Научная статья на тему 'Информационные технологии поддержки принятия решений в рекламной деятельности'

Информационные технологии поддержки принятия решений в рекламной деятельности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
439
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (СППР) / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DECISION SUPPORT SYSTEM / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сокирина А.В., Трифонова О.К.

Рассмотрены преимущества систем поддержки принятия решений (СППР), и выделены критерии определения данных систем в рекламной деятельности. На основе изучения СППР установлено, что программы способствуют выработке решений в ходе рекламной деятельности предприятий и организаций, в том числе и ракетно-космической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONTECHNOLOGYDECISIONSUPPORTINADVERTISING

In this article describe the principle of operation Decision Support System (DSS) and highlighted the criteria for determining the efficiency of these systems in advertising. Based on a study DSS found that the programs helped to promote missile-space industry.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии поддержки принятия решений в рекламной деятельности»

УДК 004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-шай: alena-sorokina-97@list.ru

Рассмотрены преимущества систем поддержки принятия решений (СППР), и выделены критерии определения данных систем в рекламной деятельности. На основе изучения СППР установлено, что программы способствуют выработке решений в ходе рекламной деятельности предприятий и организаций, в том числе и ракетно-космической сферы.

Ключевые слова: системы поддержки принятия решений (СППР), рекламная деятельность.

In this article describe the principle of operation Decision Support System (DSS) and highlighted the criteria for determining the efficiency of these systems in advertising. Based on a study DSS found that the programs helped to promote missile-space industry.

Keywords: Decision Support System, advertising.

С переходом страны на путь рыночной экономики, ракетно-космическая индустрия столкнулась с ранее неизвестной ей проблемой продвижения продукции на внутреннем и мировых рынках. Способствовать принятию решений об эффективности рекламной деятельности помогают системы поддержки принятия решений (СППР). Важнейшей целью СППР является поиск наиболее рациональных вариантов управления рекламной деятельностью с учетом влияния различных факторов.

Система поддержки принятия решений (СППР, Decision Support System, DSS) - это компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. Обобщенная схема работы системы поддержки принятия решений представлена на рисунке [1].

Предметом анализа данной работы выступили такие СППР, как «EXPO: 1001 Рекламоноситель», «Galileo» и «ExcomMediaPlaner (ЕМР)». Представим краткую характеристику данных программных продуктов.

А. В. Сокирина, О. К. Трифонова Научный руководитель - И. Л. Савостьянова

INFORMATIONTECHNOLOGYDECISIONSUPPORTINADVERTISING

A. V. Sokirina, O. K. Trifonova Scientific Supervisor - I. L. Savostyanova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: alena-sorokina-97@list.ru

Система поддержки принятия решенвй

Вариант вычислений

Решение выбрано -►

Ьвепение новых исходных панкых

Схема работы системы поддержки принятия решений (СППР)

Секция «Информационно-экономические системы»

«EXPO: 1001 Рекламоноситель» является программой-консультантом для разработки PR- и промо-акций, рекламных кампаний; поиска новых идей для продвижения продукции.

«Galileo» - это система медиа-планирования и анализа прессы, предназначенная для использования телекомпаниями, издательствами, рекламными агентствами и независимыми компаниями, работающими в области рекламы.

«Excom Media Planer (ЕМР)» предназначена для планирования и оптимизации рекламных кампаний на потребительском рынке. Программа позволяет разрабатывать оптимальные медиапланы в зависимости от выбранного критерия и оценивать эффективность рекламной кампании.

Проанализировав функционал представленных программ, можно выделить следующие общие критерии определения эффективности систем поддержки принятия решений: «Уровень сложности управления», «Количество предлагаемых вариантов», «Цена (руб.)».

Помимо общих критериев, определяющих эффективность СППР, на основе анализа этапов рекламной деятельности, выделены критерии, имеющие рекламную специфику.

Так, этап планирования включает в себя такой подэтап, как выбор целевой аудитории. Выбор целевой аудитории является важным критерием при выборе программы, потому что функция выбора целевой аудитории позволяет значительно экономить время и не ошибиться с руслом, в которое будет направлена рекламная деятельность. Возможность осуществлять креативное медиапланирование. Позволяет произвести точный расчет в выборе носителей и новаторские идеи их использования. При таком подходе при разработке медиаплана, реклама приобретает новое качество, а отдача - увеличиваться в разы [2; 3].

Этап распространение. На данном этапе программы СППР не используются.

Третий этап - анализ рекламной деятельности включает в себя возможность анализа эффективности рекламной кампании. Требуется длительный период времени и настойчивая работа специалистов по рекламе для оценки качества рекламной продукции, дающих возможность косвенно определить эффективность рекламного воздействия на заданную аудиторию в процессе проведения рекламной кампании. С помощью СППР значительно сокращается время анализа. Возможно так же получение графической иллюстрации анализа эффективности рекламной кампании [3; 4].

Рассмотрим подробнее каждый из критериев. Критерий «Уровень сложности управления» влияет на удобство использования программы. Не каждый человек в совершенстве владеет компьютерной техникой. Немало важно, чтобы программа была легка в использовании, как для «новичка», так и для умелого пользователя ПК. Критерий «Количество предлагаемых вариантов» является одним из самых важных. Если программой пользуется новичок, то без чтения массы книг, посещения платных многомесячных курсов и т. п., он за несколько минут получит возможные варианты решения своей задачи, из которых сможет отобрать наиболее подходящие. Если же пользователем является специалист, у которого с годами выработался «свой стиль», то программа позволит ему взглянуть на свою работу с новой точки зрения. Естественно, некоторые решения, выдаваемые программой, специалисту известны. Однако программа выдает целые подборки решений и позволяет ему сосредоточиться не на воспоминаниях, а на отборе лучших вариантов. Поэтому, чем больше предлагаемых вариантов, тем больше выбора у специалиста. Критерий «Цена (руб.)» не всегда является показателем качества. Однако, многие программы не находятся в свободном доступе, их нужно покупать. И, поскольку, для любого предприятия важно уменьшение затрат, такой критерий, как цена является весьма существенным. В целом, характеристики исследуемых программных продуктов по выделенным общим критериям эффективности, представлены в таблице.

Сравнительный анализ общих характеристик программ СППР

Название программы Уровень сложности управления Количество предлагаемых вариантов Цена, руб.

EXPO: 1001 Рекламоноситель Для новичков и для профессионалов База данных пополняется за дополнительные средства 3600

Galileo Подойдет для новичков База данных велика, но нужно постоянно обновлять за дополнительные средства В свободном доступе в интернете

ExcomMediaPlan er (ЕМР) Удобен как для новичков, так и для профессионалов, имеется 2 режим: ручной и автоматический. Имеется раздел «Помощь» Неограниченно (набирается вручную или используется запрограммированная база данных) В свободном доступе в интернете

В результате анализа по выделенным авторами критериям, наилучшие характеристики представляет СППР «Excom Media Planer (ЕМР)», которая и может быть рекомендована в качестве программного продукта в рекламной деятельности предприятий и организаций, в том числе и ракетно-космической отрасли.

Библиографические ссылки

1. Ларичев О. И., Петровский А. Б. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. Т. 21. М. : ВИНИТИ, 1987. С. 131-164.

2. Реклама: сущность, задачи, функции [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/ preview/5439152/ (дата обращения: 22.03.2016).

3. Медиапланирование [Электронный ресурс]. URL: https:3A%2F%2Fwww.eso-online.ru %2Fmediaplanirovanie_1 %2Fobzor_programm_1 %2F (дата обращения: 12.03.2016).

4. Клевер. Медиапланирование [Электронный ресурс]. URL: http://www.clevers.com.ua/services-clever-advertising-agency/consulting/mediaplanning/165 (дата обращения: 12.03.2016).

© Сокирина А. В., Трифонова О. К., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.