Научная статья на тему 'Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специальностов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач'

Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специальностов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна, Назарова Ольга Борисовна

Статья посвящена проблеме системной интеграции информационных и телекоммуникационных технологий и внедрения их в образовательный процесс и в управление образованием. Данный процесс влечет изменения в понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. В ходе реформирования на первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студента в компьютерной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна, Назарова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специальностов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач»

Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специальностов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач

Л.З. Давлеткиреева, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», к.п.н., доцент кафедры ИС,

[email protected]; О.Б. Назарова, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», к.п.н., доцент кафедры ИС, [email protected]

Статья посвящена проблеме системной интеграции информационных и телекоммуникационных технологий и внедрения их в образовательный процесс и в управление образованием. Данный процесс влечет изменения в понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. В ходе реформирования на первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студента в компьютерной среде.

В современных условиях насыщенного потока информации все сложнее поддерживать высокий уровень образования с применением только традиционных методов обучения. Педагоги вынуждены постоянно искать новые методы и формы образовательной деятельности, совершенствовать методику обучения, внедрять в учебный процесс более эффективные из них, чтобы активизировать процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков. Гибкое сочетание традиционных педагогических и информационных технологий позволяет рассмотреть образование в новом качестве, то есть эффективнее и фундаментальнее.

Тенденцией реформирования современного высшего образования является выдвижение в качестве приоритетного - компетентностного подхода при подготовке специалистов. Основными понятиями компе-тентностного подхода являются компетенция и компетентность. В справочной литературе термин «компетенция» (компетенция от лат. сошрйеге - быть способным к чему-либо) трактуется как знающий, сведущий, квалифицированный, как круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, а термин «компетентный» - как обладающий компетенцией. Нас интересует компетентность преподавателя в исполь-

зовании информационно-предметной среды (ИПС) в процессе профессиональной подготовки будущих ИТ-специалистов в университете. Чтобы определить данное понятие и дать ему структурную характеристику, необходимо отметить, что, во-первых, компетентность одним словом выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами. Во-вторых, компетентность - это приземленная и реальная цель, состояние адекватного выполнения задач. Человек либо компетентен, либо нет по отношению к требуемому уровню исполнения, а не по отношению к достижениям других. В-третьих, компетентного преподавателя отличает его «способность среди множества решений выбрать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффективные решения», т.е. обладать критическим мышлением. В-четвертых, компетентность включает как содержательный (знания), так и процессуальный (умения) компоненты. Следовательно, компетентный преподаватель должен применять тот или иной метод (зна-ния+умения) решения профессиональной проблемы.

Потребителями образовательных услуг высшего учебного заведения являются: во-первых, государство, удовлетворяющее свои потребности в квалифицированных работниках; во-вторых, личности, удовлетворяющие потребности в новых знаниях и умениях с целью получения материального благополучия, обеспечения самосовершенствования, повышения общественного статуса и формирования межличностной среды; в-третьих, субъекты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие потребности в воспроизводстве основной производительной силы (работники) и обеспечении бизнес-процессов. Учет требований всех трех категорий потребителей реализуется через определение индивидуальной траектории профессиональной подготовки ИТ-специалистов, в связи с развитием компетентностного подхода и переходом на федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения.

Рассматривая ИПС как область знаний, как источник информации и как средство деятельности будущего ИТ-специалиста, при ее проектировании мы ориентировались на: 1) определенную предметную область, задаваемую конкретными дисциплинами профессиональной подготовки; 2) ее функции, реализующиеся независимо от предметной специфики, принципов организации профессиональной подготовки будущих ИТ-специалистов; 3) информационно-знаниевые потоки (входящие, исходящие и внутрисредовые), представляющие собой самую динамичную часть, объединяющую компоненты этой модели в единое целое и обеспечивающие связь с внешней средой; 4) четкое представление о ее

месте в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия преподаватель-обучающийся.

Проблему создания ИПС многие авторы решают различными способами. В качестве средств конструирования нашей ИПС были использованы процессуальный подход и портальные технологии, выбор которых был обусловлен тем, что подход позволяет выделить и интегрировать компоненты проектируемой модели, а технологии определяют принципы ее проектирования. Исходя из вышеизложенного, компетентность преподавателя в использовании ИПС мы рассматриваем как интегра-тивную характеристику личности, отражающую его готовность и способность целенаправленно создавать ИПС, содержательно ее наполнять и продуктивно использовать в процессе профессиональной подготовки будущего ИТ-специалиста (1).

Индивидуальную траекторию подготовки профессиональной подготовки будущих специалистов по информационным технологиям возможно через формирование профессиональных мотивов, интересов и ценностных ориентаций студента с использованием возможностей информационно-предметной среды. Методика реализации строилась на принципах деятельности, технологичности, проблемности, гибкости, конструктивного взаимодействия, имитационного моделирования и предусматривала следующие методические механизмы реализации (2).

1. Построение системы профессионально-направленных задач различного типа и уровня сложности, имитирующих профессиональную деятельность и включающих будущих ИТ-специалистов в их решение с использованием предписаний алгоритмического типа.

В ходе реализации методики мы использовали профессионально-направленные задачи в комплексе, эффективность которой возрастает и дает возможность перехода от процесса обучения к учению, если учитывается применение определенной последовательности правил:

1) обучение по принципу «широко-глубоко» - на начальном этапе преподаватель дает множество задач одного уровня и сложности, но различных предметных областей, а далее в процессе выбора студентом наиболее подходящей области использования ИТ, уменьшает их количество, усложняя выявлением специфики будущей профессиональной деятельности;

2) необходимо сформулировать центральное интегрирующее задание, которое ориентирует студента на конечный результат и предопределяет «траекторию» движения к этому результату;

3) организация «цепочки» задач, в которой результат предшествующего действия (решения предыдущей задачи) становится средством реализации последующего (решения последующей задачи). Предъявляются не независимые, самостоятельные задачи, а их логическая

последовательность, когда информация, получаемая студентом в процессе решения предыдущей задачи, была необходима ему для решения последующей;

4) развертывание «цепочки» задач (в рамках отдельного занятия), объединенной центральной задачей, происходит в направлении снижения проблемности. Такая организация способствует осознанию цели и логики использования ИТ в профессиональной деятельности, освоение которой становится осмысленным и внутренне мотивированным;

5) режим «преподаватель-студент-преподаватель» постепенно сменяется на режим «преподаватель-ИПС-студент-ИПС-преподаватель» наращивая функции ИПС, используемые локально и фрагментарно, двусторонней контролирующей функцией и обратной связью;

6) каждый этап профессиональной подготовки будущего ИТ-специалиста включает знания и умения, имеющие самостоятельное значение внутри этапа, но тесно связаны с предыдущим и последующим этапом: фактически знания и умения приобретаются для дальнейшего развития и, наоборот, не могут быть освоены и реализованы без опоры на базу;

7) возрастание уровня проблемности задач, которое влечет за собой возрастание потребности в возможностях ИПС при параллельном возрастании уровня активности и самостоятельности студентов при их решении.

В связи со спецификой профессиональной подготовки будущих специалистов по информационным технологиям, направленных на создание новых информационных продуктов, задачи должны быть исследовательского характера (3). Учитывая тот факт, что основным видом профессиональной деятельности ИТ-специалиста является организационно-управленческая, проектно-технологическая, маркетинговая, экспериментально-исследовательская, консалтинговая, аналитическая, эксплуатационная деятельность, то выпускник должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: оптимизация процессов обработки информации, управление взаимосвязанными материальными, денежными и информационными потоками в предметной области; внедрение методов информатики в предметной области; моделирование бизнес-процессов конкретной предметной области; создание информационно-логических и имитационных моделей объектов предметной области; разработка программного и информационного обеспечения, ориентированного на работу специалистов в области применения. Данная аналитика была подтверждена в ходе исследований в рамках проекта РГНФ № 10-06-01184а «Разработка инновационных механизмов повы-

шения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города».

Классификацию профессионально-направленных задач использовали путем выбора и формулирования задач на каждом этапе профессиональной подготовки будущих ИТ-специалистов, которая соотнесена нами, во-первых, с вышеперечисленными характеристиками элементов системы профессионально-направленных задач и связей между ними. Во-вторых, с этапами подготовки будущего ИТ-специалиста в процессе создания комплекса профессионально-направленных задач. В-третьих, с задачами, которые студенты изучают, и навыки решения которых должны уметь использовать в будущей профессиональной деятельности.

В ходе применяемой методики и возможностей ИПС для достижения должного уровня готовности будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности, необходимо, чтобы данная среда была профессионально-ориентированной, направленной на формирование у будущего ИТ-специалиста устойчивого осознанного позитивного отношения к своей профессии, самостоятельного принятия решений в проблемных задачах, связанных с реализацией профессиональных функций (2). Для того чтобы задачи были профессионально-направленными в процессе формирования профессиональных мотивов, интересов и ценностных ориентаций будущих ИТ-специалистов, при классификации. Мы следовали следующим характеристикам их отбора:

- вызывают профессиональный интерес, так как профессиональная направленность является основной на протяжении всего срока обучения;

- носят творческий характер самостоятельной исследовательской деятельности, так как организация обучения с опорой на творческую деятельность обучающихся является необходимым условием их мотивации;

- позволяют сформировать состязательный и игровой элемент в проведении занятий, что также является необходимым условием их мотивации;

- оказывает эмоциональное воздействие, так как в условиях проблем-ности содержания задачи, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма, которые человек в обычном состоянии использует менее 10%;

- развивает непосредственность, самостоятельность во взаимодействии обучающихся с учебной информацией: данную характеристику можно считать основной, поскольку от степени самостоятельности слушателей зависит уровень активизации их учебной деятельности.

При этом профессиональные компетенции по видам деятельности формулируются с учетом конкретного профиля подготовки бакалавра. Согласно этому стандарту в ходе учебных занятий могут быть использованы следующие профессионально-направленные задачи, которые

имитируют профессиональную деятельность и включают в решение будущих ИТ-специалистов:

1) внедрение методов информатики в предметной области: экономики, статистики, информационных систем и математических методов в экономике, историко-архивоведения, прикладной лингвистики, музейной деятельности и научно-технической информации, юриспруденции, правоохранительной деятельности, педагогики, психологии, политологии, экологии, в других областях;

2) развитие возможностей и адаптация профессионально-направленных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла: создание информационно-логических моделей объектов, разработка нового программного и информационного обеспечения в предметной области, стыковка информационных систем из разных предметных областей в связи с появляющимися новыми задачами, перевод систем на новые аппаратные и информационные платформы;

3) оптимизация информационных процессов обработки информации: рациональное управление взаимосвязанными материальными, денежными и информационными потоками, постановка и решение оптимизационных задач, разработка имитационных моделей процессов для менеджеров в предметной области, применение методов системного анализа и алгоритмов математического программирования при адаптации информационных систем в предметной области;

4) унификация профессионально-ориентированного программного и информационного обеспечения предметной области: сертификация программных продуктов, приведение их к требованиям действующих стандартов, использование международных стандартов обработки информации и обмена данными, создание интерфейсов для информационных систем, использующих разные стандарты;

5) использование международных информационных ресурсов и решение задач, возникающих при их использовании: обеспечение информационной безопасности функционирования информационной системы при взаимодействии с информационными рынками по сетям или с использованием иных методов обмена данными, оценка эффективности приобретаемого программного обеспечения и информационных баз данных для предметной области.

Задания подобного типа разрушают стереотипность их взгляда на информационные технологии, помогают убедиться в том, что использование данных технологий в их будущей профессиональной деятельности позволит им освободиться от многих рутинных операций, повысить свой профессиональный уровень и т.д. Кроме того, эмоциональный резонанс, в сочетании с проблемностью изложения материала и применение интерактивных методов обучения, позволяют актуализировать

субъективную позицию студентов, что отразится на выполнении ими творческих заданий, в том числе и выпускной бакалаврской работы.

2. Включение будущих ИТ-специалистов в самостоятельную квазипрофессиональную деятельность посредством ИПС. Реализация данного направления работы над выстраиванием индивидуальной траектории подготовки ИТ-специалиста возможно осуществить в блоке профессиональных дисциплин, а именно в дисциплине «Проектный практикум». Это обусловлено тем, что он: 1) занимает интегрирующую роль в системе профессиональной подготовки; 2) включен после учебной практики; 3) предшествует и замыкает производственную практику; 4) обобщает, углубляет и расширяет профессиональные знания по отраслям их применения; 5) в рамках данной дисциплины запланировано учебным планом курсовая работа.

Исходя из этого, в процессе учебно-познавательной деятельности будущих ИТ-специалистов акцент делался на практическую работу, и содержание информации в ИПС было представлено в виде комплекса профессионально-направленных задач. Включение студентов в решение данных задач было подчинено следующей логике: 1) коллективное обсуждение этапов решения задач с использованием возможностей ИПС; 2) самостоятельная работа студентов индивидуального и коллективного характера с использованием ИПС; 3) презентация полученных результатов в электронной (с использованием ИПС) и традиционных формах, апробация результатов в интерактивной форме.

В ходе дисциплины будут использованы активные, проблемные и проектный методы с гибким сочетанием традиционных педагогических и информационных технологий. Это позволит с пониманием использовать ИТ в решении квазипрофессиональных задач для определения спецификации своей будущей профессиональной деятельности и управленческие действия преподавателя перевести в самоорганизацию со стороны студента, контролируемые с помощью ИПС.

На данном этапе профессиональной подготовки присутствует со-держательно-деятельностная интеграция, предполагающая перестройку мотивов и ценностных ориентаций ИТ-специалиста на использование ИТ в профессиональной деятельности. Исходя из этого, мотивационные цели станут доминирующими во всех организационных формах. Кроме того, если на начальных этапах целенаправленно обучение будет развивать у студентов рефлексию, то на 3-4 курсах - они самостоятельно будут осуществлять выход в рефлексивную позицию (2).

Стоит обратить внимание на то, что выход на рефлексивную позицию будет доминировать на практических занятиях. Необходимо, чтобы он выражался и в ходе самостоятельной работы, на которых будут осуществляться так называемые «циклические» процессы управления и

самоуправления. Акцент необходимо делать на интерактивные методы взаимодействия студента и преподавателя, изменить роль преподавателя. Перед студентами ставится задача, а они самостоятельно организовывают порядок своих действий, основываясь на полученные ранее знания и умения. Управленческие действия преподавателя на данном этапе переходят в самоорганизацию со стороны студента. И его главной задачей должна быть не только организация учебно-познавательной деятельности студентов, но и формирование понимания выполняемых действий по использованию ИТ в решении профессиональных задач.

В ходе применяемой методики и возможностей ИПС для достижения должного уровня готовности будущего ИТ-специалиста к профессиональной деятельности, необходимо, чтобы данная среда была профессионально-ориентированной, направленной на формирование у будущего ИТ-специалиста устойчивого осознанного позитивного отношения к своей профессии, самостоятельного принятия решений в проблемных задачах, связанных с реализацией профессиональных функций.

Анализируя применение комплекса задач по этапам профессиональной подготовки будущего ИТ-специалиста и опыт использования предложенной дисциплины к процессу профессиональной подготовки бакалавра направления «Прикладная информатика» (будущих ИТ-специалистов) к использованию ИТ в будущей профессиональной деятельности, мы заметили, что педагогические цели формирования у студентов умения самостоятельно видеть проблему и направлять свою мыслительную и исследовательскую деятельность на разрешение этой проблемы наиболее эффективно реализуются тогда, когда мы, возбуждая необходимость использования ИТ в своей учебной деятельности, проецируя на будущую профессиональную деятельность, мотивируем студентов решением проблемных задач и заданий, имеющих практико-профессиональную направленность и носящих творческий характер.

Литература

1. Давлеткиреева Л.З. Информационно-предметная среда в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в университете : монография. - Магнитогорск : МаГУ, 2008. - 142 с.

2. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста : науч.-метод. пособие / Э.Ф.Зеер, О. Н. Шахматова. -Екатеринбург, 1999. - 244 с.

3. Калинкина Е.Г. Особенности использования дебатов как средства формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике. Материалы X междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. Часть II. -М.: АПК и ППРО, 2007. - С.277-281

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.