Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майданкина Наталья Юрьевна

В условиях геополитических и социально-экономических вызовов образовательный вектор смещается к разработке эффективных подходов в развитии кадрового потенциала педагогических работников системы дополнительного профессионального образования. В статье автор обращается к анализу исследований в области изучения подходов к обучению взрослых, развитию потенциала педагога. К современной задаче относится и изучение подходов к проектированию единой системы научно-методического сопровождения для развития потенциала педагога. Автор особо рассматривает проблему развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения. С этой целью на основе диагностических материалов автор изучает особенности восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений, взаимосвязь развития личных достижений и профессиональных умений, оказывающие влияние на развитие потенциала. Уточняет компоненты структуры потенциала и набор профессиональных умений педагогов дошкольной сферы, необходимый в условиях реализации Профессионального стандарта педагога, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для эффективной организации образовательной деятельности. Представляет основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения. Материалы и методы. Для исследования в качестве диагностического инструментария разработаны материалы опроса воспитателей, выявлены особенности восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений. На основе сравнительного анализа изучению были подвергнуты компоненты структуры потенциала и современный набор профессиональных умений педагога дошкольной сферы. Представлены основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения. Результаты исследования. Результаты исследования позволяют осуществить анализ особенностей восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений, выявить взаимосвязь развития личных достижений и профессиональных умений, уточнить компоненты структуры потенциала и набор профессиональных умений педагога дошкольной сферы, представить основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения, а также формируют общее понимание стратегии деятельности. Заключение. Материалы исследования - опрос, анализ данных о восприятии педагогами личных достижений, компоненты структуры потенциала, набор профессиональных умений педагога дошкольной сферы, основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения в условиях изменений системы дополнительного профессионального образования и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования могут быть использованы для организации деятельности в области совершенствования профессиональных умений педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майданкина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE POTENTIAL OF A PRESCHOOL TEACHER IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT

In the context of geopolitical and socio-economic challenges, the educational vector is shifting to the enhancement of e ective approaches to the development of the pedagogical personnel resources in the system of additional professional education. This study involves an analysis of research on the educational approaches to teaching adults and developing the teacher’s potential. The contemporary trend is also concerned with the study of approaches to designing a unified system of scientific and methodological support for the development of the teacher’s potential. The study focuses on the development of the preschool teacher’s potential in the system of scientific and methodological support. To this end, based on the diagnostic materials, the specific features of the preschool teachers’ perception of their achievements, the relationship between the development of personal accomplishments and professional skills that influence the development of the potential are examined. The components of the potential and a set of the professional skills of the preschool teachers, which are needed to meet the Teacher Professional Standard and Federal State Educational Preschool Standard (TFSEPS) for the e ective organization of the educational activity are specified. The core elements of the preschool teacher potential development concept in the system of scientific and methodological support are presented. Materials and methods. Materials of a survey of educators were developed as diagnostic tools for the study, which allowed identifying the features of perception of personal achievements by the teachers of a preschool organization. The comparative analysis was used to investigate the components of the potential and an up-to-date set of professional skills of the preschool teacher. The main elements of the concept of the preschool teacher potential in the system of scientific and methodological support were presented. Results of the study. Results of the study help to analyze the features of the perception of personal achievements by the preschool teachers, identify the relationship between the development of personal achievements and professional skills, clarify the components of the potential and the set of professional skills of a preschool teacher, demonstrate the core elementsof the concept of developing the preschool teacher resources in the system of scientific and methodological support, and contribute to a general understanding of the activity strategy. Conclusion. The research materials, i.e., the survey, analysis of data on the teachers’ perception of their personal achievements, the components of the structure of the potential, the set of professional skills of the preschool teacher, the core elements of the concept of the preschool teacher potential development in the system of scientific and methodological support in the changing context of the additional professional educational system and implementation of Federal State Educational Preschool Standard, could be used to set up the activity for improving the professional skills of teaching sta .

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

УДК 378.046.4

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-4-476-493

Научная статья

Развитие потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения

Н. Ю. Майданкина

Ульяновский государственный педагогический университет

им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск maidankina @ mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5783-3837

Аннотация. В условиях геополитических и социально-экономических вызовов образовательный вектор смещается к разработке эффективных подходов в развитии кадрового потенциала педагогических работников системы дополнительного профессионального образования. В статье автор обращается к анализу исследований в области изучения подходов к обучению взрослых, развитию потенциала педагога. К современной задаче относится и изучение подходов к проектированию единой системы научно-методического сопровождения для развития потенциала педагога. Автор особо рассматривает проблему развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения. С этой целью на основе диагностических материалов автор изучает особенности восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений, взаимосвязь развития личных достижений и профессиональных умений, оказывающие влияние на развитие потенциала. Уточняет компоненты структуры потенциала и набор профессиональных умений педагогов дошкольной сферы, необходимый в условиях реализации Профессионального стандарта педагога, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для эффективной организации образовательной деятельности. Представляет основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения.

Материалы и методы. Для исследования в качестве диагностического инструментария разработаны материалы опроса воспитателей, выявлены особенности восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений. На основе сравнительного анализа изучению были подвергнуты компоненты структуры потенциала и современный набор профессиональных умений педагога дошкольной сферы. Представлены основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения.

Результаты исследования. Результаты исследования позволяют осуществить анализ особенностей восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений, выявить взаимосвязь развития личных достижений и профессиональных умений, уточнить компоненты структуры потенциала и набор профессиональных умений педагога дошкольной сферы, представить основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения, а также формируют общее понимание стратегии деятельности. Заключение. Материалы исследования - опрос, анализ данных о восприятии педагогами личных достижений, компоненты структуры потенциала, набор профессио-

© Н. Ю. Майданкина, 2022

нальныхумений педагога дошкольной сферы, основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения в условиях изменений системы дополнительного профессионального образования и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования могут быть использованы для организации деятельности в области совершенствования профессиональных умений педагогических кадров.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, система повышения квалификации, восприятие личных достижений, профессиональные умения, элементы концепции, педагог дошкольной сферы

Для цитирования: Майданкина Н. Ю. Развитие потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 476-493. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-467-493

Development of the Potential of a Preschool Teacher in the System of Scientific and Methodological Support

N. U. Maidankina

I. N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University,

Ulyanovsk

maidankina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5783-3837

Original article

Abstract. In the context of geopolitical and socio-economic challenges, the educational vector is shifting to the enhancement of effective approaches to the development of the pedagogical personnel resources in the system of additional professional education. This study involves an analysis of research on the educational approaches to teaching adults and developing the teacher's potential. The contemporary trend is also concerned with the study of approaches to designing a unified system of scientific and methodological support for the development of the teacher's potential. The study focuses on the development of the preschool teacher's potential in the system of scientific and methodological support. To this end, based on the diagnostic materials, the specific features of the preschool teachers 'perception of their achievements, the relationship between the development of personal accomplishments and professional skills that influence the development of the potential are examined. The components of the potential and a set of the professional skills of the preschool teachers, which are needed to meet the Teacher Professional Standard and Federal State Educational Preschool Standard (TFSEPS) for the effective organization of the educational activity are specified. The core elements of the preschool teacher potential development concept in the system of scientific and methodological support are presented.

Materials and methods. Materials of a survey of educators were developed as diagnostic tools for the study, which allowed identifying the features ofperception ofpersonal achievements by the teachers of a preschool organization. The comparative analysis was used to investigate the components of the potential and an up-to-date set ofprofessional skills of the preschool teacher. The main elements of the concept of the preschool teacher potential in the system of scientific and methodological support were presented.

Results of the study. Results of the study help to analyze the features of the perception of personal achievements by the preschool teachers, identify the relationship between the development ofpersonal achievements and professional skills, clarify the components of the potential and the set ofprofessional skills of a preschool teacher, demonstrate the core elements

of the concept of developing the preschool teacher resources in the system of scientific and methodological support, and contribute to a general understanding of the activity strategy. Conclusion. The research materials, i.e., the survey, analysis of data on the teachers' perception of their personal achievements, the components of the structure of the potential, the set ofprofessional skills of the preschool teacher, the core elements of the concept of the preschool teacher potential development in the system of scientific and methodological support in the changing context of the additional professional educational system and implementation of Federal State Educational Preschool Standard, could be used to set up the activity for improving the professional skills of teaching staff.

Keywords: additional professional educational system, system of advanced training, perception of the personal achievements, professional skills, concept elements, the preschool teacher

For citation: Maidankina N. Yu. Development of the Potential of a Preschool Teacher in the System of Scientific and Methodological Support. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(4): 476-493. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-476-493

Введение

В условиях геополитических и социально-экономических вызовов Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», национальный проект «Образование» и др. фокусируют образовательный вектор на создание научно-педагогических, организационно-методических условий для разработки эффективных подходов в развитии кадрового потенциала системы дополнительного профессионального образования [1; 2; 3].

Внедрение «Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» (2020 г.) также определяет потребность в изучении подходов к развитию потенциала педагога и совершенствованию профессиональных умений в осуществлении педагогической деятельности [4].

Обзор литературы

В системе дополнительного профессионального образования известны труды в области теоретического обоснования непрерывного образования личности (Б. С. Гер-шунский, А. П. Владиславлев, М. И. Махмутов, В. Г. Онушкин др.); подходов в обучении взрослых (А. В. Даринский, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.); деятельност-ного подхода к проектированию образовательного пространства (С. Г. Вершловский, Э. Ф. Зеер, В. А. Ясвин и др.); технологий мотивации к профессиональной деятельности (И. Я. Зимняя, Ю. Н. Кулюткин, Л. М. Митина, Б. Д. Эльконин и др.), личност-но-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.), а также в сфере разработки моделей и технологий обучения педагогов в условиях цифровизации образования (М. Е. Вайндорф-Сысоева, З. Ю. Кутузова, А. В. Кутузов, И. В. Григорьева) и др. [5; 6; 7; 8; 9].

Проблеме развития потенциала педагога в системе дополнительного образования как фактору в повышении качества жизни и совокупности духовных и материальных возможностей, способствующих достижению целей, личностных качеств и разновек-торных проявлений, социальных установок и набора профессиональных умений посвящены труды О. И. Байдаровой (правовой потенциал как социальное качество на интраиндивидном, интериндивидном и метаиндивидном уровнях), Р. Б. Дондоковой

(условия развития творческого потенциала учителя и проявление активных жизненных установок), А. А. Костылевой (профессиональный потенциал как субъективно-личностная и объективная значимость), Л. Л. Лашковой, И. В. Резанович (коммуникативный потенциал в развитии будущих педагогов), В. В. Соколова (структура и элементы личностного потенциала: профессиональный, образовательный, творческий, духовный, потенциал работоспособности) и др. [10; 11; 12; 13; 14].

Д. А. Леонтьев в своей концепции рассматривает потенциал как систему индивидуальных психологических особенностей, интегральную фундаментальную характеристику, отражающую уровень зрелости личности; раскрывает смысловые компоненты потенциала педагога. По мнению Д. А. Леонтьева, становление потенциала взаимосвязано с процессом индивидуального роста и развитием способности к выбору способов деятельности. Способность на основе устойчивых внутренних ориентиров и смысловых ориентаций действовать для достижения поставленных целей и сохранять стабильность деятельности в решении трудных ситуаций. Д. А. Леонтьев полагает, что это важнейший компонент потенциала педагога [15].

Анализ современных исследований позволяет выделить общие компоненты потенциала и составить диагностическую линейку для выявления уровня сформированно-сти компонентов потенциала педагога (см. табл. 1).

Таблица 1

Диагностическая линейка компонентов потенциала педагога

Table 1

Diagnostic line of components of the teacher's potential

Компоненты потенциала педагога Показатели компонентов потенциала педагога Методики, направленные на выявление уровня сформированности компонентов потенциала педагога

Профессионально-деловой компонент Владение конструктивными умениями Методика А. А. Костылевой, Н. В. Кузьминой, В. В. Соколова

Наличие психолого-педагогических знаний Анкетирование Д. А. Леонтьева

Наличие собственной методической базы, владение профессиональными умениями Анализ педагогической деятельности

Социально-педагогический компонент Коммуникативные умения Методика ГОКК (групповая оценка коммуникативной компетентности) М. И. Лукьяновой, Л. Л. Лашковой

Организаторские умения Методика определения уровня рефлексивности А. К. Марковой

Личностный компонент Ценностные ориентации Экспресс-диагностика социальных ценностей личности, самооценка эмпатических способностей Ю. М. Орловой, Ю. Н. Емельяновой; методика изучения уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова; диагностика личностных качеств учителя В. И. Зверевой

Общекультурный компонент Наличие знаний в области истории и обществознания, социокультурного многообразия Анкетирование Л. М. Захаровой; методика «Оцените свой творческий потенциал» И. Н. Семёнова

В целом, потенциал педагога дошкольной сферы мы понимаем как способность, возможность и потребность в совершенствовании профессионально-деловых умений и амплификации личностных качеств, обеспечивающих эффективную дошкольную практику и достижения в решении различных жизненных ситуаций.

Однако практически отсутствуют исследования, рассматривающие теоретическую содержательность и подходы к проблеме развития потенциала педагога в системе научно-методического сопровождения, которые, по существу, при определённых условиях могут составить социокультурный потенциал развития общества и самого педагога.

Материалы и методы

Анализ социальной ситуации и наши наблюдения показывают, что на социально-педагогическом уровне актуальность исследования формируется из потребности общества и дошкольной практики в научно обоснованных подходах к проблеме развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения как стратегии в достижении современного качества дошкольного уровня образования.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической изученностью научных подходов к решению проблемы развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения как фактора непрерывного развития личности.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с условиями реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [16], когда наблюдается недостаточная разработанность практико-ориентированного инструментария для решения задачи развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения. Кроме того, в период реализации Профессионального стандарта педагога выявлена потребность в дополнительном обучении специалиста дошкольной сферы с целью овладения им набором новых, в том числе информационно-коммуникационных, умений, освоение которых возможно благодаря внедрению практического инструментария, ориентированного на помощь в выявлении и преодолении профессиональных дефицитов на основе функционирования системы научно-методического сопровождения [17].

В связи с вышесказанным цель нашего исследования: разработать основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения в условиях стандартизации дошкольного образования.

Задачи исследования ранжированы в следующих направлениях:

- на основе анализа нормативной базы современного российского образования, психолого-педагогической и методической литературы, в том числе в области дошкольной педагогики и дошкольного образования, представить теоретико-мето дологическое обоснование проблемы развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения;

- выявить предпосылки, раскрыть сущность и особенности развития потенциала педагога дошкольной сферы;

- определить роль и значение в развитии потенциала педагога дошкольной сферы системы научно-методического сопровождения.

Новизна исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании и разработке основных элементов концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения в условиях стандартизации дошкольного образования.

Наше исследование включает в себя несколько последовательных этапов:

1 этап - изучение нормативной базы современного российского образования, психолого-педагогической и методической литературы, в том числе в области дошкольной педагогики и дошкольного образования по теме развития потенциала педагога;

2 этап - уточнение компонентов структуры потенциала и набора профессиональных умений воспитателя, проведение диагностического обследования по выявлению особенностей восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений, взаимосвязи развития личных достижений и профессиональных умений, влияния на непрерывное развитие потенциала педагога.

3 этап - разработка основных элементов концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения;

4 этап - внедрение разработанных материалов в практику;

5 этап - корректировка и анализ результатов исследования.

Результаты исследования

На первом этапе исследования особо мы сосредоточились на изучении подходов к проблеме проектирования системы научно-методического сопровождения. Анализ нормативной базы современного российского образования, психолого-педагогической и методической литературы показывает, что трансформация образовательной инфраструктуры дополнительного профессионального образования, цифровизация, стандартизация образования и обусловленные этими процессами изменения подходов к моделям обучения педагогов выступают тенденциями в проектировании системы научно-методического сопровождения, отвечающей современным векторам развития отечественного образования.

Предпосылкой в создании системы научно-методического сопровождения педагогических работников служит потребность в выявлении и преодолении проблем в моделях обучения педагога для разработки эффективных подходов в развитии потенциала и совершенствовании профессиональных умений.

В целом, научно-методическое сопровождение представляет систему взаимосвязанных, интегрированных и относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности, циклично сфокусированных педагогических событий и ситуаций, форм и методов, установок и условий, способствующих непрерывному профессионально-личностному развитию педагога.

Важно понимать, что научно-методическое сопровождение педагога дошкольной сферы как комплекс деятельности направлен на совершенствование профессиональных умений в области воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста в формате курсов повышения квалификации, вне формальных сроков обучения и в

условиях самообразования [18; 20].

На втором этапе исследования с целью выявить предпосылки, раскрыть сущность и особенности развития потенциала педагога дошкольной сферы нами был проведён комплекс мероприятий на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова. Деятельность осуществлялась в течение учебного года (20212022 гг.), 84 слушателя прошли обучение по программе повышения квалификации.

В экспериментальную выборку были включены основные категории педагогических кадров дошкольной сферы - воспитатели групп раннего возраста и дошкольных групп, педагоги, осуществляющие дополнительное образование в ДОО, музыкальные руководители и инструкторы по физической культуре (см. табл. 2)

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей экспериментальной выборки

Table 2

Comparative analysis of the indicators of the experimental sample

Категории педагогов Показатели экспериментальной выборки

Пол, ж/м Возраст, количество лет Образование, высшее по профилю (ВО), среднее профессиональное образование (СПО)

Педагоги групп раннего возраста ж 42-66 СПО

Педагоги дошкольных групп ж 25-60 ВО, СПО

Специалисты, осуществляющие организацию дополнительного образования ж 38-55 ВО, СПО

Специалисты (музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре) ж 40-58 СПО

В целом, сравнительный анализ категорий педагогических кадров экспериментальной выборки отражает общие тенденции в системе дошкольного образования (половая принадлежность, широкий возрастной диапазон, уровни СПО и ВО).

Как правило, диагностические исследования проводятся на предмет выявления профессиональной специфики деятельности педагога. Однако, основываясь на положении о том, что становление личности и развитие потенциала не может рассматриваться вне социума, а возникновение новых возможностей открывает и новые условия для развития потенциала личности, нами была поставлена задача организовать опрос обучающихся по программе повышения квалификации (КПК) воспитателей дошкольных образовательных организаций (ДОО), касающийся выявления особенностей восприятия педагогами личных достижений, взаимосвязи развития личных достижений и профессиональных умений, влияния на непрерывное развитие потенциала педагога.

Проведённый опрос касался восприятия педагогами личных достижений. Особо следует отметить, что выявленные личные достижения указывались респондентами самостоятельно и воспринимались ими как целенаправленная и осознанная деятельность в оптимизации личных резервов и ресурсов. Полагаем, что анализ особенностей

восприятия педагогами личных достижений позволяет выявить круг проблем, оказывающих влияние на развитие потенциала, и определить подходы в организации системы научно-методического сопровождения воспитателя. Ответы респондентов соотнесли с показателями «важно в значительной степени», «важно в некоторой степени», «важно в минимальной степени» (табл. 3).

Таблица 3

Особенности восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений, оказывающие влияние в развитии потенциала (%)

Table 3

Specific features of the perception of personal achievements by teachers of preschool organization, which affect the development of potential (%)

Личные достижения Важно в значительной степени Важно в некоторой степени Важно в минимальной степени

1. Успехи детей 67 33 0

2. Покупка жилья, квартиры для семьи 85 8 7

3. Строительство дома 3 10 87

4. Покупка автомобиля, новый автомобиль 35 38 27

5. Приобретение дачного участка 15 21 64

6. Путешествия 45 42 13

7. Получение дополнительного образования, дополнительное обучение 13 34 53

В ответе на первый вопрос 67 % и 33 % соответственно опрошенных отметили, что успехи детей (собственных и воспитанников ДОО) относят к личным достижениям «важно в значительной степени» и «важно в некоторой степени». Овладение воспитанниками навыками самообслуживания (одевание, раздевание, приём пищи и т. п.), правильное, без дефектов, звукопроизношение, развитие компонентов связной речи, формирование игровой деятельности опрошенные воспринимают как важное личное достижение. Положительные результаты диагностики обучения и развития детей в освоении образовательной программы и программ дополнительного образования, участие в детских конкурсах и проектах педагоги также воспринимают в качестве важных личных достижений, что свидетельствует о взаимосвязи развития личных и профессиональных составляющих в деятельности воспитателя.

К восприятию личных достижений респонденты относят и успехи собственных детей, связанные с выбором профессии, обучением, карьерой, установлением доверительных отношений в семье и др. Речь идёт не только о финансовой поддержке детей, что, судя по ответам респондентов, достаточно частое явление, но и о поддержке семейных, культурных, национальных традиций и ценностей. В индивидуальных беседах респонденты отмечали, что успехи собственных детей во многом влияют на действия и приоритеты в семейной жизни и профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве личных достижений один из респондентов указывает на опыт разведения

пород декоративных кур («лекбары», «кохинкины», «бентамки» и др.), и его применение в дошкольной практике для воспитания у дошкольников бережного и заботливого отношения к природе. Другой респондент в качестве личных достижений рассматривает занятия шитьём (украшения для дома) в «лоскутной» технике и использование в организации театрально-игровой деятельности в группе, что также свидетельствует о взаимопроникновении личных и профессиональных составляющих в развитии потенциала. В опросе мы не выявили ответы, отражающие традиционные занятия педагогов ДОО, такие как цветоводство, овощеводство, вязание. По-видимому, занятия сохранились, но их респонденты не рассматривают как важные личные достижения за текущий период.

В целом, анализ ответов о восприятии респондентами личных достижений демонстрирует возросший экономический аспект, что отвечает реалиям современной жизни. Это косвенно подтверждают ответы на второй, третий, четвёртый и пятый вопросы. Так, 85 % опрошенных подтвердили, что покупка жилья, квартиры связана с финансовым участием в улучшении жилищных условий детей и семьи в целом. Респонденты считают программы ипотечного кредитования населения фактором в улучшении условий жизнедеятельности.

Для респондентов, проживающих в городской среде, ответ о строительстве дома оказался в меньшей степени важным (87 %). Однако 13 % педагогов, проживающих в сельской местности, отметили, что в качестве восприятия личных достижений строительство дома рассматривают как «важно в значительной степени» и «важно в некоторой степени» больше (3 % и 10 % соответственно).

В ответе на шестой вопрос о восприятии путешествий в качестве личных достижений были получены ответы соответственно 45 %, 42 %, 13 % «важно в значительной степени», «важно в некоторой степени» и «важно в минимальной степени». Таким образом, 87 % опрошенных воспринимают путешествия как показатель удовлетворения социальных и культурных потребностей и важное личное достижение. К сожалению, в ответах нам не удалось отследить «связь» путешествий и возможность расширения рамок профессиональной деятельности и совершенствования профессиональных умений, их влияние на развитие потенциала.

В ответе на вопрос о получении дополнительного (второго) образования и дополнительного обучения получили 13 % «важно в значительной степени», 34 % «важно некоторой степени». Однако 65 % респондентов ответили «важно в минимальной степени». Полагаем, что, поскольку опрошенные имеют базовое образование по дошкольному профилю и достаточную по времени практику работы с детьми дошкольного возраста, в этих ответах респонденты выражают некоторую педагогическую усталость, проявляют недостаточное осознание важности приобретения набора новых профессиональных умений. Кроме того, считаем, что эти ответы свидетельствуют о необходимости изменений подходов в обучении воспитателей для непрерывного пополнения рабочего кейса современными профессиональными умениями.

В то же время в ответах мы наблюдали, что чем выше статус воспитателя, например, победитель профессионального конкурса, деятельность в инновационном режиме, «педагог-наставник», «педагог-методист» и др., тем серьёзнее озабоченность в восприятии личных достижений и способах обучения для совершенствования профессиональных умений и развития потенциала. Данная категория респондентов выражает мнение о необходимости непрерывного наращивания профессиональных умений и проявляет готовность в условиях дополнительного обучения применять новые практики, в том числе в области ментальной арифметики, формирования предпосылок функциональной грамотности, финансовой культуры и др.

Таким образом, анализ ответов о восприятии педагогами личных достижений, оказывающих влияние на совершенствование профессиональных умений и развитие по-

тенциала воспитателя ДОО свидетельствует, что респонденты испытывают сложности с анализом особенностей восприятия личных достижений, их взаимосвязи с развитием профессиональных умений, в связи с чем возникает потребность в уточнении компонентов структуры потенциала и собственно набора профессиональных умений воспитателя.

На втором этапе для решения задач нашего исследования нам потребовалось дополнительно изучить труды учёных: Л. М. Захаровой, Н. В. Кузьминой, М. И. Лукьяновой, А. К. Марковой, И. Н. Семёнова, Н. Н. Плужниковой, А. Ю. Чередниковой и др. [19] и уточнить профессиональные умения, актуализация которых позволит определить стратегию деятельности в развитии потенциала воспитателя дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения.

Доступность и высокая конкурентоспособность специалистов IT-сферы побуждает к изучению подходов в формировании профессиональных умений. Мы предположили, что подходы, которые используют в IT-сфере при формировании набора профессиональных умений специалистов, могут быть использованы и в педагогической практике, в том числе дошкольной. Первый набор hard skills (ручные навыки) содержит базу профессиональных умений для решения основных «технических» задач. Полагаем, что в системе дошкольного образования базу hard skills уместно классифицировать в две группы: умения осуществлять уход и присмотр за детьми (умывание, приём пищи, одевание, раздевание, организация прогулки и др.) и умения осуществлять образовательную деятельность в группе, например, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников развивать общение, игровой и познавательно-исследовательский виды деятельности, конструирование и т. п. Считаем, что в системе дошкольного образования оба набора hard skills являются равнозначными.

Второй набор soft skills - гибкие надпрофессиональные умения - непосредственно не связан с должностными обязанностями и инструкциями. Однако, по мнению исследователей и практиков, именно овладение набором soft skills во многом является определяющим в развитии и оценке профессиональной деятельности специалиста. Современная дошкольная практика ставит воспитателя в ситуацию социального партнёрства с субъектами образовательных отношений: педагогами, воспитанниками и их родителями, общественностью, - и востребует набор - soft skills - умений оперативно вступать в контакт, вместе определять и достигать запланированные цели, умело решать «неожиданно» возникающие и требующие профессионального решения задачи, поддерживать комфортные эмоциональные отношения и выстраивать конструктивный диалог с окружающими и др. Специалисты IT-сферы в набор soft skills включают и self skills (менеджмент-умения) - формировать цели личной эффективности в профессиональной деятельности, проектировать индивидуальный маршрут профессионального развития, достигать высокого уровня профессионального мастерства. Например, в системе дошкольного образования мы наблюдаем тенденцию, которую возможно отнести к освоению self skills, например, в дополнительном обучении помощников воспитателей с целью перевода их в должность «воспитатель», обучение в магистратуре воспитателей ДОО для повышения уровня образования и перевода в старшие воспитатели и т.п.

Вышесказанное позволило нам на этом этапе исследования спроектировать профессионально-деловой, социально-педагогический, личностный, общекультурный, региональные компоненты потенциала и набор профессиональных умений в компонентах потенциала (см табл. 4).

Таблица 4

Компоненты структуры потенциала и набор умений педагога дошкольной сферы

Table 4

Components of the structure of potential and a set of skills of a preschool teacher

Компоненты структуры потенциала Набор умений педагога в компонентах структуры потенциала

Профессионально-деловой компонент (professional component) характеризует степень профессионализма педагога В работе с нормативной, психолого-педагогической и методической литературой находить решение задач для улучшения профессиональной деятельности

В соответствии с целевыми ориентирами современного этапа дошкольного образования планировать необходимые профессиональные действия, в том числе информационно-технические, применять апробированные образовательные технологии

С учётом социальной ситуации разрабатывать образовательные, в том числе индивидуальные, программы и маршруты, программы воспитания

Оценивая развивающий потенциал социума и социальных партнёров, проектировать и расширять образовательное социокультурное пространство дошкольной организации

Социально-педагогический компонент (soft component) определяет возможность конструктивного диалога с субъектами образовательных отношений Организовывать эффективное профессиональное общение, проявлять педагогический такт

Развивать продуктивные связи, ориентированные на достижение целей и задач образовательной программы ДОО

Конструировать перспективы в отношениях с субъектами образовательных отношений

Личностный компонент (personality component) рассматривают в аспекте ценностных духовно-нравственных установок и ориентиров общества Быть конкурентоспособным, ответственным в профессиональной деятельности

Объективно оценивать результаты своего педагогического труда, способность к самокритике

Проявлять культуру собственного инвестирования

Реализовать технологии личностного роста

Общекультурный компонент (cultural component) отражает общекультурный уровень Воспринимать и оценивать окружающее с точки зрения отечественного культурного опыта, духовных, семейных, национальных ценностей

Осознавать и удовлетворять потребность в постоянном развитии в области культуры и видах творчества

Региональный компонент (regional component) предполагает реализацию профессиональной деятельности с учётом региональных социокультурных особенностей и традиций

Не имея цель представить в данной статье результаты диагностики в формировании компонентов потенциала и набора профессиональных умений воспитателей, на третьем этапе исследования мы приступили к решению главной задачи исследования - проектированию основных элементов концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения. Особенностью концепции является уточнение понятия и компонентов структуры потенциала педагога, целей и подходов в его развитии, а также выявление предпосылок и тенденций, формирование целей, задач и подходов в создании системы НМС, ориентированной на развитие потенциала педагога дошкольной сферы.

Основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения представлены в таблице (см. табл. 5).

Таблица 5

Основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения

Table 5

The main elements of the concept of development of the potential of a preschool teacher in the system of scientific and methodological support

Элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения (НМС) Содержание

Понятие «потенциал», его компоненты Потенциал как ресурс и резерв в развитии личности педагога. Трансформация, цифровизация и стандартизация

системы образования открывают широкие возможности для решения задачи в развитии потенциала педагога, наполнении компонентов структуры потенциала (профессионально-деловой, социально-педагогический, личностный, общекультурный, региональный компоненты) и набора необходимых умений современного воспитателя ДОО

Предпосылки в создании системы научно-методического сопровождения (НМС) Потребность в выявлении и преодолении проблем в дополнительном профессиональном образовании и моделях обучения педагога для разработки подходов в совершенствовании профессиональных умений специалиста

Тенденции в создании системы научно-методического сопровождения педагога Трансформация образовательной инфраструктуры дополнительного профессионального образования, цифровиза-ция, стандартизация дошкольного уровня образования

Предпосылки создания концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения Геополитические, идеологические, социальные, демографические, информационные, технологические вызовы. Открытие новых возможностей и новых условий для профессиональной деятельности. Реализация социального заказа и запрос родителей на качественное образование для обеспечения достойного будущего детей. Ориентация общественности на доверительное отношение к опыту практиков и движение в создании профессиональных объединений на основе добровольности участия

Цель создания концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения Разработка структуры и механизма НМС педагога дошкольной сферы на основе вариативности моделей обучения педагога, интегрирующих КПК, методическую деятельность на базе муниципальных образований и дошкольных организаций, самообразование педагога ДОО

Задачи создания концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения Решение организационно-педагогических, кадровых, методических задач в НМС педагога дошкольной сферы

Особенности подхода в развитии потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения В настоящее время движение в развитии профессиональных объединений в различных сферах экономики, промышленности, бизнеса усиливается, поскольку они отвечают целям и задачам экономического продвижения общества, начинают занимать серьёзные позиции и в системе профессионального роста специалиста, поскольку обладают серьёзным набором эффективных практик. Подходом в решении задачи в развитии потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения является формирование и развитие профессиональных объединений педагогов дошкольной сферы (ассоциаций, творческих лабораторий, педагогических площадок)

Научные подходы в развитии потенциала педагога ДОО в системе научно-методического сопровождения Системный, культурологический, деятельностный, региональный, индивидуальный подходы

Индивидуальный подход в развитии потенциала педагога ДОО в системе научно-методического сопровождения предполагает Конструирование персонифицированной матрицы личностно-профессионального роста педагога для развития возможностей в определении профессионального маршрута

Развитие технологий взаимодействия с субъектами образовательных отношений для совершенствования набора профессиональных умений, в том числе «равный - равному», «лучший - равному»

Формирование у педагога культуры инвестирования и стимулирование развития конкурентоспособности субъекта в профессиональной деятельности

Усиление ответственности педагога в самообразовании, саморазвитии, самореализации в профессиональной деятельности

Партнёры База научных и промышленных учреждений, учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональные объединения педагогов как ресурс в развитии потенциала в системе НМС

Гибридные модели обучения в развитии потенциала педагога дошкольной сферы в системе НМС Интеграция традиционной (вертикальной) и новой (горизонтальной) моделей обучения в развитии потенциала педагога в системе НМС на основе формирования института профессиональных объединений. Формирование точек роста в НМС педагога

Заключение

Таким образом, в условиях изменений системы дополнительного профессионального образования и стандартизации дошкольного образования материалы исследования представляют основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения для достижения качества образовательной деятельности. Перспектива исследования состоит в переходе к следующим этапам для внедрения разработанных материалов в практику, корректировки и анализа результатов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/?ysclid=lblygw04fw826121915 (дата обращения: 23.11.2022).

2. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] : утв. на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) № 10. URL: https://base.garant.ru/72192486/?ysclid=lbly8ncxv0984441158 (дата обращения: 06.01.2021).

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации 07.05.2018 № 204. URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575/ (дата обращения: 24.07.2021).

4. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-мето-

дического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 № Р-174 // Консультант-Плюс: официальный сайт компьютерной справочной правовой системы РФ. URL: https://report.apkpro.ru/uploads/share/% (дата обращения:19.04.2022)

5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Педагогическое общество России. 2002. 512 с.

6. Вершловский С. Г. От повышения квалификации к постдипломному педагогическому образованию // Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. СПб. : СПбАППО, 2007. С. 6-33.

7. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.08. М., 2019. 461 с.

8. Григорьева И. В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (Blended Learning) и онлайн-обучения, как важной составляющей цифровизации образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 3. С. 34-45.

9. Кутузова З. Ю., Кутузов А. В. Непрерывное профессиональное цифровое обучение как приоритетное направление в саморазвитии и самосовершенствовании для преподавателя // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 4 (13). С. 44-49.

10. Байдарова О. И. Правовой потенциал социально-педагогической деятельности // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: Мат-лы первой междунар. науч.-практ. конф. / под общей ред. В. С. Торохтия. М. : Граница, 2011. С. 478-488.

11. Дондокова Р. Б. Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 1. С. 35-38.

12. Костылева A. A. Направленность на диалогическое педагогическое общение и ее личностные детерминанты // Материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24-27 мая 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 118-122.

13 Лашкова Л. Л., Резанович И. В. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе: монография. М. : ВЛАДОС, 2011. 339 с.

14 Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта : монография. М. : Ли-броком, 2011. С. 78-81.

15. Аверина А. Ж., Александрова Л. А., Васильев, И. А. Гордеева Т. О. и др. Личностный потенциал: структура и диагностика : коллективная монография /под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.

16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 24.07.2021).

17. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [электронный ресурс] : утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (в последней редакции). URL: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_155553/(дата обращения: 12.11.2022)

18. Майданкина Н. Ю., Захарова Л. М. Научно-методическое сопровождение специалиста в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики // Нижегородское образование. 2022. № 2. С. 91-99.

19. Плужникова Н. Н., Чередникова А. Ю. Системное моделирование навыков soft

skills как условие сотрудничества молодёжи разных стран // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 193-202.

1.Russian Federation. The Federal Law of the Russian Federation № 273-FZ of 29.12.2012. Federalny zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoy Federatsii». [Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lblygw04fw826121915 (accessed 23.11.2022). (In Russian).

2. Russian Federation. Passport of the national project Education. Pasport natsionalnogo proekta «Obrazovanie» [Elektronny resurs] utv. na zasedanii Prezidiuma Soveta pri Prezi-dente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsionalnym proektam 3 sen-tyabrya 2018 g., № 10. [Passport of the national project "Education," approved at a meeting of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects on September 3, 2018 No. 10]. Available at: https://base.garant.ru/72192486/?ysclid=lbly-8ncxv0984441158 (accessed 06.01.2021). (In Russian).

3. Russian Federation. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024. O natsionalnykh tselyakh i strategich-eskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federastii na period do 2024 goda [Online]. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii 07.05.2018 № 204. [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 07.05.2018]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/557309575/ (accessed 24.07.2021). (In Russian)

4. Russian Federation. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation № P-174 of 16.12.2020, Ob utverzhdenii Konceptsii sozdaniya edinoy federalnoy sistemi nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheski-kh kadrov, rasporyazhenie Minprosveshcheniya Rossii ot 06.08.2020 № R-174. [On the approval of the Concept for the creation of a unified federal system of scientific and methodological support for teachers and managerial personnel]. Sait komp'yuternoy spravochnoy pravovoy sistemy RF Konsultant Plyus [Site of computer legal reference system of RF Consultant Plus ] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/ d475d8e9529575f14d90efa1693c832978ec77ca/ (accessed 19.04.2022). (In Russian).

5. Gershunskiy B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. [Philosophy of education for the 21st century] Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. [ Pedagogical Society of Russia]. M.: 2002, 512 p. (In Russian).

6. Vershlovskiy S. G. Ot povysheniya kvalifikatsii k postdiplomnomu pedagogicheskomu obrazovaniyu [From advanced training to postgraduate pedagogical education] Andragogika postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya_ nauchno_metodicheskoe posobie pod red. S. G. Vershlovskogo G. S. Suhobskoy [Andragogy of postgraduate pedagogical education: scientific and methodological manual, ed. by S. G. Vershlovsky, G. S. Sukhobskaya]. St. Petersburg, APPE Publ., 2007. pp. 6-33. (In Russian)

7. Vaindorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedagogicheskikh kadrov k professionalnoy deyatelnosti v usloviyakh tsifrovogo obucheniya. dis. ... d-ra. ped. nauk [Multi-level training of teachers for professional activities in the context of digital training. Dr.ped.sci. diss.] M.2019, 461 p. (In Russian).

8. Grigorieva I. V. Razvitie i vnedrenie tehnologii smeshannogo obucheniya. Blended Learning, i onlain_obucheniya_ kak vajnoi sostavlyayuschei cifrovizacii obrazovaniya [The development and implementation of Blended Learning technology and online learning as an important component of digitalization of education]. Vestnik Universiteta Rossiiskoy ak-ademii obrazovaniya. [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education].

References

2021. no.3. pp. 34-45. (In Russian).

9. Kutuzova Z. Yu., Kutuzov A. V. Nepreryvnoe professionalnoye tsifrovoye obuchenie kak prioritetnoye napravlenie v samorazvitii i samosovershenstvovanii dlya prepodavatelya [Continuing professional digital training as a priority in self-development and self-improvement for the teacher] Obrazovanie i problemy razvitiya obschestva. [Education and Problems of Society Development]. 2020. No. 4 (13). pp. 44-49. (In Russian).

10. Baidarova O.I. Pravovoy potentsial sotsialno-pedagogicheskoy deyatelnosti. Teoriya i praktika sotsialno-pedagogicheskoy deyatelnosti v sovremennom sotsiume. Materiali per-voy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod obschey red. V.S.Torokhtiya. [Legal potential of social and pedagogical activity. Theory and practice of social and pedagogical activity in modern society. Proceedings of the first international scientific and practical conference/ed. by V.S. Torokhtiy] M. Granitsa Publ., 2011. pp.478-488. (In Russian)

11. Dondokova R. B. Razvitie tvorcheskogo potentsiala uchitelya v usloviyakh guman-izatsii obrazovaniya [Development of the teacher's creative potential in the context of hu-manization of education] Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Buryat State University], 2011. No. 1. pp. 35-38. (In Russian).

12. Kostyleva A.A. Napravlennost na dialogicheskoe pedagogicheskoe obshchenie i eye lichnostnye determinanty. Materialy vseros. nauch._prakt. konf._ Ekaterinburg_ 24_27 maya 2010 g. [Focus on dialogic pedagogical communication and its personal determinants. Proceedings of All-Russian scientific and practical conference]. Yekaterinburg, 2010. pp. 118122. (In Russian).

13. Lashkova L.L. Rezanovich I.V Razvitie kommunikativnogo potentsiala u budush-chego pedagoga v vuze: monografiya. The development of communicative potential in the future teacher at university: monograph]. M. VLADOS Publ., 2011. 339 p. (In Russian).

14. Sokolov V. V. Filosofiya dukha i materii Rene Dekarta. [Philosophy of spirit and matter by René Descartes]. M. Librokom Publ., 2011. pp. 78-81. (In Russian).

15. Averina A. Zh., Alexandrova L. A., Vasiliev, I. A. Gordeeva T. O. and others Lichnos-tny potentsial struktura i diagnostika_ kollektivnaya monografiya /pod redaktsiey D.A.Leon-teva. [Personal potential: structure and diagnostics: collective monograph/ed. by D.A. Leon-tiev]. Moscow. Smysl Publ., 680 p. (In Russian).

16. Russian Federation. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 of October 17, 2013, Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya_ Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 [On the approval of the federal state educational standard for preschool education]. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (accessed 24.07.2021) (In Russian).

17. Russian Federation. Professional standard. Professionalny standart "Pedagog (peda-gogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego, osnovnogo obshche-go, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)," utverzhdenny Prikazom Minis-terstva truda i sotsialnoy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 18.10.2013 № 544n (v posledney redaktsii) ["Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 544n of 18.10.2013 (in the latest edition)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (accessed 12.11.2022) (In Russian).

18. Maidankina N.Yu., Zakharova L.M. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie spet-sialista v sfere doshkolnogo obrazovaniya s uchetom regionalnoy spetsifiki [Scientific and methodological support of a specialist in the field of preschool education, in the context of regional specifics]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Nizhny Novgorod Education], 2022. No.2. pp. 91-99. (In Russian).

19. Pluzhnikova N. N., Cherednikova A. Yu. Sistemnoe modelirovanie navykov soft skills kak uslovie sotrudnichestva molodezhi raznykh stran [System modeling of soft skills as a condition for cooperation between youth of different countries] Pedagogicheskiy IMID-ZH. [Pedagogical IMAGE], 2022. Vol. 16. No. 2 (55). pp. 193-202. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наталья Юрьевна Майданкина

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4

тел.: +7 (8442) 323989

Natalya Yu. Maidankina

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogical Technologiesof Preschool and Primary Education

I. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University

4 Square of the 100th anniversary of V. I. Lenin, Ulyanovsk, Russia, 432700

tel.: +7 (8442) 323989

Статья поступила в редакцию 18.08.2022, одобрена после рецензирования 27.10.2022, принята к публикации 02.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.