Научная статья на тему 'Расширение коммуникативной сети учреждения дополнительного образования как фактор повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования'

Расширение коммуникативной сети учреждения дополнительного образования как фактор повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОСТЬ / САЙТ / ФОРУМ / СЕМИНАР / СОРЕВНОВАНИЯ / КОНКУРС / COMMUNICATION / WEBSITE / FORUM / SEMINAR / COMPETITIONS / CONTEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Галина Борисовна, Поплёвко Алла Владимировна

Показаны различные формы повышения профессиональной квалификации педагога дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Галина Борисовна, Поплёвко Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expansion of communicative network of institutions of additional education as a factor of improvement of professional competence of the teacher of additional education

Shows the various forms of improvement of professional skill of the teacher of additional education.

Текст научной работы на тему «Расширение коммуникативной сети учреждения дополнительного образования как фактор повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»

ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ

УДК 378.046.4

Г. Б. Панина, А. В. Поплёвко

РАСШИРЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Показаны различные формы повышения профессиональной квалификации педагога дополнительного образования.

Shows the various forms of improvement of professional skill of the teacher of additional education.

Ключевые слова: коммуникативность, сайт, форум, семинар, соревнования, конкурс.

Keywords: communication, website, forum, seminar, competitions, contest.

«Хлеб людей организации - информация и коммуникации. Одной информации недостаточно. Только когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатывается, т. е. когда возникают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эффективная деятельность организации», - считают немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг.

Дополнительное образование детей остается сегодня гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития детей. Система дополнительного образования детей выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, реабилитирующую, компенсаторную, профилактическую функции.

Инновационные процессы в системе дополнительного образования детей напрямую связаны с включением в практику учреждений дополнительного образования детей педагогических техно-

логий на основе информационно-коммуникативных технологий, когда учреждение расширяет свои коммуникативные связи, ищет пути сотрудничества с другими учреждениями, организациями, физическими лицами как в своём регионе, так и за его пределами.

Модернизация образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута самообразования человека на различных этапах его жизненного пути. Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована:

- на развивающиеся потребности личности, общества, государства;

- расширение пространства образования современных педагогов.

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, семинарах, методических днях и т. д.

Исходя из современных требований, в Центре туризма широко применяются информационно-коммуникативных технологии, что позволяет и динамично развиваться учреждению, и эффективно повышать свой профессиональный уровень конкретному педагогу.

Центр туризма имеет широкую сеть коммуникативных связей в пределах Брянской области, которая складывалась годами (см. приложение). Представленные здесь партнёры Центра - это, прежде всего, совместно реализованные проекты, это активное взаимодействие по решению важных социальных задач, это фор-

мирование новых направлений деятельности, это всё то, что позволяет качественно улучшать образовательный процесс в интересах детей и родителей.

Как же прослеживается эффективность применения информационно-коммуникативных технологий, коммуникативных связей в деятельности учреждения? Это можно рассмотреть на конкретных примерах.

Невозможно представить современное учреждение образования без своего собственного сайта. Наличие сайта в сети Интернет предоставляет родителям, детям, различным структурам, другим образовательным учреждениям возможность оперативно получать информацию о жизни учреждения, позволяет оперативно обмениваться информацией, способствующей повышению качества работы учреждения, с учётом пожеланий социума. Сайт становится источником информации учебного, методического и воспитательного характера, т. е. своего рода источником повышения профессионального мастерства педагогов. И что очень ценно, появляются новые коммуникативные связи, партнёры, взаимодействие с которыми способствует изучению и применению чужого опыта в деятельности Центра туризма.

Очень важно, чтобы сайт систематически информационно пополнялся и совершенствовался, иначе он потеряет своё функциональное назначение и не будет выполнять свои образовательные задачи.

Сайт Центра туризма г. Брянска существует с 2007 года и считается одним из лучших в системе дополнительного образования среди Центров туризма в России.

Взаимодействие Центра туризма с различными заинтересованными общественными организациями - это один из путей, который позволяет частично решать вопрос с подготовкой туристских кадров на местах, даёт финансовую возможность участия воспитанников во Всероссийских туристских мероприятиях, повышает профессиональный уровень педагогов.

С 2007 года, благодаря сотрудничеству Центра туризма с молодежным общественным движением «Наши», в Брянске начала работу «Школа инструкторской подготовки». Пройдя обучение, участники школы получают удостоверение «Инструктор детско-юношеского туризма», и у них появляется возможность работать в туристских палаточных лагерях, грамотно осуществлять по-

ходную деятельность, принимать участие в судействе соревнований различного уровня.

С 2007 года данную школу прошли более 300 человек, в основном это студенты брянских вузов и ссузов, в том числе и воспитанники Центра туризма. Выпускники получили удостоверение «Инструктор детско-юношеского туризма».

Развитие коммуникативных связей нашего учреждения с общественными организациями, в том числе занимающимися работой с молодёжью, привели к участию наших педагогов и воспитанников во Всероссийском образовательном форуме «Селигер».

В 2007 году на Селигер работать инструкторами от г. Брянска поехали 48 выпускников «Школы инструкторской подготовки» и педагогов Центра туризма. Получен положительный опыт работы педагогов и в лагере «Большое Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро, и в других аналогичных проектах. Эта практика продолжается и в настоящее время и вызывает повышенный интерес у молодёжи и педагогов. Наши педагоги являются активными участниками образовательного форума «Селигер», имеют возможность пополнить свой педагогический, туристский опыт, «впитать» в себя новые формы и методы работы с молодёжью и соответственно применять полученный опыт в работе с детьми.

Положительный эффект работы на Селигере выразился в следующем:

- появились и уже успешно реализуются новые проекты в работе с детьми и молодёжью (массовые фестивали спортивного ориентирования и туризма);

- был дан толчок к активному созданию программ на соискание грантов во взаимодействии с различными структурами;

- начали реализовываться образовательные программы «Инструктор детско-юношеского туризма» на базе Брянского профессионально-педагогического колледжа, Брянского государственного университета, с ними подписаны договоры о сотрудничестве;

- повысился практический опыт педагогов в работе с разными социальными категориями детей, появился опыт в организации различных форм досуговой деятельности, сформировался навык работы с современными моделями туристского снаряжения, оборудования.

Процесс самообразования - процесс непрерывный, и задача руководителя учреждения - создать условия для мотивации педа-

гогов к повышению своего профессионального мастерства. С этой целью на протяжении многих лет Центром туризма организуются и проводятся выездные семинары по обмену опытом работы. Задачи семинаров: расширение партнёрских отношений в сфере детского и юношеского туризма и обмен опытом работы, знакомство с культурным наследием регионов России, Белоруссии.

Так, в 2010 году состоялся семинар по обмену опытом работы с центрами туризма, расположенными по знаменитому Золотому кольцу России. Педагоги посетили города Сергиев Посад, Александров, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Рыбинск, Мологу, Мышкин, Тутаев, Ярославль, Кострому, Плес, Иваново, Владимир, Рязань.

С 1 по 3 марта 2010 года коллектив Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Брянска посетил Белгородский и Курский областные центры детского и юношеского туризма и экскурсий. Белгородщина славится своими традициями по воспитанию спортсменов-ориентировщиков, неоднократных призеров чем-

ТЧ 1—1 О ^

пионатов России и Европы, организацией мероприятий российского уровня, а также успешной реализацией комплексных программ развития детско-юношеского туризма.

В октябре 2011 года состоялся выездной семинар по обмену опытом с центрами туризма Республики Беларусь. Сотрудники Центра смогли ознакомиться с формами работы и направлениями деятельности Республиканского центра туризма и краеведения учащейся молодежи (г. Минск), Гомельского государственного областного центра туризма и краеведения учащейся молодежи, Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи г. Бобруйска. Также участники семинара посетили мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс Хатынь, Несвижский и Мирский замки, Бобруйскую крепость и другие экскурсионные объекты Белоруссии.

Эти встречи создают условия для обмена наработанными методическими материалами, для осмысления собственного опыта работы педагога, работы учреждения, что влечёт за собой применение новых технологий, форм в образовательном процессе, совершенствование и разнообразие образовательных программ, появление новых направлений деятельности, в том числе новых экскурсионных маршрутов.

Приложение

В процессе повышения профессионального мастерства одним из главных, на наш взгляд, является личное активное участие самого педагога в видах деятельности, которым он обучает детей. Продолжая быть участником соревнований, походов, конкурсов, педагог не только поддерживает свою форму, но и вызывает повышенный интерес детей, которые увлечённо следят за выступлениями своего педагога, гордятся его успехами и равняются на него. Личный пример даёт лучший воспитательный эффект. И что немаловажно, руководитель учреждения способствует такой форме повышения квалификации педагогов.

Ежегодно в течение учебного года в Центре организуются и проводятся на протяжении многих лет велосипедные, водные, пешеходные, лыжные походы педагогов Центра. Это позволяет педагогам освоить новые туристские маршруты для работы с детьми, повысить практический опыт в туризме молодых педагогов, умение на практике работать с туристским снаряжением, опыт в отработке нестандартных ситуаций в походах. И как любой поход, это возможность общения с различными людьми, образовательными учреждениями, пополнение «копилки» краеведческих знаний и возможность сплотить педагогический коллектив.

В летний период проводятся походы за пределами Брянской области. Побывали наши педагоги на Северном и Западном Кавказе, в Карелии, Архангельской области, на Кольском полуострове, в Крыму.

Летом 2012 года совершён горный поход 3-й к. с. по центральному Тянь-Шаню, пешеходный поход 2-й к. с. по южному Уралу, велосипедный поход по Архангельской области.

Действующими спортсменами являются педагоги Центра: Е. В. Шувалов - КМС по спортивному туризму, С. И. Луговая -I разряд по спортивному туризму, Ю. В. Хохловский - КМС по спортивному ориентированию, Н. М. Гридина, Н. В. Стасишина -I разряд по спортивному ориентированию, Л. А. Паранговская, Н. В. Никулочкина, Н. В. Шестопалова, В. В. Шемяков, А. Н. Савин - участники походов 2-3-й категорий.

Динамично развиваться, идти в ногу со временем в системе дополнительного образования - это в том числе и создавать новые проекты, инициировать развитие различных направлений деятельности, совершенствовать и постоянно поддерживать высокий уровень профессионального мастерства педагогического коллектива и

соответственно качество образовательного процесса, ставить перспективные задачи развития учреждения и добиваться их решения. Надо использовать все возможности для развития учреждения. Одной из таких возможностей является участие нашего руководителя в ежегодном семинаре директоров Центров туризма России, организатором которых является федеральный Центр детско-юношеского туризма и краеведения. Благодаря активному и деятельному участию нашего директора в этих семинарах, стало возможным не только осветить деятельность нашего учреждения на уровне России, но и стать организаторами многих российских мероприятий в сфере детского туризма. Мероприятия российского уровня, которые организует Центр туризма на Брянской земле, дают мощный импульс не только для развития учреждения, конкретных педагогов, но и детского туризма в целом.

Центром туризма были организованы и проведены три мероприятия российского уровня.

В ноябре 2011 года состоялся туристский слёт учащихся городов-героев и городов, удостоенных звания «Город воинской славы», в которых приняли участие команды из 15 регионов России и команды Украины. Помимо большой соревновательной программы в рамках этого мероприятия прошли семинары-совещания по обмену опытом работы, появились новые адреса сотрудничества. Было спланировано и успешно осуществлено участие команды Центра туризма в выездных соревнованиях по спортивному туризму в Туле, Москве, Ельце.

В июле состоялся на Брянской земле туристский слёт учащихся Союзного Государства. Этот слёт, встреча и обмен опытом работы педагогов и воспитанников, занимающихся спортивным туризмом, ориентированием, из 32 регионов России и 6 регионов Белоруссии - это возможность «впитать» бесценный опыт лучших педагогов России и Белоруссии в области детского туризма, «отточить» организаторские способности, работоспособность всего педагогического коллектива, распространить опыт работы своего учреждения на уровне России, увидеть, изучить и применить в работе каждого педагога что-то новое, интересное, способствующее улучшению качества работы с детьми.

Наш коллектив стал инициаторам и соорганизатором соревнований по спортивному ориентированию «Российский азимут», которые наряду с «Лыжнёй России», «Кроссом Нации» входят в

тройку популярных массовых стартов России. Готовясь к этим соревнованиям, мы активно изучали опыт других регионов, общались с организаторами аналогичных соревнований из Орловской, Смоленской областей. И впервые на Брянской земле этот старт прошёл в мае этого года. Все воспитанники и педагоги Центра стали активными участниками этих соревнований, которые позволяют пропагандировать, популяризировать спортивное ориентирование как вид активного, доступного вида деятельности и, что немаловажно, семейного досуга. Ведь участником этого старта может стать любой человек независимо от возраста. И конечно, этот старт - возможность получить нашему учреждению опыт организации массовых стартов, ведь в аналогичных соревнованиях в других регионах России в них принимают участие более 1000 человек.

Реалии времени таковы, что, только развиваясь, только расширяя коммуникативные связи, только впитывая всё самое лучшее и передовое, только становясь инициаторами в реализации новых проектов и идей, можно рассчитывать на успех в работе учреждения и создании необходимых условий для постоянного роста качества образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.