Научная статья на тему 'Совершенствование системы организационно-методического сопровождения педагога дошкольной образовательной организации в условиях цифровизации'

Совершенствование системы организационно-методического сопровождения педагога дошкольной образовательной организации в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧЕБНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИ / ВОСПИТАТЕЛИ. / INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PRESCHOOL ORGANIZATION / EDUCATIONAL METHODOLOGICAL WORK / TEACHERS / EDUCATORS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк И. В., Багаева Н. А., Худик В. А.

Обсуждаются вопросы методического сопровождения педагогов-воспитателей дошкольной образовательной организации в условиях внедрения информационно-компьютерных технологий. Показаны трудности, с которыми приходится сталкиваться методистам и педагогам; рассматриваются пути оптимизации учебно-методической работы дошкольной организации в условиях цифровизации образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк И. В., Багаева Н. А., Худик В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the system of organizational and methodological support for a teacher of a preschool educational organization in the context of digitalization

The issues of methodological support for teachers-educators of a preschool educational organization in the context of the introduction of information and computer technologies are discussed. The difficulties that methodologists and teachers have to face are shown; ways to optimize the educational and methodological work of a preschool organization in the conditions of digitalization of the educational environment are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы организационно-методического сопровождения педагога дошкольной образовательной организации в условиях цифровизации»

УДК 373.21

И. В. Телънюк, Н. А. Багаева, В. А. Худик

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Методическая работа в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) представляет собой систематизацию различных научно-педагогических и практи-ко-ориентированных подходов в вопросах проектирования и создания учебно-воспитательной среды, сопровождения субъектов педагогического взаимодействия (педагогов-воспитателей и детей, а также их родных и близких) в вопросах жизненного пространства, совместной деятельности, физического и духовного развития воспитанников.

В современных условиях циф-ровизации образовательного пространства особое место отводится технологиям планирования и реализации проектов, инициаторами которых выступают педагоги ДОО. Данные проекты учитывают динамические условия изменяющейся среды, когда под влиянием информационно-коммуникативных технологий, перестраивается вся система восприятия и отражения окружающей действительности. Причем молодое поколение педагогов вливается в этот процесс

наиболее эффективно и принимают его как «данность», в отличие от возрастных, чаще всего настроенных несколько консервативно ко всему новому, предпочитая работать «по старинке».

Динамическая сторона затрагивает вопросы нормативно-правового регулирования образовательной деятельности, вопросы организации санитарно-гигиенического пространства и безопасности жизнедеятельности, вопросы проектной деятельности и методическое обеспечение учебно-воспитательной работы педагогов, вопросы повышения их профессиональных компетенций и качества образовательных услуг. При этом прежний опыт организационно-методической деятельности ДОО выступает фундаментом, основание которого заключено в традициях научно-педагогических школ отечественной детской педагогики и психологии, базисом мировоззренческих установок в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения современной России [1—3]. Преемственность в работе профессионально зрелых и

молодых воспитателей и специалистов ДОУ — одна из составляющих компонентов профессионализации личности педагога в освоении дидактических методов, средств и условий эффективной учебно-воспитательной работы с детьми.

Учебно-методическое сопровождение деятельности педагогов напрямую связано с выбором модели проектирования и принятия управленческих решений. Разнообразие моделей ставит перед образовательным учреждением свои проблемы, решение которых обусловливается профессиональной подготовкой и компетентностью специалистов, решающих конкретные задачи образовательной организации по цифровизации и документообороту, по методическому обеспечению и эффективному внедрению инноваций, что отражает готовность организации к изменениям.

В целом для успешного внедрения цифровой образовательной среды (ЦОС) и использования ИКТ-технологий в методической работе в дошкольном образовательном учреждении необходим выбор подходящей модели управления развитием организации, которая будет сочетать образовательные, технические и мотивацион-ные меры, направленные на поддержку и развитие педагогов в области обновления методического сопровождения деятельности образовательной организации. В качестве одной из такой модели может быть предложена модель процесса успешного управления орга-

низационными изменениями, разработанная Лэрри Грейнером [4], что позволяет анализировать стратегии и решать ситуации любой сложности, связанные с изменения и внедрениями проектов в работу организации. Согласно Л. Греи-неру, процесс изменений начинается наверху, а затем постепенно спускается к нижнему уровню организационной иерархии (рис. 1). Однако, если руководство пытается выявить проблему до того, как получит информацию от более низких уровней иерархии, оно рискует построить свои решения на неадекватной или неправильной информации. Определение области проблемы ведет к осознанию конкретных проблем.

Все элементы настоящей модели затрагивают функционирование организации, они иерархически взаимосвязанные и взаимообусловленные. Реализация данной модели в работе организации способствует: сглаживанию и уменьшению сопротивления переменам со стороны работников, вдохновляет их на творчество и участие в преобразующей деятельности организации, гарантирует участие каждого работника в жизни и переменах работы организации.

Анализ практики показывает, что формирование компонентов инновационной культуры начинается с руководителя ДОО, который заинтересован в повышении квалификации работников системы дошкольного образования. Педагогическим работникам необходи-

Этап 1

Давление на высшее

руководство ♦

Побуждение к действию

Рис. 1. Модель успешного проведения организационных изменений

мо обнаруживать не только высокий интеллектуальный потенциал, но и критичное отношение к действительности, выступающей в различных её проявлениях. Несовершенство и динамизм объективной реальности требует от педагога своевременного ответа на вызовы сегодняшнего дня, поиски и устремленность в завтрашний день с применением альтернативных педагогических технологий при изменении содержания образовательного процесса, обогащения управленческих функций и действий в режиме инноваций, созда-

ние благоприятного психологического микроклимата в педагогическом коллективе [5]. Иными словами, в руках у руководителя ДОО находится ключ к успешности деятельности педагогического коллектива, образовательная инфраструктура которого постоянно совершенствуется. При этом комплекс ресурсов (модель), характеризующих свойства образовательной инфраструктуры, разнообразен, что делает возможным функционирование системы образования в соответствии с федеральными образовательными стандартами и про-

граммами (ФГОС ДО и ФОП ДО) [6—7]. Данная модель включает кадровое, материально-техническое и информационно-методическое оснащение, а также здания и коммуникации системы образования, что указывает на полимодальную пространственно-ориентированную образовательную среду со сложной структурой управленческой деятельности.

Особое место в проектировании и реализации управленческих решений отводится цифровым технологиям, включающими также разнообразную палитру информационно-методических ресурсов, связанных с процессом обучения и воспитания дошкольников. Цифровая образовательная среда дошкольной организации является открытой информационной системой, предназначение которой лежит в плоскости решения задач образования в соответствии с федеральными нормативными документами в сфере дошкольного образования (на сегодняшний день это ФГОС ДО и ФОП ДО). Следует отметить, что организационно-методическое сопровождение образовательной деятельности представляет собой, помимо классических дидактических методик, интеграцию комплекса информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, системы современных педагогических технологий, пр. [8—9].

Поэтому, проектируя организационно-методической сопровождение образовательной деятельности, важно изначально определиться с основными компонента построения цифровой образовательной среды (ЦОС) в условиях дошкольной организации. Наиболее приемлемыми условия ЦОС выступают [9]: а) минимизирование денежных затрат на дорогостоящее оборудование при использовании модели BYOD (Bring Your Own Device), согласно которой сотрудники могут использовать для работы собственные цифровые устройства; б) отсутствие необходимости введения в штат системного администратора для установки и обслуживания оборудования, обучения педагогов; в) координирование стратегических направлений деятельности организации со стороны администрации сада; г) добросовестное выполнение должностных обязанностей сотрудниками в контексте образовательной политики конкретной ДОО; д) своевременное формирование ИКТ-компетентности коллектива; е) неукоснительное соблюдение всеми субъектами деятельности требований обеспечения информационной и психологической безопасности педагогического процесса.

В этой связи нами выполняется исследование на базе лаборатории образовательных инноваций ГБДОО «Петровский» Петроградского района Санкт-Петербурга при участии ИМЦ Петроградского района и ГБДОО «ДОГ «Малыш» Московского района Санкт-

Петербурга при научной поддержке Санкт-Петербургского научно-исследовательском институте педагогики и психологии высшего образования. Тема научно-прикладного исследования посвящена разработке цифрового педагогического инструментария и дизайна для планирования образовательной деятельности педагога дошкольной организации. Цель проекта — создание и апробация дизайна электронной образовательной среды ДОО, которая бы включала: 1)электронныйметодический кабинет (ЭМК) как инструмент сопровождения деятельности педагога и интерактивного взаимодействия педагогов между собой, 2) разработанный дизайн гибкого планирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста; 3) образовательный контент и мониторинг качества.

Перед нами встали следующие вопросы:

• Какую выбрать электронно-информационную платформу и программное обеспечение для размещения ЭМК для решения задач ДОО?

• Какими должны быть интерфейс, дизайн и оснащение методического кабинета, чтобы педагогам было удобно пользоваться этим ресурсом, и они не испытывали сопротивления?

• Как унифицировать процедуру планирования образовательной деятельности, чтобы уменьшить бюрократическую нагрузку на педагога, оптимизировать ведение документации с помощью электронных образовательных ресурсов?

Первая трудность при разрешении обозначенных выше вопросов касалась выбора цифровых платформ. Отечественные разработки цифровых платформ, инструменты, сервисы для сферы образования, хотя и являются более доступными, отличаются тем, что требуют дополнительных расходов, а это не предусмотрено бюджетом дошкольной организации. Рекомендуемые бесплатные версии этих же технологий ограничены по функционалу. Поэтому качественная реализация задуманного проекта требует использования нескольких площадок или платформ, а такой смешанный вариант применения указанных технологий является не совсем удобным в ежедневной работе педагога. Кроме того, в дошкольной организации не предусмотрена штатная единица системного администратора. Эта функция ложится на плечи методиста и хорошо владеющих компьютерными технологиями педагогов ДОО.

При создании новой модели ЭМК организационного-методи-ческое сопровождение педагогической деятельности в условиях ДОО будет курироваться методистом и группой педагогов-энтузиастов, достаточно хорошо владеющими информационно-коммуникативными и другими цифровыми технологиями. За счет планирования и цифрового проектирования образовательной деятельности появится возможность значительно сократить время на составление стереотипной учебной и учетной документации, своевременно вно-

сить элементы проектирования и адаптации дидактических средств, других форм работы с детьми, вследствие чего оптимизируется образовательное пространство, применяемые средства (технологии обучения), появляется возможность в рабочее время решать практически все организационно-методические вопросы.

В методических рекомендациях по планированию и реализации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) обозначено содержание образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, виды детской деятельности и способы их организации, педагогическая диагностика, планирование образовательной деятельности, требования к развивающей предметно-пространственной среде и инфраструктуре дошкольной образовательной организации, взаимодействие с родителями, организация коррекционно-разви-вающей работы. Для планирования эффективной реализации работы по всем направлениям наличие цифровой образовательной среды (ЦОС) становится объективной реальностью деятельности ДОО в современных условиях цифровизации общества. Использование ресурсов ЦОС в методическом сопровождении педагогов значительно оптимизирует их деятельность и свидетельствует об уровне профессионализма в про-

ектировании и обосновании применяемых дидактических средств, методик обучения и воспитания дошкольников.

В то же время следует отметить и другие некоторые затруднения, которые испытывают образовательные организации в связи с цифровизацией учреждений образования. Они связаны с неравномерно формирующейся цифровой грамотностью и опытом отдельно взятых педагогов, или даже трудовых коллективов ДОО к принятию и психологической готовности к работе в условиях внедрения различных ИКТ-технологий. Более того, при разработке темы научного проекта мы встретили сопротивление к апробации и внедрению современных электронных ресурсов для оптимизации методической работы и планирования, о чем указывают и другие исследователи [10—11].

В нашем случае одной из причин являлась недостаточная подготовка педагогов в области цифровых технологий. При наличии удостоверения о повышении квалификации по ИКТ-компетентности имеется отсутствие устойчивых навыков и мотивации для использования новых инструментов в своей работе. Для того чтобы повысить уровень адаптации педагогов к ЦОС и активизации использования ИКТ-технологий, необходимо провести системную работу по повышению компетенций педагогов в области цифрового образования. Это может включать в себя организацию курсов повышения

квалификации, тренингов, мастер-классов, обмен опытом и поддержку со стороны администрации учреждения. Важно также провести работу по мотивации педагогов к использованию современных электронных ресурсов для обучения, показав практическую пользу и эффективность такого подхода. Кроме того, необходимо создать условия для обеспечения доступа к необходимым технологиям и ресурсам, чтобы педагоги могли свободно и эффективно работать с ними [12—13].

Опрос педагогов дошкольных организаций Санкт-Петербурга выявил и организационную проблему. Отвечая на вопрос «Кто должен заниматься методическим обеспечением образовательного процесса в ДОО?», 87% педагогов считают, что это методист и старший воспитатель, в идеальном варианте специально организованная методическая служба ДОО. И только 13% педагогов знают, что это часть педагогической нагрузки педагога. Также педагоги отмечают факторы, негативно влияющие на эффективность и качество методической работы.

К ним относятся:

• отсутствие у педагога знаний, навыка работы по написанию и доку-ментационному обеспечению методической части образовательного процесса (34,8%);

• недостаточно знаний по нормативно-правовому регулированию деятельности педагога в сфере организации и реализации методической работы в ДОО (33,3%);

• слабая мотивированность и информированность педагога на сопровождение деятельности по методической работе (30,4%);

• низкий уровень ответственности педагога за систему планирования и методическое обеспечение (по условно-формальному принципу «написать для проверки и забыть») — (29%);

• отсутствие профильной подготовки по профилю «методист ДОО» (26,1%).

Наряду с этим педагоги самостоятельно отметили следующие факторы:

• широкая доступность готовых образовательных программ, вариантов планирования презентаций и др. материалов в сети интернет, имеющих различное качество — 3,4%;

• слабая представленность системных аналитико-информационных ресурсов, материалов и методических комплексов по той или иной теме/направлению (18,8%);

• отсутствие авторских прав на методические разработки (5,8%);

• отсутствие компьютерно-технического обеспечения в ДОО (1,4%);

• нехватка методической литературы (1,4%);

• отсутствие опыта по реализации системы гибкого планирования образовательного процесса в работе с детьми и ведения документации (25%).

Также данные анкетного опроса свидетельствуют о наличии профессиональных затруднений педагогов по разным направлениям методической работы:

• подготовка методических материалов для работы с детьми занимает много времени, делаю это в нерабочие часы в ущерб личному времени (82%);

• не имею опыта написания программно-методических материалов для образовательного процесса с детьми, поэтому допускаю ошибки, раздражаюсь, когда приходится переделывать (13%);

• беру уже имеющиеся методические материалы / разработки коллег, но вижу, что работать по ним невозможно, приходится адаптировать (18%);

• делаю двойную работу: готовлю, заполняю, предоставляю документы в бумажном и электронном виде (23%);

• нет грамотного инструктажа и образцов оформления методических материалов (17%).

Разработка в образовательной организации перспективных, календарных, учебно-воспитательных планов, планов занятий, мероприятий в нынешних условиях уже предполагает применение методов проектирования на основе цифровых технологий и применение гибкого механизма отражения деятельности. Следовательно, план педагога отличается заранее намеченной системой деятельности, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполнения конкретных работ, мероприятий и т. д. При планировании происходит оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, а деятельность представляет собой совокупность процессов, связанных с постановкой целей и задач реализуемых действий в будущем, что необходимо отразить при проектировании алгоритмов цифровиза-ции в методическом сопровождении деятельности педагога ДОО.

Традиционно в своей деятельности педагог ДОО в основном используют перспективное (составляется на длительный период — год, квартал, месяц) и календарное (на неделю, каждый день) планирование. Учитывая это обстоятельство, в проектировании деятельности закладываются клише-технологии, упрощающие ведение документации по роду и видам занятий, используемых дидактических средств и пр.

Таким образом процесс цифро-визации образовательной среды затрагивает нормативно-правовую базу, понятийный аппарат области профессиональной деятельности, учебно-воспитательную работу и способы ее реализации, а также многие другие аспекты работы, связанные с планированием, организацией и методическим сопровождением педагогической деятельности. В частности, тезаурус понятия «педагог» встраивается в структуру модели информационно-технологической цепочки на основе законодательных документов: «педагог — педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) занимается организации образовательной деятельности (см. пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [14]). Следовательно, педагог планирует и реа-

лизует свою деятельность согласно должностной инструкции, которая составлена на основании требований профессионального стандарта, где прописаны основные трудовые функции, должностные обязанности воспитателя детского сада, права, ответственность, а также взаимодействия и связи по должности в дошкольном образовательном учреждении [15]. Так, в пункте 3.2.1 стандарта педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования предполагает реализацию следующих функций, относящихся к трудовым действиям: участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными программами; организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста, а также функций, относящихся к трудовым умениям: владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Данные нормативные документы указывают на то, что для педагога важным является умение проектировать (планировать) и распределять как методическую работу, обеспечивающую реализацию учебного процесса, так и владение определенными видами деятельности с детьми, понимание цели, содержания, умением прогнозировать результаты своей деятельности и способностью оценивать качество своей работы. Поэтому в нынешних условиях цифровиза-ции образовательной деятельности педагог косвенно или напрямую связан с проектированием и методическим сопровождением собственной деятельности. Освоение навыками ведения методической работы с применением ИКТ-технологий становится личностно значимым критерием формирующейся компетентности и отражается на качестве профессионально-педагогической деятельности.

В самом понимании понятия «методическая работа» заложено структурирование процессуальной стороны деятельности, где не только отражается физический аспект работоспособности субъектов педагогического взаимодействия — педагогов и обучающихся, с учетом СанПина, но и методология профессиональных аспектов обучения и воспитания, как опыт образовательной деятельности с применением различных дидактических средств, методик развивающего обучения и формирования личности дошкольника [16—17]. Научный потенциал методической ра-

боты основан на системном подходе и повседневном повышении квалификации специалистов педагогического профиля; на преемственности в передаче профессионального опыта молодым педагогам; на освоении передовых инновационных технологий в вопросах качества образовательной деятельности с детьми [18—19].

Особое место в методическом сопровождении учебно-воспитательной работы отводится навыкам ведения документации. Немаловажно вести своевременно скрупулезно документацию, которая отражает процесс работы педагога с детьми и может быть представлена в формате цифрового документа, технологической карты с возможностью применения технологии гибкого планирования образовательного процесса. Гибкий подход к образовательной деятельности с детьми в ДОО — это методика вне рамочного планирования, в основе которой лежит событийный подход, инициатива детей и ненавязчивое сопровождение педагога в организации образовательных практик с детьми. Иными словами, решение учебно-воспитательных задач привязано не к определенному времени, а к событиям, которые происходят в ДОО.

Суть гибкого планирования в дошкольной организации — это отсутствие жёстких рамок в образовательной и другой деятельности с детьми. Такое планирование основывается на поддержке детской инициативы, событийном подходе и ненавязчивом сопровождении

воспитателем образовательных практик с дошкольниками. То есть решение образовательных задач привязано не к определенному времени, а к событиям, которые происходят в ДОУ. По сути, — это многовариантный режим дня, который позволяет организовать занятия и культурные практики в соответствии с изменяющимися условиями. Например, увидели что-то необычное или новое на прогулке, детей привели позже / раньше и т. д.

Таким образом, методическое обеспечение и планирование образовательной деятельности — это неотъемлемая часть работы современного педагога, регламентируемая требованиями профессионального стандарта. Методическая работа педагога ДОУ основывается на знании актуального нормативно-правового обеспечения системы дошкольного образования, совершенствовании профессионального мастерства в применении традиционных и инновационных подходов, их критическом осмыслении и оценке педагогической целесообразности в работе с дошкольниками для комплексного решения образовательных задач и системной подготовки детей к школе.

В заключении отметим, выполняя «шаги» по реализации модели проведения организационных изменений, дошкольная организация движется к эффективному управлению и разрешению проблем, в том числе и в сфере управления образовательной деятельностью. В нашем случае важно было

сначала провести анализ существующего организационно-методического сопровождения, обозначить проблемную область темы, получить поддержку, одобрение проекта, принятие темы инновационной работы на уровне системы управления образованием района и социальными партнерами, и включиться в изменения, связанные с цифровой оптимизацией методической работы планирования и эффективной реализации образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста. С этой целью на первом этапе работы было проведено анкетное исследование («Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОО»), направленное на выявление особенностей построения методической работы

в дошкольном учреждении «глазами» педагогов, определении «информационных дефицитов» и возможностей педагогов к участию в реализации проектов методического сопровождения в обучении и воспитании дошкольников. Следующие «шаги» настоящей модели должны определить возможности проведения изменений в работе методического кабинета ДОУ и самих педагогов-воспитателей в целях оптимизации и повышения эффективности работы педагогического коллектива при решении задач учебно-воспитательной работы. Это является дальнейшей нашей проектно-исследователь-ской деятельностью, с результатами которой можно будет ознакомиться в следующей публикации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крылова Н. Б. Деятельностный портрет методиста // Народное образование. 1999. № 7-8. С. 146-152.

2. МаневцоваЛ. М., НоткинаН. А., Вдовина Е. С. Подготовка специалиста в области управления дошкольным образованием в условиях педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 11. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. С. 186-191.

3. Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007. 281 с.

4. Greiner L. Е. Patterns of Organization Change, Harvard Business Review, May-June 1967, in Organizational Change and Development, ed. G. W. Dalton. P. R. Lawrence, and L. E. Greiner (Homewood, III: Irwin, 1970), p. 222 (цит. по Майкл X. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури; [пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. 3-е изд. Москва [идр.]: Вильяме, 2016. 665 е.).

5. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в ДОО. Эффективные формы и методы: метод, пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. 192 с.

6. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государствен-

ного образовательного стандарта дошкольного образования» // URL: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd 2fdldl4f608ec97e9ef6699f99ae/?ysclid= Itg3txeo9xl98250460 (дата обращения: 06.03.2024).

7. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) // URL: https://docs.edu. gov.ru/document/0e6ad380fc69dd7 2Ь60 65 6728305 40ac/?ysclid=ltg3q 96z73651176097 (дата обращения: 06.03.2024).

8. Рекомендации для руководителей дошкольных организаций и методистов по внедрению цифровых инструментов совместной деятельности и включению их в информационную среду образовательного учреждения. - СПб: ГБУДПО "СПбЦОКОиИТ", 2020. 115 с. // URL: https://spbappo. ru/wp-content/uploads/2021/03/ Rekomendatsii-dlya-rukovoditeley-doshkolnykh.pdf (дата обращения: 06.03.2024).

9. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования. М., 2022 г. 113 с. // URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ f4f7837770384bfalfaal827ec8d72d4/ download/5558/ (дата обращения: 06.03.2024).

10. Гринштейн В. Э. Сопротивление со стороны персонала, возникающие при внедрении инновации в компании: причины, способы преодоления // URL: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/ 87966/1/978-5-8295-

0349-9_2015_198.pdf (дата обращения: 08.03.2024).

11. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.

12. Тельнюк И. В., Терехова Н. Н. Информатизация образовательной деятельности педагогов дошкольной организации как условие их повышения квалификации в учебно-методической деятельности // Коррекцион-но-педагогическое образование. 2023. № 2 (34). С. 54-61.

13. Тельнюк И. В., Терехова Н. Н., Худик В. А. Педагогические технологии в оценке качества образования дошкольной образовательной организации // Коррекционно-педагоги-ческое образование. 2019. № 3 (19). С. 48-56.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273-ФЭ (последняя редакция) // URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (датаобращения: 08.03.2024).

15. Приказ Минтруда России от

18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550 // URL: https://base.garant.ru /70535556/?ysclid=ltit3h3pnc363758842 (датаобращения: 06.03.2024).

16. Виноградова Н. А., Микля-ева Н. В., Родионова Ю. Н. Указ. соч.

17. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.

18. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного образования высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 112 с.

19. Волобуева Л. М. Методическая работа в системе непрерывного образования // Управление ДОУ. 2009. № 7. С. 13-17.

REFERENCES

1. Krylova N. B. The activity portrait of a methodologist // National education. 1999. No. 7-8. P. 146-152. (InRuss.).

2. Manevtsova L. M., Notkina H. A., Ydovina E. S. Training of a specialist in the field of preschool education management in the conditions of pedagogical education // Continuous pedagogical education. Issue 11. St. Petersburg: A. I. Herzen State Pedagogical University, 1995. P. 186-191. (InRuss.).

3. Novitskaya Y. A. Methodological support of a teacher in a modern preschool educational institution: dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. St. Petersburg, 2007. 281 p. (In Russ.).

4. Greiner L. E. Patterns of Organization Change, Harvard Business Review, May-June 1967, in Organizational Change and Development, ed. G. W. Dal-ton. P. R. Lawrence, and L. E. Greiner (Homewood, III: Irwin, 1970), p. 222 (quoted by Michael H. Mescon, Michael Albert, Franklin Khedouri; [translated from English and edited by O.I. Medved], 3rd edition. Moscow [et al.]: Williams, 2016. 665p.). (InRuss.).

5. Vmogradova N. A., Miklya-eva N. Y., Rodionova Yu. N. Methodical work in the preschool educational institution. Effective forms and methods: a methodological guide. M.: Iris-press, 2008. 192p. (InRuss.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

dated October 17, 2013. No. 1155 "On approval of the Federal State educational standard of preschool education" // URL: https://docs.edu.gov.ru/docume nt/7dcd2fdldl4f608ec97e9ef6699f99ae /?ysclid=ltg3txeo9xl98250460 (date of application: 06.03.2024).

7. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1028 dated November 25, 2022 "On approval of the Federal educational program of preschool education" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on December 28, 2022. No. 71847) // URL: https://docs.edu.gov.ru/documen t/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac /?ysclid=ltg3q96z73651176097 (date of application: 06.03.2024).

8. Recommendations for heads of preschool organizations and methodologists on the introduction of digital tools for joint activities and their inclusion in the information environment of an educational institution. St. Petersburg: GBU DPO "Spbtsokoiit", 2020. 115 c. // URL: https://spbappo. ru/wp-content/uploads/2021/03/ Rekomendatsii-dlya-rukovoditeley-doshkolnykh.pdf (date of application: 06.03.2024). (InRuss.).

9. Recommendations on the formation of the infrastructure of preschool educational organizations and the completion of educational and methodological materials for the implementation of educational programs

of preschool education. M., 2022 113 p. // URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ f4f7837770384bfalfaal827ec8d72d4/ download/5558/ (date of application: 06.03.2024).

10. Grinstein Y. E. Resistance from the staff arising from the introduction of innovations in the company: the reasons, ways to overcome // URL: https://elar. urfu.ru/bitstream/10995/87966/1/ 978-5-8295-0349-9_2015_198.pdf (date of application: 08.03.2024).

11. Khudik Y. A., Telnyuk I. V., Sorokina O. Yu. Readiness to accept inclusive education by subjects of preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 33-43. (InRuss.).

12. Telnyuk I. V., Terekhova N. N. Informatization of educational activities of preschool teachers as a condition for their professional development in educational and methodological activities // Pedagogic Correction Education Journal. 2023. No. 2 (34). P. 54-61. (In Russ.).

13. Telnyuk I. V., Terekhova N. N., Khudik Y. A. Pedagogical technologies in assessing the quality of education of a preschool educational organization // Pedagogic Correction Education Journal. 2019. No. 3 (19). P. 48-56. (In Russ.).

14. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 No. 273-FZ (latest edition) // URL:

http s://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (date of application: 08.03.2024).

15. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 18.10.2013 N 544n (ed. dated 08/05/2016) "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)". Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 06.12.2013 N 30550 // URL: https://base.garant.ru/70535556/ ?ysclid=ltit3h3pnc363758842 (accessed 06.03.2024).

16. Ymogradova N. A., Miklya eva N. V., Rodionova Yu. N. Index of composition.

17. Belaya K. Y. Methodical work in the Preschool educational institution. Analysis, planning, forms and methods. Moscow: SC Sphere, 2007. 96 p. (In Russ.).

18. Krulekht M. V., Telnyuk I. V. Expert assessments in education: A textbook for students of the Faculty of preschool education of higher pedagogical educational institutions. M.: Academy, 2002. 112p. (InRuss.).

19. Volobueva L. M. Methodical work in the system of continuing education // Management of pre-school education. 2009. No. 7. P. 13-17. (InRuss.).

Поступила вредакцию: 11.03.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.