Научная статья на тему 'Образовательный потенциал ономастики в обучении родному языку'

Образовательный потенциал ономастики в обучении родному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ / TEACHING VOCABULARY / РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / NATIVE LANGUAGE AND LITERATURE / ОНОМАСТИКА / ONOMASTICS / ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ / PROPER NAMES / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ВИДЫ ДИКТАНТОВ / TYPES OF DICTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сувандии Надежда Дарыевна

Статья посвящена использованию образовательного потенциала тувинской ономастики в обучении родному языку. Основной составляющей процесса обучения родному языку является изучение лексики и одного из ее разделов ономастики. Знакомство с ономастикой и ее правописанием начинается еще в начальных классах и далее совершенствуется в средних и старших. Особенно следует обратить внимание на творческие работы для достижения коммуникативных результатов в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF ONOMASTICS IN TEACHING OF THE MOTHER TONGUE

The article is devoted to consideration of the educational potential of the tuvan onomastics in the teaching of the native language. The main component of the process of learning a native language is learning vocabulary and one of its sections onomastics. Familiarity with the names and its spelling begins in the elementary grades and further improved in middle and high. A special attention should be paid to creative work in order to achieve communication results in accordance with the new Federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал ономастики в обучении родному языку»



2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя /Н.Д. Гальскова. М.: АРКТИ - Глосса, 2000. 165с.

3. Рыбкина, А.А. Педагогические условия формирования профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2005. 152с

4. Образцов, П.И., Иванова О.Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие/ Под. ред. П.И.Образцова. Орел, 2005.

5. http://www.dissercat.com/content/uchet-osobennostei-natsionalnogo-mentaliteta-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku-anglogov#ixzz3tRTwXIvA

Bibliograficheskij spisok:

1. Verzhbitskaya, A. Yazyk. Kultura.Poznaniye. - M .: Russkiye slovary, 1997. - 416 s.

2. Galskova, N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannomu yazyku: Posobiye dlya uchitelya /N.D. Galskova. M.: ARKTI - Glossa, 2000. 165s.

3. Rybkina, A.A. Pedagogicheskiye uslovia formirovania professionalnyh umeniy kursantov uchebnyh zavedeniy MVD v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Saratov: Saratov Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2005. 152s

4. Obraztsov, P.I., Ivanova, O.Y. Professionalno orientirovannoye obucheniye inostrannomu yazyku na neyazykovyh facultetah vuzov. Manual / Under. Ed. P.I.Obraztsova. Eagle, 2005.

5. http://www.dissercat.com/content/uchet-osobennostei-natsionalnogo-mentaliteta-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku-anglogov#ixzz3tRTwXIvA

Монгуш Долаана Шолбан-ооловна - преподаватель кафедры иностранных языков, аспирант кафедры социальной и юридической психологии ТувГУ, E-mail: dana_ksd@mail.ru

Mongush Dolaana - lecturer of Foreign languages department, post-graduate of Social and Legal Psychology of Tuvan State University, E-mail: dana_ksd@mail.ru

УДК 372.6:681.142

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОНОМАСТИКИ В ОБУЧЕНИИ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Сувандии Н.Д.

Тувинский государственный университет, Кызыл

EDUCATIONAL POTENTIAL OF ONOMASTICS IN TEACHING OF THE MOTHER TONGUE

Suvandii N.D.

Tuvan state universit, Kyzyl

Статья посвящена использованию образовательного потенциала тувинской ономастики в обучении родному языку. Основной составляющей процесса обучения родному языку является изучение лексики и одного из ее разделов - ономастики. Знакомство с ономастикой и ее правописанием начинается еще в начальных классах и далее совершенствуется в средних и старших. Особенно следует обратить внимание на творческие работы для достижения коммуникативных результатов в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартам.

Ключевые слова: обучение лексике, родной язык и литература, ономастика, имена собственные, коммуникативная компетенция, виды диктантов.

The article is devoted to consideration of the educational potential of the tuvan onomastics in the teaching of the native language. The main component of the process of learning a native language is learning vocabulary and one of its sections - onomastics. Familiarity with the names and its spelling begins in the elementary grades and further improved in middle and high. A special attention should be paid to creative work in order to achieve communication results in accordance with the new Federal state educational standards.

Key words: teaching vocabulary, native language and literature, onomastics, proper names, communicative competence, types of dictations.

Обучение лексике - это одна из составных частей процесса обучения родному языку. Оно должно осуществляться на всех уроках родного языка и складывается из обогащения словарного запаса учащихся и усвоения ими основных лексических понятий. Одним из интересных и увлекательных разделов лексики считается ономастика.

Ономастика - раздел языкознания, изучающий собственные имена [1]; ономастика (ономатология) - 1. Раздел языкознания, изучающий личные имена (имена, отчества, фамилии, прозвища людей и животных). 2. Совокупность (система) личных имен как особый предмет лингвистического изучения. 3. Раздел языкознания, изучающий собственные имена [2].

Областью исследования ономастики являются: антропонимия - система личных имен человека; топонимия - система географических наименований; космонимы - названия звезд, планет, созвездий; зоонимы - клички животных и т.д.

Ономастика как раздел лексикологии в школьном курсе родного языка изучается только в 6 (1 час) и 10 классах (1 час), хотя ономастический материал составляет значительную часть лексики любого языка и заслуживает того, чтобы его изучали на должном уровне, как изучают родной язык, литературу, историю, географию и другие науки. И оно должно продолжаться и в высших учебных заведениях, т.к. в собственных именах хранится история и культурное наследие народа. Особенно богаты ономастическим материалом, требующего глубокого осмысления, усвоения, правильного произношения, использования и написания, такие предметы, как родной язык, родная литература, история и география Тувы.

Ономастика - раздел, в результате изучения которого достигается высокий воспитательный потенциал учащихся. Она имеет большую междисциплинарную направленность, т.е. ономастика изучается на уроках родного языка и литературы, русского языка и литературы, истории Тувы, географии Тувы.

В данной статье мы попытаемся остановиться на вопросах изучения ономастики на уроках родного языка.

Увлекательную беседу об имени собственном надо начинать уже с начальных классов и на каждом уроке родного языка. Ведь в классе все учащиеся имеют личные имена, живут они на разных улицах со своими названиями, у всех детей имеются родственники в других населенных пунктах, которые также имеют географические наименования. Личные имена учащихся класса имеют свои интересные истории, в результате которых они им даны. Улицы и деревни тоже имеют свои истории происхождения. В проведении таких бесед активное участие будет принимать весь класс. Изучение ономастического материала является хорошим поводом обращения к традиционным народным обычаям и традициям, например, у каждого народа имеются свои отличительные обычаи имянаречения.

Во 2 классе при ознакомлении с темой <^ве аттары (Имя существительное)» в соответствии с программой учащиеся должны усвоить правописание имен и фамилий человека, наименований городов, деревень, рек, кличек животных [3].

Данная тема продолжается в 4 классе при изучении темы «Хуу болгаш ниити ЧYве аттары (Собственные и нарицательные имена существительные)». На этом уроке учащиеся должны повторить и углубить полученные в предыдущих классах знания по правописанию личных имен людей, географических наименований, кличек животных и т.д. [3].

В 5 классе на первом или втором уроке нужно провести урок знакомства учителями-предметниками класса. В конце урока можно дать домашнее задание написать сочинение-миниатюру по теме: «Аттарывыс чажыттары (Тайны наших имен)». Оно должно способствовать развитию творческих и познавательных способностей учащихся, они получат много новой информации о выборе имени в целом, беседуя с учителем. Им обязательно потребуется также помощь родителей, так как имя ребенку выбирали они. При выполнении данного задания учащиеся ознакомятся и народными традициями имя наречения. В результате выполнения творческой работы у учащихся развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется речевая деятельность, формируется ясное представление о роли родного языка.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте написано, что в результате изучения родного языка и литературы должны сформироваться представления о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; сформироваться понятия о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике [4, с. 16].

При изучении темы «Хуу болгаш ниити ЧYве аттары (Собственные и нарицательные имена существительные)» в 5 классе учащиеся, повторяя знания по личным именам людей и географических наименований, знакомятся с новыми разделами ономастики - кличками животных, названиями различных учреждений, книг, журналов, газет, радио и телевизионных передач и т.д. Основное внимание при этом обращается на правописание личных имен. Поэтому помимо упражнений в учебнике «Тыва дыл (Тувинский язык)» для 5 класса [6, с. 118-123], учителю следует разработать и другие дополнительные материалы, например, различные виды диктантов: словарный, выборочный, объяснительный и т.п.

Словарьлыг диктант (словарный диктант) - это одна из разновидностей упражнений при изучении родного языка, в ходе проведения которых учащиеся воспринимают на слух слова, а затем воспроизводят их в письменном виде. Перед написанием диктанта нужно провести предварительную работу над словами. Например, если тема урока собственные и нарицательные имена существительные, учитель должен объяснить, что собственные имена образуются от нарицательных имен, но главное их отличие в написании и учащимся нужно запомнить правило: «Хуу ЧYве аттарын улуг YЖYK-биле бижиир. (Имена собственные пишутся с прописной буквы)». К доске вызывается ученик, а остальные пишут в тетради.

Пример словарного диктанта (могут быть слова или словосочетания):

Хемчик хем, алдын шак, шецне чечээ, дуцмам Алдын, Шарик деп ыт, Шецне угаанныг, бичии хемчигеш, шарик садар.

После написания диктанта на доске, все учащиеся проверяют и делают вывод, т.е. повторяют правила написания собственных и нарицательных имен существительных. На выполнение словарного диктанта можно отвести 7-9 минут.

Шилилгелиг диктант (Выборочный диктант). При выполнении данного вида диктанта учитель дает определенное задание учащимся.

Пример выборочного диктанта по ономастике.

Онаалгазы (Задание): Из данного текста выпишите собственные имена существительные.

Тыва Республика Азий диптиц тввунде чыдар. Ында янзы-буру аймак- сввк кижилер чурттап турар. Тываныц твву - Кызыл хоорай.. Ол 1914 чылды тургустунган. Кызылда тураскаалдыг черлер хвй. Оларга кончуг чараш кылдыр кылдынган «Азия твву», «Кызыл партизаннарга тураскаал», Арат швлу «Хвгжум шии театры», Национал парк болгаш вске-даа черлерни хамаарыштырып болур.

Данные виды диктантов удобно проводить при закреплении новой темы или при ее повторении.

В 6 классе при изучении раздела «Лексика болгаш чугаа культуразы (Лексика и культура речи)» дается 1 час на изучение темы «Хуу аттар дугайында билиг, оларныц янзылары. (Понятие об именах собственных, их видов)». В учебнике «Тыва дыл (Тувинский язык)» для 6 класса [7, с. 33-36] дан ряд упражнений по названной теме. Но мы считаем, что для достижения коммуникативных результатов по новым Федеральным государственным стандартам их недостаточно, в связи с чем, учителю нужно разработать и другие виды работ к уроку, особенно творческих. Подробнее остановимся на некоторых видах творческих работ из своего опыта работы.

Чурук-биле ажыл (Работа с картиной).

Учителю нужно подобрать сюжетную картину в соответствии с возрастом и общим развитием учащихся. Лучше всего взять картину о природе, о родном городе, деревне, о родном языке и т.д.

Прежде всего, нужно провести беседу для патриотического воспитания детей. В результате таких бесед у учащихся формируются чувство привязанности к тем местам, где они родились и выросли, уважительное отношение к своему родному языку. Можно составить такие примерные вопросы:

1. Расскажите, какая тема раскрыта в данной картине?

2. Что такое Родина?

3. В чем выражается любовь к своему городу?

4. Что вы можете сделать для развития своего города?

5. Почему так названо то или иное место? С чем оно звязано?

Чогаадыг бижиири (Написание сочинений).

Дальнейшей работой по сюжетным картинам может быть написание сочинений-миниатюр по заданным темам, например, «Мээц хоорайым азы суурум (Мой город или моя деревня)». Данная работа будет способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, что особенно важно для развития творческих способностей учащихся. В современном обществе, в век информатизации, такая работа очень актуально, т.к. учащиеся не любят читать книги, развивать мыслительную деятельность. А проведение подобных работ на уроках родного языка, как нам кажется, необходимо для достижения не только предметных результатов, но и личностных, коммуникативных.

В 10 классе 1 час отводится на тему: «Тыва ономастика (Тувинская ономастика)», где проводится знакомство с основными терминами: ономастика, антропонимы, топонимы, зоонимы, космонимы и т.д. Кроме выполнения упражнений из учебника [8, с.45-48] можно провести и нетрадиционные уроки, как экскурсия.

Кичээл-экскурсия (Уроки-экскурсии).

Мы считаем, что данный нетрадиционный вид урока поможет учащимся старшей школы самостоятельно усвоить материал, связанный с родным местом жительства. Цель данного урока -сбор и систематизация микротопонимов определенной местности или имен людей деревни и выявление их лексико-семантических, структурных групп.

Содержание экскурсии должно быть непосредственно связано с темой предыдущего урока. После ознакомления с группами ономастики и основными терминами можно организовать экскурсию. Собранный на экскурсии материал в дальнейшем будет использоваться для написания научных работ к конференциям, различным конкурсам.

Экскурсии имеют не только познавательное и гражданско-патриотическое воспитательное значение для учащихся. Они способствуют расширению и углублению знаний учащихся о родном крае, о своем народе и т.д.

Урок-конференция. Другим видом нетрадиционного урока является урок-конференция. Их можно проводить в результате изучения элективного курса по ономастике или урока-экскурсии. Основная цель урока-конференции - расширение и углубление знаний учащихся по ономастике, а также ознакомление с новыми сведениями в результате работы с научной литературой, т.к. одним из главных задач элективных курсов является приобщение детей к основам науки.

Во время занятий учащиеся выбирают определенную тему научного исследования и собирают материал. Затем начинают работать с научной литературой, что необходимо им для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Они будут учиться правильному оформлению научной работы, ее последовательному изложению по определенной структуре, также правильному набору своей работы на компьютере.

На урок-конференцию приглашаются учащиеся из других классов, чтобы они научились выполнению подобных работ.

В результате выступлений выбираются отличившиеся учащиеся, которые, защищая честь школы, будут участвовать на конференциях различных уровней.

Таким образом, ономастика имеет богатый образовательный потенциал для обучения родному языку. Учителям родного языка нужно разрабатывать как можно больше дополнительного материала, чтобы достичь результатов, предусмотренных в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Библиографический список:

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1990.

2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов, 1966, 288.

3. Государственный стандарт и учебные программы по тувинскому языку для 1-4 классов. Кызыл, 2008, 71 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010, 31 с. (Стандарты второго поколения).

5. Государственный стандарт, учебные программы по тувинском языку и развитию связной речи для 5-11 классов. Кызыл, 2008, 87 с.

6. Доржу, К.Б., Сувандии, Н.Д. и др. Тувинский язык. 5 класс. Кызыл, 2014, 255 с.

7. Монгуш, Д.А., Доржу, К.Б. Тувинский язык. Учебник для 6-7 классов средней школы. Кызыл, 2008, 278 с.

8. Ойдан-оол, А.К., Ондар, Б.К. и др. Тувинский язык. Учебник для 10-11 классов средней школы. Кызыл, 2007,

270 с.

Bibliograficheskij spisok:

1. Lingvisticheskij entsiklopedicheskij slovar. M.: Sov. Entsiklopediya, 1990.

2. Akhmanova, O.S. Slovar lingvisticheskikh terminov, 1966, 288.

3. Gosudarstvennyj standart i uchebnye programmy po tuvinskomu yazyku dlya 1-4 klassov. Kyzyl, 2008, 71 s.

4. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart nachalnogo obschego obrazovaniya / M-vo obrazovaniya i nauki RF. M.: Prosveschenie, 2010, 31 s. (Standarty vtorogo pokoleniya).

5. Gosudarstvennyj standart, uchebnye programmy po tuvinskom yazyku i razvitiyu svyaznoj rechi dlya 5-11 klassov. Kyzyl, 2008, 87 s.

6. Dorzhu, K.B., Suvandii, N.D. i dr. Tuvinskij yazyk. 5 klass. Kyzyl, 2014, 255 s.

7. Mongush, D.A., Dorzhu, K.B. Tuvinskij yazyk. Uchebnik dlya 6-7 klassov srednej shkoly. Kyzyl, 2008, 278 s.

8. Ojdan-ool, A.K., Ondar, B.K. i dr. Tuvinskij yazyk. Uchebnik dlya 10-11 klassov srednej shkoly. Kyzyl, 2007, 270 s.

Сувандии Надежда Дарыевна - к.ф.н., доцент кафедры тувинской филологии и общего языкознания, Тувинский государственный университет, Email: suvandiin@mail.ru

Suvandii Nadezhda - Cand. Sc. Philology, Associate Professor, Department of Tuvan Philology and General Linguistics, Tuvan state university, E-mail: suvandiin@mail.ru

УДК 371.32

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАВИСИМЫЙ ТАКСИС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ТУВИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Таргын Ш.Х.

Тувинский государственный университет, Кызыл

INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION: INDEPENDENT TAXIS ON ENGLISH LESSONS AT TUVAN STATE UNIVERSITY

Targyn Sh.Kh. Tuvan state university, Kyzyl

В статье даны результаты диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Зависимый таксис в тувинском языке в сопоставлении с английским», которые используются на занятиях профиля «Иностранный язык» и по дисциплине Б1.Б3 «Иностранный язык» других

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.