Научная статья на тему 'Партийное право в системе российского права'

Партийное право в системе российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
586
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПАРТИЙНОЕ ПРАВО / ОТРАСЛЬ ПРАВА / ПОДОТРАСЛЬ ПРАВА / ИНСТИТУТ ПРАВА / ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгих Федор Игоревич

В статье рассматривается место партийного права в системе российского права, его предмет и метод, анализируются точки зрения по данному вопросу, существующие в отечественной юридической литературе. Автор приходит к выводу, что партийное право следует рассматривать в качестве подотрасли конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTY LAW IN THE SYSTEM OF RUSSIAN LAW

The article covers the place of the party law in the system of Russian law, its subject matter and method that analyzes point of view on this issue that exist in the Russian legal literature. The author comes to the conclusion that the party law should be considered as a sub-constitutional law.

Текст научной работы на тему «Партийное право в системе российского права»

I. ПРАВО

1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

1.1. ПАРТИЙНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Долгих Федор Игоревич, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой Теории и истории государства и права

Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

[email protected]

Аннотация: В статье рассматривается место партийного права в системе российского права, его предмет и метод, анализируются точки зрения по данному вопросу, существующие в отечественной юридической литературе. Автор приходит к выводу, что партийное право следует рассматривать в качестве подотрасли конституционного права

Ключевые слова: Политические партии, партийное право, отрасль права, подотрасль права, институт права, предмет правового регулирования, метод правового регулирования

PARTY LAW IN THE SYSTEM OF RUSSIAN LAW

Dolgikh Fedor I., candidate of historical sciences, assistant professor, head of the Chair of Theory and history of state and law

Work place: Moscow Synergy University

[email protected]

Annotation: The article covers the place of the party law in the system of Russian law, its subject matter and method that analyzes point of view on this issue that exist in the Russian legal literature. The author comes to the conclusion that the party law should be considered as a sub-constitutional law

Keywords: political parties, the party law, branch of law, sub-branch of law, Institute of law, the subject of legal regulation, method of legal regulation

В современную эпоху наблюдается интенсивно протекающий процесс развития общественных отношений. Наиболее значимые из них требуют правового регулирования. Не стали исключением и общественные отношения, связанные с участием граждан в создании и деятельности политических партий. Возрастающее значение политических партий потребовало их правовой институционализации1. В послевоенный период в ряде стран были приняты специальные законы о политических партиях, а на рубеже XX и XXI веков правовое регулирование деятельности политических партий, осуществляемое в тех или иных формах, стало характерным для большинства государств мира. Не стала исключением и Россия. И по мере развития отечественного законодательства о политических пар-

1 Блинкова Н.Ю. Политические партии как необходимый элемент политической системы общества (на примере российской Федерации и Федеративной Республики Германии)// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 1. С. 48.

тиях2 в лексиконе представителей юридической науки и юристов-практиков все чаще стал употребляться новый термин - «партийное право», а вслед за этим -и его осмысление с точки зрения юридической науки.

Появление концепций о формировании партийного права, или права политических партий, вызвано происходящим расширением объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий3. В литературе под партийным правом обычно понимается «совокупность норм, санкционированных государством (законы, судебные решения) и регулирующих порядок формирования, внутренней организации и функционирования политических партий»4.

Отдельные авторы - например, польский конституционалист М. Соболевский - уже признают партийное право в качестве самостоятельной отрасли национального права5. В отечественной же юридической науке содержатся более осторожные оценки. Существует мнение, что с позиций российской правовой системы нет достаточных оснований для выделения партийного права в самостоятельную отрасль, так как правовое регулирование отношений, связанных с образованием, организацией и функционированием политических партий осуществляется преимущественно нормами конституционного права6.

Ю.А. Юдин рассматривает «партийное право» как подотрасль конституционного права - подобно избирательному и парламентскому праву. Специфику «партийного права» Ю.А. Юдин усматривает в том, что по своему характеру оно является комплексным, так как «отношения, составляющие предмет регулирования, регулируются не только конституционно-правовыми, но и иными нормами (например, относящимися к порядку приобретения и утраты партиями легального статуса, их финансовой деятельности)»7. С

2 Подробнее об эволюции отечественного законодательства о политических партиях: Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика: монография. М.: Маркет ДС, 2010. С. 22-39; Долгих Ф.И. Эволюция законодательства о политических партиях России в дореволюционный период и в первые годы Советской власти (1905—начало 1920-х гг.) // Пятый Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества». МФПА. Сборник тезисов докладов. Часть 2. - М.: РВ-Принт, 2010. С. 250-252.

3 Курочкин А.В. Особенности правовой институционализации политических партий// Ученые записки Казанского Государственного Университета. Гуманитарные науки. Казань, 2008. Том 150. Кн. 5. С. 42.

4 Ерыгина В.И. Политические партии как институт парламентаризма (из истории политико-правовой мысли России конца XIX - начала XX вв.): монография. Белгород, 2013. С. 88.

5 Ерыгина В.И. Политические партии как институт парламентаризма (из истории политико-правовой мысли России конца XIX - начала XX вв.): монография. Белгород, 2013. С. 97.

6 Курочкин А.В. Правовая институционализация партий и концепции партийного права// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 6. С. 52.

7 Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государ-

стве. М., 1998. С. 18.

ПАРТИЙНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

подобной трактовкой соглашаются А.Х. Саидов и А.В. Курочкин9.

В то же время, идея выделения партийного права в отдельную подотрасль разделяется далеко не всеми. Исходя из того, что в основе деления системы права на отрасли, институты и правовые нормы лежит общность предмета и метода правового регулирования, а в основе деления на отрасли законодательства -только общность предмета правового регулирования, С.Е. Заславский считает, что отсутствие единого метода правового регулирования вопросов, определяющих порядок создания и деятельности политических партий, а также неоднородность правоотношений, связанных с созданием политической партии, ее участием в выборах, парламентской и финансово-хозяйственной деятельностью, не дают достаточных оснований для утверждений о формировании партийного права как отрасли и даже как подотрасли конституционного права. Признавая высокую степень согласованности и системной взаимосвязи правовых норм, в своей совокупности образующих правовую базу регулирования политических партий, С.Е. Заславский считает, что подобная согласованность обеспечивается главным образом за счет общности предмета правового регулирования и субъективной воли законодателя. Вместе с тем, по мнению данного автора, «наличие дифференцированной системы правовых норм, отличающихся высокой степенью субординации, и скоординиро-ванности ее компонентов позволяет рассматривать законодательство о партиях как особую подотрасль законодательства об общественных объединениях -комплексной отрасли законодательства, сложившейся на основе сочетания норм административного, гражданского и конституционного законодательства - при безусловном доминировании последних»10. О конституционно-правовой природе партийного права говорит и Ж.И. Овсепян, а основные принципы партийного права, по ее мнению, «являются неотъемлемой частью конституции»11. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин, вводя в научный оборот понятие «право общественных объединений и политических партий», рассматривают его в качестве комплексного правового института, тесно соприкасающегося с внутриорганизационным правом общественных объединений12.

Компромиссную позицию высказывает В.И. Ерыгина. Признавая состоявшимся становление партийного права как комплексного правового института конституционного права, данный автор отмечает, что указанный комплексный правовой институт находится на стадии перерастания в подотрасль13.

8 Саидов А.Х. Формирование партийного права//Политика и общество. 2007. № 2. С. 5.

в Курочкин А.В. Особенности правовой институционализации политических партий// Ученые записки Казанского Государственного Университета. Гуманитарные науки. Казань, 2008. Том 150. Кн. 5. С. 42.

10 Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 25-26.

11 Овсепян Ж.И. Конституция Российской Федерации как основа формирования политических партий и осуществления партийно-политических проектов//Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 31.

12 Конституционное право России: Учебник/ Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург, 2001. С. 28-29.

13 Ерыгина В.И. Политические партии как институт парламентаризма (из истории политико-правовой мысли России конца XIX - начала XX вв.): монография. Белгород, 2013. С. 88.

Для решения вопроса о месте и роли партийного права в системе российского права принципиальное значение имеет разграничение понятий отрасли, подотрасли и института права. Под отраслью права обычно понимается:

- «совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений»14;

«совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный род общественных отношений»15,

- «основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область отношений»16.

Подотрасль рассматривается как:

- «крупная составляющая части отрасли права, объединяющая группу однородных правовых институтов»17,

- « объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права»18.

Под институтом права понимается:

- «совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений»1 ,

- «основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений»20.

В литературе отмечается условность границы между институтом права и подотраслью права, и поэтому «одни и те же группы норм различные авторы относят то к институтам, то к подотраслям конституционного права»21.

В качестве критериев разграничения института и подотрасли конституционного права в литературе рассматривается однородность регулируемых общественных отношений. При этом «для правового института характерна более глубокая специализация, относительно узкий по сравнению с подотраслью круг регулируемых общественных отношений. Соответствующую специализацию обеспечивают как специфика предмета, так и особенности применения метода (методов) регулирования конституционно-правовых отношений» 2.

Кроме того, систему права следует рассматривать не только в статике, но и в динамике. Необходимо учитывать, что по мере развития права, усложнения системы общественных отношений система права и ее составляющие также претерпевают изменения. Не является исключением и отрасль конституционного права. Поэтому «в процессе развития это отрасли права отдельные институты могут трансформироваться в подотрасли»23. В литературе в качестве критерия раз-

14 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. М., 2006. С. 56135.

15 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2005. С. 430-431.

16 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007. С. 235.

17 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2005. С. 431.

18 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007. С. 234.

1в Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2005. С. 430.

20 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007. С 233.

21 Институты конституционного права (отв. ред. д.ю.н., проф. Л.В. Андриченко, д.ю.н., проф. А.Е. Постников). - М., 2013//Справочная правовая система «Гарант».

22 Институты конституционного права (отв. ред. д.ю.н., проф. Л.В. Андриченко, д.ю.н., проф. А.Е. Постников). - М., 2013//Справочная правовая система «Гарант».

23 Институты конституционного права (отв. ред. д.ю.н., проф. Л.В.

Андриченко, д.ю.н., проф. А.Е. Постников). - М., 2013//Справочная

правовая система «Гарант».

граничения подотрасли от института рассматривается перспектива развития. Для подотрасли такой перспективой выступает формирование самостоятельной отрасли права24.

Критериями деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается «совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права»25. Под методом правового регулирования - «способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей»26. Традиционно выделяются два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный27. Первый из них именуют также авторитарным, или методом властных предписаний, а второй - методом автономии.

С.Е. Заславский сформулировал предмет правового регулирования политических партий, рассматривая в качестве такового «общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан на объединения, порядок создания, деятельности, ликвидации и реорганизации политических партий»28.

По мнению А.Х. Саидова, нормами партийного права регулируются следующие вопросы:

- место и роль политических партий в политической системе, их взаимодействие с государственными органами и институтами гражданского общества (негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации);

- порядок образования, функционирования, приостановления и прекращения деятельности политических партий;

- цели и задачи, права и обязанности, а также функции политических партий;

- идеология (программа, директивы, устав) и организационное строение политических партий;

- уставная, парламентская, предпринимательская и иная деятельность политических партий;

ч 29

- международная деятельность политических партии29.

Позиция А.Х. Саидова мало отличается от взгляда

на данный вопрос С.Е. Заславского, который к сфере правового регулирования деятельности политических партий относит:

- права и обязанности политической партии;

- функции партии, формы и методы осуществления партией политической деятельности;

- организационное устройство партии;

- порядок образования и прекращения деятельности партии;

- основания и порядок участия партии в выборах и в деятельности государственных органов;

- финансовую, хозяйственную и предпринимательскую деятельность партии;

- взаимоотношение партии и государственных органов, непартийных общественных объединений и иных организаций;

- международные связи партии;

- идеологическую и агитационную деятельность партии30.

24 Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. М., 2006. С. 193-195.

25 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. М., 2006. С.

56266.

26 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. М., 2006. С. 5677.

27 Зарецкий А.М., Долгих Ф.И. Теория государства и права. Учебник. Под ред. Долгих Ф.И. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. С. 138.

28 Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 17.

29 Саидов А.Х. Формирование партийного права//Политика и общество. 2007. № 2. С. 5.

По нашему мнению, отдельным пунктом следует выделить осуществление государственного контроля за деятельностью политической партии. Не исключено, что в ближайшем будущем получит законодательное закрепление и общественный контроль. Первоначально в проекте Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» к числу объектов контроля были отнесены и некоммерческие организации - в частности, в части использования средств федерального бюджета31. Вследствие чего объектом общественного контроля становились бы политические партии, получающие государственное финансирование. Но в процессе работы над законопроектом данное положение было исключено. Более того, одним из принципов, нашедшим отражение в законе, стала недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий32. Хотя, учитывая тенденции развития законодательства в сфере общественного контроля, представляется вполне вероятным нормативное закрепление возможности осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий.

Основным методом правового регулирования в партийном праве является императивный. Данный метод проявляется в установлении обязывающих и запрещающих норм33. В то же время, С.Н. Братановский и Д.В. Развеев считают, что «Специфика применения императивных норм заключается в необходимости обеспечения баланса между государственным регулированием деятельности политических партий и их са-морегулированием»34. В литературе существует точка зрения, что использование императивных норм применительно к деятельности политических партий является наиболее продуктивным «в тех случаях, где эта деятельность смыкается со сферой публичных правоотношений... В то же время неправомерное применение императивных норм. может привести к огосударствлению политических партий, установлению идеологического монизма и политической монопо-лии»35. Поэтому рядом авторов разделяется точка зрения, что помимо императивного применяются также методы дозволения, автономии и равноправия сторон, поощрительный и рекомендательный методы36. Преимущественно диспозитивным методом регулируется участие политических партий в гражданско-правовых отношениях, связанных, в частности, с осуществлением хозяйственной деятельности. Хотя здесь присутствует и императивный метод, причем в гораздо большей мере по сравнению с рядом иных хозяйству-

30 Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 18.

31 Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития общественного контроля в России//Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 14.

32 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

33 Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М., 2003.С. 19-22.

34 Братановский С.Н., Развеев Д.В. Административно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в Российской Федерации. Монография. М., 2012. С. 25.

35 Братановский С.Н., Развеев Д.В. Административно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в Российской Федерации. Монография. М., 2012. С. 26; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М., 1994. С. 169.

36 Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 19-22.

ПАРТИЙНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ющих субъектов. Это проявляется, в первую очередь, установлением запрета на заключение политической партией и ее структурными подразделениями сделок с иностранными государствами и иностранными юридическими лицами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента и др.37.

При решении вопроса о месте партийного права принципиальное значение имеет двойственность природы политических партий. С одной стороны, политические партии можно рассматривать как институт гражданского общества, т.е. как структурный элемент сферы частных отношений, с другой - как часть государственно-властной машины38. С одной стороны, в партийном праве присутствует публично-правовое содержание, с другой - частноправовое - в силу того, что политическая партия является корпоративным образованием39, юридическим лицом и в этой связи подпадает и под действие норм гражданского права. Политическая партия самостоятельно определяет свою идеологию, внутреннюю структуру - конечно же при соблюдении установленных законом базовых требований. Двойственность природы политической партии не дает оснований считать ее лишь в качестве института конституционного права и позволяет рассматривать совокупность норм, регулирующих деятельность политических партий, как нечто большее - в качестве подотрасли. В советское время не существовало таких подотраслей конституционного права, как избирательное право и парламентское право, а сейчас это стало реальностью. Тем более, что по вопросу признания того же избирательного права в качестве подотрасли также нет однозначного мнения. Так, часть авторов считает избирательное право подотраслью конституционного (государственного) права40, другая часть - лишь институтом конституционного права41.

Поэтому партийное право имеет такое же право на существование, как избирательное и парламентское право, и его следует рассматривать наряду с избирательным и парламентским правом в качестве подотрасли конституционного права. Данная подотрасль, подобно другим подотраслям конституционного права, включает ряд правовых институтов - такие, как институт создания политических партий, институт регистрации политических партий, институт ликвидации политических партий, институт приостановления деятель-

37 Пункт 4.1 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

38 Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России//Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6. С. 3-4.

39 Савченко О.Г. О корпоративной сущности политических партий/Юридический мир. 2010. № 12. С. 28.

40 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Учеб. пособие/ Под ред. д.ю.н. Ю.А. Веденеева. М., 2001; Князев С.Д. Российское избирательное право. Учебник. Владивосток, 2001; Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ В.О. Лучин и др.; под ред. В.О. Лучина. М., 2008.

41 Колюшин Е.И. Конституционное право России. М., 2006; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006; Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. М., 2008; Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/Под общ. ред. Чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина и др. М., 2006.

ности политических партий, институт финансирования политических партий и др.

В качестве предмета партийного права следует рассматривать общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии, порядком создания, государственной регистрации, осуществления, приостановления и прекращения деятельности политических партий. Основным методом правового регулирования в партийном праве является императивный. При этом также присутствует и диспозитивный метод, например, при регулировании отношений, связанных с хозяйственной деятельностью политических партий. Сочетание императивного и диспозитивного методов в значительной мере обусловлено двойственностью природы политических партий.

Осознание необходимости выделения партийного права в подотрасль будет происходить по мере возрастания роли политических партий.

Список литературы:

1. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М., 1994.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006.

3. Блинкова Н.Ю. Политические партии как необходимый элемент политической системы общества (на примере российской Федерации и Федеративной Республики Германии)// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 1.

4. Братановский С.Н., Развеев Д.В. Административно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в Российской Федерации. Монография. М., 2012.

5. Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика: монография. М.: Маркет ДС, 2010.

6. Долгих Ф.И. Эволюция законодательства о политических партиях России в дореволюционный период и в первые годы Советской власти (1905—начало 1920-х гг.) // Пятый Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества». МФПА. Сборник тезисов докладов. Часть 2. - М.: РВ-Принт, 2010.

7. Ерыгина В.И. Политические партии как институт парламентаризма (из истории политико-правовой мысли России конца XIX - начала XX вв.): монография. Белгород, 2013.

8. Зарецкий А.М., Долгих Ф.И. Теория государства и права. Учебник. Под ред. Долгих Ф.И.М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015.

9. Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М., 2003.

10. Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России/Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6.

11. Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ В.О. Лучин и др.; под ред. В.О. Лучина. М., 2008.

12. Институты конституционного права (отв. ред. д.ю.н., проф. Л.В. Андриченко, д.ю.н., проф. А.Е. Постников). - М., 2013 //Справочная правовая система «Гарант».

13. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Учеб. пособие/ Под ред. д.ю.н. Ю.А. Веденеева. М., 2001.

14. Князев С.Д. Российское избирательное право. Учебник. Владивосток, 2001.

15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006.

16. Колюшин Е.И. Конституционное право России. М., 2006.

17. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/Под общ. ред. Чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая,

д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина и др. М., 2006.

18. Конституционное право России: Учебник/ Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург, 2001.

19. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. М., 2006.

20. Курочкин А. В. Особенности правовой институционали-зации политических партий// Ученые записки Казанского Государственного Университета. Гуманитарные науки. Казань, 2008. Том 150. Кн. 5.

21. Курочкин А.В. Правовая институционализация партий и концепции партийного права// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 6.

22. Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития общественного контроля в Рос-сии//Административное право и процесс. 2014. № 10.

23. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. М., 2006.

24. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. М., 2008.

25. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007.

26. Овсепян Ж.И. Конституция Российской Федерации как основа формирования политических партий и осуществления партийно-политических проектов//Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11.

27. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2005.

28. Савченко О.Г. О корпоративной сущности политических партий//Юридический мир. 2010. № 12.

29. Саидов А.Х. Формирование партийного права//Политика и общество. 2007. № 2.

30. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.

ского права» представляет научный интерес и соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Кандидат юридических наук, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Иванов Дмитрий Владимирович

ОТЗЫВ

на статью Долгих Федора Игоревича «Партийное право в системе российского права» В настоящее время проблемы правового регулирования деятельности политических партий приобрели особую значимость. Изменения в отечественном законодательстве в 2012 г., в результате которых требования, предъявляемые к политическим партиям, были существенно смягчены, вызвали более чем одиннадцатикратный рост их количества. А это, в свою очередь, способствовало росту научного и практического интереса к различным аспектам их функционирования, и прежде всего - аспектам правового характера.

Статья Долгих Ф.И. посвящена месту партийного права в системе российского права и представляет интерес как с точки зрения теории государства и права, так и конституционного права. В современной юридической науке существует множество различных взглядов относительно понятий отрасли, подотрасли и института права. Учитывая плюрализм научных подходов, прийти к единому мнению, где проходит грань между отраслью и подотраслью, подотраслью и институтом, достаточно сложно. При рассмотрении вопроса о месте и роли партийного права в системе российского права следует учитывать такое свойство права, как динамизм. Общественные отношения постоянно развиваются и усложняются, и данное обстоятельство обуславливает необходимость изменений и в структуре права. Поэтому представляется вполне обоснованной точка зрения Долгих Ф.И. о том, что партийное право следует рассматривать в качестве подотрасли конституционного права - наравне с избирательным и парламентским правом. Вполне обоснованным представляется сделанный Долгих Ф.И. акцент на двойственную природу политических партий, что обусловливает присутствие в партийном праве как публично-правового, так и частноправового содержания. Сформулированные автором выводы опираются на анализ различных подходов, изложенных в исследованиях по данной проблеме, что свидетельствует о глубокой проработке автором изучаемой темы.

С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что статья Долгих Ф.И. «Партийное право в системе россий-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.