Научная статья на тему 'Роль мультимедийных презентаций в формировании профессионально-коммуникативного общения иностранных студентов технического вуза (из опыта работы)'

Роль мультимедийных презентаций в формировании профессионально-коммуникативного общения иностранных студентов технического вуза (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ / LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / MULTIMEDIA PRESENTATIONS / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТА / STUDENT MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батраева Ольга Матвеевна, Бимурзина Ирина Владимировна

Рассматриваются проблемы использования мультимедийных презентаций при формировании профессионально-коммуникативного общения иностранных студентов технического вуза на языке специальности.The article the problem of use of multimedia presentations in the formation of a professional and communicative dialogue of foreign students of technical institution in the language for specific purpose considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батраева Ольга Матвеевна, Бимурзина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль мультимедийных презентаций в формировании профессионально-коммуникативного общения иностранных студентов технического вуза (из опыта работы)»

ного эксперимента в курсе общей физики) не только равноускоренного и равномерного движения, но и движения с переменным ускорением. Для обоснованного заключения о характере движения свободно падающего тела студентам предлагается рассчитать значения всего двух числовых безразмерных параметров, опираясь только на зависимость от времени координаты тела. Выделение четких числовых критериев позволило сократить количество расчетов, необходимых для определения характера движения свободно падающего тела. Вычисления скорости и ускорения тела в различные моменты времени могут быть использованы для подтверждения корректности полученных студентами результатов.

Выполнение разработанной авторами компьютерной лабораторной работы позволяет студентам подробно изучить влияние сопротивления среды на свободное падение тел различной массы, а также познакомиться с одним из широко распространенных в физических исследованиях вычислительным методом - методом наименьших квадратов. Модернизированная при проектировании данной лабораторной работы методика исследований раскрывает перспективы постановки аналогичной [5] натурной лабораторной работы, которая в комплексе с описанной выше компьютерной работой позволит студентам применить на практике полученные ими теоретические знания, а также навыки использования компьютера для обработки экспериментальных данных.

Описанная в статье компьютерная лабораторная работа входит в комплекс лабораторных работ по изучению моделей физических процессов и явлений на компьютере [4, 7], который разрабатывается на ка-

федре теоретической и экспериментальной физики ТПУ с 2002 г. В настоящее время комплекс включает 27 лабораторных работ по различным разделам курса общей физики.

Литература

1. ЗаварыкинВ.М., Житомирский В.Г., ЛапчикМ.П. Численные методы. М.: Просвещение, 1990. 176 с.

2. Кравченко Н.С., Ревинская О.Г. Методы обработки результатов измерений и оценки погрешностей в учебном лабораторном практикуме. Томск: Изд-во ТПУ, 2011. 86 с.

3. Ревинская О.Г. Введение в практикум по вычислительной математике. Интерполяция и аппроксимация. Решение нелинейных уравнений и их систем. Численное интегрирование и дифференцирование. Томск: Изд-во НТЛ, 2012. 236 с.

4. Ревинская О.Г., Кравченко Н.С. Изучение моделей физических процессов и явлений на компьютере. Лабораторный практикум // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 9. С. 55-56.

5. Ревинская О.Г., Кравченко Н.С. Концепция развития лабораторного практикума по общей физике на основе дидактической модели научных экспериментальных исследований // Инновации в образовании. 2014. № 1. С. 93-106.

6. Ревинская О.Г., Кравченко Н.С. Лабораторная работа для изучения модели движения сферического тела в вязкой среде на компьютере // Учебная физика. 2009. № 2. С. 43-48.

7. Ревинская О.Г., Стародубцев В.А. Эмпирическое изучение теоретических моделей в физическом образовании // Открытое образование. 2006. № 5. С. 12-21.

8. Стрелков С.П. Механика. М.: Наука, 1975. 560 с.

УДК 378.147.227

О.М. Батраева, И.В. Бимурзина,

Международный институт Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета

Роль мультимедийных презентаций в формировании профессионально-коммуникативного общения иностранных студентов технического вуза (из опыта работы)

В последнее время в педагогике получило развитие направление, задачей которого является технологизация образовательного процесса. При этом речь идет

© Андреенков А.А., Дементьев А.А., 2014

не просто о том, чтобы на занятиях преподаватели применяли активные методы обучения, разработанные другими авторами, но и широко использовали в своей ра-

боте интерактивные технологии с собственным материалом.

Поясним, что в контексте темы настоящей статьи интерактивные технологии обучения мы опреде-

Рассматриваются проблемы использования мультимедийных презентаций при формировании профессионально-коммуникативного общения иностранных студентов технического вуза на языке специальности. Ключевые слова: язык специальности, профессионально-коммуникативные компетенции, мультимедийные презентации, мотивация студента.

The article the problem of use of multimedia presentations in the formation of a professional and communicative dialogue of foreign students of technical institution in the language for specific purpose considered .

Key words: language for specific purposes, professional and communicative competence, multimedia presentations, student motivation.

ляем как процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия иностранных учащихся между собой и преподавателем. Основным их признаком является преобладание активной деятельности иностранных учащихся по получению и усвоению новых знаний. В этом им помогает мультимедийная презентация. У многих преподавателей такая форма работы вызывает большой интерес.

Русский язык как иностранный тоже не стал исключением. Овладение иностранными студентами, изучающими язык специальности, профессионально-коммуникативными компетенциями, предусматривает ряд необходимых аспектов: лингвистический, дискурсивный, социокультурный, социальный, лингвопрофессиональ-ный [2, с.15].

Необходимо обратить внимание на то, что формирование про-фессионально-коммуникатив-ной компетенции имеет сложную структуру, но не имеет описания адресата - будущего специалиста. В частности, нет четкого определения его будущей профессиональной деятельности. Это усложняет образовательные задачи преподавателя русского языка как иностранного. Поэтому необходимы комплексные подходы, которые позволяют интегрировать необходимые компоненты в рамках одного занятия.

В современных условиях профессиональное общение на русском языке становится существенным компонентом будущей

профессии, в связи с этим возрастает роль языка специальности в техническом вузе. Особую актуальность приобретает профессионально ориентированное общение, которое предусматривает формирование у иностранного студента способности общения на русском языке в профессиональных, деловых, научных сферах. Объективно это связано, например, с тем, что в Китае ежегодно растут расходы на обучение студентов за границей, в том числе в рыбохозяйственном университете Владивостока. В связи с этим вуз имеет все предпосылки для разработки и внедрения конкурентоспособных образовательных программ, ориентированных на рынок Китая [6, с.54].

Обосновывая концепцию формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего специалиста в процессе технического образования, необходимо выделить следующие компоненты, которые относятся к компетенциям субъектов овладения и владения языком специальности:

- умения общения-диалога как коммуникативно-речевого взаимодействия;

- модели и умения внутри-группового субъект-субъектного и межгруппового коллективного взаимодействия;

- профессиональный лексикон;

- социокультурные и профессионально ориентированные ситуации, профессионально-социальный контекст;

- умения, приемы и средства для создания своего творческого речевого продукта.

Многочисленные образовательные порталы предлагают готовые презентации разной тематики. Однако большинство преподавателей предпочитает создавать свои мультимедийные материалы. Разумеется, в нашем случае речь идет о представлении учебной информации в процессе обучения русскому языку как иностранному в профессиональном аспекте, что и определяет многие требования, о которых пойдет речь ниже. Необходимо определить прежде всего сильные и слабые стороны мультимедийных презентаций. Обозначим их:

- мультимедийные презентации позволяют сделать учебный материал наглядным и убедительным;

- они облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов;

- презентации значительно облегчают показ схем, рисунков, фрагментов фильмов;

- при организации структуры занятия презентации могут быть использованы на различных этапах изучения темы (при знакомстве с новой лексикой языка специальности, демонстрации речевого поведения в ролевой или деловой игре и др.);

- использование анимации активизирует внимание, позволяет передать логику развертывания мысли (при отработке моделей интенций);

- компьютерные файлы с презентациями легко копируются и транспортируются.

Перечислим моменты, затрудняющие восприятие мультимедийной презентации иностранными студентами:

- отсутствие специального оборудования: компьютеров, проекторов, электронной доски и др. и ненадлежащее его обслуживание;

- недостаток опыта работы с компьютерной техникой у преподавателей;

- отсутствие у педагогов навыков работы по построению мультимедийной презентации.

Мультимедийные презентации - это пошаговая структура, которая позволяет соединить несколько компонентов в одно целое и создать условия для взаимодействия в учебной группе. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованные для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедийным изображением. Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию о продукте вашей деятельности в легко воспринимаемой форме.

Мультимедийная презентация может быть использована преподавателем русского языка как иностранного для сообщения новых лексических единиц и терминов, проведения урока - проверки знаний лексических единиц по теме языка специальности. Презентация языкового материала параллельно со зрительными образами вызывает у студентов интерес к изучению языка специальности, обогащает их представление о сущности производства продуктов питания.

Рассмотрим структуру мультимедийной презентации в языке специальности (рис.1).

Структура мультимедийной презентации обучения языку специальности иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный в техническом вузе

Мультимедийная презентация как основа представления учебного материала и формирования профессионально-коммуникативных компетенций.

Ее структура представлена следующим образом. Лексика +грамматика

- презентация языкового, грамматического материала в иллюстрациях;

- слайды с правилами, моделями упражнений по лексике, грамматике, письму.

Чтение + говорение + письмо

- презентация текста по языку специальности для технологов и инженеров промышленного рыболовства (научные тексты ученых Дальневосточного государственного технического рыбохозяй-ственного университета по профильным дисциплинам подготовки бакалавров);

- слайды, показывающие структуру работы над текстом на-учногом стиля речи;

- слайды с заданиями по чтению, говорению, письму.

Контроль по грамматике, лексике (тесты)

- тестовые задания для проверки грамматических навыков в языке специальности по научным текстам ученых профильных дисциплин подготовки бакалавров;

- слайды с адаптационным, проверочным и итоговым тестами.

Аудирование + говорение+ письмо

- презентация языкового, грамматического и речевого материалов перед просмотром видеоматериала;

- слайды с моделями речевой программы, необходимой для формирования устного и письменного продукта после просмотра видеоматериалов.

Говорение (ролевая, деловая игра, метод проекта)

- презентация программы речевого поведения в ролевой игре и творческом проекте (проектная методика);

- слайды с предъявлением программы речевого поведения в ролевой игре: необходимая лексика + иллюстрации для быстрого понимания новых слов (рис. 2).

Комментарий к выполнению домашнего задания

Презентация «Комментарий к домашнему заданию» с моделями

::

ОрП1П)р« ИМ4П

жя

Я т ■) -а

Рис. 1. Структура мультимедийной презентации в языке специальности

Презентация к ролевой вгре , «Звонок в компанию»

I

ИкДГТШ ип I

Рис. 2. Ролевая игра

подготовки к тестированию иностранных граждан на знание рус-скоого языка.

Притекстовые задания, представленные на слайдах презентации, способствуют развитию умений анализировать формально-смысловую устроенность и коммуникативную направленность прочитанного материала (научной статьи) или увиденного фрагмента фильма (выпуска новостей). Программа речевого поведения при выражении собственной точки зрения по прочитанному тексту или просмотренному фрагменту представлена на слайде мультимедийной презентации после демонстрации материала.

На практических занятиях по языку специальности нами используется мультимедийная презентация для работы над научными статьями ученых Дальне-

-

I и

Рис. 3. Профессиональная лексика видеоматериалов по направлениям подготовки технологов и инженеров

восточного государственного технического рыбохозяйственно-го университета по направлениям подготовки бакалавров «Промышленное рыболовство» и «Продукты питания животного происхождения». Будущие инженеры и технологи знакомя тся с научными статьями по языку специальности посредством предтекстовых и по-слетекстовых заданий.

Профессионально-коммуникативное общение становится существенным компонентом профессиональной деятельности будущих технологов и инженеров промышленного рыболовства [1, с. 156]. Рассматривая мультимедийную презентацию как средство формирования профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов, мы используем ее возможности для ознакомления с лексикой видеоматериалов (фрагментов выпусков новостей) по направлениям подготовки технологов и инженеров (рис. 3).

На каждом уроке представлены задания, нацеленные на проверку уровня сформированности предметной компетенции иностранных студентов. Это задания аудирования (выпуски новостей, рекламные ролики компаний), отражаю-

щие направленность языка специальности

Слайды мультимедийной презентации (с лексико-грамма-тическим комментарием и программой речевого поведения после просмотра), предшествующие просмотру фрагментов видеоматериала, помогают установить двустороннюю связь между стремлением иностранного студента приобрести профессиональные знания и успешностью овладения русским языком специальности.

Изучение языка специальности в техническом вузе должно быть не самоцелью, а средством достижения такого уровня владения языком, который позволил бы иностранному студенту использовать его в рамках своей будущей специальности, например при выступлении на научных конференциях, во время ролевых и деловых игр [4, с.15].

Проблема формирования системы профессионально-коммуникативной языковой подготовки будущих специалистов при обучении в техническом вузе характеризуется многоаспектностью. Поэтому, учитывая специфику профилирующих специальностей, нами разработаны программы речевого поведения для иностранных студентов (инженеров и технологов) в ролевых и деловых играх [7, с.103]. В организации ролевой игры для нас важно, чтобы иностранный студент, «примеряющий» ту или иную роль, был способен подобрать необходимые языковые средства в соответствии с заданной ситуацией, мог избежать конфликта, склониться к компромиссу, защитить свою точку зрения.

При применении мультимедийных презентаций на практических занятиях по языку специальности в техническом вузе создаются

благоприятные условия для формирования профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов [5, с. 67].

При сбалансированном использовании мультимедийной презентации иностранные студенты на уроках по специальности проявляют повышенный интерес к профессионально-коммуникативному общению.

Литература

1. Батраева О.М. Профессиональный иностранный язык II: тексты по специальности. Учеб. пособие. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2013. 237 с.

2. Батраева О.М. Профессиональный иностранный язык III: научная речь. Метод. пособие для иностранных студентов. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2014. 30 с.

3. Бимурзина И.В. Профессиональный иностранный язык II: русский язык как иностранный в профессиональном аспекте. Учеб. пособие. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2014. 147 с.

4. Бимурзина И.В, Батраева О.М. Мультимедийные уроки с использованием интерактивных методов. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2013. 26 с.

5. Бимурзина И.В., Батраева О.М. Интерактивные методы как средства оптимизации обучения русскому языку как иностранному (из опыта работы) // Вестник Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Владивосток: АТАПРЯЛ, 2014. № 4. С.175-177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Иголинская Ю.В. Проблемы и перспективы международного сотрудничества вузов ДВФО // Вестник Дальрыбвтуза. 2014. № 1. С. 102.

7. Котлярова Т.В. Использование ролевой игры при обучении иностранному языку // Вопросы современной филологии и методики обучения иностранным языкам в вузе: сб. ст. IX все-рос. научн.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2007. С.103-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.