Научная статья на тему 'Молодёжь группы риска и спорт'

Молодёжь группы риска и спорт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1283
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ ГРУППЫ РИСКА / НОВОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМЫ СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / YOUTH AT RISK / YOUTH SPORTS / NEW PHYSICAL EDUCATION / FORMS OF SPORTS ACTIVITIES / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Ирина Николаевна

В статье на материалах обследований (ВЦИОМ, ИС РАН, Минобрнауки) исследуются вопросы влияния спорта на процессы социализации молодёжи, показана эффективность использования новых социальных практик вовлечения молодёжи группы риска в занятия спортом. Особое внимание уделено анализу новых видов молодёжного спорта и новых форм организации спортивной жизни молодёжи, раскрывается сущность «нового физического образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth at Risk and Sports

The article investigates the impact of sport on the processes of socialization of young people, demonstrates the efficacy of new social practices of involving young people at risk in sports. Particular attention is paid to the analysis of new sports and new forms of organization of sports life of youth. It also reveals the essence of the “new physical education”.

Текст научной работы на тему «Молодёжь группы риска и спорт»

#

Трофимова И. Н.

Молодёжь ГРУППЫ РИСКА и СПОРТ

Трофимова Ирина Николаевна —

доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН E-mail: sekretar@isras.ru Тел: +7 (499) 128 85 19

Аннотация. В статье на материалах обследований (ВЦИОМ, ИС РАН, Минобрнауки) исследуются вопросы влияния спорта на процессы социализации молодёжи, показана эффективность использования новых социальных практик вовлечения молодёжи группы риска в занятия спортом. Особое внимание уделено анализу новых видов молодёжного спорта и новых форм организации спортивной жизни молодёжи, раскрывается сущность «нового физического образования».

Ключевые слова: молодёжь группы риска, новое физическое образование, формы спортивной активности, социализация.

Спорт как социальный феномен и форма социализации

Спорт связан с жизнью общества, его влияние заметно в политике, идеологии, бизнесе, образовании, гендерных отношениях, культуре, моде. Спортивные достижения способны повысить имидж государства, сплотить общество национальной идеей, воодушевить людей стремлением к успеху. Занятия спортом и физическая активность во многом определяют социальный статус, социальные отношения и образ жизни современного человека.

В свою очередь, спорт испытывает на себе как позитивное, так и негативное влияние происходящих в обществе процессов. Формы организации и виды физической активности становятся более разнообразными, занятия спортом — технологически и информационно оснащёнными. В то же время сокращение государственной поддержки и коммерциализация публичных услуг, деление видов спорта на элитные и массовые способствуют снижению числа людей, ведущих здоровый образ жизни. Более того, функции спорта и отношение к нему в отдельных сегментах общества сегодня всё более различаются. В современном обществе спорт в равной степени может быть как интегрирующим, так и разъединяющим фактором.

Спорт имеет различные функции: социально-психологическую, интегрирующую, политическую и функцию восходящей социальной мобильности. Однако именно социализирующая функция выходит на первый план, когда речь идёт о молодёжи. Социализация — двусторонний процесс в отношениях между индивидом и обществом и его значение особенно велико в воспитании подрастающего поколения. Социализация посредством спорта включает три формы: поведенческую (behavioral involvement), познавательную (cognitive involvement), эмоциональную (affective involvement). Будучи тесно взаимосвязанными, они определяют направление и содержание процесса социализации.

Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Например, участие в студенческих спортивных клубах во многом влияет на воспроизводство групповых идентичностей, социальной структуры и даже соотношения политических сил в обществе. Благодаря занятиям спортом или даже просто в процессе созерцания спортивных состязаний общественные ценности присваиваются индивидом, интериори-зируются как личностные. Молодёжный спорт, прежде всего в его традиционных видах и формах организации, воспроизводит доминирующие в конкретном обществе нормы, ценности и убеждения. В этом смысле участие молодёжи в спорте — такая же важная составляющая процесса социализации, как семья и школа, но имеющая специфику, как в своих целях, так и своём содержании.

С другой стороны, необходимо учитывать изменение роли спорта в обществе, особенно в молодёжной среде. Сегодня альтернативные виды и формы молодёжного спорта включают и другие ценности, где участие и кооперация преобладают над соперничеством, а социокультурная репрезентация и контекстуализа-ция — над индивидуальной или командной результативностью. Молодёжь репрезентирует и воспроизводит нормы и ценности своей группы и социокультурной среды в различных видах и организационных формах физической активности. Учёт современных тенденций в развитии спорта позволяет гибко подходить к вопросу вовлечения в спорт и организации спортивного досуга различных групп молодёжи, в том числе молодёжи группы риска.

Значение спорта в процессе социальной адаптации и социализации непосредственно молодёжи группы риска объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, спортивные занятия сопровождаются сочетанием и концентрацией физических уси-

лий, навыков, эмоций, волевых качеств. В этом видится их преимущество в работе с молодёжью группы риска, для которой характерны социально-педагогическая запущенность, когнитивные и эмоциональные нарушения. Во-вторых, занятия спортом формируют представление о взаимосвязи подготовки, усилий и полученных результатов. В-третьих, командные и групповые виды спорта формируют и закрепляют сознательный и устойчивый интерес к занятиям спортом. Наконец, позитивные эмоции и спортивные достижения могут стать для трудных подростков важным ориентиром в том, как организовать своё времяпровождение, в отличие от того негативного опыта, который они имели в семье или неблагополучном социальном окружении.

Теоретические подходы к проблеме

Решение проблемы социализации молодёжи посредством спорта находится в диапазоне двух противоположных подходов и обусловлено тем, что отношения между индивидом и обществом носят двусторонний характер. С одной стороны, речь идёт о личной ответственности и индивидуальном выборе образа жизни, который не детерминируется извне и имеет тенденцию ассоциироваться с другими индивидами, добровольностью и свободной волей. Данный подход рассматривается в рамках теории социального действия и в большей степени фокусируется на способе, с помощью которого индивиды создают и осмысливают своё бытие. Теория социальных систем, или структурный подход, напротив, базируется на признании того, что наши действия детерминированы извне — социальными силами и социальными структурами. Крайняя позиция состоит в том, что институты, социальные процессы и социальные силы руководят жизнью людей, при этом индивидуальные усилия являются не эффективными.

Большинство исследователей отмечают, что структурная теория (социальные системы, социальное неравенство, отношения между классами) лучше объясняет и прогнозирует социальное неблагополучие, чем теория социального действия. В частности, недостаток и низкий уровень образования в большей степени является причиной болезни, чем неправильный жизненный выбор [Giddens, 1989: 17]. Уровень дохода имеет большее отношение к здоровью не только по причине того, что обеспеченный человек имеет более здоровую пищу, хорошую одежду, благоприятные условия труда и отдыха и т. п. Это означает также, что человек имеет больше выбора и возможностей контроля над принятием решений в своей жизни. Кроме того, структурный подход имеет большую объяснительную ценность социальных трансформаций, в период которых имеет место продолжительное снижение уровня жизни многих людей.

Деятельностный и структурный подходы отражают разные стороны отношений между спортом, индивидом и обществом. Между тем они пересекаются в объяснении степени мотивации и вовлечённости в физическую активность представителей различных групп общества. Индивиды должны выбирать здоровый образ жизни, но могут ли они изменить среду своего обитания: низкое качество жизни в регионе, низкий уровень доходов семьи, низкий уровень образования родителей и т. п., особенно если речь идёт о подрастающем поколении? Как показывают исследования, молодёжь группы риска наиболее уязвима в этом плане и по своим структурным признакам, и по степени социальной эксклюзии близка группе безработных и бедных. Основными ограничениями для занятий спортом при этом выступают социальная стигматизация, отсутствие необходимых навыков, образцов поведения и социального капитала.

Как показывают результаты исследований, в России спортом занимаются 47,4% молодёжи, регулярно — только 15,7%. Остальные же не занимаются спортом по разным причинам: нет желания — 24,2%, нет времени — 20,5%, не позволяет состояние здоровья — 3,6%, негде — 3,5%, нет денег для этого — 0,8%. Занимаются спортом среди юношей 54,2% (регулярно — 21%), девушек — 40,7% (регулярно — 10,4%) [Горшков, Шереги 2010: 202-203]. Доля молодёжи, регулярно занимающейся спортом, относительно велика до 20-летнего возраста, после чего начинает сокращаться. При этом число не желающих заниматься спортом начинает увеличиваться с 16-летнего возраста. Относительно велика доля регулярно занимающихся спортом только среди учащихся общеобразовательных учреждений (см. рис. 1).

Данные рис. 1 показывают, что наиболее сложными группами в плане привлечения к занятиям спортом являются рабочая молодёжь, учащиеся профессиональных училищ и незанятая молодёжь. Собственно именно представители данных категорий из низкоресурсных слоёв населения составляют основную долю молодых правонарушителей и преступников, алкоголиков и наркоманов. Хотя, безусловно, характер и степень влияния уровня обеспеченности можно рассматривать лишь во взаимодействии с другими факторами. Деятельностный и структурный подходы сходятся в том, что уровень мотивации и участия в спорте коррелирует с уровнем доходов и уровнем образования — чем они ниже, тем меньше вероятность того, что дети из низкоресурсных семей будут заниматься спортом.

48,6

40,1

35,9

29,5

19,9

15,4

23,7

17,5

18,9 19,7

I

8,5

I

5,7

Учатся в Учатся в Учатся в Учатся в Работают Не школе, ПТУ техникуме, вузе работают,

гимназии колледже не учатся

□ Спортом занимаются регулярно

□ Не желают заниматься спортом

Рис. 1. Отношение молодёжи к спорту в зависимости от вида занятости, %

Данные рис. 1 показывают, что наиболее сложными группами в плане привлечения к занятиям спортом являются рабочая молодёжь, учащиеся профессиональных училищ и незанятая молодёжь. Собственно именно представители данных категорий из низкоресурсных слоёв населения составляют основную долю молодых правонарушителей и преступников, алкоголиков и наркоманов. Хотя, безусловно, характер и степень влияния уровня обеспеченности можно рассматривать лишь во взаимодействии с другими факторами. Деятельностный и структурный подходы сходятся в том, что уровень мотивации и участия в спорте коррелирует с уровнем доходов и уровнем образования — чем они ниже, тем меньше вероятность того, что дети из низкоресурсных семей будут заниматься спортом.

При этом важно отметить, что указанные теоретические подходы имеют прямое отношение к обоснованию государственной политики в сфере спорта, как и в социальной сфере в целом. В политических терминах теория социального действия предпочитаема либеральным крылом современного политического спектра, в то время как структурная интерпретация — социально-демократическим [Sport and Society..., 2008]. Если в первом случае речь идёт преимущественно о рынке спортивных услуг, то во втором — о государственной поддержке массового спорта. В экономических терминах связь между двумя подходами может выражаться в соотношении расходов и эф-

фектов, связанных с развитием массового спорта и пропагандой здорового образа жизни или, напротив, с ограничением доступа к спорту и распространением социальных болезней — алкогольной и наркотической зависимости, курения и пр.

Вовлечение подрастающего поколения в занятия физической культурой и спортом видится особенно проблематичным в условиях социальной неопределённости, характеризующейся незаконченностью и незавершенностью становления различных структур и процессов [Зубок, 2007: 189]. При этом процесс приобщения молодёжи к спорту, включая обеспечение экономическими ресурсами, состояние социальной среды, изменение мотивации, может быть весьма противоречивым. В обществе риска возникают новые основания социальной стратификации и социальных конфликтов [Чупров В. И. и др., 2003], которые находят своё отражение и в молодёжном спорте.

Два противоположных подхода проявляются и в понимании социализации посредством спорта: а) факторов, влияющих на вовлечение молодёжи в спорт; б) самого процесса социализации молодёжи в ходе спортивных занятий ^гоо^ 2002: 129]. В первом случае речь идёт о преимущественном влиянии социальной среды, в том числе и на физическое развитие. К данной группе факторов относятся доступные возможности для занятия спортом, социально-экономические факторы, роль семьи и друзей, престиж и влияние социализирующих агентов. Последний фактор связан с идентичностью в спорте, которая очень важна для молодёжи. Что касается социализации в самом спорте, то с точки зрения функциональных перспектив, участие в спорте связано в большей степени с индивидуальными способностями и достижением позитивных результатов, а также поддержкой семьи и друзей и наличием ресурсов для занятий спортом.

Из перечисленных факторов наибольшее влияние, безусловно, играет семья. Влияние родителей является ключевым фактором вовлечения детей в спорт и социализации через спорт. В начале приобщения к занятиям спортом важным является родительский контроль. Убеждения, отношения, ценности родителей имеют также прямое влияние на их собственные занятия спортом и на возможности привлечь к ним своих детей. Если родители активно не вовлечены в спорт или намеренно не обеспечивают спортивные занятия для своих детей, то шанс вовлечения детей в спорт будет ограниченным. Старшие братья и сёстры также могут влиять на вовлечение младших детей в занятия спортом, являясь для них ро-

левой моделью. Особенно велика роль мужчин в семье (отца, старшего брата) для приобщения к спорту и социализации в спорте мальчиков. Юноши составляют основную долю молодёжи группы риска, и именно отцы являются для них позитивным или, напротив, отрицательным жизненным примером. Даже в случае низких доходов семьи родители своим примером могут и должны приобщить детей к спорту. Дети из бедных семей могут реализовать себя через спорт и добиться больших жизненных успехов. По крайней мере около 30% респондентов из числа молодёжи группы риска рассчитывают достичь высоких результатов в жизни и только 6% из них являются в этом отношении пессимистами [Ключарёв Г. А. и др., 2007: 166].

Однако в целом ребёнок из неблагополучной семьи, как правило, имеет минимальные шансы для того, чтобы приобщиться к занятиям спортом. И в этом случае занятие спортом одновременно должно являться формой социализации, социальной адаптации и реабилитации. Решением этой сложной задачи занимаются различные организации, в частности, школа, спортивные клубы, муниципалитеты и церковь. Наша позиция заключается в том, что агенты и институты социализации и социальной адаптации, в том числе средствами физической культуры и спорта, должны быть максимально приближены к месту проживания и учитывать образ жизни молодёжи группы риска. Это могут быть школа, дворовая территория и даже церковный приход, которые организуют социальную среду по месту жительства детей. Перспективы имеет использование разнообразных и альтернативных форм организации физкультурно-спортивной работы.

Молодёжь группы риска как объект исследования

Наиболее общее определение, которое можно дать молодёжи группы риска, — это лица в возрасте от 14 до 30 лет, жизнь, здоровье и развитие которых находятся под угрозой. В России число таких молодых людей, оказавшихся в критической жизненной ситуации, увеличивается ежегодно. Прежде всего, это относится к несовершеннолетней молодёжи, особо нуждающейся в различных видах правовой и социальной поддержки. Согласно данным ЮНИСЕФ, в России около 28% семей с детьми являются ущемлёнными как минимум по одному из признаков: бедность, плохие жилищные условия, внутрисемейные конфликты и недостаток доступа к социальным услугам [Анализ положения детей..., 2008: 86-87]. Около 700 тыс. детей и подростков (эта цифра незначительно менялась на протяжении последних лет) живут без соответствующей родительской заботы, фактически являясь социальными сиротами. Проявление

домашнего насилия в той или иной форме (побои, оскорбления, издевательства, психологический террор, сексуальное насилие, изоляция, пренебрежение детьми) встречается в каждой четвёртой семье.

Невнимание и жестокость по отношению к подрастающему поколению порождают ответную жестокость. Несмотря на то, что за последнее время некоторые негативные явления в молодёжной среде удалось взять под контроль, например, снизить уровень подростковой преступности, принципиально ситуация не изменилась. В 1990-е гг. молодёжная преступность росла достаточно быстрыми темпами, причем пик противоправной активности несовершеннолетних пришелся на середину, а старшей по возрасту молодёжи — на конец данного десятилетия. В 2000-х гг. общие условия во многом благоприятствовали экономическому росту, сокращению масштабов бедности, снижению безработицы. В то же время усилилось экономическое и социальное неравенство. Для значительной части молодёжи доступ к социальным услугам, качественному образованию и медицинскому обслуживанию, рынку труда и т. д. оказался ограниченным.

Существенно различается положение молодёжи в отдельных регионах страны. Наиболее тревожная ситуация складывается в ряде экономически слаборазвитых регионов Сибири и Дальнего Востока, где, например, уровень подростковой преступности превышает средний показатель почти в 2 раза, а также Юга России. Уровень развития региона и муниципалитета напрямую сказывается на возможности самореализации молодёжи. Так, эксперты критически оценивают возможности молодёжи группы риска для развития и самореализации в большинстве регионов страны: 40% — низкие, 58% — средние, 2% — хорошие [Ключарёв Г. А. и др., 2007: 64].

Что касается возможностей занятий спортом по регионам, то и здесь цифры весьма показательны. Так, средний уровень обеспеченности спортивными сооружениями российских регионов по итогам 2011 г. составил всего 24,5% (от нормативов, принятых Минспортом РФ). Даже в Москве, одном из наиболее благополучных регионов страны, этот показатель равен 12%, в Московской области — 14%. Очевидно, что финансовые и материальные возможности региона не всегда гарантируют высокий уровень обеспеченности спортивными сооружениями. Крайне низкой остаётся и доля занимающихся спортом — в среднем по стране 20,6% от общей численности населения, а в ряде регионов и того меньше — в Дагестане — 7,2%, в Ингушетии — 3,5% [Показатели развития., 2013].

Изучение основных причин, по которым молодые люди могут попасть в группу риска, свидетельствует о наличии прямой причинно-следственной связи между девиантным поведением, ростом бедности, углублением экономического неравенства, деформацией нравственных ценностей и снижением воспитательного потенциала семьи. Специально проведённое по общероссийской выборке Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) стандартизированное анкетирование 1700 респондентов показало, что наиболее серьёзной причиной, по которой молодые люди могут оказаться в группе риска, является семейное неблагополучие. Проблемы в семье (материальные, жилищные, болезнь одного из членов семьи и др.) отметили 72,1% респондентов, недостаточное внимание родителей своим детям — 69,3% [Ключарёв Г. А. и др., 2007: 89]. Другая группа причин состоит в слабой организации занятости и досуга молодёжи, как по месту учёбы, так и по месту жительства. Общий рост преступности и неэффективная профилактика правонарушений среди молодёжи также оцениваются респондентами как достаточно серьёзные причины, хотя и менее значимые по сравнению с проблемами в рамках отдельной семьи.

Результаты опроса молодёжи группы риска (МГР) (целевая выборка составила 588 респондентов) также свидетельствуют о том, что именно неблагополучная семейная обстановка в большинстве случаев послужила причиной совершения правонарушений и более тяжких преступлений. Конкретизируя ситуацию в семье, молодые респонденты отметили такие проблемы как отсутствие одного из родителей, наличие родственников, злоупотребляющих алкоголем, судимых родственников, недостаточную материальную обеспеченность, постоянные скандалы, невысокий культурный и образовательный уровень родителей.

Оказалось, что 80,9% респондентов из числа молодёжи группы риска проживают совместно с матерью, тогда как доля тех, кто в качестве членов семьи назвал отца, составляет 49,9%. Также прослеживается определённая взаимосвязь между уровнем образования отцов и противоправными действиями детей: чем выше уровень образования отца, тем меньшей оказалась вероятность совершения ребёнком преступления. Если среди респондентов, состоящих на учёте, 24,2% ответили, что их отец имел высшее образование, то среди воспитанников колонии таковых оказалось всего 15% [Ключарев Г. А. и др., 2007: 154]. Учитывая, что в подавляющем большинстве правонарушителями являются мальчики, то становится понятным исключительное значение «грамотного» отцовского воспитания.

Почти 40% молодых респондентов определяют отношения в своих семьях как недоброжелательные и равнодушные, хотя и не всегда адекватно могут их оценить. Несмотря на то, что представители МГР довольно критично характеризуют некоторые стороны семейных взаимоотношений,

именно с семьёй связаны их представления о безопасности, благополучии, будущие планы на жизнь. Об этом свидетельствует характер взаимоотношений в микросоциуме, в котором наиболее позитивно оцениваются отношения с родителями, а также с друзьями и ровесниками и негативно — с учителями, соседями, представителями правоохранительных органов. Для девушек важным обстоятельством, толкнувшим их на совершение правонарушения, оказалось непонимание со стороны учителей (51,9%), в то время как для юношей этот показатель составил 31,5%.Девушки из группы риска также в большей степени, чем юноши, считают, что многие поступки, действительно, совершаются под влиянием друзей и товарищей. Это говорит об их склонности к эмоциональной зависимости, что необходимо учитывать в работе с ними.

Таким образом, семейное неблагополучие, хотя и является наиболее серьёзной причиной попадания в группу риска, именно семья, а также ближнее окружение МГР в лице друзей, ровесников являются основными объектами приложения усилий в работе с молодёжью группы риска по причине их ценности для самой молодёжи. Ценность спорта и физической культуры в данном случае определяется возможностью приблизить эти формы досуга к молодёжи, независимо от уровня материального обеспечения и социального статуса семьи. Наличие возможностей для занятий спортом положительно влияет не только на молодёжь группы риска, но и её ближайшее окружение.

Новые формы спортивной активности и молодёжь группы риска

Современный молодёжный спорт развивается в различных направлениях. Во-первых, организованный спорт становится коммерческим, ориентированным на предоставление платных услуг и извлечение прибыли. Во-вторых, происходит разделение видов спорта на элитные (например, горные лыжи, гольф, конное поло, крикет, яхтинг), занятие которыми требует значительных ресурсов, и массовые, менее затратные и более доступные для большинства населения. В-третьих, спорт становится более индивидуальным, репрезентирующим индивидуальный образ и стиль жизни, частью индивидуальной философии и работы над собой. Наконец, появились новые виды спорта и новые формы организации, в из-

вестнои степени противостоящие традиционному, излишне структурированному, нацеленному на соперничество и контролируемому взрослыми молодёжному спорту. Большое распространение получил экоспорт, занятия которым возможны как на открытом воздухе (скалолазание, пеший туризм, каякинг, катание на горных велосипедах), так и в закрытом помещении (боевые искусства, йога). «Нетрадиционные», «альтернативные» виды спорта часто включают неструктурированные и неформальные правила, делая акцент на удовольствии от участия, на кооперации вместо соперничества, на процессе вместо результата, спонтанной самоорганизации вместо организации.

Новые тенденции в спорте связаны также с другим феноменом последнего времени, получившим название «новое физическое образование» (new physical education). Если традиционное физическое воспитание основывалось исключительно на медицинских и педагогических аспектах физической активности и спорта, то новые подходы ставят своей целью научить детей и молодёжь основам фитнеса (физической подготовленности), здорового питания, управлению стрессом и обеспечить долгую физическую активность. Новое физическое образование включает такие виды физической активности как джоггинг, пауэрлифтинг, фрисби, бадминтон, стрельба из лука, которые всё чаще включаются в школьные и внешкольные программы работы с детьми и молодёжью.

Молодёжь группы риска проживает в основном в низко доходных семьях и сообществах, работа с которыми затруднена по причине слабой структурированности их жизнедеятельности и часто бывает малоэффективной. Позитивные социальные изменения могут быть достигнуты посредством вклада в социальный и культурный капитал подрастающего поколения, повышении самооценки, способностей к самореализации. Участие молодёжи в структурированной активности позволит ослабить влияние факторов риска в их жизни, избежать опасностей окружающей среды. Исследования показывают, что молодёжь, которая участвует в высоко структурированных видах досуговой активности, менее склонна к антисоциальному поведению, включая совершение преступлений, агрессивное поведение, потребление алкоголя и наркотиков, беспризорность и в то же время она более склонна к развитию социального капитала [Sociology of Sport and Social Theory, 2010:159].

Не имея ресурсов для занятия элитными видами спорта, молодёжь группы риска часто не имеет никакого представления о новых видах, поскольку воспроизводит те модели времяпровождения, которые наблюдает в своих семьях и ближайшем окружении. Между тем, новые виды и формы физической активности могли бы заинтересовать данную категорию молодёжи в силу своей новизны, разнообразия и возможности самовыражения. Поскольку работа с молодёжью группы риска связана с изменением индивидуальных

характеристик ребёнка через вмешательство (интервенцию) часто в форме внешкольных программ различной направленности — познавательной, социальной и, конечно, спортивной, то новые формы и виды спорта позволяют сделать это «вмешательство» менее агрессивным и более целенаправленным.

На первый взгляд существует определённое противоречие между тенденциями в развитии спорта в целом и молодёжного спорта в частности, с одной стороны, и требованиями к организации досуга молодёжи группы риска, с другой. В то время как молодёжный спорт становится менее организованным, формализованным, структурированным, работа с молодёжью группы риска, напротив, требует научно-методического обоснования и целепо-лагания. Такое противоречие видится относительным, поскольку современный спорт содержит гораздо больше возможностей для эффективной работы с молодёжью. Включение новых форм организации и видов физической активности в работу с молодёжью группы риска обеспечивает более «мягкие», ненасильственные методы воздействия как на саму молодёжь, так и на её социальное окружение. Это даёт уникальную возможность связать спортивные занятия с целостными концепциями — социальными, философскими, культурными, экологическими, помогающими молодым людям сформировать позитивную личностную Я-концепцию. Физическое воспитание становится не просто педагогическим приёмом, но философией, отражающей тесную взаимосвязь спорта с различными сторонами жизни [Морган, 2006].

Приведённые далее в статье примеры организации физической активности — по месту жительства, в церковном приходе, клубе, образовательном учреждении — показывают, что подобные практики являются очень важными в плане формирования чувства местного сообщества и соседства, чувства принадлежности к социальной группе. Всё это способствует развитию социальной сплочённости общества, в том числе и через осуществление социального контроля и предупреждение молодёжной преступности.

Спорт по месту жительства

Подход, согласно которому социализация и социальная адаптация молодёжи средствами физической культуры и спорта должна быть максимально приближена к их месту проживания и учитывать их образ жизни, находит отражение в государствен-

ной политике. Основная нагрузка по привлечению молодёжи к занятиям физической культурой и спортом лежит на органах местного самоуправления, прежде всего по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных районов, поселений, городских округов физической культуры и массового спорта. При этом образовательные учреждения с учётом местных условий самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности [Федеральный закон., 2007]. Однако практическая реализация этих положений сталкивается с рядом трудностей.

Для молодёжи важным фактором для занятий спортом является шаговая доступность объектов спортивного назначения. В России насчитывается около 7 тыс. подростковых клубов по месту жительства и около 3 тыс. спортивных клубов и групп в учреждениях дополнительного образования, в которых спортом и физической культурой занимаются более 1,8 млн детей и подростков [Государственный доклад., 2011: 145], что совсем не много. Кроме того, расположение спортивных объектов вблизи от дома ещё не означает, что молодёжь будет их посещать. Как показывают результаты исследования, для 40% российской молодёжи в шаговой доступности находятся стадионы, для 35% — спортплощадки или спортзалы, для 25% — спорткомплексы или бассейны. Доля тех, у кого поблизости нет ничего из перечисленного, составляет 13%. Несмотря на то, что многие учреждения спорта находятся в непосредственной близости от места проживания, доля молодёжи, пользующейся объектами спорта, не превышает — 15% от её общей численности. Таким образом, речь идёт в большей степени не об отсутствии условий для занятий спортом, но, скорее, о стиле жизни. Более половины россиян (52%) никогда не занимались спортом в рамках досуга, в то время как в Германии, Франции, Великобритании аналогичные доли не превышают 12% [О чём мечтают россияне., 2013: 220].

В целом охват физкультурой и спортом по данным 2008 г. составил в группе 15-19 лет — 68%, 20-24 лет — 55%, 25-29 лет — 43% [Молодёжь в России, 2010: 130]. Отмечено, что для представителей разных возрастных групп необходимы разные условия для более частых занятий спортом. Для первой возрастной группы первоочередным условием является наличие компании единомышленников, для второй — наличие свободного времени. Для группы 25-29 лет наряду с наличием свободного времени на первое место выходят доступные цены на абонемент в спортивный клуб. Любопытно, что наличие рядом с домом обустроенной спортивной площадки или спортивного клуба остаётся последним фактором, который может подвигнуть молодёжь заниматься спортом. С возрастом увеличивается доля молодёжи, которая ни

при каких условиях не будет заниматься спортом: в группе 14-17 лет таковых 19,3%, в группе 18-24 лет — 17,9%, в группе 25-29 лет — 26,3%.

Существенным фактором для занятий спортом является уровень доходов. Чем ниже уровень дохода, тем большее значение играет снижение расходов на занятия спортом. Напротив, чем выше уровень доходов, тем большую значимость приобретают условия нематериального характера: наличие свободного времени, наличие группы единомышленников и т. п. Ни при каких условиях не будут заниматься спортом в группе с доходами менее 1 прожиточного минимума — 30,9%, от 1 до 2 — 23,7%, от 2 до 3 — 18,2%, от 3 и выше — 21,3%.

Чаще всего на возможность занятия спортом влияют взаимосвязанные структурные ограничения и факторы, в частности — низкий уровень благосостояния, место проживания, социально-профессиональный статус семьи и т. п. В результате муниципальные программы по развитию спорта и физической культуры просто не доходят до молодёжи группы риска, которая не имеет никакой информации о проводимых спортивных мероприятиях. По месту жительства проводятся соревнования, конкурсы на лучшую спортивную семью, лучший спортивный двор, но они редко нацелены на привлечение молодёжи к спорту, а молодёжь группы риска практически никогда не бывает участником подобных мероприятий. Основная проблема заключается в отсутствии связующего звена, которое могло бы обеспечить целенаправленное вовлечение ребёнка в спортивный образ жизни — посредника, медиатора, курирующего подростка из неблагополучной семьи именно по месту жительства. Межведомственная разобщённость не дает возможности сосредоточиться на таком направлении, как социальная адаптация и реабилитация молодёжи группы риска.

В эпоху широкого распространения средств массовой коммуникации и информации Интернет мог бы стать доступным источником о программах, в которых молодёжь могла бы принимать участие по своей инициативе. Но, как показывает практика, информация на сайтах муниципалитетов часто бывает устаревшей, а анонсы предстоящих мероприятий отсутствуют. Всё это свидетельствует о том, что реальная спортивная жизнь слабо организована по месту жительства. Спортивные праздники проводятся с участием заранее организованных групп детей и молодёжи — школьных классов, студенческих групп и пр. В то время как социальный педагог или медиатор мог бы, пользуясь планами и программами муниципалитета, соответствующим образом организовать детей из неблагополучных семей.

Конечно, есть и положительные практики. Например, Департаментом по спорту и молодёжной политике Тюменской области разработан проект организации индивидуальной профилактической работы с молодёжью группы риска «Наставник». В реабилитационный период осуществляется индивидуальное сопровождение каждого подростка куратором по месту жительства. Для прохождения подростком курса реабилитации разрабатывается специальная программа, за несовершеннолетним закрепляется наставник. Одновременно департаментом по спорту и молодёжной политике Тюменской области организуется работа более 700 спортивных площадок с охватом около 30 тыс. подростков, 900 досуговых площадок с охватом более 50 тыс. подростков. По итогам проведённой работы в рамках проекта отмечается устойчивая положительная динамика в поведении у 96,6% от общего числа подростков, находящихся под индивидуальным сопровождением, 36 несовершеннолетних сняты с учёта в связи с положительной динамикой в поведении. В результате реализации комплекса мер по профилактике правонарушений количество несовершеннолетних, совершивших преступления, с 2005 по 2010 гг. снизилось более чем на 51% [Информационносправочные материалы., 2013].

К сожалению, положительные практики очень локальны, в большинстве случаев дворовые спортивные площадки редко используются для работы с молодёжью группы риска, редко увидишь там девушек и юношей-подрост-ков, молодёжь из числа мигрантов и национальных меньшинств. Притом, что площадки нередко хорошо оборудованы, а во дворах установлены спортивные тренажеры, большую часть времени они пустуют. Программы работы с молодёжью группы риска по месту жительства должны быть долгосрочными, индивидуальными, направленными на взаимодействие не только с молодым человеком, но и его семьёй и ближайшим окружением. Организация социальной среды возможна только при систематической работе под руководством куратора с участием всех заинтересованных ведомств.

Школьный и студенческий спорт

Учебные заведения в силу своих организационных возможностей имеют значительный потенциал для привлечения молодёжи к занятиям спортом. Именно учащаяся молодёжь составляет основную долю населения, регулярно занимающегося физической культурой, поскольку по окончании учебного заведения многие молодые люди перестают заниматься спортом и численность вовлечённых в спорт с возрастом резко уменьшается. Поэтому учебное заведение по определению является той средой, где формируется целостное представление о здоровом образе жизни, что особенно важно для

молодёжи группы риска. Школьный и студенческий спорт также играет важную социализирующую роль, помогая молодёжи решать общечеловеческие задачи, связанные с развитием физкультуры и здорового образа жизни.

Однако организация спортивных занятий по месту учёбы в настоящее время далека от решения этих задач, на что обратил внимание президент РФ В. В. Путин в ноябре 2012 г. на заседании Совета по физкультуре и спорту [Заседание Совета., 2012]. В первую очередь речь идёт о школах, где собственно и должны закладываться основы интереса к спорту. По мнению экспертов, интерес школьников к урокам физкультуры пропадает из-за неправильной организации занятий и непосильных нормативов на время, дальность, скорость. Физические данные детей сейчас стали хуже, они не справляются с нормативами, что связано с низким уровнем двигательной активности и физической подготовки детей в целом. Руководитель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма считает, что ребёнок во время уроков физкультуры должен не только получать физическое развитие, научиться гибкости, ловкости, но и получать удовольствие от физической активности [Кучма, 2012]. Важно использовать весь арсенал физического воспитания — водные процедуры, физкультурные минутки, динамическую паузу в середине учебного дня, прогулки, т. е. всё то, что составляет здоровый образ жизни. Тем более, что на это ориентирует новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в декабре 2012 г., предоставляющий учебным заведениям выбор программ, форм и оценки результатов образовательной деятельности.

Существуют и вполне объективные трудности для организации спортивных занятий в учебных заведениях: переполненные классы, плохо оборудованные спортивные залы, недостаток спортивного инвентаря, отсутствие подготовленных кадров и др. Всё это не позволяет учитывать специфику детей, разный уровень их физической подготовленности, гендерные особенности, психологическое состояние, уровень социализации. Беспокойство вызывает общая направленность реформ в сфере образования, которые привели к тому, что школа фактически отстранилась от воспитательной работы.

Между тем есть примеры успешной работы с учащимися группы риска посредством спортивных занятий. Так, в средней школе № 17 Нижнего Новгорода разработана целостная система здоро-

вье сберегающих технологий, которая позволяет ребёнку адаптироваться к школе. Данная система, во-первых, включает целую серию элементов и методов, которые поддерживают интерес ученика на фоне его природной любознательности. Во-вторых, особое внимание уделяется эмоциональному настрою ребёнка. Школа старается делать так, чтобы ученик чувствовал постоянно доброжелательное внимание взрослых к себе — в вестибюле, в столовой, школьном дворе, начиная от директора и заканчивая дежурным администратором. Всё это вызывает у ребят положительный настрой, который поддерживается в течение дня. В-третьих — это работа с семьёй, направленная опять-таки на поддержание позитивного эмоционального настроя и интереса ученика к учёбе.

Такая системная работа дала свои результаты, в начальных классах отсутствуют дети, которых можно было отнести к группе риска, но среднее звено всё ещё остается самым проблемным. Составной частью работы с учениками средних классов является организация внеклассной деятельности, цель которой — удержать ребёнка в школе постоянно, чтобы он не уходил в уличную среду, которая его дезорганизует. Для мальчиков организованы секции общефизической подготовки, баскетбола, волейбола, для девочек — кружки рукоделия, хореографии, музыки. При этом большая часть дополнительных занятий организована на бесплатной для учеников основе. Идеология «нового физического воспитания» также нашла отражение в работе с учениками в виде занятий скалолазанием и восточными единоборствами.

Наконец, довольно чётко отлажена работа социально-психолого-пе-дагогической службы. Индивидуальный подход позволяет отслеживать каждого ребёнка. Выстроена целая цепочка школьного взаимодействия для профилактики нарушений, где только самое последнее звено — это вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних при отделе МВД. Как правило, в обычной массовой школе ребёнок из неблагополучной семьи становится неуспевающим и выбывает из неё. При индивидуальном подходе ребёнку создаются оптимальные условия для обучения и вовлечения в адаптационную среду, защищая от факторов риска и сохраняя его как личность.

Преимущества такого комплексного подхода очевидны особенно в сравнении с условиями специализированных школ для трудных подростков. Если в общеобразовательной школе ещё существуют какие-то возможности для гибкого подхода к структурированию социальной среды путём вовлечения детей в спорт, то в специализированных школах для трудных подростков такие возможности практически отсутствуют. Например, в Москве существует 11 специализированных учебно-воспитательных школ для детей с девиантным поведением (поведением, отклоняющимся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм), в которых обучаются почти 3000 подростков. Такое «полутюремное» суще-

ствование неизбежно ведёт к социальной эксклюзии, вредит как ребёнку, так и обществу в целом. Дети не видят и не имеют возможности непосредственного участия в общепринятой практике. С другой стороны, общество снимает с себя ответственность за таких детей, «передоверив» эту функцию специалистам.

Вот только некоторые примеры высказываний экспертов, имеющих опыт работы с детьми группы риска:

Демчук А., директор ленинской средней школы № 4 поселка Таврическое Омской области: «Излишнюю энергию надо вовремя направить в мирное русло».

Карачевцев И., директор гимназии № 166, Санкт-Петербург: «Главный принцип при работе с детьми — доверие. Когда ребёнок понимает, что его окружают друзья, он откровенен. Надо помочь ребёнку проанализировать, в чём его трудности, как с ними можно справиться совместно. Для этого должен быть соответствующий школьный уклад, то есть такой, при котором ребёнку нетрудно в чём-то признаться, оценить себя по каким-то определённым позициям».

В современных условиях школьное образование становится всё более сложным. Министерство образования РФ разработало документ об упрощении отчисления из школ за дисциплинарные нарушения. Прописаны причины, по которым ученика могут выгнать: приход на занятия в пьяном виде, совершение в стенах школы уголовных преступлений и аморальных поступков, общее дурное влияние на одноклассников. Меры не распространяются на младших школьников и детей с отклонениями в развитии, отчислить могут только тех, кто достиг 15-летнего возраста. Но это как раз тот возраст, когда исключённые из школы молодые люди с большой вероятностью станут членами молодёжных банд и криминальных группировок без всякого шанса на жизненный успех. Нахождение ребёнка в здоровой атмосфере с первого класса позволит с большей вероятностью избежать подобных рисков.

Спортивные клубы

Одним из перспективных направлений работы с молодёжью группы риска является развитие молодёжного туризма, который с полным основанием можно назвать социальным туризмом. Социальный туризм может включать в себя различные направ-

ления: для детей, семей, женщин, пенсионеров, инвалидов и др. Его целью является личностное развитие, социальное участие и поддержание социальной сплочённости не на коммерческой основе, а на основе общественных интересов. В развитых странах социальный туризм является предметом государственной политики, сферой деятельности местных органов власти, общественных организаций и добровольных ассоциаций.

В Российской Федерации социальный туризм имеет свои давние традиции в качестве одного из направлений деятельности профсоюзов. Что касается детского и юношеского туризма, то он имел очень широкое распространение в бывшем СССР. Это объясняется поддержкой, которую оказывало государство данной форме внешкольной деятельности детей и подростков. Почти при всех школах, дворцах пионеров и школьников на постоянной основе существовали туристические кружки, которые возглавляли штатные педагоги и инструкторы. Один из наиболее ярких примеров — клуб «Дети капитана Гранта», основателем которого был Г. А. Генженцев и который уже более полувека работает во дворце детей и молодёжи Центрального округа г. Москвы. Тысячами исчислялось количество центров и станций юных туристов, что давало возможность значительному числу трудных подростков, по крайней мере, попробовать себя в этом деле.

Уровень участия молодёжи группы риска в туризме в целом является не высоким. Учитывая, что 60-70% всех путешественников и туристов составляет молодёжь в возрасте от 15 до 25 лет, доля молодёжи группы риска — всего 2-3%. К сожалению, туристические агентства проявляют очень незначительный интерес к детскому и юношескому туризму, поскольку в значительной степени это — самоорганизующаяся деятельность и без профессиональной организационной и правовой поддержки перспективы её развития невысоки. Работа с молодёжью группы риска является предметом деятельности, в первую очередь, региональных и местных органов власти, общественных организаций. Практика показывает, что заинтересованные учреждения и организации взаимодействуют, что также способствует улучшению работы в целом, и подобная практика имеет тенденции к развитию.

На сегодняшний день работа по вовлечению молодёжи группы риска в туристическую деятельность набирает обороты и примеров тому не мало. Проведённый в рамках данного исследования экспертный опрос в ноябре 2012 — январе 2013 гг. полностью подтверждает эти выводы. В качестве экспертов выступили руководители детских и юношеских туристических клубов, имеющие многолетний опыт работы с детьми и подростками группы риска, а также руководители туристических агентств, редакторы спортивных изданий, члены и воспитанники туристических клубов.

Позитивное влияние туризма на молодёжь группы риска трудно переоценить и об этом говорят все эксперты. Во-первых, туризм — это один из наиболее доступных сегодня видов физической активности, который к тому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

же сопряжён с познавательной и образовательной деятельностью. Прежде всего, речь идёт о туристических походах. Не случайно, примерно треть членов туристических клубов составляют так называемые трудные подростки, дети из неполных семей, несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учёте в полиции. Во-вторых, участие в туристическом походе способствует формированию навыков межличностного взаимодействия. По словам одного из экспертов, как только ребёнок или подросток оказывается в походе, он оставляет дома многие из своих плохих привычек. Физические и психологические нагрузки способствуют тому, что дети начинают выше ценить человеческие отношения. Как справедливо отмечают эксперты, нет проблемы трудных подростков, есть социальная среда, которая формирует те или иные черты характера. В-третьих, участие в походах способствует общему развитию — знакомство с новыми людьми, новыми местами, обычаями, культурой. Скажем, школьник — житель города, может научиться печь хлеб в деревенской печке, ухаживать за только что появившимися на свет козлятами, или обходиться без электричества несколько дней подряд. Наконец, в туристическом походе ребята учатся нормам поведения в различных, в том числе непредвиденных, экстремальных, обстоятельствах.

Например, упомянутый выше клуб «Дети капитана Гранта» объединяет не одно поколение людей, увлекающихся путешествиями. Среди воспитанников клуба есть известные туристы, мастера спорта, но и те, кто не стали профессионалами, достигли немалого в жизни. Участники клуба еженедельно собираются на занятиях, разрабатывают новые маршруты, рисуют карты, готовят туристическое снаряжение, тренируются и, конечно, ходят в походы. В среднем каждый из таких ребят принимает участие в 10-20 водных, пешеходных, горных и лыжных походах от 7 до 30 дней (это не считая походов «воскресного дня»). В географии походов: Кольский полуостров, Карелия, Архангельская область, Урал, Алтай, Крым, Кавказ, Тянь-Шань, озеро Селигер. Как отмечают участники клуба, все они очень дружны между собой и всегда помогают друг другу в сложных жизненных ситуациях: «Главное, конечно, что мы изучили не только азы туризма, но и науку взаимоотношений в коллективе».

При всей очевидной пользе детского и юношеского туризма его развитие сталкивается с различными трудностями. Например, недавно принятые государственные санитарные нормы и правила очень серьёзно сдерживают развитие детского туризма. Так, регламентируется переезд групп детей по железной дороге (справки,

согласования, разрешения), ограничивается вес рюкзака, определяется минимально допустимая температура воздуха на улице, строго контролируется рацион питания (по ассортименту и калориям). По мнению экспертов, на практике же всё определяется конкретной ситуацией. Если, к примеру, группа сплочённая и каждый знает, кто и на что способен, какой у него опыт предыдущих походов, то можно идти и при температуре минус 15 и без всяких последствий позавтракать на следующий день оставшейся с вечера замёрзшей кашей. Но по закону — это уже нарушение, за которое инструктор будет нести ответственность.

Тем не менее, проблема вовлечения трудных подростков в спортивную и туристическую деятельность всё чаще становится предметом научных исследований. Региональная общественная организация «Академия детско-юношеского туризма и краеведения», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детско- юношеского туризма и краеведения» Минобрнауки, Федерация спортивного туризма РФ (секция детско-юношеского туризма), Федеральное государственное научное учреждение «Институт содержания и методов обучения» РАО, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии РАН представляют в последнее время интересные научные и методические разработки. Учёные из Российской академии образования разработали эффективную модульную систему обучения, когда на практике в течение нескольких занятий отрабатываются конкретные знания и навыки. Например, модуль «Как не потеряться и выжить одному в лесу» закрепляет знания по физике, биологии, географии, физиологии, метеорологии, ориентированию, которые пригодятся ребятам и в дальнейшем.

Церковно-приходской спорт

Казалось бы, между спортом и церковью мало общего. Спорт направлен на достижение физического совершенства, церковь — на достижение духовного просветления. Но в современных условиях православная церковь пытается находить общее и с другими сторонами жизни общества. В «Социальной концепции Русской Православной Церкви» подчёркивается, что светская культура способна быть носительницей благовестия. Русская православная церковь поддерживает спорт по той причине, что в спорте имеет место напряжение воли людей, которые хотят достигнуть каких-то результатов — так же и в духовной жизни [Основы социальной концепции., 2008].

При всей специфике религиозной жизни участие церкви в работе с молодёжью группы риска видится весьма эффективной. Церковь более внимательна к психологическому, духовному состоянию, что особенно важно для

молодых людей, переживающих трудности в общении с родными, ровесниками, учителями. Примером является деятельность православного Ковалёвского детского дома Костромской области, соучредителями которого стали Департамент образования и науки Костромской области и Костромская епархия Русской православной церкви. В своей деятельности данный детский дом делает акцент на экстремальном туризме и альпинизме. Как считают его руководители, помещение детей в экстремальные условия походов позволяет максимально раскрыть их позитивный потенциал для более успешной социализации в обществе. Нахождение в команде в экстремальных условиях позволяет им чувствовать себя единым коллективом.

Другим примером может служить деятельность православного военно-патриотического лагеря имени святого князя Александра Невского, существующего при Тайгинском храме Андрея Критского в городе Кемерово. В работе лагеря участвуют около 30 детей из неблагополучных и малоимущих семей, в том числе с уголовным прошлым в возрасте от 12 до 17 лет. Основной целью лагеря является спасение души ребёнка путём приобщения его к православным духовным ценностям и традициям. В программу лагеря входят паломнические поездки по святым местам Сибири, участие ребят в городских мероприятиях военно-патриотической направленности, учебно-тренировочные занятия по боевой, строевой, технической, стрелковой подготовке, рукопашный бой, которые проводят сотрудники местного военкомата, ГОВД, ГИБДД, МЧС. Соединение духовной практики и занятий прикладными видами спорта имеет свои корни в православной традиции, где органично сочетаются вера и патриотизм.

Не только в районных и региональных центрах, но и в крупных городах России ведётся подобная работа с молодёжью группы риска. Например, Центр социальной адаптации святителя Василия Великого в Санкт-Петербурге ведёт работу с условно осуждёнными, находящимися под следствием и в местах лишения свободы юношами в возрасте от 14 до 18 лет. Программа социальной реабилитации рассчитана на 100 дней с обязательным проживанием воспитанников в Центре под круглосуточным контролем социальных педагогов. С подростками работают специалисты по социальной работе, психологи, тренеры по экстремальным видам спорта (это увлекает подростков), есть театральная студия. Всё это вместе создаёт такой «поток жизни», который вовлекает подростков в круг новых интересов, на фоне которого происходит мотивация подростков на

учёбу и работу. На 21-й день каждый воспитанник должен поступить учиться или начать работать. Одновременно ведётся работа с семьёй, где и зародились все проблемы подростка. С ребятами занимаются не только профессионалы, но и добровольцы, причём некоторые — из прежних воспитанников Центра.

Вот как видят эксперты роль церкви в работе с молодёжью группы риска:

М. Дмитриев, директор специализированного предприятия: «Мы столкнулись с тем, что им стало сложнее объяснять, что такое добро и зло. Для нас это принципиальный вопрос, потому что они вышли из тех семей, где эти понятия условны. Объяснить, что такое добро и зло могут только духовные люди, священники».

Протоиерей Александр Степанов, настоятель храма Анастасии Узоре-шительницы и святых благоверных князей Федора, Давида и Константина Ярославских в Санкт-Петербурге: «Какребята к священнику относятся? — Хорошо. А почему им плохо относиться? Приходит батюшка раз в месяц, молится с ними и за них, проповедь говорит, беседует, конфет приносит. Любой человек ценит хорошее к себе отношение».

Михаил Браверманн, священник, настоятель храма: «Когда мы работаем с взрослым человеком, крестим его, мы не можем сказать, что с ним будет через год, через 10 лет. С детьми всё ещё сложнее, но мы делаем, пока есть время делать».

Протоиерей Александр Степанов, настоятель храма Анастасии Узоре-шительницы и святых благоверных князей Федора, Давида и Константина Ярославских в Санкт-Петербурге: «Трудные подростки в обособленной среде живут по понятиям больше, чем взрослые. Подростку очень сложно вырваться из этой среды, а если и случается, то человек выходит из неё просто психически и физически больным. Трудные дети появляются там, где ими не занимаются их родители. Не находя этого дома, ищут альтернативу вне дома, ищут другую форму самореализации. Это реально несчастные в собственном доме дети».

Исходя из практики работы церковных приходов с молодёжью группы риска, социальная изоляция является неприемлемым способом реабилитации и ре-социализации. Напротив, церковный приход становится микросоциумом, в котором устанавливаются отношения, основанные на общих духовных занятиях. Спортивные лагеря, походы и игры, которые проводятся с участием и под контролем старших прихожан, удерживают молодёжь в приходе. Часто ребята участвуют в жизни прихода вместе с родителями, что также способствует улучшению взаимопонимания в семье. При этом участие в жизни прихода не ограничивает прихожан в возможности обращаться к специалистам.

Итак, изоляция, проводимая в ряде случаев государственными и муниципальными органами власти, является наименее эффективным, а порой и жестоким, способом работы с молодёжью группы риска. Напротив, интеграционные, инклюзивные образовательные стратегии являются более эффективными. Несомненно, что, соблюдение законности и прав лежит в основе работы с молодёжью группы риска. Но среди других способов работы спорт и физическое образование должны занять главные позиции. Возможность занятия спортом и физической культурой по месту жительства или учёбы, в группах интереса, по месту удовлетворения культовых или духовных потребностей структурирует социальную среду, что приносит пользу не только самим трудным подросткам, но и всему микросоциуму.

Среди разнообразных форм занятий спортом наиболее продуктивными являются нетрадиционные, не-олимпийские, но альтернативные виды спорта, которые делают акцент на получении удовольствия от участия и сотрудничества, т. е. взаимодействия, а не на конкуренции, на процессе, а не на результате, на спонтанной самоорганизации, а не организации. На самом деле это основной принцип «нового спортивного образования», в то время как традиционное физическое воспитание основано исключительно на медицинских и воспитательных аспектах физической активности и спорта. Новые подходы направлены на то, чтобы сориентировать детей и молодёжь в усвоении навыков фитнеса (физической культуры), здорового питания, управления стрессом, поддержания долгой физической активности. «Новое физическое образование» — это не просто методика преподавания, но философия, которая отражает тесную взаимосвязь спорта с различными аспектами жизни.

Литература

Анализ положения детей в Российской Федерации. М.: ЮНИСЕФ. 2011. 272 с.

Владимир Путин встречается с членами студенческих спортивных клубов // Российская газета. 2013. 24 января.

Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. М.: Министерство труда и социальной защиты РФ. 2011. [Электронный ресурс] //

#

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации URL: http://www.rosmintrud.rU/docs/mintrud/protection/7 (Дата обращения 23.05.2013).

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ. 2010. 592 с.

Заседание Совета по развитию физической культуры и спорту 6 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] // Президент России URL: http://www.kremlin. ru/newS/16760 (Дата обращения 14.04.2013).

Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодёжи. М.: Мысль. 2007. 222 с.

Информационно-справочные материалы о положительном опыте работы Тюменской области по созданию условий для занятий физической культурой и спортом, организации содержательного досуга, как меры, направленной на профилактику правонарушений и воспитание физически здорового человека [Электронный ресурс] // Министерство Внутренних Дел Российской Федерации иКЬ: http://www.mvd.ru/upload/site1/document_file/ dU1HQHX2uX (Дата обращения 20.05.2013).

Ключарёв Г. А., Пахомова Е. И., Трофимова И. Н. Совершенствование работы с молодёжью группы риска в Российской Федерации. М.: Центр Ф социологических исследований Минобрнауки. 2007. 288 с. Ф

Кучма В. Нынешним школьникам не позавидуешь // Аргументы и факты. Здоровье. № 35. 30 августа 2012.

Молодёжь в России. 2010: Статистический сборник / ЮНИСЕФ.

Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России». 2010. 166 с.

Морган У. Дж. Философия спорта: Исторический и концептуальный обзор и оценка её будущего //Логос. 2006. № 3(54).

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.:

Московский патриархат. 2008. [Электронный ресурс] // Московский патриархат иКЬ: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (Дата обращения 14.03.2013).

О чём мечтают россияне: Идеал и реальность / Под ред. М. К. Горшкова,

Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. М.: «Весь мир». 2013.

Показатели развития физической культуры и спорта в разрезе субъектов Российской Федерации за 2011 г. [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/ phvsical-culture/statisticheskava-inf/ (Дата обращения 02.06.2013).

Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ. Ст.

28, 30. [Электронный ресурс] // RG.RU Российская газета иКЬ: http://www. rg.ru/2007/12/08/sport-doc.htmi (Дата обращения 26.05.2013).

#

Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодёжь в обществе риска. М.: Наука. 2003. 231 с.

Giddens A. Sociology. Cambridge: Polity Press. 1989.565 p.

Sociology of Sport and Social Theory. Ed. by Earl Smith. Champaign Il.: Human Kinetics. 2010.

Sport and Society: A student Introduction. Ed. by B. Houlihan. L: Sage. 2008. 585 p.

Stroot S. A. Socialisation and Participation in sport // The Sociology of Sport and Physical Education: An Introductory Reader. L.: Routledge. 2002.

Ф

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.