Вопросы теории и истории государства и права
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
© Алфёров А. Н., 2007
А. Н. Алфёров — аспирант
кафедры теории и истории государства и права
Юридического института ИГУ
В современном мире происходит процесс формирования информационного общества, в котором информация становится важнейшим фактором развития и благосостояния. Движущей силой развития является теперь производство информационного, а не материального продукта. Материальный продукт становится более информационноемким, что означает увеличение доли инноваций. Информационный ресурс встает в один ряд с такими важнейшими ресурсами, как природные, финансовые и др. Переход из индустриального общества в постиндустриальное — информационное обусловлен технологической революцией, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных технологий, интеграция информационных ресурсов, развитие мобильной связи, вызывающие системные изменения в обществе. Одной из главных характеристик информационного общества является рост количества оцифрованных информационных ресурсов, свободный доступ к Интернету и распространение информации.
Характерные черты информационного общества:
1) главной формой развития становится информационная экономика;
2) формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
3) информационная технология приобретает глобальный характер, охватывает все сферы социальной деятельности человека;
4) приоритет информации по сравнению с другими ресурсами.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
1) огромное влияние средств массовой информации на общество;
2) разрушение частной жизни людей и организаций информационными технологиями;
3) появление такого заболевания, как «киберболезнь», которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности.
Поэтому многим людям будет трудно адаптироваться в среде нового общества. Возникнет опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены — ученым.
Благодаря свободному выходу личности в информационное «бытие» на всех уровнях — от глобального до локального, формируется новый тип мышления, вследствие чего человек освобождается от рутинной интеллектуальной работы, тем самым проявляется ориентация на информационное саморазвитие и самообучение, что, естественно, кардинально изменит традиционное образование, последствия которого трудно предсказать.
Информатизация общества должна быть «слита» с процессом социальной интеллектуализации, который существенно повысит творческий потенциал личности и ее информационной среды. И поэтому роль информационного права в обществе XXI века переоценить трудно. По сути дела это право составляет его фундамент. А поскольку в информационном обществе практически отсутствуют географические и политические границы, а также временные рамки и часовые пояса, то информационное право, как отображение такого общества, должно строиться, главным образом, на нормах международного права, регулирующих основные группы информационных отношений на межгосударственном уровне. В июле 2000 г. в Окинаве государства большой «восьмерки» приняли Хартию Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения стран в такое общество. Провозглашены основные положения, которые страны будут применять при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. Тем самым, руководители этих государств отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. В Хартии выделяется четыре раздела: использование возможностей цифровых технологий; преодоление электронно-цифрового разрыва; содействие всеобщему участию; дальнейшее развитие1. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей. Усилия международного сообщества должны быть направлены на развитие «нового» общества, где главной стратегией должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех, создание прозрачности политики государств. Мобилизация знаний и ресурсов в этой области — необходимое условие для решения поставленных задач. Необходимо создание и укрепление нормативной базы, где информационное право составляет нормативную базу информационного общества, его дальнейшее развитие, подготовку специалистов в новой информацион-
но-нормативной сфере, продвижение международного сотрудничества.
Обостряются проблемы в связи с развитием «глобальной паутины» Интернет. Отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (в области реализации прав граждан на информацию, предотвращение распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни)2. Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано. Основные вопросы, нуждающиеся в скорейшем нормативном урегулировании проблем отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области это: определение государственной политики в отношении развития глобальной информационной сети, решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета, определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через средства обмена, обеспечение свободного доступа и условий подключения к Сети государственных органов, а также библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы, создание нормативных условий для электронного документооборота, действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые накапливаются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в сети, обеспечение информационной безопасности (предотвращение распространения компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации), обеспечение нор-
мативной базы для электронной коммерции, признание юридической силы со сделками, определение порядка производства электронных платежей.
Не будет теоретических разработок — не будет качественного регулирования отношений в этой сфере. Ученые-правоведы всего мира озабочены разрешением правовых проблем в Интернете.
Очевидно, что в период перехода к условиям информационного общества огромное значение имеют вопросы его правового обеспечения. Необходимо иметь надежное и качественное регулирование отношений в информационной сфере, в том числе и в трансграничных информационных сетях. К сожалению, право отстает от темпов внедрения новых информационных технологий во многие сферы человеческой деятельности. Возникает проблема формирования правовой базы информационного общества, основу которой составляет информационное право — новая комплексная отрасль права, регулирующая отношения в информационной сфере. Россия имеет возможность внести свой большой вклад в формирование и становление информационного права в международном масштабе. В России нет четко сформированной государственной политики перехода к информационному обществу и развития информационного права — и это на фоне мощнейшей интеграции корпораций Интернет и СМИ в США и других странах.
Сегодня во многих работах обсуждаются проблемы информационного права (федеральный журнал «Информационное право»). Проблемы, которые ставятся — это само понятие «информационное право», структура и состав информационного права, его предмет и метод, роль информационного права в жизни личности, общества, государства. Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина, как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Информационное право опирается на институты массовой информации, институт документированной информации, институты информации ограниченного доступа и использует хорошо из-
вестные институты права (например, институты интеллектуальной собственности). В целом, информационное право рассматривается как комплексная отрасль права, имеющая свой особый предмет правового регулирования — информационные отношения; свои принципы регулирования этих отношений, базирующиеся на особенностях и юридических свойствах информации и использующая весь спектр традиционных методов правового регулирования публичного и частного права. Естественно, что в правовой системе большинство информационных систем являются системами управления, следовательно, для исследования системы информационного права как системы правового регулирования информационных отношений удобно применять методы кибернетики — науки, изучающей процессы управления в живых организмах и технических системах. Метод единства прямой и обратной информационных связей играет огромную роль в информационно-правовой деятельности. Этот термин и его модификации применяются в федеральном законе «О средствах массовой информации» и во многих других нормативно-правовых актах. Пора переходить к исследованию системы информационного права в комплексе, изучать его структуру и состав, определять его предмет и методы правового регулирования, место в структуре отраслей права.
Сегодня сформирован значительный массив источников информационного права — федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актов других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Известны информационные права и свободы Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (см. ст. 12, 18, 19, 26 и 27 Декларации). Видное место информационные права и свободы занимают в Конституции РФ 1993 г. (ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, ст. 42, 43, 44, п. г) ст. 84, 90, ст. 102, 103, 104, 105, 106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115).
Основополагающая информационно-правовая норма Конституции РФ — это ч. 4 ст. 29. Отрасль «информационное право» как бы «произрастает» из основных инфор-
мационных прав и свобод Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина и Конституции РФ. Информационно-правовые нормы Конституции РФ, выражающие их, представляют собой фундамент, на котором и строится эта отрасль права и ее основной источник — информационное законодательство. Однако нередко не хватает теоретико-правовых разработок для эффективного регулирования отношений в информационной сфере нормами этих актов. Основной предмет правового регулирования информационного права — информационные отношения, т. е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации. Информационные отношения — это те общественные отношения, которые возникают в связи с информационными процессами. Информационные отношения составляют основной предмет его правового регулирования. Информационно-правовые нормы Конституции РФ, выражающие их, представляют собой фундамент, на котором и строится эта отрасль права. Право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Осуществление же права каждого искать и получать информацию возлагает на определенные группы субъектов обязанность производить, собирать, аккумулировать и распространять такую информацию. В то же время, право на информацию не означает вседозволенности. Мало того, информационно-правовые нормы Конституции РФ защищают личность от вмешательства в ее жизнь, они также защищают информацию определенного вида от несанкционированного доступа (например, государственная тайна охраняется законом).
Объектом рассмотрения в правовой системе должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном оборотах и по поводу которой или в связи с которой возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. Термин «информация» широко используется российским законодателем. Информация — это основной объект правоотношений информационного права. Информация как объект правоотношений давно вошла в ме-
ждународное право. «Информация — это информация, а не энергия и не материя», — говорил отец кибернетики американский ученый Н. Винер3. С. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет информацию как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах или как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо4. При исследовании информации как основного объекта правоотношений целесообразно применять методы правовой информатики — науки, изучающей информацию, информационные процессы и информационные системы в правовой сфере. Массовая информация, информация о гражданах (персональные данные), конфиденциальная информация, реклама, документированная информация (документ), архивный документ, информационные ресурсы, архив, библиотека, информационные продукты (продукция), информационные услуги. Информация активно используется в системах гражданского и публичного права и как объект самостоятельного оборота, и как доказательственное средство в отношениях между субъектами. Информация может классифицироваться по разным основаниям, однако основными можно считать два: а) по роли, в которой информация выступает в правовой системе — правовая и не правовая информация и б) по ограничению доступа к информации — открытая информация и информация ограниченного доступа. Для включения информации в оборот, для решения вопросов так называемой информационной собственности необходимо изучать юридические свойства информации. Именно особенности и юридические свойства информации определяют ее как объект правоотношений. Они проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных, в том числе, и в Конституции РФ. К ним относятся следующие свойства информации: 1) физическая неотчуждаемость информации (знания неотчуждаемы). Исходя из этого при передаче информации от одного лица к другому процедура отчуждения носителя с информацией должна сопровождаться передачей прав на ее использование и информация должна передаваться вместе с этими правами; 2) обособляемость информации. При включении в оборот информация всегда овеществляется в виде символов,
знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него;
3) информационная вещь (информационный объект), основанная на двуединстве информации и материального носителя;
4) тиражируемость (распространяемость) информации. Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания; 5) организационная форма (документ (подлинник, копия), массив (база) данных (документов), библиотека, фонд документов, архив и т. п.).
Это свойство позволяет относить к информационным вещам (информационным объектам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.
Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Тем самым возраста-
ют новые опасности для мирового сообщества, а именно: человечество сейчас находится между двумя типами жизнеустройства. И нас усиленно тянут к тому берегу, где манипуляция сознанием становится главным и почти тотальным средством господства, так что некоторое время спустя перед нами вообще исчезнет проблема выбора и борьбы. Поэтому информационное право должно стать на защиту личности, чести и достоинства. Только постоянное развитие этой отрасли может стать на стражу нового века. Ш
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Копылов В. А. Информационное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 26.
2 Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики : учеб. пособие. М., 2008. С. 249.
3 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1956. С. 96.
4 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2007. С. 167.