те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Доминанта последнего требует от личности большего и является достоинством, но в определенных условиях может вести к обособлению личности от общества. Это может стать одним из условий формирования субкультур.
Любую субкультуру объединяет относительный уход ее участников из традиционной социальной деятельности с ее проблемами. Часто это не только уход, поиск убежища или независимости, но и более или менее активное противостояние существующему обществу или демонстрация такого противостояния. Значения этих особых вариантов ролевой деятельности, особенно с учетом бурного распространения идеологии субкультур среди молодежи в современной России, недооценивать нельзя. Приведенные примеры не исчерпывают их разнообразия. Научное исследование этой проблемы отстает от реальной практики.
Литература
1.Гембицкий Е.В. и др. Патология внутренних органов в мирное время.- М. Медгиз, 1994.- 396 с.
2.Кириллов М.М. Кабульский дневник военного врача.- Саратов.- 1996.- 67 с.
3.Ивашкин В.Т. и др. Терапевтическая помощь пострадавшим при землетрясении.- М.: Медгиз, 1995.- 227 с.
4.Кириллов М.М. Армянская трагедия (записи врача) .- Саратов, 1996.- 57 с.
5.Военно-полевая терапия: уч-к / Под ред. В.М.Клюжева.-М.. 2007.- С. 46-54.
6МарксК. Капитал.- М.: Политиздат, 1970.
7.Косарецкая С.В., СинягинаН.Ю. О неформальных объединениях молодежи.- М.: ВЛАДОС, 2004.
8.Щепанская Т.Б. // Современный городской фольклор.-М.: РГГУ, 2003.- С.27-34.
9. Левикова С.И. Молодежная культура .- М.: «Вузовская книга», 2002.
10. Ковалев А. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и социологическая традиция.-М. 2000.- 540 с.
УДК 681.518:613.62
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФПАТО-ЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
В.А. БЕСЬКО, В.Б. ИЗМАЙЛОВ, В.С. КАВЕРИН*
Анализ результатов периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, показал, что чаще, чем профессиональные заболевания, у этих лиц выявляются нарушения здоровья в виде общесоматических полиэтиологических заболеваний. Это определяет актуальность проблемы «производственно обусловленной заболеваемости», под которой понимается заболеваемость общими заболеваниями, имеющая тенденцию к росту по мере увеличения стажа работы в контакте с вредными производственными факторами и превышающая таковую в профессиональных группах, не контактирующих с вредными факторами [1, 2].
Особенно ясно показана значимость проблемы результатами анализа медосмотров работников вредных профессий, проведенных в рамках национального проекта «Здоровье». В Воронежской области в 2006-2007 г.г. дополнительными и углубленными осмотрами был охвачен 96081 работник, занятый на предприятиях машиностроительной, станкостроительной, самолетостроительной отраслей; в промышленности добычи и производства строительных материалов; на предприятиях агропромышленного комплекса. Эти отрасли хозяйства в Воронежском регионе характеризуются повышенным уровнем риска развития профессиональных заболеваний. Изучение состояния здоровья работающих граждан по итогам реализации мероприятий национального проекта «Здоровье», ориентированного на усиление профилактической направленности здравоохранения, свидетельствует о его низком уровне. Число здоровых лиц составило лишь 38% от числа осмотренных в 2006-2007 г. г. У 22% осмотренных выявле-
* Воронежская ОКБ №1, Центр профессиональной патологии, Воронежский медицинский информационно-аналитический центр
ны нарушения здоровья. У 40% работников диагностированы общесоматические заболевания. Был выявлен высокий процент впервые установленных заболеваний, который составил 52%.
В структуре общей заболеваемости, выявленной в ходе осмотров, преобладали нозологические формы, в развитии которых большая роль принадлежит воздействию таких вредных производственных факторов, как вибрация, шум, физическое и нервноэмоциональное перенапряжение систем и органов, воздействие промышленных пылей и аэрозолей. В 26,5% случаев выявлены заболевания сердечно-сосудистой системы, в 13,3% - костномышечной, в 11,6% - нервной, в 11,2% - заболевания глаз, в 6,4% - заболевания органов дыхания. В среднем у каждого работника, работающего в контакте с вредными производственными факторами, диагностировано 1,8 заболеваний.
Цель работы — создание программного комплекса, обеспечивающего сбор, обработку и анализ информации по результатам проведения медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в рамках национального проекта «Здоровье» для формирования управленческих решений по сохранению здоровья работников.
Полученные результаты показали необходимость разработки методов автоматизации сбора и анализа информации на этапе скриннингового обследования работников, позволяющих оптимизировать использование доврачебного уровня для выделения групп риска, определение врачебным персоналом спектра дифференцируемых заболеваний для разработки подходов к проведению лечебно-профилактических мероприятий. С целью реализации этих задач специалистами Центра профессиональной патологии Воронежской областной клинической больницы №1 и Воронежского медицинского информационно-аналитического центра в 2006 г. разработан программный комплекс «Персонифицированный учет работников, занятых на работах с вредными и опасными факторами, прошедших дополнительные медицинские осмотры, и отчетность медицинских учреждений по результатам их проведения», функционирующий в качестве подсистемы ПО «Информационная система ЛПУ» (Сертификат соответствия ФФОМС РОСС ЯИ. СП01.Н00102 от 26.05.2006 г., Разработка Воронежского института высоких технологий).
Дальнейшее развитие разработанного программного комплекса связано с решением следующих задач: обеспечение учета работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, прошедших осмотры в рамках национального проекта «Здоровье», в центре профессиональной патологии; получение информации, обеспечивающей мониторинг состояния здоровья лиц, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами; формирование расширенной информационной и отчетной документации по текущей работе лечебных учреждений в сфере проведения дополнительных и углубленных осмотров и итогов их деятельности за установленный отчетный период, позволяющей осуществлять оперативный анализ и коррекцию деятельности ЛПУ; интегрирование разработанного программного комплекса в единую информационную систему регионального здравоохранения с целью реализации управленческих решений по профилактике заболеваемости.
Программный комплекс функционирует на двух уровнях.
Уровень 1 — Программный модуль ЛПУ. На этом уровне данные о пациенте вводятся так же, как об амбулаторном, с признаком периодического (углубленного) осмотра. Далее вся информация о пациентах передается по каналам подсистемы «Взаиморасчеты» ПО «Информационная система ЛПУ» в территориальный ФОМС, откуда данные по ключевому реквизиту о периодическому (углубленному) осмотру, передаются в Центр профессиональной патологии Воронежской ОКБ №1 для дальнейшей обработки и анализа.
Уровень 2 — Программный модуль Центра профессиональной патологии. На этом уровне обеспечивается: импорт данных из лечебно-профилактических учреждений о работнике, нуждающемся в обследовании в центре профессиональной патологии; формирование базы данных пациентов, прошедших обследование в центре профессиональной патологии; формирование разработанных сводных отчетных форм, обеспечивающих мониторинг деятельности ЛПУ по проведению медосмотров и осуществлению профилактических мероприятий лицам, прошедшим эти осмотры, в соответствии с установленной группой здоровья; создание резервной копии базы данных работников, поставленных на диспансерный учет в центре профпатологии;
восстановление базы данных из резервной копии; аутентификация оператора; система администрирования прав доступа к базе.
Использование программного комплекса, обеспечивающего своевременное предоставление информации для оперативного анализа и управления, сделало возможным проведение своевременной коррекции профилактических мероприятий в территориальных ЛПУ, что повысило результативность региональной профпатологической помощи. В первичном звене (уровень первичной профпатологической помощи) удалось добиться 100% охвата медосмотрами работников вредных профессий. Повысился уровень выявляемости ранних форм профпатологии с 0,3% от числа осмотренных в 2005 г до 0,6% - в 2006-2007 г.г..
В центре профессиональной патологии (уровень специализированной профпатологической помощи) на основе полученной информации были сформированы реестры работников с выявленными общими заболеваниями, нуждающихся в специализированном обследовании в центре профессиональной патологии. По утвержденному органами управления здравоохранения графику в центре профессиональной патологии в 2007 г. прошли обследование 120 лиц, отнесенных по результатам осмотров к IV группе здоровья (имеющие хронические заболевания). По результатам осмотров в центре у 19% из них были установлены диагнозы профессиональных заболеваний, 22% признаны профессионально непригодными в связи с общими заболеваниями, 14% взяты под динамическое наблюдение в центре, как имеющие риск формирования профессиональной патологии. Каждому пациенту разработаны и переданы в территориальные ЛПУ рекомендации по комплексу профилактических мероприятий.
Выводы. Выявлен в результате проведенных в рамках национального проекта «Здоровье» медицинских осмотров низкий уровень состояния здоровья работников вредных профессий, требует управленческих решений по минимизации воздействия вредных производственных факторов на работников. Достоверно и своевременно полученная информация об уровне и структуре заболеваемости работающего населения, позволяет эффективно управлять процессом оказания профпатологической помощи. Планирование эффективной профпатологической помощи и ее организации требуют сбора и обработки детальной информации о работниках, сбора персонифицированных данных. Разработанное и внедренное программное обеспечение способствует успешному функционированию системы профпатологической помощи, оказанию адекватной и качественной помощи каждому работнику, основанной на процессах сбора, систематизации и анализа информации. В основу решения информационных задач закладывается первичная информация, которая собирается на уровне первичного звена, обобщается и анализируется на уровне принятия управленческих решений - в специализированном центре. Интеграция разработанного программного комплекса, обеспечивающего информационную поддержку реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в деятельность ЛПУ здравоохранения Воронежской области повысила эффективность оказания профпатологической помощи работающему населению.
Литература
1. Радионова Г.К. и др. //Медицина труда и промышленная экология.- 2002.- №2.- С.21-26.
2. Радионова Г.К. и др. Организационно-функциональная и информационная основа деятельности территориальных центров профпатологии.- Воронеж: Полиграфист.- 2007.- С. 393—410.
УДК 614.2
АЛЬТЕРНАТИВА ПРИВАТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ А.В.ТИХОМИРОВ*
Реорганизация государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в существующем виде связана с неизбежной приватизацией закрепленного за ними имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества представ-
ляет собой угрозу потенциальной его утраты э из-за смены его назначения после приватизации. Утрата здравоохранением имущественной базы чревата потерей системности здравоохранения как отрасли, на фоне непредсказуемого передела собственности, и в целом - неуправляемостью здравоохранения. Реорганизация государственных и муниципальных учреждений здравоохранения без приватизации имущества и возможна через разделение судьбы субъекта и объекта, в результате они подвергаются преобразованию в частные организации (партикуляризации), а закрепленное за ними имущество остается в публичной собственности, сопутствующей приватизации не подвергаясь и не меняя свое назначение, становясь объектами здравоохранения (рис.).
Учреждение здравоохранения
изъятие Имущество
/ Организация- ' —► особо ценного*^-
V несобственник у имущества (объект)
реорганизация
V
Рис. Схема субъектно-объектной дихотомии учреждения здравоохранения.
Партикуляризация учреждений здравоохранения является таким их преобразованием в формы частных организаций, которая связана с наделением их не имущественными объектами в натуре (включая недвижимость и особо ценное оборудование, аппаратуру и т.п.), а лишь денежными суммами на формирование уставного капитала, на основе чего им в последующем предстоит самостоятельно наращивать оборотные капиталы и накапливать имущество от доходов. В результате партикуляризации учреждений здравоохранения образуются частные медицинские организации различных организационно-правовых форм, в отношении которых прежний собственник (государство или муниципальное образование) никакими прежними обязанностями (содержать, обеспечивать, снабжать и т.д.) не связан - они предоставлены сами себе (управленческому мастерству руководителей, выработанной ими стратегии и тактике функционирования и развития, маркетинговой обстановке и т.д.). В качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов партикуляризованные учреждения здравоохранения в разных новых формах ничем не отличаются от изначально частных медицинских организаций.
Любая подобная организация, вне зависимости от организационно-правовой формы, заинтересована в обеспечении собственной рентабельности. Реорганизация одного государственного или муниципального учреждения здравоохранения неизбежно повлечет образование нескольких частных организаций, ориентированных на рентабельность. Исходя из соображений рентабельности, организации, образовавшиеся в порядке партикуляризации учреждений здравоохранения, смогут занимать меньшие площади, чем прежде. Тем самым партикуляризация учреждений здравоохранения ведет не только к единообразию частной принадлежности и организационно-правовому полиморфизму субъектов медицинской деятельности, но и к специализации, сосредоточению этой деятельности в рамках, предусмотренных их уставами. Государственное или муниципальное имущество, до партикуляризации принадлежавшее учреждениям здравоохранения на праве оперативного управления, в результате ее проведения становится нераспределенным имуществом казны.
Это имущество (недвижимость и особо ценное оборудование) предназначено для использования в качестве объектов здравоохранения. Соблюдением такого назначения является передача этих объектов в аренду хозяйствующим субъектам -равно образованным в результате партикуляризации учреждений здравоохранения и изначально частным. Будучи публичной собственностью, такое имущество может передаваться в аренду органами, уполномоченными участвовать в имущественных отношениях от имени собственника. А здравоохранительное назначение этого имущества требует нахождения в ведении органов управления здравоохранением.
* Московская областная коллегия адвокатов