Научная статья на тему 'К вопросу о социально-правовом контроле над организованной преступностью'

К вопросу о социально-правовом контроле над организованной преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тишутина И. В.

Рассматривается в криминалистическом аспекте понятие и современные возможности социально-правового контроля над организованной преступностью, обосновывается его необходимость и характеризуется его информационное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-правовом контроле над организованной преступностью»

2006. № 11. Режим доступа: СПС «ГАРАНТ-Максимум. ПРАЙМ». Версия: 6.4.2.

D.N. Sretentzev

Electronic data as object of judicial examination

Analyzing a modern level of development of a science and technics the author of article speaks about necessity of updating of positions of the legislation, concerning regulations of the list of objects of expert research, with the purpose of reduction conformity of judicial-expert practice with needs of a developing information society.

Judicial examination, electronic data, objects of expert research, an information society.

УДК 343.97.02

И.В. Тишутина, докторант, (Россия, Москва, Моск. ун-т МВД России)

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОМ КОНТРОЛЕ НАД ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Рассматривается в криминалистическом аспекте понятие и современные возможности социально-правового контроля над организованной

преступностью, обосновывается его необходимость и характеризуется его информационное обеспечение.

Ключевые слова: социально-правовой контроль, организованная

преступность, коррупция, информационные системы, регистрация граждан.

Термин «контроль над преступностью» довольно широко распространен в теории и практике борьбы с преступностью в США и некоторых западноевропейских стран. В конце 90-х годов прошлого века его позаимствовали отечественные криминологи [16, 17], причем в ряде случаев противопоставляя термину (и понятию) «борьба с преступностью» [14, с. 3841], или рассматривая его как один из элементов в рамках «системы противодействия преступности» [6, с. 184-240]. Нам представляется, что одно не исключает другое. Цель контроля над преступностью — не допускать правонарушений, предупреждать преступления. В случае же когда контроль не срабатывает, возникают уголовно-правовые отношения, характеризующиеся как раз борьбой сторон уголовного процесса за розыскную и доказательственную информацию. В этом отношении прав А.В. Боков, утверждая в дискуссии с С.Я. Лебедевым, что бороться необходимо с преступностью, а контролировать «криминальное общество» [3, с. 20-23].

Под социальным контролем понимается механизм самоорганизации (саморегуляции) и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка, устранения, нейтра-

лизации или минимизации нормонарушающего (девиантного) поведения. Это наиболее общее его определение. В более узком смысле слова социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы девиантного поведения с целью их элиминирования или сокращения, минимизации [7, с. 261]. Социальный контроль — контроль общества над личностью, контроль (и надзор) государства над гражданином. Поэтому, с одной стороны, человек, а с другой — общество и государство — должны рассматриваться как исходные взаимодействующие элементы системы обеспечения безопасности граждан. Социальный контроль в этом смысле можно определить и как одну из форм управления деятельностью по обеспечению безопасности граждан от криминальных угроз и защиты человека от преступных посягательств [4, с. 160].

Важнейшими составляющими социально-правового контроля являются общественные институты. Фактически это самоконтроль общества. «Одной из основных его задач, — отмечает Н.Ф. Кузнецова, — является сокращение коррупции, неразрывно связанной с организованной преступной деятельностью и характеризующейся наивысшей латентностью (более 95 %). При этом особые усилия должны быть направлены на борьбу с наиболее опасным видом коррупции — элитно-властной, со стороны представителей всех трех ветвей власти, поскольку этот вид коррупции тесно взаимодействует с организованной преступностью (по различным оценкам от 30 до 50 % преступных доходов ОПГ передается на подкуп чиновников)» [13, с. 63]. Именно они, способствуя усилению экономической базы организованной преступности, влияют на распространение коррупции.

Проблемы социально-правового контроля над преступностью непосредственно к предмету криминалистики вроде бы не относятся. Но при детальном их рассмотрении выясняется, что это не совсем так. Во-первых, результаты такого контроля часто выступают в качестве оснований и поводов для принятия уголовно-правовых мер в отношении лиц, совершивших преступления, в том числе для возбуждения уголовных дел, соответственно при их расследовании данные этого контроля могут выступать в качестве доказательств; во-вторых, очевидно предупредительное, профилактическое значение такого контроля, которое проявляется в определенной мере как результат использования криминалистических рекомендаций; в-третьих, в осуществлении социально-правового контроля все более заметное значение приобретают методы и средства криминалистики, особенно в области техники. Имеются ввиду возможности создания и использования различных систем регистрации граждан, в основе которых криминалистические методы и средства их документальной индивидуализации, позволяющей осуществлять контроль за их передвижением, действиями в системе товарно-денежных отношений и т. д.

Научно-техническое обеспечение социально-правового контроля, а соответственно, его криминалистическая составляющая, существенно обогатились в последние десятилетия за счет достижений в области компьютерной техники и современных информационных технологий. Это позволяет использовать в целях его осуществления базы данных информационно-поисковых систем (ИПС) практически всех учреждений и организаций, представляющих пограничный, таможенный, финансовый, налоговый и иные направления контроля. Каждую из таких ИПС, по нашему мнению, можно рассматривать как структурные элементы всей системы информационного обеспечения социально-правового контроля. Более того, в эту систему могут быть включены персональные базы данных служебноприкладного назначения, в частности, владельцев недвижимости, автотранспортных средств, огнестрельного оружия и т. п. Положительную роль в этой системе могут играть и корпоративные ИПС, в которых, например, торговые сети и банки регистрируют своих клиентов, транспортные фирмы - пассажиров, строительные фирмы — индивидуальных инвесторов и т. д.

Необходимость обеспечения, прежде всего, социальной безопасности населения, в том числе и посредством контроля над преступностью, ставит перед обществом и государством проблему совершенствования научно-технического обеспечения социально-правовых систем регистрации граждан и унификации содержащейся в них информации в целях обеспечения эффективности социально-правового контроля над преступностью.

В России еще не сформирован единый кадастр населения. С его появлением станет возможным отказ от внутренних паспортов и замена их на удостоверения личности. Однако этот вопрос еще не проработан окончательно на законодательном уровне. В то же время следует обратить внимание на очевидный прогресс в позиции общества в целом и отдельных его членов по отношению к всеобщей регистрации граждан. Наглядным свидетельством чего стало принятие Федеральных законов «О персональных данных», «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», расширивших перечень информации о гражданах, формируемой в информационно-поисковых социально-правовых системах регистрации граждан как на обязательной, так и на добровольной основе; оформление биометрических заграничных паспортов, содержащих закодированную информацию об индивидуальных признаках и свойствах граждан.

В основе Закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ положения Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», ратифицированной Государственной Думой РФ (Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ). Идея именно данного законопроекта в упомянутых выше зарубежных странах (США, Англия, Швеция и ряд других, 80-е годы ХХ в.) нашла свою практическую реализацию в виде единых государст-

венных систем регистрации населения, изначально ориентированных на информационное обеспечение решения широкого круга самых разнообразных социально значимых задач: здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования, миграции населения, обороны, безопасности, правопорядка и т. п. [11, с. 158].

Ежегодно растет количество всевозможных баз данных как государственных, так и коммерческих структур, содержащих информацию персонального характера. Однако еще не завершена проработка вопросов социального, правового и технического обеспечения сбора, обработки и хранения такой информации. На разрешение этих вопросов ориентирована Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [1], в числе основных задач которой повсеместное внедрение в деятельности органов государственной власти информационно-коммуникационных технологий.

Необходимость социально-правового контроля над преступностью во многом предопределяется особенностями ее проявления в условиях рыночных социально-экономических отношений. Верно отмечено в этой связи В.А. Азаровым, что «качественно новому преступному феномену» должны противостоять адекватные, т. е. качественно новые средства государственного реагирования, способные сдерживать, а в конечном счете — поставить под контроль преступные проявления. Опыт, в том числе международный, показывает, что традиционные средства борьбы с преступностью бессильны или в лучшем случае — малоэффективны. Поскольку организованная преступность — главная составляющая такого феномена, ей надлежит противопоставить специально созданные государством экономические, политические, правовые и социальные средства [2, с. 22-28].

По некоторым оценкам организованными преступными группировками в 2003 г. контролировалось до 50 % частных предприятий и до 60 % государственных [10, с. 41]. Нет оснований полагать, что эти показатели за истекшее время изменились в лучшую сторону. Рассматривая сущность современной организованной преступности, А.И. Долгова пишет, что она «определенным образом структурирует не только преступность, но и более широкое явление — «криминальное общество» как подструктуру общества в целом». Это общество, по ее справедливому замечанию, имеет свою экономику и политику, идеологию и психологию, социальную и духовную сферы, нормы поведения и юстицию [9, с. 3-4]. И поскольку такое «криминальное общество существует и действует наряду с официальным обществом, проникает в его государственные структуры и общественные институты, — ... определение характеризующих признаков и «границ» этого общества насколько сложная, настолько и актуальная задача, практически нерешаемая без задействования современных достижений науки и техники, и в частности, информационных технологий [5, с. 28-29]. Иначе говоря, это одна из тех ситуаций, когда для выявления и познания «частного»

необходимо системное изучение «общего», что и делается в форме «контроля над преступностью», в том числе с использованием автоматизированных социально-правовых систем регистрации граждан. В рамках борьбы с организованной преступностью государство решает ряд задач, в числе которых осуществление мер по контролю за организованными преступными объединениями [8, с. 227].

Прав в этой связи А.М. Каминский, отмечая применительно к коррупции как одной из составляющих организованной преступной деятельности, что изучаться она должна в плане выработки рекомендаций по ее нейтрализации системой юридических и неюридических, в том числе социальных мер [8, с. 19]. При этом следует помнить, что контроль над преступностью не отличается пассивностью, его активность предопределена всеми составляющими элементами как общесоциальными, так и специально-правовыми [15, с. 353]. А создание эффективной системы контроля за поведением людей позволит своевременно защитить их от преступных посягательств.

Таким образом, на данном этапе очевидна необходимость и важность организации и осуществления социально-правового контроля над организованной преступностью, а также совершенствования его информационного обеспечения на базе современных информационно-поисковых систем социально-правовового назначения и создания единого государственного регистра населения.

Библиографический список

1. О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 годы): Постановление № 721 от 10.09.2009 г.

2. Азаров В. А. Средства противодействия организованной преступности: уголовно-процессуальный аспект // Противодействие организованной преступности: уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты борьбы с торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков и оружия, экологическими преступлениями: материалы межд. конф., по-свящ. 10-летию кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики РГУ им. И.Канта / под ред. Т.С. Волчецкой. Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2008. С. 22-28.

3. Боков А.В. Бороться необходимо с преступностью, а контролировать «криминальное общество» // Антитеррор. № 1. Сентябрь 2002. С. 2023.

4. Боков А.В. Организация борьбы с преступностью: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 160.

5. Волынский В.А. Криминальное общество и использование научнотехнических достижений в контроле над ним // Антитеррор. № 1. Сентябрь 2002. С. 28-29.

6. Гилинский Я.И. Характеристика системы противодействия преступности // Криминология: учебник / под ред. Г. Л. Касторского. СПб.: МИЭП; СПбИГО; ООО «Книжный дом», 2007. С. 184-240.

7. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. СПб., 2004. С. 261.

8. Гыске А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М.: ПБТ, 2001. С. 227.

9. Долгова А.И. Преступность, ее виды и организованная преступность // Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. М.: Российская Криминологическая Ассоциация, 2001. С. 3-4.

10. Иванов В.П. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства // Закон и право. 2003. № 2. С. 41.

11. Карлов В.Я. Современное состояние и перспективы совершенствования организации и правового регулирования использования криминалистической техники в расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М.: МАЭиП, 2004. С. 158.

12. Каминский А.М. Теоретические основы криминалистического анализа организованной преступной деятельности и возможности его практического использования. Ижевск: Детектив-информ. Ч. 2. 2007. С. 19.

13. Кузнецова Н.Ф. Углубление социального контроля преступности — одна из предпосылок решения социально-экономических проблем: материалы «круглого стола» // Государство и право. 1999. № 9. С. 63.

14. Лебедев С.Я. Что делать с преступностью: бороться или контролировать? // Криминалистический журнал. № 1. Ноябрь 2001. С. 38-41.

15. Предупреждение преступлений в системе социально-правового контроля над преступностью // Криминология: учебник / под ред. Г.А. Аванесова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 353.

16. Харитонов А.Н. Контроль над преступностью в демократическом обществе // Государство и право. 1999. № 8. С. 54-91.

17. Шестаков Д.А. Контроль преступности: юридический аспект. СПб., 2000.

I. V. Tishutina

To a question of socially-legal control under the organized crime

The extract under discussion is considered the concept and modern possibilities of social control under the organized crime in criminalistic aspect. The author pays attention to the necessity of the control and describes its informational securing.

Key words: social control, organized crime, corruption, information systems, enumeration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.