Научная статья на тему 'Информационное право в системе отраслей права'

Информационное право в системе отраслей права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7823
729
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ОТРАСЛЬ ПРАВА / ИНСТИТУТ ПРАВА / DATA / DATA PROTECTION LAW / BRANCH OF LAW / INSTITUTE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алфёров Андрей Николаевич

Статья посвящена актуальной проблема понимания места информационного права в структуре национальной правовой системы Российской Федерации. Автор, проанализировав основные современные тенденции в области теоретического понимания информационного права приходит к выводу о возможности рассматривать информационное право как зарождающуюся отрасль российского права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Data protection law as the branch of jurisprudence

The burning issue of the article is the topical problem: place of data protection law in the legal system of Russian Federation. Having analyzed contemporary trends in the area of data protection law theoretical concept author claims, that it is possible to consider data protection law as arising branch of Russian law.

Текст научной работы на тему «Информационное право в системе отраслей права»

Вопросы теории и истории государства и права

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

© Алфёров А. Н., 2007

А. Н. Алфёров — аспирант

кафедры теории и истории государства и права

Юридического института ИГУ

Общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования, в высшей степени многогранны и весьма динамичны. Между ними не существует раз и навсегда установленных границ, и поэтому в практике правового регулирования, да и правоприменения тоже часто возникают проблемы разграничения предмета правового регулирования для целей отнесения той либо иной группы общественных отношений к конкретной отрасли права. Подобные проблемы имеют место и в отношении информационного права.

Анализируя место информационного права в российской правовой системе, необходимо отметить, что информационное право пока еще не относится к его ведущим, первичным отраслям. Оно является вторичной отраслью российского права, возникшей на стыке многих традиционных отраслей права в процессе развития информационных технологий и связанных с ними информационных отношений в обществе. В то же время информационное право — это самостоятельная отрасль права, а не его подотрасль или правовой институт. Самостоятельность данного права определяется наличием у него своего предмета правового регулирования, а также развитого законодательства в этой сфере.

Согласно господствующей в юридической науке точке зрения систему российского права образуют профилирующие, специальные и комплексные от-расли1. Базовые отрасли стоят над всей системой отраслей и характеризуются главными режимами, своим предметом регулирования и адекватным его природе методом регулирования. К профилирующим отраслям традиционно относят конституционное право, гражданское право, административное, уголовное, а также процессуальные отрасли.

Так как информационное право — это комплексная отрасль российского права, (понятие комплексных отраслей права было введено в научный оборот В. К. Райхером2). представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации, т. е. практически во всех областях человеческой деятельности, связанной с информацией или деятельностью в информационной сфере. Оно также тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и, прежде всего, с конституционным, гражданским, административным правом и теорией государства и права. Комплексными отраслями являются жилищное право, экологическое право и информационное право как объединяющая в предметной области регулирования однородная группа общественных отношений.

Комплексный характер информационного права проявляется в том, что многие его нормы выступают одновременно нормами других отраслей права. Так, например, закрепленная в Конституции норма о праве каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию

любым законным способом (ч. 4 ст. 29) является нормой информационного права, так как направлена на регулирование отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. В то же время она является нормой конституционного права, так как характеризует одно из важных конституционных прав личности. Аналогичный пример, в п. 4 ст. 4 «Закона о государственной тайне» содержит норму, согласно которой органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими. Эта норма относится к информационному праву в силу того, что регулирует правоотношения по поводу информации с особым правовым режимом (государственной тайны). Одновременно это и норма административного права, поскольку она характеризует полномочия органов государственного и муниципального управления в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Очевидна взаимосвязь информационного права с теорией государства и права, так как прослеживаются стадии становления новой отрасли права через призму истории происхождения права. Их взаимодействие и последствия являют пять стадий прохождения нового права через информационные революции:

Первое — это изобретение письменности, которое привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению. С этого момента само право как совокупность различных знаний начинает формироваться и реализовываться в обществе.

Второе — это изобретение книгопечатания, возможность тиражировать и распространять информацию, возрастание доступности для людей источников знаний. Вследствие этого прогрессивного процесса право вырабатывается в систему тех общеобяза-

тельных правил поведения, которые закрепляются в официальных правовых актах и обязательно поддерживаются силой государственного принуждения. Первые две стадии показывают, что право дано при рождении (свобода, справедливость, нравственные ценности), а закон, который вырабатывается этим правом, может быть правовым и неправовым. Идет утверждение идеи правовой государственности. Третье — это изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио. Все это позволило оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Этот период дает начало зарождению нового права информационного, где начинает возрастать роль информации, как средства воздействия на развитие общества, государства и права, появляется возможность оперативного общения людей между собой и массовое распространение сообщений и знаний на больших территориях.

Четвертое — это появление персональных компьютеров — создание сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. В период этой стадии новое право преобразовывается в систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере, тем самым, появляется предмет правового регулирования информационного права — информационные отношения, ответственность, правоотношения. Пятое — это формирование и развитие трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет), охватывающих все страны и континенты, трансформация всей правовой науки, зарождение новой учебной дисциплины — информационное право, которое не только поглощает все отрасли права изнутри, но и формирует новые институты права, такие как право интеллектуальной собственности, которое является основой правового регулирования информационных отношений, связанных с осуществлением свободы мысли и слова в литературном, художественном, научном и других видах творчества, а также информации, созданной в результате иной интеллектуальной деятельности. Институт интеллектуальной собственности в системе информационного права обеспечивает реализацию предписания основной конституционной информационной нормы «Каждый имеет

право свободно производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29). Данная стадия показывает переход личности, общества, государства и права в особое общество- информационное, не известное истории. В формирующейся системе информационного права развиваются различные важнейшие элементы (подотрасли), как правовые проблемы информационной безопасности, правовые проблемы виртуальной среды Интернет, электронный документооборот, правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации и т. д. Все это ведет к тому, что традиционные отрасли права начинают движение к изменению своего статуса вследствие прогресса информационных технологий, которые также составляют одну из частей развития информационного права. В системе информационного права развиваются институты и подотрасли: правовая информатика, компьютерное право, программное право, телекоммуникационное право и т. д. Все это показывает масштабность нового права. Так, в основе программного права лежат отношения, возникающие при создании, производстве, распространении употреблении программных продуктов для компьютеров3. В праве информатики — отношения, существующие в области информатики, науки, изучающей информацию, информационные процессы и информационные системы. В телекоммуникационном праве — это исследование общений в информационной сфере в системе те-лекоммуникаций4.

На данный момент в законодательстве Российской Федерации около двух тысяч нормативно-правовых актов, связанных с информацией. Довольно остро встает вопрос о формировании информационного законодательства и кодекса, т. е. интегрированного закона, в котором будут объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие информационно-общественные отношения в информационной области. Проследим взаимосвязь информационного и гражданского права. Это предопределяется, прежде всего, тем, что нормы гражданского права лежат в основе регулирования института интеллектуальной собственности. Кроме того, гражданское законодательство регулирует так называемые «электронные правоотношения». Правовая защита информационных правоотношений осуществляется не только

собственно информационно-правовыми, но и административно-правовыми, гражданско-правовыми и уголовно-правовыми средствами. Также можно найти точки пересечения информационного права с финансовым, уголовным, трудовым и другими традиционными (текущими) отраслями права. Если предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу информации или производных от нее продуктов, имеющих экономическую форму товара, а участники этих отношений имеют возможности выбора вариантов своего поведения, мы можем говорить о гражданско-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации. Если же предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, направленной на сертификацию информационных систем и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов, а участники этих отношений подчиняют свое поведение императивным указаниям, следует говорить об административно-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации.

Информация существует по особым объективным законам природы и человеческого бытия, поэтому отличается специфическим режимом правового регулирования, не всегда основанным на равенстве участников информационных отношений и товарно-денежном характере этих отношений. Тут следует рассмотреть метод правового регулирования в информационном праве, под которым понимаются способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения5. Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании, распоряжении, повелении, запрете или дозволении. В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Поскольку информация сопро-

вождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.

В информационном праве применяются диспозитивные методы, т. е. при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т. п. Этот метод основан на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные отношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам. Также в информационном праве действует метод императивного регулирования информационных отношений. Это использование властеотношений («команда-исполнение») отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон, строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах предоставленных законом полномочий)6. Существуют сочетания убеждения и принуждения, так же позитивное обязывание — действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей. Так как информационное право как новая научная дисциплина только формируется, вследствие этого невозможно точно дать ответ на вопрос, какой же метод преобладает, но возможно предположить, что все-таки доминирует императивный метод, который применяется, например, при осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и информационных систем, при регулировании информационных отношений в области массовой информации, при решении органами государственной власти и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в

информационной сфере, при формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества.

И. Л. Бачило определяет роль и место информационного права в системе права Российской Федерации следующим образом. «Информационное право — совокупность доктринальных положений юридической науки, правовых норм РФ, образующих самостоятельный массив национального права, норм международного законодательства, а также состояние правового сознания субъектов права в области информационной деятельности и отношений, связанных с информационными ресурсами, функционированием информационных систем и сетей в условиях применения современных информационных технологий, направленных на обеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества в целом, обеспечение адекватной реакции юридической системы на нарушение установленных законодательством правил в области информации и инфор-матизации»7.

Можно сделать свой следующий вывод: информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли, его нормы регулируют специфические группы информационных отношений, составляющих обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования. Е

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Алексеев С. С. Право: Азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 44—46.

2 Городов О. А. Информационное право : учебник. М., 2007. С. 28.

3 Батурин Ю. М. Телекоммуникации и право — вопросы стратегии. Центр «Право и СМИ». Сер. «Журналистика право». Вып. 26.

4 Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 1991. С. 172.

5 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 295.

6 Копылов В. А. Информационное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 101.

7 Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права РФ // Государство и право. 2001. № 2. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.