ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОТРАСЛИ ИНАУКИ
И.Л.Бачило, В.Н.Лопатин, М.А. Федотов
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н.Топорнина. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. - 789 с. (Реферат).
Информатизация жизни страны предопределила появление новой отрасли права - информационного. Как отмечает академик Б.Н. Топорнин в предисловии к учебнику, «информационное право - это путь осознания «встречи» информационных технологий и инсти-тутов государства и права» (с.21). Информационное право в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2003 гг.» рассма-тривается составной частью всех усилий по внедрению в общество знаний в сфере информатизации. Его роль и значение обусловливают необходимость введения и развития соответствующей дисциплины в программу высшего юридического образования. В Институте госу-дарства и права РАН разработана программа учебного курса «Информационное право». Инициатива Института была поддержана Министерством образования РФ. В скором времени (после разра-ботки государственного образовательного стандарта и апробации программы курса), пишет Б. Н. Топорнин, студенты юридических факультетов университетов и других высших учебных заведений смогут выбрать специализацию по информационному праву. Но и сегодня информационное право имеет все необходимые регалии. Правда, оно составляет интегральную часть более широкой специальности. Решением Министерства науки РФ в структуру юридических научных специальностей включена
специальность «Административное, финансовое, информационное право» (12.00.14).
Представляя новый учебник, директор Института подчеркивает, что подготовлен он ведущими специалистами в области информационного права1. Данному изданию предшествовали труды, именуемые учебными пособиями или курсами лекций по правовой кибернетике, правовой информатике, правовым основам обеспе-чения информационной безопасности, и такие, которые имели название «информационное право», но охватывали его предмет в какой-либо части или являлись собранием важных нормативных актов по проблемам информации и информационного права. Написан учебник на основе опыта преподавания учебного курса и спецкурса по проблемам информационного права в ряде ведущих вузов страны. Он рассчитан не только на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, но и на студентов других высших учебных заведений, готовящих специалистов по техническим и экономическим специальностям со специализацией в информа-ционной сфере. Он может быть полезен юристам-практикам, работающим в органах государственной власти и местного само-управления, коммерческих и банковских структурах, а также всем, кто интересуется вопросами правового регулирования отношений в информационной сфере.
Учебник состоит из 16 глав, приложения. В них рассматри-ваются: основы теории информации; предмет и методы информа-ционного права, его источники и система; информационная сфера как объект права; понятие и правовой режим информационных ресурсов; субъекты права в информационной среде; право на информацию; неприкосновенность частной жизни; право массовой информации; правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации; институты собственности и интеллектуальной собственности в информационном праве; правовые основы инфор-мационной безопасности; защита информации с ограниченным доступом и прав на нее; защита информации, общества и государства от воздействия «вредной» информации; защита информационных систем и прав на них; государственная политика и государственное управление в информационной сфере. Каждая глава завершается контрольными вопросами по теме и списком научной литературы. В приложении представлены примерные программа и
1 Научная биография докторов юридических наук, профессоров И.Л.Бачило, В.Н.Лопатина, М.А.Федотова дается в приложении к учебнику. - Прим. реф.
перечень вопросов к зачету/экзамену, перечень тем для рефератов по курсу «Информационное право».
Объем реферата не позволяет остановиться даже бегло на всех темах, освещаемых в книге. Сосредоточим внимание на отдельных. Прежде всего, на предметной сфере отношений, формирующих информационное право. Обзор точек зрения ученых-правоведов и анализ законодательства позволяют профессору И.Л.Бачило обозна-чить предмет информационного права следующим образом: «Предметной сферой информационного права является та часть общественных отношений, которая связана с правовым регулированием оборота информации, создания, формирования, хранения, обработки, распространения, использования информационных ресурсов, создания и использования информационных и коммуникационных технологий, обеспе-чивающих процессы информатизации и удовлетворения потребностей пользователей, обеспечения безопасности информационных ресурсов, средств коммуникации, а также всех участников отношений в данной сфере» (с.97). Данное определение дает возможность акцентировать внимание на нескольких комплексах общественных отношений, которые цементируются единством объекта -информацией, инфор-мационными ресурсами. Это: а) все виды деятельности, связанные с информационными ресурсами в качестве объекта деятельности (продукта интеллектуальной, производственной, любой другой социальной деятельности); б) управление в области отношений, связанных с данным социальным ресурсом и отдельными видами деятельности с информацией; в) включение и использование новых технологий работы с информацией - формирование и обеспечение совместимости информационных систем и систем коммуникаций в информационных системах и сетях; г) обеспечение безопасности в сфере информации и информатизации; д) реализация юридической ответственности в области информации, информатизации, телекоммуникаций.
На основе исследования специфики объекта и предметной области информационного права, его методов и институтов, состояния научной разработки проблематики в этой области права И.Л.Бачило формулирует итоговое определение данной отрасли: «Информационное право -совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанные с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием
и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопас-ного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества» (с. 106).
Сегодня существует несколько классификаций отношений, возникающих в связи с обращением информации. Отсутствие единых подходов в определении структуры общественных отношений в информационной сфере для их последующего отражения и регулирования в системах права и законодательства приводит к неоправданным, по мнению профессора В.Н.Лопатина, попыткам «действовать наоборот», т.е. «подгонять» эти общественные отноше-ния под существующие правовые нормы. «Виртуализация» реальной жизни выявила проблемы, над которыми ломают голову ученые, в том числе юристы. Автор представляет читателям оригинальную концепцию решения проблем виртуального мира с учетом возмож-ностей и перспектив, которые дает использование информационных технологий, предложенную А.Акопянцем, усмотревшим концеп-туальное сходство между системой норм права, выраженных в виде текстов на естественном языке, и программами, выраженными на языке программирования (фиксируют процедуры выполнения действий и/или ограничения на действия субъектов; одинаковые требования разумной реакции на все возможные ситуации и внутренней непротиворечивости); между процессом законотвор-чества и разработкой программ. Программный код является «способом фиксации», т.е. речь идет о нормах, кодифицированных в виде программного обеспечения (с.151).
Попытки кодифицировать нормы права в виде некоторых формальных систем предпринимаются постоянно. К традиционному способу изложения норм права ближе всего не процедурные языки, а декларативные. Законодатели оказываются не в состоянии контролировать разработку новых протоколов и программ. Под давлением необходимости они могут только «отпускать» те или иные сферы в непонятный и неподвластный им мир информационных технологий, соглашаясь на «системы ведения реестров в виде электронных баз данных», «публикацию оценки активов в сети Интернет», «прием налоговых деклараций в электронной форме» и «электронную цифровую подпись в виде аналога собственноручной подписи», после чего расписываются в своем бессилии, призывая граждан к самозащите.
Эффективное функционирование виртуальных личностей во всех сферах жизнедеятельности, от предпринимательства до потреб-ления,
проявляемых только некоторыми своими атрибутами (например, сетевым псевдонимом, персональным сертификатом, заверенным компанией, номерным банковским счетом в офшорном банке или регистрационным номером в какой-то зарубежной стране), приводит к тому, что при разборке конфликтов в области «безбумажных» взаимодействий традиционная судебная система оказывается бессильной. Виртуальную личность трудно вызвать в суд, обязать возместить ущерб или лишить свободы. По-видимому, можно предположить, пишет В.Н.Лопатин, что в новом виртуальном мире мы не сможем ожидать эффективной правовой защиты от государства. По мере того как новые информационные технологии все больше проникают в жизнь общества, роль «права», зафикси-рованного в программном обеспечении, возрастает. Происходит это в силу двух обстоятельств: все большая часть деятельности хозяйствующих субъектов, да и просто граждан, происходит в «информационном мире»; все большая часть информации о субъектах, необходимой для проверки ограничений и разрешений конфликтов, переходит в форму регистрационных записей тех или иных баз данных (с.152-153).
Специалисты, связанные с компьютерным правом, приходят к выводу, что в результате гуманитарной революции от дистрибутивности, статичности, бытийности человечество ушло в коммутативность, динамичность, контактность. Это в полной мере относится и к праву - на новом витке нужно заново выстраивать коммута-тивное, сетевое право, в отличие от права дистрибутивного, которое не соответствует коммутативной природе сети. На взгляд автора, выход видится в совершенствовании норм традиционного права наряду с применением новых механизмов саморегуляции электрон-ного виртуального сообщества, среди которых сегодня различают: безопасные протоколы совершения сделок и других форм взаимо-действия, кодифицированные в виде программного обеспечения; страхование как способ работы с рисками большого размера; экспертные сообщества; рейтинги доверия виртуальным личностям, предоставляющим публичные услуги, и т.д. Виртуальность отноше-ний и их развитие, полагает В.Н.Лопатин, потребуют от нас и большего внимания к возможностям применения в сегодняшнем праве теории юридических фикций, разработанной немецким юристом Савиньи, и теории юридических фактов, представленной А.Б.Венгеровым и другими учеными (с.153).
Одной из важных и сложных тем, рассматриваемых в учебнике, является применение институтов собственности и интеллектуальной собственности в информационном праве. И.Л.Бачило утверждает, что информационные ресурсы, являясь элементом имущества различных субъектов, могут быть товаром и, следовательно, объектом рыночных отношений (с.391). Основу для правового регулирования отношений собственности на информационные ресурсы создает Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». На конкретных примерах действующего законодательства автор показы-вает взаимопроникновение и тесное переплетение институтов собственности и исключительных прав субъектов интеллектуальной деятельности в связи с развитием информатизации и созданием Интернета. Сегодня почти все национальные системы законода-тельства, пишет автор, озабочены тем, чтобы привести нормативную основу регулирования режима информационного ресурса в глобаль-ном информационном пространстве в соответствие с новыми обстоятельствами и найти оптимальный вариант регулирования информационного ресурса при сохранении тех институтов права, которые до сих пор сложились (с.393).
С целью уяснения всех сторон правовой квалификации информации как объекта права и носителя, источника прав интеллектуальной собственности автор подробно останавливается на постановке вопросов интеллектуальной собственности на инфор-мацию в современной науке и законодательстве.
Значительное место в учебнике уделено праву массовой информации и законодательству в этой сфере, которое относится, как замечает профессор М.А.Федотов, «к тем редким отраслям рос-сийского права, чья дата рождения может быть названа абсолютно точно. До 12 июня 1990 г. в нашей стране не существовало какого-либо правового акта, регулирующего общественные отношения, непосредственно связанные с организацией и деятельностью СМИ» (с.293). В учебнике право массовой информации представлено как институт информационного права. Автор прослеживает возникно-вение и развитие права массовой информации в России, исследует институт свободы массовой информации, характеризует субъекты и особенности правоотношений в данной сфере, раскрывает правовой статус журналиста и говорит о правовой охране и защите права в области массовой информации, в том числе о видах и принципах ответственности за злоупотребление свободой массовой информации.
Возрастание роли информации, информационных ресурсов и технологий в развитии гражданского общества и государства в ХХ1 в. выводят вопросы информационной безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности. Под информа-ционной безопасностью автор разработки этой темы в учебнике В.Н.Лопатин предлагает понимать состояние защищенности наци-ональных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безо-пасности. Автор подробно исследует содержание каждой из составляющих информационной безопасности. Речь идет об основах теории интересов и национальных интересах России в информа-ционной сфере, основах теории угроз и Доктрине информационной безопасности РФ об угрозах, принципах, задачах, функциях и стандартах обеспечения национальной безопасности, праве и законодательстве в сфере обеспечения информационной безопас-ности и их месте в системе российского права и законодательства. Угрозами интересам государства в информационной сфере могут, на взгляд автора, являться:
- размывание единого правового пространства страны вслед-ствие принятия субъектами РФ нормативных правовых актов, противоречащих Конституции России и федеральному законо-дательству;
- разрушение единого информационного пространства России;
- вытеснение российских информационных производителей средств информации, телекоммуникации и связи с внутреннего информационного рынка, противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информа-ционных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
- мобилизация информационного рынка России, его отдель-ных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
- блокирование деятельности государственных средств мас-совой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
- закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
- ослабление русского языка как государственного языка Российской Федерации;
- целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем России;
- низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики (с.446).
Е.В.Алферова