Научная статья на тему 'Информационное право в Украине'

Информационное право в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1169
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ПРЕДМЕТ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ НОРМА / іНФОРМАЦіЙНЕ ПРАВО / ПРЕДМЕТ іНФОРМАЦіЙНОГО ПРАВА / іНФОРМАЦіЙНО-ПРАВОВі ВіДНОСИНИ / іНФОРМАЦіЙНО-ПРАВОВА НОРМА / INFORMATION LAW / THE SUBJECT OF INFORMATION LAW / INFORMATION LEGAL RELATIONS / INFORMATION LEGAL NORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Л. П.

Рассматривается сущность информационного права как правовой отрасли, анализируются все группы информационно-правовых отношений, составляющих предмет информационного права, что упростит их выбор на практике, позволит правильно применять нормативно-правовые акты информационного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION LAW IN UKRAINE

The article deals with the information law as a branch of law. The article also analyzed all of the information legal relations, are the subject of Information Law, which, in my opinion, will facilitate their choice, in practice, will correctly apply the regulations of information law.

Текст научной работы на тему «Информационное право в Украине»

УДК 342.95:35.078.3(477)

Л. П. Коваленко,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО В УКРАИНЕ

Рассматривается сущность информационного права как правовой отрасли, анализируются все группы информационно-правовых отношений, составляющих предмет информационного права, что упростит их выбор на практике, позволит правильно применять нормативно-правовые акты информационного права.

Ключевые слова: информационное право, предмет информационного права, информационно -правовые отношения, информационно-правовая норма.

Приступая к изложению материала данной публикации, определимся прежде всего относительно толкования понятия «информационное право» [12, с. 56]. Вероятно, оно так именуется исходя из основного объекта, по поводу которого или в связи с которым возникали общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, по аналогии с такими отраслями права, как, например, финансовое, аграрное, предпринимательское, экологическое и др. В основании трактования их также лежат объекты правоотношений - финансы, аграрное производство, предпринимательство, экология и т.п. Русский ученый Ю. А. Тихомиров использовал категорию «информационное право» для определения новой комплексной правовой отрясли и отнес ее к сфере публичного права. Рассуждая о сущности информационного права как отрасли, он отметил, что «можно говорить о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрясли». И далее: «...имеются в виду информационные отношения как предмет правового регулирования, субъекты информационных отношений, правовой режим получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользование банками и базами данных, информационные правоотношения, ответственность. Кажется, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты по ошибке относят к компьютерному праву».

М. С. Демкова также оперирует термином «информационное право», хотя и не наводит его интерпретации. При этом отношения по созданию массовой информации она относит к составу информационных [6, с. 9].

На наш взгляд, информационное право - это система социальных норм и общественных отношений, охраняемых государством, возникающих в информационной сфере - сфере создания, преобразования и использования информации. Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - создания, сбора, обработки, хранения, поиска, передачи распространения и использования данных.

О. А. Баранов рассматривает информационное право как отраслевую юридическую науку: «Информационное право - это отраслевая юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе, которые относятся к информационной деятельности в целом» [1, с. 25]. К сожалению, в последующих размышлениях ученого не наводится дефиниции понятий «информационные отношения» и «информационная деятельность», что не дает возможности установить его мнение автора о сущности рассматриваемой правовой категории.

И. Л. Бачило трактует данное понятие следующим образом: «Информационное право -

совокупность доктринальных положений юридической науки, правовых норм, образовывающих самостоятельный массив национального права, норм международного законодательства, а также состояние правового сознания субъектов права в сфере информационной деятельности и отношений, связанных с информационными ресурсами, функционированием информационных систем и сетей в условиях применения современных информационных технологий, направленных на обеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества в целом, обеспечение адекватной реакции юридической системы на нарушения установленных законодательством правил в сфере информации и информатизации» [2, с. 101].

С нашей точки зрения многие правоведы рассматривают информационное право в узком его понимании, не раскрывая информационной сферы в целом, в совокупности, а останавливаются на ее составляющих (или отдельных институтах информационного права), которые ее обеспечивают, например,

на информатике, компьютерах, их системах, средствах связи и телекоммуникации, причем нередко вообще без всякой связи с информационной сферой.

Предмет правового регулирования информационного права рассматривается ими не только как общественные отношения, регулирующие вышеперечисленные объекты, а как вся их совокупность в информационной сфере, охватывающих весь цикл обращения информации - ее создание, преобразование, передача и распространение, в том числе и средствами связи и телекоммуникаций, использование информации и, замыкая цикл, снова ее создание. При этом информационная сфера будет представлять начало, в рамках которого возникает и реализуется совокупность общественных отношений, названных информационными.

Еще одним аргументом для надлежащего определения понятия «информационное право» может послужить следующий. Информация и ее движение вечны, а технические и программные связи, телекоммуникационные и иные средства возникли и развиваются как обеспечивающие и повышающие эффективность обработки, преобразования и передачи информации именно в текущий период времени. Конечно, эти средства постоянно совершенствуются в процессе развития творческой мысли человека, но обязательно в связи с созданием, преобразованием, передачей, распространением и применением информации. При их создании и применении могут действовать традиционные общественные отношения, но могут возникать и совершенно новые. Все это требует внимания специалистов в этой области. Кроме того, «информационное право» является более широким понятием, нежели проанализированные выше его дефиниции ибо оно автоматически содержит в себе все другие.

Аргументом к вышеупомянутому можно назвать тот факт, что информационное право введено в номенклатуру научных специальностей под шифром 12.00.07 - административное право и процесс; финансовое право; информационное право. Вот почему, считаем, ученым следует активизировать исследования в этой сфере, чтобы оправдать его включение в правовую систему Украины.

Как представляется, определение понятия «информационное право» должно звучать следующим образом: это отрасль права, регулирующая общественные отношения, охраняемые государством, возникающие в информационной сфере - сфере создания, преобразования и использования информации. Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - создания, сбора, обработки, хранения, поиска, передачи, распространения и использование данных.

В законодательном поле зарубежных стран также активно формируется и развивается информационное право как новая отрасль. Чаще всего она обозначается как Information Law, или Law, Relating to Information.

К сущности информационного права отношение исследователей неоднозначны. Мнения ученых, изучающих проблемы этой отрасли, можно разделить на 2 группы.

Одна группа правоведов рассматривает информационное право в широком его понимании как науку, изучающую информационную сущность права вообще. Основоположником такого подхода среди русских ученых можно считать А. Б. Венгерова [3, с. 97], который вводит в оборот конструкцию «информационная концепция права», т.е. учение об информационной сущности права. Среди украинских подобного мнения придерживаются И. Б. Колиушко и др. И это вполне справедливо, поскольку право по своей сущности носит информационный характер и является одновременно и информационной системой, формирующей, обрабатывающей для использования правовую информацию - нормативную и ненормативную. Действительно, без правовых норм, являющихся в сущности информационными объектами, права вообще не существует. В этом информационный подход при исследовании правовой системы как информационной является довольно привлекательным, ибо он может внести весомый вклад в развитие общей теории права. В частности, он позволит, так сказать, оживить правовую информатику и правовую кибернетику и применить методы этих наук для исследования и усовершенствования общей системы украинского права.

Второй, более узкий подход основан на изучении информационного права как правовой отрасли, регулирующей общественные отношения в информационной сфере. Некоторые специалисты еще больше суживают понятие „информационное право”, считая, что оно применяется только для регламентирования отношений, возникающих при обработке информации, документированной в системе телекоммуникаций и пр.

По нашему мнению, взгляды и первой, и второй группы ученых верны, однако они суживают поле информационного права. Считаем, что раскрывать информационное право следует в широком понимании -и как правовую отрасль, и как науку, изучающую информационную сущность права.

По нашему убеждению, основными критериями, выступающими фундаментом для формирования этой новой отрасли - информационное права - являются следующие:

1) наличие реальных общественных отношений информационного направления, нуждающихся в правовом регулировании, т.е. в юридической защите интересов субъектов этих отношений;

2) накопление определенного комплексного и относительно обособленного в системе законодательства массива нормативно-правовых актов, регламентирующих информационные отношения;

3) единство объекта правового влияния - права на информацию;

4) формирование в сфере информационного законодательства отдельных групп норм - институтов и

подотраслей, регулирующих несколько обособленные общественные отношения в пределах

информационного права.

Последний аспект непосредственно указывает на формирование правовых институтов в пределах информационного права как отрасли. Среди них можно назвать, например, институты тайной информации, права журналистского, компьютерного, рекламного, правового информирования и др.

Любая отрасль права является совокупностью однородных правовых норм, регламентирующих определенную область общественных отношений, которая отделилась внутри данной правовой системы. Объективная необходимость обусловливает выделение отрасли права, законодатель же лишь сознает и оформляет эту потребность. Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) мера своеобразности тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность упорядочить возникшие правоотношения с помощью норм иных отраслей; г) необходимость применения особого метода их регламентации.

Соответствующую отрасль права вызывает к жизни качественная однородность той или иной сферы общественных отношений. И наоборот, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия определенных сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Следовательно, отрасль не возникает, не придумывается, а рождается социальными и практическими потребностями.

В основе разделения права на отрасли и институты лежат 2 критерия: - предмет и метод правового регулирования, выступающие системообразующими факторами [11, с. 81].

Под предметом понимается то, что упорядочивает право, т. е. определенные виды общественных отношений, которые являются сложной, многоаспектной категорией. Система предмета правового регулирования охватывает следующие элементы: а) субъекты - индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты, предметы и явления окружающего мира, по поводу которых люди вступают в отношения друг с другом и которыми интересуются; г) социальные факты, события, обстоятельства, выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства действия (влияния) права на общественные отношения. От методов в значительной степени зависит эффективность правового регулирования, достижение поставленных при этом целей.

Предмет является главным, материальным критерием разделения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, обусловленное самим характером общественных отношений, и не зависит от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, поскольку он является производным от предмета. Именно предмет диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда она выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, в значительной степени зависящий от воли законодателя. Но оба они играют важную роль в построении системы права и тесно взаимодействуют.

На границе информатики и права, по нашему мнению, и возникло такое социальное явление, как информационное право. Эта юридическая категория может рассматриваться в 2-х аспектах - как сфера общественных отношений и как институция в юридической науке [5, с. 17]. Как сфера общественных отношений, информационное право может рассматриваться тоже в 2-х аспектах - объективном и субъективном. В объективном смысле это урегулированный нормативными актами комплекс общественных отношений, объектом которых является информация [7, с. 63]. В субъективном смысле это комплекс прав и обязанностей субъектов общественных отношений относительно информации. Как институция в юридической науке, информационное право является автономным в правовой науке. Исследует она проблемы общественных отношений, объектом которых является информация.

Конечно, информационное право Украины - новая, формирующаяся отрасль права, имеющая определяющее значение в развитии украинского общества XXI ст., которая в ближайшее время станет весьма развитой правовой отраслью. Именно наличие определенного массива нормативно-правовых актов позволило многим украинским ученым возбудить вопрос о становлении этой новой отрасли отечественного права. Мы считаем, что на формирование информационного права кроме национального законодательства влияют и международные нормативно-правовые документы, служащие фундаментом для международных договоров, содержащих информационно-правовые нормы. Так, понимая всевозрастающую роль и место

информации в жизни личности, общества и государства, мировое сообщество 10 декабря 1948 г. приняло всеобщую декларацию прав человека (утвержденную и провозглашенную Генеральной Ассамблеей ООН), которой были введены правовые механизмы, обеспечивающие гарантии прав и свобод человека и гражданина, в том числе информационные права и свободы [10, с. 45]. Было бы правильным утверждать, что именно из них и произрастает информационное право как самостоятельная правовая отрасль. А сформированный и действующий ныне (как в Украине, так и за рубежом) значительный по объему массив актов информационного законодательства - один из основных источников этого права - подтверждает данную позицию. Во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [4, с. 3], наряду с другими были провозглашены и информационные права и свободы индивида. Обратимся к примеру.

«Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

«Статья 11. 1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

«Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

«Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

«Статья 27. 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

«Статья 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации».

Конвенция Совета Европы о защите прав и основных свобод человека, принятая в Риме 4 ноября 1950 г., и Окинавская Хартия Глобального информационного общества они развивают положения, закрепляющие информационные права и свободы [8, с. 2; 9, с. 7]. Так, согласно указанной Конвенции человек имеет следующие информационные права, обязанности, свободы:

«Статья 10. 1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. 2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».

Любая область права обслуживает круг общественных отношений, составляющих предмет ее правового регулирования. Информационное право не является исключением и также имеет собственный предмет, детальное ознакомление с которым разрешает получить более четкое представление об общественном назначении и общественной роли этой отрасли, определить границы, отделяющие ее от иных правовых отраслей.

Специфика структуры и содержания информационного права заключается в особенностях основных элементов, его составляющих, - объекта, субъектов, общественных отношений и пр. Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом предопределяется особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого они и возникают. Понятно, что информационное право может рассматриваться с разных точек зрения.

Сегодня состояние украинского информационного общества нуждается в динамическом развитии правовой системы, выявлении соответствующих доктринальных положений и комплексной организации правового обеспечения информационной сферы. В юриспруденции неоднократно делались попытки переосмысления закономерностей информационных систем. Однако самостоятельность новой научной сферы отдельные представители правовой доктрины понимают как абсолютную обособленность. Это повлекло к проявлению критических позиций относительно отраслевого несовершенства новой отрасли, к примеру, к возражению о самостоятельном предмете и методе правового регулирования. В связи с этим возникают первые сугубо научные вопросы, касающиеся информационного права: а) что является самостоятельной отраслевой информационной принадлежностью юридических знаний, б) в чем проявляется их обособленность, в) какое место занимает информационное право в системе правовых знаний и др. Вместе с тем поле сферы правового обеспечения все размеряется. В Украине (как и во всем мире) проблемам информации и информационных отношений уделяют внимание специалисты различных отраслей права, а ударные темпы развития информационных технологий и информационных сетей оказали позитивные содействие появлению новых направлений исследований в этой области.

Указанные обстоятельства еще больше заостряют проблему существования общей теоретической основы научных исследований, направленных на правовую организацию общественных отношений в информационной сфере. Однако первые шаги ученых - представителей официально признанной научной дисциплины - еще не свидетельствуют о том, что новая область научных знаний уже приобрела необходимое для нее качественное содержание в его традиционном понимании. По нашему глубокому убеждению, информационное право активно развивающаяся отрасль права.

Список литературы: 1. Баранов О. А. ^формаційне право України: стап, проблеми, перспективи: підруч. / О. А. Баранов. -К.: Софт Прес, 2005. - 316 с. 2. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации / И. Л. Бачило // Гос-во и право. - 2001. - № 2. - С. 14. 3. Венгеров А. Б. Право и информационное обеспечение АСУ / А. Б. Вепгеров // Сов. Гос-во и право. - 1972. - N° 8. - Ст. 121. 4. Всеобщая декларация прав человека: прип. 10.12.1948 г. ГА ООН // Рос. газ. - 1995. -Т. 11. - С. 10-17. S. Вступ до інформаційної культури та інформаційного права: кол. моногр. / за ред. М. Я. Швеця, Р. А. Калюжного. -Ужгород: Вид-во ЮА, 2003. - 240 с. б. ДемковаМ. С. Електронне урядування - шлях до ефективності та прозорості державного управління / М. С. Демкова // ^формаційне суспільство. Шлях України // [Бібл. іпформ. суспільства]. - К.: Відродження та ПРООН, 2004. - С. 135-142. 7. ЗгуровськийМ. З. Розвиток інформаційного суспільства в Україні: правове регулювання у сфері інформаційних відпосип: мопогр. / М. З. Згуровський, М. К. Родіопов, I. Б. Жиляєв: - К.: НТУУ «КШ», 2006. - 542 с. 8. Конвенція про захист прав людини і основоположних свобод (Рим, 4.XI.1950) // Голос України. - 2001. - № 3 (2503). - С. 6-8. 9. Окінавська Хартія Глобального інформаційного суспільства // Дипломат. вісп. - 2000. - № 8. - С. 51-56. 10. Погорілко В. Загальна декларація прав людини - одпа з найважливіших загальнолюдських цінностей XX століття / В. Погорілко // Право України. - 1999. - № 4. - C. 7-9. 11. Селіванов В. Демократія та інформація / В. Селівапов, А. Гевлич // Правова інформатика. - 2007. - № 3 (15). - С. 15-24. 12. Тихомиров Ю. А. Публичное право: учебник / Ю. А. Тихомиров. -М.: Изд-во БЕК, 1995. - 339 с.

ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО В УКРАЇНІ Коваленко Л. П.

Розглянуто сутність інформаційного права як правової галузі, аналізуються всі групи інформаційно -правових відносин, що становлять предмет інформаційного права, що, на думку авторки, спростить їх вибір на практиці, дозволить правильно застосовувати його нормативно-правові акти.

Ключові слова: інформаційне право, предмет інформаційного права, інформаційно-правові відносини, інформаційно-правова норма.

INFORMATION LAW IN UKRAINE Kovalenko L. P.

The article deals with the information law as a branch of law. The article also analyzed all of the information legal relations, are the subject of Information Law, which, in my opinion, will facilitate their choice, in practice, will correctly apply the regulations of information law.

Key words: information law, the subject of information law, information legal relations, information legal

norm.

Поступила в редакцию 20.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.