Научная статья на тему 'Технологии проектного обученияв техническом вузе: формирование профессиональных компетенций'

Технологии проектного обученияв техническом вузе: формирование профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / INTENSIVE TECHNOLOGY / TECHNOLOGY PROJECT-BASED LEARNING / ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ЯЗЫКОВЫМ И РЕЧЕВЫМ МАТЕРИАЛОМ / ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ / LANGUAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRINCIPLES OF WORK ON LANGUAGE AND SPEECH MATERIAL / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батраева Ольга Матвеевна

Рассматриваются принципы использования технологии проектного обучения в языке специальности иностранных студентов, изучающих русский язык в профессиональном аспекте. Анализируются подходы к применению проектной технологии, повышающие эффективность обучения языку специальности.The article discusses the principles of using technology in project-based learning in the language of the specialty of foreign students studying Russian language in the professional aspect. Analyzes approaches to the application of design technology, increase the efficiency of language teaching profession.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батраева Ольга Матвеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии проектного обученияв техническом вузе: формирование профессиональных компетенций»

■ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРА

УДК 74.58 + 81.2 Рус - 2

О.М. Батраева,

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (г. Владивосток)

Технологии проектного обучения в техническом вузе: формирование профессиональных компетенций

Технологии образования поступательно развиваются в направлении все более широкого использования в учебном процессе инновационных технологий. Учеными и практиками инновации понимаются «как совокупность методов, приемов и способов обучения, которые обеспечивают достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью» [1, с. 28].

Интерактивные технологии обучения, которые, на наш взгляд, относятся к инновационным, мы определяем как процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия иностранных учащихся между собой и преподавателем. Основным при-

© Батраева О.М., 2015

знаком их использования служит преобладание активной деятельности иностранных учащихся по получению и усвоению ими новых знаний.

Проектная методика является альтернативным подходом в современной системе образования, новой педагогической технологией, «представляющей собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся» и одновременно формирования определенных личностных качеств [5, с. 103].

Метод проектов - это одна из технологий обучения, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса

[4, с. 114]. Основой учебного процесса в такой инновационной среде становится не только усвоение знаний, но и способы этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Эта технология отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки ради навыков и умения ради умений.

Технологии проектного обучения рассматриваются как варианты обучения в сотрудничестве, которые базируются на идеях тесного взаимодействия иностранных учащихся в процессе учебной деятельности. Главная цель метода проекта - это решение учащимися определенной проблемы, оформленной в виде проекта. Реализация технологии проектного обучения в рамках учебного процесса происходит за счет использования ролевых проектов (разыгрывание на занятиях ситуаций по основной теме урока, например «презентация фирмы», «деловые контакты», «на выставке», «в офисе компании», «работа» и др.) [2, с. 157-206].

Особое внимание при обучении языку специальности в техническом вузе необходимо уделять терминологической лексике, которая характерна для профессиональной деятельности. Совершенствование работы над языком специальности «является важной и необходимой целью в процессе обучения студентов русскому языку» [3, с. 25]. На занятиях по языку специальности может ис-

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРА ■

ОЛЬГА МАТВЕЕВНА БАТРАЕВА

доцент кафедры русского языка как иностранного Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета (г. Владивосток). Сфера научных интересов: интерактивные и мультимедийные технологии обучения русскому языку как иностранному. Автор более 30 публикаций

Рассматриваются принципы использования технологии проектного обучения в языке специальности иностранных студентов, изучающих русский язык в профессиональном аспекте. Анализируются подходы к применению проектной технологии, повышающие эффективность обучения языку специальности.

Ключевые слова: технологии проектного обучения, интенсивные технологии, язык специальности, профессиональные компетенции, принципы работы над языковым и речевым материалом.

The article discusses the principles of using technology in project-based learning in the language of the specialty of foreign students studying Russian language in the professional aspect. Analyzes approaches to the application of design technology, increase the efficiency of language teaching profession.

Key words: technology project-based learning, intensive technology, language, profession, professional competence, principles of work on language and speech material.

пользоваться предметно-содержательный вариант проекта, когда учащиеся готовят монопроект в рамках одной конкретной ситуации (например, обсуждение экологических проблем на уровне интеграции межпредметных дисциплин). Как правило, это подготовка к конференциям, проведение видеоинтервью. Проектная технология может координироваться (быть открытой) или подчиняться определенной координации, как правило, она имитирует возможный характер действий.

Преподавателем русского языка как иностранного четко определяются структура и содержа-

ние выполнения проекта: учебные группы, число студентов, объекты исследования, время, место и др. Проекты, выполненные иностранными студентами на русском языке, позволяют значительно повысить степень осмысленности учебного материала, во-первых, за счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой проектной задачи и, во-вторых, за счет использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому обучаемому наглядных зрительных образов. Использование проектной методики (творческих проектов на уроке языка специальности) способ-

ствует развитию различных сторон психической деятельности иностранного студента, прежде всего внимания и памяти.

При подготовке проектной работы учащиеся выполняют сложные комплексные задачи: выбирают нужную для целей проекта информацию из разных источников; анализируют, систематизируют и обобщают ее в соответствии с поставленной целью и задачами; интерпретируют и логично излагают, соблюдая культуру письменной и устной русской речи. Они знакомятся с языковыми моделями и интонационной структурой выражения речевого акта.

Таким образом, психологические особенности воздействия проектной методики на иностранных студентов, изучающих русский язык в профессиональном аспекте, - способность управлять вниманием, влиять на объем информации, увеличивать прочность запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на каждого участника проекта, повышать мотивацию обучения - способствуют интенсификации учебного процесса. Кроме того, правильно организованный метод проекта создает благоприятные условия для формирования профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева О.А. Игровая концепция обучения иностранным языкам на основе системы учебно-ролевых игр профессиональной направленности: учеб.-ме-тод. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Держинско-го, 2001.

2. Батраева О.М. ПрофессиональныйиностранныйязыкИ: Тексты по специальности: учеб. пособие. Гриф ДВ РУМЦ, Владивосток: Дальрыбвтуз, 2013.

3. Батраева О.М., Бимурзина И.В. Язык специальности в техническом вузе: формирование профессиональных

компетенций // Высшее образование сегодня. 2014. № 7. С. 84-92.

4. Бимурзина И.В., Батраева О.М. Интерактивные методы как средства оптимизации обучения русскому языку как иностранному (из опыта работы) // Вестник Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Владивосток: АТАПРЯЛ, 2014. № 4. С. 175-177.

5. Щукин А.И. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Филоматис, 2008. 188 с.

LITERATURA

1. Artem'evaO.A. Igrovaja koncepcija obuchenija inostrannym jazykam na osnove sistemy uchebno-rolevyh igr professional'noi napravlennosti: ucheb.-metod. posobie. Tambov: Izd-vo TGU im.G.R. Derzhinskogo, 2001.

2. Batraeva O.M. Professional'nyi inostrannyi jazyk II: Teksty po special'nosti: ucheb. posobie. Grif DV RUMC, Vladivostok: Dal'rybvtuz, 2013.

3. BatraevaO.M.,BimurzinaI.V. Jazyk special'nosti v tehnicheskom vuze: formirovanie professional'nyh kompetencii // Vysshee

obrazovanie segodnja. 2014. № 7. S. 84-92.

4. Bimurzina I.V., Batraeva O.M. Interaktivnye metody kak sredstva optimizacii obuchenija russkomu jazyku kak inostrannomu (iz opyta raboty) // Vestnik Aziatsko-Tihookeanskoi associacii prepodavatelei russkogo jazyka i literatury. Vladivostok: ATAPRJaL, 2014. № 4. S. 175-177.

5. Sh'ukinA.I. Sovremennye intensivnye metody I tehnologii obuchenija inostrannym jazykam: ucheb. posobie. M.: Filomatis, 2008. 188 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.