Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии организации и управления инновационным методическим обеспечением в дошкольных образовательных организациях'

Информационно-коммуникационные технологии организации и управления инновационным методическим обеспечением в дошкольных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / управление методическими работами / платформа / инновационное методическое обеспечение / информационно-коммуникационные технологии / педагог / ресурс / мониторинг / менеджмент / центры развития / management / management of methodological works / platform / innovative methodological support / information and communication technologies / pedagogue / resource / monitoring / management / development centers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У. Ш. Бегимкулов, С. А. Олимов

В данной статье представлены обучающие программы, аудио и видеоматериалы по темам обучения, зарубежному и отечественному опыту, электронные книги, связанные с дошкольным образованием, тесты для педагогов по повышению их знаний, навыков и квалификации для использования руководителями и педагогами дистанционного дошкольного образовательного учреждения. Платформа инновационной методической поддержки (mtt-metodik.uz) включает в себя восстановленные связи педагогов для того, чтобы они могли задать свои вопросы, новые методы, методики и технологии, позволяющие педагогам эффективно и результативно проводить занятия, методические рекомендации использование актов и современных развивающих игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — У. Ш. Бегимкулов, С. А. Олимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication technologies of organization and management of innovative methodological support in preschool educational organizations

In this article, training programs, audio and video materials related to training topics, foreign and domestic experiences, e-books related to preschool education, tests for pedagogues to improve their knowledge, skills and qualifications are presented for use by directors and pedagogues of remote preschool educational institutions in the educational process. Innovative methodical (mtt-metodik.uz) platform includes tests, re-established connections for pedagogues to ask their questions, new methods, methodologies and technologies for pedagogues to carry out quality and efficient training, guidelines for the use of ICT, and modern educational games.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии организации и управления инновационным методическим обеспечением в дошкольных образовательных организациях»

УДК: 373.24 EDN: LKTRQE

DOI: https://doi.org/10.47813/2782-5280-2024-3-1-0159-0168

Информационно-коммуникационные технологии организации и управления инновационным методическим обеспечением в дошкольных образовательных организациях

У. Ш. Бегимкулов1, С. А. Олимов2

1 Ташкентский государственный педагогический университет, Ташкент, Узбекистан 2Институт переподготовки и повышения квалификации директоров и специалистов дошкольных образовательных организаций, Ташкент, Узбекистан

Аннотация. В данной статье представлены обучающие программы, аудио и видеоматериалы по темам обучения, зарубежному и отечественному опыту, электронные книги, связанные с дошкольным образованием, тесты для педагогов по повышению их знаний, навыков и квалификации для использования руководителями и педагогами дистанционного дошкольного образовательного учреждения. Платформа инновационной методической поддержки (mtt-metodik.uz) включает в себя восстановленные связи педагогов для того, чтобы они могли задать свои вопросы, новые методы, методики и технологии, позволяющие педагогам эффективно и результативно проводить занятия, методические рекомендации использование актов и современных развивающих игр.

Ключевые слова: менеджмент, управление методическими работами, платформа, инновационное методическое обеспечение, информационно-коммуникационные технологии, педагог, ресурс, мониторинг, менеджмент, центры развития.

Для цитирования: Бегимкулов, У. Ш., & Олимов, С. А. (2024). Информационно-коммуникационные технологии организации и управления инновационным методическим обеспечением в дошкольных образовательных организациях. Информатика. Экономика. Управление - Informatics. Economics. Management, 3(1), 0159-0168. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2024-3-1-0159-0168

Information and communication technologies of organization and management of innovative methodological support in preschool educational organizations

U. Sh. Begimkulov1, S. A. Olimov2

1Tashkent State Pedagogical University, Tashkent, Uzbekistan 2Institute for retraining and professional development of directors and specialists ofpre-school educational organizations, Tashkent, Uzbekistan

© Бегимкулов У. Ш., Олимов С. А., 2024 0159

Abstract. In this article, training programs, audio and video materials related to training topics, foreign and domestic experiences, e-books related to preschool education, tests for pedagogues to improve their knowledge, skills and qualifications are presented for use by directors and pedagogues of remote preschool educational institutions in the educational process. Innovative methodical (mtt-metodik.uz) platform includes tests, re-established connections for pedagogues to ask their questions, new methods, methodologies and technologies for pedagogues to carry out quality and efficient training, guidelines for the use of ICT, and modern educational games.

Keywords: management, management of methodological works, platform, innovative methodological support, information and communication technologies, pedagogue, resource, monitoring, management, development centers.

For citation: Begimkulov, U. S., & Olimov, S. A. (2024). Information and communication technologies of organization and management of innovative methodological support in preschool educational organizations. Informatics. Economics. Management, 3(1), 0159-0168. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2024-3-1-0159-0168

В развивающемся обществе поток информационных технологий растет и возможности технических инструментов быстро меняются. Цифровизация сейчас охватывает образовательный процесс и практически все сферы человеческой деятельности. В последние годы в системе дошкольного образования происходят существенные изменения в плане обновления образовательной, научной, методической, материально-технической и информационной базы. Информационные технологии являются одним из основных ресурсов в дошкольной образовательной деятельности и играют важную роль в развитии дошкольного образования и повышении качества образования. Также при разработке программы «Цифровой Узбекистан-2030» особое внимание было уделено необходимости внедрения информационных технологий, полностью соответствующих международным стандартам на всех этапах образования

Сегодня мир невозможно представить без информационных ресурсов. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к обеспечению образовательного процесса дошкольной образовательной организации техническими, учебно-методическими средствами. Одним из скрытых инструментов являются информационно-коммуникационные технологии, которые на современном уровне развития дошкольного образования активно используются во всех сферах деятельности: в управлении, в образовательном процессе, во взаимодействии детей с родителями.

ВВЕДЕНИЕ

[1,2].

По мнению ученых Е.И. Капольского, В.Н. Подковирова, Д.П. Тевса, М.В. Афонина, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это «компьютерные технологии, используемые для создания, хранения и распространения информации и предоставления услуг, программного обеспечения, телефонных линий, сотовой связи, электронной почты, сотовые и спутниковые технологии, проводные и кабельные сети, мультимедийные средства, такие как Интернет — широкий спектр цифровых технологий» [7, 8].

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

В зависимости от того, кто собирает, анализирует и использует, информацию в организациях дошкольного образования, можно разделить следующие уровни информации:

• административное управление (руководитель и его заместители);

• коллективно-коллегиальный (коллектив);

• сообщество (родители и дети).

Информационное обеспечение дошкольного образования является основным инструментом обеспечения разнообразной информацией по всем сторонам педагогической деятельности, для развития деятельности, направленной на решение задач обучения и воспитания учащихся. Информационно-дидактическое обеспечение организации дошкольного образования включает сбор, уточнение, редактирование и распространение информации.

В настоящее время одним из государственных требований к педагогам системы дошкольного образования является повышение профессиональной квалификации в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Причина этого лежит в том, что повысить профессиональную информационную культуру педагогов можно за счет внедрения ИКТ в систему дошкольного образования [5,6].

Информационно-дидактическая платформа (платформа) является одним из важных инструментов организации, управления и контроля методического обеспечения в дошкольном образовании.

Платформа — это программа, продвигаемая общественными организациями (фр. plateforme от plat — плоский + forme — форма).

Онлайн-платформа - это информационное пространство в сети Интернет, выступающее посредником между учеником и преподавателем. Можно сказать, что это звено, позволяющее максимально повысить эффективность образовательного процесса [4]. Эту платформу могут использовать самостоятельно руководитель ДОО, методист, воспитатели и педагоги. Администратор и пользователи будут иметь свои собственные кабинеты на этой платформе.

Рисунок 1. Структура инновационной (mtt-metodik.uz) платформы для методического обеспечения дошкольных образовательных организаций.

Figure 1. Structure of the innovative (mtt-metodik.uz) platform for methodological support of

preschool educational organizations.

Обращаясь к созданной нами платформе mtt-metodik.uz, можно выделить следующее. Данная платформа включает в себя новые обучающие разработки, подходящие для ежедневного, еженедельного и ежемесячного обучения больших групп в ДОО; должностные обязанности сотрудников и педагогов; выставочные раздаточные материалы; методические и учебные пособия по темам уроков; аудио- и видеоматериалы для использования педагогами на учебных занятиях; зарубежный и местный опыт; необходимые материалы для центров; электронные книги по дошкольному образованию; тестовые испытания для педагогов для повышения их знаний, навыков и квалификации; аудио, видео и короткие слайды национальных церемоний; обратная

связь для педагогов, чтобы они могли задать свои вопросы; новые методы, методики и технологии, рекомендации по использованию ИКТ педагогами для эффективного и результативного проведения занятий; включает в себя современные развивающие игры [3]. Структура платформы представлена на рисунке 1.

Для входа на инновационную методическую платформу для дошкольных образовательных организаций мы обращаемся к сайту тй-шйо&к.^. Затем необходимо нажать кнопку «Зарегистрироваться», расположенную в правой части главного окна нашего сайта (рисунок 2).

METODIK TA'MINOT PLATFORMASI

mttmetodikuz@gmail.com № Toshkent shahar â YusufXos Hojib ko'chasi, 64-uy

1

Ro'yhatdan o'tish

Рисунок 2. Вход на инновационную платформу. Figure 2. Login to the innovation platform.

В процессе «регистрации» принимаем общие правила сайта, заполняем поля логина, пароля, электронной почты, вводим указанный код безопасности и нажимаем кнопку «Зарегистрироваться». После завершения процесса регистрации нажмите кнопку «Доступ к профилю», введите новый логин и пароль и нажмите кнопку «Войти»

(рисунок 3).

1

METODIK TA'MINOT PLATFORMASI

mttmetodikuz@gmail.com ЕЁ Toshkent shahar â YusufXos Hojib ko'chasi, 64-uy

Рисунок 3. Доступ к профилю. Figure 3. Access to personal account.

■0 Ro'yhatdan o'tish

После входа в профиль на инновационной методической платформе, созданной для организаций дошкольного образования, предоставляется следующая информация:

Раздел «Нормативно-правовые документы по дошкольному образованию» главного меню включает в себя:

• Закон о дошкольном образовании и воспитании

• Указы Президента

• Президентские Указы

• Решения Кабинета Министров.

В разделе государственная образовательная программа "Илк кадам" и государственная образовательная программа "Илм йули вариатив" главы и приложения государственной образовательной программы "Илк кадам" представлены в удобном для различения виде.

В разделе "Должностные инструкции" приведены инструкции для следующих должностей:

• Директор

• Методист

• Медсестра

• Руководство по физическому воспитанию

• Музыкальный руководитель

• Педагог иностранного языка

• Педагог

• Помощник по образованию

• Психолог

• Квалификационные характеристики должностей дефектолога.

В разделе "методические ресурсы" размещены учебно-методические материалы, дидактические пособия, мультимедийные ресурсы, методические рекомендации и разработки занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе типового учебного плана государственной образовательной программы "Илк кадам".

В разделе "Расширенный опыт" представлен отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования.

Раздел «Центры развития» включает в себя:

• Построение и конструирование, математика

• Сюжетно-ролевые игры и постановки

• Язык и речь

• Наука и природа

В разделе о центрах искусств представлена информация по теме еженедельных занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе государственной образовательной программы "Илк кадам".

В разделе «Другие разделы» отражены:

• Конференция, вебинар, семинар - здесь размещаются онлайн-конференции, анонсы конференций;

• Новости, связанные с образованием - размещаются новости, связанные с дошкольным образованием и министерством, институтом и педагогами;

• Перейти на образовательные сайты - в этом разделе есть возможность перейти на образовательные сайты, сайты институтов и государственных электронных систем Узбекистана;

• Форум - здесь педагоги представляют свои вопросы публике и обсуждают их с другими педагогами;

• Самообследование - Самопроверка - в этом отделе работают директор, методист, психолог-дефектолог, педагог (воспитатель), музыкальный руководитель, учителя иностранных языков.

В разделе «Мониторинг» можно получить статистику сайта, общую статистику, статистику новостей, статистику пользователей и статистику комментариев.

Основная цель мониторинга платформы - отслеживать, насколько педагоги используют созданное нами инновационное методическое обеспечение.

Можно отметить, что созданная нами платформа инновационного методического обеспечения дошкольных образовательных организаций является цифровым инструментом, служащим повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса, саморазвитию директоров и педагогов, повышению знаний, умений и навыков педагогов, а также облегчению их трудовой деятельности, экономии времени и повышению качества образования.

[1] Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 мая 2019 года № PQ-4312 «Об утверждении концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года». Национальная база данных информации о законодательстве Республики Узбекистан, 2019.

[2] Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июня 2019 года № 487 «О мерах по внедрению передовых информационных и педагогических

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

технологий в систему дошкольного образования».

[3] Alimov A., Turgunov A., Chorshanbiev Z., Jamolov A., Olimov S. Creation of distance learning software for assessing the learning outcomes of future engineers based on the "smart" technology. AIP Conference Proceedings. 2022; 2647: 040073. https://doi.org/10.1063/5.0104523

[4] Хайдаров Р. Совершенствование механизма управления качеством образования в дошкольных образовательных организациях в условиях цифровизации. Ташкент, 2023.

[5] Олимов С. А. Организация инновационного инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях. Наука и образование. 2022; 3(4): 953-958.

[6] Olimov S. A. The educational process in preschool educational organizations main directions and levels of organization of methodological support. Canada international conference on developments in education, sciences and humanities. 2023; 9(1).

[7] Сериков В.В. Индивидуализация управления качеством в образовательном учреждении. Модернизация управления образовательным учреждением; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. Москва: АПКиПРО, 2005. С. 4-20.

[8] Тевс Д. П. и др. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул : БГПУ, 2006. 104 с.

[9] Джураев Р. Х., Тургунов С.Т. Образовательное управление «Ворис-нашрият». Ташкент: Voris-nashriyot, 2006.

[10] Shermamatova Z. A., Abdurahimova D., Mo'minova O. Teaching methods of writing skills to children. Educational Research in Universal Sciencesю 2023; 2(14): 528-532.

[11] Olimov S. A. Scientific-Methodological Foundations Of Organization And Management Of Methodical Work In Pre-School Educational Organizations. Genius Repository. 2024; 28: 54-58.

[12] Murodova F. G. Effective methods of forming children's speech competence through riddles and quick sayings in preschool educational organizations. Genius Repository. 2024; 28: 47-51.

REFERENCES

[1] Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 8 maya 2019 goda № PQ-4312 «Ob utverzhdenii koncepcii razvitiya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda». Nacional'naya baza dannyh informacii o zakonodatel'stve Respubliki Uzbekistan, 2019.

[2] Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan ot 11 iyunya 2019 goda № 487 «O merah po vnedreniyu peredovyh informacionnyh i pedagogicheskih tekhnologij v sistemu doshkol'nogo obrazovaniya».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Alimov A., Turgunov A., Chorshanbiev Z., Jamolov A., Olimov S. Creation of distance learning software for assessing the learning outcomes of future engineers based on the "smart" technology. AIP Conference Proceedings. 2022; 2647: 040073. https://doi.org/10.1063/5.0104523

[4] Hajdarov R. Sovershenstvovanie mekhanizma upravleniya kachestvom obrazovaniya v doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah v usloviyah cifrovizacii. Tashkent, 2023.

[5] Olimov S. A. Organizaciya innovacionnogo inklyuzivnogo obrazovaniya v doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah. Nauka i obrazovanie. 2022; 3(4): 953-958.

[6] Olimov S. A. The educational process in preschool educational organizations main directions and levels of organization of methodological support. Canada international conference on developments in education, sciences and humanities. 2023; 9(1).

[7] Serikov V.V. Individualizaciya upravleniya kachestvom v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Modernizaciya upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem; pod red. V.V. Serikova, T.V. CHernikovoj. Moskva: APKiPRO, 2005. S. 4-20.

[8] Tevs D. P. i dr. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v uchebnom processe. Barnaul : BGPU, 2006. 104 s.

[9] Dzhuraev R. H., Turgunov S.T. Obrazovatel'noe upravlenie «Voris-nashriyat». Tashkent: Voris-nashriyot, 2006.

[10] Shermamatova Z. A., Abdurahimova D., Mo'minova O. Teaching methods of writing skills to children. Educational Research in Universal Sciencesyu 2023; 2(14): 528-532.

[11] Olimov S. A. Scientific-Methodological Foundations Of Organization And Management Of Methodical Work In Pre-School Educational Organizations. Genius Repository. 2024; 28:

[12] Murodova F. G. Effective methods of forming children's speech competence through riddles and quick sayings in preschool educational organizations. Genius Repository. 2024; 28:

54-58.

47-51.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ I INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Бегимкулов Узокбой Шоимкулович,

проректор по трансформации, доктор педагогических наук, профессор. Ташкентский государственный

Uzokboy Begimkulov, vice-rector for transformation, doctor of pedagogical sciences, professor.

педагогический университет, Ташкент, Узбекистан

Олимов Содик Анвар угли, докторант Института переподготовки и повышения квалификации директоров и специалистов дошкольных образовательных организаций, Ташкент, Узбекистан

Tashkent State Pedagogical University, Tashkent, Uzbekistan

Sodik Olimov, doctoral student at the Institute for Retraining and Advanced Training of Directors and Specialists of Preschool Educational Organizations, Tashkent, Uzbekistan

Статья поступила в редакцию 20.01.2024; одобрена после рецензирования 13.02.2024; принята

к публикации 14.02.2024.

The article was submitted 20.01.2024; approved after reviewing 13.02.2024; accepted for publication

14.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.