Научная статья на тему 'Информационное обеспечение контроля таможенной стоимости в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости'

Информационное обеспечение контроля таможенной стоимости в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль таможенной стоимости / дополнительная проверка / формы таможенного контроля / мотоаукционная статистика / меры таможенного контроля / информационное обеспечение / ДВТУ / customs value control / additional checking / forms of customs control / motor-auction statistics / customs control measures / information support / FECA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишневская Анастасия Андреевна, Емелюшкина Эллина Евгеньевна

В статье рассмотрен процесс проведения таможенного контроля таможенной стоимости. Акцентировано внимание на необходимости информационного обеспечения проведения таможенного контроля таможенной стоимости как ввозимых (вывозимых) товаров, так и после выпуска товаров. Вывод о значимости информации сайтов Интернет для формирования доказательной базы таможенных органов основан на анализе опыта проверки документов и сведений, начатой после выпуска товаров проведенной таможенными органами Дальневосточного таможенного управления совместно с Прокуратурой Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вишневская Анастасия Андреевна, Емелюшкина Эллина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Support of Customs Value Control within the Framework of Additional Customs Value Checking

The article considers the process of customs control of the customs value. Attention is focused on the need for information support for customs control of the customs value of both imported (exported) goods and after the release of goods. The conclusion about the importance of information from Internet sites for the formation of the evidence base of customs authorities is based on the analysis of the experience of checking documents and information initiated after the release of goods by the customs authorities of the Far Eastern Customs Administration together with the Prosecutor’s Office of the Primorsky Territory.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение контроля таможенной стоимости в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости»

УДК 339.543

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-27-35

А. А ВИШНЕВСКАЯ, Э. Е. ЕМЕЛЮШКИНА

Информационное обеспечение контроля таможенной стоимости в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости

В статье рассмотрен процесс проведения таможенного контроля таможенной стоимости. Акцентировано внимание на необходимости информационного обеспечения проведения таможенного контроля таможенной стоимости как ввозимых (вывозимых) товаров, так и после выпуска товаров. Вывод о значимости информации сайтов Интернет для формирования доказательной базы таможенных органов основан на анализе опыта проверки документов и сведений, начатой после выпуска товаров проведенной таможенными органами Дальневосточного таможенного управления совместно с Прокуратурой Приморского края.

Ключевые слова: контроль таможенной стоимости, дополнительная проверка, формы таможенного контроля, мотоаукционная статистика, меры таможенного контроля, информационное обеспечение, ДВТУ

A. A. VISHNEVSKAYA, Е. Е. EMELYUSHKINA

Information Support of Customs Value Control

within the Framework of Additional Customs Value Checking

The article considers the process of customs control of the customs value. Attention is focused on the need for information support for customs control of the customs value of both imported (exported) goods and after the release of goods. The conclusion about the importance of information from Internet sites for the formation of the evidence base of customs authorities is based on the analysis of the experience of checking documents and information initiated after the release of goods by the customs authorities of the Far Eastern Customs Administration together with the Prosecutor's Office of the Primorsky Territory.

Keywords: customs value control, additional checking, forms of customs control, motor-auction statistics, customs control measures, information support, FECA.

Таможенная стоимость - важный элемент государственного регулирования торгово-экономических отношений, фактически являющаяся налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. От точности определения таможенной стоимости зависит объем перечисленных средств в федеральный бюджет. Научный интерес представляют порядок проведения таможенного контроля таможенной стоимости

ВИШНЕВСКАЯ Анастасия Андреевна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ЕМЕЛЮШКИНА Эллина Евгеньевна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Шарощенко Ирина Валерьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления, Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

и источники, способствующие нивелированию асимметрии информации о стоимости товара.

Цель исследования - выявление источников информации, используемых в таможенном контроле таможенной стоимости товаров.

Итак, таможенный контроль таможенной стоимости регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). При его проведении таможенные органы применяют разные формы и меры таможенного контроля. Наиболее часто применяют такие меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, как получение объяснений, запрос на получение документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также привлечение специалистов.

Таможенный контроль может быть осуществлен, если обнаружен факт несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации или международных договоров Российской Федерации, контроль которых возложен также на таможенные органы. на этапах таможенного контроля таможенные органы собирают информацию из разных публичных источников, например, сайт правительства страны производителя товара, сайты аукционной статистики, цены национальных производителей.

От вида таможенного контроля зависит время его проведения. На проведение таможенного контроля до выпуска товаров для получения объяснений и проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенным органа отводится 4 часа. При проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы имеют право проводить проверку в течение 3 лет. Если в первом случае таможенные органы отведенное время используют в основном на поиск источников информации, то во втором - трехлетний период позволяет наиболее полно провести анализ заявленных сведений и сделать вывод об их достоверности при помощи разных источников публичной информации.

При проведении таможенного контроля стоимости таможенные органы руководствуются рядом законодательных актов: ввозимых товаров - главой 5 ТК ЕАЭС; товаров, вывозимых с таможенной территории, - нормами федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом таможенная стоимость должна базироваться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации [п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС], а в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» бремя опровержения ее достоверности лежит на таможенном органе.

инициирование проверки документов и сведений о таможенной стоимости осуществляется при подозрениях в достоверности заявленной стоимости товара.

использование субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (СУР) позволяет дифференцировать участников ВЭД по категориям уровня риска, а также одновременно решать сразу несколько важных задач при таможенном контроле:

1) смещать акцент на этап «после выпуска товаров», что обеспечивает снижение издержек законопослушных участников ВЭД при совершении таможенных операций;

2) рационально использовать кадровые и технические ресурсы и потенциал таможенных органов в целом;

3) концентрирование основных усилий таможенных органов на наиболее рисковых товарных партиях.

СУР используется для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков и призвана выявить признаки недостоверности таможенной стоимости, а также наличие расхождений и несоответствий в таможенной декларации (далее - ДТ) и документах, направленных в таможенный орган (центр электронного декларирования) для подтверждения таможенной стоимости. К таким расхождениям относятся несоответствия номеров, дат, сумм и прочих реквизитов в инвойсах и других товаросопроводительных документах. Под этот же пункт подпадает получение таможенным органом иной информации, оказывающей влияние на таможенную стоимость товара, от таможенных органов других стран или иных источников.

Информационное обеспечение таможенного контроля, а именно - контроля таможенной стоимости, должно соответствовать требованиям: объективности и субъективности; полноты; достоверности; адекватности; доступности; актуальности. Наличие в информационной базе таможенного органа данных о фактических ценах производителей (индексов таможенной стоимости1), о поставке идентичных или однородных товаров, которые ввозились на сопоставимых условиях, способствует таможенному контролю таможенной стоимости.

Несоответствие информации о стоимости товаров в информационной базе таможенного органа с той стоимостью, которая заявлена в декларации, является основанием для подтверждения заявленной стоимости товаров. Этот признак относится к группе аукционных товаров, например, таким как зерно, транспортные средства, и т. д. [2].

Недостоверно заявленная таможенная стоимость может быть результатом недостаточности информационных сведений о расходах в структуре таможенной стоимости, которые необходимо включать в таможенную стоимость товара (например, о невключении или неполном включении расходов на перевозку, страхование товара в зависимости от условий поставки, издержки на оплату лицензионных платежей).

Далее рассмотрим информационное обеспечение контроля таможенной стоимости на примере проверки документов и сведений, начатой после выпуска товаров и проводимой таможенными органами Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) совместно с Прокуратурой Приморского края. Проверка инициирована в связи с наличием признаков недостоверности заявленной стоимости товара и в соответствии с положениями ст. 326 ТК ЕАЭС. Анализ этого опыта позволит понять механизм получения информации, опровергающей достоверность сведений о стоимости товара в ДТ на ввезенный товар, для формирования доказательной базы таможенных органов.

1 Под индексом таможенной стоимости принято понимать статистически контрольную величину, которая отражает соотношение стоимости товара к его весу на заявленных условиях поставки.

Итак, в начале 2021 г. возникла необходимость контроля таможенной стоимости 3 000 мотоциклов, ввезенных на таможенную территорию в 2018 г. из Японии. Задача состоит в сборе доказательной информационной базы о соответствии / несоответствии заявленной таможенной стоимости в ДТ участниками ВЭД и, в случае несопоставимости данных, представить доказательства, указывающие на занижение (завышение) участником ВЭД заявленной в ДТ таможенной стоимости. Для этого таможенные органы осуществили поиск публичной ценовой информации об однородных товарах (цены производителей, цены на интернет-сайтах аукционной статистики), провели ее анализ и определили возможную таможенную стоимость на соответствующих условиях ввоза и затем произвести сравнительный анализ конкретных материалов с заявленной таможенной стоимостью товара-объекта таможенного контроля.

Отдел контроля таможенной стоимости (ОКТС) ДВТУ произвел подбор интернет-сайтов со статистической информацией о проведении мотоаукционов в Японии. Для проверки заявленной таможенной стоимости использовались такие мотоаукцонные интернет-сайты, как CEMEKO (рис. 1); Aleado Group (рис. 2); MotoLife (рис. 3); Asia Moto (рис. 4).

Узнайте примерн) стоимость мотоци по завершенным)!

Рис. 1. Стартовая страница интернет-сайта мотоаукционов СЕМЕКО

На данных сайтах содержится необходимая информация для идентификации мотоциклов, а именно: номер рамы; марка; модель ТС; объем двигателя, куб. см; год изготовления; пробег; цвет; дата торгов; стартовая стоимость мотоцикла на аукционе; конечная стоимость мотоцикла на аукционе (т. е. стоимость, по которой товар был продан).

ОКТС ДВТУ выполнил авторизацию на интернет-сайтах мотоаукционной статистики, произвел сбор данных по каждому из 3 000 мотоциклов, заявленных в декларации на товары, и использовал ее для заполнения формы поиска на интернет-сайтах (рис. 5).

Рис. 2. Стартовая страница интернет-сайта мотоаукционов AleadoGroup

MOTOLIFE> и

МАГАЗИН АУКЦИОН ДОСТАВКА ОТЗЫВЫ НОВОСТИ ТЕСТ-ДРАЙВ

МОТОЦИКЛ^ В ЯПОНИИ?

Рис. 3. Стартовая страница интернет-сайта мотоаукционов MotoLife

Рис. 4. Стартовая страница интернет-сайта мотоаукционов Asia Moto

Рис. 5. Поиск мотоцикла по заявленным в ДТ характеристикам (на примере мотоаукционного интернет-сайта СЕМЕКО)

После ввода данных характеристик, если мотоцикл был продан на аукционе в Японии, то он появится на сайте со всеми идентификационными характеристиками и конечной стоимостью на аукционе (рис. 6).

Рис. 6. Мотоцикл с заявленными характеристиками и конечной стоимостью на аукционе (на примере мотоаукционного интернет-сайта СЕМЕКО)

Поиск повторяется на всех выбранных интернет-сайтах. Это позволило обеспечить полноту информации доказательной базы таможенных органов для опровержения достоверности сведений о стоимости товара в ДТ участника ВЭД.

Полученные данные оформлены в таблицу, которая позволяет провести сравнительный анализ стоимости товаров, заявленной в ДТ и указанной на мотоаукционных сайтах. Так как на некоторых сайтах конечная стоимость указана только в иенах, то в таблицу внесена стоимость в иенах и в долл. США по курсу на дату проведения торгов.

Основные характеристики и цены по исследуемым мотоциклам

Регистр аци-онный номер ГТД — порядковый номер Номер товара по ГТД Статистическая стоимость товара Год изготовления Рабочий объем двигателя в куб.см. Марка, модель ТС Номер шасси (рамы) Аукционная статистика АЛЕАДО (долл. США) Аукционная статистика СЕНЕКО (иены) Аукционная статистика Motolife (иены) Аукционная статистика Asia-Moto (долл. США)

28576 1 200 1995 399 ZZR400 гХ400Х-012949 490 50 000 50 000 490

28576 3 422 2006 249 KLX250 ЬХ250Е-А15730 960 - 98 000 960

28576 4 560 1999 645 SV650 УР52А-100401 490 - 50 000 490

28576 5 795 1997 805 VZ800 DESPERADO У853В-100160 793 81 000 81 000 793

28576 6 969 2007 599 GSXR600 ^ 10Х70А072112253 2 468 252 000 252 000 2 468

28576 7 200 1994 396 LS400 SAVAGE ХК41В-101736 186 - 19 000 186

28576 8 720 2000 742 XRV750 AFRICA TWIN RD07-1600120 1 753 179 000 179 000 1 753

28576 9 870 2000 1 137 Xll Ш28С42А4УМ002844 1 077 110 000 - 1 077

28576 12 1 200 2004 1 261 STX1300 Ш28С51304М200419 800 - 89 000 -

28576 13 2 055 2008 1 284 CB1300SFA 8С54-1510449 2654 - 271 000 2 654

28576 14 130 1992 249 CRM250R-2 М024-1210582 656 - 67 000 656

U) U)

Проведенный анализ подтверждает несоответствие заявленной таможенной стоимости в ДТ на японские мотоциклы, ввезенные в 2018 г. (рис. 7).

14 13 12 9 8 7 6 5 4 3 1

мшяшяшшг

тш

0

500

1 000

1 500

2 000

2 500

3 000

□ аукционная статистика АЛЕАДО (долл. США) Статистическая стоимость товара Рис. 7. Соотношение заявленной стоимости в ДТ и аукционной стоимости товаров

Например, товар № 6 (заявленная стоимость 969 долл. США), по данным аукционной статистики Aleado, был продан по цене 2 468 долл. США, что превышает заявленную стоимость в 2,5 раза (рис. 7). Также занижение таможенной стоимости видно на примере товаров №1,3,8, 9 и 13. Но наблюдается и обратная тенденция. Например, стоимость мотоцикла № 12 заявлена 1 200 долл. США, а по данным аукционной статистики составляет 800 долл. США. Это может свидетельствовать о том, что в таможенную стоимость включены транспортные расходы, расходы по погрузке и разгрузке товара.

В результате проведенной ОКТС ДВТУ совместно с Прокуратурой Приморского края проверки достоверности сведений о стоимости товара в ДТ на ввезенные из Японии мотоциклы определена сумма недополученных денежных средств в федеральный бюджет в виде неправильно исчисленных таможенных платежей.

В заключение отметим наиболее важные выводы исследования. Контроль таможенной стоимости осуществляется на основе формирования достоверной цены по однородным товарным группам. Информационное обеспечение является необходимым условием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости как ввозимых (вывозимых) товаров, так и после выпуска товаров. Для формирования доказательной базы таможенных органов для опровержения достоверности сведений о стоимости товара в ДТ участника ВЭД возможно использование среди публичных источников информации и сайты Интернет. Сравнительный анализ фактической цены и заявленной таможенной стоимости в ДТ показал, что последняя может быть значительно занижена участниками ВЭД с целью уменьшения налоговой базы для исчисления таможенных платежей.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Москва: Проспект, 2018. 512 с.

2. Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза: решение Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N° 42 (ред. от 06.04.2021). URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18kr0042/ (дата обращения: 21.04.2021).

3. Сайт СЕМЕКО. URL: https://cemeco.ru/auc (дата обращения: 12.04.2021).

4. Сайт Aleado. URL: https://aleado.ru (дата обращения: 12.04.2021).

5. Сайт Asia Moto. URL: https://www.asia-moto.ru (дата обращения: 12.04.2021).

6. Сайт MotoLife. URL: https://motolife.ru/auktsion (дата обращения: 12.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.