УДК 378+37.0
Кондратьева Ольга Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессионального образования Иркутского института повышения квалификации работников образования, [email protected], Иркутск
структурно-функциональная модель поддержки самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования
Аннотация. Повышение эффективности деятельности самоуправления обучающихся в образовательных учреждениях требует разработки и внедрения структурно-функциональной модели поддержки самоуправления обучающихся, согласованной с социальной, культурно-образовательной средой региона и обладающей целостностью структуры, выраженной в наличии взаимосвязанных блоков, отвечающих разным уровням управления.
Ключевые слова: самоуправление обучающихся, региональная система профессионального образования.
Kondratyeva Olga Gennadievna
Candidate of pedagogical sciences, docent, head of the department of vocational education, Irkutsk institute of improvement of teacher’s qualification, [email protected], Irkutsk
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF SUPPORT FOR SELF-MANAGEMENT OF STUDENTS IN A REGIONAL SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION
Abstract. Enhancing the effectiveness of students’ self-management in educational institutions requires the development and implementation of the structural-functional model of support for selfmanagement of students. The model should be consistent with the social, cultural and educational environment of the region and have the structural integrity, that is composed of interconnected units, corresponding to different levels of management.
Keywords: self-management of students, regional system of vocational education.
Решение такой сложной задачи, как построение целостной системы поддержки самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования, требует разработки, научного обоснования и практической реализации модели поддержки самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования. Под такой моделью мы понимаем описание и теоретическое обоснование региональной организационно-управленче-
ской системы поддержки самоуправления обучающихся учреждений профессионального образования, обеспечивающей оптимальное осуществление указанного процесса поддержки. В данном случае модель выступает как образ системы, как аналог (знаковая система в форме схемы и описания) определенного фрагмента природной
или социальной реальности, «заместитель» оригинала в познании и практике [2].
В основу построения модели положен метод структурно-функционального анализа. В методологическом плане важнейшая черта структурно-функционального анализа состоит в том, что он предполагает переход от глобального рассмотрения объекта в целом к его расчленению и дифференцированному изучению его строения и функционирования. С концептуальной точки зрения такой подход сопряжен с выдвижением в качестве центральных понятий структуры и функции. В этой связи И. В. Блауберг и
Э. Г. Юдин выделяют два основных методологических принципа структурно-функционального анализа: выделение структуры объекта как некоего инварианта, характеризующего принципы строения этого объек-
та (структурный подход); функциональное описание этой структуры (функциональный подход) [1]. С позиции современного менеджмента структура «определяет задачи и ответственность работников, роли и взаимоотношения, коммуникации между всеми. Структура позволяет осуществлять управление и служит основой порядка и дисциплины, благодаря чему действия организации могут планироваться, организовываться, направляться и контролироваться» [4].
На первом этапе работы была выстроена первичная познавательная модель-гипотеза. Она представляет собой абстрактную модель, содержащую, во-первых, основные элементы организационно-управленческой системы, подлежащие конкретизации в соответствии с предметом нашего исследования; во-вторых, совокупность гипотетических взаимосвязей между данными элементами, характер которых уточняется в процессе опытно-экспериментальной работе.
В рамках структурно-функционального анализа, нами решалась и задача по оценке места и роли каждого компонента в общей структуре модели. Для этого было необходимо определить функциональные возможности компонента по двум основным характеристикам - функциональной значимости и функциональной автономии.
Функциональная значимость части системы (системной единицы) - это показатель того, в какой мере система как целое может существовать и функционировать в случае отделения от нее этой части. Анализ проблем развития самоуправления обучающихся показал, что наиболее острые проблемы, характеризующие неэффективность системы самоуправления в целом, были связаны с неготовностью руководителей и педагогов к осуществлению демократических преобразований в образовательном учреждении, к организации педагогической поддержки самоуправления обучающихся, а также неготовностью самих учащихся к работе в органах самоуправления. Соответственно в Модели к структурным единицам высокой функциональной значимости можно отнести высшие координирующие органы управления, а также блоки, которые выполняют или способствуют подготовке педагогов, руководителей, обучающихся к работе с самоуправлением. Остальные системные еди-
ницы могут иметь разную степень функциональной значимости, в том числе и низкую. Очевидно, что выбор приоритетов и распределение ресурсов в рамках Модели должны строиться с учетом этой важной системной характеристики.
Функциональная автономия - это показатель того, в какой мере возможно отдельное существование структурного компонента модели при его отделении от системы в целом. Другими словами, это показатель самостоятельности и независимости системной единицы по отношению к системе. Например, из организационной модели может выделиться подсистема, которая может функционировать автономно, образовав самостоятельную организацию. Каждая системная единица организационной модели испытывает имманентное, внутренне присущее ей стремление постоянно повышать уровень своей функциональной автономии. Примером такого автономного существования в нашей модели может служить областная Школа актива начального профессионального образования (ШАНПО). Данный структурный компонент Модели изначально наделялся функционалом по подготовке обучающихся к деятельности в органах самоуправления, но со временем перерос в самостоятельную организацию, существующую автономно. Накопив достаточные ресурсы, поставив себя в особое положение по отношению к другим частям системы, школа актива взяла на себя ряд полномочий (например, ежегодно формировать состав областного совета лидеров) и теперь может представлять свое видение решения проблем ученического сообщества руководству органа управления образованием субъекта РФ через государственно-общественные механизмы.
Окончательная структура модели организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся выстраивалась нами на основе принципа иерархичности (см. рис.). Таким образом, в структуре Модели были сформированы четыре блока, образующие следующую управленческую иерархию:
- стратегический (региональный) уровень управления: Блок 1. Организационнопедагогическая самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования, осуществляемая региональ-
Педагогическая поддержка
Социальный заказ: становление будущих специалистов, обладающих ярко выраженной гражданской позицией, ответственностью, самостоятельностью в принятии решений, с разви тыми общими и профессиональными компетенциями
Цели
Субъекты,
реализации
целей
Организаци-
онные
структуры
Механизмы
организационно-
педагогической
поддержки
--------♦----------- - +■ +1- - - -м - -
Выработка и реализация региональной политики в области работы с обучающимися в УНПО, а также нормативноправовое регулирование данной работы
Государствен-
ные
служащие
* I
Лидеры
ученического
самоуправлени
Региональный
орган
управления
образования
Совет директоров ОУ НПО
Областной совет лидеров и Совет директоров учреждений НПО
- разработка стратегии развития ПО региона; -разработка программы развития воспитания обучающихся в УНПО; -организация региональных этапов Всероссийских конкурсов по направлению.
Критерии
результативности
- организация и проведение зимних и летних сессий совета
Количество ОУ, в которых созданы и действуют органы самоуправления обучающихся
Пакет нормативноправовых, документов, методических рекомендаций, регулирующих данный вид деятельности на региональном уровне
Повышение
уровня
профессиональной
компетенции
педагогов в
вопросах
становления,
функционирования
, развития
самоуправления
обучающихся
Научно-
педагогические
работники
Педагогически е работники учреждений НПО
Институт
повышения
квалификации
работников
образования
- курсы повышения квалификации; -проблемные семинары, НПК;
-школа педагогической поддержки ученического самоуправления (ШПП);
- индивидуальное консультирование;
- научно-методическое сопровождение педагогов; -разработка и издание методических пособий; -обобщение ППО
Количество педагогов, прошедших повышение квалификации
Количество педагогов, принявших участие в семинарах НПК, ШПП
Количество публикаций об опыте работы
Формирование
демократического
уклада
жизнедеятельност
и
образовательного
учреждения
Руководящие
работники
Педагогические
работники
Обучающиеся
Социальные
партнеры,
работодатели
Областное
государственное
образовательное
учреждение
начального
профессиональ-
ного
образования
- разработка и внедрение модели государственнообщественного управления ОУ
-создание сайта ОУ -разработка и реализация программ развития воспитания в ОУ и в группах обучающихся
Наличие программы развития воспитания, наличие управляющего совета ОУ, договоров о сотрудничестве Наличие авторской модели самоуправления обучающихся
Наличие дипломов, сертификатов, подтверждающих победы и участие в конкурсах и конференциях,
Формирование готовности обучающихся к управлению образовательным учреждением, к самостоятельном у решению значимых для них проблем
Педагогически
работники
Обучающиеся
Самоуправление
обучающихся
-обучение в областной школе актива; школе актива ОУ;
-участие в разработке и реализации социальнозначимых инициатив; -участие в работе управляющего совета ОУ; -тренинги на
формирование коллектива;
- деятельность печатного органа самоуправления; -выборные технологии; -включение в
Количество обучающихся, вовлеченных в самоуправленческую деятельность
Количество социальных проектов, акций, реальных дел, организованных учащимися
Наличие печатного органа
самоуправления,
Рис. Структурно-функциональная модель организационно-педагогической поддержки
самоуправления обучающихся
ным органом управления образования; Блок
2. Организационно-педагогическая поддержка, осуществляемая региональным институтом повышения квалификации работников образования;
- тактический уровень управления (субъект управления - администрация образовательного учреждения): Блок 3. Организационно-педагогическая поддержка самоуправления обучающихся руководящими работниками образовательного учреждения профессионального образования (директор и его заместители);
- оперативный уровень управления (субъ-
ект управления - педагог, задействованный в работе с самоуправлением обучающихся): Блок 4. Педагогическая поддержка самоуправления обучающихся педагогами учреждений профессионального образования. Основными элементами Модели являются: цели организационно-педагогической
поддержки самоуправления обучающихся; субъекты, осуществляющие поддержку; организационные структуры и механизмы, посредством которых субъекты реализуют поставленные цели; критерии и показатели оценки педагогической результативности и социальной эффективности Модели.
Целевой элемент Модели задается социальным заказом системе профессионального образования - становление будущих специалистов, обладающих выраженной гражданской позицией, ответственностью, самостоятельностью в принятии решений, с развитыми общими и профессиональными компетенциями.
Следующий структурный элемент Модели - организационный, в котором выделены организационные структуры, посредством которых реализуются поставленные цели:
- региональный орган управления образованием как субъект государственного управления образованием в регионе;
- Областной совет лидеров и региональный Совет директоров учреждений профессионального образования как субъекты государственно-общественного управления образованием в регионе;
- региональный ИПКПРО;
- учреждения профессионального образования (регионального подчинения), реализующие программы подготовки квалифицированных рабочих;
- органы самоуправления обучающихся, действующие в данных учреждениях.
Содержание функционального элемента Модели составляют конкретные механизмы, на основе которых реализуются функции организационно-педагогической и собственно педагогической поддержки самоуправления обучающихся.
Механизм - это «система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности» [3]. Механизм реализации организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования мы будем понимать как систему мер и действий научно-методического, организационного, информационного, социально-психологического и иного характера, реализуемых под руководством регионального органа управления образования.
Критериально-оценочный компонент Модели предназначен для оценки результатов ее работы и реализации. Результатом реализации Модели является достижение цели, выраженной в социальном заказе системе начального профессионального образования.
При оценке эффективности реализации Модели мы учитывали ряд особенностей, характеризующих специфику моделирования педагогической реальности. Во-первых, трудности оценки эффективности большинства педагогических моделей (включая и модели систем управления образованием) связаны с тем, что они, как правило, уникальны, т.е. не имеют аналогов в предыстории, и, в связи с этим их как бы «не с чем сравнивать». В том числе нередко и получаемые статистические данные не имеют аналогов в предыстории.
Во-вторых, реализация любой педагогической модели характеризуется отсрочен-ностью вызванных ею педагогических результатов и социальных эффектов. При этом оценку педагогической результативности и социальной эффективности модели необходимо производить достаточно оперативно, что, в том числе, определяется и необходимостью ее оперативной коррекции.
В-третьих, в силу того обстоятельства, что критерии оценки в педагогике до настоящего времени недостаточно объективны и используют слабые шкалы измерений или не используют таковых вовсе, экспертные
мнения как непосредственных участников реализации модели, так и внешних экспертов - представителей «среды» - могут быть различными, подчас противоположными. Общая оценка в таких случаях может быть выработана лишь в обсуждениях, в дискуссии.
Представленную выше «вертикальную» (поэлементную) характеристику Модели мы считаем необходимым дополнить «горизонтальной» характеристикой, кратко охарактеризовав каждый из составляющих ее блоков.
Блок 1. Целью организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования, осуществляемой в рамках данного блока региональным органом управления, образования является выработка и реализация региональной политики в области воспитательной работы с обучающимися по программам подготовки квалифицированных рабочих, а также нормативно-правовое регулирование данной работы.
Механизмы поддержки: разработка стратегии развития профессионального образования региона; разработка программы развития воспитания обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих; организация региональных этапов Всероссийских конкурсов «Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления» «Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления» «Всероссийский конкурс воспитательных систем образовательных учреждений» и др. ; организация и проведение зимних и летних сессий областного совета лидеров самоуправления обучающихся, формирование регионального заказа на повышение квалификации работников образования в вопросах организации деятельности самоуправления обучающихся.
Критерий факта: наличие нормативноправового и научно-методического обеспечения Модели. Критерий количества: вовлеченность образовательных учреждений в процесс реализации Модели.
Блок 2. Целью организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся в рамках данного блока является развитие готовности педагогов к организации поддержки самоуправления обучающихся.
Механизмами организационно-педаго-
гической поддержки самоуправления об-
учающихся со стороны ИПКРО являются: организация и проведение курсов повышения квалификации; проблемных семинаров, научно-практических конференций; школа педагогической поддержки самоуправления обучающихся (ШПП); индивидуальное консультирование, научно-методическое сопровождение педагогических работников; разработка и издание методических пособий; обобщение передового педагогического опыта становления, функционирования, развития самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования.
Критериями результативности работы ИПКРО по осуществлению организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся являются: рост числа педагогов, прошедших повышение квалификации, принявших участие в семинарах научно-практических конференциях, школах педагогической поддержки ученического самоуправления, количество публикаций об опыте работы и др.
Блок 3. Цель работы: формирование демократического уклада жизнедеятельности образовательного учреждения. Организационно-педагогическая поддержка самоуправления обучающихся осуществляется региональным органом управления образования и сотрудниками ИПКРО.
В рамках экспериментальной деятельности идет разработка проектов демократизации образовательного пространства училищ и лицеев, ориентированных на воспитание демократической культуры учебно-воспитательного процесса. Выделяются этапы демократизации жизнедеятельности общеучилищного коллектива и определяются соответствующие им задачи и содержание воспитательной работы. Для каждого этапа развития училищного сообщества определяются формы, методы, типовые ситуации воспитания демократической культуры обучающихся, а также обосновываются организационные и психолого-педагогические условия воспитания демократической культуры субъектов учебно-воспитательного процесса в профессиональном училище.
Механизмами организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся со стороны администрации образовательного учреждения являются разработка и реализация программ развития воспитания
в ОУ и в группах обучающихся, ориентированных на формирование демократической культуры обучающихся, авторской модели самоуправления обучающихся, создание управляющего совета и включение в его деятельность обучающихся, информационная открытость ОУ через создание сайта и публичную отчетность.
Критерии факта: наличие программы развития воспитания, наличие управляющего совета ОУ, договоров о сотрудничестве; наличие авторской модели самоуправления обучающихся; наличие дипломов, сертификатов, подтверждающих победы и участие в конкурсах и конференциях, публикаций в СМИ.
Блок 4. Четвертый блок модели - это непосредственно самоуправленческая деятельность обучающихся, представляющая собой, прежде всего, сложную структуру взаимоотношений, в результате которых развивается способность изучать и анализировать потребности субъектов образовательного процесса, на основе анализа выявленных проблем - формулировать цели, планировать деятельность ученического коллектива; организовывать эту деятельность; анализировать итоги сделанного и принимать решения на перспективу, не нарушая при всем при этом демократических норм отношений как внутри коллектива, так и с внешними системами.
Целью педагогической поддержки на данном уровне является формирование готовности обучающихся к самоуправленческой деятельности, развитие их социальных компетенций и способности к самостоятельному решению значимых для них проблем.
Механизмами педагогической поддержки в данном блоке модели являются: вовлечение обучающихся в деятельность областной школы актива; в деятельность школы актива образовательного учреждения; участие в разработке и реализации социально-значимых инициатив; участие в работе управляющего совета ОУ; вовлечение в деятельность печатного органа самоуправления, сайта ОУ; реализация выборных технологий; включенность в нормотворческую деятельность и др.
Критерии количества: количество обучающихся, вовлеченных в самоуправленче-скую деятельность; количество социальных проектов, акций, реальных дел, организованных учащимися. Критерий факта: нали-
чие собственного СМИ органа самоуправления (печатного и/или электронного).
Отметим, что первый и второй блоки Модели составляют ее региональный инвариант, тогда как третий и четвертый блоки являются вариативными, отражая специфику образовательного учреждения, его цели и задачи, уровень подготовленности педагогических работников к поддержке самоуправления обучающихся.
В заключение отметим, что разработанная и научно обоснованная модель организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся, как организационная структура, характеризуется рядом признаков, обеспечивающих ее гибкость и динамичность (возможность оперативных изменений в соответствии с изменяющимися потребностями личности и общества); преемственность (от одного уровня поддержки к другому и от одного этапа деятельности к другому); параллельность (одновременный «запуск» модели на всех уровнях); вариативность (наличие широкого спектра траекторий реализации модели, в соответствии с разнообразными локальными условиями); модульность (на практике Модель может быть реализована в виде системы взаимосвязанных и одновременно взаимно автономных проектов-модулей, учитывающих региональную политику в области воспитания обучающихся, наличие подготовленных кадров и уровень готовности субъектов образовательного процесса к реализации демократических отношений); открытость (в реализацию модели могут быть вовлечены все желающие); качество (ориентация на максимально высокий уровень общекультурной, гуманитарной, социально-экономической подготовки выпускников).
Библиографический список
1. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 272 с.
2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Научное издательство «БРЭ», 1998. - 685 с.
3. Словарь иностранных слов / 9-е изд. -М.: Русский язык, 1982. - 912 с.
4. Mullins L. Management and organizational behavior. - L., 1993. - 98 р.