Научная статья на тему 'Теоретические аспекты информационного права'

Теоретические аспекты информационного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1100
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ОТРАСЛЬ ПРАВА / ИНСТИТУТ ПРАВА / DATA / DATA PROTECTION LAW / BRANCH OF LAW / INSTITUTE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алфёров Андрей Николаевич

В статье анализируются проблемы теоретического понимания информационного права в рамках национальной российской системы права. Автор рассматривает существующие в современной науке теории государства и права подходы к пониманию информационного права и приходит к выводу о возможности рассматривать информационное право как зарождающуюся отрасль российского права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of data protection law

Theoretical aspects of data protection law within Russian legal system are performed in the article. The author examines treatment of understanding data protection law in modern science of theory of State and law. In conclusion author says that it is possible to look upon data protection law as originating branch of Russian law.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты информационного права»

Вопросы теории и истории государства и права

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

© Алфёров А. Н., 2007

А. Н. Алфёров — аспирант

кафедры теории и истории государства и права

Юридического института ИГУ

В современном мире происходит процесс формирования информационного общества, в котором информация становится важнейшим фактором развития и благосостояния. Движущей силой развития является теперь производство информационного, а не материального продукта. Материальный продукт становится более информационноемким, что означает увеличение доли инноваций. Информационный ресурс встает в один ряд с такими важнейшими ресурсами, как природные, финансовые и др. Переход из индустриального общества в постиндустриальное — информационное обусловлен технологической революцией, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных технологий, интеграция информационных ресурсов, развитие мобильной связи, вызывающие системные изменения в обществе. Одной из главных характеристик информационного общества является рост количества оцифрованных информационных ресурсов, свободный доступ к Интернету и распространение информации.

Характерные черты информационного общества:

1) главной формой развития становится информационная экономика;

2) формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

3) информационная технология приобретает глобальный характер, охватывает все сферы социальной деятельности человека;

4) приоритет информации по сравнению с другими ресурсами.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

1) огромное влияние средств массовой информации на общество;

2) разрушение частной жизни людей и организаций информационными технологиями;

3) появление такого заболевания, как «киберболезнь», которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности.

Поэтому многим людям будет трудно адаптироваться в среде нового общества. Возникнет опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены — ученым.

Благодаря свободному выходу личности в информационное «бытие» на всех уровнях — от глобального до локального, формируется новый тип мышления, вследствие чего человек освобождается от рутинной интеллектуальной работы, тем самым проявляется ориентация на информационное саморазвитие и самообучение, что, естественно, кардинально изменит традиционное образование, последствия которого трудно предсказать.

Информатизация общества должна быть «слита» с процессом социальной интеллектуализации, который существенно повысит творческий потенциал личности и ее информационной среды. И поэтому роль информационного права в обществе XXI века переоценить трудно. По сути дела это право составляет его фундамент. А поскольку в информационном обществе практически отсутствуют географические и политические границы, а также временные рамки и часовые пояса, то информационное право, как отображение такого общества, должно строиться, главным образом, на нормах международного права, регулирующих основные группы информационных отношений на межгосударственном уровне. В июле 2000 г. в Окинаве государства большой «восьмерки» приняли Хартию Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения стран в такое общество. Провозглашены основные положения, которые страны будут применять при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. Тем самым, руководители этих государств отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. В Хартии выделяется четыре раздела: использование возможностей цифровых технологий; преодоление электронно-цифрового разрыва; содействие всеобщему участию; дальнейшее развитие1. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей. Усилия международного сообщества должны быть направлены на развитие «нового» общества, где главной стратегией должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех, создание прозрачности политики государств. Мобилизация знаний и ресурсов в этой области — необходимое условие для решения поставленных задач. Необходимо создание и укрепление нормативной базы, где информационное право составляет нормативную базу информационного общества, его дальнейшее развитие, подготовку специалистов в новой информацион-

но-нормативной сфере, продвижение международного сотрудничества.

Обостряются проблемы в связи с развитием «глобальной паутины» Интернет. Отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (в области реализации прав граждан на информацию, предотвращение распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни)2. Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано. Основные вопросы, нуждающиеся в скорейшем нормативном урегулировании проблем отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области это: определение государственной политики в отношении развития глобальной информационной сети, решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета, определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через средства обмена, обеспечение свободного доступа и условий подключения к Сети государственных органов, а также библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы, создание нормативных условий для электронного документооборота, действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые накапливаются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в сети, обеспечение информационной безопасности (предотвращение распространения компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации), обеспечение нор-

мативной базы для электронной коммерции, признание юридической силы со сделками, определение порядка производства электронных платежей.

Не будет теоретических разработок — не будет качественного регулирования отношений в этой сфере. Ученые-правоведы всего мира озабочены разрешением правовых проблем в Интернете.

Очевидно, что в период перехода к условиям информационного общества огромное значение имеют вопросы его правового обеспечения. Необходимо иметь надежное и качественное регулирование отношений в информационной сфере, в том числе и в трансграничных информационных сетях. К сожалению, право отстает от темпов внедрения новых информационных технологий во многие сферы человеческой деятельности. Возникает проблема формирования правовой базы информационного общества, основу которой составляет информационное право — новая комплексная отрасль права, регулирующая отношения в информационной сфере. Россия имеет возможность внести свой большой вклад в формирование и становление информационного права в международном масштабе. В России нет четко сформированной государственной политики перехода к информационному обществу и развития информационного права — и это на фоне мощнейшей интеграции корпораций Интернет и СМИ в США и других странах.

Сегодня во многих работах обсуждаются проблемы информационного права (федеральный журнал «Информационное право»). Проблемы, которые ставятся — это само понятие «информационное право», структура и состав информационного права, его предмет и метод, роль информационного права в жизни личности, общества, государства. Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина, как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Информационное право опирается на институты массовой информации, институт документированной информации, институты информации ограниченного доступа и использует хорошо из-

вестные институты права (например, институты интеллектуальной собственности). В целом, информационное право рассматривается как комплексная отрасль права, имеющая свой особый предмет правового регулирования — информационные отношения; свои принципы регулирования этих отношений, базирующиеся на особенностях и юридических свойствах информации и использующая весь спектр традиционных методов правового регулирования публичного и частного права. Естественно, что в правовой системе большинство информационных систем являются системами управления, следовательно, для исследования системы информационного права как системы правового регулирования информационных отношений удобно применять методы кибернетики — науки, изучающей процессы управления в живых организмах и технических системах. Метод единства прямой и обратной информационных связей играет огромную роль в информационно-правовой деятельности. Этот термин и его модификации применяются в федеральном законе «О средствах массовой информации» и во многих других нормативно-правовых актах. Пора переходить к исследованию системы информационного права в комплексе, изучать его структуру и состав, определять его предмет и методы правового регулирования, место в структуре отраслей права.

Сегодня сформирован значительный массив источников информационного права — федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актов других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Известны информационные права и свободы Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (см. ст. 12, 18, 19, 26 и 27 Декларации). Видное место информационные права и свободы занимают в Конституции РФ 1993 г. (ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, ст. 42, 43, 44, п. г) ст. 84, 90, ст. 102, 103, 104, 105, 106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115).

Основополагающая информационно-правовая норма Конституции РФ — это ч. 4 ст. 29. Отрасль «информационное право» как бы «произрастает» из основных инфор-

мационных прав и свобод Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина и Конституции РФ. Информационно-правовые нормы Конституции РФ, выражающие их, представляют собой фундамент, на котором и строится эта отрасль права и ее основной источник — информационное законодательство. Однако нередко не хватает теоретико-правовых разработок для эффективного регулирования отношений в информационной сфере нормами этих актов. Основной предмет правового регулирования информационного права — информационные отношения, т. е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации. Информационные отношения — это те общественные отношения, которые возникают в связи с информационными процессами. Информационные отношения составляют основной предмет его правового регулирования. Информационно-правовые нормы Конституции РФ, выражающие их, представляют собой фундамент, на котором и строится эта отрасль права. Право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Осуществление же права каждого искать и получать информацию возлагает на определенные группы субъектов обязанность производить, собирать, аккумулировать и распространять такую информацию. В то же время, право на информацию не означает вседозволенности. Мало того, информационно-правовые нормы Конституции РФ защищают личность от вмешательства в ее жизнь, они также защищают информацию определенного вида от несанкционированного доступа (например, государственная тайна охраняется законом).

Объектом рассмотрения в правовой системе должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном оборотах и по поводу которой или в связи с которой возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. Термин «информация» широко используется российским законодателем. Информация — это основной объект правоотношений информационного права. Информация как объект правоотношений давно вошла в ме-

ждународное право. «Информация — это информация, а не энергия и не материя», — говорил отец кибернетики американский ученый Н. Винер3. С. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет информацию как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах или как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо4. При исследовании информации как основного объекта правоотношений целесообразно применять методы правовой информатики — науки, изучающей информацию, информационные процессы и информационные системы в правовой сфере. Массовая информация, информация о гражданах (персональные данные), конфиденциальная информация, реклама, документированная информация (документ), архивный документ, информационные ресурсы, архив, библиотека, информационные продукты (продукция), информационные услуги. Информация активно используется в системах гражданского и публичного права и как объект самостоятельного оборота, и как доказательственное средство в отношениях между субъектами. Информация может классифицироваться по разным основаниям, однако основными можно считать два: а) по роли, в которой информация выступает в правовой системе — правовая и не правовая информация и б) по ограничению доступа к информации — открытая информация и информация ограниченного доступа. Для включения информации в оборот, для решения вопросов так называемой информационной собственности необходимо изучать юридические свойства информации. Именно особенности и юридические свойства информации определяют ее как объект правоотношений. Они проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных, в том числе, и в Конституции РФ. К ним относятся следующие свойства информации: 1) физическая неотчуждаемость информации (знания неотчуждаемы). Исходя из этого при передаче информации от одного лица к другому процедура отчуждения носителя с информацией должна сопровождаться передачей прав на ее использование и информация должна передаваться вместе с этими правами; 2) обособляемость информации. При включении в оборот информация всегда овеществляется в виде символов,

знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него;

3) информационная вещь (информационный объект), основанная на двуединстве информации и материального носителя;

4) тиражируемость (распространяемость) информации. Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания; 5) организационная форма (документ (подлинник, копия), массив (база) данных (документов), библиотека, фонд документов, архив и т. п.).

Это свойство позволяет относить к информационным вещам (информационным объектам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Тем самым возраста-

ют новые опасности для мирового сообщества, а именно: человечество сейчас находится между двумя типами жизнеустройства. И нас усиленно тянут к тому берегу, где манипуляция сознанием становится главным и почти тотальным средством господства, так что некоторое время спустя перед нами вообще исчезнет проблема выбора и борьбы. Поэтому информационное право должно стать на защиту личности, чести и достоинства. Только постоянное развитие этой отрасли может стать на стражу нового века. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Копылов В. А. Информационное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 26.

2 Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики : учеб. пособие. М., 2008. С. 249.

3 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1956. С. 96.

4 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2007. С. 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.