Научная статья на тему 'Информационные механизмы формирования гражданского сознания молодёжи на Юге России'

Информационные механизмы формирования гражданского сознания молодёжи на Юге России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
412
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ЮГ РОССИИ / YOUTH / PROTEST ACTIVITY / CIVIL CONSCIOUSNESS / PUBLIC ORGANIZATIONS / INFORMATION / SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зети Полина Петровна

В статье анализируется обусловленность политического поведения молодёжи воздействием средств массовой информации, в том числе интернета. Охарактеризовано положение молодёжи на Юге России и обозначены некоторые направления оптимизации работы с молодёжью в регионе. Выявлены основные информационные механизмы, способствующие формированию гражданских качеств личности и гражданского сознания молодёжи на Юге России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL MECHANISMS THAT FORM THE CIVIL CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH ON THE SOUTH OF RUSSIA

The article is analyzing the conditionality of political behavior of the youth by the influence of the mass-media, including Internet. The state of the youth on the South of Russia is characterized and some directions of optimization of the work with the youth in the region are emphasized. The main informational mechanisms of forming personal civil merits and civil consciousness of the youth on the South of Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Информационные механизмы формирования гражданского сознания молодёжи на Юге России»

УДК 316.774:323.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ НА ЮГЕ РОССИИ Зети П.П.

В статье анализируется обусловленность политического поведения молодёжи воздействием средств массовой информации, в том числе интернета. Охарактеризовано положение молодёжи на Юге России и обозначены некоторые направления оптимизации работы с молодёжью в регионе. Выявлены основные информационные механизмы, способствующие формированию гражданских качеств личности и гражданского сознания молодёжи на Юге России.

Ключевые слова: молодёжь, протестная активность, гражданское

сознание, общественные организации, информация, Юг России.

INFORMATIONAL MECHANISMS THAT FORM THE CIVIL CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH ON THE SOUTH OF RUSSIA Zeti P.P.

The article is analyzing the conditionality of political behavior of the youth by the influence of the mass-media, including Internet. The state of the youth on the South of Russia is characterized and some directions of optimization of the work with the youth in the region are emphasized. The main informational mechanisms of forming personal civil merits and civil consciousness of the youth on the South of Russia are revealed.

Keywords: youth, protest activity, civil consciousness, public organizations, information, South of Russia.

Растущая протестная активность населения современной России актуализирует научный поиск механизмов снижения социально-политической напряжённости в обществе и формирования гражданского самосознания населения. События общественно-политической жизни электорального цикла 2011-2012 гг. показали значимость внимания к общественным настроениям и ключевую роль информационных технологий в процессе мобилизации населения.

В настоящее время сфера публичной политики переносится в интернет, социальные сети, где блоггеры и активные участники интернет-пространства становятся новыми лидерами общественного мнения, формирующими отношение населения к политической ситуации и стимулирующими его активность. В таком политическом поле возникает опасность того, что люди с недостаточно высоким уровнем политической культуры и осведомлённости о политических процессах, либо неустойчивыми политическими взглядами могут оказаться под воздействием радикально настроенных сил. В большей степени это относится к молодому поколению, которое является наиболее активным пользователем интернета. Специфика социального положения молодёжи, лабильность её сознания, неустойчивость политических и социальных ориентаций требует особого отношения и внимания к молодёжи в целях воспитания гражданских качеств личности. Однако в современной ситуации информационное воздействие отдельных СМИ, социальных сетей затрудняет формирование у молодёжи независимых политических суждений, установок гражданского сознания, способствует её вовлечению в популистские провокации, радикальные экстремистские движения.

Поэтому, с одной стороны, необходимо повышать уровень политической грамотности и активности молодёжи, однако участие в политике должно быть

осознанным и соответствовать политическим убеждениям личности. Большая роль в данном процессе возлагается на традиционных агентов политической социализации, особенно на систему образования. С другой стороны, развивать некое псевдоучастие в мероприятиях с политическим подтекстом тоже зачастую не оправданно. В условиях современного российского общества нет такого, как в европейских странах, осознанного протеста молодых. Молодые люди приходят порой на митинги за компанию или из любопытства [1]. Но существующая тенденция распространения протестных настроений в молодёжной среде требует особого внимания.

Средства массовой информации наполняют информационное пространство содержанием, способствующим как стабилизации общества, так и возрастанию в нём напряжённости. Известный учёный С.П. Капица отмечал, что позиция СМИ далеко не всегда отвечает интересам общества и только ведёт к деградации ценностей в современном мире, поскольку место в общественном сознании, которое навязывают этим событиям, не отвечает их значению в жизни общества [2, с. 75]. В свою очередь, так называемые лидеры общественного мнения в Интернете и оппозиционеры навязывают собственную трактовку событий общественно-политической жизни. Посредством «социальных сетей», блогов они призывают к протестной активности, характеризующейся отсутствием конструктивных предложений и действий, что также не отвечает интересам общества. Более того, способствует насаждению ложного представления о перспективах развития общества и государства.

В данном контексте можно привести результаты исследования, выполненного Агентством социальных технологий «Политех» при содействии Института этнологии и антропологии РАН в 2011 году по заказу Общественной палаты Российской Федерации в рамках подготовки к проведению слушаний на тему «Молодежный националистический экстремизм: причины и следствия». Исследование показало, что «беспорядки на Манежной и поддержка со стороны большинства городской молодежи не являются результатом локального

всплеска ксенофобии в Москве, а отражают состояние общественного сознания во многих российских городах на протяжении длительного периода. Вне всяких сомнений, если подобное выступление состоится в каком-либо крупном российском городе, оно будет с сочувствием воспринято и в самом этом городе и в большинстве крупных российских городов. При этом, по мнению ряда экспертов, при организации самих выступлений и при распространении информации о них значительную роль будут играть социальные Интернет-сети» [3, с. 62].

Особый интерес представляет рассмотрение положения молодёжи на Юге России, где по состоянию на 2010 год численность молодого поколения составляла 5 714 тыс. человек или 24,9 % к общей численности населения [4, с. 11]. В сравнении с другими регионами России на Юге страны в результате нарастающего напряжения и конфликтов сложилась крайне неустойчивая ситуация, характеризующаяся отсутствием перспективы регионального развития [5, с. 12]. Внимание к молодёжи со стороны государственных структур остаётся на периферии их деятельности. Ситуация усугубляется тем, что вследствие низкого уровня жизни у многих молодых людей отсутствует жизненная мотивация. Вместе с тем, действие таких негативных факторов, как неразвитость экономики и, как следствие, безработица, стагнация социальнополитической жизни, неразвитость или отсутствие структур гражданского общества не позволяет решить проблемы социальной пассивности молодёжи.

Социализация современного поколения молодёжи проходила в 1990-е гг., когда не было механизмов интеграции в общественно-политическую жизнь, развития межнационального диалога посредством, в частности, межрегиональных молодёжных проектов, молодёжных программ. Молодёжные организации осуществляли свою деятельность без системной государственной поддержки, реализовывали лишь локальные проекты, позволявшие охватить только незначительные группы молодёжи. Данная ситуация не позволила сформировать у значительной части молодёжи устойчивую гражданскую

позицию, основанную на принципах патриотизма, толерантности и гражданского участия. Опросы современной студенческой молодёжи на Юге России свидетельствуют о том, что гражданская идентичность молодёжи базируется, прежде всего, на формальной принадлежности [6, с. 278]. Поэтому в ситуации, когда кризис на Северном Кавказе носит системный характер [5, с. 15], отсутствует государственная стратегия интеграции молодёжи в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь, в вопросах работы с молодёжью необходима активизация институтов молодёжной политики, образовательных учреждений и особенно средств массовой информации. Важную роль в данном аспекте должны играть общественные организации, структуры гражданского общества, способствующие вовлечению молодёжи в социально значимую деятельность. Необходимо систематическое информирование молодёжи о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки её научной, творческой и предпринимательской активности. Ключевое значение в молодёжной политике на региональном и федеральном уровне имеет воспитательная работа с молодёжью, способствующая формированию гражданских качеств и патриотических чувств, становлению ответственного гражданина своей страны.

По мнению директора Департамента дополнительного образования детей, воспитательной и молодёжной политики Министерства образования и науки РФ А. Страдзе, «основная работа с молодежью должна происходить в регионах. Чтобы каждый молодой человек понимал, насколько он включен в развитие своего региона. Не менее важен и такой момент, как вовлечение молодежи в социальную практику и общественную деятельность. И это достаточно кропотливая и системная работа. Ведь даже такой проект, как «Селигер», подчас несет как положительный, так и отрицательный заряд. С одной стороны, у каждого молодого человека может появиться свой проект, свое дело, а с другой - есть опасность излишней политизации» [1]. Однако

А. Страдзе отмечает положительный момент в том, что сегодня в данном проекте уже меньше политического подтекста.

На региональном и общероссийском уровнях реализуется ряд других проектов по развитию молодёжного межнационального сотрудничества, укреплению толерантности и межкультурного диалога, существуют площадки для выражения и развития идей молодёжи, взаимодействия и диалога. В частности, речь идет о программах, реализуемых Национальным советом молодёжных и детских объединений России и его членскими организациями [7]. Одной из иллюстраций к сказанному является конкурс проектов «Мы говорим на одном языке», целью которого является содействие установлению климата межнационального уважения и мира между молодёжью России, стран участниц СНГ, Балтии и Закавказья, расширение интеграции молодежи в русскоязычном пространстве, развитие молодежной составляющей в международных культурно-деловых связях, укрепление позиции русского языка как языка молодежной общественной дипломатии. В рамках конкурса разработано большое количество инновационных методик и техник по развитию и поддержанию межкультурного и межрелигиозного диалога в молодёжной среде.

Приведем еще несколько примеров подобного рода. Задачам формирования молодежного интерактивного межкультурного

коммуникативного пространства, объединяющего лучшие практики и инновации в области межкультурного диалога и межрелигиозного сотрудничества как на территории Российской Федерации, так и за рубежом служит международный молодежный лагерь в поддержку межкультурного и межрелигиозного сотрудничества «Диалог». В рамках проекта «Общественный дипломатический конкурс» ведётся подготовка кадров молодёжных организаций России для работы по развитию сотрудничества с молодёжными организациями других стран, международными и межправительственными институтами.

Молодёжь России принимает участие в проектах программы Европейского Союза «Молодёжь в действии», ряд из которых посвящён укреплению межнационального мира и согласия, развитию межкультурного диалога и толерантности в молодёжной среде. Одним из примеров является проведённый в 2012 году в Венгрии Международный тренинг-курс «Меньшинства через сферу образования». Тренинг проводился в целях разработки образовательных материалов о национальных и этнических меньшинствах для усиления взаимопонимания и толерантности в молодёжной среде, расширения представлений о проблемах меньшинств и о различных образовательных практиках. В ходе тренинга был выработан ряд инструментов для преодоления ксенофобии, социального исключения, насилия и языка вражды, а также конкретные механизмы повышения уровня знаний, осведомлённости, толерантности по отношению к меньшинствам в молодёжной среде. В итоге участники разработали и апробировали практические семинары на основе неформальных методов обучения, которые будут реализованы в молодёжной среде участниками тренинга в своих странах [8]. Таким образом, реализация молодёжных проектов, посредством которых расширяются представления о культуре и традициях иных этнических и религиозных групп, национальных меньшинств, представляется исключительно эффективной.

Однако следует отметить, что информация о подобных видах деятельности не получает должного распространения в молодёжной среде. Вместе с тем, широкое распространение получает информация об экстремистской деятельности, сепаратистских устремлениях на Кавказе, особенно посредством интернета, в том числе через социальные сети. В материалах, представленных к слушаниям в Общественной палате РФ на тему «Молодёжный националистический экстремизм: причины и следствия»,

отмечается, что тема отделения Северного Кавказа в силу крайней опасности редко обсуждается в крупных средствах массовой информации. Однако в интернете на общественно-политических сайтах и в особенности на сайтах

националистической направленности, - это одна из самых горячих и обсуждаемых тем. И данная проблематика не является для молодёжи новой и неожиданной [3, с. 52-53]. В настоящее время принят закон о «черных списках» сайтов, содержащих запрещенную информацию. Закон направлен на ограничение доступа к противоправной и социально опасной для жизни, здоровья и развития детей информации, которая размещена в интернете. Планируется создание в России Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории РФ» [9]. Однако только мерами административного характера проблему не решить. Необходим комплексный подход, при котором большая ответственность возлагается на СМИ и институты гражданского общества. Особенным образом необходимо обращать внимание на характер подачи материала в СМИ, порой целенаправленно провоцирующий негативную реакцию и протестные настроения.

В данной ситуации представляется действенным так называемое замещение негативной информации. Необходимо способствовать распространению информации о формах активности, альтернативных противоправным, о тех возможностях и сферах, в которых молодому человеку можно самореализоваться. Иными словами, позитивной информации, направленной на вовлечение молодёжи в социально-политическую, экономическую и культурную жизнь. Современная ситуация требует оптимизации обеспечения информационного взаимодействия организаций и молодых граждан и удовлетворения их информационных потребностей. В региональном информационном пространстве должна преобладать информация, способствующая воспитанию и укреплению общечеловеческих ценностей, выработке активной гражданской позиции, формирующая у молодежи позитивные установки по отношению к другим национальностям и

друг другу, высокий уровень политической культуры [10, с. 78-79]. Это также касается распространения информации о молодёжных проектах по межкультурному и межрелигиозному диалогу, патриотизму, интеграции и участию в жизни общества, что способствует формированию гражданского сознания, развитию толерантности и установлению климата межнационального уважения.

Укреплению взаимодействия, позитивной коммуникации в молодёжной среде и распространению различных форм работы с молодёжью способствует также развитие системы молодёжного и студенческого самоуправления. В данном аспекте удовлетворяется потребность молодёжи в самообразовании, в научно-исследовательской и общественно-политической деятельности, в творческом развитии. Система молодёжного самоуправления формирует интеллектуальную и коммуникативную креативность, толерантность, патриотизм и активную гражданскую позицию.

Академик Г.Г. Матишов на пленарном заседании Всероссийской научной конференции «Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона» отметил, что «формирование общероссийской идентичности невозможно без патриотического воспитания» [11], что особым образом относится к молодёжи. Соответственно, усиливается важность проведения информационной политики государства, средств массовой информации, направленной на формирование конструктивного информационного поля и способствующей воспитанию патриотизма и гражданских качеств личности. Таким образом, интеграция молодёжи в созидательную деятельность и социокультурные процессы является одним из действенных механизмов формирования гражданского сознания и залогом устойчивого общественного развития. Первоочередное значение имеет вовлечение молодёжи в деятельность молодёжных организаций и объединений, ответственность СМИ за их информационную политику, что создаст условия

для позитивной и неискажённой коммуникации и становления гражданской идентичности молодёжи.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Формирование гражданского сознания и правовой культуры молодежи в полиэтничном регионе» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», на 2009-2013 годы, № 14.B37.21.0089.

Список литературы

1. Минобрнауки против Болотной // Независимая газета. 2012. 22 авг. Ц^: http://www.ng.ru/education/2012-08-22/7_minobrnauki.html (дата обращения: 24.08.2012).

2. Капица С.П. Гиперболический путь человечества. Через демографическую революцию к обществам знаний. М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2009. 128 с.

3. Межнациональная нетерпимость в городской молодёжной среде (по следам событий на Манежной). Материалы к слушаниям на тему: «Молодёжный националистический экстремизм: причины и следствия». М., 2011. 75 с.

4. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М., 2010. 167 с.

5. Юг России в зеркале конфликтологической экспертизы / под ред. акад. Г.Г. Матишова, Н.И. Голубевой, В.А. Авксентьева. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. 328 с.

6. Шульга М.М. Демократические установки современных студентов // Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и вызовы современности: к 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию начала битвы за Кавказ в годы Великой Отечественной войны: материалы междунар. науч.-просвет. конф., 25-29 мая 2012 г. Краснодар: Традиция, 2012. С. 276-279.

7. Национальный совет молодёжных и детских объединений России. ЦЯЬ: www.youthrussia.ru (дата обращения: 20.08.2012).

8. Зети П. Международный тренинг-курс «Меньшинства через сферу

образования», Венгрия. URL: http://www.social-diplomacy.org/2012/08/blog-

post_14.html (дата обращения: 27.10.2012).

9. Шилова С. Сенаторы одобрили закон о «чёрных списках» сайтов //

Российская газета. 2012. 18 июл. URL: http://www.rg.ru/2012/07/18/sf2-

anons.html (дата обращения: 24.08.2012).

10. Зети П.П. Проблемы информационного воздействия на молодёжь на Юге России // Вестник Южного научного центра РАН. Том 8. 2012. №1. С. 7679.

11. Архив автора.

References

1. Nezavisimaja gazeta, August 22, 2012. http://www.ng.ru/education/2012-08-22/7_minobrnauki.html (accessed August 24, 2012).

2. Kapica S.P. Giperbolicheskijput' chelovechestva. Cherez demograficheskuju revoljuciju k obwestvam znanij [Hyperbolic path of humanity. Through demographic revolution to knowledge societies]. Moscow: Izdatel'skij Dom TONChU, 2009. 128 p.

3. Mezhnacional'naja neterpimost' v gorodskoj molodjozhnoj srede (po sledam

sobytij na Manezhnoj). Materialy k slushanijam na temu: “Molodjozhnyj

nacionalisticheskij jekstremizm: prichiny i sledstvija” [Ethnic intolerance in urban youth (in the tracks of the events on Manezh). Materials for the hearings on “Youth nationalist extremism: causes and consequences”]. Moscow, 2011. 75 p.

4. Molodezh' v Rossii. 2010: Stat. sb. UNICEF, Rosstat [Youth in Russia. 2010]. Moscow, 2010. 167 p.

5. Matishov G.G., Golubeva N.I., Avksentev V.A. Jug Rossii v zerkale konfliktologicheskoj jekspertizy [South of Russia in the mirror conflictological examination]. Rostov n/D: JuNC RAN Publ., 2011. 328 p.

6. Shul'ga M.M., Problemy nacional'noj bezopasnosti Rossii: uroki istorii i vyzovy sovremennosti: k 200-letiju Otechestvennoj vojny 1812 goda i 70-letiju

nachala bitvy za Kavkaz v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Problems of national security of Russia: lessons of history and the challenges of our time: the 200th anniversary of the War of 1812 and the 70th anniversary of the battle for the Caucasus during World War II]: Proceedings of the International Scientific-educational Conference, May 25-29, 2012, Krasnodar: Tradicija Publ., 2012, pp. 276-279.

7. http://www.youthrussia.ru (accessed August 20, 2012).

8. Zeti P., available at: http://www.social-diplomacy.org/2012/08/international-training-course.html (accessed October 27, 2012).

9. Shilova S. Rossijskaja gazeta, July 18, 2012, available at:

http://www.rg.ru/2012/07/18/sf2-anons.html (accessed August 24, 2012).

10. Zeti P.P. Vestnik Juzhnogo nauchnogo centra RAN 8, no. 1 (2012): 76-79.

11. Arhiv avtora.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Зети Полина Петровна, научный сотрудник, кандидат политических наук

Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного

научного центра Российской академии наук

пр. Чехова, 41, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия

e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Zeti Polina Petrovna, research assistant, Ph.D

Institute of Socio-Economic and Humanitarian Research of the Southern Scientific

Centre of the Russian Academy of Sciences

41, Chehova st., Rostov-on-Don, 344006, Russia

e-mail: [email protected]

Рецензент:

Аксюмов Б.В., доцент, доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.