Научная статья на тему 'Метод моделирования в образовательном процессе как условие инновационного развития'

Метод моделирования в образовательном процессе как условие инновационного развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
447
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АЛГОРИТМ / MODELING / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сергеева Валентина Павловна

В науке постоянно идет поиск адекватного отражения реального мира в модели, поэтому модель отражает последовательность познания: модель прогноз эксперимент новая модель, то есть идет постоянный поиск адекватного отражения окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сергеева Валентина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод моделирования в образовательном процессе как условие инновационного развития»

основы ее построения / Э.Н. Кирикилица // Основы дидактической системы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в средних профтехучилищах. - Л., 1988. - С. 7 - 25.

2. Поздняков, С.Н. Моделирование информационной среды как технологической основы обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Поздняков. - М., 1999.

3. Святышева, Л.В. Информационно-познавательная среда училища как фактор саморазвития педагога и становления его профессиональной компетентности / Л.В. Святышева // Сб. ст. и тезисов докладов регионального образовательного форума «Педагогическая инноватика 2008». - Вологда, 2008. - С. 143.

4. Святышева, Л.В. Основные направления модернизации образовательной среды ГОУ НПО «Профессиональное училище № 38» / Л.В. Святышева // Источник. - 2007. - № 7. - С. 10 - 12.

УДК 37.012

В. П. Сергеева

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В науке постоянно идет поиск адекватного отражения реального мира в модели, поэтому модель отражает последовательность познания: модель - прогноз - эксперимент - новая модель, то есть идет постоянный поиск адекватного отражения окружающей действительности.

Моделирование, инновационное развитие, алгоритм.

The search for an adequate reflection of the real world in the model always exists in the science, so the model reflects the sequence of cognition: model - forecast - experiment - a new model, that is, there is a constant search for adequate reflection of reality.

Modelling, innovative development, algorithm.

Моделирование как метод научного познания не так широко используется, как это принято считать.

По определению В.М. Сафроновой моделирование используется в науке для прогнозирования событий реального мира, но, по мнению автора, действительность богаче и разнообразнее, чем модель, быстрее и динамичнее поддается изменениям по сравнению со скоростью создания модели, которая позволяет подняться на новую ступень в познании тех или иных сторон окружающей нас действительности, с тем, чтобы отразить ее в новых моделях [2, c. 162].

В педагогическом словаре моделирование рассматриваются как один из методов познания и преобразования мира, получивший особо широкое распространение с развитием науки, обусловившим создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода. Моделирование в качестве уникальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности.

Модель - есть аналог оригинала, заместитель исследуемого объекта. Это система, схема исследования, которая служит средством получения информации о другой системе. Модели делятся на материальные и идеальные (мысленные).

В исследованиях часто возникает вопрос: явля-

ются ли модели способом отражения окружающего мира или способом его более глубокого познания? Не являются ли они в определенной мере преградой для совершенствования окружающего мира, или создаются лишь определенные стереотипы? Очевидно, в этом кроется секрет неоднозначного признания реальной, объективной роли моделирования в научном познании.

В науке установлено, что постоянно идет поиск адекватного отражения в модели реального мира, поэтому модель отражает последовательность познания: модель - прогноз - эксперимент - новая модель, то есть идет постоянный поиск адекватного отражения окружающей действительности.

Моделирование способствует пониманию людьми самых сложных систем. Она концентрирует в себе наши представления о чем-либо, упрощает сложный мир действительности, и в отличие от научного познания она «не нуждается» в теоретическом обосновании [2, с. 163].

Несмотря на всю противоречивость данного метода познания, важно отметить, что моделирование имеет свои цели:

1) отобразить состояние проблемы в настоящий момент;

2) выявить наиболее острые противоречия;

Создание ИПС в ПОУ для развития познавательной, профессиональной, социокультурной, информационно-коммуникационной, методологической компетентности педагога обусловлено необходимостью решения проблемы совершенствования компетентности педагога внутренними ресурсами образовательного учреждения, задаваемыми конкретными механизмами управленческой деятельности. ИПС стала органичной частью системы управления, способствующей непрерывному развитию и саморазвитию всех субъектов деятельности образовательного учреждения.

Литература

1. Кирикилица, Э.Н. Сущность дидактической системы профессиональной подготовки и методологические

3) определить тенденции развития и те факторы, которые могут повлиять на нежелательное развитие;

4) активизировать деятельность всех структур (государственных, общественных, образовательных и др.) в поисках оптимальных вариантов решений образовательной системы.

Принципы процесса разработки модели: компромисс между ожидаемой точностью и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация модели (экологической безопасности, социальной защиты, образовательные, воспитательные).

Существуют следующие типы моделей: познавательные, эвристические, прогностические, модели желаемого состояния и прагматически оправданные. Модели бывают идеальными и материальными и одновременно могут являться средством и объектом исследования. Моделирование применяется тогда, когда сам объект недоступен для анализа всех его составных частей.

Важно при разработке моделей в процессе исследования учитывать их сходство с оригиналом, при котором, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка всех параметров с ожидаемыми результатами, а с другой - она должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Требования к создаваемым моделям:

1. Должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Обеспечивать достаточно широкий диапазон изменений, добавлений по точности воспроизведения образовательного процесса.

2. Должна быть достаточно абстрактной, но не настолько, чтобы возникали сомнения в надежности практической полезности полученных на ней результатов.

3. Должна удовлетворять условиям ограничивающим время решения проблемы.

4. Должна ориентироваться на существующие возможности на данном уровне развития процесса.

5. Должна обеспечивать получение новой полезной информации об образовательном процессе в пределах поставленных задач.

6. Должна строиться с использованием устоявшейся терминологии.

7. Должна предусматривать возможность проверки истинности, соответствия изучаемому образовательному процессу.

Оценка моделей определяется характеристикой свойств в зависимости от целей и задач процесса. Критериями могут быть:

- новизна отражения, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение;

- распространенность, уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована образовательная система);

- уровень творческого решения с помощью модели, степень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций.

Рассматривая структуру построения модели инновационного процесса, следует отметить, что в научных исследованиях она представлена в трех основных компонентах: совокупность направлений

развития образовательного процесса, побудительные силы развития, факторы внешних воздействий.

Рассмотрим технологию моделирования как последовательность этапов.

Первый этап. Установочно-методологический, целевой и системно-функциональный, включающий пакет прогностического инструментария: целеполагающий, методологический (подходы, принципы, закономерности, компоненты, факторы, функции).

Второй этап. Демонстрирует полноту теоретических положений, отражающих интеллектуальнологические действия по классификации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению собранного массива теоретической информации в интересах заданной образовательной системы.

Третий этап. Модельно-прогнозирующий, на котором осуществляется моделирование последовательных прогностических операций, в результате чего строится исходная базовая модель прогнозирования образовательного процесса, проводится всесторонний его анализ, определяются контуры организуемого процесса, что составляет сущность, структуру и содержание процесса. Это могут быть этапы, блоки, модули, направления, проекты и др., что и составляет ядро модели.

Четвертый этап. Критериально-оценочный. Включает в себя логическую последовательность операций по анализу, оценке качества, надежность, достоверность (верификацию), конкретно определяются критерии, показатели к каждому критерию и уровни, отражающие достигнутые результаты. Например: творческая восприимчивость к педагогическим инновациям; творческая активность личности учителя-инноватора; творческая активность личности учителя; методологическая и технологическая готовность к введению новшеств; культура общения в контексте инновационной деятельности; степень развития педагогического мышления как критерий сформированности инновационной деятельности содержит в себе следующие показатели: сформиро-ванность педагогической рефлексии, проблемнопоисковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений, стремление к профессиональному самосовершенствованию. Методика оценки уровней сфор-мированности инновационной деятельности во многом определяется динамикой восприятия инноваций и степенью их освоения. В модели можно выделить четыре уровня: адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный.

Особое внимание уделяется предполагаемой динамике исследования процессов, явлений в профессиональной или образовательной деятельности.

Пятый этап. Социально-управленческий, где определяются педагогические, организационно-методические, социально-педагогические и другие условия реализации моделируемого процесса с целью получения эффективных результатов в образовательном процессе.

На шестом этапе прогнозируются конечные ре-

зультаты в интересах изменения всех субъектов образовательного процесса с учетом поставленных целей (учащихся, студентов, педагогов и других субъектов образовательного процесса).

Инновационный процесс можно рассматривать как деятельность в образовательном учреждении, которая направлена на разработку и реализацию результатов научно-методических изысканий в виде новых подходов, принципов, форм, способов и технологий. В общем плане это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретной технологии, процесса или образовательной услуги и распространяется на практике в образовательной среде.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую технологическую цепочку образует структуру элементов реализации инновационного процесса в виде определенного алгоритма. К этим элементам относятся: инициация инновации, мониторинг процесса, описание инновации в виде схемы, модели, реализация инновации, продвижение инновации, критерии оценки эффективности инновации, диффузия (распространение) инновации (таблица).

Следует остановиться на понятии «алгоритм» (от лат. а^оп1:Ьш1) - четко заданная последовательность, выполнения тех или иных действий, преобразований, вычислений над отдельным объектом или их сово-

Структура

купностью. В современных исследованиях понятие «алгоритм» можно встретить в разных контекстах, поэтому разработчикам модели необходимо самим разобраться, в каком контексте они употребляет данное понятие.

1. Алгоритм как фон распределения напряжения в процессе разработки инновационной деятельности. Имеется в виду то обстоятельство, что разработчики могут испытывать психологическое напряжение на разных этапах разработки или реализации модели это могут быть волнения, темповой характер действия участников, который может сменяться спадами, переходами к «расслаблению». Динамика распределения этих состояний изучается алгоритмами и определяется этапностью реализации данной модели инновационного процесса.

2. Алгоритм как серия приемов педагога, реализующего ход развития инновационного процесса.

3. Алгоритм как стандартные этапы, разработанные педагогом и наложенные на «ткань инновационного процесса».

4. Алгоритм как форма оформления оригинального содержания инновационной технологии в моделируемом процессе.

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы отметить, что алгоритм - это компонент моделирования, который необходим для описания и реализации инновационного процесса в разработанной модели.

Таблица

онного процесса

Инициация Мониторинг Описание инновации Реализация инновации Продвижение инновации Оценка инновации Диффузия

Анализ внутренних ресурсов Материализация идеи в форме документов: концепции, программы, договора, финансовое сопровождение Программнометодическое обеспечение проекта инновации. Разработка грантовых проектов Информация об инновации как устоявшемся алгоритме Критериально-оценочный процесс результатов инновации в образовательном процессе Распространение инновации в образовательной среде, изменение ее характера и условий

Поиск идеи Анализ внешних условий Разработка научных статей Учебники, учебно-методические пособия Реклама РЯ- деятельность Анализ динамики развития процесса на инновационной основе Появление и развитие новых идей для нововведений

Цель, задачи Поиск инвесторов Консультации по образовательным проблемам Проведение семинаров, «круглых столов», конференций Соответствие критериев и показателей поставленным целям Корректировка целей и задач с учетом нововведений

Техноло- гическое обосно- вание Анализ альтерна- тив Описание поэтапной реализации инновационной технологии Образовательные услуги: курсы ПК, деловые игры, мастер-классы, презентации и др. Индивидуальные, групповые и интернет-консультации Перенос инновационной технологии в другие условия гарантия эффективности результата

Литература 2. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирова-

ние и моделирование в социальной работе / В.М. Сафроно-1. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый ва. - М., 2007. - С. 162 - 173.

этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М., 2006. 3. Сергеева, В.П. Инновации в образовательном про-

цессе / В.П. Сергеева, Л.С. Подымова. - М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.