Научная статья на тему 'Источники информационного права'

Источники информационного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5801
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ НОРМА / SOURCES OF INFORMATION CAN / NORMATIVELY-LEGAL ACTS OF INFORMATION CAN / INFORMATIVELY-LEGAL NORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Л. П.

Рассматривается понятие, признаки источников информационного права. Предложено несколько классификаций источников информационного права по разным критериям, что, по мнению автора, упростит их выбор на практике, позволит правильно применять нормативно-правовые акты информационного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF INFORMATION CAN

A concept, signs of sources of information can, is examined. Also in the article a few classifications of sources of information can are offered on different criteria, that in opinion of author, will simplify their choice in practice, will allow to apply the normatively-legal acts of information can correctly.

Текст научной работы на тему «Источники информационного права»

УДК 342.9:5.08

Л. П. Коваленко,

канд. юрид. наук, доцент, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Форма информационного права - это форма именно информационного права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием информационного права. Ее назначение - упорядочить информационное право, придать ему свойства государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы информационного права.

Формы (источники) информационного права классифицируются на разные виды и подразделяются на две большие группы: внутреннюю и внешнюю.

Под внутренней формой информационного права понимают систему информационного права, которая имеет объективный характер своего построения, что проявляется в единстве и согласованности всех ее норм, дифференцированных по правовым комплексам, отраслям, подотраслям, институтам и нормам информационного права.

Внешняя форма информационного права - это способ объективизации формы информационного права, внешнего проявления, материальной фиксации [3].

Внутренняя форма информационного права - это структура и связи. К ней относят систему информационного права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы информационного права в современной научной литературе еще не сформировалось единого понимания, что, по-видимому, связано с неоднозначной трактовкой разными авторами уже самого содержания информационного права. Например, некоторые из них считают, что понятие информационного права выражает государственная воля, а форма информационного права - это информационные нормы. Однако по нашему мнению, более близки к истине ученые, которые понятие информационного права признают не как государственную волю (это - его сущность), а как информационные информационные нормы, и в этой связи формой называют источники информационного права. И информационная норма это не форма информационного права, а именно информационное право.

Как уже отмечалось, в научной литературе термин «источник информационного права» в смысле формы выражения норм информационного права получил широкое распространение, он достаточно удобен и образно показывает, что информационно-правовой правовой акт содержит информационные нормы и из него как из источника берутся данные о составе информационных норм [2].

Источники информационного права - это обстоятельства, которые побуждают появление и действие информационного права. Термин «источник информационного права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тіт Ливий называл законы XII таблиц источником всего личного и частного информационного права. Для обозначения форм выражения информационных норм целесообразно употреблять термин «источник информационных норм права», тогда «источником информационного права» можно помечать социальные условия и предпосылки информационного права, а «юридическим источником» - правотворческое решение компетентного органа о принятии, изменении или отмене нормативного правового акта, информационных норм. По рассмотрении терминологического аспекта проблемы источников (форм) информационного права стоит обратить внимание на их классификацию и видовую характеристику. Как уже отмечалось, существуют внутренние и внешние формы информационного права. К внешним формам принадлежат:

- информационно-правовой прецедент - выраженное снаружи решение органа исполнительной власти по конкретному делу, которому придается формальная обязательность при решении по следующих аналогичных дел;

- информационно-правовой договор - соглашение двух или больше субъектов информационного права об установлении, изменении или прекращении информационных прав или обязанностей;

- информационно-правовой акт - письменный документ компетентного органа государства, в котором закреплено обеспечиваемое им формально обязательное правило поведения в информационные сфере [1].

Рассмотрим более детально основные формы информационного права.

Информационно-правовой прецедент. Прецедентом являются такие действия власти, которые имели место лишь один раз, но могут послужить примером для подобных действий этой власти в дальнейшем. Иными словами, информационно-правовой прецедент - это решение юрисдикционных органов по информационно-правовому делу, которое впоследствии принимается за обязательное в общих чертах правило.

Различают судебный и административный прецеденты. При прецедентной форме информационного права судебные (а иногда и административные) органы фактически наделены правом создавать новые информационные нормы.

Результатом правоприменительной деятельности нередко является создание правовых положений, для которых характерна известная степень обобщенности и обязательности. Следовательно, правовые положения юридической практики являются прецедентным информационным правом.

По нашему мнению, наука об информационном праве (правовая доктрина) на определенных этапах развития информационного права также служит его формой.

Роль правовой доктрины как жизненного источника информационного права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Само информационное право как наука производит приемы и методы установления, толкования и реализации информационного права. К тому же сами творцы информационного права не могут быть свободными от влияния правовых доктрин: более-менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или другой юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.

Информационно-правовые договоры - это соглашение двух или больше субъектов информационного права об установлении, изменении или прекращении информационных прав или обязанностей. Эти документы содержат волеизъявление сторон по поводу информационных прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Они широко распространены в информационном праве.

Для признания договора источником информационного права необходимо, чтобы он содержал информационно-правовые нормы.

Информационно-правовые договоры являются проявлением нормативного саморегулирования. Но нельзя забывать, что в качестве первичного юридического источника развития договорных форм, предоставления им законной силы выступает информационно-правовой акт, а конкретнее диспозитивные нормы информационного права.

Информационно-правовой акт - одна из основных, наиболее выраженных внешних форм информационного права, это государственный акт нормативного характера.

Основным источником права большинства современных государств является информационноправовой акт. Этим документом свойственен ряд особенностей.

Во-первых, они имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом принимать информационно-правовые акты, то есть правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых информационно-правовых актов, включая и принудительное влияние на лиц, которые уклоняются от их выполнения.

Во-вторых, информационно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности имеет рамки своей компетенции. Например, министр может издать информационно-правовой приказ, но не уполномочен издавать указы или постановления.

В-третьих, настоящие акты принимаются с соблюдением определенной процедуры.

В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.

В-пятых, всегда содержат информационные нормы. Наличие в этих актах информационных норм и делает их нормативными, общеобязательными.

Информационно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом других функций, которые реализуются с помощью издания информационных актов;

б) иерархиезированы, потому что эта система строится на основе разной юридической силы актов;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам выполнения и реализации права, указания на которые содержатся в источниках.

Таким образом, информационно-правовой акт - это письменный документ, который вмещает информационные нормы. Это наиболее распространенная форма информационного права.

По юридической силе все информационно-правовые акты делятся на законодательные и подзаконные.

Законодательные акты - это акты органа законодательной власти - Верховной Рады Украины, которые имеют наивысшую юридическую силу, принимаются в особенном порядке и направлены на регулирование основных общественных отношений. К законодательным актам, которые содержат информационно-правовые нормы, относятся Конституция Украины, регламент Верховной Рады Украины, законы Украины, кодексы, постановления.

Подзаконные информационно-правовые акты - это результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства (их должностных лиц), уполномоченных на то государством общественных объединений по установлению, введению в действие, изменению или отмене информационных документов, которые развивают или детализируют отдельные положения законов.

В зависимости от субъектов издания информационно-правовые акты, подразделяются таким образом:

- Верховной Рады Украины - законы и постановления;

- Президента - указы;

- органов исполнительной власти;

- Кабинета Министров - декреты и постановления;

- руководителей министерств и других центральных органов исполнительной власти - инструкции, указания, информационно-правовые приказы;

- местных органов исполнительной власти - решения и информационно-правовые постановления;

- администраций государственных предприятий, учреждений, организаций - информационно-правовые приказы.

В некоторых случаях нормативный характер приобретают волеизъявления населения в результате всеукраинского или регионального референдумов, определенных общественных объединений, трудовых коллективов, форма которых может быть разной (решение, постановление и т. п.).

Информационно-правовые акты действуют во времени, пространстве и в определенном круге лиц.

При характеристике действия информационно-правовых актов во времени следует различать: введение в действие; прекращение действия; обратную силу действия.

Информационно-правовые акты прекращают свое действие в результате:

а) окончания срока давности, на который выдавался акт;

б) прямой отмены конкретного акта;

в) фактической отмены акта другим актом, принятым по тому же вопросу.

Действие нормативных актов в пространстве характеризуется определенной территорией:

- государства в целом;

- соответствующего региона;

- административно-территориальной единицы;

- соответствующего предприятия, организации.

Относительно круга лиц информационно-правовые акты действительны для граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан, юридических лиц.

Кроме того, информационно-правовые акты классифицируются по: субъектам принятия, например: акты органов государства; общественных объединений; трудовых коллективов; общие акты органов государства и негосударственных формирований.

Поскольку основной формой информационного права в Украине является информационно-правовой акт, то под источниками информационного права следует понимать внешнее выражение информационноправовых актов, которые принимаются и действуют с целью регулирования информационных отношений. Разнообразие этих отношений, а также разграничения функций государственных органов допускают наличие многочисленных информационных актов. Исходя из этого, важное теоретическое и практическое значение имеет размежевание информационно-правовых актов по определенным критериям.

Информационно-правовой акт выступает не только в качестве источника в юридическом понимании, но и фактического источника: это тот резервуар, из которого люди черпают знания об информационных нормах.

Таким образом, информационно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные информационные нормы (правила поведения).

Информационно-правовой акт является результатом деятельности компетентных субъектов, которую называют правотворчеством. Это деятельность государственных органов и должностных лиц, общественных организаций, уполномоченных на то государством, а также всего народа Украины, направленная на создание, изменение или отмену информационно-правовых актов.

Информационно-правовые акты - основной источник информационного права не только в Украине, но и во всех правовых системах мира. Распространенность информационно-правовых актов объясняется несомненными преимуществами такого способа выражения информационных норм именно с точки зрения общечеловеческих принципов права, которые постепенно внедряются в право. К таким преимуществам в частности принадлежат:

- четкость, ясность, однозначность формулирование содержания информационных прав и обязанностей;

- быстрая передача адресатам информационных норм и их содержания;

- обеспечение благоприятных условий для быстрого поиска нужной информационной нормы;

- создание условий для правильного, адекватного понимания и выяснения адресатом информационной нормы, ее истинного содержания;

- возможность оперативно изменять или отменять информационные нормы, осуществлять упорядочение, согласование, систематизацию многочисленных информационных норм;

- принимаются в четко определенном порядке;

- имеют установленную форму и реквизиты ;

- имеют порядок вступления в силу и сферу действия;

- могут быть изменены в зависимости от социальных потребностей.

В этой связи информационно-правовые акты стоит отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, которые отражают решение суда (приговор, приказ).

Индивидуальные акты - это акты применения права, потому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое приложение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязанности для выполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, информационно-правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, то есть обязательны не для отдельной конкретной личности, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют информационно-правовые акты относительно долго и не исчерпывают себя фактами их применения.

Информационно-правовые акты следует также отличать от интерпретационных, то есть актов разъяснения (толкования) норм права. От информационно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых информационных норм, а лишь разъясняют существующие.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) информационного права имеют большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) информационного права в действительности зависит от уровня теоретических представлений о них и качества всех видов информационной практики. Информационная наука призвана своевременно готовить рекомендации для улучшения форм информационного права, а практика должна умело реализовать предложения ученых для создания гибкой, динамической и эффективно функционирующей системы источников информационного права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Основными путями совершенствования форм (источников) информационного права в Украине является более полный учет информационных традиций страны и заимствование лучших достижений правовой системы прошлых лет.

Кроме того, в любом современном государстве источника информационного права (и прежде всего законы, уставы) упорядочены, но вместе с тем они не являются строгой системой, особенно это касается актов подзаконного правотворчества и прецедентов. Скорее всего это совокупность нормативных и других информационных актов, которые устанавливают определенный правовой режим.

Список литературы: 1. Баранов О. А. Інформаційне право України: стан, проблеми, перспективи / О. А. Баранов - К. : Софт Прес, 2005. - 316 с. 2. Коліушко І. Б. Електронне урядування - шлях до ефективності та прозорості державного управління / І. Б. Коліушко, М. С. Демкова // Інформаційне суспільство. Шлях України. - К. : Бібліотека інформаційного суспільства, 2004. - С. 138 -143. 3. Основи інформаційного права України : навч.посіб. / В. С. Цимбалюк, В. Д. Гавловський, В. В. Гриценко та ін ; за ред. М. Я. Швеця, Р. А. Калюжного та П. В. Мельника. - К. : Знання, 2004. - 274 с.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Коваленко Л. П.

Рассматривается понятие, признаки источников информационного права. Предложено несколько классификаций источников информационного права по разным критериям, что, по мнению автора, упростит их выбор на практике, позволит правильно применять нормативно-правовые акты информационного права.

Ключевые слова: источники информационного права, нормативно-правовые акты информационного права, информационно-правовая норма.

SOURCES OF INFORMATION CAN Kovalenko l. P.

A concept, signs of sources of information can, is examined. Also in the article a few classifications of sources of information can are offered on different criteria, that in opinion of author, will simplify their choice in practice, will allow to apply the normatively-legal acts of information can correctly.

Key words: sources of information can, normatively-legal acts of information can, informatively-legal norm.

Поступила в редакцию 19.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.