Галина ФОМЧЕНКОВА
РОССИЯ - ЕВРОПА: УГРОЗЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЁЖИ
Обеспечение существования нации, её культурного наследия, сохранение менталитета, то есть безопасного существования людей является одной из главных целей функционирования любого общества. Проблема духовной безопасности как состояние защищённости всей совокупности ценностей духовной культуры и способности противостоять внешним угрозам становится сегодня особенно актуальной, так как первое десятилетие XXI века заявило о себе как о начале качественно отличного от предшествующих эпох периода выживания человечества в условиях многочисленных внешних и внутренних угроз. В качестве одного из важнейших и необходимых условий обеспечения такой безопасности не только государств Европы и стран -членов ЕС, но и России, необходимо рассматривать духовную безопасность молодёжи, которая является потенциальным капиталом будущего общества.
Если говорить о России, то угрозы духовной безопасности, которые включают обычно совокупность факторов и условий, в советский период носили политически-идеологический и военный (гонка вооружений) характер, а духовно-культурные вообще не обсуждались, то сегодня сложилась иная ситуация: духовный иммунитет российского общества, особенно молодёжи, значительно снизился, а количество источников духовных угроз неуклонно возрастает, и, к сожалению, они носят не умозрительный характер. Каждой из них соответствуют целенаправленные действия конкретных носителей враждебных намерений, которые реализуются на достаточно высоком уровне скрытности по отношению к объектам (например, молодёжи), на которые направлены. Многие из них способны в той или иной степени дестабилизировать функционирование духовных ценностей молодого поколения, а значительная часть внешних угроз носит ярко выраженный разрушительный характер, направленный на устранение из сознания молодёжи уникального российского мировоззрения.
© Фомченкова Галина Алексеевна - к.соц.н., доцент, Смоленский государственный университет (СмолГУ). E-mail: [email protected] Ключевые слова: угроза, вызов, молодёжь, духовная безопасность, ценностные установки, духовно-нравственное развитие, национальная безопасность.
Согласно Закону РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 года1, объектом угроз и опасностей является система: личность (высшая цель общественно-политического и социально-экономического развития страны) - общество (социальная среда и необходимое условие творчества личности в обществе) - государство (организационно-политический механизм реализации общественных отношений и обеспечения гарантий прав граждан, творческого развития личности как высшей цели). Отсюда, предметом особой заботы в совокупности слагаемых духовной безопасности являются духовные ценности, определяющие существенные стороны жизни личности и общества и выполняющие двоякую роль. С одной стороны, это стержневая составляющая обеспечения самой духовной безопасности общества, с другой - это приоритетный объект защиты, исключающий всякого рода "случайности", возникающие как внутри личности, так и общества в целом, способные дискредитировать или извратить важнейшие составляющие духовных ценностей.
Кроме того, важно помнить, что под угрозами духовной безопасности понимаются явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на духовный мир человека: его убеждения, свободу выбора, веру и ущемляющие тем самым его человеческое достоинство, его свободу совести, формируя из личности манипулиру-емого субъекта. Какие же реально существуют внешние угрозы духовной безопасности молодёжи и в России, и в Европе?
Система ценностей
Ответ на поставленный вопрос надо начинать искать с обращения к истории России, её прошлому, так как первая внешняя угроза современной молодёжи - это глобальная ломка системы ценностей постсоветского общества, которое было особым, замкнутым миром. И вдруг он разомкнулся, разрушив одну систему ценностей и хаотично образовав другую, рыночную, отношения в которой не могут стать общественным идеалом - это достаточно примитивно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей, а формирует человека-потребителя, человека без определённых жизненных идеалов, что в корне противоречит русскому менталитету2.
Социально-психологический портрет человека-потребителя нарисовал социальный философ Э. Фромм, разделив людей на две группы: на тех, кто стремится быть, стремится к своему всестороннему развитию, и на тех, кто стремится к безудержному обогащению, к накопительству материальных ценностей. Второй тип человека Э. Фромм назвал "человек-потребитель". Он писал: если Ф. Ницше говорил: "В XIX веке Бог умер", - то я говорю: "В XX веке человек умер"3. Учёный имел в виду следующее: в обществе с гигантской индустрией и электронными средствами массовой информации, индивид, который не контролирует своей работы и отчуждён от резуль-
1 Закон Российской Федерации 5 марта 1992 г. № 2446_1, 2646/1_1 "О безопасности" (с изменениями от 24 декабря 1993 г.).
2 По признанию историка В. Кожинова, русскому народу присущ идеократический образ жизни, в основе которого лежат не правовые законы, как в западных странах и не совокупность обычаев как в восточных странах, а идея, ради осуществления которой человек живет и борется. Кожинов В.В. Библиотека думающего о России [электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kozhinov_vv.php (дата обращения: 18.05.11).
3 Фромм Э. Быть или иметь / Пер. с англ. Н. Войскунской, И. Каменкович, Е. Комаровой, Е. Рудневой, В. Сидоровой, Е. Фединой, М. Хорькова. - М.: ООО Фирма "Издательство ACT", 2000. - 448 с. (Классики зарубежной психологии).
татов своего труда, чувствует свою ничтожность, перестает быть деятельным человеком, он теряет свою сущность. А поскольку человек по своей сути социально-деятельное существо, то с потерей этой сущности он умирает как человек.
Отказ от социалистических ценностей способствовал тому, что стремление к богатству, успешности, социальному престижу оказались мотивационными ценностями постсоветской молодёжи, и поэтому приобретали уродливую, асоциальную форму выражения. Рассматривая ценность с точки зрения форм отношений людей к общезначимым образцам культуры, к желаемому будущему, к оценке "иного" и сохранению избирательной памяти прошлого, сложившихся в условиях цивилизации, мы приходим к тому, что структура ценностного отношения предполагает на "входе" возможность оцениваемой пользы, а на "выходе" - механизм приобщения к единому благу.
Иная ситуация с духовными ценностями у европейской молодёжи. В европейских странах не существовало жёсткой социалистической идеологии, которая резко изменилась (рухнула), и на её место пришла перестройка в виде "свободы", а с ней хаос и вседозволенность. В европейских странах всегда были рыночные, потребительские отношения, но невзирая на это современная молодёжь Европы взяла курс на оккультно-нарциссическую культуру, на антиклассические ценности, проявляющиеся в различных формах молодёжной суб- и контркультуры (например, толки-енистская субкультура, экстремалы, байкеры, субкультура рейва, панки, металлисты, сатанисты, сектантство), в том числе и агрессивного характера.
Любая субкультура отражает индивидуальные и групповые попытки решить структурные изменения, происходящие в обществе. В российской действительности эти же ценности суб- и контркультуры также присутствуют в молодёжной среде, хотя и в меньшей степени, но тенденция к их увеличению возрастает. Хотя сдерживающим фактором является прошлая социалистическая идеология, ведь современная молодёжь является только вторым послеперестроечным поколением и пятым поколением после революции 1917 года.
Таким образом, сама суть человека, как социального существа, обусловлена тем, что в конкретном обществе формируются конкретные социальные качества человека: потребности, ценности, идеалы и т.п., определяющие его как личность. Это наглядно проявляется в рамках истории общества, не обязательно российского.
Молодёжная преступность
Вторая внешняя угроза духовной безопасности молодёжи тесно связана с первой и следует из неё. Это молодёжная преступность, которая неуклонно возрастает.
Согласно статистическим данным, тенденция усиления преступности на территории Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что увеличивается число тех, кто совершил своё первое преступление и был привлечён к уголовной ответственности в возрасте 20-25 лет. Так, в 2009 году более половины совершивших преступления - люди моложе 30 лет. Абсолютное число лиц 14-17 лет - 85,5 тыс. человек1. За 2010 год количество преступлений, совершённых молодёжью до 18 лет, возросло на 22,5%, по сравнению с 2009 годом. Как правило, это представители неблагополучных семей, учащиеся ПУ или неработающая молодёжь2.
1 Форма статистической отчётности №451 МВД России "Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений".
2 Сведения УВД по Смоленской области, ежегодный отчет по результатам работы ОВД Ярцевский район по предупреждению преступности среди несовершеннолетних в 2010 г.
Прогрессирует молодёжная преступность и в Европе, но не такими темпами, как российская, и не во всех европейских странах. По статистике, ежегодно молодёжное насилие в Европе уносит 15 тыс. жизней, а 300 тыс. человек попадают в больницы с серьёзными увечьями. В 53 странах европейского региона насилие -третья по распространённости после дорожно-транспортных происшествий и суицидов причина смертей среди людей 15-29-летнего возраста1.
Среди качественных характеристик преступности несовершеннолетних, например, в Италии криминологи отмечают рост насильственных преступлений, преступлений, связанных с наркотиками, а также совершённых мигрантами и женщинами. Показатели насильственной преступности конца 1980-х XX века были в три раза меньше показателей, фиксируемых полицией в 2009-2010 годах XXI века. Грабеж, как и другие виды преступлений, является фактором, дифференцирующим территорию Италии на "север" и "юг" по шкале "опасность/безопасность" граждан: 50 грабежей на 10 тыс. несовершеннолетних на юге, 35 грабежей на севере и 44 в центральных регионах Италии. Большое количество убийств совершается на Сицилии, в Калабрии, Пиглии (южные регионы), где, например, на 100 тыс. несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет ежегодно приходится пять убийств. Это в десять раз выше аналогичных цифр таких регионов, как Ломбардия, Марке, Умбрия, Молиза (северные и центральные регионы), где этот показатель составляет менее 0,5 случая2, что можно связать прежде всего с неконтролируемыми миграционными потоками.
Напротив, в Германии, по утверждению профессора криминологии университета Мюнстера Клауса Бёрса (Klaus Boers), рост молодёжной преступности падает, в частности, преступлений против собственности и грабежей. Социальный работник Андреас Райш (Andreas Reisch), опекающий беспризорных детей и трудных подростков в Кёльне, подтверждает это мнение, однако в то же время он заявляет о существовании другой тенденции - возрастании жестокости и интенсивности насильственных деяний. Из граждан моложе 21 года, числящихся в полиции как насильственные преступники, только 20% имеют иностранный паспорт3.
Отнеся число лиц определённого возраста, совершивших преступления, к общей численности населения соответствующего возраста, можно получить своеобразные коэффициенты "склонности к совершению правонарушений". Выше всего она в группе российской молодёжи от 16 до 30 лет, особенно среди молодых 16-17 лет (наибольший удельный вес (36%) во всей совокупности совершаемых преступлений составляют лица в возрасте 16 лет). Среди молодёжи 14-15 лет она вдвое ниже и примерно такая же, как среди лиц от 30 до 50 лет. Для более старших возрастов она втрое ниже, чем для молодёжи 14-15 лет4.
Подобное положение дел свидетельствует прежде всего о глубоких провалах в социальной политике и воспитательной работе с молодёжью, а сохранение столь
1 Молодёжная преступность: почему дети убивают детей? Сайт ФинамИнфо [электронный ресурс]. URL: http://finam.info/need/news23E3000001/default.asp (дата обращения 03.06.11).
2 Преступность Италии [электронный ресурс]. URL: http://cripo.com.ua/printphp?sect_id=6&aid=44132 (дата обращения 26.05.11).
3 Форма статистической отчетности №451 МВД России "Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений".
4 Молодёжная преступность имеет не этническую, а социальную подоплеку [электронный ресурс]. URL: http://www.dwworld. de/dw/article/0,3089460,00.html (дата обращения 25.05.11).
негативных тенденций грозит серьёзным ухудшением ситуации и дальнейшей криминализацией общества. Это хорошо прослеживается при сопоставлении возрастающей молодёжной преступности в России и Италии и снижающейся преступности в Германии. Сравнивая эти страны, можно предположить, что работа с молодёжью в Германии поставлена на более высоком уровне, чем в Италии и тем более чем в России, в которой социально-воспитательная работа с молодыми практически отсутствует. По этому поводу профессор И.М. Ильинский высказывает следующую мысль: "молодёжь в основной своей части не умеет и не желает трудиться, предпочитая лёгкий хлеб, а иногда и с криминальным душком... Сперва надо подумать о воспитании молодёжи, её моральных установках, о развитии интеллекта."1.
Справедлива мысль и В.Т. Лисовского: "Сегодня преступность опасна не только тем, что лишает каждого человека законного права на безопасность, но и тем, что формирует в обществе своеобразный криминализированный социально-психологический климат. В России произошла, по словам С. Говорухина, "великая криминальная революция"2. И это факт!
Учитывая фактор инерционности, следует и в будущем ожидать, что криминогенная ситуация в России, и в некоторых странах Европы и ЕС (Турция, Словения, Латвия, Италия)3, не улучшится, даже если в развитии общества обнаружатся признаки стабилизации. И дело здесь вовсе не в социальной нестабильности. Молодёжь принимает хаос, образовавшийся в духовной сфере, как естественное состояние свободы. И в правовом сознании молодых россиян и европейцев всё больше укрепляется мнение о том, что основной способ достижения высокого материального уровня жизни связан с деятельностью, противоречащей закону и морали. И эта мысль подтверждается материалами Всемирного доклада по вопросам молодёжи: интенсивность и тяжесть преступлений несовершеннолетних определяется социальными, культурными и экономическими условиями в стране. Рост молодёжной преступности наблюдается, как правило, в бедных районах крупных городов4, где существуют не только материальные, но и социальные, культурные и духовные проблемы. "Думающий, чувствующий человек оказывается в духовном вакууме. Духовная пустота, отсутствие глубокого смысла в жизни толкают молодых людей кого к валютному бару, алкоголизму и наркомании, кого - на скамью подсудимых, а кого-то - к ужасной доле самоубийц"5.
Нельзя забывать и то, что формирование социального мировоззрения, культурной и духовной составляющей личности молодого человека происходит не само по себе, а с помощью некоторых институтов, например института семьи, образования, информационного института. Важную роль в этом процессе играют СМИ и кино-
1 Ильинский И. М. Будет ли бунтовать молодёжь? // Аргументы и факты. - 1993. - №16. - С. 7-10.
2 Лисовский В. Т. О молодёжи и молодёжной политике: В 2 т. / Под общ. ред. А. А. Козлова. Т.1. - СПб., ХИМИЗДАТ, 2005. - С. 48.
3 Преступность в Европе. [электронный ресурс]. URL: http://www.dpmoney.ru/ (дата обращения 02.06.11).
4 Всемирный доклад по вопросам молодёжи (раздел преступность молодёжи). [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/esa/socdev/unyin/documents/ch07.pdf (дата обращения 03.06.11).
5 Лисовский В. Т. О молодёжи и молодёжной политике: В 2 т. / Под общ. ред. А. А. Козлова. Т.1. - СПб., ХИМИЗДАТ, 2005. - С. 115.
рынок, которые во многом пропагандируют насилие, агрессию, культ наживы любой ценой, вседозволенность, "романтизируют" и "идеализируют" криминальный мир, подталкивают молодое поколение на асоциальные и преступные действия. И чтобы защитить свою молодёжь, во многих развитых европейских странах, в отличие от России, существуют наблюдательные советы. Так, в Германии действует договор между землями и федерацией о защите молодёжи от вредного влияния СМИ, что, несомненно, может рассматриваться как один из сдерживающих факторов роста молодёжной преступности.
Ошибочно полагать, что ответственность личности - это категория только её и касающаяся. С точки зрения автора, это категория социальная, государственно-политическая, которая должна формироваться через образование и воспитание молодёжи, через специальные государственные программы, в частности через молодёжную политику, которая должна быть целостной, не фрагментарной. Но, к сожалению, если говорить о России, то она практически отсутствует как самостоятельный вид социально-экономической и законодательной политики государства, что является третьей внешней угрозой.
Молодёжная политика
Вопросы молодёжной политики и молодёжное законодательство - не новы для международного сообщества, в ФРГ, например, действует закон о молодёжном благосостоянии, принятый ещё в 1922 году. В настоящее время реализуется вторая социально-государственная модель молодёжной политики в ряде стран Центральной и Северной Европы с сильными социал-демократическими традициями (Австрия, Германия, Швеция, Финляндия и др.). В этом варианте в отличие от первой модели, где государственную помощь получали только социально неблагополучные категории молодёжи, разрабатываются и реализуются социальные программы для всех категорий молодых людей. Тем самым акцент делается на повышение образовательного уровня и формирование навыков социальной компетентности молодёжи. Ещё в середине 90-х годов XX века, была принята "Европейская хартия об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований", в которой предусматривались рекомендательные формы и институты для участия молодёжи в жизни своих коммун и регионов. Например, в Германии, до 60% расходов на реализацию молодёжных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учётом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.
С развитой системой регулирования социально-экономических процессов немецкое государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодёжной политики и её осуществлении, которая содействует молодым людям в возрасте от 18 до 27 лет в становлении их жизненного пути, в обеспечении занятости и гражданского участия (тесно взаимодействуя при этом с неправительственными организациями). Это организации молодых - партийные, гражданские и объединения по интересам, которые могут получить статус "общественного исполнителя" и участвовать в реализации конкретных мероприятий по осуществлению молодёжной политики, лоббируя интересы представителей молодёжных групп "снизу вверх"1 . В 2002 году в Италии был создан Национальный форум студенческих ассоциаций, объеди-
1 Международный опыт в сфере государственной молодёжной политики [электронный ресурс]. URL: http://www.edu.gov.kz/index.php?id=951&L=1 (дата обращения 26.05.11).
няющий более 3,5 млн молодых людей с целью полноценного диалога между министерством и студенческими ассоциациями: выработка студентами предложений для улучшения работы молодёжных организаций, предоставление консультаций1.
В странах ЕС молодёжные службы действуют по принципу не услуги для молодёжи, а службы, организованные самой молодёжью в интересах решения собственных проблем и развития общества в целом.
Кроме того, в некоторых европейских странах (Германия) существует централизованная система органов управления и координации молодёжной политики, в ряде же государств такой координационный орган или центральное ведомство отсутствует (Италия).
Предоставление образования в странах Европы сочетается с обеспечением молодёжи рабочими местами (что было в Советском Союзе). Кстати, на образование молодёжи страны - члены ЕС выделяют от 9 до 16% госбюджета, и плата за получение высшего образования зависит от бюджета семьи, чем он выше, тем оплата выше, малообеспеченные семьи частично или полностью освобождаются от неё с помощью грантов, займов, налоговых льгот.
Говоря о молодёжной безработице, отметим, что европейские страны разрабатывают и реализуют программы, связанные с её уменьшением, например, принимаются законы, обязывающие предпринимателей отдавать предпочтение молодым людям при заполнении вакансий; а также законы, снижающие пенсионный возраст с последующей передачей появившихся вакансий молодым работникам2; вводится неполный рабочий день и арендованные трудовые договоры; предлагается широкий спектр информационных услуг; проводится профессиональная ориентация, обучение и т.д.3.
Для того чтобы уделить особое внимание вопросам молодёжи, страны - члены ЕС и Совета Европы участвуют в реализации Европейского молодёжного пакта4, включенного в Лиссабонскую стратегию5. После подписания "Белой книги по молодёжи"6 определены рамки молодёжной политики, намечены пути более рационального использования ресурса. Кроме того, применяя Открытый метод координации, страны ЕС обеспечивают финансовую поддержку программ и проектов для молодёж-
1 Справочная информация по итальянской молодёжной политике [электронный ресурс]. URL: http://youth-partnership-eu.coe.int/ youth-partnership/ekcyp/Bycountr^taly.html (дата обращения 28.05.11).
2 Международный опыт в сфере государственной молодёжной политики [электронный ресурс]. URL: http://www.edu.gov.kz/index.php?id=951&L=1 (дата обращения 26.05.1l).
3 Справочная информация по итальянской молодёжной политике [электронный ресурс]. URL: http://youth-partnership-eu.coe.int/ youth-partnership/ekcyp/Bycountry/Italy.html (дата обращения 28.05.11).
4 European Commission (2005). Addressing the concerns of young people in Europe - implementing the European Youth Pact and promoting active citizenship. Communication from the Commission to the Council on European policies concerning youth. 30.05.2005. COM (2005) 206 (Brussels).
5 European Union (2000). Presidency Conclusions. Council of the EU: Lisbon European Council. 23-24 March 2000.
6 "Белая книга" Европейской комиссии. Новый импульс для европейской молодёжи. Брюссель. 2001. 21 нояб. COM (2001) 681 final. Цит. по: Сборник документов европейской молодёжной политики / под ред. А.В. Соколова. М., 2007.
ной сферы1. На протяжении последнего десятилетия органами ООН было принято более 50 резолюций, касающихся молодёжи.
Здесь правомерен вопрос: "Какова молодёжная политика в России, как заботятся о подрастающем поколении в нашей стране?". По мнению автора, российская молодёжная политика должна строиться на постулате: молодёжь - это главный ресурс социальных преобразований и в большей степени она должна быть направлена на студенческую молодёжь, так как именно эта социальная группа является доминирующей среди молодых (на 2009/2010 гг. студентов насчитывалось 7546559 человек)2, имеет интеллектуальный, профессионально-трудовой, гражданский потенциал.
Однако органы власти, образующие некое подобие системы для проведения молодёжной политики, работают малоэффективно. И тревожно здесь то, что не учитываются параметры нынешней молодёжи, которые во многом определяют контуры человеческого потенциала как экономически активного населения завтра: его демографические, медико-биологические характеристики, степень социализиро-ванности, воспитанности, профессионально-образовательной подготовки, политической и гражданской зрелости.
Как правило, проблемы российской молодёжи решает семья. Социальные институты и общественные организации, призванные реализовывать молодёжную политику, оказываются не развитыми и не готовыми к необходимой её социальной защите, цивилизованной адаптации молодого поколения к реалиям жизни и интенсивному её включению в общественные преобразования. По мере расширения и углубления (возможного) реформирования общества, проводимого часто извне, большая часть молодёжи постепенно отходит от первоначальной поддержки перемен, занимая пассивную позицию или даже позицию активного неприятия. И, как следствие, молодёжная политика оказывается свёрнутой или принимает декларативный характер, не обеспечивается организационно и финансово.
К сожалению, с течением времени разрыв между официально провозглашенной молодёжной политикой российского государства и реальной жизнью молодёжи увеличивается. С одной стороны, роль самой молодёжи в решении государственных проблем мала; с другой - прочная законодательная база в области государственной молодёжной политики фрагментарна, хотя и представлена отдельными законами на федеральном и региональном уровнях. В результате наблюдаются глубокие деформации в образе жизни молодёжи и негативные процессы в её биосоциальном становлении, социализации, воспитании. Молодёжь как инновационный потенциал проводимых реформ постепенно превращается в "балласт", нерешённую острую проблему общества.
Сегодня на федеральном уровне принят основополагающий документ, получивший название "Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2016 г.", но, к сожалению, в этом документе, не нашлось места даже определению самого понятия "молодёжная политика"3. Хотя, справедли-
1 Ларионова М.В. Открытый метод координации как рабочий метод управления интеграционными процессами в образовании // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 2 (10). С. 6-12.
2 Мое образование [электронный ресурс]. URL:
http://www.moeobrazovanie.ru/stat_stud_vuz.html (дата обращения 18.10.11)
3 Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р (1, с. 4-17).
вости ради отметим, что в России, во многих регионах реализуется программа "Молодёжь России" по различным направлениям, например, "Патриотическое воспитание граждан РФ", призванное содействовать возрождению патриотизма молодёжи как одной из составляющих национального самосознания, воспитанию гражданственности и чувства долга перед Отечеством. Но на "периферии" эта деятельность функционально и законодательно разрознена, финансово не обеспечена и её реализация не находится под должным контролем. Отдельные положения и мероприятия в учебных заведениях дублируют друг друга.
Патриотически-идеологическое воспитание
Если обратиться к истории, то нетрудно заметить: идея патриотизма занимала особое место как в дореволюционных, так и в советских образовательных и воспитательных учреждениях и велась через активную идеологическую работу, тем самым постепенно формируя определённые личностно-идеологические качества молодёжи. Однако в постперестроечное время эта деятельность практически отсутствует, следовательно, происходит формирование кардинально противоположных личностно-идеологических качеств, что подтверждается результатами социологических исследований.
Четвёртая внешняя угроза духовной безопасности молодёжи как раз и проявляется в отсутствии патриотически-идеологического воспитания. Та же история говорит, что государственно-патриотическая идея была основным фактором, обеспечивающим жизнеспособность общества. Патриотизм был и остается духовной ценностью и внутренне присущей чертой русского народа, основой развития российской государственности. И как духовная ценность, она является одной из базовых ценностей общегосударственного уровня, это критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, выражающийся в осознании личностью своей принадлежности к определенному этносу, духовной цивилизации, в морально-нравственных установках, в патриотическом мировоззрении, в векторе практического поведения.
Патриотизм является фундаментальной основой обеспечения национальной безопасности, ядром которой выступают жизненно важные интересы, основанные на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации и обеспечиваются экономической, политической и военной организации государства, социальной сферой, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.
Чувство патриотизма формируется прежде всего под влиянием объективных условий социально-экономической и духовной жизни общества. А поскольку общество меняется, то характер и природа патриотизма находятся также в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах исторического развития, в период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, и в то же время понятие "патриотизм" подвергается своеобразной девальвации, о чём необходимо помнить при проведении в учебных заведениях гражданско-патриотической работы.
Поэтому совсем не случайно, что в образовательном процессе европейской молодёжи важное место занимает гражданское воспитание, то есть воспитание социально-политической активности. Например, в Великобритании с 2002 года проводятся курсы воспитания граждан как часть школьных образовательных про-
грамм1, в Италии реализуется молодёжная программа по разработке концепции активного гражданства и распространению её положительных моделей2.
Демографическая проблема
Пятая угроза духовной безопасности может возникнуть в результате ряда демографических процессов, позитивное развитие которых связано с молодёжью. Именно эту угрозу целесообразно рассматривать с точки зрения безопасности государства. С. В. Майорова установила, что дети у современной российской молодёжи считаются "роскошью", которая в атмосфере социальной нестабильности доступна не всем; в ценностных приоритетах и жизненных стандартах, навязанных рекламой, СМИ, телепродукцией, дети значительно уступают престижу, комфорту, материальному благополучию, и воспринимаются как угроза "соскочить" с дороги3.
Трансформация института семьи и брака, начавшаяся в России в конце прошлого столетия и продолжающаяся в настоящее время, является во многом отражением объективных эволюционных изменений в демографическом поведении населения, переходя к суженному уровню воспроизводства и малодетности. Политические и социально-экономические реформы последних двух десятилетий укоренили этот процесс. Среди молодёжи до 30 лет (возраста наибольшей брачности и рождаемости) стали весьма распространенными "пробные" браки.
В европейских странах и странах - членах ЕС ситуация не лучше. Так, ежегодно в среднем рождается 1,6 ребёнка на планируемую семью в Италии, в Испании - 1,2 ребёнка, в Германии, Латвии, Лихтенштейне, Румынии, Греции - 1,3 ребёнка, в Нидерландах, Венгрии, Бельгии - 1,6 ребёнка, в Норвегии, Швеции, Ирландии - 1,9 ребёнка. Хотя в условиях рыночной экономики для стабильного уровня воспроизводства необходимо рождение 2,1 ребёнка. Правда в середине 90 годов XX века показатель рождаемости в этих странах составлял 1,45 ребёнка на планируемую4 семью, что свидетельствует о некоторых положительных моментах в демографическом плане.
По мнению И.А. Гундарова, активное использование открытого закона духовной детерминации здоровья обнаруживает возможность мощного внеэкономического управления демографическими процессами. Установлено, что там, где высок уровень убийств, грабежей, брошенных детей или родителей, самоубийств и т.д., там духовное неблагополучие выше5, а именно это и наблюдается в российской действительности.
1 Леонов Ю.С. Стратегии европейской молодёжной политики [электронный ресурс]. URL: http://intermir.org.ua/mode-article/element-4801.html (дата обращения 03.06.11).
2 Справочная информация по итальянской молодёжной политике [электронный ресурс]. URL: http://youth-partnership-eu.coe.int/ youth-partnership/ekcyp/Bycountry/Italy.html (дата обращения 28.05.11).
3 Майорова С. В. Основы философии духа современного человека: Моногр. - Рязань, Принт-экспресс, 2007. - 376 с.
4 Демографическое будущее Европы [электронный ресурс]. URL: http://www.berlin-institut.org/selected-studies/europes-demographicfuture.html (дата обращения 03.06.11)
5 Гостева С. Р. Демографическая угроза национальной безопасности России // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - №1. - С. 376.
«Лекарство» от бездуховности
Из рассмотренного однозначно можно сделать вывод, что современные социальные условия как в Европе, так и особенно в России, характеризующиеся сосуществованием в обществе различных, нередко противоречащих друг другу ценностей, нестабильностью правовой сферы, требуют качественно иного подхода к процессу социальной адаптации молодёжи. Мотивационно-целевая направленность освоения информационного и социального пространства в совокупности с рефлексивно-оценочной направленностью воспитательной функции должны превалировать по отношению к потребительской стороне личности молодого человека. Для осуществления этого необходимо учитывать внешние угрозы духовной безопасности молодёжи, рассмотренные выше.
Выработка комплекса мер деятельности межнациональных структур, как российских, так и европейских, для противостояния этим угрозам требует выделения основных направлений, способствующих формированию духовной личности молодого человека. И к этим направлениям, на наш взгляд, можно отнести следующие:
а) реализация государственной молодёжной политики в области гражданско-идеологической составляющей, которая обеспечивается образовательно-воспитательными процессами;
б) разработка новой парадигмы и целостной концепции образования и воспитания молодого поколения;
в) законодательное регламентирование деятельности всех видов СМИ и ТУ;
г) изменение культурно-психологических установок молодёжи в области семейно-брачных отношений;
д) формирование духовно-нравственных установок молодёжи через национальную культуру и традиции;
е) реализация совместной деятельности межнациональных структур (российских, европейских, азиатских), направленной на качественную профессиональную подготовку и дальнейшую её реализацию в сфере занятости;
ж) формирование активной общественной позиции российской молодёжи, содействие в её сближении е молодёжью стран-членов ЕС и других государств;
з) формирование культурно-исторического, культурно-духовного мировоззрения и гражданской позиции, а также содействие межкультурному диалогу;
и) привлечение молодого поколения к благотворительной деятельности.
Кроме того, чтобы сформировать духовную личность, по нашему мнению, необходимо разработать программу духовной безопасности современной молодёжи, состоящую из направлений: экологическое (личностные и семейные ценности; культура здоровья; религиозно-информационное воспитание); историко-краеведческое; гражданско-идеологическое, которые важно реализовать на уровнях международном (Россия, страны - члены ЕС и другие государства), федеральном, региональном, местном.