Системы регистрации граждан в аспекте
социально-правового контроля над организованной преступной деятельностью в сфере экономики
Тишутина И.В. *
The extract under discussion is considered the concept and modern possibilities of social control under the organized crime in сфере экономики. The author pays attention to the necessity of the control and describes its informational securing.
0
01
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Собирание, накопление, систематизация, обработка и использование информации о лицах, совершающих преступления, и способах их действий являются неотъемлемой составляющей успешной борьбы с преступностью и одним из основных средств обеспечения реального контроля над ней. В качестве такой информации может выступать не только криминалистически, но и социально, криминологически значимая информация, то есть характеризующая преступления и преступность, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а самое важное — лиц, их совершающих.
Более того, что касается непосредственно контроля в его практическом выражении, спектр информационных связей, а соответственно источников и носителей используемой при этом информации гораздо шире. Контролю свойственна информация различного (правового, организационного, экономического и т.п.) характера. Это корреспондируется с понятием социально-правового контроля над преступностью как деятельностью государственных (и не только правоохранительных) органов и общественных институтов, преследующих цель эффективного воздействия на криминогенные факторы социальной среды1.
Своеобразные системы регистрации граждан ведутся в различных министерствах и ведомствах нашего государства с учетом профиля их деятельности. Существуют базы данных владельцев недвижимости, автотранспорта, огнестрельного оружия, проводной и беспроводной телефонной связи. Банки, транспортные компании, торговые сети и т.п. также учитывают своих клиентов. Все эти системы
при некотором разнообразии их целей и задач объединяет единство объекта регистрации — это человек и гражданин. При этом решается одна общая задача — совершенствование информационного обеспечения управляющего воздействия на социальные и экономические процессы. В этих целях фиксируются изменения в отношениях: человек — общество — государство — бизнес. Очевидно, что такая информация просто незаменима в осуществлении социально-правового контроля над преступностью. Хотя следует заметить, что существующие по этой проблеме научные публикации до сих пор оставляли без внимания вопросы, касающиеся возможностей таких информационных систем в обеспечении данного контроля.
Об этом убедительно свидетельствует программа компьютеризации управленческой деятельности на уровне не только отдельных ведомств, но и на общегосударственном уровне. Примером тому служат программы «Электронное судопроизводство» и «Электронное правительство»2. Международный опыт показывает, что высокие технологии, включая информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одним из важнейших средств обеспечения их прав и свобод, в том числе в отношениях с представителями власти3.
По существу, информационное обеспечение социально-правового контроля составляют базы данных всех тех организаций и учреждений, которые выступают его субъектами: операторов сотовых систем подвижной связи4; АИПС регистра-
Докторант ФПНиНПК Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.
ции пассажиров на железнодорожном, авиационном транспорте и т.п.5 В связи с широким размахом, который приобрела организованная преступность в сфере экономической деятельности, в настоящее время особую актуальность имеют таможенный, государственный регистрационный, налоговый, лицензионный и другие подобные виды контроля6.
Особая опасность преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых в рамках организованной преступной деятельности, и сложность их выявления, раскрытия и расследования объясняются тем, что они, как правило, тесно граничат с законной экономической деятельностью, а соответственно маскируются под нее. Такие преступления создают базис не только для национальной, но и для транснациональной организованной преступности, а вместе с тем оборачиваются глобальными негативными социально-экономическими последствиями (безработица, падение жизненного уровня граждан и т.д.). При этом традиционные следы преступлений (рук, ног, оружия и т.п.), характерные для общеуголовных преступлений и составляющие основу криминалистической регистрации, практически отсутствуют.
Между тем криминологи отмечают, и не без оснований, что преступления в сфере экономической деятельности интегрируют в себе многие общеуголовные виды преступлений, включая такие особо тяжкие, как терроризм, бандитизм, заказные убийства. В конце концов именно организованная преступность во всех формах и видах ее проявлений и угрожающие тенденции ее развития вынуждают общество в лице соответствующих государственных органов изыскивать адекватные меры борьбы с ней, в том числе используя современные достижения науки и техники, и диктуют необходимость использовать в этих целях различные системы регистрации граждан, выступающие средством социально-правового контроля над «криминальным обществом» и в целом управляющего воздействия над преступностью7.
В то же время следует обратить внимание на ряд проблем в плане информационного обеспечения социально-правового контроля над организованной преступной деятельностью в экономической сфере с использованием существующих систем регистрации граждан:
1) информация о гражданах — субъектах учета — сосредоточена в системах различных государственных органов и частных организаций, функционирующих совершенно автономно. Сосредоточенная в них информация, как правило, дублируется по ряду основных параметров и нередко хранится в разных форматах, легкодоступных для несанкционированного использования 8;
2) отсутствие реального механизма доступа граждан к информации о себе и возможности корректировать ее содержание;
3) все системы регистрации граждан основаны на использовании паспортных данных, в которых пока не отражаются биопризнаки, индивидуализирующие их владельцев, а потому данные легко поддаются умышленному искажению. Вместе с тем в ряде зарубежных государств начиная с 80-х гг. прошлого века довольно широко применяются системы регистрации граждан с использованием их биометрических данных и кодовой информации о них9. Исторически методы биологии в регистрации граждан первыми начали применять правоохранительные органы. Эти методы лежали в основе дактилоскопии, описания внешности человека, криминалистического исследования объектов биологического происхождения. Однако качественно иные возможности этих методов проявились с освоением методов ДНК-анализа. Именно с этим фактом связываются возникновение такой отрасли знания, как биометрия10, и развитие биотехнологий. Сфера их использования расширяется с большим ускорением, охватывая множество других областей обычной жизни общества — от защиты информации и контроля доступа к ней до создания локальных (корпоративных) и универсальных общесоциальных систем регистрации граждан. Это обусловлено высокой эффективностью биометрии и ее аутентификационных систем в отождествлении личности11.
Поиск возможностей повышения надежности и качества при одновременном снижении уровня ошибок показал, что все большее распространение получают: > мультибиометрические технологии, поскольку в основанных на них системах распознавание осуществляется
0
01
г •
о
о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
0
01
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
не по одному, а по нескольким идентификаторам;
> мультимодальные системы, где идентификаторы одного и того же типа (отпечатки пальцев) обрабатываются с помощью различных алгоритмов в целях повышения надежности идентификации;
> многофакторные системы, где наряду с биометрическими технологиями используются и другие идентификаторы (ПИН-код, пароль, смарт-карта и т.д.), при этом пользователю необходимо пройти биометрическую идентификацию и предъявить (ввести) дополнительные идентификато-
ры12.
Однако следует заметить, что общество неоднозначно воспринимает перспективы создания и развития современных информационных систем регистрации граждан. Их создание некоторые ученые ошибочно связывают с потребностями только правоохранительных органов, используя при этом страшилки со ссылкой на годы репрессий, на «тотальный надзор», «электронную слежку» или «ки-бердиктатуру» 13.
Конечно, существует определенный риск с позиции соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, особенно принимая во внимание то, что он проявляется как одна из общих закономерностей развития научно-технического прогресса, достижения которого вместе с очевидными благами одновременно несут человечеству и реальные угрозы. В конечном итоге все зависит от того, каким образом, кем конкретно и с какой целью эти достижения будут использованы.
В настоящее время необходимость однозначного установления или подтверждения личности любого гражданина в процессе осуществления им различных действий в повседневной жизни является вполне нормальным, привычным и очевидным делом, сопряженным с предъявлением паспорта либо другого документа, удостоверяющего личность. При этом всегда проводится обязательная проверка: является ли человек тем, кем представляется. Соответственно определенный порядок контроля и так существует. В гостиницах, аэро- или железнодорожных кассах и т.д. фиксируются паспортные данные, дата, время, факт обращения по приобретению билета для выезда конкретного числа в конкретный город. Пря-
мо скажем, дело в том, что пока не существует федеральной системы, которая объединяла бы и аккумулировала эту информацию.
При этом осуществляется наблюдение не за гражданами, а за процессами, деятельность граждан не персонифицируется. Она обращает на себя внимание только тогда, когда осуществляется с нарушением закона или когда гражданин нуждается в помощи. Таким образом, осуществляется дифференциация нуждающихся в социальной и медицинской помощи, работающих, безработных, учащихся и получивших образование, годных и негодных к службе в армии, допускающих и не допускающих противоправное поведение и т.п. По существу, такое «наблюдение» представляет собой самоконтроль общества и является важнейшим элементом социально-правового контроля над преступностью.
Создание и развитие государственного регистра населения станет информационно-аналитической основой повышения качества социально-экономических и политических решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления. Он будет способствовать собираемости налогов в бюджеты всех уровней и их рациональному распределению, проведению основных структурных реформ, обеспечению общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, повышению эффективности работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях, устранению (исключению) дублирования сбора персональных данных и многократного их ввода в различные автоматизированные системы учета14.
В рамках создания такой системы предполагается осуществление следую -щих мероприятий:
> введение единого идентификатора персональных данных, обеспечивающего возможность однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу;
> создание государственного регистра населения, содержащего актуальные первичные идентификационные данные граждан и соответствующие им идентификаторы персональных данных;
> интеграция и обеспечение взаимодействия различных автоматизированных систем учета, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональных данных в электронном виде;
> обеспечение доступа к персональным данным, размещаемых в автоматизированных системах учета, заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций на межведомственном уровне в соответствии с утверждаемыми регламентами;
> разработка порядка предоставления информационных услуг населению15. Президент России Д.А. Медведев в
2008 г. высказался за создание единого регистра населения, отметив, что должна быть создана федеральная база и определен федеральный орган исполнительной власти, который сможет, в свою очередь, делегировать соответствующие полномочия территориям16.
Принято и действует довольно значительное количество нормативных актов, в том числе и международных, ратифицированных Россией. Порядок сбора, обработки, хранения и использования информации о гражданах, а также ответственность за разглашение или утерю персональных данных коммерческими организациями регламентируется Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных». Однако построение правового информационного поля обращения персональной информации сопряжено с необходимостью дальнейшего решения множества организационных, технических и финансовых вопросов.
Создание и внедрение единой автоматизированной информационно-поисковой системы регистрации граждан существенным образом повысят эффективность деятельности правоохранительных органов по контролю над преступностью и в борьбе с ней. Именно всеобщая глобальная криминализация провоцирует необходимость ограничения конституционных прав и свобод граждан, вынуждает изыскивать новые методы и средства борьбы с ней на основе достижений НТП. В то же время мировой опыт борьбы с организованной преступностью и одним из наиболее опасных ее проявлений — тер-
роризмом, показывает, что граждане в целях предотвращения таких угроз готовы к ограничению их прав и свобод при условии жесткой законодательной регламентации условий, порядка реализации соответствующих мер и гарантий соблюдения законности. Поэтому расширение полномочий государственных органов по сбору, хранению и использованию информации о гражданах вполне оправданно, но требует детальной проработки и принятия соответствующего законодательства, регламентирующего основы функционирования информационных систем регистрации граждан как на основе обычных, специальных, так и биометрических персональных данных, в том числе с использованием личных идентификационных номеров.
Очевидно, что создание такой системы и обеспечение ее функционирования связаны с реализацией нестандартных функций и решением специфических задач общесоциального характера, которые сегодня не охватываются ни одним министерством и ведомством в структуре органов государственной власти. Соответственно требуется создание самостоятельного государственного органа, в функции которого будут входить сбор, обработка, хранение и использование информации о гражданах, о чем говорил и Д.А. Медведев.
Таким образом, универсальные информационные системы регистрации граждан, составляя ядро информационного обеспечения социально-правового контроля, все очевиднее выступают в качестве одного из средств совершенствования традиционных моделей государственного управления, его модернизации на основе современных информационных технологий17. В частности, приняты и реализуются Концепция государственной информационной политики России, федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 гг.)». При этом преследуются цели создания информационно-технологических основ как социально-правового контроля, так и развития гражданского общества как одного из непременных условий обеспечения функционирования социально-правовых систем регистрации граждан, прежде всего в целях их социальной защиты и обеспечения безопасности.
0
01
г •
о
о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Литература и примечания
1. Социально-правовой контроль органов внутренних дел над терроризмом: криминологический аспект: учебное пособие / Н.С. Кондраков, С.С. Крашенников, Н.И. Куликов; под ред. С.Я. Лебедева. М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003; Харитонов А.Н. Контроль над преступностью в демократическом обществе // Государство и право. 1999. № 8. С. 54—91; Шестаков Д.А. Контроль преступности: юридический аспект. СПб, 2000; Лебедев С.Я. Что делать с преступностью: бороться или контролировать? // Криминалистический журнал. 2001. №1. Ноябрь. С. 38—41.
2. Распоряжение Правительства РФ № 632-р от 6 мая 2008 г. «Об утверждении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства».
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
4. Козинкин В.А. Использование информации, обнаруживаемой в средствах сотовых систем подвижной связи в расследовании преступлений: дисс. ... к.ю.н. М., 2009.
5. Есин С.Н. Криминалистическое обеспечение розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда: дис. ... к.ю.н. М., 2008.
6. Карпушкин О.С.Взаимодействие органов внутренних дел и органов таможенной службы в раскрытии и расследовании преступлений: дисс. ... к.ю.н. М., 2006. С. 43—44; Кочубей М.А. Криминологическое и уголовно-правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в таможенной деятельности: автореф. ... д. ю.н. М., 2005; Дзуганов А.А. Взаимодействие органов внутренних дел Северо-Кавказского региона с учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в раскрытии и расследовании преступлений против собственности: дисс. ... к.ю.н. Нальчик: КБГУ, 2002. С. 70—111; Мишин Г.К. Налоги и социальный контроль // Государство и право. 2000. № 8. С. 40—46; Бекетов Д.В. Предупреждение преступности административно-правовыми средствами как вид социально-правового контроля правовой среды // Сборник научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. 2005.
7. Поликарпов В.А. Криминалистические учеты при расследовании таможенных преступлений: дисс. ... к.ю.н. М., 2008. С. 119-69.
8. На то, что такие государственные информационные банки данных не согласованы ни по форме их представления, ни по способам учета, уже обращалось внимание в специальной литературе. См., например: Алешкин Е.Ф. Информационная сеть автоматизированной системы учета персональных данных населения административного округа города Москвы: автореф. дисс. . к.ю.н. М., 2006. С. 7.
9. Новости биометрии URL: // http://www.biolink.ru/ tecnology/news.php.
10. Здесь и далее под биометрией понимается научно обоснованная система знаний об идентификации человека по совокупности отличительных физиологических или поведенческих его характеристик. См.: Бол Р.М.. Коннел Дж.Х., Панканти Ш. и др. Руководство по биометрии. М.: Техносфера, 2007. С. 19-20. О 11. Бугаев К.В. О перспективах биометрии и полиграфологии в противодействии преступности // Проблемы криминалистической науки, следственной и экспертной практики: межвуз. сб. науч. трудов / отв. ред. А.А. Кузнецов. Омск: Академия МВД России, 2006. Вып. 5. С. 25.
12. Мультибиометрические технологии URL: // http://www.biolink.ru/ tecnology/multibiometric.php.
13. Петросян В.О. Использование криминалистических методов и средств в розыске без вести пропавших граждан: дисс. ... к. ю.н. М.: ЮИ МВД РФ, 1998. С. 67; В Японии начала действовать общенациональная компьютеризированная система регистрации граждан URL: // http://www.demoscope.ru/weekly; Черкесов В.Н. Современные компьютерные технологии и права человека // Милиция/полиция/ третьего тысячелетия. Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел к взаимодействию с населением: материалы международной научно-практической конференции (Смоленск, 15-16 мая 2001 г.). Смоленск. 2001. С. 43-44.
5 14. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 748-р от 9 июня 2005 г. «Об утверждении Концепции создания системы персонального учета населения Российской Федерации» // [Электронный
Ol
JJ ресурс]: Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2009.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 323-р от 2 марта 2000 г. «Об утверждении Концепции создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН)» // [Электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2009.
ü 16. Д.А. Медведев поддержал идею создания единого социального регистра населения России URL: //http:/
О . . ----
z
/www.prime-tass.ru/news/show (от 26 февраля 2008 г., Уфа).
О 17. Никитенкова М.А. Информационная политика РФ: Создание электронного правительства как состав-
я ная часть федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010)» // Сборник научных
О трудов ИНИОН РАН; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2007. С. 438. п <0 \о
>5
О *
О ф
У
2
0
1
о *
0
2
ф
ч
л *
<
1 I-
О ф
со