Уровень современных достижений естественно-технических наук и информационных технологий актуализирует внедрение биометрических возможностей в сферу информационного обеспечения оперативно-разыскной и следственной деятельности. Сегодня в условиях технической и информационной вооруженности современной преступности для противопоставления ей адекватных мер правоохранительные органы как никогда нуждаются в новых научных достижениях, адаптированных для использования в раскрытии и расследовании преступлений. Невозможно не согласиться с В.А. Волынским, утверждающим, что общество постоянно стоит перед выбором «либо бескомпромиссных, аналитически взвешенных мер борьбы с преступностью, включая возможные уступки в части конституционных прав и свобод человека (например, в области дактилоскопической, генотипологической, кодированной регистрации населения), либо покорного ожидания последствий продолжающегося роста и разгула преступности» [1, с. 226].
Решение этой достаточно сложной и многогранной проблемы адаптации биометрических технологий в процесс раскрытия и расследования преступлений не исчерпывается рассмотрением ее технических и правовых аспектов, а неизбежно требует обращения и к методическим и организационным вопросам. Об этом свидетельствуют положения ряда руководящих нормативных документов, регулирующих процесс интеграции некоторых достижений биометрического характера в правоохранительную деятельность.
Так, например, Концепция государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения предусматривает следующие пути ее реализации:
- совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения; применение биометрических технологий для идентификации личности, защиты прав и свобод человека и гражданина при автоматизированной обработке персональных данных;
- заключение и реализация международных договоров Российской Федерации по вопросам взаимного признания паспортно-визовых документов нового поколения и международного информационного обмена содержащейся в них информацией;
- совершенствование взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, на основе создания и развития единой информационно-технологической инфраструктуры [2].
Одной из достаточно серьезных проблем в области биометрических технологий, сдерживающих их развитие, является отсутствие на данный момент единых внутригосударственных и международных стандартов в данной области. Существующие в России базы персональных данных различных ведомств (пенсионного фонда, налоговых органов, ФМС и т.д.) сегодня разобщены и имеют значительные отличия в принципах формирования информационных массивов.
Решение проблемы совместимости баз данных заключается в создании информационного ресурса - единого государственного регистра населения, в котором, помимо основных идентификационных данных гражданина (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения), будет содержаться и биометрический идентификатор персональных данных.
Для организации информационного взаимодействия между правоохранительными структурами разных государств необходимо обеспечить совместимость их информационных ресурсов, которая может быть обусловлена введением единого международного стандарта. Разработка такого международного стандарта, который должен быть принят к исполнению всеми государствами мирового сообщества, в настоящее время уже ведется.
Утверждены и введены в действие национальные стандарты по форматам обмена биометрическими данными применительно к отпечаткам пальцев рук и радужной оболочке глаза, которые полностью идентичны соответствующим международным стандартам ИСО/МЭК. В соответствии с разработанными и утвержденными биометрическими стандартами ведется разработка биометрических систем, которые будут совместимы при осуществлении обмена биометрической информацией [3; 4; 5].
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона
«О персональных данных» не только дается определение биометрических персональных данных, но и определяются условия их обработки, производящейся с письменного согласия субъекта персональных данных за исключением случаев, предусмотренных п. 2 указанной статьи, к которым относятся: осуществление правосудия и случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-разыскной деятельности, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее.
Закон «О персональных данных» только определяет возможность создания регистра населения, но для создания полноценной нормативной базы требуется принятие федерального закона, который должен четко регламентировать статус регистра населения, состав данных и источники наполнения такого регистра. В пункте 4 статьи 13 Закона «О персональных данных» указывается, что «в целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом».
Правительством Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», Минсвязи России совместно с МВД РФ, другими федеральными органами исполнительной власти было поручено разработать проект автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН). Реализация концепции создания АС ГРН даст возможность создать в стране национальный информационный ресурс - автоматизированный регистр населения. В постановлении коллегии Минсвязи РФ от 25 ноября 2003 г. № 15-2 «О проекте концепции создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения (АС ГРН)"» говорится, что регистр населения является основой (эталоном) сведений о населении и предназначен для обеспечения функционирования всех систем персонифицированного учета. К ним относятся системы МВД России, МНС России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Минтруда России, ЦИК России и других государственных органов и организаций.
Методические проблемы использования биометрических параметров человека в правоохранительной сфере заключаются также в неразработанности новых технологий и методов биометрической идентификации личности применительно к деятельности правоохранительных органов. Отсутствуют объективные критерии оценки пригодности конкретных биометрических технологий и методов для использования их в правоохранительной сфере. Не завершена разработка методик проверки работоспособности новых биометрических систем на больших по объему информации базах данных. Теоретическое обоснование уникальности отдельного биометрического параметра имеется далеко не для всех из них.
Методические проблемы проявляются и в отсутствии экспертных методик проведения идентификационных исследований человека с использованием многих перспективных и уже широко использующихся биометрических технологий. Речь идет, в первую очередь, о таких биометрических параметрах, как радужная оболочка глаза и геометрия ладони руки. Кроме того, потребуется разработка методик экспертного исследования самих биометрических технологий и систем. Целесообразна разработка методик тестирования биометрических систем для определения их пригодности при использовании в решении различных задач правоохранительной деятельности.
Разнообразные биометрические системы в настоящее время разрабатываются различными организациями. Необходимо разрешить спорные вопросы о том, в рамках каких судебных экспертиз они будут исследоваться. Дело в том, что нередко предметами различных судебных экспертиз выступают аналогичные объекты, что на практике обусловливает ошибки с выбором экспертного учреждения, эксперта, назначением конкретного вида или рода экспертиз и, как следствие, формулированием вопросов эксперту.
Широкомасштабное использование документов с биометрическими данными человека потребует разработки новых методик криминалистического исследования таких документов. При этом основными направлениями исследования выступят работы по выделению криминалистических признаков для решения различных задач (идентификационных, диагностических, классификационных и т.д.).
Организационные проблемы сопутствуют внедрению любых новых технико-криминалистических средств и методов в практику раскрытия и расследования преступлений. При этом решение организационных вопросов возможно только в тесной взаимосвязи и с учетом правовых аспектов указанных проблем [1, с. 226].
По нашему мнению, для эффективного применения в правоохранительной сфере новых биометрических технологий должны быть решены следующие организационные вопросы:
- определить субъекты и порядок применения ими биометрических технологий, а также обращения с биометрическими данными (информацией);
- установить порядок проведения тестирования, сертификации соответствующего оборудования для получения и проверки биометрических данных;
- разработать структуру организации и схему функционирования баз данных (информационных массивов), содержащих биометрическую информацию;
- выработать технологии, методы и способы обеспечения защиты биометрической информации;
- найти пути использования новых биометрических параметров в системе криминалистической регистрации и др.
Решение всего комплекса методических и организационных проблем позволит эффективно использовать новые биометрические технологии в практике раскрытия и расследования преступлений. Применение положений биометрии при разработке и в процессе использования новых документов, удостоверяющих личность, обеспечит возможность при минимальном ущемлении прав и свобод граждан вывести на новый уровень степень защиты новых паспортно-визовых документов. При этом документы, содержащие биометрические данные человека, могут стать полноценным источником криминалистически значимой информации.