Научная статья на тему 'Состояние физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи'

Состояние физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
469
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЙ СТАТУС / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL FITNESS / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL STATUS / REGULATORY REQUIREMENTS / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шлычков Александр Геннадьевич

Важная роль в системе допризывной подготовки отводится физическому воспитанию, ориентированному на развитии важных военно-профессиональных качеств и военно-прикладных навыков. На этой основе строилась программа физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), работа по которому прекратилась с распадом СССР. В настоящее время руководство нашей страны и Министерства обороны уделяет пристальное внимание вопросам подготовки молодого поколения нашей страны. Вместе с тем анализ нормативных требований ВФСК ГТО, ФГОС основного общего образования по физической культуре и НФП-2009 для военнослужащих, прослуживших менее шести месяцев, свидетельствует о наличии противоречий как в нормативной части, так и в части терминологии физических упражнений. По результатам анализа установлены более высокие требования к уровню физической подготовленности школьников 11-х классов, нежели чем к военнослужащим. В статье на основании экспериментальных данных проведен анализ уровня физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи, а также установлены различия в нормативных требованиях ВФСК ГТО, НФП-2009 и ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шлычков Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical fitness and physical development state of the drafted youth

An important role in the pre-military training system is given to physical education, focused on the development of important military and professional attributes and military skills. On this basis, the program of the sports complex “Ready for labor and defense” (RLD) was built, but the work on this complex was ended off with the collapse of the USSR. Currently, the leadership of our country and the Ministry of Defense pays close attention to the young generation training of our country. However, the regulatory requirements analysis of the All-Russian physical culture and sports complex “Ready for labor and defense”, Federal Educational Standard of physical training basic general education and physical training manual of 2009 for military personnel who have served less than six months, indicates the contradictions presence both in the normative part, and in the terminology part of physical exercises. According to the analysis results, the higher requirements for the physical fitness level of 11 classes schoolchildren rather than of military personnel were established. The physical fitness and physical development analysis of youth pre-military training based on the experimental data was conducted in the article, as well as the regulatory requirements differences of the All-Russian physical culture and sports complex “Ready for labor and defense”, physical training manual of 2009 and Federal Educational Standard were determined.

Текст научной работы на тему «Состояние физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи»

ЛИТЕРАТУРА

1. Григораш, О.В. Современные подходы к оценке сформированности компетенций студентов технических вузов / О.В. Григораш // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. -№ 10. - С. 106-110.

2. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования / А.И. Черных, Т. Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов // Краснодар : КубГТУ, 2016. - 312 с.

3. Cheng, S.C. An innovative assessment method to establish employability map based on students' learning portfolio / S.C. Cheng, S.L. Chang // Problems of Education in the 21st century. - 2019. -№ 1 (77). - pp. 209-227.

4. Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology and Application / A. Charnes, W.W. Cooper, A.Y. Lewin, L.M. Seiford // Boston : Kluwer Academic Publishers, 1994. - 513 p.

5. Yang, G. Measuring the inefficiency of Chinese research universities based on a two-stage network DEA model / G. Yang, H. Fukuyama, Y. Song // Journal of Informetrics. - 2018. - № 1 (12). - pp. 1030.

REFERENCES

1. Grigorash, O.V. (2018), "Modern approaches to evaluation of competencies completeness in students of engineering universities", Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika, No 10, pp. 106110.

2. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, Kuban State Technological University, Krasnodar.

3. Cheng, S.C. and Chang, S.L. (2019), "An innovative assessment method to establish employability map based on students' learning portfolio", Problems of Education in the 21st century, Vol. 77, No 1, pp. 209-227.

4. Charnes,A., Cooper, W.W., Lewin, A.Y. and Seiford, L.M. (1994), Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology and Application, Kluwer Academic Publishers, Boston.

5. Yang, G., Fukuyama, H., and Song, Y. (2018) "Measuring the inefficiency of Chinese research universities based on a two-stage network DEA model", Journal of Informetrics, Vol. 12, No 1, pp. 10-30.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.12.2019

УДК 371.72

СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ

Александр Геннадьевич Шлычков, соискатель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

Важная роль в системе допризывной подготовки отводится физическому воспитанию, ориентированному на развитии важных военно-профессиональных качеств и военно-прикладных навыков. На этой основе строилась программа физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), работа по которому прекратилась с распадом СССР. В настоящее время руководство нашей страны и Министерства обороны уделяет пристальное внимание вопросам подготовки молодого поколения нашей страны. Вместе с тем анализ нормативных требований ВФСК ГТО, ФГОС основного общего образования по физической культуре и НФП-2009 для военнослужащих, прослуживших менее шести месяцев, свидетельствует о наличии противоречий как в нормативной части, так и в части терминологии физических упражнений. По результатам анализа установлены более высокие требования к уровню физической подготовленности школьников 11-х классов, нежели чем к военнослужащим. В статье на основании экспериментальных данных проведен анализ уровня физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи, а также установлены различия в нормативных требованиях ВФСК ГТО, НФП-2009 и ФГОС.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, физический статус, нормативные требования, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.359-365

PHYSICAL FITNESS AND PHYSICAL DEVELOPMENT STATE OF THE DRAFTED

YOUTH

Aleksander Gennadievich Shlychkov, the competitor, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg

Abstract

An important role in the pre-military training system is given to physical education, focused on the development of important military and professional attributes and military skills. On this basis, the program of the sports complex "Ready for labor and defense" (RLD) was built, but the work on this complex was ended off with the collapse of the USSR. Currently, the leadership of our country and the Ministry of Defense pays close attention to the young generation training of our country. However, the regulatory requirements analysis of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense", Federal Educational Standard of physical training basic general education and physical training manual of 2009 for military personnel who have served less than six months, indicates the contradictions presence both in the normative part, and in the terminology part of physical exercises. According to the analysis results, the higher requirements for the physical fitness level of 11 classes schoolchildren rather than of military personnel were established. The physical fitness and physical development analysis of youth pre-military training based on the experimental data was conducted in the article, as well as the regulatory requirements differences of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense", physical training manual of 2009 and Federal Educational Standard were determined.

Keywords: physical fitness, physical development, physical status, regulatory requirements, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая понятие «физический статус» мы в придерживаемся точки зрения В.Я. Шклярука: «Физический статус - это статус личности, достигшей определенных результатов в физкультурно-спортивной деятельности, что предполагает: овладение теоретическими, методическими основами физической культуры и спорта, научно-биологическими знаниями в области физической культуры и здорового образа жизни, успешное овладение системой практических умений и навыков, активную жизненную позицию в общественно-спортивной жизни вуза, участие в борьбе за спортивную честь коллектива в составе сборных команд института в различного рода соревнованиях; выполнение требований спортивных резервов в одном из видов спорта; активное участие в пропаганде здорового образа жизни; содействие в организации активного досуга» [1]. Мы хотим расширить данное понятие, применительно к допризывной молодежи: «... постоянное и систематическое физическое самовоспитание, и самосовершенствование в целях повышения своей физической подготовленности, выполнение нормативно-тестирующих требований ФГОС основного общего образования, ВФСК ГТО на бронзовый, серебряный или золотой знак, а также НФП-2009».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Физическое развитие и физическая подготовленность во все времена являлись фундаментом, на котором строилась та или иная социальная формация.

В глубокое прошлое своими корнями уходит история становления и развития системы физического воспитания молодого поколения нашего государства. По мере своего развития система физического воспитания реализовывалась в двух формах: физическое воспитание господ и народное физическое воспитание.

Благодаря пристальному вниманию со стороны руководства нашей страны вопросам физического воспитания населения нашей страны четко обозначилась положительная динамика по приобщению граждан к регулярным занятиям физической культурой. Согласно статистическим данным в 2016 году количество людей, регулярно занимающихся спортом, в нашей стране в сравнении с 2015 годом увеличилось более чем на 3 млн. и составило 46,6 млн. человек. Систематически физической культурой в 2016 году занималось более 34% населения нашей страны, что на 2,3% больше, чем в 2015 году. Показатели систематически занимающейся спортом допризывной молодежи в 2016 году составили почти 75%, что на 5,5% выше в сравнении с предыдущим годом.

Однако о неудовлетворительном состоянии физической подготовленности российской молодежи красноречиво говорит следующий факт: по результатам тестов Минобороны России в 2012 г. 75% новобранцев, а в 2016 г. - около 50% призывников имели проблемы при выполнении обязательных тестов по физической подготовке [2].

Физическое состояние школьников, студентов и допризывников не раз вызывало опасения у многих авторов, ученых, медиков. Количество молодежи, имеющей различные отклонения в состоянии своего здоровья и отнесенных к специальной медицинской группе, по данным ряда ученых может превысить 50% от общего количества. В ближайшие 10-15 лет, по данным А. А. Марченко и И.Р. Тарасенко (2016), эта тенденция имеет все шансы сохраниться. По данным ученых в 2010-2018 годах потери рабочей силы могут составить около 8 млн. человек [3].

В докладе «О состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за

2014 год» отмечалось, что здоровье молодого поколения в нашей стране находится на низком уровне.

В частности, в нем отмечается значительное увеличение с 2008 по 2014 года количества инфекционных заболеваний, болезней эндокринной системы, расстройством питания и нарушения обмена веществ.

По результатам проведенных медицинских осмотров и статистических отчетов по нозологии установлено, что первое место среди диагнозов студенческой молодежи принадлежит переутомлению. Если в 2013 году данный диагноз был поставлен 23,6% обследуемым студентам, то в 2016 году он увеличился до 30% и продолжает постоянно расти [3].

Диагноз вегетососудистая дистония среди студентов российских вузов занимает второе ранговое место (в 2013 году количество диагностированных студентов составило 15%, однако к 2016 году их количество сократилось до 12,7%).

Желудочно-кишечные заболевания, неизменно до 2015 года находившиеся на третьем месте (около 14% от общего числа заболеваний), в 2016 году опустились на четвертое место (примерно 11%), уступив третье место сколиозу (более 12% в 2016 году) [4].

Помимо этого, отмечается увеличение (в 1,6 раза) заболеваемости студентов остеохондрозом.

На 7,5% увеличилось количество молодежи, имеющей заболевания мочеполовой системы; органов дыхания - на 4,7%; нервной системы - на 5,0%; болезней системы кровообращения - на 3,6% [5].

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики к 2020 году количество численности населения нашей страны может сократиться до 136,7 млн. человек, а к 2031 году - до 127,4 млн. человек. Данное обстоятельство представляет реальную угрозу для обеспечения национальной безопасности нашей страны т.к. количество трудоспособного населения может сократиться до 55%.

По результатам проведения Всероссийской диспансеризации студентов (по данным

2015 года) более 51% из них имеют отклонения в состоянии здоровья, более 16% - хронические заболевания и, лишь 31% признаны здоровыми. О недостаточном уровне физической подготовленности молодежи свидетельствуют данные о том, что только 3%

российских призывников в 2015 году имели I спортивный разряд. Более 30% призывников по состоянию здоровья не соответствуют требованиям к призывным контингентам, а их масса тела в среднем на 10 кг ниже возрастной нормы.

Среди школьников, по данным Минздрава, 30% имеют различные хронические заболевания (III группа здоровья), 50% имеют отклонения (II группа здоровья), и, только 20% относятся к I группе - практически здоровы.

Особую озабоченность, на фоне отрицательных данных об уровне здоровья допризывной молодежи, имеет факт недооценки призывниками важности систематических занятий физической культурой.

В результате проведенного нами опроса школьников 11-классов ряда школ г. Москва было установлено, что более 45% от общего количества опрошенных не стремятся посещать занятия по физическому воспитанию. Вместе с этим, респонденты отмечали важность занятий физической культурой и спортом в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Так, чтобы не болеть, за готовность заниматься физической культурой высказалось 44,7% школьников, 14,4% - готовы для укрепления здоровья закаляться, 9,3% готовы бросить курить и 31,6% школьников готовы делать все, лишь бы не болеть.

Необходимо помнить, что лишь при достаточном уровне двигательной активности возможна нормальная деятельность всех систем организма, выступающая важнейшим условием поддержания оптимального функционального состояния человека.

Двигательная активность рассматривается специалистами как один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих функционирование всего организма.

Двигательная деятельность обусловлена неразрывным взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций. Разнообразие форм двигательной активности являются проявлениями влияния внешней среды на организм человека.

Важным фактом является то, что освоение дисциплины «Физическое воспитание» предъявляет конкретные требования к уровню физической подготовленности школьников, которые определяются по результатам выполнения контрольных упражнений.

В этой связи нами проведен анализ нормативов по физическому воспитанию для учащихся 11-х классов на 2018-2019 учебный год (в соответствии с ФГОС основного общего образования), нормативов ВФСК ГТО V ступень (16-17 лет) и нормативов НФП-2009 для военнослужащих по призыву менее 6 месяцев. Все нормативы соответствуют примерно одному возрасту допризывников 16-18 лет.

Обобщенные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительные данные нормативных требований для допризывников

Упражнения Оценка Но рмативные требования

ВФСК ГТО ФГОС 11 класс НФП-2009

Бег 100 м, с 5 13,8 13,8 13,9

4 14,3 14,2 14,4

3 14,6 15,0 15,0

Бег 3000 м, мин/с 5 13,10 12,20 13,20

4 13,00 13,00 14,00

3 14,00 14,00 14,40

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 5 13 14 10

4 10 11 8

3 8 8 5

Наклоны туловища вперед, кол-во раз 5 50 55 45

4 40 49 40

3 30 45 30

Метание гранаты на дальность, м* 5 38 45

4 32 40

3 27 30

Лыжная гонка на 5 км, мин/с 5 23,40 25,00 25,51

4 25,00 26,00 27,30

Упражнения Оценка Но рмативные требования

ВФСК ГТО ФГОС 11 класс НФП-2009

3 25,40 28,00 29,10

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 5 32 35

4 27 30

3 22 25

Подъем переворотом на перекладине, кол-во раз 5 4 7

4 3 4

3 2 3

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, кол-во раз 5 12 22

4 10 18

3 7 12

В результате проведенного анализа нами было установлено, что для школьников 11-классов норматив в беге на 100 м на оценку «отлично» и «хорошо» сложней, нежели чем для военнослужащих по призыву, рисунок 1.

15,5 15 14,5 14 13,5 13

ВФСК "ГТО"

ФГОС (11 класс)

НФП-2009

отлично хорошо удовлетворительно Рисунок 1 - Различия в контрольном нормативе «Бег на 100 м», в сек.

Более жесткие требования предъявляются к уровню развитию выносливости школьников, в сравнение с нормативами ВФСК ГТО и НФП-2009, в беге на 3000 м, рисунок 2.

15 14 13 12 11

14,4

ВФСК "ГТО" ФГОС (11 класс) НФП-2009

отлично ■ хорошо ■ удовлетворительно Рисунок 2 - Различия в контрольном нормативе «Беге на 3000 м», мин/с

15 14 13 12 11

14,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВФСК "ГТО" ФГОС (11 класс) НФП-2009

отлично ■ хорошо ■ удовлетворительно Рисунок 3 - Различия в контрольном нормативе «Подтягивании на перекладине», кол-во раз

В выполнении наклонов туловища вперед более жесткие требования установлены для школьников, затем в ВФСК ГТО и, самые легкие для военнослужащих, рисунок 4.

отлично ■ хорошо ■ удовлетворительно Рисунок 4 - Различия в контрольном нормативе «Наклоны туловища вперед, кол-во раз

При выполнении норм и требований ВФСК ГТО участники должны метать гранату массой 700 грамм, а военнослужащие массой 600 грамм. При этом оценочные нормативы находятся примерно на одинаковом уровне.

Еще более выражены различия в лыжной гонке на 5 км, рисунок 5.

40 -

ВФСК "ГТО" ФГОС (11 класс) НФП-2009

отлично ■ хорошо ■ удовлетворительно Рисунок 5 - Различия в контрольном нормативе «Лыжная гонка на 5 км», мин/с

И лишь в выполнении подъем переворота на перекладине и сгибании, и разгибании рук в упоре на брусьях для военнослужащих по призыву менее 6 месяцев норматив более сложный. Более того нами установлены существенные различия в терминологии названий выполняемых упражнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ состояния здоровья допризывной молодежи свидетельствует о том, что здоровье молодого поколения в нашей стране находится на низком уровне. Среди основных диагнозов допризывной молодежи первое место принадлежит переутомлению. В 2013 году данный диагноз был поставлен 23,6% обследуемым допризывникам, а в 2016 году он увеличился до 30% и продолжает постоянно расти. Диагноз вегетососудистая дистония занимает второе ранговое место (количество диагностированных допризывников составило около 15%). Помимо этого, отмечается увеличение (в 1,6 раза) заболеваемости допризывников остеохондрозом. Ввиду нежелания заниматься физической культурой и спортом уровень физической подготовленности допризывников оказывается значительно ниже установленных нормативных требований ФГОС, «ВФСК ГТО» и НФП-2009, а состояние здоровья характеризуется как недостаточное. Анализ руководящих документов, позволил нам выявить наличие объективного противоречия между требованиями ФГОС ГТО и НФП-2009 к уровню физической подготовки допризывников и применяемой терминологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шклярук, В.Я. Среда обитания и здоровье студента : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Шклярук В.Я. - Саратов, 2003. - 14 с.

2. Доклад Павла Колобкова на заседании «Правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 31 мая 2017 г. - URL : https://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/30626/?print=1 (дата обращения: 01.12.2019).

3. Меерманова, И.Б. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях / И.Б. Меерманова, Ш.С. Койгельдинова, С.А. Ибраев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 2-2. - С. 193-197.

4. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-е изд. перераб. - М. : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2012. - 336 с.

5. Мандриков, В.Б. Инновационные подходы в профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата : учебное пособие / В.Б. Мандриков, В.О. Аристакесян, М.П. Мицулина ; Волгоградский гос. мед. ун-т. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 400 с.

REFERENCES

1. Shklyaruk, V.Ya. (2003), Student's environment and health, dissertation, Saratov.

2. Report of Pavel Kolobkov at the meeting of the "Government hour" in the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on May 31, 2017, available at: https://www.min-sport.gov.ru/press-centre/speeches/30626/?print=1.

3. Meermanova, I.B., Koigeldinova, Sh.S. and Ibraev, S.A. (2017), "Health state of students studying in higher educational institutions", International journal of applied and fundamental research, No. 22, pp. 193-197.

4. Baronenko, V.A., Rapoport, L.A. (2012), Health and physical culture of the student: textbook for educational institutions. prof. education students, Alpha-M; INFRA-M, Moscow.

5. Mandrikov, V.B., Aristakesyan, V.O. and Mitsulina, M.P. (2014), Innovative approaches to the prevention and correction of disorders of the locomotor system, publishing house "VolgGMU", Volgograd.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.12.2019

УДК 37.08

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Витальевич Хвастунов, студент, Валерия Сергеевна Лозовая, студент, Ирина Александровна Сапсай, студент, Алина Александровна Околод, студент, Школа

педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

Аннотация

Целью данной статьи является анализ универсальных качеств учителя, необходимые ему для успешной работы, которые должны сформироваться в процессе профессиональной подготовки. Несмотря на то, что в настоящее время продолжается работа над профессиональным стандартом педагога, который станет, с одной стороны, критериальной базой при оценке работы учителя действующего, а с другой, моделью подготовки педагога будущего, остается открытым вопрос о том, каким же должен быть результативный педагог. Нами предложена личностно-профессиональная модель современного учителя, представляющая собой совокупность качеств, которые необходимо формировать у будущих педагогов в ходе их профессионального обучения.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, личностно-профессиональная модель педагога, педагогические компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.365-368

PERSONAL AND PROFESSIONAL PROFILE OF THE MODERN TEACHER

Elena Petrovna Yakimovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Vitalyevich Khvastunov, the student, Valeriya Sergeevna Lozovaya, the student, Irina Ale-ksandrovna Sapsay, the student, Alina Aleksandrovna Okolod, the student, Far Eastern

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.