УДК 378
М. А. ФАХРЕТДИНОВА
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Предлагается система внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Ключевые слова: компетентность, образовательный процесс, педагогические технологии.
В отношении проблемы повышения профессиональной компетентности инженерно-педаго-гических работников сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, огромное количество исследований, так или иначе связанных с этой темой, с другой стороны, нерешённость важнейших проблем практики педагогического труда.
Самые лучшие научные труды в помощь педагогам могут оставаться нереализованными без учёта процессуальных механизмов их активного и заинтересованного использования в практической деятельности. Поэтому чрезвычайно важное значение имеет в сегодняшних условиях создание системы повышения профессиональной компетентности педагогов, оперативно и гибко реагирующей на их потребности для качественного решения задач, стоящих перед профессиональным образованием, и способной адаптировать научные изыскания, подходы к условиям и задачам образовательного учреждения.
Для того чтобы педагогический работник был готов к восприятию всех инноваций, которые появляются в учебно-воспитательном процессе в новых социально-педагогических условиях, успешному решению задач развития студентов, обучающихся необходимо:
- переориентация профессионального сознания и мышления педагогов на новые, нестереотипные модели педагогической деятельности;
- вооружение новыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для реализации требований Федерального и регионального компонентов стандартов профессионального образования, использования прогрессивных производственных и педагогических технологий;
- освоение практических способов и мето-
М. А. Фахретдинова, 2007
дов определения развитости качеств и сторон личности студента, обучающегося, выявление и прогнозирование самого процесса их развития.
Решение этих задач обусловлено, прежде всего, необходимостью внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, что на теоретическом уровне особых споров не вызывает.
Трудности возникают на этапе освоения и внедрения педагогических технологий, адекватных целям и задачам образовательного учреждения, в практику деятельности педагогических работников. Этот процесс довольно сложный и долговременный.
На наш взгляд, процесс внедрения современных педагогических технологий в образовательное пространство учебного заведения можно разделить на четыре направления:
- пересмотр структуры управления научно-методической службой;
- психологическая перестройка мышления педагогов;
- создание системы обучения педагогического коллектива;
- создание условий для саморазвития педагогического коллектива.
Первое направление работы по внедрению
педагогических технологий заключается в пересмотре структуры управления научно-методической службы ПОУ. Используемая в большинстве учебных заведений линейная структура должна быть заменена на матричную, которая применяется в условиях инновационной деятельности и поиска. Матричная структура позволяет упорядочить и резко сократить длину горизонтальных связей в процессе управления, свести к минимуму последствия многоуровневого подчинения, ускорить принятие решений и
способствует повышению ответственности за их результаты. В такой структуре организационные формы являют собой системное образование, охватывающее все стороны развития педагогических работников, в том числе по отбору, адаптации и внедрению педагогических технологий, направленных на развитие профессионально и социально важных качеств студентов, обучающихся.
Данный подход позволяет научно-методической службе ПОУ оперативно реагировать на возникающие трудности, проблемы тех-нологизации образовательного процесса, вносить своевременные коррективы в систему повышения профессиональной компетентности педагогических работников:
- на уровне реализации функции системы повышения профессиональной компетентности педагогов;
- на уровне реализации её основных направлений;
- на уровне педагогического процесса, как организационной формы, где проявляется эффективность системы повышения профессиональной компетентности.
Функции предлагаемой системы повышения профессиональной компетентности сводятся к следующему (рис. Г):
1. Диагностическая - определение склонностей и способностей педагогов, выявление их уровня теоретической и практической подготовленности к выбору и внедрению педагогических технологий в образовательный процесс с целью обеспечения действенности системы повышения компетентности.
2. Компенсаторная - ликвидация пробелов в технологической компетентности, связанной с недополучением психолого-педагогических знаний, особенно преподавателями общетехнических и специальных предметов и мастерами производственного обучения в процессе их профессионального образования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения современными педагогическими технологиями.
3. Адаптационная - развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектировать универсальные педагогические технологии и системы.
4. Познавательная - удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности в сфере современных педагогических технологий обучения и воспитания.
5. Прогностическая - раскрытие творческо-
го потенциала педагогов, выявление их возможности и готовности к профессионально-педагогической деятельности по применению, использованию в своей практике педагогических технологий, способствующих развитию студентов, обучающихся.
Исходя из того, какую функцию выполняет на данном этапе система повышения профессиональной компетентности, определяется её содержание.
Вторым направлением и, надо сказать, наиболее сложным является психологическая перестройка мышления педагогов, которая состоит из трёх этапов.
Практика работы подтверждает, что только прохождение всех этапов обеспечивает надежные результаты в изменении человеческого поведения и инновационную деятельность.
Любая инновационная, творческая деятельность, тем более психолого-педагогическая, невозможна, если она не является потребностью человека, не представляет для него интереса, не становится основой направленности его личности и не мотивирует его к деятельности.
Причинно-следственные связи между этими категориями лежат в основе тех изменений, которые должны произойти в сознании педагога, чтобы он приступил к пересмотру своих методов деятельности.
Психологическая перестройка мышления, преобразования мотивационной, аффективной, интеллектуальной и поведенческой структур личности педагога обеспечиваются не только специально организованной профессиональной и личностной рефлексией, но и пересмотром содержания системы повышения его профессиональной компетентности.
Обучение педагогического коллектива как
третье направление внедрения педагогических технологий предлагается организовать из четырёх блоков: подготовительный, основной, творческий и мониторинговых исследований.
1. Задачи подготовительного блока:
- анализ эффективности и оценка существующей образовательной системы в развитии личностного потенциала, студентов, обучающихся;
- выявление противоречия между возможностями сложившейся системы и современными требованиями к подготовке рабочих, специалистов;
- описание педагогами индивидуальной системы работы;
Студенты родители
Учредитель
Работодатель
Цель системы повышения профессиональной компетентности
педагогических работников
Функции системы повышения профессиональной компетентности
Направления системы повышения профессиональной компетентности
Профессионально предметное
Психолого-педагогическое
Специальное
Профессиональная компетентность педагогических работников
Педагогический процесс
Результат - ПВК, СВК студентов, обучающихся
Рис. 1. Система повышения профессиональной компетентности педагогических
работников ПОУ
- формулировка проблем и потребностей коллектива педагогов в изучении и применении современных педагогических технологий.
На основе выявленных проблем прорабатывается основной блок.
2. Задачи основного блока заключаются в следующем:
- изучение теоретических основ педагогических технологий;
- выбор адекватных целям, задачам образовательной системы технологий или их элементов;
- обеспечение педагогов необходимой ме-
тодической, психолого-педагогической литературой;
3. Задачи творческого блока:
- овладение методикой освоения, адаптации и внедрения педагогической технологии в практику работы.
4. Задачи блока мониторинговых исследований:
- создание методик оценки эффективности используемых технологий, их элементов;
Таблица 1
Условия саморазвития педагогического коллектива
Условия Задачи
Мотивационные условия - обеспечение добровольности, права выбора методов, форм, элементов педагогических технологий; - моральное, материальное стимулирование педагогов, работающих в инновационном режиме; - создание благоприятного психологического микроклимата; - стимулирование самообразования педагогов, повышение профессиональной компетентности
Материально-технические условия - обеспечение орг-, аудио-, видеотехникой, обновление и оснащение учебных кабинетов, мастерских; - создание многофункциональных лабораторий; - создание издательского центра
Организационные условия - сотрудничество с научными работниками; - создание временных творческих групп; - организация семинаров-практикумов; - постоянное обновление содержания и структуры научно-методической службы ПОУ
Информационные условия - обеспечение учебно-программной документацией; - обеспечение специальными педагогическими изданиями; - обеспечение методической, психолого-педагогической литературой
- оценка эффективности применяемых педагогических технологий: количественные и качественные показатели результатов деятельности.
Сущность четвёртого этапа внедрения педагогических технологий в образовательный процесс заключается в создании оптимальных условий для саморазвития педагогического коллектива, которые могут быть представлены в виде следующей таблицы (табл. 1).
Предлагаемые нами подходы к пересмотру организационной структуры управления научно-методической службой учреждения профессионального образования, психологической перестройке мышления педагогов и изменению содержания системы повышения профессиональной компетентности педагогов, созданию условий для их саморазвития, безусловно, направлены на совершенствование, развитие теоретической и практической готовности педагогов к
осуществлению управленческой, профессионально-педагогической деятельности. На наш взгляд, предлагаемая система повышения профессиональной компетентности, создавая условия для развития аналитико-диагностических, гностических, проективных, рефлексивных, организаторских и коммуникативных умений педагогов, способствует развитию их технологической культуры, тем самым обеспечивает внедрение педагогических технологий в образовательный процесс.
Фахретдинова Миляуша Афаулловна, кандидат педагогических наук, заведующая отделом профессионального образования Ульяновского института повышения квалификации педагогических работников образования.