Научная статья на тему 'Современный «Турпродукт» как фактор развития детского и молодёжного туризма'

Современный «Турпродукт» как фактор развития детского и молодёжного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный «Турпродукт» как фактор развития детского и молодёжного туризма»

являли интерес и к сооружениям более позднего периода. Это вестибюль станции метро «Чистые пруды» (первая линия московского метрополитена), памятник А. С. Грибоедову, «Меньшикова башня». Здесь можно увидеть лужайку, где стоял «ларинский дом». Далее можно побывать на месте, где стояла церковь Харитона исповедника (XVII в.). При выходе на Мясницкую улицу - дом генерал-майора князя А. И. Лобанова-Ростовского. И наконец, городская усадьба Барышникова, построенная архитектором М. Казаковым в 1798 г. Экскурсия сопровождается цитированием произведений А. С. Пушкина «Дорожная жалоба», «Наперсница волшебной старины», «В начале жизни школу помню я...»:

... И часто я украдкой убегал В великолепный мрак чужого сада, Под свод искусственных порфирных скал. Там нежила меня теней прохлада;

ГГ __^ С

Я предавал мечтам свой юный ум, И празднословить было мне отрада.

В ходе проведения экскурсий юные краеведы умело используют искусствоведческие термины. Отрывки из произведений Пушкина звучат проникновенно, и становится заметным, что ребятам на пользу пошли уроки риторики и актёрского мастерства.

Таким образом, очевидно, что креативная деятельность учащихся развивает их творческую активность и индивидуальность, решая тем самым основные задачи дополнительного образования детей.

Н. В. Шестопалова,

г. Брянск Л. А. Паранговская,

г. Брянск

СОВРЕМЕННЫЙ «ТУРПРОДУКТ» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО И МОЛОДЁЖНОГО ТУРИЗМА

В законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а «тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в за-

висимости от целей путешествия». С точки зрения маркетинга и коммерческого туризма это действительно так. Но что же такое турпродукт с точки зрения массового детско-юношеского туризма? Слово продукт означает «следствие, результат, порождение чего-нибудь» (Словарь С. М. Ожегова), а также «продукт - предмет как результат человеческого труда (обработки, переработки, исследования)» (Социологический словарь). Если опираться на эти определения, то турпродукт в сфере дополнительного образования - это конкретное туристское мероприятие, будь то поход, соревнования, фестиваль, конференция и т. д.

Всем нам известно большое разнообразие видов туристских мероприятий, ведь туристско-краеведческая деятельность (ТКД) многогранна по форме, по содержанию и имеет значительный общепедагогический потенциал. Она может быть направлена на различные возрастные категории граждан. На этом моменте хотелось бы остановиться подробнее.

Реалии жизни таковы, что Центр туризма г. Брянска активно работает не только с детьми, но и с молодёжью. Согласно федеральной целевой программе «Молодёжь России» статус молодёжи имеет население в возрасте от 14 до 30 лет. С этой возрастной категорией работают как структуры образования, так и структуры молодёжной политики и спорта. У нашей организации возникает ряд проблем в работе с молодёжью. Управление образования неоднократно указывало нам, что наша организация, согласно своему Уставу, не имеет права работать с молодёжью старше 18 лет. А ведь те же бывшие воспитанники ЦДиЮ-ТиЭ, поступив дальше учиться в институт или колледж, продолжают быть активными участниками многих мероприятий и проектов, проводимых Центром туризма. И к тому же в городе, кроме ЦДиЮТиЭ, не существует других учреждений, имеющих хороший кадровый, материальный, методический потенциал, готовых и желающих работать с молодёжью по привлечению её к занятию туризмом. И мы считаем нецелесообразным для учреждений дополнительного образования ставить возрастные рамки в этой работе. Необходимо приходить к практике применения опыта, сложившегося в Республике Беларусь, где Центры туризма имеют право работать как с детьми, так и с молодёжью и это признано на государственном уровне. И тогда вопросы развития детского, молодёжного туризма будут логически связаны не только на практике, как это диктует жизнь, но и в официальных документах.

И потому тема разнообразия «турпродукта», на наш взгляд, касается как детского, так и молодёжного туризма.

Сегодня для школьников наиболее распостраненными формами ТКД являются экскурсионные поездки, отдых в летних и профильных

лагерях, походы выходного дня, дни здоровья. Студенческая молодежь проявляет больший интерес к активным видам туризма в природной среде, пешеходным маршрутам, альпинизму, скалолазанию, спортивному ориентированию и туристскому многоборью. Все вышеперечисленные формы ТКД широко востребованы во многих регионах на протяжении последних десятилетий. Но учреждения дополнительного образования должны идти в ногу со временем, и разрабатывать и предлагать подрастающему поколению новые формы «туристского продукта».

В последнее десятилетие очень популярными среди профессиональных туристов и любителей становятся соревнования по мультис-порту (приключенческим гонкам). Этот вид состязаний возник в середине 80-х гг. прошлого века в Новой Зеландии, в России приключенческие гонки начали проводиться с 2002 г. В 2003 г. были созданы федерации приключенческих гонок и мультиспорта Санкт-Петербурга, Киргизии, Екатеринбурга, Красноярска. В 2004 г. создан Международный клуб приключенческих гонок стран СНГ, в марте 2006 г. - Московская федерация мультиспорта. На сегодняшний день в мире проводится более двухсот приключенческих гонок ежегодно, но наиболее развит этот вид в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Мы считаем, что развитие и продвижение этого вида спорта является перспективным для регионов. К тому же приключенческие гонки вариативны и позволяют организаторам выбирать уровень сложности соревнований, их хронометраж, наполнение видами, то есть постепенно «приучать туристскую общественность и молодежь региона к этому виду спорта.

Огромная привлекательность мультиспорта для широких масс заключается в его демократичности. Каждый из нас, пусть даже в далеком детстве, катался на велосипеде, бегал по лесу или брался за весла. Обучение мультиспорту не требует от молодого человека каких-то особенных, заложенных с детства навыков. Гораздо важнее позитивное состояние духа, открытость для нового и искреннее желание раздвинуть границы своих возможностей. Ключевым качеством для любого гонщика является умение работать в команде и наличие командного духа. Взаимовыручка, чувство локтя и психологическая устойчивость бывают гораздо важнее уровня физической подготовки участников.

В 2010 г. Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Брянска впервые провел подобные соревнования в рамках туристского фестиваля молодежи и туристской общественности «Под облаками». В связи с тем, что программа фестиваля отличается своей насыщенностью (более 20 видов соревнований и конкурсов за 2 дня) и участники фестиваля не только туристы, но и студенческая и работающая молодежь

Брянска, у организаторов не было задачи поставить сложную, технически насыщенную дистанцию, а хронометраж гонки был сужен до 2 часов. Были опробованы виды: ориентирование бегом, ориентирование по маркированной дистанции, горный бег, стрельба из пневматической винтовки, ориентирование на велосипеде, веревочные этапы на ловкость, скалодром. Стартующая команда состояла из парня и девушки, которые последовательно выполняли блоки заданий, передавая эстафету друг другу. Идея проведения мультигонки в рамках следующего фестиваля «Под облаками» была поддержана 90% участников фестиваля. Перед начальниками дистанции сейчас стоит вопрос о планировании насыщенной, динамичной и зрелищной дистанции на следующий год.

Большое пространство для деятельности организаторов представляют такие виды соревнований, как рейды - ночные и дневные, экс-трим - забеги, соревнования по пешеходному туризму и туристскому ориентированию в хронометраже от 12 до 36 часов. Относительно сократив техническую составляющую, сделав упор на использование навыков топографического ориентирования и физическую выносливость, организаторы расширяют круг участников, делают такие командные старты очень демократичными.

Говоря о развитии массового школьного и студенческого туризма, хочется отметить, что, только организуя как можно большее количество зрелищных, но не требующих серьезной туристской подготовки мероприятий, мы сможем привлечь к занятиям туризмом большее количество детей и молодежи и вернуть этому виду досуга и спорта прежние позиции.

Выстраивая работу со школами, необходимо максимально адаптировать содержание туристских мероприятий для детей среднего школьного возраста, не имеющих специальной туристской подготовки. С 2008 г. Центр туризма дважды в году проводит районные фестивали спортивного туризма и ориентирования для учащихся 5-х и 6-х классов, программа которых включает в себя «Веревочный городок», ориентирование-игру для начинающих «Лабиринт», эстафетное парковое ориентирование, «Веселые эстафеты», «Туристскую игротеку» и конкурс «Турзнайка». Каждый из видов программы представляет собой максимально упрощенный вид туристской деятельности - краеведение, турм-ногоборье или спортивное ориентирование. В хронометраже 2 часов каждый ребенок имеет возможность попробовать, «что же такое ту-

с т т ^

ризм», и понять, что это действительно «здорово». У детей появляется осознанное желание прийти и записаться в детские объединения Центра туризма. Мы полагаем, что использование таких максимально адаптированных, массовых форм туристско-краеведческой работы может решить проблему привлечения школьников к занятиям туризмом.

Говоря о массовых мероприятиях, направленных на популяризацию туризма среди детей, нельзя не сказать о работе с семьями. Ведь одним из важных условий сплочения семьи является общие семейные интересы. Часто бывает, что увлечения родителей передаются ребёнку, но иногда ситуация складывается и так, что увлечения ребёнка могут

W W ТЛ _ _

стать основой семейного досуга. В целях развития и популяризации активного семейного досуга в ЦДиЮТиЭ постоянно организуются: районные и городские дни здоровья, туристско-спортивные соревнования «Весенняя капель», «Папа, мама, я - дружная семья», «Зимние забавы». Педагогами Центра туризма разработана и успешно реализуется на базе структурного подразделения нашего учреждения - загородного оздоровительного лагеря «Искорка» - программа «Выходные дни с семьей», которая рассчитана на 2-3 дня и включает оздоровительно-спортивные игры, туристические прогулки, посиделки у костра.

Одной из перспективных форм турпродукта для детей и молодежи является международный туризм. Безусловно, для абсолютного большинства наших воспитанников многодневные экскурсионные туры за рубеж являются недоступными в силу финансовых обстоятельств. С другой стороны, трудно отрицать силу воспитательного эффекта от таких поездок - расширяются границы познания ребенка, его кругозор, более того, узнав быт и особенности жизненного уклада другой страны, человек может глубже понять и полюбить свою Родину. В связи с этим востребованным видом туристского продукта являются заграничные поездки (1-2 недели) в рамках международных благотворительных и молодежных проектов. У Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Брянска в этом смысле есть положительный опыт сотрудничества с бюро IJGD и благотворительным фондом DER PARITETISCHE (Нижняя Саксония). В рамках трудовых, экологических лагерей, а также творческих проектов группы брянских школьников и студентов неоднократно выезжали в Германию, а Брянск принимал у себя немецких гостей. Итогом этого сотрудничества стал регулярный выпуск совместного молодежного журнала «Призма», где представители молодёжи России и Германии высказывают своё отношение к вопросам образования, организации досуга, способам самовыражения и особенностям жизни молодежи в этих странах.

Мы считаем, что для развития детского и молодёжного туризма в регионах и повышения его социальной значимости очень важно не останавливаться на месте, постоянно совершенствовать подходы к организации туристско-краеведческой работы среди детей и молодёжи, совершенствовать формы и содержания этого вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.