Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы'

Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сташкевич Ирина Ризовна,

Человечество направленно развивается к информационному обществу. По прогнозам ученых, такой переход в США и Японии намечается в 2020, ведущих странах Западной Европы — в 2030 году. Приоритеты развития Российской Федерации также направлены на создание и дальнейшее развитие информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сташкевич Ирина Ризовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы»

Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации —

смена образовательной парадигмы

Человечество направленно развивается к информационному обществу. По прогнозам ученых, такой переход в США и Японии намечается в 2020, ведущих странах Западной Европы — в 2030 году. Приоритеты развития Российской Федерации также направлены на создание и дальнейшее развитие информационного общества.

СТАШКЕВИЧ Ирина Ризовна,

проректор ЧИРПО по научно-исследовательской и инновационной работе, доктор педагогических наук, доцент

В свете изменяющейся образовательной парадигмы от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» образовательная среда должна обеспечивать отход от предметоцентризма.

Чтобы ускорить и придать плановость этому движению, в нашем регионе была принята «Концепция развития информационного общества в Челябинской области до 2015 года» (Постановление Правительства Челябинской области от 19.10.2011 г. № 360-П). Задачи, поставленные перед образованием региона, объемны и сложны, но реально выполнимы, учитывая накопленный с 2005 года опыт реализации в области проекта Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования».

К определению понятия

Решение поставленных задач предполагает формирование и развитие информационно-образовательной среды образовательных организаций. Заметим, что понятие информационно-образовательная среда (ИОС) в педагогической науке не имеет однозначного определения. В общем смысле ИОС — многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам [3]. Следовательно, ИОС — системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, ориентированная на человека как субъекта образовательного процесса [2]. ИОС обладает свойствами открытой системы, развивающейся как в соответствии с закономерностями и логикой собственного развития, так и в неразрывной связи с развитием образовательной организации. При этом развитие ИОС связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснаще-

ния. Единство и целостность структуры ИОС определяются единством педагогических целей; взаимосвязью решаемых педагогических задач; взаимодействием участников образовательного процесса.

В свете изменяющейся образовательной парадигмы от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» образовательная среда должна обеспечивать отход от предметоцентризма и ориентацию на обучающегося как субъекта образовательного процесса в такой степени, чтобы было возможно выстраивание индивидуальной образовательной траектории. При этом кардинально изменяется функция педагога: от ретранслятора учебной информации до организатора процесса обучения. Не случайно в Атласе новых профессий, разработанном Агентством стратегических инициатив, среди прочих в сфере образования выделяют такие профессии, как тьютор, разработчик образовательных траекторий, координатор образовательной онлайн-траектории.

Многолетнее изучение проблемы формирования ИОС образовательных организаций позволяет нам утверждать, что для того, чтобы ИОС обеспечивала решение современных задач профессионального образования, необходимо развитие как минимум трех ее взаимосвязанных компонентов:

1) материально-технического (обеспеченность аппаратными средствами);

2) программно-технологического (обеспеченность программными и образовательными ресурсами);

3) человеческого (соответствующая компетентность участников образовательного процесса).

С целью оказания научно-методической помощи по формированию и развитию ИОС профессиональных образовательных организаций (ПОО) в Челябинском институте развития профессионального образования (ЧИРПО) создана лаборатория информатизации профессионального образования.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

По результатам мониторинга

Согласно результатам ежеквартального мониторинга выполнения плана реализации областной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства Челябинской области», который проводит лаборатория информатизации профессионального образования ЧИРПО, ИОС профессиональных образовательных организаций развивается во всех указанных направлениях.

Как известно, «главной и основной проблемой, связанной с процессом целесообразной деятельности ... является проблема средств» [1, с. 155]. Так, по состоянию на июнь 2014 года по показателю «среднее количество обучающихся на один современный персональный компьютер» в ПОО картина приведена на рис.1.

Согласно индикативным показателям, к 2015 году в ПОО должно приходиться примерно 8 обучающихся на один компьютер. Уже сегодня этот показатель опережается. Если по состоянию на конец 2013 года в ПОО Челябинской области было в среднем 6,74 обучающегося на компьютер, в I квартале 2014 года — 6,4, то во II- 6.

Использование в образовательном процессе современных информационных ресурсов требует наличия скоростного широкополосного доступа к сети Интернет. Состояние этой проблемы на июнь 2014 года представлено на рис. 2.

Средняя скорость доступа в Интернет по всем ПОО в настоящее время составляет примерно 8,62 Мбит/с.

ИКТ-компетентность, или компьютерная грамотность педагогов

Наличие компьютерной техники, сопутствующего оборудования и других технических средств — необходимое, но недостаточное условие формирования ИОС образовательной организации. Определяющим является подготовленность педагогических и управленческих кадров к работе в информационном образовательном пространстве. Поэтому одной из главных задач является развитие ИКТ-ком-петентности работников образовательных организаций.

Еще в 2006-2008 годах ЧИРПО были переданы функции Расширенного межшкольного

методического центра (РММЦ), и он реализо-вывал задачи, поставленные проектом «Информатизация системы образования Челябинской области». В результате деятельности центра было обучено по программе «Базовая ИКТ-компетентность» более 1800 педагогических и руководящих работников учреждений НПО / СПО. Ежегодно по программам формирования базового и продвинутого уровней компетентности повышают квалификацию около 1000 человек. По данным мониторинга июня 2014 года доля педагогических работников, имеющих базовые навыки использования информационно-коммуникационных технологий, в ПОО Челябинской области составляет 92%.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что перед подавляющим большинством педагогов профессионального образования Челябинской области не стоит проблема освоения компьютерной грамотности, но в условиях стремительно развивающихся информационных технологий по-прежнему сохраняется проблема повышения квалификации в этом направлении. Действительно, активное внедрение дистанционных образовательных технологий в педагогическую практику и необходимость наполнения информационных систем образовательных организаций современными учебно-методическими материалами обусловили актуальность повышения квалификации по проблеме «Применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе Moodle». В 2012/2013 учебном году обучение по этой программе в ЧИРПО прошли 257, а в 2013/2014 — 131 педагогический работник.

Однако недостаточно оснастить образовательные организации компьютерами, обеспечить им доступ к Интернету и обучить компьютерной грамотности педагогов, чтобы говорить о создании ИОС организации и информационно-образовательного пространстве системы профессионального образования. Одним из ключевых условий является обеспеченность программными и образовательными ресурсами (так называемый soft).

Кардинально изменяется функция педагога: от ретранслятора учебной информации до организатора процесса обучения.

По данным мониторинга июня 2014 года доля педагогических работников, имеющих базовые навыки использования информационно-коммуникационных технологий, в ПОО Челябинской области составляет 92 %.

60% 50% 5 40%

X зо%

С 20%

I 10%

Е|

0%

57.14%

1

-!■■> AW-

14;19%

6,12%

Hi

ДоЗ

До 7

До 10

До 15

Рис. 1. Среднее количество учащихся на один персональный компьютер

Рис. 2. Скорость доступа к сети Интернет

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ:

1) предполагает реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 16);

2) предписывает применение электронных образовательных и информационных ресурсов (статья 18).

По данным мониторинга доля ПОО, педагогические работники которых используют в учебно-образовательном процессе электронные образовательные ресурсы, увеличилась с 98% на конец 2013 года до 100% во II квартале 2014 года. Это использование интернет-ресурсов, образовательных порталов, электронных учебников, электронных учебно-методических комплексов и пр. Кроме того, доля ПОО, использующих курсы дистанционной поддержки образовательного процесса, возросла с 34,69 % в первом квартале 2014 года до 40,82% — во втором.

С целью обеспечения ПОО современными учебными средствами Министерство образования и науки Челябинской области поддержало инициативу ЧИРПО и выделило субсидию на разработку электронных УМК по профилям «Сварочное производство», «Строительство» и «Электротехнический». Творческие коллективы Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства (директор Худолей Е. С.), Южно-Уральского государственного технического колледжа (директор Тубер И. И.), Озерского технического колледжа (директор Валеева Е. А.) под руководством ЧИРПО разработали электронные учебники «Сварка», «Электротехника и электроника» и «Основы геодезии», ссылки на которые размещены на сайтах ЧИРПО и Челябинского колледжа информационно-промышленных технологий и художественных промыслов (директор Лапин В. Г.), выполнившего электронную реализацию данного проекта. Базовыми при разработке учебников были следующие положения: 1) обеспечение выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучаемого; 2) практико-ори-ентированность; 3) возможность реализации творческого потенциала педагога. В настоящее время завершилась процедура апробации этих электронных учебников.

Картина ИОС образовательной организации была бы не полной без такого важного ее элемента, как сайт, о необходимости которого говорит № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 29. Информационная открытость образовательной организации), а содержательное наполнение регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года №582 «Об утверждении Правил размещения на официаль-

Органы управления образованием получают доступ в реальном времени к обобщенной информации ПОО, не требуя у руководителей отдельных сведений с последующей работой по своду информации.

ном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации». Сайт образовательной организации выполняет не только информационную и имиджевую функции. Так, в июне 2014 года прошел конкурс разделов «Абитуриент» сайтов профессиональных образовательных организаций Челябинской области, популяризирующий рабочие профессии и повышающий престиж специалистов среднего звена.

Единое информационное пространство

Звеном, завершающим создание единого информационного образовательного пространства ПОО Челябинской области, является встроенность автоматизированных систем управления образовательными организациями в систему электронного правительства и межведомственного взаимодействия, обеспечивающую информационную открытость системы и повышающую ее эффективность. Это позволяет объединить в единую сеть образовательные организации и органы управления образованием. В результате органы управления образованием получают доступ в реальном времени к обобщенной информации ПОО для формирования статистических и иных отчетов, не требуя у руководителей отдельных сведений с последующей работой по своду информации. Образовательная организация, в свою очередь, не просто выполняет требования Министерства образования по сдаче отчетности, а получает все средства системы для организации учебного процесса и управленческой деятельности.

Следует отметить, что все ПОО Челябинской области эксплуатируют автоматизированные системы управления, 74% из них ориентированы на АСУ ProCollege, разработанную технической службой Южно-Уральского многопрофильного колледжа (директор Большаков А. П.).

В завершение необходимо подчеркнуть, что накопленный системой образования Челябинской области потенциал при условии эффективного распоряжения им позволяет выполнить задачи, поставленные «Концепцией развития информационного общества в Челябинской области до 2015 года» и создать единое информационное образовательное пространство ПОО, отвечающее современным требованиям смены образовательной парадигмы.

Литература

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.

2. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2002. 20 с.

3. Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. 2003. № 4. С. 21-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.