Отбор кандидатов в сборные команды в настольном теннисе осуществляется с учетом следующих показателей:
1) спортивно-технических результатов и их динамика (начало, пик формы, спад по годам подготовки);
2) уровень закрепления техники при выполнении наиболее слабых элементов в упражнениях в экстремальных условиях;
3) уровень технической готовности и психологической устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки.
На отбор кандидатов, претендующих в основные составы сборных команд областей, краев, России влияет учет: двигательного потенциала, последующего совершенствования физических способностей, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, изучения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Якушев, В.П. Теория спорта : курс лекций / В.П. Якушев. - Витебск, 2005. - URL : https://lib.vsu.by/jspui/handle/123456789/1697 (дата обращения: 15.12.2019).
2. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. - Москва : Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.
3. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - Москва : Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 352 с.
5. Сальников, В.А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности : монография / В.А. Сальников. - Омск : Сибирский автомобильно- дорожный ин-т, 2003. - 256 с.
REFERENCES
1. Yakushev, VP. (2005), Sport theory: course of lectures, Vitebsk, available at: https://lib.vsu.by/jspui/handle/123456789/1697 (accessed 15 December 2019).
2. Bril, M.S. (1980), Selection in sports games, Physical culture and sport, Moscow.
3. Volkov, V.M. and Filin V.P. (1983), Sports selection, Physical culture and sport, Moscow.
4. Ilyin, E.P. (2017), Psychology of sport, Peter, St. Petersburg.
5. Salnikov V. A. (2003), Individual differences in the system of sports activity, monograph, Si-bADI, Omsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.02.2020
УДК 796.07
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-СВЯЗИСТОВ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
Андрей Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, доцент, Артур Юрьевич Буздов, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Стовбур, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Павлович Зубакин, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи, Санкт-Петербург
Аннотация
Введение: актуализация проблематики проведения физической подготовки военнослужащих в полевых условиях при отсутствии стационарной учебно-материальной базы. Цель исследования:
определить эффективность использования подручных средств военно-технического обеспечения в процессе занятий физической подготовкой. Проблематика исследования: значительное время на проведение физической подготовки в полевых условиях при недостаточной степени разработанности физических упражнений с использованием подручных средств военно-профессионального обеспечения. Методика: обоснование и апробация физических упражнений с целенаправленным использованием подручных средств из штатного мобильного пункта. Экспериментальные исследования: в ходе педагогического эксперимента достоверные различия (p<0,05) проявились в контрольных упражнениях, характеризующих разносторонний уровень физической подготовленности военнослужащих.
Выводы: физические упражнения в полевых условиях с использованием подручных средств мотивируют двигательную активность военнослужащих-связистов и обеспечивают повышение уровня их физической подготовленности.
Ключевые слова: физическая подготовка, полевые условия, практические занятия, классификация физических упражнений, подручные средства военно-технического обеспечения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p430-435
SPECIFICS OF REALIZATION OF MEANS OF PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL-SIGNALMEN IN FIELD CONDITIONS
Andrey Vladimirovich Fedorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Mikhailovich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Arthur Yuryevich Busdov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Petrovich Stovbur, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valery Pavlovich Zubakin, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communications,
Saint Petersburg
Abstract
Introduction: actualization of the problems of physical training of military personnel in the field in conditions of absence of the stationary educational and material base. The purpose of the study: to determine the effectiveness of the use of improvised means of military technical support in the process of physical training. Research problems: considerable time for conducting physical training in the field with insufficient development of physical exercises using improvised means of military professional support. Methodology: justification and testing of physical exercises with targeted use of available tools from the regular mobile point. Experimental studies: during the pedagogical experiment, significant differences (p<0.05) were shown in control exercises that characterize the versatile level of physical fitness of military personnel.
Conclusion: physical exercises in the field with the use of improvised tools motivate the motor activity of military signalmen and provide increase in their level of physical fitness.
Keywords: physical training, field conditions, practical training, classification of physical exercises, improvised means of military-technical support.
ВВЕДЕНИЕ
Занятия по физической подготовке военнослужащих должны проводиться систематически, в частности, в период полевых сборов. Руководящими документами [3] предусматривается физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности. При этом о проведении физической подготовки непосредственно в полевых условиях организационно-методических указаний не отмечается. В то же время признается необходимость дальнейшего совершенствования физической подготовки [2, 8] на основе углубления специальных знаний [7] и проведения самостоятельной тренировки [4].
ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Повышение интенсивности физической подготовки обеспечивается проведением учебных занятий, утренней физической зарядки, спортивно-массовой работы и самостоятельной тренировкой, для которой необходимы специальные знания. Однако в полевых условиях, где военнослужащие находятся по нескольку раз в год, в большинстве случаев
отсутствует стационарная учебно-материальная база, что существенно затрудняет качественное проведение физической подготовки для повышения уровня военно-профессиональных действий военнослужащих. В связи с этим важно разработать и реализовать комплекс физических упражнений с использованием подручных средств военно-технического обеспечения профессиональной деятельности, учитывая общий порядок построения физической подготовки [5] и комплексный характер ее проведения [6].
Как показывает практика, на современном этапе в полевых условиях различных воинских формирований существенно ограничена учебно-материальная база. В лучшем случае в войсковой части имеются многопролетные брусья и перекладины, находящиеся на отдельных площадках городка. При этом требования к уровню физической подготовленности военнослужащих не снижается. Кроме того, возрастает потребность у командиров подразделений в ориентировании физических упражнений на выполнение характерных военно-профессиональных приемов и действий применительно к специфике своей профессии. Это предопределяет целесообразность разработки различных физических упражнений применительно к особенностям военно-профессиональной деятельности различных категорий военнослужащих [1]. При этом будет способствовать повышению уровня специальных знаний у командиров подразделений для качественного проведения занятий в полевых условиях и повышения уровня сформированности предметных военно-профессиональных двигательных навыков.
МЕТОДИКА
Цель данного исследования - определить эффективность использования подручных средств в процессе занятий физической подготовкой военнослужащих-связистов в полевых условиях. Для проведения учебных занятий по физической подготовке в полевых условиях были разработаны упражнения с использованием подручных средств из штатного мобильного пункта (таблица 1).
Таблица 1 - Упражнения для занятий физической подготовкой в полевых условиях с использованием подручных средств__
Упражнения для развития физических качеств в полевых условиях Подручные средства
СИЛА 1. Сгибание и разгибание рук - упор ног сверху. 2. Сгибание и разгибание рук - упор сзади, ноги врозь. 3. Стойка на предплечьях - упор предплечьями на землю. 4. Попеременная смена упора с кистей рук в упор на предплечья. Лестница автотранспорта, ящики из комплекта аппаратной.
БЫСТРОТА 1. Упражнение для мышц ног - поочередные шаги на ящик левой и правой ногой с одновременной работой рук и возвращением в исходное положение. 2. Упражнение для координации движений рук и ног. 3. Быстрые перешагивания ящика с одновременной работой рук и возвращением ноги в исходное положение. 4. Быстрые зашагивания на ящик с одновременной работой рук и взмахом коленом вперёд-вверх, с возвращением в исходное положение. Лом, бревно, катушки и ящики из комплекта аппаратной, кувалда, запасное колесо, стол, стул.
ВЫНОСЛИВОСТЬ 1. Бег в парах с катушкой, удерживаемой ломом изнутри. 2. Переноска «раненого». 3. Перепрыгивания боком (правым/левым) вперед через ящик с одновременной работой рук. 4. Равномерный бег до 3000 метров в составе экипажа аппаратной. Пересеченная местность, открытая местность, катушки из комплекта аппаратной.
Физические упражнения выполнялись в процессе плановых учебных занятий в полевых условиях под руководством командиров подразделений.
Развитие силы: сгибание и разгибание рук с использованием ступени лестницы аппаратной в количестве 10-20 повторений от 3 до 5 подходов; сгибание и разгибание рук упором сзади в количестве 20-30 повторений от 2 до 4 подходов; стойка на предплечьях с расположением ног на нижней ступени лестницы аппаратной - в течение 1 минуты;
попеременная смена упора с кистей рук в упор на предплечье - 10-20 повторений.
Развитие быстроты: поочередные шаги на ящик левой и правой ногой с одновременной работой рук и возвращением в исходное положение - на каждую ногу по 10-12 повторений; быстрые перешагивания ящика с одновременной работой рук и возвращением ноги в исходное положение - до 20 повторений и зашагивания на ящик и обратно - до 15 раз.
Развитие выносливости: бег в парах с катушкой, удерживаемой ломом изнутри до 800 метров; переноска «раненого» до 100 метров; перепрыгивания боком (правым/левым) вперед через ящик с одновременной работой рук - 12-15 раз; равномерный бег до 3000 метров в составе экипажа с переноской в парах ящика аппаратной до 40 метров.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе учебных занятий по физической подготовке в полевых условиях был проведен педагогический эксперимент.
В педагогическом эксперименте, который проводился в течение четырех недель, участвовало 44 военнослужащих, объединённых в две группы, экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ) соответственно по 22 человека в рамках штатных подразделений. Учебные занятия проводились в соответствии с расписанием и тематическим планом для КГ, а для ЭГ предусмотрено целенаправленное использование упражнений с подручными средствами в общем объеме до 60% учебного времени. Показатели развития физических качеств у военнослужащих КГ и ЭГ до начала эксперимента достоверных различий не имели. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Итоговые показатели развития физических качеств по окончании педагогического эксперимента КГ (п=22) и ЭГ (п=22) ___
Контрольные упражнения Группы Показатели Уровень значимости
М±т t
Упражнение № 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа КГ 40,2±1,7 2,2 р <0,05
ЭГ 45,5±1,7
Упражнение № 2. Наклон туловища вперед КГ 50,3±1,1 2,5 р <0,05
ЭГ 54,4±1,1
Упражнение № 4. Подтягивание на перекладине КГ 9,6±0,9 1,14 р>0,05
ЭГ 10,7±0,7
Упражнение № 41. Бег на 100 м КГ 13,5±0,1 2,14 р <0,05
ЭГ 13,2±0,1
Упражнение № 48. Марш-бросок на 5 км КГ 1492±17,2 2,4 р <0,05
ЭГ 1443±9,8
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что реализация в образовательном процессе по физической подготовке в полевых условиях упражнений с использованием подручных средств военно-технического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в целом оказала положительное влияние на уровень физической подготовленности связистов.
Так, достоверные различия (р <0,05) проявились в сгибании и разгибании рук в упоре лежа, наклоне туловища вперед, в беге на 100 м. и марш-броске на 5 км. Это объясняется характерной однонаправленной спецификой физических упражнений с использованием подручных средств. При этом в контрольной группе результаты до и после эксперимента практически не изменились. Однако в подтягивании на перекладине отмечается незначительный прирост результата при р>0,05, что обусловлено недостаточным количеством упражнений на развитие мышц сгибателей верхних конечностей.
ВЫВОДЫ
1. Выполнение физических упражнений в полевых условиях с использованием подручных средств военно-технического обеспечения существенно повышает эмоциональный фон занятий и в значительной мере мотивирует двигательную активность
военнослужащих-связистов с целенаправленным развитием физических качеств.
2. Проявившийся недостаточный уровень развития мышц сгибателей верхних конечностей предопределяет целесообразность дополнительного подбора физических упражнений с акцентом на развитие данных мышечных групп, например, удержание двумя военнослужащими лома на выпрямленных вверх руках и подтягивание третьим военнослужащим, что обеспечит высокую физическую нагрузку для всех военнослужащих, выполняющих это упражнение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буздов, А.Ю. Физическая подготовка связистов в полевых условиях : учеб.-метод. пособие / А.Ю. Буздов, А.М. Андросов, А.В. Федоров. - Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2020. - 66 с.
2. Миронов, В.В. Педагогические аспекты совершенствования системы непрерывного военно-физкультурного образования / В.В. Миронов, В.Г. Федоров // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1. - С. 43-51.
3. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП-2009 с изменениями). - Санкт-Петербург : Типография Военного института физической культуры, 2013. - 199 с.
4. Стовбур, А.П. Развитие физических качеств в процессе самостоятельной тренировки военнослужащих : учеб.-метод. пособие / А.П. Стовбур, А.В. Федоров, А.Ю. Буздов. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2018. - 142 с.
5. Федоров, В.Г. Научно-теоретические основы построения физической подготовки курсантов вузов в системе непрерывного военно-физкультурного образования / В.Г. Федоров // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка : сборник статей. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1994. - С. 11-15.
6. Федоров, В.Г. Педагогическое пространство физкультурно-спортивного совершенствования студентов в профильных образовательных структурах / В.Г. Федоров // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 25-27.
7. Федоров, В.Г. Фундаментальность знаний как основа взаимосвязи различных звеньев системы непрерывного военно-физкультурного образования / В. Г. Федоров // Физическая культура и спорт в современном образовании: методология и практика. Кн. 1. - Санкт-Петербург, 1993. - С. 138141.
8. Шейченко, В.А. Перспективы развития непрерывного военно-физкультурного образования / В.А. Шейченко, В.Г. Федоров // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка : сборник статей. - Санкт-Петербург, 1994. - С. 3-6.
REFERENCES
1. Busdov, A.Y., Androsov, A.M. and Fedorov, A.V. (2020), Physical training of signalers in the field, manual, Polytechnic Press, St. Petersburg.
2. Mironov, V.V. and Fedorov, V.G. (1994), Pedagogical aspects of improving the system of continuous military and physical education, Theory and methodology of physical training, No. 1, pp. 43-51.
3. Manual on physical training in Russian Armed Forces (with changes of July 31, 2013) (NFP-2009 with changes), (2013), Printing house of military institute of physical culture, St. Petersburg
4. Stovbur, A.P., Fedorov, A.V, and Buzdov A.Y. (2018), Development of physical qualities in the process of independent training of military personnel, Handbook, St. Petersburg.
5. Fedorov, V.G. (1994), "Scientific and theoretical foundations for building physical training of University cadets in the system of continuous military physical education", Military vocational training and physical training, collection of articles, St. Petersburg, pp. 11-15.
6. Fedorov, V.G. (2006), "Pedagogical space of physical culture and sports improvement of students in specialized educational structures", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 25-27.
7. Fedorov, V.G. (1993), "The Fundamental nature of knowledge as the basis for the relationship of various links in the system of continuous military and physical education", Physical culture and sport in modern education: methodology and practice, Book 1, St. Petersburg, pp. 138-141.
8. Sheychenko, V.A. and Fedorov, V.G., (1994), "Prospects for the development of continuous military physical education", Military vocational training and physical training, collection of articles, St. Petersburg, pp. 3-6.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.02.2020
УДК 796.093
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАСТНИКОВ I И II ФЕСТИВАЛЕЙ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Владимир Васильевич Федоров, доцент, Тверской государственный медицинский
университет
Аннотация
В статье рассмотрено становление Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне» с 2014 года. Проведен сравнительный анализ результатов первых 35 призеров I и II фестивалей ГТО среди студентов высших учебных заведений России по уровню подготовки студентов по основным показателям: сила, выносливость, скорость, гибкость; умениям: плавать и стрелять из пневматической винтовки. Разобраны основные причины изменений в показателях результатов. Практической значимостью статьи является разработанный комплекс рекомендаций, направленных на повышение уровня спортивной подготовки и совершенствование тренировочного процесса студенческих команд вузов для участия в будущих подобных фестивалях.
Ключевые слова: Комплекс «Готов к труду и обороне», соревнования, студенты, фестиваль, высшие учебные заведения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p435-437
ANALYSIS OF RESULTS OF PARTICIPANTS OF THE I AND II FESTIVALS OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Vladimir Vasilyevich Fedorov, the senior lecturer, Tver State Medical University
Abstract
The article considers the formation of the All-Russian complex "Ready for labor and defense" since 2014. A comparative analysis of the results of the first 35 winners of the I and II GTO festivals among the students of higher educational institutions of Russia by the level of training of the students on the main indicators: strength, endurance, speed, flexibility; skills: to swim and shoot from an air rifle. The main reasons for changes in performance indicators are analyzed. The practical significance of the project is the developed set of recommendations aimed at improving the level of sports training and improving the training process of University student teams for participation in future similar festivals.
Keyword: Complex "Ready for labor and defense", competitions, students, festival, higher education institutions.
ВВЕДЕНИЕ
В 2014 году был утверждён и введён в действие Всероссийский комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Государственная программа о работе с учащимися высших учебных заведений по комплексу ГТО стала обязательной для всех вузов, независимо от их принадлежности к министерствам и ведомствам. Общие варианты ежегодного отчёта отражают следующие данные: количество выполнивших ГТО от количества обучающихся в вузе в процентах; количество выполнивших ГТО среди преподавателей; количество выполнивших ГТО среди студентов вузов. По инициативе АССК (ассоциация студенческих спортивных клубов) России и Всероссийского центра тестирования ГТО с 2018 года начали проводиться фестивали ГТО среди студентов высших учебных заведений России.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель работы - проанализировать результаты этих фестивалей по уровню подготовки студентов по основным показателям: сила, выносливость, скорость, гибкость, умениям: