Научная статья на тему 'Технология реализации структурно- функциональной модели поддержки самоуправления обучающихся'

Технология реализации структурно- функциональной модели поддержки самоуправления обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / STUDENTS' SELF-MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS' SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Ольга Геннадьевна

В статье автор размышляет о том, что для того, чтобы орга низационно-педагогическая поддержка самоуправления обучающихся в регионе стала реальным фактом, а не декларацией, необходимо разработать технологию ее реализации. В статье представлено описание процедуры структуризации проблемы организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся посредством построения «древовидной» или систематической диаграммы. Каждая из ветвей диаграммы представляет собой определенный этап разрабатываемой технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Technology of Implementation of the Structural and Functional Model of Support for the Students Self-Management

For organizational and pedagogical support for students self-management in the region to become a real fact and not a declaration, it is necessary to develop the technology for its implementation. The article describes the procedure of structuring the problem of organizational and pedagogical support to students self-management through the construction of a tree or systematic diagram. Each of the diagrams branches represents a particular stage of our developed technology

Текст научной работы на тему «Технология реализации структурно- функциональной модели поддержки самоуправления обучающихся»

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

О. Г. Кондратьева

Аннотация. В статье автор размышляет о том, что для того, чтобы организационно-педагогическая поддержка самоуправления обучающихся в регионе стала реальным фактом, а не декларацией, необходимо разработать технологию ее реализации. В статье представлено описание процедуры структуризации проблемы организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся посредством построения «древовидной» или систематической диаграммы. Каждая из ветвей диаграммы представляет собой определенный этап разрабатываемой технологии.

Ключевые слова: самоуправление обучающихся, организационно-педагогическая поддержка самоуправления обучающихся.

Summary. For organizational and pedagogical support for students' self-management in the region to become a real fact and not a declaration, it is necessary to develop the technology for its implementation. The article describes the procedure of structuring the problem of organizational and pedagogical support to students' self-management through the construction of a "tree" or systematic diagram. Each of the diagram's branches represents a particular stage of our developed technology.

Keywords: students' self-management, organizational and pedagogical support for students' self-management.

87

Множество проблем в управлении образовательными системами разного масштаба и различной специализации возникает из-за того, что за грамотной декларацией целей нередко следует набор действий и мероприятий, имеющих к этим целям достаточно отдаленное отношение. Мало принять закон или выпустить распоряжение - необходимо предусмотреть механизмы их реализации. История педагогики убедительно свидетельствует, что во многих случаях потенциально эффективные педагогиче-

ские идеи и прогрессивные реформы образования «пробуксовывали» ввиду их нетехнологичности, то есть отсутствия технологии их практической реализации. Чтобы организационно-педагогическая поддержка самоуправления обучающихся в регионе стала реальным фактом, а не декларацией, необходимо разработать технологию ее реализации.

Цель разрабатываемой технологии - интеграция механизмов организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся, реали-

88

зуемои на разных уровнях управления: стратегическом, тактическом, оперативном. Сама по себе практическая реализация любой теоретической модели относится к классу проблемных ситуаций, для выявления путей и способов разрешения которых целесообразно использовать процедуру структуризации. Результатом данной процедуры должно стать построение структуры рассматриваемой технологии. В этой структуре определенное место занимают различные подструктуры (этапы), их соотношение и взаимосвязи; кроме того, она проникнута единством принципов организации и деятельности, закрепленных в нормативных актах регионального уровня.

Структуризация проблемы - разложение проблемы на отдельные задачи, которые поддаются решению известными методами. В социальных науках решаемые проблемы практически всегда относятся к слабоструктурированным. Поэтому исследование начинается с их качественного анализа, структуризации, то есть расчленения на такие части, которые можно преобразовать в эквивалентные «хорошо определенные» задачи. Они решаются, а затем производится синтез проблемы на новом, более высоком уровне ее понимания.

В процессе выработки и принятия решения этап структуризации проблемы признается необходимым большинством исследователей (О. А. Кулагин [1], А. А. Лескин и В. Н. Мальцев [2], А. А. Никольский, Н. Э. Васильева и В. А. Афанасьев [3], М. В. Самсоно-ва и В. В. Ефимов [4]).

Одним из приемов, используемых для структуризации проблем с большим числом или сложным характером взаимосвязей, является построение

«древовидной» или систематической диаграммы. В процессе построения древовидной диаграммы проблема формулируется на верхнем (нулевом) уровне в весьма общем виде, по мере перехода на нижние уровни разбивается на конкретные задачи.

Предлагаемый нами вариант «дерева» решения кардинальной проблемы -реализации модели организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся (далее Модели) на региональном уровне - разбивается на втором уровне на три ветви (см. схему 1). Каждая из этих ветвей представляет собой определенный этап разрабатываемой нами технологии.

Рассмотрим поочередно каждый из этапов технологии реализации Модели, то есть каждую из трех ветвей «дерева» решаемой проблемы, обозначенных на схеме 1.

Первый этап реализации Модели (см. далее схему 2).

Данный этап связан, прежде всего, с выявлением основных проблем, препятствующих развитию региональной системы самоуправления обучающихся. Знание проблем дает возможность сконцентрировать усилия на самых важных моментах и тем самым оптимизировать процесс разработки конкретных меха-низмоворганизационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся на региональном уровне.

Нами была выделена первоочередная проблема, тормозящая процесс становления и развития самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования - отсутствие на региональном уровне необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других ресурсов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере

воспитания молодежи в части развития самоуправления обучающихся.

Начиная с 2004 г. нами детально исследуются проблемы функционирования и развития самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования. В ходе данного пролонгированного исследования опрошено более 1200 обучающихся и более 500 педагогических и руководящих работников учреждений Иркутской области, реализующих программы НПО. Наиболее часто повторяющаяся проблема, с которой сталкиваются педагоги, -это отсутствие специальной подготовки в вопросах организации, функционирования и развития самоуправления обучающихся (более 86% опрошенных). Как отмечают респонденты, «этому не учат в вузе», «нет специальных курсов повышения квалификации», «нет возможности познакомиться с опытом коллег, т.к. не организуются семинары по данной тематике на базе учреждений профессионального образования». Обучающиеся также отмечают, что большинство педагогов не готовы к демократическому стилю общения.

В то же время и сами обучающиеся не знают своих прав, не знакомы с нормативными документами, регламентирующими жизнедеятельность образовательного учреждения. Значимость правового просвещения обучающихся признают 100% педагогов, но при этом те же преподаватели и мастера производственного обучения выступают против «передачи реальных прав детям» (до 70%). Что стоит за этими ответами? Как показывает наш опыт, педагоги трактуют правовую норму как требование, надежное упорядоченное правило, которое выполняют дети по требованию педагога. Собственное самостоятельное регулирование поведения обу-

чающимися на основе права представляется педагогам нереальным.

В сознании педагогов велик перевес в сторону просвещенческого подхода, когда о правах только рассказывают. Эта тенденция еще раз подчеркивает важность развития социальных компетенций, выделенных в документах модернизации образования. Оторванность знаний от умения применять их для решения жизненно важных задач является сущностной проблемой профессиональной компетенции педагогов упреждений профессионального образования.

Показательны также ответы педагогов на вопрос о роли образовательного учреждения в формировании опыта воспитанников жить и работать в правовом государстве для осуществления общественного прогресса и личностного развития. Позиции педагогов расходятся - до 50% считают, что такой опыт нужно формировать (однако при этом приоритет отдается просвещению, без передачи реальных прав обучающимся, то есть на самом деле речь идет о знаниях, а не об опыте), вторая половина педагогов имеет широкий разброс в суждениях, показывающий наличие неуверенности или даже отсутствия мнения (30% опрошенных выбрали два взаимоисключающих варианта ответа).

Круг проблем, до решения которых «допускаются» обучающиеся, чаще всего ограничивается организацией досуговых мероприятий; соответственно деятельность органов самоуправления замыкается стенами учреждения профессионального образования. Как отмечают респонденты в своих анкетах, «некоторые педагоги и учащиеся с иронией относятся к деятельности самоуправления, считая слова «перспек-

89

Верхний уровень «дерева» решаемой проблемы

Проблема: как разработать и запустить механизмы поддержки самоуправления обучающихся на региональном уровне

1.

1.Что нужно знать для 2. Что нужно разработать 3. Что нужно организовать

разработки механизмов для запуска механизмов для функционирования

поддержки поддержки механизмов поддержки

самоуправления самоуправления самоуправления

обучающихся? обучающихся? обучающихся?

Этапы технологии реализации структурно-функциональной модели поддержки самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования

Схема 1. Верхний уровень «дерева» решаемой проблемы

90

тива», «пути развития», «качество работы» несовместимыми с группой ребят (и притом не всегда отличников!), которые «что-то там делают...».

Непринятие всерьез, либо игнорирование коллективного мнения учащихся - это еще одна проблема, препятствующая развитию самоуправления обучающихся. В учреждениях образования можно часто наблюдать такую картину: самоуправление обучающихся живет отдельной жизнью, ребята проводят свои дела и почти никак не взаимодействует с педагогическим коллективом училища, родителями, будущими работодателями и другими социальными партнерами.

Чрезвычайно важная проблема -пассивность самих обучающихся. Приведем типичные высказывания, содержащиеся в анкетах учащихся.

«Многим подросткам вовсе не интересно заниматься самоуправлением, социальным проектированием и т.п., что-то вообще организовывать. Пусть кто-то другой придет, а мы на готовенькое. И 'Ье грузите" нас проблемами, лучше дискотеку организуйте».

«Действительно, работают у нас единицы. И почему такое происходит? Некоторые стесняются: не хватает веры в свои силы, в то, что все обяза-

тельно получится. Некоторые боятся: вдруг это никому не надо, меня никто не поддержит и вообще, есть люди постарше и поумнее, а вдруг что-нибудь не то сделаю?».

«Некоторые просто ленятся! Не подумайте, что они этакие "обломо-вы", просто уж очень загружены. Ведь согласитесь, талантливый человек талантлив во всем. Перефразируя классика, могу сказать: "активный человек активен во всем". Одни и те же и в "Совете министров", и на областной научно-практической конференции, и на предметной олимпиаде. Мы и проекты разрабатываем, и социальные акции организуем, а еще хотелось бы и училище прилично закончить».

Социальная и гражданская пассивность являются одними из наиболее отличительных черт современной молодежи в целом и обучающихся по программам НПО в частности. Вполне закономерно, что эта пассивность проявляется и в отношении к самоуправлению. Так, в ходе нашего исследования было установлено, что более половины (58%) опрошенных из числа обучающихся стараются промолчать, если коллектив что-то обсуждает; около 80% не стремятся к ответственному выбору в органы самоуправления. Как видим, большинство ре-

Первая ветвь «дерева» решаемой проблемы

1. Что нужно знать для разработки механизмов организационно-педагогической _поддержки самоуправления обучающихся?_

Л.

1.1. Проблемы функционирования и развития самоуправления обучающихся в

учреждениях профессионального образования

1.2. Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы деятельности самоуправления

обучающихся в образовательных учреждениях

1.3. Требования к реализации организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся (по видам поддержки)

1.1.1. Отсутствие концептуальной и программной базы самоуправления обучающихся в учреждениях проф. образования региона (региональные концепции, программы и т .д.)

1.1.2. Недостаточная готовность педагогов к поддержке са моуправления об учающихся

1.1.3. Неготовность об учающихся реализовывать свое пр аво на участие в управлении ОУ

1. 1.4. Отсутствие научно-методического со провождения де ятельности педагогов, работающих с органами са моуправления обучающихся

1.1.5. Низкая заинтересованность руководителей ОУ в ра звитии самоуправления об учающихся

1.2.1. Социальный заказ современного общества к системе образования

1.2.2. Социально-экономическое положение региона и уровень развитости гражданского общества

1.2.3. Психолого-педагогические особенности молодежи как субъекта самоуправленческой деятельности

1.2.4.

Законодательство РФ о самоуправлении в ОУ

1.2.5. Теоретические основы

самоуправленческой деятельности в ОУ

1.2.6. Нормативные акты на уровне органа управления образования субъекта РФ

1.2.7. Типовые положения о самоуправлении обучающихся

1.3.1. Нормативно-правовая поддержка

1.3.2. Кадровая поддержка

1.3.3. Научно-методическая поддержка

1.3.4. Психолого-

педагогическая

поддержка

1.3.5. Организационно-сетевая поддержка

1.3.6. Другие

возможные виды

поддержки

(финансовая,

материально-

техническая,

мониторинговая и др.)

91

Схема 2. Первая ветвь «дерева» решаемой проблемы

92

спондентов из числа обучающихся отнюдь не продемонстрировали активного стремления к самоуправлению.

Вопрос о стиле управления показал, что наиболее распространенным, по мнению педагогов, остается авторитарный стиль (около 70%), на второй позиции - демократический стиль (20%), на третьей - либеральный (10%). Обучающимся сложнее высказать свое мнение о стиле управления образовательным учреждением, у ребят отсутствует представление о четких критериях оценки управленческой деятельности, они не имеют опыта анализа деятельности административного звена, не понимают сущность процедуры коллегиального управления. На вопрос «Как часто вы обсуждаете с директором училища вопросы деятельности органов самоуправления?» более 73% респондентов ответили: «ни разу не обсуждали». Таким образом, стиль педагогического взаимодействия в учреждениях профессионального образования является еще одной проблемой, препятствующей развитию самоуправления обучающихся.

Далее, на первом этапе реализации организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся в регионе необходимо выявить и обосновать теоретико-методологические и нормативно-правовые основы деятельности самоуправления обучающихся в образовательных учреждениях.

Помимо всего вышесказанного, для реализации разработанной нами Модели должен быть учтен комплекс требований к реализации различных видов организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся. Рассмотрим их более детально, в ракурсе предъявляемых к ним требований.

Требования к организации нормативно-правовой поддержки. Нормативно-правовое обеспечение реализации поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях, осуществляющих подготовку по программам НПО, должно выступать частью целостной нормативно-правовой базы, регулирующей государствен но-общественный характер управления как системную новацию в региональной системе образования. При этом должны быть установлены участники (субъекты) правоотношений, складывающихся при реализации Модели, их права, обязанности, полномочия, ответственность, формы и процедуры взаимодействия. При формировании правового обеспечения поддержки должны быть обеспечены возможности дальнейшей конкретизации и дополнения правовых норм, регулирующих данный вид деятельности на уровне образовательного учреждения, с тем чтобы отразить специфику конкретных условий.

Разрабатываемые нормативно-правовые основы деятельности самоуправления должны быть свободны от таких недостатков, как неполнота правового регулирования, противоречивость (как иным законодательным актам, так и внутри создаваемых актов); неполное соответствие вводимых норм складывающимся отношениям в региональной системе образования и на институциональном уровне; неточность, размытость понятийного аппарата, неучет или некорректное применение сложившихся правовых конструкций и средств.

Учитывая потребность образовательных учреждений в методически и юридически проработанных материалах, доведенных до уровня практического применения, необходимо разработать примерный перечень и образцы некоторых ло-

кальных актов, обеспечивающих деятельность самоуправления обучающихся на институциональном уровне.

Требования к организации кадровой поддержки должны обеспечивать возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Это предполагает проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления вообще и самоуправления обучающихся в частности. Такая работа должна быть направлена на совершенствование педагогического мастерства работников образовательных учреждений, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.

Нужны специальные программы повышения квалификации педагогов в учреждениях ДПО. Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах, тематика которых связана с вопросами организации и развития самоуправления (конкурсы моделей самоуправления, воспитательных систем и др.). Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу (описание своего опыта по организации самоуправления обучающихся в виде статей для педагогических журналов, поступление в аспирантуру различных научно-педагогических учреждений и т. д.).

Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других специалистов обучать активистов самоуправления. Наиболее благоприятные условия для подготовки актива самоуправления создаются во время зимнего и летнего отдыха обучающихся.

Требования к организации информационно-методической поддержки.. Цели и зада-

чи такой поддержки должны отражать общую стратегию развития системы образования Российской Федерации с учетом особенностей региона, основные закономерности и принципы развития самоуправления на современном этапе развития общества, главные содержательные линии работы по развитию самоуправления обучающихся должны строиться на основе обоснованных теоретико-методологический позиций.

Методическое обеспечение процесса обучения навыкам организации самоуправления должно содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. Оно также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. Возможно введение в вариативный компонент образовательных программ (компонент образовательного учреждения) отдельного курса «Граждановедение», где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специального курса по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамотной модели самоуправления образовательного учреждения с соблюдением всех положений и требований современного российского законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требования к организации психолого-педагогической поддержки. Прежде всего, необходимо систематически в ходе совещаний, семинаров, курсов повышения квалификации, разъяснять педагогическим и руководящим работникам государственную политику в сфере об-

93

94

разования РФ, обосновывая тем самым некий «социальный заказ» на развитие самоуправления обучающихся, являющегося составной частью системы государственно-общественного управления образованием на всех уровнях.

Крайне нежелательно вводить в областную программу развития воспитания обучающихся разделы, качающиеся вопросов развития самоуправлении обучающихся насильно или искусственно, так как педагогические коллективы должны «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися и, причем, прежде всего на уровне тех органов самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех обучающихся.

Недопустимо отношение к педагогической поддержке самоуправления как к некоему «второсортному» виду педагогической деятельности. Директора ОУ, их заместители по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, которые ведут исследовательскую работу, активно делятся своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления. Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении.

Требования к организационно-сетевой поддержке. В связи с тем, что образовательные учреждения профессионального образования территориально удалены друг от друга, у педагогов и обучающихся нет возможности часто встречаться и обсуждать проблемы, возникающие в ходе деятельности самоуправления. Ограниченные возможности коммуникации в традиционном ее понимании (как системы непосредственных

связей) не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для продуктивной работы. В связи с этим особую актуальность приобретает сетевое взаимодействие.

Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, организационных, научно-методических, кадровых ресурсов, причем конкретные ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Первичными элементами сетевого объединения, в общем случае, могут выступать:

а) юридические лица: общеобразовательные учреждения, межшкольные учебные комбинаты, организации начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также негосударственные образовательные организации, общественные и другие организации;

б) образовательные программы, реализуемые на основе сетевых механизмов;

в) прецеденты взаимодействия, сетевые события (проекты, семинары, встречи, обмен информацией и т.п.).

Первые два варианта обычно используются для решения задач обучения на различных ступенях общего и профессионального образования в учреждениях различных типов. В нашем случае, связанном с преимущественным решением воспитательных задач и, как правило, не предполагающим реализацию формализованных образовательных программ, оптимальным является третий из обозначенных вариантов.

Каждый субъект образовательного процесса может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального развития каждого че-

ловека, образовательного учреждения, организации или объединения. Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, которые субъектно-автономны и не подчинены навязанному сверху кодексу взаимоотношений, который по своей сути противоречит сетевому подходу.

При сетевой организации взаимодействия формируются опосредованные связи, круг взаимодействия увеличивается, а следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. С психолого-педагогической точки зрения, роль сетевого взаимодействия - в том, что существенно расширяется социальная ситуация развития обучающихся за счет привлечения ресурсов внешней (относительно ОУ) среды.

В нашем случае сетевое взаимодействие - это система непосредственных и опосредованных связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать как профессиональному, так и молодежному сообществу и обществу в целом инновационные модели государственно-общественного управления, модели организационно-педагогической и педагогической поддержки самоуправления обучающихся.

Сетевое взаимодействие возможно при соблюдении определенных условий:

- совместная деятельность участников сети (возможность проявления собственной инициативы; возможность коллективной поддержки и оценки своей инициативы; возможность участия в поддержке и оценке других инициатив; возможность представлять совместную деятельность и др.);

- общее информационное пространство (возможность предоставлять информацию о своей деятельно-

сти другим участникам сети; возможность иметь информацию о деятельности других участников сети; создавать собственные каналы информации; становиться частью других информационных каналов);

- механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия (разнообразные конкурсы, организуемы дистанционно, Интернет-сайты образовательных учреждений и сайты регионального органа управления образованием, сайт учреждения дополнительного профессионального образования и др.).

Подчеркнем, что в условиях сетевого взаимодействия не только осуществляется трансляция инновационных разработок, но и возникает разносторонний диалог между разными ОУ. Опыт участников сети оказывается востребованным как в качестве примера для подражания, так и в качестве индикатора, который позволяет увидеть «со стороны» уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. На практике, начиная с определенного этапа развития сети, у ее участников наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу профессионально компетентных специалистов и учреждений.

Второй этап реализации Модели.

Для «запуска» механизмов организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся необходимо:

- разработать программу организации поддержки самоуправления обучающихся в регионе (в нашем случае -в формате региональной программы развития воспитания обучающихся учреждений НПО региона), что требует, в частности, уточнить набор предполагаемых к реализации конкретных

95

Вторая ветвь «дерева» решаемой проблемы

96

2. Что нужно разработать для «запуска» механизмов поддержки самоуправления обучающихся?

* - - 1

2.1. Региональная программа организации поддержки самоуправления обучающихся 2.2. План мероприятий по поддержке самоуправления обучающихся в образовательных учреждениях региона 2.3. Критерии результативности поддержки самоуправления обучающихся

Схема 3. Вторая ветвь «дерева» решаемой проблемы

механизмов организационно-педагогической поддержки самоуправления на региональном уровне;

- разработать план мероприятий по поддержке самоуправления обучающихся в ОУ профессионального образования региона;

- определить критерии результативности Модели.

Таким образом, мы получаем вторую ветвь «дерева» решаемой проблемы (см. схему 3).

Третий этап реализации Модели

Для обеспечения функционирования поддержки самоуправления обучающихся (третья ветвь «дерева» решаемой проблемы) на необходимом уровне необходимо организовать работу:

- по активизации и стимулированию рассматриваемой поддержки, используя такие формы, как конкурсы, научно-практические конференции и др. по научно-методическому и информационно-методическому сопровождению организационно-педа-го ги че ской поддержки самоуправления обучающихся;

- по непрерывному повышению уровня готовности педагогов к поддержке самоуправления обучающихся;

- по обучению лидеров самоуправления учреждений профессионального образования и включению их в систему государственно-общественного управления образованием на регио-

нальном уровне через создание областного совета лидеров (см. схему 4).

Первым конкретным шагом на пути обеспечения функционирования разработанной нами Модели является вовлечение обучающихся и педагогических работников в различные формы конкурсных процедур. Этот шаг позволяет не только привлечь внимание руководящих и педагогических работников к проблемам самоуправления обучающихся, но и систематизировать и осмыслить имеющийся опыт самоуправления.

Начиная с 2004 г., на федеральном уровне проводятся конкурсы, дающие возможность не только актуализировать проблему педагогической поддержки самоуправления обучающихся, но и создать предпосылки для проявления детской инициативы, творчества на пути создания авторских моделей самоуправления.

В 2003-2004 уч. г. организован Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях, призванный способствовать активизации развития школьного ученического самоуправления во всех субъектах федерации.

В 2005-2006 уч. г. организован II Всероссийский конкурс моделей ученического и самоуправления общеобразовательных учреждений. Участниками данных конкурсов могли быть только учреждения общего и допол-

Третья ветвь «дерева» решаемой проблемы

3. Что нужно организовать для функционирования механизмов поддержки самоуправления обучающихся?

X

3.1. Организация

и проведение

конкурсов,

научно-

практических

конференций,

круглых столов

3.1.1.

Организация и проведение региональных этапов

всероссийских конкурсов

3.1.2.

Областной

конкурс

соц иально-

значимых

инициатив

«Украсим

училище

своими руками»

3.1.3.

Межрегиональн

ая научно-

практическая

конференция

«Перспективы

развития

ученического

самоуправления

в системе НПО

в условиях

модернизации

3.1.4.

Проведение

областных

конкурсов по

направлениям

работы органов

самоуправления

обучающихся

3.2.

Информационно-

методическое

сопровождение

поддержки

самоуправления

3.2.1.

Разработка

программ

повышения

квалификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогов

3.2.2.

Разработка методических и учебных пособий для педагогов

3.2.3. Индивидуальное консультирован ие педагогов

3.2.4.

Рецензирование

статей,

программ,

пособий,

разработанных

педагогами

3.2.5.

Разработка программ и пособий Школы

3.1.6.

Подготовка материалов для публикации в СМИ

3.3. Повышение квалификации педагогических работников

3.3.1. Проведение семинаров и совещаний для руководящих работников ОУ

3.3.2. Проведение проблемных семинаров для педагогических коллективов

3.3.3. Введение в курсовую подготовку модуля

«Государственно-

общественное

управление»

3.3.4.

Организация курсов повышения квалификации по теме

«Организационно

-педагогическая

поддержка

самоуправления

обучающихся в

ОУ»

3.3.5. Проведение школы

педагогической поддержки

3.4. Включение обучающихся в систему

государственно-общественного управления образования

3.4.1. Создание областного совета лидеров самоуправления обучающихся в учреждениях ПО

3.4.2. Организация работы областной школы актива

3.4.3. Создание электронной молодежной газеты «Лидер»

3.4.4. Включение обучающихся в проектную деятельность

3.4.5. Включение обучающихся в межрегиональное сотрудничество

3.4.6. Развитие информационной открытости через сетевое

взаимодействие, создание блогов и сайтов

97

актива

Схема 4. Третья ветвь «дерева» решаемой проблемы

98

нительного образования детей, школы-интернаты.

В 2006-2007 уч. г. был организован Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления. Конкурс проводился по следующим типам и видам образовательных учреждений:

• общеобразовательная школа;

• гимназия, лицей;

• учреждение дополнительного образования детей;

• учреждение НПО.

В 2007-2008 уч. г. прошел II Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления.

В 2008-2009 уч. г. прошел I Всероссийский дистанционный конкурс ученического самоуправления.

В 2009-2010 уч. г. были проведены Всероссийский командный дистанционный турнир «Молодежное самоуправление» и Всероссийский дистанционный конкурс «Организатор молодежного самоуправления».

Конкурсы дали возможность выявить и оценить динамику развития данного вида деятельности в образовательных системах субъектов Российской Федерации, уровень организационной поддержки, действующей при региональных и муниципальных органах управления образования. Так, в I Всероссийском дистанционном конкурсе ученического самоуправления была зарегистрирована 741 заявка из 52 субъектов РФ. Данные, содержащиеся в табл. 1, дают основание утверждать, что в Иркутской области (100 заявок) и Красноярском крае (99 заявок) данному направлению воспитательной работы уделяется серьезное внима-ние1, см. табл. 1.

С учетом того, что в Иркутской области из 100 заявок 60 поданы от учреждений, реализующих программы НПО (78% заявок от общего количества заявок, поданных в данной номинации), можно утверждать, что это результат целенаправленной и системной работы, организуемой на уровне регионального органа управления образования.

Обязательным условием участия во многих всероссийских конкурсах является организация региональных этапов. Это требует разработки положения, критериев оценки материалов регионального конкурса, формирования оргкомитета и компетентного жюри конкурса; необходимо организовать разработку методических рекомендаций для участников конкурса.

Информационно-методическое сопровождение самоуправления обучающихся мы понимаем как способ взаимодействия методической службы (например, в лице структурного подразделения института повышения квалификации работников образования или института развития образования) и педагога (группы педагогов, учреждения в целом), направленный на разрешение проблем в определенном виде профессиональной деятельности.

Иными словами, информационно-методическое сопровождение представляет собой взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных проблем профессиональной деятельности путем освоения и разработки новшеств. Таким образом, информационно-методическое сопровождение выступает одним из ресурсов

1 См.: http://aspru.com/ 8ШдеМ8/и8копкг89/йпа1/д417/

Преподаватель |.

2 / 2012

научно-методической поддержки самоуправления обучающихся.

Информационно-методическое сопровождение осуществляется с использованием следующих средств:

- актуализация и диагностика существа проблемы;

- информационный поиск возможного пути решения проблемы;

- консультирование на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализация плана.

В понятие информационно-методического сопровождения поддержки самоуправления обучающихся мы вводим также сопровождение курсовой подготовки педагогов и обучение лидеров ученического самоуправления.

Помимо выше сказанного, реализация разработанной нами Модели предусматривает также ежегодное формирование рабочих документов:

- организационного плана действий по реализации программных мероприятий; плана проведения курсовых мероприятий, семинаров, совещаний;

- соглашений (договоров), заключаемых региональным органом управления образования с исполнителями программных мероприятий;

- перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.

Таким образом, разработанная и научно обоснованная нами технология реализации Модели организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального

Таблица 1

Количество заявок на I Всероссийском дистанционном конкурсе ученического самоуправления по субъектам РФ

№ Субъект Российской Кол-во

Федерации заявок

1. Иркутская область 100

2. Красноярский край 99

3. Новосибирская область 41

4. Московская область 40

5. Омская область 37

6. Челябинская область 37

7. Ставропольский край 35

8. Томская область 32

9. Белгородская область 23

10 Другие регионы 20

образования, дает возможность интеграции механизмов поддержки на разных уровнях управления: стратегическом, тактическом и оперативном и повышения эффективности процесса включения обучающихся и педагогических работников в процессы самоуправления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кулагин О. А. Принятие решений в организациях: Уч. пос. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. - 148 с.

2. Лескин А. А., Мальцев В. Н. Система поддержки управленческих и проектных решений. - Л.: Машиностроение, 1990. -167 с.

3. Никольский А. А., Васильева Н. Э., Афанасьев В. А. Технология принятия управленческих решений: Уч. пос. - М.: ВИНИТИ, 1998. - 250 с.

4. Самсонова М. В., Ефимов В. В. Технология и методы коллективного решения проблем: Уч. пос. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. - 152 с. ■

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.