с причинно-следственными закономерностями, результат должен соответствовать заданным критериям. Это делает ошибку вполне вероятной. Отрицательная оценка возможной ошибки со стороны педагогов, одноклассников или родителей усложняет чувство риска в процессе творческой деятельности.
Из всего сказанного, можно отметить, что без поддержки педагога много ребят, обучающиеся в школе, не смогут принимать и решать учебные задачи. Есть целый ряд правил, которыми должен пользоваться учитель при организации первого этапа учебной деятельности - принятии учебной задачи. Например:
- стимулировать использование учениками разных видов представлений для отображения сущности решаемого задания;
- проверять правильность возникающего у учащегося субъективного представления об учебной задаче;
- стимулировать вопросы учащегося относительно условия решаемого задания;
- использовать для активации творческого мышления положительную мотивацию достижения, предоставляя детям свободный выбор заданий и максимально поощряя при этом решении творческих задач.
Анализируя специфику процесса постановки и принятия учебной задачи ребятами, установлено, что принятие и решение учебной задачи играет не малую роль в учебной деятельности ученика младших классов.
Результат принятия и постановки учебных задач - это эффективное освоение изучаемого учебного материала, повышение уровня успеваемости.
Говоря иначе, главное условие умелой организации познавательной деятельности - это постановка перед ребятами учебной задачи, решение которой требует от них экспериментирования с изучаемым учебным материалом.
Постановка и решение учебных задач требует такого предъявления учебного материала, с которым ученики могут производить нужные изменения, выполнять предметное экспериментирование. Этому требованию удовлетворяет материал всех изучаемых учебных предметов.
Например, изучение русского языка можно вести средством постановки перед учениками учебных задач, при решении которых они, выполняя целый ряд действий, хорошо производят преобразование фраз, слов, абзацев и благодаря этому осваивают многие закономерности их построения. Такое преподавание через решение учебных задач зможно организовать и в области технологии, математики и других учебных дисциплин.
Библиографический список
Реализация развернутой учебно-познавательной работы по разным учебным дисциплинам предполагает особое внимание учителя начальных классов к правильному выполнению детьми действий и операций, через которые умело решаются учебные задачи. Педагогическое управление ставит своей целью научить детей младшего школьного возраста применять систему знаний для творческого решения определенных практических задач. Для этого учитель знакомит учащихся со структурой применяемых в практической деятельности знаний. Такая информация включает в себя научные законы и закономерности, а также рекомендации о методе выполнения практических работ. Мобильность знаний проявляется, прежде всего, в способности самого обучаемого выполнить практическое задание, учитывая свойства тех предметов и явлений, которые входят в систему применения знаний как субъекты целенаправленной деятельности младших школьников.
Для педагога к тому же очень важно уметь согласовать свое руководство с самоконтролем, осуществляемым учащимися, самоуправляя своей активной познавательной деятельностью. Это в целом уменьшает внутреннее сопротивление ребят руководству учителя как внешнему воздействию, при этом увеличивая их участие к процессу учебного творчества [3; 4].
Умение создать в ученическом коллективе интеллектуальное напряжение, возбудить интерес ребят, направить их воображение и силу воли на умелое выполнение практического задания, организовать умственное соперничество, а затем развернуть соревнование способностей - такая творческая деятельность учителя вызывает у них внутреннее стремление к активному личному и коллективному поиску научной истины и ее смелой защите.
Для такого педагогического руководства характерны, прежде всего, высокая культура нравственного поведения, умственного труда и делового общения.
Почти в любой практической деятельности заложена потенциальная возможность что-то делать, так как ее можно выполнять разными приемами посредством разных средств. Определяя тактику педагогического управления, педагог исходит из особенностей творчества самих детей в обучении. Это - умение самостоятельно получить новые знания, реализовать оригинальный подход в выполнении задания и др.
Следовательно, активизация познавательной деятельности детей помогает развитию их наблюдательности, познавательного интереса к новым знаниям, стремления познать, а также активной жизненной позиции. Всё это способствует повышению успеваемости, всестороннему развитию младших школьников.
1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение в школе. Ростов-на-Дону, 2006.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Москва, 2004.
3. Луконина И.В. Моделирование процесса принятия учебной задачи младшими школьниками. Современные проблемы науки и образования. 2013; 2.
4. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. Москва, 2005. References
1. Alekseev N.A. Lichnostno orientirovannoe obuchenie vshkole. Rostov-na-Donu, 2006.
2. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva: Opyt opravdaniya cheloveka. Moskva, 2004.
3. Lukonina I.V. Modelirovanie processa prinyatiya uchebnoj zadachi mladshimi shkol'nikami. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 2.
4. Novikov A.M. Metodologiya uchebnojdeyatel'nosti. Moskva, 2005.
Статья поступила в редакцию 07.12.17
УДК 378
Mamedov S., Head of Technical Park, Azerbaijan Institute of Engineers (Baku, Azerbaijan),
E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL BELIEFS FOR THE INTEGRATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) IN THE PROCESSES OF TEACHING AND LEARNING. The article focuses on the role of teachers in the success of ICT integration in teaching and learning. From this work the conclusion that teachers are very influential in terms of integration of information and communication technologies in education. This effect is compounded by the fact that the decision on the use of ICT in learning depends entirely on teachers, especially when relevant principles and rules are weak. Therefore, the research focuses on the need for more in-depth and comprehensive study of the role of teachers in ICT integration. This would help to develop specific recommendations on how to combine the integration of ICT tailored to the needs and requirements of teachers and to succeed in integrating ICT into teaching and learning.
Key words: role of teachers, educational reform, ICT in education, teachers' beliefs in ICT integration.
С. Мамедов, руководитель технического парка, Азербайджанский институт инженеров, Азербайджан, г. Баку,
Е-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ НА ИНТЕГРАЦИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ПРОЦЕССЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В данной статье основное внимание уделяется роли учителей в успехе интеграции ИКТ в области преподавания и обучения. Из данной работы напрашивается вывод, что учителя очень влиятельны в плане интеграции информационно-коммуникационных технологий в образование. Это влияние ещё более усугубляется тем, что решение об использовании ИКТ в обучении зависит исключительно от учителей, особенно в условиях, когда соответствующие принципы и правила являются слабыми. Поэтому в статье основное внимание уделяется необходимости более глубокого, всестороннего изучения роли учителей в интеграции ИКТ. Это помогло бы выработать конкретные рекомендации о том, как совместить интеграцию ИКТ с учётом потребностей и требований учителей и добиться успеха в интеграции ИКТ в преподавание и обучение.
Ключевые слова: роль учителей, образовательные реформы, ИКТ в образовании, убеждения учителей в интеграции ИКТ.
Будучи одной из наиболее важных заинтересованных сторон, учителя часто оказываются в центре внимания исследователей образовательной сферы. Термин «образовательные изменения», используемый в этой статье, следует понимать в самом широком смысле, охватывая любые внесённые изменения, направленные на изменение традиционных методов обучения в школе.
Основываясь на системной психодинамической теории, James исследует психологические аспекты того, как изменения воспринимаются отдельными людьми или группами. Он фокусирует свое исследование на нежелательных изменениях в образовательных учреждениях и выдвигает идею, которая интересна в контексте настоящего исследования: как люди относятся к нежелательным изменениям в существующей практике - «они пытаются сохранить и защитить предсказуемость жизни» [1, с. 49]. Любое изменение, которое изменяет привычные поведенческие модели, может привести к различным трудным чувствам и вызвать тревогу. Такая тревога может отрицательно влиять на способность людей адаптироваться к изменениям, а также их готовность и способность учиться адаптироваться к новой реальности [1].
Другие заинтересованные стороны также играют значительную роль в образовательных изменениях, но существующая литература указывает на то, что львиная доля относится к учителям. Однако это не означает, что изменения влияют только на учителей. Напротив, образовательные изменения влияют на существующие отношения между учителями и учениками, а также отношения учителей с родителями этих учеников и друг с другом [2].
Отношения учителей с другими заинтересованными сторонами в любых изменениях в области образования порождают еще один важный аспект процессов в классе, который можно зафиксировать в термине «роль учителя». Это влечет за собой активное участие учителей как в преподавании, так и в процессе обучения. В контексте инноваций, таких как внедрение ИКТ в классах, роль учителя приобретает еще большее значение. Оценивая отношение учителей к интеграции ИКТ в преподавание и обучение, Lowther и др. проанализировали ответы 380 учителей и продемонстрировали в своем исследовании, что учителя согласны с тем, что использование технологий положительно влияет на успеваемость учащихся и их достижения, повышая уровень сотрудничества между студентами и делая учебный процесс более интерактивным и ориентированным на студентов.
Ряд ученых, изучающих использование иКт в классе, согласны с тем, что отношение учителей или «убеждения учителей» является важным фактором, влияющим на частоту использования ИКТ. Верования, которых они придерживаются в отношении использования ИКТ, влияют на их решения относительно частоты использования технологий в классах. Было установлено, что взаимосвязанные системы убеждений учителей о лучших методах преподавания, об учениках в их школе и роли технологий в жизни учеников влияют на то, как они интегрируют компьютеры в их обучение.
Во многих случаях внедрение ИКТ может быть большим изменением, которое не всегда приветствуется всеми учителями, поскольку для этого требуется дополнительное время и напряженная работа. Тем не менее, исследователи согласны с тем, что степень, в которой учителя поддерживают такое изменение, их общее отношение и готовность принять изменения, являются важными факторами, влияющими на успешную реализацию инноваций. Понятие «убеждений учителей» также тесно связано с использованием ИКТ. Некоторым преподавателям, возможно,
легко использовать ИКТ, в то время как другие могут столкнуться с большими проблемами, которые в целом сказываются положительно или отрицательно на их отношении к использованию ИКТ в обучении. Windschitl и Sahl полагают, что использование ИКТ в классе требует более продуманного рассмотрения в отношении убеждений преподавателей и, соответственно, программы профессионального развития не должны быть сосредоточены только на овладении навыками работы с компьютерами, а должны быть связаны с отношением учителей к процессу интеграции ИКТ.
Для того чтобы получить необходимую информацию, было отобрано три школы для исследования, среди которых две расположены в столице Баку, а третья - в провинции. Целевая выборка использовалась при отборе учителей и их классов для наблюдения, а также студентов для собеседования и родителей для обсуждения в фокус-группах. В этой статье я в основном фокусируюсь на данных, собранных из индивидуальных интервью с преподавателями и обсуждений в фокус-группах, состоящих из учителей. В своих исследованиях я в основном придерживался подхода «обоснованной теории». Среди различных вариантов обоснованной теории выбран конструктивистский подход, основанный на конструктивизме Чармаза, для лучшего изучения взглядов и перспектив респондентов. Считаю более разумным построить теорию на основе собранных данных, а не применять существующую теорию, рискуя оставить много аспектов необъяснимыми.
Используя подход конструктивистской обоснованной теории, я проанализировал собранные данные на двух основных этапах: в первом из них использовался подход «вертолетного зрения» для достижения предварительной картины, за которой следовал процесс кодирования, записи и анализа заметок. Подход «вертолетного зрения» служил подходящим инструментом для предварительного обследования. Общие наблюдения, полученные на основе этого подхода, оказались весьма полезными. Анализ показал, что у заинтересованных учителей были сильные убеждения, и чувствовалась мотивация использовать все возможности для их реализации. Например, они проявили инициативу, присоединившись к тренингам и семинарам, поискам различных инструментов и программного обеспечения в интернете и подготовке необходимых электронных ресурсов для занятий. Учителя говорили о нехватке доступных электронных ресурсов, что не оставляло им выбора, кроме как создавать материалы самостоятельно. Отсутствие руководящих принципов по подготовке таких учебных материалов привело к дополнительной работе и развитию творческого потенциала учителей, которые помогли коллегам в разработке необходимых электронных ресурсов с использованием материалов из интернета и учебников. Только заинтересованные преподаватели были готовы приложить дополнительные усилия для интеграции ИКТ в свои классы. Большинство преподавателей-участников подчеркнули, что им приходится нести дополнительную рабочую нагрузку, чтобы найти в интернете интересные и актуальные материалы для уроков, подготовить электронные ресурсы с нуля и т. д. Интеграция ИКТ в классы требовала не только мотивации и интереса преподавателя, но и творчества и изобретательности, поскольку в существующих учебных программах не было определенных руководящих принципов, которые могли бы предоставить учителям соответствующие материалы по педагогике построения уроков с интеграцией технологий.
Как упоминалось выше, творчество и готовность учителей, связанные с их убеждениями и позитивным отношением к инте-
грации ИКТ в классах, были признаны основными движущими силами успеха. Несмотря на то, что этот процесс иногда требует дополнительной работы и долгих часов знакомства с технологиями, большинство опрошенных учителей были мотивированы и заинтересованы в разработке новых методов обучения.
Scrimshaw подчеркивает, что использование ИКТ в классах - это «инновация, как в технологии, так и в обучении». А Mardis, Hoffman и Marshall заявляют, что использование технологий в классе зависит от убеждений учителей в необходимости внедрения ИКТ. Если учителя понимают, что это выгодно для их уроков, они будут более склонны к использованию. Было также установлено, что преподаватели с сильными убеждениями и интересом к интеграции ИКТ разрабатывали различные методы для того, чтобы держать учеников вовлеченными в процесс образования.
Более ранние исследования, проведенные Windschitl и Sahl, показывают, что стили обучения исходят не из одного источника, а из нескольких источников, одним из которых является восприятие роли учителя в процессе реализации. Вера учителей определяет, как они используют ИКТ в классе, и если она философически не совпадает с инициативой, менее вероятно, что они будут интегрировать ИКТ в свои планы уроков. Обзор литературы показал, что убеждение учителей является важным фактором в классе с улучшенными технологиями. Inan и Lowther настаивают на том, чтобы убеждение учителей в технологической интеграции было культивировано во время их начального и непрерывного профессионального развития.
Если учителя проявляли позитивное отношение к интеграции ИКТ в классах, несмотря на все трудности, они становились более осведомленными и, как следствие, были более творческими в своих методах, несмотря на то, что им не хватало руководящих принципов и поддержки в педагогическом дизайне. Однако это исследование показывает, что просто придерживаться даже
Библиографический список
очень сильных убеждений недостаточно. В целях достижения успеха в интеграции ИКТ в обучение и преподавание необходимо разработать конкретные планы профессионального развития учителей, которые: (а) сосредоточат внимание на содержании (например, знания и навыки в области ИКТ, знания и навыки в области педагогики, поддерживаемые технологиями, и связанные с технологиями знания и навыки в области управления классами); (б) предоставят учителям возможность для «практической» работы; (в) в полной мере будут отвечать потребностям учителей [3, с. 238].
Анализ данных также позволяет сделать вывод о том, что среди разных участников программы «1 ученик - 1 компьютер», учителя являются наиболее влиятельными с точки зрения её успеха. Это влияние еще более усугубляется, учитывая, что решение о том, использовать технологию для обучения или нет, зависит только от учителей, особенно в условиях, когда соответствующие руководящие принципы, правила и стандарты мониторинга программы слабы или полностью отсутствуют. Кроме того, использование предоставленной технологии в значительной степени зависит от того, что мы назвали в этой статье как «убеждения учителя». Одним словом, если учитель не верит в полезность технологии, существует высокая вероятность того, что он / она не будут ими использоваться. Суть такого рода личного отношения еще больше усиливает аргумент о том, что роль учителей имеет решающее значение для успеха интеграции ИКТ. В этой статье также указывается, что необходимо более глубоко изучить роль учителей в интеграции ИКТ в преподавание и обучение. В частности, эту роль следует изучать со всех возможных точек зрения, чтобы процесс внедрения технологий отвечал потребностям и требованиям учителей, для обеспечения максимальной эффективности в попытках введения таких широкомасштабных образовательных изменений.
1. Джеймс С. Психодинамика образовательных изменений. ВА. Харгривс, А. Либерман, М. Fullan, & Д. Хопкинса (ЭЦП.), Второе Международное пособие по образовательным изменениям. 2010: 47 - 64. Нью-Йорк: Спрингер.
2. Харгривз А., Граф Л., Мур С., Мэннинг С. Обучение изменениям: обучение за пределами предметов и стандартов. Сан-Франциско: Джосси-Басс Inc., компания Wiley, 2001.
3. Хью К.Ф., и Кисти Т. Интеграция технологий в преподавание и обучение К-12: существующие пробелы в знаниях и рекомендации для будущих исследований. Исследования и разработки в области образовательных технологий. 2007, 55 (3): 223 - 252.
References
1. Dzhejms S. Psihodinamika obrazovatel'nyh izmenenij. VA. Hargrivs, A. Liberman, M. Fullan, & D. Hopkinsa ('ECP.), Vtoroe Mezhdunarodnoe posobie po obrazovatel'nym izmeneniyam. 2010: 47 - 64. N'yu-Jork: Springer.
2. Hargrivz A., Graf L., Mur S., M'enning S. Obuchenie izmeneniyam: obuchenie za predelamipredmetovistandartov. San-Francisko: Dzhossi-Bass Inc., kompaniya Wiley, 2001.
3. H'yu K.F., i Kisti T. Integraciya tehnologij v prepodavanie i obuchenie K-12: suschestvuyuschie probely v znaniyah i rekomendacii dlya buduschih issledovanij. Issledovaniya i razrabotki v oblasti obrazovatel'nyh tehnologij. 2007, 55 (3): 223 - 252.
Статья поступила в редакцию 04.12.17
УДК 378
Markaryan Yu.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Economics, Don State Technical University
(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]
PREREQUISITES AND PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE HUMAN RESOURCE POTENTIAL OF THE BASIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article considers the prerequisites and priority directions of the activity of a modern regional technical university, which has a status of a support university in developing the human resources potential of the university in accordance with the new mission and new tasks. The author concludes that an important task of a modern university reference and innovation policy is the formation of normative-legal base of thesaurus and innovation in market conditions, including the protection of intellectual property, the legitimate rights and interests of the activity; property agencies in product innovation, intangible assets, establishing the order of its introduction in the market.
Key words: efficiency, personnel potential, basic high school, innovative and commercial activity.
Ю.А. Маркарьян, канд. техн. наук, доц. каф. экономики, Донской государственный технический университет,
г. Ростов-на-Дону, Е-mail: [email protected]
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОПОРНОГО ВУЗА
В статье рассматриваются предпосылки и приоритетные направления деятельности современного регионального технического вуза, получившего статус опорного университета, по развитию кадрового потенциала вуза в соответствии с новой миссией и новыми задачами. Автор делает вывод о том, что важной задачей инновационной политики современного