Научная статья на тему 'Информационное обеспечение деятельности профпатологической службы по реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье»'

Информационное обеспечение деятельности профпатологической службы по реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение деятельности профпатологической службы по реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье»»

те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Доминанта последнего требует от личности большего и является достоинством, но в определенных условиях может вести к обособлению личности от общества. Это может стать одним из условий формирования субкультур.

Любую субкультуру объединяет относительный уход ее участников из традиционной социальной деятельности с ее проблемами. Часто это не только уход, поиск убежища или независимости, но и более или менее активное противостояние существующему обществу или демонстрация такого противостояния. Значения этих особых вариантов ролевой деятельности, особенно с учетом бурного распространения идеологии субкультур среди молодежи в современной России, недооценивать нельзя. Приведенные примеры не исчерпывают их разнообразия. Научное исследование этой проблемы отстает от реальной практики.

Литература

1.Гембицкий Е.В. и др. Патология внутренних органов в мирное время.- М. Медгиз, 1994.- 396 с.

2.Кириллов М.М. Кабульский дневник военного врача.- Саратов.- 1996.- 67 с.

3.Ивашкин В.Т. и др. Терапевтическая помощь пострадавшим при землетрясении.- М.: Медгиз, 1995.- 227 с.

4.Кириллов М.М. Армянская трагедия (записи врача) .- Саратов, 1996.- 57 с.

5.Военно-полевая терапия: уч-к / Под ред. В.М.Клюжева.-М.. 2007.- С. 46-54.

6МарксК. Капитал.- М.: Политиздат, 1970.

7.Косарецкая С.В., СинягинаН.Ю. О неформальных объединениях молодежи.- М.: ВЛАДОС, 2004.

8.Щепанская Т.Б. // Современный городской фольклор.-М.: РГГУ, 2003.- С.27-34.

9. Левикова С.И. Молодежная культура .- М.: «Вузовская книга», 2002.

10. Ковалев А. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и социологическая традиция.-М. 2000.- 540 с.

УДК 681.518:613.62

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФПАТО-ЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»

В.А. БЕСЬКО, В.Б. ИЗМАЙЛОВ, В.С. КАВЕРИН*

Анализ результатов периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, показал, что чаще, чем профессиональные заболевания, у этих лиц выявляются нарушения здоровья в виде общесоматических полиэтиологических заболеваний. Это определяет актуальность проблемы «производственно обусловленной заболеваемости», под которой понимается заболеваемость общими заболеваниями, имеющая тенденцию к росту по мере увеличения стажа работы в контакте с вредными производственными факторами и превышающая таковую в профессиональных группах, не контактирующих с вредными факторами [1, 2].

Особенно ясно показана значимость проблемы результатами анализа медосмотров работников вредных профессий, проведенных в рамках национального проекта «Здоровье». В Воронежской области в 2006-2007 г.г. дополнительными и углубленными осмотрами был охвачен 96081 работник, занятый на предприятиях машиностроительной, станкостроительной, самолетостроительной отраслей; в промышленности добычи и производства строительных материалов; на предприятиях агропромышленного комплекса. Эти отрасли хозяйства в Воронежском регионе характеризуются повышенным уровнем риска развития профессиональных заболеваний. Изучение состояния здоровья работающих граждан по итогам реализации мероприятий национального проекта «Здоровье», ориентированного на усиление профилактической направленности здравоохранения, свидетельствует о его низком уровне. Число здоровых лиц составило лишь 38% от числа осмотренных в 2006-2007 г. г. У 22% осмотренных выявле-

* Воронежская ОКБ №1, Центр профессиональной патологии, Воронежский медицинский информационно-аналитический центр

ны нарушения здоровья. У 40% работников диагностированы общесоматические заболевания. Был выявлен высокий процент впервые установленных заболеваний, который составил 52%.

В структуре общей заболеваемости, выявленной в ходе осмотров, преобладали нозологические формы, в развитии которых большая роль принадлежит воздействию таких вредных производственных факторов, как вибрация, шум, физическое и нервноэмоциональное перенапряжение систем и органов, воздействие промышленных пылей и аэрозолей. В 26,5% случаев выявлены заболевания сердечно-сосудистой системы, в 13,3% - костномышечной, в 11,6% - нервной, в 11,2% - заболевания глаз, в 6,4% - заболевания органов дыхания. В среднем у каждого работника, работающего в контакте с вредными производственными факторами, диагностировано 1,8 заболеваний.

Цель работы — создание программного комплекса, обеспечивающего сбор, обработку и анализ информации по результатам проведения медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в рамках национального проекта «Здоровье» для формирования управленческих решений по сохранению здоровья работников.

Полученные результаты показали необходимость разработки методов автоматизации сбора и анализа информации на этапе скриннингового обследования работников, позволяющих оптимизировать использование доврачебного уровня для выделения групп риска, определение врачебным персоналом спектра дифференцируемых заболеваний для разработки подходов к проведению лечебно-профилактических мероприятий. С целью реализации этих задач специалистами Центра профессиональной патологии Воронежской областной клинической больницы №1 и Воронежского медицинского информационно-аналитического центра в 2006 г. разработан программный комплекс «Персонифицированный учет работников, занятых на работах с вредными и опасными факторами, прошедших дополнительные медицинские осмотры, и отчетность медицинских учреждений по результатам их проведения», функционирующий в качестве подсистемы ПО «Информационная система ЛПУ» (Сертификат соответствия ФФОМС РОСС ЯИ. СП01.Н00102 от 26.05.2006 г., Разработка Воронежского института высоких технологий).

Дальнейшее развитие разработанного программного комплекса связано с решением следующих задач: обеспечение учета работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, прошедших осмотры в рамках национального проекта «Здоровье», в центре профессиональной патологии; получение информации, обеспечивающей мониторинг состояния здоровья лиц, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами; формирование расширенной информационной и отчетной документации по текущей работе лечебных учреждений в сфере проведения дополнительных и углубленных осмотров и итогов их деятельности за установленный отчетный период, позволяющей осуществлять оперативный анализ и коррекцию деятельности ЛПУ; интегрирование разработанного программного комплекса в единую информационную систему регионального здравоохранения с целью реализации управленческих решений по профилактике заболеваемости.

Программный комплекс функционирует на двух уровнях.

Уровень 1 — Программный модуль ЛПУ. На этом уровне данные о пациенте вводятся так же, как об амбулаторном, с признаком периодического (углубленного) осмотра. Далее вся информация о пациентах передается по каналам подсистемы «Взаиморасчеты» ПО «Информационная система ЛПУ» в территориальный ФОМС, откуда данные по ключевому реквизиту о периодическому (углубленному) осмотру, передаются в Центр профессиональной патологии Воронежской ОКБ №1 для дальнейшей обработки и анализа.

Уровень 2 — Программный модуль Центра профессиональной патологии. На этом уровне обеспечивается: импорт данных из лечебно-профилактических учреждений о работнике, нуждающемся в обследовании в центре профессиональной патологии; формирование базы данных пациентов, прошедших обследование в центре профессиональной патологии; формирование разработанных сводных отчетных форм, обеспечивающих мониторинг деятельности ЛПУ по проведению медосмотров и осуществлению профилактических мероприятий лицам, прошедшим эти осмотры, в соответствии с установленной группой здоровья; создание резервной копии базы данных работников, поставленных на диспансерный учет в центре профпатологии;

восстановление базы данных из резервной копии; аутентификация оператора; система администрирования прав доступа к базе.

Использование программного комплекса, обеспечивающего своевременное предоставление информации для оперативного анализа и управления, сделало возможным проведение своевременной коррекции профилактических мероприятий в территориальных ЛПУ, что повысило результативность региональной профпатологической помощи. В первичном звене (уровень первичной профпатологической помощи) удалось добиться 100% охвата медосмотрами работников вредных профессий. Повысился уровень выявляемости ранних форм профпатологии с 0,3% от числа осмотренных в 2005 г до 0,6% - в 2006-2007 г.г..

В центре профессиональной патологии (уровень специализированной профпатологической помощи) на основе полученной информации были сформированы реестры работников с выявленными общими заболеваниями, нуждающихся в специализированном обследовании в центре профессиональной патологии. По утвержденному органами управления здравоохранения графику в центре профессиональной патологии в 2007 г. прошли обследование 120 лиц, отнесенных по результатам осмотров к IV группе здоровья (имеющие хронические заболевания). По результатам осмотров в центре у 19% из них были установлены диагнозы профессиональных заболеваний, 22% признаны профессионально непригодными в связи с общими заболеваниями, 14% взяты под динамическое наблюдение в центре, как имеющие риск формирования профессиональной патологии. Каждому пациенту разработаны и переданы в территориальные ЛПУ рекомендации по комплексу профилактических мероприятий.

Выводы. Выявлен в результате проведенных в рамках национального проекта «Здоровье» медицинских осмотров низкий уровень состояния здоровья работников вредных профессий, требует управленческих решений по минимизации воздействия вредных производственных факторов на работников. Достоверно и своевременно полученная информация об уровне и структуре заболеваемости работающего населения, позволяет эффективно управлять процессом оказания профпатологической помощи. Планирование эффективной профпатологической помощи и ее организации требуют сбора и обработки детальной информации о работниках, сбора персонифицированных данных. Разработанное и внедренное программное обеспечение способствует успешному функционированию системы профпатологической помощи, оказанию адекватной и качественной помощи каждому работнику, основанной на процессах сбора, систематизации и анализа информации. В основу решения информационных задач закладывается первичная информация, которая собирается на уровне первичного звена, обобщается и анализируется на уровне принятия управленческих решений - в специализированном центре. Интеграция разработанного программного комплекса, обеспечивающего информационную поддержку реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в деятельность ЛПУ здравоохранения Воронежской области повысила эффективность оказания профпатологической помощи работающему населению.

Литература

1. Радионова Г.К. и др. //Медицина труда и промышленная экология.- 2002.- №2.- С.21-26.

2. Радионова Г.К. и др. Организационно-функциональная и информационная основа деятельности территориальных центров профпатологии.- Воронеж: Полиграфист.- 2007.- С. 393—410.

УДК 614.2

АЛЬТЕРНАТИВА ПРИВАТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ А.В.ТИХОМИРОВ*

Реорганизация государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в существующем виде связана с неизбежной приватизацией закрепленного за ними имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества представ-

ляет собой угрозу потенциальной его утраты э из-за смены его назначения после приватизации. Утрата здравоохранением имущественной базы чревата потерей системности здравоохранения как отрасли, на фоне непредсказуемого передела собственности, и в целом - неуправляемостью здравоохранения. Реорганизация государственных и муниципальных учреждений здравоохранения без приватизации имущества и возможна через разделение судьбы субъекта и объекта, в результате они подвергаются преобразованию в частные организации (партикуляризации), а закрепленное за ними имущество остается в публичной собственности, сопутствующей приватизации не подвергаясь и не меняя свое назначение, становясь объектами здравоохранения (рис.).

Учреждение здравоохранения

изъятие Имущество

/ Организация- ' —► особо ценного*^-

V несобственник у имущества (объект)

реорганизация

V

Рис. Схема субъектно-объектной дихотомии учреждения здравоохранения.

Партикуляризация учреждений здравоохранения является таким их преобразованием в формы частных организаций, которая связана с наделением их не имущественными объектами в натуре (включая недвижимость и особо ценное оборудование, аппаратуру и т.п.), а лишь денежными суммами на формирование уставного капитала, на основе чего им в последующем предстоит самостоятельно наращивать оборотные капиталы и накапливать имущество от доходов. В результате партикуляризации учреждений здравоохранения образуются частные медицинские организации различных организационно-правовых форм, в отношении которых прежний собственник (государство или муниципальное образование) никакими прежними обязанностями (содержать, обеспечивать, снабжать и т.д.) не связан - они предоставлены сами себе (управленческому мастерству руководителей, выработанной ими стратегии и тактике функционирования и развития, маркетинговой обстановке и т.д.). В качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов партикуляризованные учреждения здравоохранения в разных новых формах ничем не отличаются от изначально частных медицинских организаций.

Любая подобная организация, вне зависимости от организационно-правовой формы, заинтересована в обеспечении собственной рентабельности. Реорганизация одного государственного или муниципального учреждения здравоохранения неизбежно повлечет образование нескольких частных организаций, ориентированных на рентабельность. Исходя из соображений рентабельности, организации, образовавшиеся в порядке партикуляризации учреждений здравоохранения, смогут занимать меньшие площади, чем прежде. Тем самым партикуляризация учреждений здравоохранения ведет не только к единообразию частной принадлежности и организационно-правовому полиморфизму субъектов медицинской деятельности, но и к специализации, сосредоточению этой деятельности в рамках, предусмотренных их уставами. Государственное или муниципальное имущество, до партикуляризации принадлежавшее учреждениям здравоохранения на праве оперативного управления, в результате ее проведения становится нераспределенным имуществом казны.

Это имущество (недвижимость и особо ценное оборудование) предназначено для использования в качестве объектов здравоохранения. Соблюдением такого назначения является передача этих объектов в аренду хозяйствующим субъектам -равно образованным в результате партикуляризации учреждений здравоохранения и изначально частным. Будучи публичной собственностью, такое имущество может передаваться в аренду органами, уполномоченными участвовать в имущественных отношениях от имени собственника. А здравоохранительное назначение этого имущества требует нахождения в ведении органов управления здравоохранением.

* Московская областная коллегия адвокатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.