УДК 343.982.33
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ: В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА
И.В. Тишутина
Рассматриваются возможности современных систем регистрации граждан в аспекте социально-правового контроля и его значимости для борьбы с преступностью в целом и для выявления и преодоления противодействия расследованию, в частности. Характеризуются зарубежный опыт и реализация законодательных инициатив в этом отношении в нашей стране. Проводится анализ развития ситуации создания государственного регистра населения.
Ключевые слова: информационное обеспечение, информация, социально-правовой контроль, противодействие, преодоление, системы регистрации, государственный регистр населения, биометрия.
Неотъемлемой составляющей эффективности выявления и преодоления противодействия раскрытию и расследованию преступлений, как и в целом успешной борьбы с преступностью, выступает сбор, накопление, обработка и использование информации о лицах, совершающих преступления, способах их действий. И сегодня совершенно очевидно, что в качестве такой информации может выступать не только криминалистически, но и социально, криминологически значимая информация, то есть характеризующая преступления и преступность, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а главное - лиц, их совершающих. А все это, в свою очередь, составляет суть содержания социально-правового контроля над преступностью, как деятельности различных государственных органов и общественных институтов, преследующей цель эффективного воздействия на криминогенные факторы социальной среды, на что мы обращали внимание еще в начале двухтысячных [1, с. 179-181; 2, с. 362-367]. Однако следует иметь ввиду, что на практике спектр информационных связей такого контроля, а значит, источников и носителей используемой при этом информации довольно широк. Для него характерна информация различного (правового, организационного, экономического и т.п.) характера.
В настоящее время охват населения различными системами регистрации граждан, которые существуют как в министерствах и ведомствах, так и в частных организациях и учреждениях, поистине глобален. Все эти системы при некотором разнообразии их целей и задач объединяет единство объекта регистрации - это человек и гражданин. При этом решается одна общая задача - совершенствование информационного обеспечения управляющего воздействия на социальные и экономические процессы. В этих целях фиксируются изменения в отношениях: человек - общество - государство -
бизнес [3]. Только сегодня, в отличии от ситуации которую мы характеризовали еще десять лет назад, огромный шаг вперед сделан в плане компьютеризации, цифровизации этих систем и баз данных, что, несомненно, во многом упрощает их давно назревшее объединение.
Очевидно, что такая информация просто незаменима в осуществлении социально-правового контроля над преступностью. Международный опыт уже давно показал, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, являются локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одним из важнейших средств обеспечения их прав и свобод, в том числе в отношениях с представителями власти [4]. По-существу, информационное обеспечение социально-правового контроля составляют базы данных всех тех организаций и учреждений, которые выступают его субъектами: операторов сотовых систем подвижной связи [5]; АИПС регистрации пассажиров на железнодорожном, авиационном транспорте [6] и т.п.
Сегодня как никогда ранее преступность во всех формах и видах ее проявлений и угрожающие тенденции ее развития вынуждают общество, в лице соответствующих государственных органов, изыскивать адекватные меры борьбы с ней, в том числе, используя современные достижения науки и техники, и диктуют необходимость использования в этих целях различных систем регистрации граждан, выступающих средством социально-правового контроля над «криминальным обществом» и в целом управляющего воздействия на преступность [7, с. 119-169].
Мы уже обращали внимание на ряд проблем, в плане информационного обеспечения социально-правового контроля над преступной деятельностью, с использованием существующих систем регистрации граждан. В их числе, с одной стороны, - сосредоточение информация о гражданах - субъектах учета в системах различных государственных органов и частных организаций, функционирующих совершенно автономно, а как следствие - ее дублирование по ряду основных параметров, хранение в разных форматах, доступность для несанкционированного использования; а с другой - отсутствие реального механизма доступа граждан к информации о себе и возможности корректировать ее содержание. Кроме того, все системы регистрации граждан основаны на использовании паспортных данных, в которых пока не отражаются биопризнаки, индивидуализирующие их владельцев, а потому легко поддающихся умышленному искажению.
Исторически методы биологии в регистрации граждан первыми начали применять правоохранительные органы. Эти методы лежали в основе дактилоскопии, описания внешности человека, криминалистического исследования объектов биологического происхождения. Однако качественно иные возможности этих методов проявились с освоением методов ДНК-анализа. Именно с этим фактом связывается возникновение такой отрасли знания, как биометрия и развитие биотехнологий. Сфера их использования
расширяется со все большим ускорением, охватывая множество других областей «обычной» жизни общества - от защиты информации и контроля доступа к ней до создания локальных (корпоративных) и универсальных общесоциальных систем регистрации граждан. Это обусловлено высокой эффективностью биометрии и ее аутентификационных систем в отождествлении личности [8, с. 25]. Во многих странах еще с 80-х годов прошлого века акцент смещен на регистрацию граждан с использованием биометрических данных [9].
Так, в США широко распространена биометрическая идентификация пациентов клиник. Процесс занимает менее минуты и позволяет решить ряд проблем. Во-первых, исключается возможность получения медицинских услуг по чужому страховому полису. Во-вторых, сокращается вероятность врачебных ошибок и дублирования записей об одном и том же больном в базе данных клиники. В-третьих, если человек попадает в больницу в бессознательном состоянии, автоматически снимается проблема его распознавания. Помимо простой идентификации постепенно внедряются биометрические технологии с системами электронного рецепта и медицинской карты, которые связаны между собой, что позволяет врачу и пациенту видеть и анализировать всю историю болезни и лечения.
Биометрия успешно используется в китайских и американских вузах для учета посещаемости занятий студентами. Распространена электронная оплата школьных услуг: питания, учебников, факультативов и др. Банковский счет родителей «привязывается» к биометрическим данным ребенка.
Полиция Нью-Йорка использует биометрические смартфоны и планшеты для моментальной проверки наличия следов пальцев задержанного в базах разыскиваемых или криминальных лиц. Еще один пример - биометрические карты заключенных. В чип вносится персональные данные преступника и уникальный код его папиллярного узора. Таким образом, карта используется для надежного удостоверения личности и отслеживания перемещений ее владельца. Кроме того, карта может выступать в качестве платежной и медицинской (в ней хранится информация о медосмотрах и назначенных лекарствах) [10].
5 февраля 2019 года парламент Европейского союза принял предварительное соглашение о безопасности в сообществе. Согласно ему с целью контроля границ и предупреждения терроризма, ЕС создаст базу данных с отпечатками пальцев и распознаванием лиц. Полиция в доли секунды идентифицирует гражданина по его отпечатку пальца или с помощью видеокамеры и программы распознавания лиц. Полученные данные отправляются в общую информационную систему стран ЕС в режиме реального времени, и моментально приходит ответ, есть ли к проходящему паспортный контроль человеку вопросы.
Проектом предусмотрено объединение нескольких баз, хранящих сегодня персональные данные: реестра заявителей на получение визы, реестра запросов на предоставление убежища, а также реестра находящихся в розыске и
объявленных преступниками, подлежащими задержанию. До настоящего момента отпечатки пальцев хранили только два последних реестра, и обмена информацией между ними не было. Будут созданы еще три базы биометрических данных: лиц, направляющихся в страны ЕС и Шенгенского соглашения с кратковременными туристическими визитами; лиц, направляющихся на долгосрочное пребывание; лиц, которые, прибыв из не входящих в ЕС стран, совершили противоправные действия. Для тех, кто получит право оперировать хотя бы в одном из шести реестров, будет открыт доступ и во все остальные.
Ранее каждая структура, обладавшая своей базой персональных данных, делилась ими только по запросу правоохранительных органов при наличии у них уголовного дела. Теперь предполагается, что возможность коммуникаций и обмена данными между ранее независимыми реестрами будет способствовать выработке общей стратегии безопасности границ, управления миграцией и борьбе с терроризмом [11].
О биометрии появились основания говорить в конце ХХ века, когда сфера использования биометрических технологий охватила множество областей «обычной» жизни общества - от защиты информации и физического рубежного контроля доступа на охраняемые объекты до обеспечения функционирования финансовых и платежных систем. Это обусловлено высокой эффективностью биометрии в отождествлении личности [12]. Однако принципиальное отличие использования биометрических технологий в правоохранительной деятельности и в гражданских системах регистрации в том, что последние оперируют не самими биометрическими идентификаторами, а их цифровыми моделями, причем обратное восстановление реального идентификатора из его цифровой модели невозможно.
Это в свою очередь, гарантирует защиту персональных биометрических данных и обеспечивает повышенную скорость работы систем идентификации, поскольку цифровые модели гораздо более компактны. Поиск возможностей повышения надежности и качества при одновременном снижении уровня ошибок показал, что все большее распространение получают:
- мультибиометрические технологии, поскольку в основанных на них системах, распознавание осуществляется не по одному, а по нескольким идентификаторам;
- мультимодальные системы, где идентификаторы одного и того же типа (отпечатки пальцев) обрабатываются с помощью различных алгоритмов в целях повышения надежности идентификации;
- многофакторные системы, где наряду с биометрическими технологиями используются и другие идентификаторы (PIN-код, пароль, смарт-карта и т.д.), при этом пользователю необходимо пройти биометрическую идентификацию и предъявить (ввести) дополнительные идентификаторы [13].
Общество неоднозначно воспринимает перспективы создания и развития современных информационных систем регистрации граждан.
Некоторые ученые их создание ошибочно связывают с потребностями только правоохранительных органов, оперируя понятиями «тотальный надзор», «электронная слежка». Безусловно с позиции соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, существует определенный риск, однако следует иметь ввиду, что он проявляется как одна из общих закономерностей развития научно-технического прогресса, достижения которого вместе с очевидными благами одновременно несут человечеству и реальные угрозы. В конечном итоге все зависит от того, каким образом, кем конкретно и с какой целью эти достижения будут использованы [12].
При этом акцент наблюдения смещен не на граждан, а на социальные процессы, то есть изначально отсутствует персонификация деятельности. Необходимость обращения к ней возникает в том случае, если такая деятельность связана с нарушением закона, или, когда становится очевидным, что гражданин нуждается в социальной, медицинской помощи и т.п. По существу, такое «наблюдение» представляет собой самоконтроль общества и является важнейшим элементом социально-правового контроля над преступностью.
Довольно интересно и своеобразно реализуются такие возможности в Китае. Там система социального рейтинга граждан тестируется с 2014 года в 40 городах страны. Предполагается, что с 2020 года она будет распространена на всю территорию. Суть ее заключается в том, что поведение граждан оценивает искусственный интеллект, который, как считается, непредвзят и не допускает ошибок. На основе такой оценки по результатам их собственных действий граждане попадают либо в красный (позитивный) список, если они вовремя платят налоги, кредиты, алименты, занимаются волонтерством; либо в черный (негативный), если нарушают финансовые, социальные, правовые обязательства, например, переходят улицу на красный свет, грубо ведут себя в городском транспорте. Так формируется социальный рейтинг. В 2018 году по его результатам 17 млн. китайских граждан было отказано в покупке билета на самолет, 5,4 млн. - на скоростные поезда [14].
Одна из целей проекта - снижение преступности. Установленные в стране видеокамеры подключены к системам распознавания лиц, оснащенным искусственным интеллектом. Система вычисляет подозрительных прохожих по их поведению и походке. В местах массового пребывания людей расположены видеокамеры с системой распознавания лиц, отслеживаются мельчайшие правонарушения вплоть до срывания цветов с клумбы или кражи туалетной бумаги в общественном туалете. Анализируются покупки, места пребывания человека, его знакомства, поведение в Интернете - посты, комментарии, лайки. При этом созданы специальные мобильные приложения, позволяющие отслеживать свой рейтинг, а также сообщать о неблагонадежных согражданах.
В США с июля 2019 года иммиграционные офицеры в США получили право проверять социальные сети людей, въезжающих в страну. Позднее им разрешили создавать фейковые аккаунты для более внимательной проверки потенциальных иммигрантов. Так, в сентябре 2019 года студенту Гарварда из
Ливана было отказано во въезде в США на том основании, что его друзья по соцсетям высказывали толерантное отношение к экстремистским настроениям. Теперь при подаче заявки в американское консульство на получение визы в США необходимо будет предоставлять данные аккаунтов в социальных сетях, электронной почты (в том числе старой, за пять лет) и мобильных телефонов (тоже за последние пять лет). Как правило, исламские террористы в аккаунтах пишут и о том, что думают, и о том, что потом делают [15].
О том, что создание в России государственного регистра населения давно назревшая насущная проблема мы отмечали ранее со ссылкой на соответствующие законодательные инициативы и нормативные предписания [16; 17]. Уже в начале этого пути было очевидно, что создание и развитие государственного регистра населения станет информационно-аналитической основой повышения качества социально-экономических и политических решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления. Оно будет, прежде всего, способствовать адресности и эффективности государственной социальной поддержки, собираемости налогов в бюджеты всех уровней и их рациональному распределению, проведению основных структурных реформ, обеспечению общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, повышению эффективности работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях, устранению (исключению) дублирования сбора персональных данных и многократного их ввода в различные автоматизированные системы учета [17].
В настоящее время уже практически создана и детально проработана на уровне отдельных парламентских комитетов система правового регулирования государственной регистрации граждан. Она базируется на значительном количестве нормативных актов, в том числе и международных, ратифицированных Россией. Безусловно, построение правового информационного поля обращения персональной информации было сопряжено с необходимостью решения множества организационных, технических и финансовых вопросов. Так, например, в качестве уменьшенного прототипа системы регистрации граждан и базы для ее внедрения сначала был разработан и внедрен Единый электронный госреестр ЗАГС в октябре 2018 года, оператором которого также является налоговая служба. Ресурс позволил объединить 6,4 тысячи разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС. В госреестр собираются новые данные о рождении, регистрации браков, смене фамилии. Сейчас в нем уже больше трех миллионов новых записей. К концу 2020 года должны быть оцифрованы акты гражданского состояния, составленные с 1926 года. В мае 2019 года Федеральная налоговая служба сообщила о запуске мобильного приложения, которое позволяет гражданам проверять записи о себе и родственниках в Едином реестре ЗАГС [18].
В июле этого года в Госдуму поступил на рассмотрение Законопроект «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о
населении Российской Федерации», согласно которому с 2025 года в России начнёт полноценно функционировать единая база данных о населении страны [19]. В ней будет аккумулироваться информация из ныне разрозненных реестров разных государственных структур - МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС, Пенсионного фонда, Фонда ОМС и других через систему межведомственного электронного взаимодействия. Оператором базы будет Федеральная налоговая служба, достигшая заметных успехов в области цифровизации. Создание ресурса со сведениями о населении было поручено Правительству указом Президента России В.В. Путина в январе 2016 года.
В «Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации», утвержденной в июле 2017 года, отмечалось, что новых данных, не учитывавшихся ранее, в эту базу включать не будут. Однако в законопроекте такие полномочия предоставлены ФСБ и Службе внешней разведки: они смогут вносить в базу сведения, «ранее не учтённые в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах».
Пользоваться банком данных смогут органы власти всех уровней, органы управления внебюджетными фондами (ОМС и прочие), а также избирательные комиссии. Кроме того, доступ к ней будет у многофункциональных центров (МФЦ). Сами граждане тоже смогут видеть свои данные в базе: в Концепции Правительства отмечалось, что эту возможность обеспечит портал «Госуслуги».
В «банк данных» будут включать информацию не только о гражданах России, но также обо всех находящихся в нашей стране иностранных гражданах. Сбору подлежат два типа сведений: базовые и дополнительные.
Базовые сведения:
- сведения о гражданине: настоящие и предыдущие (при наличии) ФИО; дата и место рождения; дата и место смерти; настоящий и предыдущий (при наличии) пол; гражданство (при наличии);
- идентификаторы (реквизиты, серия и номер, иные данные) документов: свидетельство о рождении; свидетельство о смерти; удостоверение личности (паспорт); статус иностранного гражданина (разрешение на временное проживание, вид на жительство, трудовой патент и так далее); ИНН; свидетельство о регистрации ИП; СНИЛС, полис ОМС и соцстрахования; сведения о постановке на учёт в службе занятости; документы об образовании, квалификации, учёной степени и учёного звания; учётная запись в ЕСИА.
Дополнительные сведения: о семейном положении (реквизиты свидетельства о браке/разводе); о родственных связях (ссылки на имеющиеся в базе данные о родителях, супруге и детях гражданина).
Централизованный сбор данных о гражданах позволит обеспечить достоверность и непротиворечивость сведений, которые в настоящее время содержатся в реестрах разных служб.
Представляется, что расширение полномочий государственных органов по сбору, хранению и использованию информации о гражданах это давно
назревшая необходимость диктуемая, в том числе, всеобщей цифровизацией общества. Вне всякого сомнения, тот факт, что функционирование единой автоматизированной информационно-поисковой системы регистрации граждан на основе детально регламентированной и проработанной нормативной базы в разы повысит эффективность контроля над преступностью и борьбы с ней. Необходимость ограничения конституционных прав и свобод граждан, обусловливается именно всеобщей глобальной криминализацией, которая ориентирует на поиск новых методов и средств борьбы с ней на основе достижений научно-технического прогресса. При этом граждане разных государств ввиду создавшейся общемировой ситуации постоянных угроз терроризма, экстремизма и других опасных проявлений организованной преступной деятельности, готовы и даже заинтересованы в ограничении их прав и свобод при условии жесткой законодательной регламентации условий и порядка реализации соответствующих мер и гарантий соблюдения законности.
Резюмируя изложенное, стоит подчеркнуть, что практически во всех развитых странах существуют различные по степени охвата, универсальности и унификации информационные системы регистрации граждан, представляющие собой основу информационного обеспечения социально-правового контроля. Очевидно, что именно они представляют одно из направлений модернизации давно существующих традиционных моделей государственного управления, прежде всего, на основе современных информационных технологий. Следует иметь ввиду, что первостепенна при этом, все же, цель развития гражданского общества и социальной защиты и обеспечения безопасности населения, но, в то же время, таким образом создаются и информационно-технологические основы социально-правового контроля.
Список литературы
1. Тишутина И.В. К вопросу об информационном обеспечении социально-правового контроля над организованной преступной деятельностью // Криминалистика в системе уголовно-правовых наук: актуальные направления теории и практики: Материалы Второго Всероссийского круглого стола 18 июня 2010. Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2010. С. 179-181.
2. Тишутина И.В. К вопросу о социально-правовом контроле над организованной преступностью // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1. Ч. 2. С. 362367.
3. Тишутина И.В. Социально-правовой контроль над преступностью как средство предупреждения и преодоления противодействия расследованию // Теория и практика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений (к 90-летию со дня рождения профессора И.М. Лузгина и к 80-летию со дня рождения профессора Е.И. Зуева): Сб. матер. 50-х криминалистических чтений. Часть 1. М. Академия управления МВД России, 2009.
4. Стратегия развития информационного общества в Российской федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7.02.2008 № 212 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Козинкин В.А. Использование в расследовании преступлений информации, обнаруживаемой в средствах сотовых систем подвижной связи в расследовании преступлений: дис. ... канд.юрид.наук. М., 2009. 192 с.
6. Есин С.Н. Криминалистическое обеспечение розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда: автореф. дис. ... канд.юрид.наук. М., 2008. 30 с.
7. Поликарпов В.А. Криминалистические учеты при расследовании таможенных преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид.наук. М., 2008. 27 с.
8. Бугаев К.В. О перспективах биометрии и полиграфологии в противодействии преступности // проблемы криминалистической науки, следственной и экспертной практики: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. А.А. Кузнецов. Омск: Академия МВД России, 2006. Вып.5.
9. Новости биометрии // http://www.biolink.ru/tecnology/news.php (дата обращения: 1.08.2019)
10. Биометрическая идентификация. Мировой опыт.// https://targcontrol.com/biometricheskaya-identifikaciya-mirovoj-opyt/(дата обращения: 1.08.2019)
11. Добрынин В. Изменились в лице: в Европе вводят тотальный контроль по биометрии // https://iz.ru/852375/vladimir-dobrynin/izmenilis-v-litce-v-evrope-vvodiat-totalnyi-kontrol-po-biometrii (дата обращения: 1.08.2019)
12. Системы регистрации граждан в аспекте социально-правового контроля над организованной преступной деятельностью в сфере экономики // Вестник академии экономической безопасности МВД России. М., 2010. №10.
13. Мультибиометрические технологии // URL: http://www.biolink.ru/tecnology/multibiometric.php (дата обращения: 1.08.2019).
14. Писаренко Д. Здесь всякого узнают по походке // Аргументы и факты. 2019. №14.
15. Бовт Г. Чужая душа больше не потемки, если у нее есть аккаунт в соцсетях // URL: https://snob.ru/entry/177969/(дата обращения: 1.08.2019)
16. Об утверждении Концепции создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН): Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2.03.2000 №323-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
17. Об утверждении Концепции создания системы персонального учета населения Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9.06.2005 №748-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
18. Все о гражданке Ивановой Законопроект о Реестре населения примут в первом чтении // URL: https://rg.ru/2019/09/10/zakonoproekt-o-reestre-naseleniia-primut-v-pervom-chtenii.html (дата обращения: 1.08.2019).
19. Законопроект «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bin/759897-7^aTa обращения: 1.08.2019)
Тишутина Инна Валериевна, д-р юрид. наук, доц., проф. кафедры, inna_tishutina@,mail. ru, Россия, Москва, Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя.
INFORMATION SUPPORT OF SOCIAL AND LEGAL CONTROL AS A MEANS OF IDENTIFYING AND OVERCOMING OPPOSITION TO THE INVESTIGATION: IN A DIGITAL
SOCIETY
I.V. Tishutina
The possibilities of modern citizen registration systems in the aspect of social and legal control and its importance for combating crime in general and for identifying and overcoming opposition to the investigation, in particular, are examined. Foreign experience and the implementation of legislative initiatives in this regard in our country are characterized. The analysis of the development of the situation of creating a state population register is carried out.
Key words: information support, information, social and legal control, counteraction, overcoming, registration systems, state population register, biometrics.
Tishutina Inna Valerievna, Doctor of Law sciences, associate professor, prof. Departments, inna_tishutina@,mail.ru, Russia, Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot.