УДК 37
Л.В. Святышева
ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
В статье ставится и решается научная проблема развития профессиональных компетенций педагога внутренними ресурсами образовательного учреждения - его информационно-познавательной средой, включающей: систему методической работы, определяемую шестью матрицами управления, обеспечивающую режим непрерывного развития учебного заведения; определяемые и регулируемые Советом социальных партнеров ресурсные потоки внешней среды для развития внутренней среды училища; систему управления, интегрирующую внешнюю и внутреннюю информацию и способствующую ее полноте, своевременности, достоверности и использования всеми субъектами деятельности.
Информационно-познавательная среда, профессиональное образовательное учреждение, повышение профессионализма педагога, система методической работы, определяемая шести матрицами функция управления.
The article raises and solves the scientific problem of development of professional competence of a teacher with the help of internal resources of educational institutions - its information-cognitive environment, including the system of methodological work defined by six matrices of management, providing the mode of continuous development of an educational institution; resource flows of external environment for the development of the internal environment of the college defined and regulated by the Council of social partners; the management system integrating internal and external information and contributing to its completeness, timeliness, reliability and used by all subjects.
Information-cognitive environment, professional educational institution, improvement of teacher’s professionalism, the system of methodical work, control function defined by six matrices.
Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Возникает острая необходимость постоянного повышения уровня профессиональных знаний специалистов современного производства. Предприятиям нужны квалифицированные рабочие кадры, готовые постоянно повышать свою профессиональную компетентность, мобильные, обладающие чувством ответственности за результат своего труда, за развитие завода в целом. Чтобы выпускник системы начального профессионального образования был востребован предприятием-заказчиком кадров, необходима модернизация не только образовательного процесса, но и повышение профессиональной компетентности педагогов, особенно в гностической и проектировочной деятельности, связанной с разработкой и постоянным обновлением учебно-программной документации в соответствии с коррективами на модель рабочего со стороны заказчика.
В свете практикоориентированных целей современного профессионального образования многие ученые отмечают необходимость реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в постдипломном образовании педагогов (Л.А. Азарова, С.Я. Батышев, К.Я. Вазина, И.А. Зимняя, Г.П. Зинченко, Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, Н.В. Немова, А.М. Новиков, Н.В. Тамарская, Т.И. Шамова). Ученые говорят о значимости необходимость непрерывного образования педагогов, разработали модели системы повышения квалификации, сформулировали критерии для выявления компетентностной модели педагога.
Несмотря на огромный вклад исследователей в развитие системы повышения квалификации, многие проблемы, связанные с несоответствием уровня профессиональных компетенций преподавателя и требований государственной политики в области профессионального образования, остаются нерешенными. До настоящего времени недостаточно изучены вопросы непрерывного профессионального образования педагогических работников ресурсами образовательного учреждения, не разработана целостная система управления непрерывным профессиональным развитием педагога в условиях профессионального образовательного учреждения (далее - ПОУ).
Комплексное решение вышеназванных проблем мы видим в создании информационно-познавательной среды (далее - ИПС) в ПОУ.
ИПС мы понимаем как систему факторов, принципов, классических и современных источников информации о предметах и объектах образовательной деятельности, определяющую условия функционирования образовательного учреждения, развития профессиональной компетентности современного педагога.
Базой исследования стало БОУ СПО ВО «Череповецкий технологический техникум» (ранее профессиональное училище № 38). Анализ научной и практико-ориентированной литературы позволил выработать механизм построения ИПС.
Ведущей составляющей механизма ее построения является акмеологическая идея стремления к совершенствованию, к новым достижениям, к вершинам творчества, к инновациям в педагогическом труде.
Опора на педагогическую акмеологию (Н.В. Кузьмина, И.Д. Лушников, Е.М Максимова и др.)
позволяет реализовать стабилизирующие факторы в становлении нового профессионального качества педагога и нового качества результата педагогической деятельности: установка на постоянное саморазвитие и самосовершенствование педагога как одного из субъектов образовательной деятельности; развитие конструктивно-методологического мышления педагога и обучающегося путем овладения проектной методологией научного и социального познания; ориентация педагогов на целостное и устойчивое развитие растущего человека как социально зрелой, здоровой личности и творческой индивидуальности, на формирование акмеологической позиции в жизни и в труде; психологическое оснащение всего педагогического процесса.
Другой концепцией - методологическим основанием механизма построения информационнопознавательной среды - является теория коллективной мыследеятельности, разработанная К. Я. Вази-ной. Это технологическая модель обучения, обеспечивающая непрерывное, дозированное взаимодействие участников и непрерывный процесс управления развитием способностей и потребностей человека. Деятельность рассматривается как универсальная форма познания действительности (включает виды, структуры, механизмы деятельности), метод и средство взаимодействия (включает конструкцию, социотехнические процедуры), функция (включает социальные роли, права и обязанности в системе общественных отношений).
В основу модели ИПС нами положена матрица модели дидактической системы профессиональной подготовки, которая адаптирована к системе непрерывного профессионального образования и повышения профессиональных компетенций педагогов [1]. Данная модель позволила решить технологические
проблемы обучения и самообучения педагогов.
При построении информационно-познавательной среды нами также использованы идеи развития мотивационной сферы личности (О.С. Гребенюк, Т.С. Гребенюк, М. И. Рожков). Мотивация педагога - это особая мотивация работающего человека. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии социальной ситуации развития, в которой она формируется. Ведущими видами деятельности учителя являются профессиональная и познавательная деятельность. Мотивация деятельности учителя определяется целями, потребностями и мотивами, а особенности ее у каждого педагога зависят от их сочетания: от того, какие цели ставятся, насколько осознаются те или иные потребности, у кого какие побуждения возникают, от того, на что направлены мотивы.
Практико-ориентированное исследование методики аттестации и самоаттестации педагога, разработанное Н. В. Кузьминой, - это пятая составляющая механизма построения ИПС в системе управления ПОУ. В качестве элемента структуры профессиональной деятельности педагога приняты его умения, личностные качества и способности, показатели оценки психологических и общих методических результатов деятельности, а также показатели оценки специальных умений педагога как предметника и результатов труда с учетом преподаваемого предмета.
Формирование механизма построения информационно-познавательной среды мы связываем с матрицами функций управления образовательным учреждением. Функции управления, представленные П.И. Третьяковым, были оснащены нами конкретными механизмами построения информационнопознавательной среды (рис. 1).
Информационно-аналитическая
Формирование банка данных об инновационном опыте, новых исследованиях, нормативных документах образовательно-
производственной деятельности, анализ результатов деятельности
Мотивационно-целевая
і Формирование корпоративной культуры в управленческо-педагогическом коллективе, разработка «древа целей»
Планово-прогностическая
Разработка концепции развития и совершенствование программного обеспечения и методических комплексов, отвечающих образовательным стандартам
Р егулятивно-коррекционная
Определение зоны ближайшего развития на основе результатов комплексного педагогического мониторинга
Контрольно-диагностическая
Создание и реализация системы контроля продуктивности всех сфер деятельности
Организационно-исполнительская
Организация работы в рамках эксперимента и авторских инициатив
Рис. 1. Механизм построения информационно-познавательной среды в режиме развития современного образовательного учреждения
При моделировании ИПС из огромного числа переменных внешней и внутренней среды ПОУ выделены лишь те, которые позволяют не только строить гипотетические предположения о возможных зависимостях, но и проверять их в исследовании (рис. 2). После того, как выделены основные области и переменные, именно они рассматриваются как факторы, которые определяют условия создания и функционирования ИПС. Смоделированная ИПС соответствует следующим требованиям:
1. Цели и задачи ее создания и функционирования отвечают запросам ведущих социальных партнеров (родителей, предприятий-заказчиков, городской администрации, школ города и др.) и ожиданиям обучающихся.
2. Среда обеспечивает условия для развития познавательной сферы всех субъектов образовательной деятельности (руководителей, педагогов, обучающихся, родителей).
3. Доминирует совместно спланированная, сопряженная деятельность руководителей, педагогического коллектива, обучающихся, родителей и представителей предприятий-заказчиков через соуправ-ление образовательным учреждением.
4. Экспериментальное профессиональное училище функционирует как открытая образовательная среда.
При этом ведущими условиями создания ИПС стали уровень профессионального мастерства педагогических работников, система связи с социальными партнерами, соответствующее материальнотехническое, нормативно-правовое, учебнометодическое обеспечение. Созданная ИПС выступает в роли инфраструктуры методической работы училища, способствующей развитию культуры педагогического труда.
Структурная характеристика ИПС дала возможность проанализировать элементы, составляющие систему и связи между ними. Основными элементами модели являются: система методической работы как подсистема управления, педагог, система управления информационными потоками, внешняя и внутренняя среды образовательного учреждения. Вспомогательными - объекты хранения и выдачи информации, объекты профессиональной деятельности, обучающие устройства.
Функционирование ИПС показало, что продуктивность профессионального саморазвития и личностного становления преподавателя, мастера производственного обучения, управленца, повышение их профессиональной, познавательной, социокультурной, информационно-коммуникационной и методологической компетентности обеспечена системой методической работы, которая способствует созданию ИПС через реализацию шести матриц функций управления:
- организационно-исполнительская: ИПС создает механизмы помощи в подготовке к лицензированию и аккредитации образовательного учреждения, аттестации членов педагогического коллектива, в организации опытно-экспериментальной работы и открытых мероприятий;
- контрольно-диагностическая: выполнение этой функции как системы невозможно без ИПС; с помощью информации, ее анализа обозначаются пути решения всех выявленных проблем;
- регулятивно-коррекционная : ИПС способствует выявлению личных профессиональных проблем управленческо-педагогических кадров для оптимизации их деятельности, поиска и проверки путей совершенствования и внедрения новых образовательных технологий, определения зоны ближайшего развития обучающихся на основе их комплексной диагностики. Одновременно это обеспечивает развитие самой ИПС.
Система управления информационными потоками интегрирует внутренний опыт и ресурсы деятельности через систему социального партнерства с преобразованиями экономики металлургической отрасли, уровнем развития основного предприятия-заказчика кадров ОАО «Северсталь-метиз», направлениями модернизации общего и профессионального образования, уровнем развития информационного пространства, достижениями в области теории управления, профессиональной дидактики, психофизиологии труда, требованиями современного производства к уровню квалификации инженернопедагогического работника, ответственного за профессиональную подготовку.
- информационно-аналитическая: все шесть составляющих методической деятельности входят в систему управления информационными потоками;
- мотивационно-целевая: формирование мотивации к профессиональному росту, наставничество, наблюдение за работой молодых специалистов, организация самообразования по ходу творческой работы педагогического коллектива, организация методической копилки, индивидуальных портфолио педагога обеспечивают достижение результата функционирования ИПС - «квалифицированный компетентный специалист»;
- планово-прогностическая: ИПС создается такими направлениями научно-методической работы, как: прогнозирование деятельности, усовершенствование программного обеспечения профессиональной подготовки, диагностики профессиональных качеств членов педагогического коллектива, разработки экспериментальных образовательных программ.
Нормативно-правовые, материально-финансовые и научно-методические ресурсные потоки определяются и регулируются Советом социальных партнеров, деятельность которого осуществляется по направлениям:
1) социально-экономическая деятельность: формирование социального заказа на образовательные услуги, создание условий для учебы, труда, здоровь-есбережения, модернизация материально-технической базы, благотворительная деятельность, оказание материальной поддержки одаренным учащимся и творческим педагогам;
2) образовательная деятельность: содействие совершенствованию образовательного процесса, развитие жизненных ценностей учащихся, организация учебного процесса;
Вестник Череповецкого государственного университета 2012 • № 2 • Т. 2
00
00
ф|
А!
к!
т|
о| р! ьІ
Достижения НТП, модернизация современного МОДЕЛЬ инженерно- < СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
общества, экономики, производства, образования педагогического работника <
Достижения в области педагогики, психологии эргономики, дидактики, методики, кибернетики, теорий управления, социологии физиологии.
Требования науки, современного производства, общества к уровню квалификации инженерно- педагогических работников, качествам их личности
Развитие информационного пространства
Уровень адаптаций достижений наук к процессу профессионального обучения
Система взаимосвязи профучилшц, школы, ВУЗов, ССУЗов, ЦПК, ВИРО, департамента образования, органов общественности
Уровень квалификации инженерно-педагогических | | работников и управленцев
Организационная культура и имидок профессионального образовательного учреждения
Материально-техническое, нормативно-правовое, финансово-экономическое обеспечение
Рис. 2. Структурно-функциональная модель информационно-познавательной среды училища
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
3) социокультурная деятельность: участие в фестивалях, конкурсах, праздниках, акциях, концертная деятельность в рамках местных социокультурных программ, разработка и проведение культурно'-досуговых мероприятий для разнообразных категорий потребителей;
4) просветительская деятельность: издательская деятельность, рекламная деятельность, периодическая печать (корпоративная газета);
5) методическая деятельность: информационноаналитическая работа, анализ и прогноз развития регионального рынка труда, разработка и рецензирование учебно-программной документации, комплексное методическое обеспечение образовательного процесса;
6) непрерывное профессиональное образование: повышение педагогической квалификации и компетенций на базе и за счет ресурсов социальных партнеров, стажировка и переподготовка рабочих кадров.
В графической модели обозначены различного типа связи, придающие системе структуру, за счет которой среда становится гибкой, подвижной, динамичной и адаптивной: связи управления, связи развития, связи взаимодействия, генетические связи и связи преобразования (рис. 2).
Связи управления определяются внешними факторами, которые влияют на социальный заказ, определяющий цель функционирования ИПС. Одновременно факторы внешней среды определяют условия функционирования ИПС. На условия также влияет система критериев и показателей, которая выстраивается для определения качества результата. Условия определяют принципы функционирования системы управления ПОУ, в том числе и системы методической работы и системы управления информационными потоками как подсистем. Развитие системы управления, внедрение новых техник и технологий профессионального обучения приводит к изменению и самого педагога, который является результатом функционирования ИПС.
Исходя из социального заказа учреждения и достижений в области науки и производственной сферы, внешние связи развития, показанные на рис. 2, определяют модель инженерно-педагогического работника и цель функционирования ИПС. На основе модели разрабатываются профессиональные характеристики педагога ПОУ, определяющие направления развития системы управления. Развитие системы управления информационными потоками и системы методической работы приводят к саморазвитию всей системы управления и определяют принципы и закономерности функционирования ИПС, которые, в свою очередь, корректируют цель и влияют на изменение условий функционирования ИПС. Внутренние связи развития через измененные в результате внешнего и внутреннего воздействия условия изменяют систему методической работы и систему управления информационными потоками. Это приводит к развитию организационно-методического и материально-технического обеспечения, к изменению мотивов, и совершенствованию применяемых техник и технологий профессионального обучения, что способствует дальнейшему развитию системы управления.
Все это положительно сказывается на результате функционирования ИПС - педагоге, который является создателем, участником и продуктом среды, а также источником преобразования ее элементов.
Адекватность ИПС определяется внешними и внутренними факторами, которые, в первую очередь, влияют на ее цели. В зависимости от цели меняются и требования к среде: стимулирующее воздействие при первом знакомстве с информацией; при дальнейшем вхождении в предмет познания среда обеспечивает базовый уровень владения информацией; рост познавательной и профессиональной компетентности - последняя высшая стадия продуктивности среды.
Реализация в рамках эксперимента модели ИПС, системы государственно-общественного управления, целевых программ (программа социального партнерства, программы непрерывного повышения квалификации и профессионального мастерства, программа информатизации образовательного пространства училища и др.), организация эффективной работы методических комиссий, профессиональных комиссий специалистов предприятия и педагогических работников, создание временных творческих групп, научного общества обучающихся, а также регулирование информационных потоков через информационный центр способствовало получению прироста по следующим показателям:
1. По критерию «Оценка особенностей деятельности»: все педагогические работники демонстрируют знание требований современного производства (показатель вырос с 3,76 до 4,42); активнее происходит педагогическое самообразование (показатель вырос с 3,62 до 4,13); повысилась активность по обмену опытом и оказанию помощи своим коллегам (показатель вырос с 4,0 до 4,44).
2. По критерию «Психологические результаты деятельности»: у всех педагогических работников существует направленность на формирование у обучающихся навыков и умений, необходимых для успешного решения задач современного производства (показатель вырос с 2,91 до 3,34); умение педагогов и мастеров производственного обучения организовать работу по саморазвитию способствует формированию у обучающихся способности к самообразованию и самоконтролю (показатель вырос с 3,02 до 3,5); все педагогические работники стремятся развить творческие способности обучающихся (показатель вырос с 3,43 до 3,75) .
Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения полностью владеют технологиями обучения, ориентированными на профиль подготавливаемой профессии и на интересы и потребности обучающихся. Однако у части мастеров производственного обучения (17 %) направленность педагогической деятельности по-прежнему сфокусирована на профессиональной подготовке. Иными словами, сокращается актуальность развивающего и воспитывающего обучения, без которых выпускник училища не сформирует производственной и профессиональной адаптации.
Различие в продуктивности научно-методической
работы в рамках исследования наблюдается также в характере творческой инициативы. Все преподаватели работают по авторским программам, в то время, как мастера производственного обучения делают лишь незначительные отступления в их содержании.
Интересен рост психолого-педагогической компетентности всего коллектива, который особенно наблюдается в гностических и проектировочных умениях. Наблюдается рост компетентности членов педагогического коллектива, связанной с процессом накопления новых знаний о целях педагогической системы и средствах их достижения, о состояниях объектов и субъектов педагогического воздействия на исходной стадии решения педагогических задач, в процессе их решения и на заключительной стадии решения, о психологических особенностях учеников, педагогов и руководителей. Возросли умения извлекать новые знания из исследования собственной педагогической деятельности и навыки перестраивать учебный материал на основе освоения новой учеб-
ной и научной информации, полученной из разных источников. Повысилось мастерство навыков перспективного планирования заданий-задач (стратегических, тактических, оперативных) и способов их решения в будущей деятельности педагогов, мастеров производственного обучения и учащихся для достижения поставленных целей. Вместе с тем, мастера производственного обучения проявили снижение организационных умений, а преподаватели - их рост, при этом необходимо заметить, что на старте исследований педагоги демонстрировали низкие показатели в области организационных умений, а мастера - гностических.
Экспериментальная проверка разработанной ИПС подтвердила ее эффективность в развитии профессиональных компетенций педагога. Рассмотрение результатов функционирования ИПС в профессиональном училище № 38 по выделенным критериям (целостность, прогностичности, мобильность и продуктивность) дает следующую картину (см. таблицу):
Таблица
Эффективность функционирования ИПС профессионального училища № 38
Критерий Показатель Проявление
Целостность Соразмерность компонентов информационно-познавательной среды Определяется применением технологии системного проектирования
Взаимосвязь компонентов информационно-познавательной среды Основой информационно-познавательной среды является система управления, ядром которой является система методической работы
Оптимальность компонентов информационно-познавательной среды Построение работы на основе стратегической программы - Программы развития училища до 2008 года
Мобильность Адаптивная способность Разработка оперативных и тактических программ на основе стратегической Программы развития
Восприимчивость к внешним и внутренним факторам функционирования Комплексный анализ деятельности училища
Восприимчивость к условиям реализации Корректировка оперативных и тактических программ в соответствии с условиями
Прогностичность Адаптация деятельности современного производства Работа Совета социальных партнеров. Разработка и реализация Программы социального партнерства
Адаптация современных систем управления Использование матричной структуры управления. Внедрение информационных технологий в управленческий процесс. Внедрение оптимизированной системы методической работы. Внедрение технологии коллективной мыслительной деятельности в работу методических комиссий, временных творческих коллективов, научно-методического Совета и педсоветов
Адаптация достижений науки и техники в образовательный процесс учреждения Работа Совета социальных партнеров. Разработка и реализация Программы социального партнерства. Разработка и реализация Программы непрерывного повышения квалификации и профессиональной компетенции инженерно-педагогических работников. Разработка и реализация Программы модернизации материально-технической базы училища
Продуктивность Возможность реализации в другой образовательной системе Открытые педсоветы для учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Вологодской области, обмен опытом работы в рамках научно-практических конференций учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Северо-западного и Центрального федеральных округов, печать методических и управленческих находок на областном и федеральном уровне
Возможность реализации на разных уровнях обобщенности Реализация на уровне научно-методического Совета училища, на уровне педагогических советов, на уровне методических комиссий и уроков
основы ее построения / Э.Н. Кирикилица // Основы дидактической системы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в средних профтехучилищах. - Л., 1988. - С. 7 - 25.
2. Поздняков, С.Н. Моделирование информационной среды как технологической основы обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Поздняков. - М., 1999.
3. Святышева, Л.В. Информационно-познавательная среда училища как фактор саморазвития педагога и становления его профессиональной компетентности / Л.В. Святышева // Сб. ст. и тезисов докладов регионального образовательного форума «Педагогическая инноватика 2008». - Вологда, 2008. - С. 143.
4. Святышева, Л.В. Основные направления модернизации образовательной среды ГОУ НПО «Профессиональное училище № 38» / Л.В. Святышева // Источник. - 2007. - № 7. - С. 10 - 12.
УДК 37.012
В. П. Сергеева
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
В науке постоянно идет поиск адекватного отражения реального мира в модели, поэтому модель отражает последовательность познания: модель - прогноз - эксперимент - новая модель, то есть идет постоянный поиск адекватного отражения окружающей действительности.
Моделирование, инновационное развитие, алгоритм.
The search for an adequate reflection of the real world in the model always exists in the science, so the model reflects the sequence of cognition: model - forecast - experiment - a new model, that is, there is a constant search for adequate reflection of reality.
Modelling, innovative development, algorithm.
Моделирование как метод научного познания не так широко используется, как это принято считать.
По определению В.М. Сафроновой моделирование используется в науке для прогнозирования событий реального мира, но, по мнению автора, действительность богаче и разнообразнее, чем модель, быстрее и динамичнее поддается изменениям по сравнению со скоростью создания модели, которая позволяет подняться на новую ступень в познании тех или иных сторон окружающей нас действительности, с тем, чтобы отразить ее в новых моделях [2, c. 162].
В педагогическом словаре моделирование рассматриваются как один из методов познания и преобразования мира, получивший особо широкое распространение с развитием науки, обусловившим создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода. Моделирование в качестве уникальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности.
Модель - есть аналог оригинала, заместитель исследуемого объекта. Это система, схема исследования, которая служит средством получения информации о другой системе. Модели делятся на материальные и идеальные (мысленные).
В исследованиях часто возникает вопрос: явля-
ются ли модели способом отражения окружающего мира или способом его более глубокого познания? Не являются ли они в определенной мере преградой для совершенствования окружающего мира, или создаются лишь определенные стереотипы? Очевидно, в этом кроется секрет неоднозначного признания реальной, объективной роли моделирования в научном познании.
В науке установлено, что постоянно идет поиск адекватного отражения в модели реального мира, поэтому модель отражает последовательность познания: модель - прогноз - эксперимент - новая модель, то есть идет постоянный поиск адекватного отражения окружающей действительности.
Моделирование способствует пониманию людьми самых сложных систем. Она концентрирует в себе наши представления о чем-либо, упрощает сложный мир действительности, и в отличие от научного познания она «не нуждается» в теоретическом обосновании [2, с. 163].
Несмотря на всю противоречивость данного метода познания, важно отметить, что моделирование имеет свои цели:
1) отобразить состояние проблемы в настоящий момент;
2) выявить наиболее острые противоречия;
Создание ИПС в ПОУ для развития познавательной, профессиональной, социокультурной, информационно-коммуникационной, методологической компетентности педагога обусловлено необходимостью решения проблемы совершенствования компетентности педагога внутренними ресурсами образовательного учреждения, задаваемыми конкретными механизмами управленческой деятельности. ИПС стала органичной частью системы управления, способствующей непрерывному развитию и саморазвитию всех субъектов деятельности образовательного учреждения.
Литература
1. Кирикилица, Э.Н. Сущность дидактической системы профессиональной подготовки и методологические