Научная статья на тему 'Информационное законодательство Российской Федерации в системе источников информационного права'

Информационное законодательство Российской Федерации в системе источников информационного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7520
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ОТРАСЛЬ ПРАВА / ИНСТИТУТ ПРАВА / INFORMATION / INFORMATIVE LAW / A BRANCH OF LAW / INSTITUTE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алферов Андрей Николаевич

В статье рассматривается специфика отечественного законодательства об информации и информатизации в контексте понимания его в качестве системы источников информационного права. Автором делается вывод о незавершенности формирования системы источников информационного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informative legislation of the Russian Federation in the source system of informative law

The article studies the specific character of native legislation in the field of information and informatisation in the context of a source system of informative law. The author makes a conclusion about incompleteness of formation a source system of informative law

Текст научной работы на тему «Информационное законодательство Российской Федерации в системе источников информационного права»

Вопросы теории и истории государства и права

УДК 342.7(470)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

© Алферов А. Н., 2008

В статье рассматривается специфика отечественного законодательства об информации и информатизации в контексте понимания его в качестве системы источников информационного права. Автором делается вывод о незавершенности формирования системы источников информационного права.

Ключевые слова: информация; информационное право; отрасль права; институт права.

Право, выполняя экономические и социально-политические функции и взаимодействуя с государством в лице уполномоченных на правотворчество органов, постоянно развивается, совершенствуется и изменяется. Это связано с различными стратегическими задачами и целями, которые ставятся в тот или иной исторический период времени государством. Сейчас целью перехода России к информационному обществу является развитие гражданского общества и демократических традиций, а также преодоление информационного неравенства и равноправное вхождение граждан Российской Федерации в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный доступ к информации, права на защиту персональных данных и обязанности раскрытия информации со стороны государственных, общественных и коммерческих организаций.

Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и деятельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких новых областей относится информационное право — это комплексная отрасль российского права (по данным

О. А. Городова, понятие комплексных отраслей права было введено в научный оборот В. К. Райхером [1]), представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации, т. е. практически во всех областях человеческой деятельности, связанной с информацией или деятельностью в информационной сфере.

Поскольку сфера информатики и информационных отношений активно развивается, естественно, что и правовая терминология тоже расширяется.

Для информационного права особое значение имеют дефинитивные нормы. Они устанавливают термины и понятия, используемые во всех отраслях права, в том числе и в информационном, в связи с регулированием социальных институтов в информационной сфере. Например, И. Л. Бачило,

В. Н. Лопатин, М. А. Федотов [2] подчеркивают, что в 2000 г. опубликовано научноприкладное пособие «Информатика в терминах и определениях российского законодательства», подготовленное коллективом специалистов под редакцией проф.

В. А. Никитова. В нем собраны термины, касающиеся информатики, уже зафиксированные в действующем законодательстве. В

этом издании дефинитивные нормы систематизированы по 13 направлениям. Они охватывают такие определения, как информационные ресурсы; государственные информационные ресурсы; документ; документированная информация; компьютерные системы; технологии и средства их обеспечения; защита информации; информация о гражданах; интеллектуальная собственность; система мониторинга окружающей среды и многое другое.

Тем самым вследствие формирования информационного права и становления системы информационного законодательства появляются новые понятия, термины, которым необходимы конкретные определения для правильного применения в регулятивных нормах.

Кроме общих проблем, касающихся информации непосредственно и ее отдельных видов, много дефиниций сосредоточено в конкретных областях отношений (наука, культура, избирательная система и т. д.). Задача информационного права — осуществить анализ состояния этой части законодательства и предложить подходы к унификации терминологии и всего понятийного аппарата в сфере информационных отношений, регулируемых законодательством.

Под источниками информационного права понимаются способы формирования и формы закрепления правовых норм. Следует выделить основные: обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, договоры международные и внутригосударственные, а также ратифицированные международные акты.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ — это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Несмотря на множество норм, относящихся к сфере информационных отношений, еще нельзя сказать, что вся совокупность источников нормативного характера уже сформировала систему этого законодательства. И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов утверждают, что информационное право — самая молодая отрасль права и система ее источников, особенно законодательства, только начинает формироваться.

Этим можно объяснить и тот факт, что еще многие стороны отношений в информационной сфере регулируются навыками, обычаями, традиционно сложившимися правилами, а многие стороны этой сферы вообще не урегулированы.

Например, П. Ладлоу в своей книге «Криптоанархия» (Екатеринбург, 2005.

С. 203—204) считает, что глобальные компьютерные коммуникации рассекают территориальные границы, создавая новую область человеческой деятельности и подрывая осуществимость и легитимность применения законов, основанных на географических границах. В то время как электронные коммуникации сеют хаос среди географических границ, на свет появляется новая граница — созданная из заслонов и паролей, отделяющих мир виртуальный от «реального мира», из атомов. Эта новая граница определяет обособленное киберпространство, которое нуждается в своем собственном праве и правовых институтах и может их создать. Размещающиеся на (реальной) территории законодательные и правоохранительные власти находят эту новую среду исключительно угрожающей. Эти новые правила сыграют роль права, определяя юридический статус личности и собственности, разрешая споры и кристаллизуя коллективное обсуждение основных ценностей.

Исходя из вышесказанного можно предположить, что в информационной сфере доминируют обычай, навыки и традиционно сложившиеся правила. П. Ладлоу [3] высказывается, что закон — это богатство, в том смысле, что он позволяет нам подчи-

няться, обладать, бороться, искажать, глумиться, позорить, унижать и облагораживать. В информационной сфере его не существует как такового.

Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. По данным В. А. Копылова [4], информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление такого нового законодательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании общественно значимых сфер информационных отношений. Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью.

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность.

Несмотря на то, что информационное законодательство находится на этапе своего становления, уже сегодня можно говорить о наличии некой упорядоченности. В основу этого положен принцип иерархии, выражающийся в соподчиненности актов различного уровня, который присущ всем отраслевым структурам законодательства.

С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин [5] также придерживаются такой точки зрения, что существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения. Первый уровень, который можно условно назвать конституционным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информационно-правовом нормотворчестве.

Второй уровень нормативных правовых актов составляют акты информационного законодательства. М. А. Лапина, А. Г. Ревин, В. И. Лапин [6] утверждают, что спе-

цифика данного уровня состоит в том, что федеральные законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные принятые в соответствии с ними нормативные акты подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить.

Лопатин В. Н. [7] заявляет, что среди законов выделяется базовый для информационной сферы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пришедший на смену Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и вступивший в силу 29 июля 2006 г.

Новым федеральным законом регулируются три группы взаимосвязанных между собой отношений, складывающихся при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Указанный федеральный закон состоит из 18 статей и в значительной степени отличается от своего предшественника как композиционно, так и в содержательном плане.

К актам информационного законодательства федерального уровня как источника информационного права относится и федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Данный нормативный акт определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечно-информационного фонда России и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.

Видное место среди законов, регулирующих отношения в информационной сфере, занимает закон РФ «О средствах массовой информации», представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования средств массовой информации. Он состоит из восьми глав, объединяющих более 60 статей.

Особое место среди нормативных актов, регулирующих отношения по поводу ин-

формации, принадлежит Закону РФ «О государственной тайне». Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон включает 8 разделов, объединяющих 32 статьи.

Федеральный закон «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области права.

К законам как источникам информационного права, регулирующим отношения в информационной сфере, относится и федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Его целью является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах.

Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну участников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ и услуг, регулируются федеральным законом «О коммерческой тайне».

Помимо названных выше, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информационных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвященные информации или связанные с ней. К их числу следует отнести федеральные законы «О рекламе», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О почтовой связи», «О естественных монополиях» и т. д.

Несомненно, следует остановиться и выделить важнейший документ, призванный к организации и активизации деятельности международного сообщества в области формирования глобального информационного общества — это Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая в июле 2000 г. представителями восьми ведущих стран так называемой «восьмерки». Этот документ устанавливает основные

принципы вхождения государств в глобальное информационное общество.

К их числу относятся следующие положения:

1) развитие информационно-коммуникационных технологий, которые выступают жизненно важным стимулом мировой экономики и фактором, влияющим на образ жизни людей, их образование, работу и формирование гражданского общества;

2) развитие информационно-коммуникационных технологий, содействующее гражданам и обществу в использовании знаний и идей, стимулирующее социальное согласие в области укрепления демократии, международный мир и стабильность;

3) возможность пользования преимуществами глобального информационного общества всеми люди повсеместно и без исключения;

4) укрепление соответствующей политики и нормативной базы, которые должны стимулировать конкуренцию и новаторство, содействовать сотрудничеству, борьбе со злоупотреблением, оптимизации глобальных сетей;

5) ликвидация международного разрыва в области информации и знаний.

Окинавская хартия, и это специально подчеркивается в документе, является, прежде всего, призывом, должным изменить методы взаимодействия стран по пути продвижения социального и экономического прогресса.

Можно предположить, что не хватает важнейшего компонента формирования главного источника информационного права — появления Информационного кодекса, который сможет регулировать множество различных деталей в информационной сфере.

Как уже отмечалось, сегодня мы стоим на пороге качественно нового общества — информационного. И естественно, что жизнь и практическая деятельность в нем неразрывно связаны с освоением и использованием современных информационных технологий. В этой связи информационное право дает знание и умение использовать те информационные средства и методы, которые необходимы любому полноценному члену информационного общества.

Маслова Н. Р. [8] считает, что сегодня лавинные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста,

настоятельно требуют от него владения справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, электронной цифровой подписью, разбираться и применять на практике формирующееся информационное законодательство.

Информационное право как самостоятельная отрасль права, как учебная дисциплина не только уже прочно закрепилась в юридической науке, но и быстро вносит свои коррективы, а именно — трансформирует давно устоявшиеся нормы традиционного права (уголовное, административное, гражданское, конституционное). Вследствие этого появляются все новые и новые законы, регулирующие отношения, возникающие в информационной сфере. Все перечисленные выше источники нового права постоянно развивают это безграничное направление, которое доминирует в обществе. Так как непрерывно развивается совершенно новое законодательство, а именно информационное, то, вероятнее всего, оно сможет стать главенствующим в международном праве. И

1. Городов О. А. Информационное право : учебник. М., 2007. С. 28.

2. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право : учебник / под ред. Б. Н. То-порнина. СПб., 2001. С. 110, 111, 113.

3. Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии : пер. с англ. / под ред. Питера Ладлоу. Екатеринбург, 2005. С. 203, 204, 329.

4. Копылов В. А. Информационное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 141.

5. Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) : учеб. пособие. / под ред. М. М. Рассо-лова, В. Д. Элькина. Изд. 2-е, испр., доп. М., 2008. С. 129.

6. Информационное право : учеб. пособие / М. А. Лапина [и др.] ; под ред. проф. И. Ш. Килясханова. М., 2004. С. 56.

7. Лопатин В. Н. Область применения федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Информ. право. 2006. № 4 (7). С. 44.

8. Маслова Н. Р. Кафедра информационного права и электронного государства Югорского государственного университета // Информ. право. 2007. № 1 (8). С. 37.

Informative legislation of the Russian Federation in the source system of informative law

© Alferov A., 2008

The article studies the specific character of native legislation in the field of information and informatisation in the context of a source system of informative law. The author makes a conclusion about incompleteness of formation a source system of informative law.

Key words: information; informative law; a branch of law; institute of law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.