Научная статья на тему 'Информационные технологии на уроках родного языка'

Информационные технологии на уроках родного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / MULTIMEDIA EQUIPMENT / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE WHITEBOARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сувандии Надежда Дарыевна

В данной статье рассматривается использование информационных технологий как одного из основных инновационных методов обучения на уроках родного языка. Информационные технологии повышают уровень обучения, гарантируют необходимый уровень качества образования, позволяют разнообразить формы уроков. В статье автором описываются некоторые виды заданий, которые могут быть использованы в презентациях на различных этапах урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сувандии Надежда Дарыевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY FOR THE NATIVE LANGUAGE LESSONS

Information technologies are used as innovative teaching methods in the native language lessons. Information technology increases the level of student learning, provides the required level of quality of education, and allows diversifying the forms of lessons. In the article the author describes some of the kinds of activities that can be used in presentations at various stages of the lesson.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии на уроках родного языка»

Тувинский государственный университет

- индивидуальный электронный языковой портфель - комплекс электронных материалов, подготовленных обучающимся за определенный период обучения или в процессе работы над каким-либо проектом [2, с. 8].

Таким образом, специфика профессиональной деятельности делает инфокоммуникационную компетенцию неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции преподавателя любого иностранного языка. Разнообразие компьютерных средств обучения языку, возможности, предъявляемые информационно-коммуникационными технологиями, требуют от преподавателя иностранного языка владения навыками квалифицированного пользователя, умения работать с комплексом программных средств общего и профессионального назначения.

Библиографический список

1. Бовтенко М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка. Новосибирск, 2005

2. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникативные технологии в преподавании иностранного языка. Новосибирск, 2008.

3. Кочетурова Н.А. Телекоммуникационные проекты в обучении иностранному языку. Новосибирск, 2010

Bibliograflcheskij spisok:

1. Bovtenko M.A. Professionalnaya informatsionno-kommunikatsionnaya kompetentsiya prepodavatelya inostrannogo yazyka. Novosibirsk, 2005

2. Bovtenko M.A. Informatsionno-kommunikativnye tekhnologii v prepodavanii inostrannogo yazyka. Novosibirsk, 2008.

3. Kocheturova N.A. Telekommunikatsionnye proekty v obuchenii inostrannomu yazyku. Novosibirsk, 2010.

Оюн Юрий Давааевич - к.ф.н., старший преподаватель кафедры

иностранных языков ТувГУ

Oyun Yuri - Cand. Sc. Philology, Senior Lecturer, Department of Foreign

Languages, Tuvan State University

УДК 372.6:681.142

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА

Сувандии Н.Д. Тувинский государственный университет, Кызыл

INFORMATION TECHNOLOGY FOR THE NATIVE LANGUAGE

LESSONS

Suvandii N. Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье рассматривается использование информационных технологий как одного из основных инновационных методов обучения на уроках родного языка.

Информационные технологии повышают уровень обучения, гарантируют необходимый уровень качества образования, позволяют разнообразить формы уроков.

В статье автором описываются некоторые виды заданий, которые могут быть использованы в презентациях на различных этапах урока.

Ключевые слова: информационные технологии, методы обучения, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Information technologies are used as innovative teaching methods in the native language lessons. Information technology increases the level of student learning, provides the required level of quality of education, and allows diversifying the forms of lessons.

In the article the author describes some of the kinds of activities that can be used in presentations at various stages of the lesson.

Key words: Information technology, teaching methods, multimedia equipment, interactive whiteboard.

В современном обществе во всех общеобразовательных учреждениях вносятся коррективы в методику преподавания того или иного предмета, поэтому на уроках применяются различные инновационные технологии.

В данной статье рассматривается проблема использования информационных технологий на уроках родного языка. В Федеральном государственном образовательном стандарте написано, что выпускник должен владеть основами научных методов познания окружающего мира, мотивирован на творчество и современную инновационную деятельность [1].

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, с правильно отобранными технологиями обучения, с использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, которое гарантирует необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Информационные технологии позволяют также оптимизировать, индивидуализировать и модернизировать процесс обучения. У учителя появляется возможность организовать разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному усвоению знаний; развивать навыки исследовательской деятельности; повышать мотивацию учащихся к обучению; обучать каждого учащегося на оптимальном для него уровне по мере возможностей и способностей; формировать коммуникативные умения; развивать их познавательный интерес, поддерживать их активность на протяжении всего урока.

Во всех образовательных учреждениях республики преподаватели в основном используют на уроках родного языка мультимедийные оборудования (проектор, ноутбук, экран и интерактивную доску).

Применение информационных технологий целесообразно на различных этапах процесса обучения родному языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении пройденных тем, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм обучения.

Взаимодействие учителя и ученика традиционно проводится с помощью школьной доски. Доска является объектом информационного обмена между учителем и учащимся. В настоящее время в школе широко используется интерактивная доска, с ее помощью учитель может управлять презентацией, вносить в нее поправки и коррективы, делать различными цветами пометки, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. При работе с интерактивной доской, учитель всегда находиться в центре внимания, наблюдает за

работой учащихся и поддерживает постоянный контакт со всем классом. К ноутбуку, а значит, и интерактивной доске, могут быть подключены цифровой фотоаппарат или видеокамера. Поэтому при изучении темы «Ономастика» в 10 классе учащимся заранее можно дать задания сфотографировать микротопонимику своего края или снять на видеокамеру информацию местных старожилов о личных именах, зоонимах и т.д. В последние годы учащиеся школ на научных конференциях выступают с докладами по ономастике, в частности, по топонимике своего села, кожууна или по антропонимике, причем почти все готовят красочно оформленные презентации. В научных исследованиях они в основном опираются на вышедшие монографии по топонимике [2], антропонимике [3].

Учащимся любого возраста нравится работать с интерактивной доской, им интересно и увлекательно. А учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией: он может выводить на интерактивную доску таблицы, схемы, карточки, тематические и сюжетные картинки. И все это время не теряет визуального контакта с классом. Благодаря наглядности и интерактивности, весь класс вовлекается в активную групповую работу, причем сами не замечая, соревнуются между собой: каждый ученик старается первым написать сочинение по картинке или составить связный текст, начертить таблицу или схему по заданной теме и т.д. В это время работа учащихся мало зависит от учителя. Данная ситуация создает основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, ученик работает над учебным заданием в индивидуальном ритме, выполняя задание учителя по своему усмотрению и по мере своих возможностей. Все это способствует развитию у ученика правильной самооценки, которая так необходима каждому учащемуся, он научится оценить себя и своих одноклассников.

У учителей родного языка и литературы республики основная задача - это разработка заданий с использованием информационных технологий, т.к. кроме них самих никто этим не будет заниматься.

По другим предметам имеется целый ряд дидактических материалов, например, по русскому языку подготовлены презентации с приложениями почти по всем темам, которые входят в школьную программу.

Нынче родной язык по требованиям нового ФГОС начали изучать только учащиеся 5 класса, в связи с этим апробируются и разрабатываются методические материалы по новому учебнику.

В данной статье в качестве примера мы предлагаем материалы для составления презентации по теме «Ономастика» в 10 классе. Учитель может на свое усмотрение создать слайды с таблицами, со схемами, с картинками и другими материалами.

1. Слайды со схемами

Рассматриваемая тема по школьной программе частично была пройдена в 6 классе. Учащиеся прошли ознакомительный этап по данной теме. В 10 классе учащиеся повторяют данную тему, углубляют и расширяют полученные знания, поэтому работа со схемами поможет учителю и учащимся в дальнейшей работе по этой теме. Учитель заранее дает задание учащимся сделать слайд со схемами по уже знакомым им разделам ономастики.

Ономастика

топонимнер антропонимнер гидронимнер этнонимнер

Слайд с такой схемой могут составить учащиеся сами, т.к. по программе 6 класса даются только указанные разделы ономастики.

Далее учитель знакомит учащихся с другими разделами ономастики тувинского языка с помощью слайда со следующей схемой:

Ономастика

топонимнер антропонимнер зоонимнер космонимнер

теонимнер ктематонимнер урбонимнер

Составление слайдов со схемами зависит от творческой задумки каждого учителя, и, как нам кажется, поможет глубже усвоить тему урока. При составлении слайдов со схемами учащиеся могут посмотреть на презентации в сети Интернет и провести сравнительный анализ материалов тувинского и русского или другого языков.

2. Слайды с таблицами

Составление слайдов с таблицами является одним из эффективных работ по усвоению и повторению различных тем. Выше данные схемы можно сделать и в виде таблиц.

Ономастиканыц адырлары

Топонимнер Антропонимнер Гидронимнер Этнонимнер

Кызыл, Сукпак Кара, Алдын-оол Улуг-Хем, Каа-Хем Саая, Тумат

Черлер аттарын топонимнер дээр. Кижилерниц хуу аттарын антропонимнер дээр. Суглуг черлер аттарын гидронимнер дээр. Терел бeлYктер аттарын этнонимнер дээр.

При составлении слайдов с таблицами учащиеся учатся классифицировать собранный материал и обобщить их. Данную таблицу по программе можно использовать на уроках родного языка в 6 классе.

При изучении ономастики в старших классах слайд с таблицей нужно расширить и усложнить, по программе даются большинство разделов ономастики.

Ономастиканыц адырлары

Топоним- Антропоним- Зоонимнер Космонимнер Теонимнер Ктемато-

нер нер нимнер

Ономасти- Кижилерниц Дириг Сылдыстар, Шажын Кижилерниц

ка хуу аттарын амытан-нар планеталар чYДYлгеге чогаадып

ньщ черлер ееренир ньщ шола аттарын хамаарыш кааны

аттарын ономастика- аттарын ееренир кан хуу чуулдерниц

ееренир ныц адыры ееренир ономастика аттар аттарын

адыры ономасти ныц адыры ееренир ееренир

каныц адыр адыр

адыры

Элегес, Борбак, Дорала, Шолбан, Будда, Болчаг шагы

Квк-Тей Алдын-Сай Чамырык- Чеди-Хаан Христос

Мыйыс

При изучении структурных типов собственных имен также эффективно использовать слайды с таблицами, причем можно включить и правила правописания личных имен.

Хуу аттарныц тургузуунуц аайы-биле белуктери белуктери

Бвдуун Нарын

Укталбаан Укталган Ч.а.+оол(кыс) Ч.а. +д.а. Д.а. + д.а.

Чацгыс Чацгыс дазыл- Ийи болгаш оон Ийи болгаш оон Ийи болгаш оон

дазылдан дан тургустун- хеи дазылдар- хей дазылдардан хей дазылдардан

тургустунган ган болгаш дан тургустун- тургустунган тургустунган

аттар кандыг-бир ган чYве адынга чYве адынга демдек адынга

кожумактыц оол, кыс деп демдек адыныц демдек адыныц

дузазы-биле сестерниц кат- каттышканындан каттышканындан

тургустунган тышканындан тургустунган тургустунган

аттар тургустунган аттар аттар аттар

Сергек, Маадыр Ацчы, Чорумал, Хеймерек Ай-кыс, Байлац-оол Куске-Кара, Анай-Кара Шевер-Кара, Хенче-Кара

Исходя из творческой задумки учителя, на уроках родного языка можно использовать слайды с использованием различных форм работ.

3. Слайды с картинками

По требованиям ФГОС нового поколения особое внимание учащихся на уроках родного языка следует обратить на коммуникативную компетенцию [1]. Одним из эффективных способов достижения данной компетенции является работа со слайдами с сюжетными или тематическими картинками.

Например, к данной сюжетной картине можно дать следующие задания:

Онаалга № 1: Чурукту кичээнгейлиг кергеш, оон кол темазын тодарадып, анаа аттан бээр. (Внимательно рассмотрев картину, определите главную тему и дайте ему название).

Онаалга № 2: Бердинген чурукта чYве аттарынга хуу аттардан бергеш, бижип алынар. (Дайте именам существенные собственнае имена и запишите их).

Онаалга № 3: Хуу аттарны ажыглавышаан, «Чайлагда» азы боттарыньщ чогаадып алган теманарга дYYштYр кыска чогаадыгдан бижицер. Хуу чYве аттарынын шын бижилге дYPYмнерин тайылбырлап чугаалаар. (Используя собственные имена, напишите краткое сочинение «В летней стоянке» или по теме придуманной вами. Объясните правописание собственных имен существительных).

Данную форму работы можно задать на дом, чтобы учащиеся смогли сами создать слайды с картинками и с творческими заданиями.

4. Слайды с тестовыми заданиями

Тесты можно проводить для проверки домашней работы, для закрепления нового материала, для проверки знаний учащихся после изучения какого-то раздела ономастики. Ниже предлагаются тестовые задания для проверки домашней работы:

1. Суглуг черлер аттарыныц тодарадыын тывар (Указать название водных объектов):

а) ойконимнер; б) гидронимнер; в) оронимнер.

2. Укталган бедYYн антропонимнерни тодарадыр (Найти простые производные антропонимы):

а) Артыш, Шончалай, Чечек, Аржаан; б) Чылгычы, Ачылыг, Кузел, Сыынак; в) Биче-кыс, Алдын-Сай, Белек-Байыр, Чустук-Кара.

3. Бердинген хуу аттар кандыг белYкке хамааржырын айтыр (Указать к какой группе относятся данные собственные имена):

Доора-Хову, Квжээлиг-Оймак, Шаттыг-Ой, Алдыы-Хову. а) кургаг черлер аттары; б) суглуг черлер аттары; в) чурттакчылыг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

черлер аттары.

4. Лексика-семантиктиг арга-биле тургустунган антропонимнерни тывар (Найти антропонимы, образованные по лексико-семантическому способу):

а) Аянмаа, Чаяачы, Долаана, Ацчы; б) Маадыр, Чочагай, Чодураа, Ацгыр; в) Бичелдей, Дегежик, Чурумал, Чарашпай.

5. Сылдыстар, планеталар аттарын 4YY дээрин айтыр (Указать, как называются названия звёзд, планет):

а) зоонимнер; б) космонимнер; в) теонимнер.

Тестовые задания в мультимедийном оборудовании помогут учителю быстро проверить пройденную тему.

Таким образом, работа с мультимедийным оборудованием и интерактивной доской поможет учителю увеличить темп урока, разнообразить виды работ на уроках, формировать коммуникативные умения учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Разработанные учителем материалы являются существенным дополнением не только к школьным учебникам, но ив целом ко всему программному материалу, в частности, письменные работы по развитию устной и письменной речи.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М., 2011.

2. Ондар Б.К. Топонимия Тувы в сравнительном освещении с топонимами Южной Сибири. Кызыл, 2003. 296 с.

3. Сувандии Н.Д. Тувинская антропонимия. Кызыл, 2011. 153 с. Bibliograflcheskij spisok

1. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. M., 2011.

2. Ondar B.K. Toponimiya Tuvy v sravnitelnom osveschenii s toponimami Yuzhnoj Sibiri. Kyzyl, 2003. 296 s.

3. Suvandii N.D. Tuvinskaya antroponimiya. Kyzyl, 2011. 153 s.

Сувандии Надежда Дарыевна - к.ф.н., доцент кафедры тувинской филологии и общего языкознания Тувинского государственного университета. Email: suvandiin@mail.ru.

Suvandii Nadezhda - Cand. Sc. Philology, Associate Professor, Department of Tuvan Philology and General Linguistics, Tuvan State University. E-mail: suvandiin@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.