Вопросы теории и истории государства и права
УДК 342.7(470)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
© Алферов А. Н., 2008
В статье рассматривается специфика отечественного законодательства об информации и информатизации в контексте понимания его в качестве системы источников информационного права. Автором делается вывод о незавершенности формирования системы источников информационного права.
Ключевые слова: информация; информационное право; отрасль права; институт права.
Право, выполняя экономические и социально-политические функции и взаимодействуя с государством в лице уполномоченных на правотворчество органов, постоянно развивается, совершенствуется и изменяется. Это связано с различными стратегическими задачами и целями, которые ставятся в тот или иной исторический период времени государством. Сейчас целью перехода России к информационному обществу является развитие гражданского общества и демократических традиций, а также преодоление информационного неравенства и равноправное вхождение граждан Российской Федерации в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный доступ к информации, права на защиту персональных данных и обязанности раскрытия информации со стороны государственных, общественных и коммерческих организаций.
Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и деятельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких новых областей относится информационное право — это комплексная отрасль российского права (по данным
О. А. Городова, понятие комплексных отраслей права было введено в научный оборот В. К. Райхером [1]), представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации, т. е. практически во всех областях человеческой деятельности, связанной с информацией или деятельностью в информационной сфере.
Поскольку сфера информатики и информационных отношений активно развивается, естественно, что и правовая терминология тоже расширяется.
Для информационного права особое значение имеют дефинитивные нормы. Они устанавливают термины и понятия, используемые во всех отраслях права, в том числе и в информационном, в связи с регулированием социальных институтов в информационной сфере. Например, И. Л. Бачило,
В. Н. Лопатин, М. А. Федотов [2] подчеркивают, что в 2000 г. опубликовано научноприкладное пособие «Информатика в терминах и определениях российского законодательства», подготовленное коллективом специалистов под редакцией проф.
В. А. Никитова. В нем собраны термины, касающиеся информатики, уже зафиксированные в действующем законодательстве. В
этом издании дефинитивные нормы систематизированы по 13 направлениям. Они охватывают такие определения, как информационные ресурсы; государственные информационные ресурсы; документ; документированная информация; компьютерные системы; технологии и средства их обеспечения; защита информации; информация о гражданах; интеллектуальная собственность; система мониторинга окружающей среды и многое другое.
Тем самым вследствие формирования информационного права и становления системы информационного законодательства появляются новые понятия, термины, которым необходимы конкретные определения для правильного применения в регулятивных нормах.
Кроме общих проблем, касающихся информации непосредственно и ее отдельных видов, много дефиниций сосредоточено в конкретных областях отношений (наука, культура, избирательная система и т. д.). Задача информационного права — осуществить анализ состояния этой части законодательства и предложить подходы к унификации терминологии и всего понятийного аппарата в сфере информационных отношений, регулируемых законодательством.
Под источниками информационного права понимаются способы формирования и формы закрепления правовых норм. Следует выделить основные: обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, договоры международные и внутригосударственные, а также ратифицированные международные акты.
Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.
Источники информационного права на уровне субъектов РФ — это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.
Несмотря на множество норм, относящихся к сфере информационных отношений, еще нельзя сказать, что вся совокупность источников нормативного характера уже сформировала систему этого законодательства. И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов утверждают, что информационное право — самая молодая отрасль права и система ее источников, особенно законодательства, только начинает формироваться.
Этим можно объяснить и тот факт, что еще многие стороны отношений в информационной сфере регулируются навыками, обычаями, традиционно сложившимися правилами, а многие стороны этой сферы вообще не урегулированы.
Например, П. Ладлоу в своей книге «Криптоанархия» (Екатеринбург, 2005.
С. 203—204) считает, что глобальные компьютерные коммуникации рассекают территориальные границы, создавая новую область человеческой деятельности и подрывая осуществимость и легитимность применения законов, основанных на географических границах. В то время как электронные коммуникации сеют хаос среди географических границ, на свет появляется новая граница — созданная из заслонов и паролей, отделяющих мир виртуальный от «реального мира», из атомов. Эта новая граница определяет обособленное киберпространство, которое нуждается в своем собственном праве и правовых институтах и может их создать. Размещающиеся на (реальной) территории законодательные и правоохранительные власти находят эту новую среду исключительно угрожающей. Эти новые правила сыграют роль права, определяя юридический статус личности и собственности, разрешая споры и кристаллизуя коллективное обсуждение основных ценностей.
Исходя из вышесказанного можно предположить, что в информационной сфере доминируют обычай, навыки и традиционно сложившиеся правила. П. Ладлоу [3] высказывается, что закон — это богатство, в том смысле, что он позволяет нам подчи-
няться, обладать, бороться, искажать, глумиться, позорить, унижать и облагораживать. В информационной сфере его не существует как такового.
Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. По данным В. А. Копылова [4], информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление такого нового законодательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании общественно значимых сфер информационных отношений. Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью.
Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность.
Несмотря на то, что информационное законодательство находится на этапе своего становления, уже сегодня можно говорить о наличии некой упорядоченности. В основу этого положен принцип иерархии, выражающийся в соподчиненности актов различного уровня, который присущ всем отраслевым структурам законодательства.
С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин [5] также придерживаются такой точки зрения, что существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения. Первый уровень, который можно условно назвать конституционным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информационно-правовом нормотворчестве.
Второй уровень нормативных правовых актов составляют акты информационного законодательства. М. А. Лапина, А. Г. Ревин, В. И. Лапин [6] утверждают, что спе-
цифика данного уровня состоит в том, что федеральные законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные принятые в соответствии с ними нормативные акты подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить.
Лопатин В. Н. [7] заявляет, что среди законов выделяется базовый для информационной сферы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пришедший на смену Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и вступивший в силу 29 июля 2006 г.
Новым федеральным законом регулируются три группы взаимосвязанных между собой отношений, складывающихся при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Указанный федеральный закон состоит из 18 статей и в значительной степени отличается от своего предшественника как композиционно, так и в содержательном плане.
К актам информационного законодательства федерального уровня как источника информационного права относится и федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Данный нормативный акт определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечно-информационного фонда России и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.
Видное место среди законов, регулирующих отношения в информационной сфере, занимает закон РФ «О средствах массовой информации», представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования средств массовой информации. Он состоит из восьми глав, объединяющих более 60 статей.
Особое место среди нормативных актов, регулирующих отношения по поводу ин-
формации, принадлежит Закону РФ «О государственной тайне». Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон включает 8 разделов, объединяющих 32 статьи.
Федеральный закон «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области права.
К законам как источникам информационного права, регулирующим отношения в информационной сфере, относится и федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Его целью является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах.
Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну участников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ и услуг, регулируются федеральным законом «О коммерческой тайне».
Помимо названных выше, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информационных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвященные информации или связанные с ней. К их числу следует отнести федеральные законы «О рекламе», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О почтовой связи», «О естественных монополиях» и т. д.
Несомненно, следует остановиться и выделить важнейший документ, призванный к организации и активизации деятельности международного сообщества в области формирования глобального информационного общества — это Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая в июле 2000 г. представителями восьми ведущих стран так называемой «восьмерки». Этот документ устанавливает основные
принципы вхождения государств в глобальное информационное общество.
К их числу относятся следующие положения:
1) развитие информационно-коммуникационных технологий, которые выступают жизненно важным стимулом мировой экономики и фактором, влияющим на образ жизни людей, их образование, работу и формирование гражданского общества;
2) развитие информационно-коммуникационных технологий, содействующее гражданам и обществу в использовании знаний и идей, стимулирующее социальное согласие в области укрепления демократии, международный мир и стабильность;
3) возможность пользования преимуществами глобального информационного общества всеми люди повсеместно и без исключения;
4) укрепление соответствующей политики и нормативной базы, которые должны стимулировать конкуренцию и новаторство, содействовать сотрудничеству, борьбе со злоупотреблением, оптимизации глобальных сетей;
5) ликвидация международного разрыва в области информации и знаний.
Окинавская хартия, и это специально подчеркивается в документе, является, прежде всего, призывом, должным изменить методы взаимодействия стран по пути продвижения социального и экономического прогресса.
Можно предположить, что не хватает важнейшего компонента формирования главного источника информационного права — появления Информационного кодекса, который сможет регулировать множество различных деталей в информационной сфере.
Как уже отмечалось, сегодня мы стоим на пороге качественно нового общества — информационного. И естественно, что жизнь и практическая деятельность в нем неразрывно связаны с освоением и использованием современных информационных технологий. В этой связи информационное право дает знание и умение использовать те информационные средства и методы, которые необходимы любому полноценному члену информационного общества.
Маслова Н. Р. [8] считает, что сегодня лавинные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста,
настоятельно требуют от него владения справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, электронной цифровой подписью, разбираться и применять на практике формирующееся информационное законодательство.
Информационное право как самостоятельная отрасль права, как учебная дисциплина не только уже прочно закрепилась в юридической науке, но и быстро вносит свои коррективы, а именно — трансформирует давно устоявшиеся нормы традиционного права (уголовное, административное, гражданское, конституционное). Вследствие этого появляются все новые и новые законы, регулирующие отношения, возникающие в информационной сфере. Все перечисленные выше источники нового права постоянно развивают это безграничное направление, которое доминирует в обществе. Так как непрерывно развивается совершенно новое законодательство, а именно информационное, то, вероятнее всего, оно сможет стать главенствующим в международном праве. И
1. Городов О. А. Информационное право : учебник. М., 2007. С. 28.
2. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право : учебник / под ред. Б. Н. То-порнина. СПб., 2001. С. 110, 111, 113.
3. Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии : пер. с англ. / под ред. Питера Ладлоу. Екатеринбург, 2005. С. 203, 204, 329.
4. Копылов В. А. Информационное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 141.
5. Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) : учеб. пособие. / под ред. М. М. Рассо-лова, В. Д. Элькина. Изд. 2-е, испр., доп. М., 2008. С. 129.
6. Информационное право : учеб. пособие / М. А. Лапина [и др.] ; под ред. проф. И. Ш. Килясханова. М., 2004. С. 56.
7. Лопатин В. Н. Область применения федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Информ. право. 2006. № 4 (7). С. 44.
8. Маслова Н. Р. Кафедра информационного права и электронного государства Югорского государственного университета // Информ. право. 2007. № 1 (8). С. 37.
Informative legislation of the Russian Federation in the source system of informative law
© Alferov A., 2008
The article studies the specific character of native legislation in the field of information and informatisation in the context of a source system of informative law. The author makes a conclusion about incompleteness of formation a source system of informative law.
Key words: information; informative law; a branch of law; institute of law.