Научная статья на тему 'Периодические медицинские осмотры и их роль в сохранении трудового потенциала работающего населения в рамках национального проекта «Здоровье»'

Периодические медицинские осмотры и их роль в сохранении трудового потенциала работающего населения в рамках национального проекта «Здоровье» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
951
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Косарев В. В., Лотков В. С., Бабанов С. А.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ И ИХ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Периодические медицинские осмотры и их роль в сохранении трудового потенциала работающего населения в рамках национального проекта «Здоровье»»

Национальный проект

В.В.Косарев, В.С.Лотков, С.А.Бабанов

ГОУ ВПО «Самарский Государственный медицинский университет»

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ И ИХ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

В настоящее время Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Правительством страны принят новый курс в области здравоохранения, направленный на консолидацию усилий по охране здоровья нации. Разработан и реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», направленный на сохранение здоровья граждан, сохранение трудового потенциала работающего населения. Это является очень важным в условиях того демографического кризиса, сокращения численности населения, в котором пребывает Россия. Одной и важных мер по сохранению здоровья работающих являются предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, осуществляемые с целью:

— определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих поручаемой им работе, обеспечения безопасности труда,

— выявления лиц с профессиональными заболеваниями или с подозрением на профессиональное заболевание;

— распознавания общих (непрофессиональных) заболеваний, при которых дальнейшая работа в контакте с профессиональной вредностью может ухудшить их течение;

— оценки условий труда и разработки санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию причин, вызывающих профессиональное заболевание.

При этом качество проведения и полнота охвата медицинскими осмотрами работающего населения оставляют желать лучшего.

© В.В.Косарев, В.С.Лотков, С.А.Бабанов, 2007 г.

Это связано на наш взгляд с тем, что многие работающие, стремясь сохранить высокооплачиваемую работу, не предъявляют активных жалоб на медосмотрах, а многие работодатели не заинтересованы в качественном проведении медосмотров и охране труда, считая, что всегда найдут себе новых здоровых работников. На многих предприятиях малого бизнеса, а также самозанятые люди вообще не проходят медосмотров. Часто медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями и специалистами, не имеющими соответствующих лицензий и сертификатов, а следовательно, должной квалификации для проведения медосмотров.

Предварительные и периодические медицинские осмотры организуются и выполняются в соответствии с требованиями федеральных законов. Так, в статье 24 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.09.1993 №5487-1 указывается на необходимость их проведения. В статье 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 № 181-ФЗ указано, что проведение этих осмотров является обязанностью работодателя и они должны проводиться за его счет. Работодатель не имеет права допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров и при наличии медицинских противопоказаний. Об этом же сказано в Трудовом кодексе РФ и в статье 34 «Закона Российской Федерации о санитарноэпидемиологическом благополучии населе-

ния», подписанного Президентом РФ

30.03.1999 № 52-ФЗ.

Медицинские осмотры проводятся на предприятиях любой формы собственности (общественной, государственной, муниципальной, индивидуальной), согласно Приказу МЗ МП РФ №90 от 14.03.1996 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии» и Приказу Минздра-всоцразвития России от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», а также Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 января 2005 г. N0100/63-05-32 «О порядке применения приказа Минздравсоцра-звития России от 16.08.2004 № 83».

Приказ Минздравмедпрома №130 от 23.06.1994 впервые ввел в перечень врачебных специальностей должность врача-профпатоло-га. Согласно приказу МЗ РФ № 337 от

27.08.1999 года профпатология вошла в категорию основных врачебных специальностей (040.014). Этот факт является юридическим аргументом правомерности проведения профессиональной переподготовки специалистов по профпатологии. Приказ МЗ РФ №180 от

04.07.2001 включил в перечень учреждений здравоохранения центры профпатологии (п. 1.1.6.), отсутствовавшие в приказе МЗ РФ №395 от 02.11.1999 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения».

В последние годы отмечается увеличение потребности в повышении квалификации по профпатологии врачей различных специальностей. Прежде всего это связано с изменением лицензионных требований в соответствии с приказом Минздрава России от

26.07.2002 года № 238. Проведение аккредитации и лицензирования медицинских учреждений по видам деятельности «предва-

Национальный проект

рительные и периодические медицинские осмотры», «Экспертиза профпригодности», «Экспертиза связи заболевания с профессией» стало осуществляться с участием специа-листов-профпатологов. Это позволило не только проводить оценку качества оказания медико-санитарной помощи работающим во вредных условиях труда, но и способствовало изменению отношения руководителей медицинских учреждений к организации профилактических медицинских осмотров в части оснащения необходимым оборудованием и обучения врачей вопросам профпатологии.

Возросшие требования к врачам, осуществляющим профилактические медосмотры, связаны с приказом МЗ ИСР РФ от 16.08.2004 № 83, утвердившим положение о том, что председателем медицинской комиссии, проводящей предварительные и периодические медицинские осмотры должен являться врач-профпатолог, а членами комиссии — специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Хотя еще положение 1.1 Приказа № 90 МЗ МП от 14.03.1996 предписывало проведение специальной подготовки врачей всех специальностей по вопросам профпатологии, которое в полной мере не выполнялось.

Перечисленные документы свидетельствуют о повышении роли врача-профпатолога в современной медицине. В то же время обращает на себя внимание несовершенство вузовского этапа подготовки по профпатологии. Так, на лечебном факультете для подготовки по профпатологии отводится недостаточное количество часов. Следовательно, в настоящее время основной акцент при подготовке врачей по профпатологии должен быть сделан на постдипломной подготовке. Для центров профпатологии, учитывая зарубежный опыт, необходима более углубленная подготовка специалистов с обучением их в клинической интернатуре и ординатуре.

К одной из основных проблем следует отнести также вопрос механизма финансиро-

Менеджщ

здравоохранения

Национальный проект

вания медицинских осмотров. Приказом Мин-здравсоцразвития РФ № 83 от 16.08.2004 разрешено заключать договоры на проведение медицинских осмотров практически с любыми медицинскими организациями. Работодатели в поисках дешевых цен за проведение периоди-чических медицинских осмотров заключают договора с медицинскими организациями с низкой квалификацией кадров и недостаточной оснащенностью медицинским оборудованием, соответственно не придавая значения качеству периодических медицинских осмотров.

Сегодня постоянно происходит нарушение прав человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ, ст. 219 Трудового кодекса).

В сложившейся ситуации виновниками являются работодатель, сам работающий, трудовая инспекция. Работающий (человек наемного труда) вынужден мириться с условиями труда, в противном случае ему быстро найдется замена. Поэтому, дорожа своим рабочим местом, работник скрывает до поры до времени ухудшение состояния здоровья. К тому же существующее нормативно-правовое обепе-чение медицины труда не позволяет произвести перевод человека с начальными формами профессионального заболевания на другое место работы с сохранением среднего заработка. Он остается на своем прежнем рабочем месте до тех пор, пока не будет установлен диагноз профессионального заболевания. Выявленные профзаболевания дают возможность получать дополнительные выплаты, путевки в санаторий и прочее. Такое положение дел становится выгодным и работодателям, так как вложения на охрану труда гораздо существеннее, чем затраты на реабилитационные мероприятия. Работодатель, исходя из экономических соображений, становится малотребовательным к качеству проводимых профилактических медосмотров, тем самым освобождая себя от необходимости реализовывать профилактические мероприятия по результатам осмотров.

Практически отсутствует заинтересованность в снижении профессиональных заболеваний и среди лечебно-профилактических учреждений, так как они работают по договорам с предприятиями. С одной стороны, они слабо ориентированы в проблемах медико-санитарного обслуживания работающих. Не знают специфику условий труда, наличия неблагоприятно влияющих производственных факторов на состояние здоровья. С другой стороны, лечебно-профилактические учреждения не заинтересованы в повышении качества медосмотров, дообследовании лиц с подозрением на профзаболевание, выявлении начальных форм профзаболеваний, боясь потерять заказчика и дополнительный доход. Сложившаяся система не ставит главной целью раннее выявление профессиональных заболеваний и сохранение здоровья работающих. В результате мы имеем сверхсмертность лиц трудоспособного возраста, рост инвалидности и профессиональных заболеваний, а общество несет огромные потери человеческого и трудового потенциала.

Целью предварительных осмотров является определение соответствия (несоответствия) здоровья гражданина его будущей работе. Гражданин приходит на осмотр с направлением от работодателя, в котором указаны профессия, вредные, опасные вещества и производственные факторы, в условиях воздействия которых он будет работать. Кроме направления, гражданин должен иметь паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) и военный билет. Осмотр проводят специалисты медицинской комиссии, составленной в соответствии с указаниями Приложения 1 к Приказу М3 МП РФ № 90 от 14.03.1996, в котором обозначены перечень врачей-специалистов, вредные, опасные вещества, производственные факторы, лабораторные и функциональные исследования, медицинские противопоказания. В комиссию должны входить врачи разных специальностей в зависимости от тех вредных производственных факторов, с которыми имеют контакт работники. Это могут

быть терапевты, невропатологи, хирурги, отоларингологи, офтальмологи, дерматовенерологи и др. Состав комиссии определяется в соответствии с Приложением 1 к Приказу М3 МП РФ от 14.03.1996 № 90.

Независимо от того, с какими вредными, опасными веществами и производственными факторами будет контактировать будущий работник, всем гражданам, поступающим на работу, должны быть проведены исследования крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ), рентгенография органов грудной клетки в прямой проекции; в последующем повторное рентгенологическое исследование проводится один раз в три года. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на микрофлору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований, а в последующем женщины должны осматриваться акушером-гинекологом ежегодно. Члены комиссии при осмотре руководствуются общими и дополнительными противопоказаниями, изложенными в Приложениях 1 и 4 к Приказу М3 МП РФ №90 от 14.03.1996. На каждого обследуемого заводится амбулаторная медицинская карта, в которой каждый специалист отражает жалобы обследуемого или их отсутствие, анамнез заболеваний, объективные данные, диагнозы или их отсутствие и обязательно дает заключение о годности (негодности) обследуемого для работы в данных условиях. В конце осмотра председатель комиссии (врач-профпатолог) дает окончательное заключение о соответствии (несоответствии) состояния здоровья гражданина предъявляемым требованиям для работы по данной профессии с данными вредными, опасными веществами и производственными факторами. При необходимости решается вопрос о проведении дополнительных исследований.

Свое решение председатель комиссии обязан вынести не позднее месячного срока с момента обращения работника и оформить его направление на осмотр. В случае недопуска к работе председатель комиссии выносит вопрос на заседание клинико-экс-

Национальный проект

пертной комиссии (КЭК) с соответствующим оформлением документов. Кроме того, решение о недопуске к работе (копия) пересылается в трехдневный срок работодателю, выдавшему направление.

Целью периодических медицинских осмотров являются наблюдение в динамике за состоянием здоровья работников и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний, выявление общих заболеваний, являющихся противопоказаниями для продолжения работы во вредных и опасных условиях труда, предупреждение несчастных случаев.

Осмотры проводят врачи ЛПУ любой формы собственности, имеющего лицензию на проведение периодических медицинских осмотров. Каждый член комиссии должен обладать знаниями не только по своей специальности (сертификат специалиста), но и по профессиональной патологии (удостоверение или сертификат специалиста), врачи обязаны каждые 5 лет проходить усовершенствование по своей специальности и по профпатологии. Председатель комиссии должен иметь сертификат врача-профпатолога. Необходимые знания они могут получить, пройдя обучение на специализированных кафедрах высших медицинских учреждений последипломного образования.

Контингенты работников, подлежащих периодическим осмотрам, определяют специалисты санитарно-эпидемиологического надзора совместно с работодателями по цехам и профессиям с указанием вредного производственного фактора. Между работодателем и ЛПУ заключается договор о финансировании осмотров. Не позднее 1 декабря текущего года работодатель составляет список работников, подлежащих осмотру, с указанием производства, цехов, профессий, вредных производственных факторов. Руководитель ЛПУ издает Приказ о составе комиссии и календарном плане-графике проведения осмотров.

Данные обследования записываются в амбулаторную карту утвержденного образца.

Менеджер

здравоохранения

Национальный проект

Надо обратить внимание на необходимость делать подробные записи жалоб осматриваемого (если они есть), анамнеза жизни, данных о развитии заболевания, объективного статуса, диагноза и заключения о годности (негодности) к выполнению работы. Указывается патология, назначаются лечебно-профилактические мероприятия. На отдельном листе в амбулаторной карте должен быть обозначен «профмаршрут» работника (цех, профессия, стаж, вредные производственные факторы). Председатель комиссии (врач-профпатолог) дает окончательное заключение о состоянии здоровья обследуемого, его соответствии (несоответствии) выполняемой работе, о переводе на другую временную или постоянную работу.Углубленные периодические медицинские осмотры один раз в пять лет должны, согласно Приказу М3 МП РФ от 14.03.1996 № 90, проводиться Областными центрами профпатологии с выдачей заключения по результатам осмотра.

По результатам осмотра в ЛПУ составляется заключительный акт, в котором представлены основные данные осмотра. Составляет его председатель комиссии — врач-профпатолог с участием врачей других специальностей, представителей санитарно-эпидемиологического надзора, профсоюзной организации работодателя. Комиссия по проведению осмотров руководствуется Списком профессиональных заболеваний (см. Приложение 5 к Приказу М3 МП РФ от 14.03.1996 № 90). Он является основным документом, который используется при установлении предварительного диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов о возмещении ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья.

При расследовании случаев профессиональных заболеваний руководствуются «Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний», утвержденным

Правительством РФ от 15.12.2000 № 967. При остром профессиональном заболева-нии(отравлении) предварительный диагноз устанавливается учреждением здравоохранения. В течение суток направляется экстренное извещение в органы санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющего надзор за обьектом, где произошло острое профессиональное заболевание, и сообщение работодателю. Органы санитарно-эпидемиологического надзора в течение суток расследуют случай острого профессионального заболевания и составляют характеристику условий труда. Учреждения здравоохранения на основании клинических данных и санитарно-гигиенической характеристики условий труда устанавливают диагноз острого профессионального заболевания.

При установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) извещение о нем ЛПУ в трехдневный срок направляет в органы санитарно-эпидемиологического надзора, которые в течение двух недель представляют в ЛПУ санитарно-гигиеническую характеристику условий труда заболевшего. ЛПУ в месячный срок должно отправить пострадавшего в областной профпатологический центр для установления (неустановления) заключительного диагноза.

При подозрении на профессиональное заболевание для уточнения диагноза, установления (неустановления) связи заболевания с условиями труда работник направляется в региональный центр профпатологии. Только специалисты этого учреждения и Федерального НИИ медицины труда имеют право устанавливать окончательный диагноз профессионального заболевания. Документы, необходимые для обследования в областном центре профпатологии, служащие основанием для подтверждения профессиональной причины заболевания: направление с указанием цели

медицинского обследования и предполагаемого профессионального диагноза, копия трудовой книжки, подтверждающая его трудовой стаж на

предприятии, где могла возникнуть профессиональная болезнь. Копия заверяется отделом кадров по месту работы, санитарно-гигиеническая характеристика условий труда с описанием конкретных неблагоприятных факторов производства, их параметров, длительности контакта больного с ними. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется врачом санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющим государственный санитарный надзор за объектом, на котором трудится заболевший. Обязательно указываются количественные значения вредного производственного фактора в сравнении с их ПДК или ПДУ. При подозрении на хроническое отравление необходимы данные о среднесменной ПДК (если она есть), а при остром отравлении — о максимальной разовой концентрации вредного производственного фактора, выписка из амбулаторной карты с данными предварительного и периодических медицинских осмотров, также указываются все перенесенные заболевания, время их возникновения, результаты проведенных инструментальных и лабораторных методов исследования, содежа-ние проведенного лечения и его эффективность, производственная характеристика с указанием вредных привычек больного.

Установление связи инфекционного или паразитарного заболевания с профессией проводится с обязательным участием врача-инфек-циониста ЛПУ и врача-эпидемиолога санитарно-эпидемиологического надзора. Основным документом, кроме санитарно-гигиенической характеристики условий труда, удостоверяющим связь инфекционного и паразитарного заболевания с профессией, является карта эпидемиологического обследования. Особо сложные случаи рассматриваются Федеральным центром профпатологии (НИИ медициныы труда РАМН). Диспансеризация больных с профессиональными заболеваниями осуществляется лечащим врачом или врачом-специалистом по профилю заболевания или врачом-профпатологом. На диспансерном наблюдении должны находиться больные с профессиональным заболеванием

Национальный проект

независимо от его выраженности. Составной частью диспансеризации (реабилитации) является ежегодное курсовое лечение в профпатологических стационарах.

Лечебно-профилактическое учреждение несет административную и юридическую ответственность за качество осмотра, заключений, диспансерного наблюдения, лечебнопрофилактических мероприятий, осуществляемых в отношении больных, их направление в центр профпатологии для проведения медицинской экспертизы и дополнительные лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия.

У Федеральной службыы по надзору в сфере защитыы прав потребителей и благополучия человека (санитарно-эпидемиологический надзор), работающей с лечебно-профилактическим учреждением по организации и проведению осмотров, также имеются определенные обязанности. Они состоят в определении вместе с работодателем контингента работников, подлежащих медосмотрам, вредных и опасных производственных факторов, с которыми они имеют контакт на работе, частоты проведения осмотров, составлении санитарии гигиенических характеристик условий труда.

Работодатель обязан составить в течение месяца список работников, подлежащих осмотру, указать цеха, профессии, вредные и опасные производственные факторы на их рабочем месте, стаж работы в этих условиях, своевременно направить работников на осмотр с направлением, выданным им на руки. Он обеспечивает данных работников картами профосмотров, в которые можно вносить результаты осмотра, в том числе и заключение о возможности (невозможности) работать по состоянию здоровья. Как было указано выше, осмотр финансируется работодателем. Наконец, работодатель несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших осмотр или не допущенных к работе по состоянию здоровья.

Обязанности работника, проходящего осмотр, состоят в своевременной явке на

Менеджер

здравоохранения

Национальный проект

него с направлением, паспортом или другими документами, удостоверяющими личность, военным билетом и в получении заключения комиссии для работодателя. Контроль за проведением и выполнением медицинских осмотров осуществляют органы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в пределах своей компетенции.

Медицинские врачебные комиссии, проводящие предварительные и периодические медицинские осмотры, должны четко взаимодействовать с врачами-гигиенистами и эпидемиологами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Это взаимодействие должно заключаться в первую очередь в ознакомлении членов комиссии с вредными и опасными факторами производственной среды, потенциально опасными, участвующими в формировании профессиональной патологии.

С учетом вредных производственных факторов и опасных веществ врачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляют контроль за полнотой охвата подлежащих осмотру контингентов, на основе специального расследования составляют санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работников по запросу врачей лечебных учреждений. Органы санитарно-эпидемиологического надзора ответственны за регистрацию, учет и расследование профессиональных заболеваний на предприятиях подконтрольной территории. Врачи-гигиенисты участвуют в подведении итогов периодических осмотров, в разработке медико-профилактических мероприятий по профилактике профессиональной патологии.

В списке документов, необходимых для установления связи заболевания с профессией, значится санитарно-гигиеническая характеристика условий труда с указанием концентраций и уровней вредных производственных факторов за весь период работы, а также класса условий труда по степени вредности, опасности.

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредного производственного фактора в количествах, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих вредное воздействие на организм работника и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения ПДК и ПДУ и выраженности функциональных и патологических изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности, о чем сказано в «Гигиенических критериях оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (от 23.04.1999).

1- я степень 3-го класса (3.1) — это условия труда, характеризующиеся отклонениями от ПДК и ПДУ, которые вызывают обратимые функциональные изменения в организме и обусловливают развитие заболеваний.

2- я степень 3-го класса (3.2) — это условия труда с уровнями вредных производственных факторов, могущими вызвать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, появлению признаков профессиональной патологии.

3- я степень 3-го класса (3.3) — это условия труда с уровнями вредных производственных факторов, приводящими к развитию, как правило, профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, к росту хронической общесоматической патологии, включая повышение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4- я степень 3-го класса (3.4) — это условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний со значительным ростом хронической патологии и высокими уровнями заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Вредные условия труда (4-й класс) являются опасными (экстремальными) с уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены

(или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. Оптимальные (1-й класс) и допустимые (2-й класс) условия труда считаются безопасными и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работника и его потомство. Однако в отдельных случаях при комбинированном, комплексном, длительном воздействии вредных производственных факторов, относящихся к 1-му или 2-му классу условий труда — возможно развитие профессиональных заболеваний.

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда выдается Федеральной службой по надзорув сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по запросу лечебного учреждения (на основании извещения о подозрении на профзаболевание). В течение двух недель дней со дня получения запроса врач-гигиенист или эпидемиолог составляет ее в трех экземплярах на бланке с подписями профильного специалиста, главного врача и печатью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Первый экземпляр отсылается по запросу лечебного учреждения, второй — на предприятие, третий экземпляр остается в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Санитарно-гигиеническая характеристика должна последовательно содержать следующие сведения: профессию; место работы и название предприятия; его ведомственную принадлежность; фамилию, имя, отчество и год рождения заболевшего; трудовой стаж — общий и в данной профессии; общую санитарно-гигиеническую характеристику производственного процесса; описание конкретной трудовой деятельности; перечень вредных факторов с выделением основного (рассматриваемого в качестве предполагаемой причины профессионального заболевания) и сопутствующих; время контакта; данные хрономе-

Национальный проект

тража; использование средств индивидуальной защиты; сведения о выявленных ранее случаях профессиональных заболеваний. Сведения о факторе, который рассматривается в качестве причины предполагаемого заболевания, должны быть представлены с использованием всех доступных источников объективной информации, желательно в динамике за возможно более продолжительный период работы. Количественные параметры производственных вредностей указываются обязательно, дается сравнение их с ПДК и ПДУ. Разнообразие физических перегрузок (динамические и статические нагрузки, стереотипные многократно повторяющиеся движения, неудобные вынужденные рабочие позы и др.), наряду с количественной оценкой, должно получить отражение в виде описательной части.

В заключительной части санитарно-гигиенической характеристики обязательно должно иметься заключение об условиях труда работника с отнесением их к одному из классов по условиям труда: оптимальному, допустимому или вредному той или иной степени вредности.

В нашей стране установлена система учета профессиональных заболеваний, возложенная на органы санитарно-эпидемиологического надзора, в соответствии со статьей 44 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.).

Расследование необходимо вести в соответствии с «Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний», утвержденным Правительством РФ от 15.12.2000 г. № 967. При установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) извещение о нем лечебное учреждение в трехдневный срок направляет в Роспотребнадзор, который в течение двух недель представляетв лечебное учреждение санитарно-гигиеническую характеристику условий труда заболевшего. ЛПУ в месячный срок должно отправить пострадавшего в специализированное и лицензирован-

Менеджщ

здравоохранения

Национальный проект

ное медицинское учреждение по профессиональной патологии (в Самарской области это Областной центр профпатологии Самарской областной клинической больницы №2) для установления (неустановления) заключительного диагноза. Указанное медицинское учреждение составляет медицинское заключение и в трехдневный срок направляет извещение об этом в органы санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в ЛПУ, направившее больного, и выдает его работнику (под расписку).

Порядок расследования профессионального заболевания, которое должен организовать работодатель, следующий. В течение 10 дней после получения извещения о заключительном диагнозе работодатель должен организовать комиссию во главе с главным врачом санитарно-эпидемиологического надзора в составе: а) предста-вителя-работодателя; б) специалиста по охране труда или ответственного за это лица, назначенного работодателем; в) представителя ЛПУ; г) представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.

В расследовании могут принимать участие и другие специалисты. Пострадавший работник имеет право на личное участие в расследовании.

Для принятия решения по результатам расследования нужны следующие документы:

а)приказ о создании комиссии; б)санитарно-гигиеническая характеристика условий труда; в) сведения о проведенных медицинских осмотрах; г) выписка из инструктажа и протоколов проверки знаний работника по технике безопасности; д) протоколы объяснений работника, опросов работавших с ним; е) экспертное заключение специалистов, результаты исследований и экспериментов; ж) медицинская документация о характере и тяжести повреждений, причиненных здоровью работника; з) копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты; и)

выписка из ранее поданных предписаний Роспотребнадзора.

Комиссия устанавливает причины профессионального заболевания, определяет лиц, допустивших нарушение санитарии эпидемиологических правил или нормативных актов, и меры по устранению причин его возникновения и по его предупреждению; составляет акт о случае профессионального заболевания. Он составляется в трехдневный срок в 5 экземплярах:

а) для работника; б) для работодателя; в) для органов санитарно-эпидемиологического надзора; г) для лечебного учреждения; д) для страховщика.

Акт подписывается всеми членами комиссии, утверждается главным врачом органа санитарно-эпидемиологического надзора, заверяется его печатью и хранится 75 лет в Роспотребнадзоре и в организации, где проводилось расследование.

При установленном профессиональном заболевании больной должен быть направлен на медико-социальную экспертизу, на которой могут быть определены группа профессиональной инвалидности, степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах, а также необходимость в дополнительных расходах, связанных с повреждением здоровья застрахованного.

Для решения указанных вопросов Бюро МСЭ руководствуется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

При направлении на МСЭ необходимо иметь посыльный лист на МСЭ, который заполняется врачами ЛПУ; заключение специализированного профпатологического учреждения об установлении профессионального заболевания; акт расследования случая профессионального заболевания, который составляется органами санитарно-

Национальный проект

эпидемиологического надзора совместно со страхователем; заявление застрахованного (потерпевшего). Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда Рос-трудинспекции о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали профессиональному заболеванию.

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности в каждом конкретном случае учитываются выраженность нарушений функций организма, степень компенсации, способность больного выполнять в той или иной степени работу по основной профессии, в том числе в обычных или специально созданных условиях, а также мероприятия по реабилитации, включая профессиональное обучение и переобучение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Видами обеспечения по страхованию являются пособие по временной нетрудоспособности, страховые выплаты (единовременные и ежемесячные) и дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавшего. Названный выше Федеральный закон № 125 «Об обязательном социальном страховании» не относит к страховым выплатам возмещение морального вреда от профессионального заболевания, так как это осуществляется причинителем вреда, то есть тем предприятием (организацией), где у человека возникло профессиональное заболевание.

Единовременные страховые выплаты, согласно упомянутому выше Федеральному закону, осуществляются не позднее одного календарного месяца со дня назначения. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, исходя из шестидесятикратного мини-

мального размера оплаты труда, установленного на день такой выплаты.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и осуществляются за весь период утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности с того дня, с которого МСЭ установлена утрата профессиональной трудоспособности, исключая период временной нетрудоспособности.

Согласно статье 8 цитируемого Федерального закона, обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживание и питание; на протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту; на обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и на горючесмазочные материалы; на профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если в результате МСЭ установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи.

Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.