восстановление базы данных из резервной копии; аутентификация оператора; система администрирования прав доступа к базе.
Использование программного комплекса, обеспечивающего своевременное предоставление информации для оперативного анализа и управления, сделало возможным проведение своевременной коррекции профилактических мероприятий в территориальных ЛПУ, что повысило результативность региональной профпатологической помощи. В первичном звене (уровень первичной профпатологической помощи) удалось добиться 100% охвата медосмотрами работников вредных профессий. Повысился уровень выявляемости ранних форм профпатологии с 0,3% от числа осмотренных в 2005 г до 0,6% - в 2006-2007 г.г..
В центре профессиональной патологии (уровень специализированной профпатологической помощи) на основе полученной информации были сформированы реестры работников с выявленными общими заболеваниями, нуждающихся в специализированном обследовании в центре профессиональной патологии. По утвержденному органами управления здравоохранения графику в центре профессиональной патологии в 2007 г. прошли обследование 120 лиц, отнесенных по результатам осмотров к IV группе здоровья (имеющие хронические заболевания). По результатам осмотров в центре у 19% из них были установлены диагнозы профессиональных заболеваний, 22% признаны профессионально непригодными в связи с общими заболеваниями, 14% взяты под динамическое наблюдение в центре, как имеющие риск формирования профессиональной патологии. Каждому пациенту разработаны и переданы в территориальные ЛПУ рекомендации по комплексу профилактических мероприятий.
Выводы. Выявлен в результате проведенных в рамках национального проекта «Здоровье» медицинских осмотров низкий уровень состояния здоровья работников вредных профессий, требует управленческих решений по минимизации воздействия вредных производственных факторов на работников. Достоверно и своевременно полученная информация об уровне и структуре заболеваемости работающего населения, позволяет эффективно управлять процессом оказания профпатологической помощи. Планирование эффективной профпатологической помощи и ее организации требуют сбора и обработки детальной информации о работниках, сбора персонифицированных данных. Разработанное и внедренное программное обеспечение способствует успешному функционированию системы профпатологической помощи, оказанию адекватной и качественной помощи каждому работнику, основанной на процессах сбора, систематизации и анализа информации. В основу решения информационных задач закладывается первичная информация, которая собирается на уровне первичного звена, обобщается и анализируется на уровне принятия управленческих решений - в специализированном центре. Интеграция разработанного программного комплекса, обеспечивающего информационную поддержку реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в деятельность ЛПУ здравоохранения Воронежской области повысила эффективность оказания профпатологической помощи работающему населению.
Литература
1. Радионова Г.К. и др. //Медицина труда и промышленная экология.- 2002.- №2.- С.21-26.
2. Радионова Г.К. и др. Организационно-функциональная и информационная основа деятельности территориальных центров профпатологии.- Воронеж: Полиграфист.- 2007.- С. 393—410.
УДК 614.2
АЛЬТЕРНАТИВА ПРИВАТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ А.В.ТИХОМИРОВ*
Реорганизация государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в существующем виде связана с неизбежной приватизацией закрепленного за ними имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества представ-
ляет собой угрозу потенциальной его утраты э из-за смены его назначения после приватизации. Утрата здравоохранением имущественной базы чревата потерей системности здравоохранения как отрасли, на фоне непредсказуемого передела собственности, и в целом - неуправляемостью здравоохранения. Реорганизация государственных и муниципальных учреждений здравоохранения без приватизации имущества и возможна через разделение судьбы субъекта и объекта, в результате они подвергаются преобразованию в частные организации (партикуляризации), а закрепленное за ними имущество остается в публичной собственности, сопутствующей приватизации не подвергаясь и не меняя свое назначение, становясь объектами здравоохранения (рис.).
Учреждение здравоохранения
изъятие Имущество
/ Организация- ' —► особо ценного*^-
V несобственник у имущества (объект)
реорганизация
V
Рис. Схема субъектно-объектной дихотомии учреждения здравоохранения.
Партикуляризация учреждений здравоохранения является таким их преобразованием в формы частных организаций, которая связана с наделением их не имущественными объектами в натуре (включая недвижимость и особо ценное оборудование, аппаратуру и т.п.), а лишь денежными суммами на формирование уставного капитала, на основе чего им в последующем предстоит самостоятельно наращивать оборотные капиталы и накапливать имущество от доходов. В результате партикуляризации учреждений здравоохранения образуются частные медицинские организации различных организационно-правовых форм, в отношении которых прежний собственник (государство или муниципальное образование) никакими прежними обязанностями (содержать, обеспечивать, снабжать и т.д.) не связан - они предоставлены сами себе (управленческому мастерству руководителей, выработанной ими стратегии и тактике функционирования и развития, маркетинговой обстановке и т.д.). В качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов партикуляризованные учреждения здравоохранения в разных новых формах ничем не отличаются от изначально частных медицинских организаций.
Любая подобная организация, вне зависимости от организационно-правовой формы, заинтересована в обеспечении собственной рентабельности. Реорганизация одного государственного или муниципального учреждения здравоохранения неизбежно повлечет образование нескольких частных организаций, ориентированных на рентабельность. Исходя из соображений рентабельности, организации, образовавшиеся в порядке партикуляризации учреждений здравоохранения, смогут занимать меньшие площади, чем прежде. Тем самым партикуляризация учреждений здравоохранения ведет не только к единообразию частной принадлежности и организационно-правовому полиморфизму субъектов медицинской деятельности, но и к специализации, сосредоточению этой деятельности в рамках, предусмотренных их уставами. Государственное или муниципальное имущество, до партикуляризации принадлежавшее учреждениям здравоохранения на праве оперативного управления, в результате ее проведения становится нераспределенным имуществом казны.
Это имущество (недвижимость и особо ценное оборудование) предназначено для использования в качестве объектов здравоохранения. Соблюдением такого назначения является передача этих объектов в аренду хозяйствующим субъектам -равно образованным в результате партикуляризации учреждений здравоохранения и изначально частным. Будучи публичной собственностью, такое имущество может передаваться в аренду органами, уполномоченными участвовать в имущественных отношениях от имени собственника. А здравоохранительное назначение этого имущества требует нахождения в ведении органов управления здравоохранением.
* Московская областная коллегия адвокатов
Такое имущество становится средством удовлетворения потребностей субъектов медицинской деятельности (в медикаментах, медицинских газах, расходных материалах и т.д.) и их пациентов, получающих сопутствующие немедицинские услуги (размещения, общественного питания, доставки и т.д.). Таким образом, разделяется судьба субъекта (учреждения здравоохранения) и объекта (принадлежащего ему имущества) [1, 2]. А объект здравоохранения со всей инфраструктурой не выбывает из публичной собственности и сохраняет свое назначение.
Литература
1. Лозовский А.В., Тихомиров А.В. //Главный врач: хозяйство и право.- 2004.- № 5.- С.28-30.
2. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. //Главный врач: хозяйство и право.- 2006.- № 2.- С.19-25.
УДК 614.2
ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ А.В.ТИХОМИРОВ*
иосударство, оплачивая в пользу граждан медицинские услуги учреждениям здравоохранения, по принадлежности имущества позиционируется на стороне исполнителя, а не получателя этих услуг. Между тем по закону (ст.430 Гражданского кодекса РФ, далее ГК РФ) плательщик выступает на стороне заказчика - на той же стороне, на которой позиционируются и граждане как получатели этих услуг: договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник (медицинская организация) обязан произвести исполнение не кредитору (государству), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (гражданину), имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.
Поскольку носителем прав требований к медицинской организации по платежам государства является гражданин [2] как получатель медицинских услуг, постольку именно ему надлежит быть распорядителем предназначенных для него средств финансирования практического здравоохранения (рис.).
Договор в пользу третьего лица (ст.430 ГК РФ):
Рис. Позиционирование сторон и их интересов в договоре в пользу третьего лица
Иными словами, фондодержание является уделом не исполнителя медицинских услуг, а их получателя.
Вопрос лишь в том, в каком механизме это полномочие гражданина может эффективно осуществляться. В числе Интернет-обращений к Президенту России (2006 г.) были предложения граждан [1] ввести систему личного счета, чтобы гражданин отчислял не в общий фонд, а на личный счет, и при этом во время получения медицинской помощи мог воспользоваться этим счетом: создать счет на каждого человека, подобно полису пен-
Московская областная коллегия адвокатов
сионного страхования, на который помимо текущих выплат по медицинским услугам предприятия-работодатели будут пересылать какую-то сумму, например, 5% от зарплаты, в накопительный фонд. Понадобились деньги на, скажем, операцию - человек воспользовался своим счетом. Налоговые отчисления, идущие в сферу здравоохранения, не складывать в «общий котел», а каждому перечислять на свой лицевой счет, с которого их можно будет расходовать только на лечение и сопутствующие услуги, и люди смогут самостоятельно выбирать, где им лучше лечиться.
Можно сделать медицинский фонд накопительным: когда понадобятся, этими средствами можно будет воспользоваться в медицинских целях; деньги, которые платятся в медицинский фонд, могут накапливаться на личных счетах, откуда их можно будет тратить на лечение себя и близких; чтобы часть денег, перечисляемых работодателем в фонды медицинского страхования, зачислялась на персональный счет человека, и человек сам мог решать, где и на что ему лечиться - чтобы получить полис один раз (как номер Пенсионного фонда России), а работодатели перечисляли бы на него деньги. Можно применить практику родовых сертификатов, когда граждане могут сами выбирать учреждение здравоохранения, а зарплата врачей зависит от численности обратившихся граждан.
Создание конкуренции будет способствовать улучшению качества медицинского обслуживания. Можно раздавать накопительные сертификаты и человек по мере необходимости будет сам выбирать поликлинику или больницу. Можно переводить деньги, которые организация отчисляет (единый социальный налог и пенсионный фонд, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и т.д.), работнику на его личную медицинскую пластиковую карту, по которой он мог бы оплатить своё лечение. Каждому гражданину причитающиеся ему деньги на здравоохранение можно было бы заносить на персональный счет с возможностью использовать их при необходимости на операции или принять накопительную систему, когда после оплаты 2000 руб. в год остальное оплачивает государство.
Рациональным содержанием этих предложений является то, что, во-первых, каждый гражданин в качестве фондодержателя должен иметь персональный дебетовый медико-социальный счет; во-вторых, на этом счете гражданина должны быть средства, предназначенные для него; в-третьих, возможность распоряжения этим счетом должна быть воплощена в специальном медико-социальном платежном документе (МСПД - сертификате, полисе, пластиковой дебетовой карте и т.д.), позволяющем совершать конклюдентные действия по целевым расчетам с товаропроизводителями.
МСПД - это документ, ассоциированный с гражданством Российской Федерации. Гражданин приобретает право на фондо-держание на основании МСПД с момента рождения, и оно сохраняется до момента смерти, т.е. сопутствует правоспособности гражданина. Следовательно, как элемент правоспособности право гражданина на фондодержание на основании МСПД не может быть ограничено, кроме как федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.1 ГК РФ).
Относительно нерациональным в этих предложениях является создание накопительной системы персонализованного фон-додержания. Если речь идет о том, чтобы все денежные средства, поступающие от плательщиков соответствующих взносов, депонировать на персональных счетах того, в расчете на кого они поступили, то нарушается принцип социального перераспределения, когда здоровые платят за больных, имущие - за неимущих, работоспособные - за неработоспособных. Если же речь идет о том, что сам гражданин или третьи лица в его пользу на основании гражданско-правовых сделок пополняют его персональный дебетовый медико-социальный счет, то такая возможность должна быть предусмотрена.
Равным образом, любые доплаты со стороны государства должны носить характер социальных льгот (компенсаций) и выплачиваться в том случае, если гражданин имеет на них право. МСПД является средством совершения гражданином односторонней сделки, по которой права и обязанности возникают для государства в качестве плательщика и для товаропроизводителя в качестве исполнителя соответствующих услуг. Это означает, что между государством и товаропроизводителем устанавливаются отношения по договору в пользу граждан, обращающихся за получением услуг. Для