Научная статья на тему 'Информационные технологии в физической подготовке курсантов военного вуза'

Информационные технологии в физической подготовке курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННЫЙ ВУЗ / INFORMATION TECHNOLOGIES / SPECIALIZED TECHNICAL MEANS / FUTURE OFFICERS / PHYSICAL TRAINING / MILITARY HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов Анатолий Сергеевич

В статье рассматривается возможность применения информационных технологий в учебном процессе по дисциплине «Физическая подготовка», а также специализированных технических средств, способствующих повышению эффективности процесса формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе. В связи с этим спроектировано информационно-технологическое обеспечение физической подготовки, представленное в учебном процессе дидактическим комплексом информационного обеспечения физической подготовки. Специализированные технические средства представляют собой дополнительное учебно-материальное обеспечение самостоятельной физической тренировки во внеучебное время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионов Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies in physical training of Military University students

The article considers the possibility of using in the educational process on the discipline “Physical training” of information technologies, as well as specialized technical means, contributing to the efficiency of the process of formation of military professional competencies of future officers in the military University. In this regard, the designed information technology physical training presented in the learning process of the didactic complex of informational support of physical training. Specialized technical means represent additional educational and material support of independent physical training in extracurricular time.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в физической подготовке курсантов военного вуза»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

А.С. РОДИОНОВ, Академия ФСО России, г. Орёл, Россия

Аннотация

В статье рассматривается возможность применения информационных технологий в учебном процессе по дисциплине «Физическая подготовка», а также специализированных технических средств, способствующих повышению эффективности процесса формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе. В связи с этим спроектировано информационно-технологическое обеспечение физической подготовки, представленное в учебном процессе дидактическим комплексом информационного обеспечения физической подготовки. Специализированные технические средства представляют собой дополнительное учебно-материальное обеспечение

самостоятельной физической тренировки во внеучебное время.

Ключевые слова: информационные технологии, специализированные технические средства, будущие офицеры,

физическая подготовка, военный вуз.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN PHYSICAL TRAINING OF MILITARY UNIVERSITY STUDENTS

A.S. RODIONOV, RFSGSFA, Orel, Russia

Abstract

The article considers the possibility of using in the educational process on the discipline "Physical training" of information technologies, as well as specialized technical means, contributing to the efficiency of the process of formation of military professional competencies of future officers in the military University. In this regard, the designed information technology physical training presented in the learning process of the didactic complex of informational support of physical training. Specialized technical means represent additional educational and material support of independent physical training

in extracurricular time.

Keywords: information technologies, specialized technical means, future officers, physical training, military high school.

Современные информационные технологии стали одной из важнейших составляющих образовательного процесса в военном вузе, в том числе при преподавании дисциплины «Физическая подготовка». При этом важно, чтобы содержание учебного процесса соответствовало инновационным веяниям научно-технического прогресса в целях наиболее эффективного и адекватного решения задачи формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров.

Стремительное развитие информационных технологий и специализированных технических средств (далее СТС), позволяющих анализировать функциональное состояние будущих офицеров, обуславливают актуальность их применения в учебном процессе для повышения его эффективности за счет:

- качественной передачи учебной информации, изменения содержания и способов организации и проведения форм физической подготовки;

- ведения эффективной самостоятельной работы (самостоятельной физической тренировки).

Несмотря на определенные трудности, связанные с ор-ганизаторско-методическими, учебно-материальными, научно-методическими аспектами разработки и внедрения информационных технологий в физическую подготовку, они вызывают определенный интерес [3, 4, 5]. Таким образом, назрела необходимость перехода от традиционных средств к использованию информационных технологий, позволяющих значительно эффективнее организовать учебный процесс:

Применение их может осуществляться при проектировании и конструировании технологий обучения, анализе функционального состояния будущих офицеров, составлении тренировочных программ (в том числе индивидуальных), анализе технических действий, оценке функциональной подготовленности и др. [1].

Вместе с тем анализ литературы по проблеме подготовки высококвалифицированных специалистов указывает на недостаточное освещение вопросов, связанных с эффективностью применения информационных технологий в учебном процессе военного вуза [2].

В состав ДКИОФП в качестве базовых включены следующие основные элементы: тематический указатель, дидактические материалы (электронная библиотека, медиафайлы, текстовые документы, презентации, схемы и рисунки, ссылки), система контроля и оценки уровня сформированности военно-профессиональных компетенций.

Технология обучения представляет собой специальный проект организации дидактического процесса, основанный на широком использовании современных информационных средств и информационной продукции, позволяющих осуществлять комфортное и оптимальное, с точки зрения восприятия и усвоения учебного материала, взаимодействие между преподавателем и будущими офицерами с целью гарантированного достижения поставленных дидактических целей в виде заданного уровня сформированности военно-профессиональных компетенций.

Современные информационные технологии давно нашли свое применение в области спорта высших достижений, чего нельзя сказать о физической подготовке в военном вузе. Измерительные, фиксирующие системы широко используются на всех соревнованиях различного ранга. Однако большинство преподавателей при организации и проведении форм физической подготовки,

С целью решения данной проблемы в рамках НИР «ИНФО-ФП» [6] спроектировано информационно-технологическое обеспечение физической подготовки (далее ИТОФП), представленное дидактическим комплексом информационного обеспечения физической подготовки (далее ДКИОФП) и соответствующей технологией обучения.

ДКИОФП представляет собой совокупность различных прикладных программных педагогических продуктов, баз знаний и данных, а также информационных, дидактических и методических средств, обеспечивающих реализуемую технологию обучения (рис. 1).

у

военно-спортивных состязаний по-прежнему используют обычный инвентарь, а также методы словесной и наглядной передачи учебной информации, не слишком заботясь о качестве и точности измерений.

В то же время хорошая физическая подготовленность для будущих офицеров имеет одно из основных значений. Она определяет как индивидуальную, так и коллективную подготовленность всего подразделения в целом, а также качество профессорско-преподавательской деятельности. Физическая подготовленность подразумевает развитие основных физических качеств и прикладных двигательных навыков.

Как правило, профессиональные спортсмены тренируются под наблюдением специалистов - тренеров, психологов, массажистов, спортивных врачей и т.д. Для оценки их функционального состояния они используют накопленные знания, новейшие тренировочные методики, тренажеры (иногда секретные), современную аппаратуру и научное оборудование, а также достижения информационных технологий. Учебно-материальная база военного вуза не может похвастаться таким спектром обеспечения учебного процесса. Поэтому основными средствами являются индивидуальные СТС, используемые будущими офицерами и преподавателем вне военного вуза (рис. 2).

Рис. 1. Дидактический комплекс информационного обеспечения физической подготовки

¿Л

Портативная колонка JBL

№ Устройство оценки функционального состояния Check

Браслет Fuelband

Пульсометр

Браслет

JawBone UP24

Умные часы Apple Smart watch 3

- Фитнес-браслеты J

Дополнительное учебно-материальное^ обеспечение

0

Браслет Xiaomi Mi Band

GPS-трекеры

• Экшн-камера GoPro

\

V

Наушники AirPods

Таймеры

Рис. 2. Дополнительное учебно-материальное обеспечение

Рассмотрим самые доступные из них:

Портативная акустическая колонка JBL - предназначена для прослушивания аудиофайлов любого формата как онлайн (посредством Bluetooth), так и в записи. Используется на свежем воздухе и непосредственно в спортивном зале, а также в воде.

Устройство оценки функционального состояния Check -разработано финской компанией FAM SPORTS и представляет собой портативный аппарат, рассчитанный на токи небольшого напряжения, который служит для стимуляции специфической нервно-мышечной реакции мозга. Прибор практически мгновенно (в течение 15 с) дает оценку функционального состояния будущего офицера. Он сообщает о моменте, когда предстоящая тренировочная нагрузка может привести к усталости и даже к потенциально возможной травме. Для оценивания ситуации его электроды крепят на кисть руки. При включении прибора электрический ток передается через тело в мозг. Данные, полученные в результате этого, и реакции нервной системы фиксируются в смартфоне с помощью специальной программы прибора. Устройство целесообразно применять в командных видах спорта, ускоренном передвижении и легкой атлетике.

Пульсометр - представляет собой монитор сердечного ритма с высочайшей точностью измерения частоты сердечных сокращений. Имеет возможность совместимости с экшн-камерами (умеет передавать информацию о ЧСС). Появляется возможность «наложить» показатели ЧСС на видео при выполнении любого физического упражнения.

GPS-трекеры - предназначены для использования внутри помещения (командные виды спорта). Беспроводная система слежения автоматически передает по Wi-Fi всю информацию о каждом игроке - его скорость, местоположение, перемещение, сердечный ритм. Анализ

полученной информации позволяет повысить эффективность тренировочного процесса и избежать возможных травм.

Спортивные GPS-трекеры использует GPS-нави-гационную систему, которая обеспечивает информацию о местоположении человека в режиме реального времени с точностью до 10 см. Трекер оснащен акселерометром, гироскопом и магнитометром. Во время тренировки данные о местоположении игрока, его скорости, расстоянии передвижения, автоматически отправляются в систему для анализа. Одновременно считываются данные с сердечного датчика.

Экшн-камера GoPro - камера для съемки как видео в активном режиме (занятия физическими упражнениями), так и фото. Использование камеры также возможно под водой на глубине до 10 м, что позволяет сделать занятия по военно-прикладному плаванию более информативными, а за счет работы посредством Bluetooth появляется возможность наблюдать онлайн выполнение упражнений под водой на проекторе. Технические характеристики позволяют без искажения передать картинку на монитор. За счет дополнительных креплений возможно осуществлять съемку из различных ракурсов, при этом не мешая будущему офицеру выполнять упражнения.

Наушники AirPods - Bluetooth-наушники Apple AirPods практически не ощутимы. Появляется возможность координирования, например, темпа бега, физической нагрузки, рекомендации по технике выполнения физического упражнения и др. посредством подачи команды в наушники, слышны малейшие детали передаваемого звука. Благодаря интегрированным сенсорам наушники «сами понимают», где в данную минуту находятся.

Таймер - устройство позволяет выбирать необходимое количество рабочих подходов в упражнении и регу-

е»)

лировать их продолжительность. Это дисциплинирует тренировочный процесс, повышает его эффективность. Использование интервального таймера нашло свое отражение при выполнении: бега с парашютом; в силовых тренировках, делая подходы с медицинболом, сэндбэгом, резиновыми эспандерами и пр.; в скоростных тренировках с координационной лестницей, легкоатлетическими барьерами, разметочными фишками и т.д. Любое упражнение с интервальным таймером оптимизирует тренировочный процесс, мотивирует на лучший результат за минимальное время.

Фитнес-браслеты - общедоступными флагманами являются Nike Fuelband, JawBone UP24, Xiaomi mi band 2, Apple Smart Watch 3, способны измерить все возможные движения, отслеживать физическую активность, режим сна, некоторые сигнализируют о телефонных звонках, передают GPS, воспроизводят аудио- и видеофайлы. Есть возможность работы как в низких, так и в высоких температурах, в воде. Все показатели выводятся на экран смартфона за счет программного обеспечения, ими можно поделиться, сохранить и др.

Существуют СТС, которые объединяют все функции в одном, однако они являются менее точными по сравнению с вышеперечисленными устройствами.

Дополнительное учебно-материальное обеспечение, представленное индивидуальными СТС, также являются средствами ИТОФП, которые массово используются на самостоятельной физической тренировке (далее СФТ). Так, например, траектория СФТ строится по схеме, представленной на рис. 3.

На самостоятельной подготовке будущие офицеры обращаются к ДКИОФП, где отрабатывается теоретическая и методическая стороны подготовки предстоящей СФТ, а именно: средства СФТ, инвентарь и место, СТС, методы развития физических качеств и прикладных двигательных навыков, предупреждение травматизма и способы страховки и самостраховки, способы оценки функционального состояния и др. И только после этого будущие офицеры приступают к практической части согласно распорядка дня, тем самым решается задача всестороннего и гармоничного развития, повышения уровня военно-профессиональной компетентности.

(Самостоятельная подготовка)

_i_

ИТОФП

т

(дкиофп)

........с

Дополнительное учебно-материальное обеспечение

}

С

Индивидуальная программа тренировки на развитие физических качеств и прикладных двигательных навыков

D

Самостоятельная физическая тренировка

Рис. 3. Организация и проведение самостоятельной физической тренировки

В ходе работы были рассмотрены виды информационных технологий и СТС, используемые в организации и проведении форм физической подготовки военного вуза. За последние годы информатизация образования обретает новые масштабы, и на сегодняшний день с использованием информационных технологий подготовка высококвалифицированных специалистов не вызывает затруднений, но проблемой является отсутствие возможности вуза позволить себе современное информационное

оборудование. И хотя темпы модернизации оборудования в вузах крайне впечатляют, на наш взгляд, они еще недостаточно отвечают требованиям качественного современного образования. Очевидны замедленные темпы развития и применения информационных технологий в военных вузах в сравнении с профильными - физкультурными. В подготовке высококвалифицированных специалистов информатизация сферы физической подготовки должна являться одним из ключевых аспектов.

Литература

1. Богданов, В.М., Пономарев, В.С., Соловов, А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: матер. Всерос. науч.-практич. конф. - СПб, 2000. - C. 23-24.

2. Воронов, И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: Электронный учебник / И.А. Воронов. - СПб: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лес-гафта, 2005. - 80 с.

3. Михаил, И.И. Практика применения видеороликов на учебных занятиях по физической подготовке / И.И. Михаил, А.А. Обвинцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур: науч. рец. журнал. - 2016. - № 3 (28). - C. 78-81.

4. Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vio.uchim.info/ Vio_22/cd_site/articles/art_1_2.htm

5. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учеб.-метод. пособие для пед. вузов / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт; ИИО РАО. - М., 2006. - 374 с.

6. Родионов, А.С. Отчет о НИР «ИНФО-ФП». Формирование военно-профессиональных компетенций обучающихся младших годов в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки. - Орел: Академия ФСО России, 2017. - 142 с.

References

1. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2000), The use of modern information technology in the theoretical, methodological and practical training of students in physical education, In: Fizicheskaya kul'tura i sport na rubezhe tysacheletiy. Proc. All-Russian Scientific-Practical Conference, St. Petersburg, pp. 23-24.

2. Voronov, I.A. (2005), Information technologies in physical culture and sports: Electronic textbook, St. Petersburg: Publishing house SPb SUPhE named after P.F. Lesgaft, 80 p.

3. Mikhail, I.I. and Obvintsev, A.A. (2016), The practice of using video clips in physical training classes, Aktual'niye problemi fizicheskoy i special'noy podgotovki silovih struktur: nauch. rec. zhurnal, no. 3 (28), pp. 78-81.

4. Obraztsov, P.I. Support of educational process in the conditions of computerization of the higher school [Online], -Access mode: http://vio.uchim.info/Vio_22/cd_site/ articles/art_1_2.htm

5. Robert, I.V. Panyukova, S.V. Kuznetsov, A.A. and Kravtsova, A.Yu. (2006), Information and communication technologies in education: educational-methodical manual for pedagogical universities, Ed. By I.V. Robert, Moscow: Institute of Education Informatization of the Russian Academy of Education, 374 p.

6. Rodionov, A.S. (2017), Report on research "INFO-PhT". Formation of military-professional competencies of students of junior years in a military higher educational institution by means of information and technological supply of physical training, Orel: Russian Federation Security Guard Service Federal Academy, 142 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.