Научная статья на тему 'Роль субъекта в сфере действия информационного права'

Роль субъекта в сфере действия информационного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2586
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / SUBJECT / INFORMATION / DATA PROTECTION LAW / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алферов А. Н.

Рассматривается реализация права субъекта на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать). Автор делает вывод, что действие такой отрасли права, как информационное, затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. Информационное право трансформирует абсолютно все, чем может заниматься субъект, без исключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of subject in the field of data protection law

The article considers the realization of the subject title to information search, receipt and transfer (information access right or the right to know). The author concludes that the force of data protection law affects all spheres of human life. The data protection law transforms absolutely everything that a subject can deal with.

Текст научной работы на тему «Роль субъекта в сфере действия информационного права»

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

УДК 347.77

РОЛЬ СУБЪЕКТА В СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

А.Н. Алферов, аспирант Юридического института Иркутского государственного

университета

Рассматривается реализация права субъекта на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать). Автор делает вывод, что действие такой отрасли права, как информационное, затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. Информационное право трансформирует абсолютно все, чем может заниматься субъект, без исключения.

Ключевые слова: субъект, информация, информационное право, государство.

Реализация права субъекта на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ.

В.Я. Любащиц, А.Ю. Мордовец, И.В. Тимошенко относят к субъектам права физических лиц, организации и социальные общности1. Все они являются субъектами в сфере действия информационного права. Но в этой области выделяются две группы - потребители информации и производители информации. К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении информации разного вида и назначения, необходимой им прежде всего для принятия соответствующих решений в повседневной деятельности. К их числу относятся граждане, юридические лица, общественные объединения, фирмы, учреждения и предприятия, органы государственной власти и местного самоуправления, другие структуры, запрашивающие информацию и пользующиеся ею.

Правоотношения, в которые вступают потребители и производители информации, устанавливаются нормами федеральных законов и иных нормативных актов в зависимости от вида обрабатываемой информации.

М.А. Лапина, А.Г. Ревин, В.И. Лапин2 указывают, что документированная информа-

ция (документ) это - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, в том числе официальные документы и обязательно представляемая информация.

Специфика правового положения каждого из видов субъектов, их взаимодействие с различными институтами информационного права зависят от ряда обстоятельств. Первая группа обстоятельств формируется на основе ролевых функций субъекта. В зависимости от того, какую роль в информационной сфере выполняет субъект, формируются его интересы и цели. Это влияет на сочетание информационного ресурса, информационных технологий и соответствующих коммуникаций. Вторая группа обстоятельств связана с изначально определенными законодательством условиями правового режима компонентов инфраструктуры в информационной сфере.

С проблемой субъекта и его правового статуса в информационной сфере отношений связаны такие категории, как цель и интерес субъекта. Под их влиянием развивается определенная предметная область поведения субъекта и отношений его с другими субъектами. Здесь проявляются такие категории права, как правоспособность и дееспособность, правосубъектность и субъективное право. Необходимо выделить правовой статус участника -это совокупность прав и обязанностей, персонифицирующих лицо в качестве участника юридически значимых отношений; в качестве его составных элементов выделяют общепра-

вовой, специальный и личный статусы. И на этой основе возникают конкретные его субъективные права в процессе осуществления дееспособности определенного субъекта.

Далеко не всегда физическое лицо (реальный индивид) обладает полной правосубъектностью и может своими осознанными волевыми действиями осуществлять права и обязанности (в том числе нести ответственность за совершенные социально вредные деяния). Так, к примеру, в случаях, когда имеет место законное или договорное представительство в процессуальных правоотношениях, следует говорить о комплексной правосубъектности, включающей правоспособность лица, являющегося носителем законного интереса, нуждающегося в юридическом обеспечении (защите), и дееспособность лица, осуществляющего определенные действия в интересах обладателя правоспособности (родители, опекуны, попечители, адвокаты и т.п.).

Субъективный фактор проявляется так, как это определено теми активными или пассивными, позитивными или негативными, осознанными или случайными действиями (деятельностью) субъекта относительно тех или иных компонентов информационной среды, которые затрагивают интересы общества или его отдельных структур. И.Л. Бачило,

В.Н. Лопатин, М.А. Федотов подчеркивают, что в зависимости от роли, которую субъект выполняет при реализации норм позитивного права, формируются модели и механизмы регулирования конкретных отношений субъектов, связанных юридическим фактом3. Именно в таких ситуациях право свободы на информацию приобретает конкретные формы. Ограничения, которые неизбежно возникают при этом для сторон-участниц отношений, не являются объективно ущемлением или ограничением их права. Речь идет о свободе действий в рамках, установленных законом.

Наиболее сложное решение вопроса о правах субъекта в информационной сфере связано с определением объема и порядка реализации этих прав для такого субъекта, как физическое лицо. Эта категория субъектов может быть представлена в правовых актах как «гражданин», «индивид», «личность», «человек». Декларация прав человека и гражданина так и названа, потому что относится не только к индивиду, привязанному к определенному государству, его гражданству, но ко всем индивидам, безотносительно к территории нахождения. Конституция РФ признает

и гарантирует названные права согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Субъекты, на которых распространяется действие данной главы Конституции РФ, названы термином «каждый».

Интересна проблема защиты от вредного информационного воздействия на плод еще не родившегося ребенка. Она может быть отражена и в нормах информационного права4. Вредная информация - это информация, не являющаяся конфиденциальной, но обусловливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее оборот (производство - распространение-применение). Ребенок, не будучи еще дееспособным, может сам реализовать право на доступ к информации в период дошкольного и школьного воспитания и образования. Книги, аудио-, телепередачи, доступные для него с согласия родителей или без такого согласия, формируют его информационное поле.

Конституционным основанием для ограничения информационных прав в этом случае является защита основ конституционного строя государства, нравственности общества и здоровья других лиц. К вредной информации по этим основаниям можно условно отнести пять основных категорий информации:

1) информация, направленная на разжигание ненависти, вражды и насилия (в том числе возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, вражду, превосходство, рознь, нетерпимость; информация, содержащая призывы к войне);

2) ложная информация (в том числе недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная реклама);

3) информация, посягающая на честь, доброе имя и деловую репутацию других лиц;

4) непристойная информация (в том числе порнография, неэтичная реклама);

5) информация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье людей (в том числе реклама со скрытыми вставками).

Задача информационного права - создать такие гарантии, которые бы оградили ребенка от нежелательного информационного воздействия, и обязать ответственных лиц (родителей, персонал дошкольных учреждений, начальной школы) обеспечивать необходимые условия для здорового информационного развития ребенка.

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

Для реализации своих прав в области информации надо иметь в виду п. 2 ст. 26 ГК РФ, согласно которому несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (приобретать печатные издания, аудиопродукцию, иные объекты информационных ресурсов); осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. До шестилетнего возраста малолетние могут совершать мелкие бытовые сделки: получать телефонные услуги, выходить в Интернет с согласия родителей и совершать иные действия, за последствия которых согласно ст. 28 ГК РФ несут ответственность родители.

Л.К. Терещенко подчеркивает, что одним из основных элементов любого правового режима, в том числе и правового режима информации, являются субъекты, их юридическое положение, характеризуемое в первую очередь с точки зрения их равенства. Информация может быть объектом как частноправовых, так и публично правовых отношений, из чего следует два варианта положения субъектов: равное и неравное5.

Круг субъектов правового режима информации чрезвычайно широк: это практически любые субъекты права - от физических и юридических лиц до государственных органов, органов местного самоуправления и самого государства. Например, гражданин с момента рождения находится в различных формах связи с информационным пространством своего местопребывания. И в этой связи важно установить, кто призван гарантировать его право на информацию и кто обязан обеспечить защиту его интересов в рассматриваемой области. Наиболее тесные связи у гражданина возникают с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Регистрация рождения, получение имени, получение паспорта, прописка или регистрация, прикрепление к учреждениям здравоохранения и получение полиса, решение вопросов пенсионного обеспечения и т.д., все это - действия, которые порождают определенные документы и создают блоки документированной информации, определяющие статус гражданина. Необходимо критически отнестись к определению гражданина как «отдельного лица, которое не находится в устойчивых правовых

отношениях», в устойчивых организационных связях. Информационная сфера, формирующаяся в пределах общего и специального статуса гражданина (ребенок, пенсионер, инвалид и т.п.), подлежит защите со стороны государства, а свои права в сфере информации каждый может реализовать в соответствии со своим статусом и в рамках действующего законодательства.

Говоря об информационных процессах и различных формах их организации, необходимо отметить особую роль средств массовой информации - это еще один аспект физического лица как субъекта информационной сферы отношений. Он связан с деятельностью радио, телевидения, печати и других средств массовой информации (далее - СМИ). Увеличивается число каналов телевидения, появляются новые журналы и газеты. СМИ могут служить разным целям и отражать интересы различных классов и социальных слоев. СМИ могут способствовать не только распространению достоверных, объективных сведений о деятельности государственных органов, положении дел в обществе, но и манипулированию-воздействию на сознание и поведение людей, часто вопреки их интересам, а нередко и с применением изощренных методов обмана. С.Г. Чубукова и В.Д. Элькин доказывают, что на протяжении 40 лет в центре внимания мирового и европейского сообщества находятся проблемы концентрации СМИ - опасного экономического явления, имеющего такие негативные последствия, как ограничение свободы слова, плюрализма мнений и др.6

Нормативные правовые акты в этой области уделяют внимание организации отношений всех участников (субъектов) массовой информации: учредителя, собственника, редакции, журналиста, издательства, распространителя СМИ. Но в этой части законодательства мало уделено внимания потребителю данного вида информации, им в основном и является гражданин. Здесь действуют законы саморегуляции и свободы выбора для организаций, учреждающих СМИ, но нет каких-либо гарантий удовлетворения интересов потребителя информации. Он выбирает из предложенного ассортимента. В лучшем случае он имеет право не покупать, не включать источник информации.

Г. Шиллер объясняет причину такого положения следующим образом: «За исключением довольно небольшой избранной части населения, которая знает, что ей нужно, и потому может воспользоваться массовым потоком ин-

формации, большинство граждан попадают, хотя в основном и подсознательно, в лишенную всякого выбора информационную ловушку. В сообщениях из-за рубежа и о событиях внутри страны или даже в местных новостях практически нет никакого разнообразия мнений. Это обуславливается прежде всего идентичностью материальных и идеологических интересов, присущих собственникам (в данном случае тех, кому принадлежат средства массовой информации), а также монополистическим характером информационной индустрии в целом. Информационные монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности - свою собственную».

Юридическое лицо как субъект, деятельность которого осуществляется в сфере действия информационного права, реализует свои права и обязанности в соответствии с Гражданским кодексом РФ, уставом и законодательством РФ, касающимся того или иного вида организаций. Гражданско-правовое понимание юридического лица является в достаточной степени узким и не может быть применено ко всем видам коллективных лиц, принимающих участие в урегулированных правом общественных отношениях.

Л.К. Терещенко отмечает, что свойство информации - это ее непотребляемость в процессе использования, что вытекает из нематериальной сущности информации7. В юридической литературе указывается еще одно свойство информации - это ее субъективный характер (информация возникает в результате деятельности обладающего сознанием субъекта, т.е. является результатом интеллектуальной деятельности).

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регули-

рования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что информационное право затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. Сама роль субъекта является исполнительной, где главную роль играет информация. Вокруг информации находятся физические, юридические лица, органы власти и местного самоуправления. Информационное право вследствие наступления так называемого «века информации» трансформирует абсолютно все, чем может заниматься субъект. Следовательно, роль субъекта как самостоятельной субстанции исчезает, а происходит бурное потребление информации, ее сбор, хранение, обработка, передача и распространение.

1 Любащиц В.Я., Мордовец А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: учебное пособие. - Ростов н/Д., 2002.-С. 512.

2 Информационное право: учебное пособие / под ред. И.Ш. Килясханова. - М., 2004. - С. 76.

3 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник. - СПб., 2001. - С. 199-202.

4 Информационное право. - 2007. - № 4 (11). - С. 8.

5 Терещенко Л.К. Правовой режим информации. - М., 2007. - С 66.

6 Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): учебное пособие / под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина. - М., 2003. - С. 287.

7 Терещенко Л.К. Указ. соч. - С 54.

Статья поступила в редакцию 30 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.