Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ПЕДАГОГИКА ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERN INFORMATION TECHNOLOGY / LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / LEARNING / EDUCATIONAL PROJECT / ROLE-PLAYING GAMES / PEDAGOGY OF VIRTUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батраева Ольга Матвеевна

Представлен опыт Дальневосточного федерального университета в сфере использования новых информационных технологий в преподавании и изучении студентами зарубежных стран русского языка как иностранного. Затронуты ключевые аспекты содержания, форм и методов, технических средств обучения и преподавания в этой сфере. Показано, что перспективы реализации новых информационных технологий в высшей школе связаны с развитием искусственного интеллекта и становлением педагогики и методики виртуального образования.The experience of the Far Eastern Federal University in the use of new information technologies in the teaching and learning by students of foreign countries of the Russian language as a foreign language is presented. Key aspects of the content, forms and methods, technical means of training and teaching in this area are touched. It is shown that the prospects for the implementation of new information technologies in higher education are associated with the development of artificial intelligence and the formation of pedagogy and methods of virtual education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батраева Ольга Матвеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.05.P.51 УДК 37. 013

О.М. Батраева,

Дальневосточный федеральный университет

Информационные технологии обучения русскому языку как иностранному: проблемы, опыт, перспективы

В образовательном пространстве российской высшей школы все более широко и активно используются информационные технологии. В настоящее время они рассматриваются как самый перспективный способ интенсификации обучения.

В вузах Дальнего Востока новые информационные технологии активно применяются в преподавании и изучении русского языка как иностранного. Связано это прежде всего с ростом числа иностранных студентов из Юго-Восточной Азии.

Проблемы обучения русскому языку как иностранному на основе инновационных технологий нашли отражение в работах многих отечественных исследователей. Их теоретические аспекты раскрыты в работах Л.В. Московкина, Е.С. По-лат, С.Д. Полякова, М.М. Поташника, ВА. Сластенина, О.Г. Хамерики, А.Н. Щукиной и Н.Р. Юсуфбековой. По мнению ученых, инновационные технологии моделируют реальную продуктивную речевую деятельность иностранных учащихся на русском языке. Успешность внедрения инновационных технологий «во многом зависит от той деятельности, на фоне которой осуществляется обучение языку, от мотивации учащихся» [3, с. 14]. А.Н. Щукина считает, что элементы электронного образовательного пространства можно представить следующим образом: дистанционные технологии, электронные словари, переводчики и библиотеки, базы данных, ком© Батраева О.М., 2020

Дальневосточный федеральный университет

муникационные ресурсы, средства создания учебных материалов в Интернете, технологии подготовки автоматизированных упражнений с помощью специальных программных оболочек [5, с 144].

В настоящей статье представлен опыт Дальневосточного федерального университета, который является ведущим центром международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По разным формам обучения в нем получают образование около 3500 иностранных студентов из 74 стран. В рамках образовательной программы «Лингвистика» они изучают дис-

циплины не только практического русского языка как иностранного, но и знакомятся с основами современных продуктивных инновационных технологий обучения русскому языку как иностранному. Например, студентам-иностранцам преподается дисциплина «Информационная культура преподавания русского языка как иностранного».

Главной целью обучения студентов-иностранцев лингвистического профиля информационным технологиям выступает формирование у них умения грамотно и эффективно использовать электронные и цифровые дидактические средства

ОЛЬГА МАТВЕЕВНА БАТРАЕВА

старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного; преподаватель-исследователь Восточного института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета. Сфера научных интересов: проблемы разработки и использования информационных, интерактивных, мультимедийных технологий обучения русскому языку как иностранному в профессиональном аспекте подготовки студентов-иностранцев. Автор около 60 опубликованных научных работ. Электронная почта: link.olga@mail.ru

Представлен опыт Дальневосточного федерального университета в сфере использования новых информационных технологий в преподавании и изучении студентами зарубежных стран русского языка как иностранного. Затронуты ключевые аспекты содержания, форм и методов, технических средств обучения и преподавания в этой сфере. Показано, что перспективы реализации новых информационных технологий в высшей школе связаны с развитием искусственного интеллекта и становлением педагогики и методики виртуального образования.

Ключевые слова: современные информационные технологии, изучение русского языка как иностранного, обучение, образовательный проект, ролевые игры, педагогика виртуального образования.

The experience of the Far Eastern Federal University in the use of new information technologies in the teaching and learning by students of foreign countries of the Russian language as a foreign language is presented. Key aspects of the content, forms and methods, technical means of training and teaching in this area are touched. It is shown that the prospects for the implementation of new information technologies in higher education are associated with the development of artificial intelligence and the formation of pedagogy and methods of virtual education.

Key words: modern information technology, learning Russian as a foreign language, learning, educational project, role-playing games, pedagogy of virtual education.

обучения. На практических занятиях по дисциплине «Информационная культура преподавания русского языка как иностранного» студенты-иностранцы изучают особенности создания и использования информационных технологий в методике преподавания русского языка как иностранного, приобретают навыки их применения. В интересах улучшения качества обучения мы знакомим студентов с популярными образовательными сайтами ведущих вузов России, включая Российский университет дружбы народов, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт русского языка им. А.С. Пушкина, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, где представлены современные учебные материалы, рассчитанные на иноязычную аудиторию.

Как известно, для эффективного внедрения мультимедийных технологий необходимы следующие составляющие: техническое обеспечение, в том числе компьютеры, интерактивные доски, аудиопрои-

грыватели, проекторы, электронные учебно-методические материалы, а также, разумеется, подготовленные к их использованию преподаватели [4, с. 29]. Но и этого недостаточно. Новые информационные технологии требуют и нового подхода к организации и управлению педагогическим процессом и учебно-познавательной деятельностью обучающихся. С учетом этого в учебных аудиториях нашего университета реализована система управления мультимедиа, которая позволяет использовать большой ресурс информационных средств обучения.

Иностранные студенты направления подготовки «Лингвистика», изучающие дисциплину «Информационная культура преподавания русского языка как иностранного», участвуют в проекте «Владивосток глазами иностранных студентов». Они готовят мультимедийные презентации на русском языке, выступают с защитой своих проектов. Как мы убедились, управление процессом обучения русскому языку как иностранному путем создания про-

ектов с помощью видеоряда, включающего, например, презентацию достопримечательностей Владивостока, рассказ о Дальневосточном федеральном университете, другие интересные студентам темы, развивает творческие способности обучающихся, формирует навыки работы с мультимедиа, интернет-ресурсами, другими программными и техническими средствами.

Проект «Владивосток глазами иностранных студентов» представляет собой один из освоенных нами форматов обучения, основанных на моделировании социального взаимодействия в учебной группе. Подготовительный этап метода проектов - это мультимедийная презентация с лексико-грамматическим материалом, необходимым для создания конечного продукта на русском языке. Кроме того, в рамках подготовки к проекту студенты-иностранцы посещают выставку «Трудами вашими здесь Россия», которая помогает собрать необходимую информацию о важных исторических событиях истории Владивостока.

Для обучения иностранных студентов, получающих образование по направлениям в области экономики, менеджмента, туризма, гостиничного дела, практикуется применение средств мультимедиа, проектных методик, контента сайтов вузов России. Для объяснения лек-сико-грамматического материала экономической тематики используются мультимедийные презентации, которые отлично сочетаются с демонстрацией видеоматериалов, например фрагментов фильмов, выпусков новостей об экономике, международных отношениях, политике, культуре и др. Тематический материал, представленный в модульных блоках мультимедийной презентации, позволяет уплотнить учебную информацию, сформировать ее в определенную систему, а следовательно, облегчить восприятие учебно-научного материала. Преподаватель в модульных блоках представляет студентам микротексты, комментируя их строение и особен-

ности. Просмотр фрагмента фильма или выпуска новостей позволяет преподавателю определить уровень понимания студентами-иностранцами основного содержания изучаемой темы. Следующий этап работы с видеоматериалом предлагает учащимся на основе видеосюжета составить монологическое высказывание с элементами описания, повествования и рассуждения.

При конструировании ролевых игр необходимо учитывать, что главная задача их применения при обучении иностранных студентов - моделирование речевых высказываний (программы речевого поведения), которые приемлемы в конкретной ситуации общения. Основными характерными чертами всех ролевых игр являются: проблема, лежащая в основе игры; персонажи/роли, имеющие разное отношение к обсуждаемой проблеме. Ролевая игра в иностранной аудитории, на наш взгляд, это модель материализованной будущей деятельности [1, с. 92]. В контексте подготовки иностранных сту-

дентов экономического профиля к освоению дисциплин профиля, мы обращаем внимание учащихся на виды ролевой игры. Сначала это ролевая игра «Звонок по телефону», затем - личная встреча.

Говоря о перспективах реализации новых информационных технологий в высшей школе, необходимо учитывать, что сегодня вузы находятся на заключительной фазе отправного этапа их освоения. Будущее во многом связано с успехами в создании и использовании в обучении искусственного интеллекта. Можно предвидеть, что его применение в сфере образования позволит перенести учебный процесс в виртуальную среду и построить его в режиме полноценного человеко-машинного диалога. Будут решаться задачи создания и реализации педагогики и методики виртуального образования, в том числе и в приложении к изучению и преподаванию русского языка как иностранного.

Заключая, подчеркнем, что независимо от профиля подготовки ка-

дров русский язык, который выступает как средство овладения будущей профессией, играет первостепенную роль в системе обучения иностранных студентов. Практика показывает, что применение интерактивных методов обучения в сочетании с современными компьютерными программами и мультимедиа - это магистральный путь к повышению эффективности преподавания русского языка как иностранного.

Главная цель освоения информационных технологий в учебном процессе - побудить иностранных студентов к развернутому коммуникативному общению на интуитивном уровне. Продвижению к этой цели способствует проводимая в нашем университете работа по освоению лучшего опыта вузов России в деле создания и использования мультимедийных учебных пособий, интерактивных упражнений, сетевых учебно-методических комплексов, сетевых лингвотренажеров, дистанционных платформ обучения русскому языку как иностранному.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батраева О.М. Ролевые игры в профессиональном аспекте подготовки иностранных студентов // Высшее образование сегодня. 2014. № 2. С. 91-94.

2. Гончаренко Н.В. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях по русскому языку как иностранному // Социосфера. 2014. № 1. С. 213-216.

3. Московкин Л.В., Шамонина Г.Н. Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, Курсы, 2017. 144 с.

4. Седеньо Мехия Ю.С., Кулик А.Г. Мультимедиа технологии как средство интенсификации обучения русскому языку как иностранному при коммуникативном подходе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. студ. науч. практ. конф. № 2 (39). URL: http://sibac.info/archrve/guman/2(39).pdf/ (дата обращения: 18.03.2020).

5. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Филоматис, 2008. 188 с.

LITERATURA

1. Batraeva O.M. Rolevy'e igry" v professionalem aspekte podgotovki inostranny'x studentov // Vy'sshee obrazovanie segodnya. 2014. № 2. S. 91-94.

2. Goncharenko N.V. Informacionny'e texnologii v obuchenii audirovaniyu na zanyatiyax po russkomu yazy'ku kak inostrannomu // Sociosfera, 2014. № 1. S. 213-216.

3. Moskovkin L.V., Shamonina G.N. Produktivny'e innovacionny'e texnologii v obuchenii russkomu yazy'ku kak inostrannomu. M.: Russkij yazy\ Kursy\ 2017. 144 s.

4. Seden'o Mexiiya Yu.S., Kul'ikA.G. Multimedia texnologii kak sredstvo intensifikacii obucheniya russkomu yazy'ku kak inostrannomu pri kommunikativnom podxode // Nauchnoe soobshhestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarny'e nauki: sb. st. po mat. XXXIX mezhdunar. stud. nauch. prakt. konf. № 2 (39). URL: http://sibac.info/archrve/guman/2(39).pdf/ (data obrashheniya: 18.03.2020).

5. Shhukin A.N. Sovremenny'e intensivny'e metody* i texnologii obucheniya inostranny'm yazy'kam. M.: Filomatis, 2008. 188 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.