- Флагман (компания «Инфосорт»);

- Инфро-Бухгалтер (компания «Информа-

;

- Гектор: бухгалтер (фирма «Гектор»);

- «Галактика» и «Парус» (фирма «Галактика-Парус»);

- ABACUS (фирма «Омега»).

Сфера применения этих программ идентична, однако авторы выявили и ряд различий (табл.2).

Таблица 2 - Сравнительная характеристика разработанных автоматизированных систем, _адаптированных для нужд бухгалтерии

Название модифицированной системы

Достоинство программного продукта

Недостаток программного продукта

Стоимость системы, руб.

«1С: Бухгалтерия» (все версии, в т. ч. Программы 1С)

- наличие готовых настроек;

- за небольшой период времени, возможно получение необходимых документов с использованием определенных форм;

- отсутствие необходимости в высокой квалификации специалистов;

- получение программы, в определенный момент максимально отвечающей поставленным задачам

- невозможность ведения учета в динамике;

- относительно невысокая скорость проведения вычислений;

-для определенной деятельности используют определенную версию, т.е. программа «1С» не является универсальной;

- программа «1С» лишена возможности работать с графикой;

- достаточно сложна для усвоения новичками

3 000-3 300 руб. за рабочее место;

1С: ПРОФ: 13 000-16 200 руб. за рабочее место [20]

Галактика и парус

- обеспечивает эффективную

поддержку спектра управленческих задач;

- позволяет гибко реагировать на внешние и внутренние изменения в деятельности;

- простота и удобство;

- имеет сильный финансовый модуль и высокую гибкость

при адаптации к бизнес-процессам компании;

- переход на новые версии (релизы) программных продуктов производится автоматизированным образом и, как правило, не вызывает никаких затруднений

- скорость работы сильно зависит от выбора СУБД и конфигурации сервера; -требовательность к внутренней сети

предприятия при работе в двухуровневой архитектуре и к конфигурации сервера при работе в трехуровневой архитектуре; -низкий уровень технической поддержки в основном офисе компании; -переход на новую платформу потребует организационных и ресурсных затрат;

- дорогая («галактика»);

- документы проводятся медленно;

- отчеты формируются долго, особенно сводные

9 000-12 000 руб. за рабочее место [18,19]

«БЭСТ»

обеспечивает:

- оперативный, бухгалтерский, налоговый учет и аудит в едином информационном пространстве;

- организацию и ведение бухгалтерского уче-

- является эндогенной системой и не может быть подвергнута изменению со стороны пользователя самостоятельно; -компания-разработчик сама проводит модификацию базовых модулей,

4000 руб. за рабочее место;

Продолжение таблицы 2

та по общей и упро- приспосабливая их к спе-

щенной схеме налого- цифике конкретного пред-

обложения; приятия, это дорогостоя- БЭСТ 5 «Питание» -

- широкие возможности щий процесс, который не- 15 000 руб. за рабочее

адаптации к учетным редко вызывает трудности место [17]

потребностям отдельно сопровождения и обновле-

взятого предприятия; ния версий

- полное соответствие

общепринятой практики

учета хозяйственной

деятельности;

- максимальную про-

стоту освоения, сопро-

вождения и обслужива-

ния;

- доступную стоимость

приобретения;

- интуитивно-понятный

интерфейс;

- наличие встроенной

среды разработки;

- работу горячей линии

консультаций: элек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тронной «Ваш вопрос»

и телефонной многока-

нальной линии

Авторами выявлено, что эффективной и достойной является программа - «1С», а самой дешевой и распространенной в работе кафе, ресторана -«БЭСТ». Автоматизированные системы управления компании «Парус», хорошо подойдут как для государственных предприятий, так и малого бизнеса. Нецелесообразно использовать «Парус» на

крупных предприятиях с точки зрения оперативного и управленческого учета.

Если сравнить программы 1С, решения БИТ и БЭСТ [3, с. 145], то у них достаточно много общего, в зависимости от наполняемости блоков. Сравнительная характеристика блоков и ценовой составляющей представлена на рисунках 5, 6.

Рисунок 5 - Решения Бит программы 1С

Рисунок 6 - Составные модули программы БЭСТ 5

Складской учет на предприятиях общественного питания в использовании информационных автоматизированных систем представлен програм-

мой 1С: Склад. При анализе этой программы были также выявлены как положительные стороны, так и отрицательные, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ программы 1С: Склад [7, с. 56]

Название Достоинство Недостаток системы Стоимость системы, руб.

системы системы

- базовая программа

- удобно вести еже- ориентирована в пер-

дневный учет отгрузки вую очередь на со-

и поступления товаров вместимость с 1С бух-

на складе; галтерией, предпри-

-удобство эксплуата- ятием, управлением

ции; торговлей;

- разумная цена; - настройка, внедре-

-квалификационная ние, осуществляется 4 300-4 600 руб.

1С: Склад техническая поддерж- квалифицированными за рабочее место

ка; 1С программистами;

- единая технологиче- - необходимость зака-

ская платформа; зывать услуги 1С;

- упрощение приема и - платные обновления

размещения товара на услуг;

складе; - низкая безопасность

- печать и отправка и защищенность ин-

складских документов формации, используе-

мой 1С

Из таблицы 3 видно, что программа 1С: Склад имеет больше положительных аспектов, чем отрицательных, в том числе ценовая составляющая данной программы доступна большому кругу практических пользователей.

Обсуждение По мнению многих владельцев ресторанной индустрии, в том числе и Нижегородской области, данная сфера деятельности подвержена как большой конкуренции, так и различным кризисам. К примеру, 2014-2015 годы были достаточно тяжелыми для предпринимательской деятельности, многие предприятия были закрыты, имеющие капиталы организаций в основном направлялись в торговую деятельность. Кризисным явлениям присущи не только отрицательные черты, но и положительные: так владельцы, выжившие в тяжелые дни, стали обращать внимание не только на приобретение нового оборудования и помещений, но и на внедрение современных информационных технологий управления, в том числе и автоматизацию сферы индустрии питания. Выгоды от такого внедрения гораздо больше, чем многие ожидают: от сокращения издержек, до более качественного обслуживания потребителей, в том числе и иностранных. Автоматизации подвержены как отдельные части бизнес-процессов, так и всей производственно-обслуживающей цепи. Именно автоматизированная система управления способствует согласованности между отделами, цехами, сотрудниками, клиентами, сокращает время на обработку заказа, что повышает эффективность работы всего заведения. К тому же в период нестабильности денежных эквивалентов очень удобно для владельцев закупать данные системы автоматизации в кредит. Авторами статьи был проведен источниковедческий анализ информационных систем, применимых в ресторанной индустрии, где учитывалось мнение владельцев ресторанной индустрии о новинках и зарекомендовавших уже себя информационных управленческих системах. По мнению специалистов, в ресторанной индустрии большое внимание при выборе той или иной управленческой системы они уделяют: ценовой составляющей продукта, дополнительному сопровождению (обслуживанию), удобству эксплуатации, наличию дополнительных модулей и совместимостью с имеющимся оборудованием. Отмечались случаи, когда владельцы ресторанов и кафе экономили на компьютеризации и автоматизации заведений, закупая оборудование низкого качества, но под

влиянием большого объема информации, температурных показателей в помещении и отсутствия бесперебойной работы оборудования, в один прекрасный день случались сбои, и вся информация за несколько месяцев терялась, без возможности ее восстановления. По мнению различных респондентов - юридических лиц, шеф-поваров, с которыми согласны и авторы статьи, автоматизировать бизнес любого уровня должны только профессионалы своего дела. Они подберут не только удобную автоматизированную систему под конкретный ресторан, но и смогут учесть все нюансы бизнеса: сезонность продуктов с различным содержанием влаги, географического расположения заведения, особенности местности и предпочтений потребителей.

Заключение

Анализируя ресторанную индустрию, а в частности предприятия общественного питания Нижегородской области, не стоит забывать о функционировании в специфических условиях, обусловленных региональными особенностями. Среди условий, негативно отражающихся на деятельности предприятий общественного питания, следует отметить неблагоприятную демографическую ситуацию, низкий уровень и качество жизни населения, высокий уровень безработицы [15, с. 470]. Отсутствие государственного регулирования инновационной и информационной инфраструктуры приводит к негативным последствиям в сфере услуг [6, с. 57].

Таким образом, развитие ресторанной индустрии возможно через развитие информатизации бизнес-процессов с использованием информационной инфраструктуры. Для внедрения информационных программ требуется их тщательный анализ, для этого нужны определенные знания и организационные навыки. Применение автоматизированных информационных систем в сфере услуг приближает общество к очередному витку развития общества и новому технологическому укладу, в результате этого вопрос требует более детальной проработки и исследований. При внедрении автоматизированных систем, требуются дополнительные финансовые вложения и не каждый владелец сферы сервиса способен модернизировать свой бизнес без дополнительных источников. Современная информационная инфраструктура как эффективный организационно-экономический механизм позволяет поднять уровень отечественного бизнеса и предпринимательства в индустрии гостеприимства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике : Учебник / Под ред. проф. Г. А. Титоренко. М. : ЮНИТИ, 2005. 399 с.

2. Архипенков С., Голубев Д., Максименков О. Хранилища данных: от концепции до внедрения. М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2009.476 с.

3. Богачева Т. Н. 1С: Предприятие 8. Управление торговлей в вопросах и ответах. Спб. : «1С» 2010. 270 с.

4. Венделева М. А. Вертакова Ю. В. Информационные технологии в управлении : учеб. пособие для бакалавров. М. : Юрайт, 2013. 462 с.

5. Годин В. В., Корнеев И. К. Управление информационными ресурсами. М. : ИНФРА-М. 2010. 198 с.

6. Горбунова Ю. И., Горбунова О. Н. Информационная инфраструктура : современная сущность, подотрасли ее составляющие // Журнал «Социально-экономические явления и процессы». 2014. № 2 (9). С. 67.

7. Зверева Т. А., Михайлов А. Г., Кириленко А. О. 1С: Предприятие 8.1. Руководство по установке и запуску. М. : Фирма «1С», 2007. 96 с.

8. Ильина О. П. Информационные технологии бухгалтерского учёта. СПб. : Питер, 2002. 267 с.

9. Информационные технологии управления : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г. А. Ти-торенко. 2-е изд., доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 439 с.

10. Лысенко С. Легко искать. Удобно работать //Журнал «Бухгалтер и компьютер», Москва. Январь. 2013. С. 98

11. Марусин В. В. Информатика систем управления : метод. пособие. Н-сиб., НГУ. 2010. 210 с.

12. Радченко М. Г. 1С: Предприятие 8.2 .Коротко о главном. Спб. : «1С Паблишинг» 2012. 270 с.

13. Рязанцева Н. А., Рязанцев Д. Н. 1С: Предприятие. Комплексная конфигурация. Секреты работы. СПб. : БХВ-Питербург, 2004. 624 с.

14. Смагина И. Н., Смагин Д. А. Организация коммерческой деятельности в общественном питании: учеб. пособие. М. : ЭКСМО, 2009. 336 с.

15. Управление качеством : учебник для бакалавров / А. Г. Зекунов [и др.] - (серия: Бакалавр. Углубленный курс). М. : Издательство Юрайт. 2015.475 с.

16. Хорошилов А. В., Селетков С. Н., Днепровская Н. В. Управление информационными ресурсами. М. : Финансы и статистика, 2006. 272 с.

17. Апрель Софт. Больше чем автоматизация [сайт] - режим доступа: http://www.aprsofit.ru/lcv8/ (дата обращения: 26.02.16).

18. Корпорация «Галактика» [сайт] - режим доступа: www.galaktika.ru (дата обраще-ния:25.02.16).

19. Корпорация Парус. Инновационные технологии управления [сайт] - режим доступа: http://www.parus.ua (дата обращения: 26.02.16).

20. Первый БИТ. IT-решения для учета и управления [сайт] - режим доступа: http://nizhniy.1cbit.ru/company/about/ (дата обращения: 25.02.16).

REFERENCES

1. Avtomatizirovannye informacionnye texno-logii v e'konomike: Uchebnik / Pod red. prof. G.A. Ti-torenko. M. : YuNITI, 2005, pp. 399.

2. Arxipenkov S. Xranilishha dannyx: ot kon-cepcii do vnedreniya / S. Arxipenkov, D. Golubev, O. Mak-simenkov M. : DIALOG-MIFI, 2009, pp.476

3. Bogacheva T.N. 1S: Predpriyatie 8. Upravle-nie torgovlej v voprosax i otvetax/ Bogacheva T. N. Spb.: «1S» 2010, pp. 270

4. Vendeleva M. A. Informacionnye texnologii v upravlenii: ucheb. posobie dlya bakalavrov / M. A. Vendeleva, Yu.V. Vertakova. M. : Yurajt, 2013, pp. 462

5. Godin V. V. Upravlenie informacionnymi re-sursami / V. V. Godin, I. K. Korneev M. : INFRA-M, 2010, pp.198

6. Gorbunova Yu. I., Gorbunova O. N. Infor-macionnaya infrastruktura: sovremennaya sushhnost', podot-rasli ee sostavlyayushhie // Zhurnal «Social'no-e'konomicheskie yavleniya i processy». 2014. № 2, tom 9, pp. 67.

7. Zvereva T. A. 1S : Predpriyatie 8.1. Ruko-vodstvo po ustanovke i zapusku/ T.A. Zvereva, A.G. Mixajlov, A O. Kirilenko M. : Firma «1S», 2007, pp. 96.

8. Il'ina O.P. Informacionnye texnologii buxgal-terskogo uchyota / O.P. Il'ina. SPb.: Piter, 2002, pp. 267

9. Informacionnye texnologii upravleniya: ucheb. posobie dlya vuzov / pod red. prof. G.A. Tito-renko. 2-e izd., dop. M. : YuNITI-DANA, 2006, pp. 439

10. Lysenko S. Legko iskat'. Udobno rabotat'/ S. Lysenko //Zhurnal «Buxgalter i komp'yuter», Moskva yanvar' 2013, pp.98

11. Marusin V. V. Informatika sistem upravle-niya: metod. posobie / V. V. Marusin N-sib., NGU. 2010, pp. 210

12. Radchenko M. G. 1S:Predpriyatie 8.2 .Korotko o glavnom/ Radchenko M. G. Spb .: «1S Pablishing» 2012, pp. 270

13. Ryazanceva N.A. 1S:Predpriyatie. Kom-pleksnaya konfiguraciya. Sekrety raboty / Ryazanceva N. A., Rya-zancev D. N. SPb. : BXV-Piterburg, 2004, pp. 624 s.

14. Smagina I. N. Organizaciya kommercheskoj deyatel'nosti v obshhestvennom pitanii: ucheb. posobie / I. N.Smagina, D. A. Smagin M. : E'KSMO, 2009, pp. 336

15. Upravlenie kachestvom: uchebnik dlya baka-lavrov / A. G. Zekunov [i dr.] - (seriya : Bakalavr. Uglub-lennyj kurs). M.: Izdatel'stvo Yurajt. 2015, pp.475

16.Xoroshilov A. V. Upravlenie informacion-nymi resursami / A.V. Xoroshilov, S.N. Seletkov, N. V. Dneprovskaya M. : Finansy i statistika, 2006, pp. 272

17.Aprel' Soft. Bol'she chem avtomatizaciya [sajt] rezhim dostupa: http://www.aprsoft.ru/1cv8/ (data obrashheniya: 26.02.16).

18. Korporaciya «Galaktika» [sajt] rezhim dostupa: www.galaktika.ru (data obrashheniya: 25.02.16).

19. Korporaciya Parus. Innovacionnye texnologii upravleniya [sajt] rezhim dostupa: http://www.parus.ua (data obrashheniya: 26.02.16).

20. Pervyj BIT. IT-resheniya dlya ucheta i upravleniya [sajt] rezhim dostupa: http://nizhniy.1cbit.ru /company/about/ (data obrashheniya: 25.02.16).

УДК 336.76

МОДЕЛЬ РАЗГРАНИЧЕНИЯ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПО КРИТЕРИЯМ СРОЧНОСТИ И ПРОИЗВОДНОСТИ

© 2016

Павлова Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Золотарева Екатерина Николаевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В данной статье предлагается классифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты (ПФИ) по признаку производности (зависимости) от базового актива на производные (зависимые от базового актива) и непроизводные (не зависимые от цены базового актива). Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса: основные ценные бумаги и производные финансовые инструменты (деривативы). Основные ценные бумаги, в учебной литературе, классифицируются на две подгруппы: первичные ценные бумаги и вторичные ценные бумаги. В зависимости от срока обращения ценные бумаги делятся на срочные и бессрочные. Рынок производных финансовых инструментов зачастую отождествляется с рынком срочных финансовых инструментов, хотя также существуют и производные ценные бумаги, но бессрочные. По нашему мнению, существует необходимость разграничения рынка производных финансовых инструментов (рынка деривативов) и рынка срочных ценных бумаг, так как существуют и срочные, непроизводные ценные бумаги, такие как облигации, векселя, хотя часто к срочным относят лишь производные финансовые инструменты. В статье автор дал определение рынку производных финансовых инструментов. Для наглядности сформирована модель разграничения рынков ценных бумаг и финансовых инструментов, рынков срочных и бессрочных, а также рынков производных и непроизводных финансовых инструментов и ценных бумаг.

Ключевые слова: производные финансовые инструменты, ценная бумага, классификация РЦБ, классификация ценных бумаг, срочные ценные бумаги, бессрочные ценные бумаги, опционы, фьючерсы, форвардные контракты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.