PHILOLOGICAL SCIENCES
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF ACTIVISATION OF
STUDENTS COGNITIVE ACTIVITIES
Baisadykova A.
graduate student, KazNPUAbai, Almaty
"ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Байсадыкова А.
магистрант, КазНПУ им. Абая, гАлматы
Abstract
This article discusses the importance of the use of ICT (information and communication technologies) in the lessons of the Russian language in the middle classes, reveals the possibility of improving the quality of education, the development of the student's personality. As the world moves rapidly towards digital media and information, the role of ICT in education is becoming more and more important, and this importance will continue to grow and develop in the twenty-first century. The author explores the role of new technologies in the development of cognitive abilities of students. The definition of ICT competence of the teacher is given. The advantages and possible disadvantages of the use of ICT technologies in education are noted.
Аннотация
В данной статье рассматривается значение применения ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) на уроках русского языка в средних классах, раскрываются возможности повышения качества обучения, развития личности ученика.По мере того, как мир стремительно переходит к цифровым медиа и информации, роль ИКТ в образовании становится все более и более важной, и эта важность будет продолжать расти и развиваться в XXI веке. Автор исследует роль новых технологий в развитии познавательных способностей учащихся. Дано определение ИКТ-компетентности преподавателя. Отмечены как преимущества так и возможные недостатки применения ИКТ-технологий в обучении.
Keywords: information and communication technologies (ICT), computerization, ICT-competence, cognitive competence.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компьютеризация, ИКТ-компетенции, познавательная компетенция
Широкое и глобальное проникновение нового поколения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стали сегодня ведущим направлением в развитии современного общества, включая сферу образования.Все больше учителей и ученых четко осознают, что опора на цифровые инструменты и технологии в обучении дает больше шансов для расширения горизонтов развития обучающихся и повышения эффективности образования, преподавания и обучения, чем все ранее доступные технологии обучения. ИКТ могут способствовать повышению качества образования несколькими путями: путем повышения мотивации и вовлеченности учащихся путем содействия приобретению базовых навыков и путем улучшения подготовки преподавателей. ИКТ также являются трансформационными инструментами, которые при надлежащем использовании могут способствовать переходу к среде, ориентированной на учащегося^].
Применение новейших технологий на уроках русского языка способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, а также позволяет учителю контролировать деятельность каждого ученика. С помощью ИКТ ученики самостоятельно могут изучать новую тему и материал,
закреплять приобретенные знания, выполнять практическую работу, различные задания, упраж-нения.На уроках с использованием ИКТ, обучающиеся работают с увлечением на каждом этапе урока.
При рассмотрении преимуществ применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы, следует отметить что ИКТ повышают интерес учащихся к изучаемым темам, то есть развивают познавательный интерес учеников, активизируют их творческие способности, являются наиболее эффективным средством организации как индивидуальной так и групповой работ, позволяют использовать личностно-центрирован-ный подход в обучении, способствуют улучшению и развитию практических навыков и умений обучающихся, позволяют объективно оценивать знания учеников [1]. Включая учителей и учеников в информационное пространство, компьютерные технологии повышают качество образования и дают возможность учащимся саморазвиваться и самореализовываться.
При преподавании русского языка учителя используют новые технологии в частности для совершенствования и закрепления знаний, умений, навыков. Выполняя тренировочные задания учащиеся
развивают свои орфографические и пунктуационные умения. Подобные задания подходят для выполнения индивидуально и в группах [2].ИКТ незаменимы на уроках повторения пройденного материала, так как позволяют использовать различные иллюстративные инструменты как схемы, таблицы, картинки и т.д. ИКТ прежде всего выступают как средство мотивации - видео, телевидение и мультимедийное компьютерное программное обеспечение, объединяющее текст, звук и красочные, движущиеся изображения, могут использоваться для предоставления сложного и аутентичного контента, который будет вовлекать учащегося в процесс обучения. Интерактивное радио также использует звуковые эффекты, песни, инсценировки, чтобы заставить студентов слушать и участвовать в уроках. В большей степени, чем любой другой вид ИКТ, сетевые компьютеры с подключением к Интернету могут повысить мотивацию учащихся, поскольку они сочетают в себе мультимедийное богатство и интерактивность других ИКТ с возможностью общаться с реальными людьми и участвовать в реальных событиях. Студенты могут использовать ИКТ для получения информации и новых знаний несколькими способами. Они могут найти информацию в Интернете или с помощь-юИКТ-энциклопедии [2]. Они могут находить информацию, извлекая ее из документа, подготовленного преподавателем и предоставляемого им через ИКТ, например документа, созданного с помощью MicrosoftWord или слайд-шоу MicrosoftPowerPoint. Они могут узнать информацию, общаясь с людьми в других местах по электронной почте, например, учащимися в другой школе или даже в другой стране.
Как отмечалось выше, организация учебного процесса в средних классах, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, успешному усвоению нового материала а также способствовать психическому развитию ученика. Следовательно, новейшие технологии должны помочь ученику разобраться в большом количестве информации, выбрать из нее только необходимое и важное, проанализировать ее и запомнить, и не в коем случае не должны причинить ущерб. В то же время не следует забывать что ИКТ должны применяться в учебном процессе как вспомогательный элемент, а не основной. Уроки с использованием ИКТ должны быть тщательно продуманы и учитывать психологические особенности школьника [3].
Сами по себе эти технологии не являются универсальным средством решения всех проблем в образовании, и существуют специфические трудности, связанные с их внедрением в средней школе. Как отмечают эксперты, эти технологии могут генерировать различные риски при обучении учеников. Большинство этих рисков обусловлено механическим применением новейших ИКТ в учебной практике без дидактической адаптации, с одной стороны, и философским переосмыслением самого образовательного процесса - с другой стороны.
Очевидно, что если цифровые технологии и ресурсы использовать в образовании в русле традиционной объяснительно-иллюстративной методологии, то все недостатки этой методологии будут расти в геометрической прогрессии, а образовательный процесс будет усечен до информационной нагрузки сознания без развития мыслительных структур и творческой активности личности [2]. Кроме того, существует опасность обесценивания деятельности учителя, работа которого может быть сведена к банальному поддержанию современных ИКТ во время занятий.Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями для того чтобы добиться желаемого эффекта от применения новейших технологий [1].
С внедрением компьютерных технологий на уроках русского языка появилась возможность сокращения потери рабочего времени, повышения темпа занятия, возможность активизации самостоятельной работы учащихся, занятия стали более увлекательными.Благодаря ИКТ ученики могут погрузиться в другой мир и посмотреть языковые и литературные процессы другими глазами.
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке, учителю необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. Новейшие технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом [3].
Преимущества применения ИКТ в обучении для учащихся:
•Повышение качества уроков за счет более тесного сотрудничества между учителями в планировании и подготовке ресурсов;
•Более целенаправленное обучение с учетом сильных и слабых сторон учащихся путем более тщательного анализа данных об их достижениях;
•Улучшениеуправления поведением за счет лучшего отслеживания студентов;
•Развитие навыков письма (в том числе орфографии, грамматики, пунктуации, редактирования), а также беглости, оригинальности и проработки.
•Поощрение независимого и активного обучения и самостоятельной ответственности за обучение.
•Гибкость 'времени'
•Развитие стилей обучения более высокого уровня.
•Учащиеся, которые используют образовательные технологии в школе, чувствовали себя более успешными в школе, были более мотивированы учиться и имели повышенную уверенность в себе и самооценку;
•Учащиеся находят обучение в технологически улучшенной обстановке более стимулирующим и ориентированным на учащихся, чем в традиционном классе;
•Широкополосная технология обеспечивает надежную и бесперебойную загрузку образовательных мультимедийных ресурсов, размещенных в интернете;
•Возможность адресовать свою работу внешней аудитории;
•Возможность сотрудничать в выполнении заданий с людьми, не посещающими школу.
Существует также понятие ИКТ-компетентности учителя, при отсутствии которой невозможно добиться эффективного обучения даже при наличии самых лучших интернет технологий. Учитель должен быть профессионалом в отношении содержания и педагогики преподавания этого содержания. Это включает в себя, что учитель знает (рефлективно) процесс разработки стратегий обучения и учебных материалов, включая ИКТ. А также: преподаватель выбирает разнообразные учебные задания, адаптированные для учащихся, используя современные материалы и инструменты, в том числе ИКТ. Если это применимо, он использует электронную среду обучения, которая позволяет проводить обучение независимо от времени и места [3]. ИКТ компетентность учителей должна поддерживать следующие образовательные цели: сделать обучение гибким, создать индивидуальную образовательную траекторию, расширить возможности обучения, создать многофункциональные образовательные среды, опробовать новые педагогические концепции, усилить взаимодействия учителя - учеников, поддержки совместного обучения, мотивацию студентов, подготовить студентов для непрерывного обучения, повысить эффективность обучения, повысить привлекательность профессии учителя [4].
- личные ИКТ-компетенций: учителя должны иметь базовые навыки работы в офисных приложениях и применять эти навыки в общении;
- ИКТ как инструмент разума: учителя должны иметь возможность использовать приложения для поддержки конструктивного мышления;
- ИКТ как педагогический инструмент: учителя должны повышать свои знания, навыки и опыт применения ресурсов обучения и совместной работы в электронной среде;
- ИКТ как средства обучения: учитель должен знать учебные возможности и недостатки ИКТ;
- социальные аспекты использования ИКТ: учителя должны не только знать об ИКТ, но и сознательно использовать их.
Таким образом анализируя накопленный опыт использования информационно -коммуникационных технологий на различных уроках в средней школе, в том числе на уроке русского языка, можно сделать вывод о том, что использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность обеспечить позитивную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, произвести индивидуализацию обучения, увеличить объем выполняемой обучающимися работы, улучшить контроль знаний, эффективно организовать учебный процесс [5]. Целенаправленное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках позволит ускорить формирование учебно-познавательной компетенции учащихся, стимулировать мотивацию и добиться повышения качества обучения, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, непременно, приводит к повышению эффективности обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. С.В. Спасюк Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий. 2017, 20 С.
2. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров — М.: Издательский центр «Академия», 2004
4. Исмурзина Ш.А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ. 2018, 5 С.
5. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торго-вый дом "Русская редакция", 2004.