Научная статья на тему 'Создание современной модели информационнообразовательной среды в учреждении среднего профессионального образования'

Создание современной модели информационнообразовательной среды в учреждении среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОДСИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ PROCOLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медвецкий И.Е., Ступина В.С.

В современном обществе возрастает влияние образовательной среды как на сам образовательный процесс и его результаты, так и на отношения в образовательной сфере субъектов образования. Решение данной проблемы предполагает разработку новой модели информационно-образовательной среды, учитывающей специфику и уровень оснащенности учреждения профессионального образования. При создании и функционировании информационно-образовательной среды изменяется и модель управления образовательным процессом в УПО, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс. В данной статье предпринята попытка разработки и обоснования модели информационно-образовательной среды в Миасском машиностроительном колледже. По мнению авторов статьи, создание современной информационно-образовательной среды позволит на высоком уровне осуществлять в колледже профессиональное обучение рабочих и специалистов на основе ФГОС, повысит имиджевую привлекательность подготавливаемых профессий и специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медвецкий И.Е., Ступина В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание современной модели информационнообразовательной среды в учреждении среднего профессионального образования»

Запрос современного общества к системе вузовского образования [3], высокие требования к профессиональной подготовке бакалавров, специалистов и магистров экономического и инженерно-математического профиля полностью исключают школьный (схоластический, формальный) подход к такой системе знания, как философия. Известный тезис «non scholae, sed vitae discimus» («учимся не для школы, а для жизни»), сформулированный еще в античную эпоху, сегодня являет-

Библиографический список

ся педагогической аксиомой. Для того чтобы вузовское образование не стало неудачным подтверждением еще одного знаменитого латинского изречения «Scientia sciolorum est mixta ignorantia» («Знание людей поверхностных есть собранное отовсюду невежество»), и требуется понимать философию как своеобразный медиатор образовательного процесса — инструмент универсализации мышления, актуальную самоорганизующуюся систему знаний, интерпретирующую реальность.

1. Жукова, О. А. Диалоговые стратегии информационного общества и проблема культуро-логизации образовательного пространства [Текст] / О. А. Жукова // Высшее образование для XXI в. : доклады и материалы VIII Междунар. науч. конф. (Москва, 17-19 нояб. 2011 г.) : [Секция 5. Высшее культурологическое образование]. — Вып. 2. — М., 2011. — С. 28-35.

2. Жукова, О. А. Философия в публичном пространстве [Текст] : рецензия на российско-миланский семинар / О. А. Жукова // Философские науки. — 2012. — № 7. — С. 140-145.

3. Культурно-политический вектор российской модернизации : Ценности культуры в системе образования [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. — 2012. — № 4 (10). — Режим доступа: www.cr-journal.ru.

УДК 377 И. Е. Медвецкий, Челябинский

институт развития профессионального образования (ЧИРПО), соискатель, зам. директора по УМР Миасского машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: medwed1967@mail.ru В. С. Ступина, ст. преп. филиала Челябинского государственного педагогического университета в г. Миассе, методист МиМК, Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: vsstu@mail.ru

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном обществе возрастает влияние образовательной среды как на сам образовательный процесс и его результаты, так и на отношения в образовательной сфере субъектов образования. Решение данной проблемы предполагает разработку новой модели информационно-образовательной среды, учитывающей специфику и уровень оснащенности учреждения профессионального образования. При создании и функционировании информационно-образовательной среды изменяется и модель управления образовательным процессом в УПО, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс. В данной статье предпринята попытка разработки и обоснования модели информационно-образовательной среды в Миасском машиностроительном колледже. По мнению авторов статьи, создание современной информационно-образовательной среды позволит на высоком уровне осуществлять в колледже профессиональное обучение рабочих и специалистов на основе ФГОС, повысит имиджевую привлекательность подготавливаемых профессий и специальностей.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, образовательная система, подсистемы образовательной системы, модель управления образовательным процессом, субъекты образовательного процесса, автоматизированная система управления ProСollege.

В современном информационном обществе возрастает влияние образовательной среды как на сам образовательный процесс и его результаты, так и на отношения в образовательной сфере самих субъектов образования. Системное решение данной проблемы предполагает первоначально разработку модели информационно-образовательной среды (далее — ИОС), учитывающей особенности конкретного образовательного учреждения, а затем внедрение этой модели и ее последующее функционирование.

Феномен информационно-образовательной среды активно исследуется в современной отечественной педагогике и социологии (А. А. Андреев, Г. Ю. Беляев, И. Г. Захарова, С. В. Зенкина, Ю. Г. Коротенков, Э. Г. Скибицкий, В. И. Солдат-кин и др.). Исследователи предлагают различные подходы к пониманию сущности организации такой образовательной среды, но они согласны друг с другом в том, что информационно-коммуникационные технологии существенно расширяют содержание, состав и возможности компонентов традиционного образовательного процесса [1-6]. Сам термин «информационно-образовательная среда» обозначает новую сущность интеграции образовательной и информационной сред, трактуется в педагогике как «системно организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного пространства» [2]. Исследователь И. Г. Захарова считает, что переход к реальной ин-

форматизации образования «возможен только на основе единой образовательной информационной среды, формируемой всеми участниками образовательного процесса» [3, с. 11]. И. Г. Захарова рассматривает информационно-образовательную среду учреждения высшего профессионального образования как «сложную систему, аккумулирующую, наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами, интеллектуальный, культурный потенциал, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов» [3, с. 59].

Информационно-образовательная среда, созданная на базе высокотехнологичных средств информатизации, представляется сегодня как ключевая составляющая образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. При этом важно понимать, что при создании новой информационно-образовательной среды изменится и модель управления образовательным процессом в УПО, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс. На рисунке 1 представлена модель управления традиционным образовательным процессом, при котором результаты образования в большей степени зависят от профессиональной подготовки и квалификации педагога, а внешние воздействия на образовательный процесс никак не меняют его сущность и мало сказываются на качестве получаемого образования.

Рис. 1. Модель управления традиционным образовательным процессом

Проектируя модель информационно-образовательной среды в Миасском машиностроительном колледже, мы опирались на следующие теоретические положения.

1. ИОС создается и функционирует на основе нормативно-правовых документов, которые оказывают существенное влияние на сферу образования и в определенном объеме включаются в образовательный процесс.

2. ИОС строится как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют, с одной стороны, учебной, внеу-чебной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а с другой — измерению, контролю и оценке результатов обучения.

3. ИОС — это педагогическая система плюс ее обеспечение, включающее компьютерно-информационную, материально-техническую, финансово-экономическую, нормативно-правовую, маркетинговую подсистемы, а также подсистему менеджмента. Функционирование всех подсистем должно быть направлено на достижение образовательных целей УПО.

4. ИОС должна опираться на развитую ^-инфраструктуру, которая представляет собой комплекс программных, вычислительных и телекоммуникационных средств, связей между ними и технического персонала, обеспечивающего предоставление информационных ресурсов субъектам образовательного процесса в УПО.

5. Эффективность ИОС определяется степенью ее воздействия на результаты образовательного процесса в УПО, характер межличностных отношений, профессиональное и социокультурное развитие обучающегося.

6. Информационно-образовательная среда, отражая всю деятельность УПО, содержит не только открытую для свободного доступа информацию: имеется определенная информация, которая, как и персональная информация, по действующим законам РФ не подлежит свободному распространению. Вместе с обеспечением свободного доступа к открытой информации должны создаваться и средства охраны необходимой конфиденциальности.

По мнению доцента ЧИРПО С. В. Савельевой, «в структуре единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса» [7, с. 136]. Создание модели информационно-образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования предполагает, на наш взгляд, четкое определение целей ее функционирования и принципов разработки.

Цели функционирования ИОС в колледже:

- качественная реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО по подготавливаемым профессиям и специальностям;

- полное и оперативное удовлетворение информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса, связанных как с реализацией образовательных программ, так и с профессионально-личностным развитием;

- оптимизация и согласование информационных потоков в колледже, экономия временных, материальных и кадровых затрат.

Принципы разработки ИОС:

- технологическая полнота (ИОС должна объединять и предоставлять пользователям все сервисы, необходимые для решения поставленных учебно-дидактических задач);

- содержательная полнота (контент ИОС должен включать учебные и организационные материалы для осуществления учебной деятельности студентов);

- дидактическая обусловленность коммуникации (ИОС должна обеспечивать все виды удаленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, в том числе в режимах off-line и on-line);

- обеспечение управления образовательным процессом (в ИОС должны содержаться модули, обеспечивающие сбор информации об успешности хода обучения, а также ее обработку и хранение);

- принцип направленности на личностное развитие (ИОС должна стимулировать познавательную активность обучающегося).

С целью создания модели информационно-образовательной среды колледжа нам необходимо было выделить подсистемы образовательной системы. Мы считаем, что основные подсистемы образовательной системы колледжа можно представить таким образом:

- подсистема «Учение и профессиональное становление личности»;

- подсистема «Профессиональное обучение»;

- подсистема «Управление образовательным процессом»;

- методическая подсистема;

- подсистема информационного обеспечения;

- подсистема технического обеспечения;

- подсистема «Взаимодействие с внешними системами».

Данные подсистемы образовательной системы колледжа организуются субъектами

образовательного процесса (административно-управленческий персонал, методисты, педагоги, обучающиеся, технические специалисты, библиотекари, родители обучающихся) и перестраиваются в соответствии с целями функционирования ИОС. Жизнеспособность той или иной подсистемы может обеспечиваться через набор программно-технических компонентов для наполнения контента информационно-образовательной среды. Значение термина «контент» в этом смысле определяется нами как «информационно и содержательно значимое наполнение информационного ресурса» [6]. Программно-технические компоненты ИОС колледжа могут быть представлены таким образом:

- модули внедряемой системы АСУ РгоСо1^в («Образовательный портал», «Административное сопровождение образовательной деятельности», «Журнал оценок обучающихся» [8]);

- ^ей-портфолио обучающихся колледжа, web-портфолио педагогов колледжа;

- медиаресурсы библиотечного фонда колледжа;

- система файлообменников для заочного обучения студентов;

- web-сайт колледжа, страницы МиМК на видеоресурсах сети Интернет;

- страницы МиМК в социальных сетях («ВКонтакте», «ГасеЬоок» и др.);

- электронная почта (переписка субъектов образовательного процесса).

Соотношение компонентов информационно-образовательной среды и программно-технических компонентов представлено в таблице 1.

Итак, мы предлагаем следующую модель информационно-образовательной среды Миас-ского машиностроительного колледжа (рис. 2).

Внедрение данной модели информационно-образовательной среды, а также ее реальное функционирование в МиМК предполагает решение в ближайшее время следующих ключевых задач:

- совершенствование и развитие 1Т-инф-раструктуры колледжа, в первую очередь пополнение компьютерного парка МиМК современными компьютерами и оргтехникой;

- внедрение и постоянное функционирование автоматизированной системы управления ProCollege;

- обучение руководящих и педагогических работников колледжа технологии работы в условиях единой ИОС;

- разработка педагогами колледжа предметных учебных курсов и их адаптация к условиям ИОС [9];

- получение обучающимися МиМК доступа к электронным образовательным ресурсам колледжа;

- функционирование медиатеки колледжа;

Компоненты ИОС Субъекты образовательного процесса Программно-технические компоненты для наполнения контента

Управляющий контент Административно-управленческий персонал, методисты АСУ ProGollege: «Административное сопровождение образовательной деятельности»

Образовательный контент Педагогические работники, библиотекари, методисты, 1Т-специалисты, обучающиеся (студенты) АСУ ProGollege: «Образовательный портал». Электронный каталог и ресурсы библиотек отделений МиМК. Система файлообменников. Образовательные ресурсы сети Интернет

Образовательные результаты Педагогические работники, обучающиеся (студенты) АСУ ProGollege: «Журналы оценок обучающихся». Web -портфолио обучающихся

Имиджевый контент Административно-управленческий персонал, 1Т-специалисты, педагогические работники, обучающиеся и их родители Официальный web-сайт МиМК. Страницы в социальных сетях. Электронная почта. Страницы МиМК на видеоресурсах сети Интернет

Таблица 1

Соотношение компонентов информационно-образовательной среды МиМК и программно-технических компонентов

Рис. 2. Модель информационно-образовательной среды МиМК

- формирование и сопровождение м>гЪ-портфолио обучающихся с начала их обучения в колледже;

создание официальных страниц МиМК на видеоресурсах сети Интернет и в социальных сетях.

Таким образом, создание современной информационно-образовательной среды и ее реальное функционирование в учреждении среднего профессионального образования — Миасском

Библиографический список

машиностроительном колледже позволит на высоком уровне осуществлять профессиональное обучение рабочих и специалистов на основе федеральных государственных образовательных стандартов, повысить имиджевую привлекательность профессий и специальностей, обеспечить соответствие качества предоставляемых образовательных услуг актуальным и перспективным потребностям личности и общества.

1. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования : Педагогический аспект [Текст] / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — М. : РИЦ «Альфа», 2002. — 104 с.

2. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях [Текст] / Г. Ю. Беляев. — М. : ИЦКПС, 2000.

3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М. : ИЦ «Академия», 2003. — 192 с.

4. Зенкина, С. В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты [Текст] : монография / С. В. Зенкина. — М. : Просвещение, 2007. — 80 с.

5. Коротенков, Ю. Г. Формализованная информациология [Электронный ресурс] : монография / Ю. Г. Коротенков. — Режим доступа: http://www.inion.ru/files/File/Korotenkov_Yu_G_ Formalised_informationology.

6. Скибицкий, Э. Г. Информационно-образовательная среда вуза : Цель или средство в обеспечении качества образования? [Электронный ресурс] / Э. Г. Скибицкий. — Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/06_2009/06.pdf.

7. Савельева, С. В. К вопросу об автоматизации управления профессиональным образовательным учреждением [Текст] / С. В. Савельева // Инновационное развитие профессионального образования. — Челябинск, 2012. — № 1 (01). — С. 134-139.

8. АСУ ProCollege [Электронный ресурс] : офиц. сайт. — Режим доступа: http://www. procollege.ru.

9. Сташкевич, И. Р. Практические основы создания предметных учебных курсов : учеб.-метод. пособие [Текст] / И. Р. Сташкевич, С. В. Савельева. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.