Научная статья на тему 'Понятие мобильное обучение в исторической перспективе: развитие концепции личностно-ориентированного обучения'

Понятие мобильное обучение в исторической перспективе: развитие концепции личностно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHING METHODOLOGY / ICT-COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / MOBILE LEARNING / LEARNER-CENTRED APPROACH / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ИКТ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Елизавета Владимировна

Рассмотрен вопрос переосмысления организации учебной деятельности при интеграции информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Рассмотрен процесс становления и развития мобильного обучения в диахроническом аспекте, прослеживая его связь с концепцией личностно-ориентированной методики преподавания. Приведен анализ дидактического потенциала применения смарт-устройств в совокупности с личностно-ориентированным подходом. Ссылаясь на ряд ведущих ученых и аналитиков в области методики преподавания, выделены и проанализированы основные подходы преподавания в период с 1970-х гг. по настоящее время. Эвристический метод, конструктивизм, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход детально рассмотрены с точки зрения связи настоящих подходов с применением ИКТ. Сделан вывод о том, что наиболее эффективным в настоящее время может являться личностно-ориентированный метод. Основными преимуществами личностно-ориентированного подхода выбраны: 1) автономность и персонализация; 2) оценивание; 3) творческий потенциал; 4) планирование; 5) сотрудничество; 6) обучение через всю жизнь. Приведены примеры различных ИКТ, способствующих успешной реализации названных принципов. Подробно раскрыт дидактический потенциал как мобильного, так и компьютерного обучения. Остро поставлен вопрос о трудностях, связанных с внедрением ИКТ в процесс преподавания, обозначены основные проблемы методологического и психологического характера. Намечены основные задачи, стоящие перед педагогическим сообществом по решению вышеупомянутых проблем и осуществлению актуальных образовательных подходов и концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PERSPECTIVE OF THE NOTION OF M-LEARNING: DEVELOPMENT OF LEARNER-CENTRED EDUCATION CONCEPT

The issue of the integration of mobile devices and technologies into the learning experience is considered. The process of development and integration of m-learning is viewed in historical perspective regarding its interconnection with the learner-centred approach. Didactic potential of modern technologies’ implementation is investigated within the framework of learner-centred education. Citing a number of outstanding methodologists and analysts in the sphere of education the main educational approaches existing from 1970-s till the present are pointed out and examined. Discovery learning, constructivism, problem-based learning, learner-centred approach are studied in detail from the viewpoint of their interconnection with e-learning and m-Learning. The conclusion that nowadays learner-oriented approach might be considered the most efficient one is made. The key advantages of the named method are the following: 1) autonomy and personalization; 2) evaluation; 3) creativity; 4) planning; 5) cooperation; 6) lifelong learning. A number of examples of information and communication technologies application is given to illustrate the successful realization of the mentioned principles. The didactic potential of e-Learning is analysed as well as of m-Learning. The issue of difficulties in the introduction of new technologies into the educational process is tackled: methodological and psychological problems are mentioned. The main pedagogical tasks that are aimed at solving significant educational problems are defined and the ways of realization of an up-to-date approach to learning experience are proposed.

Текст научной работы на тему «Понятие мобильное обучение в исторической перспективе: развитие концепции личностно-ориентированного обучения»

УДК 37.022

ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Елизавета Владимировна САВЧЕНКО

преподаватель кафедры иностранных языков Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский пр-т, 65 E-mail: ellizzavvetta@gmail.com

Рассмотрен вопрос переосмысления организации учебной деятельности при интеграции информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Рассмотрен процесс становления и развития мобильного обучения в диахроническом аспекте, прослеживая его связь с концепцией личност-но-ориентированной методики преподавания. Приведен анализ дидактического потенциала применения смарт-устройств в совокупности с личностно-ориентированным подходом. Ссылаясь на ряд ведущих ученых и аналитиков в области методики преподавания, выделены и проанализированы основные подходы преподавания в период с 1970-х гг. по настоящее время. Эвристический метод, конструктивизм, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход детально рассмотрены с точки зрения связи настоящих подходов с применением ИКТ. Сделан вывод о том, что наиболее эффективным в настоящее время может являться личностно-ориентированный метод. Основными преимуществами личностно-ориентированного подхода выбраны: 1) автономность и персонализация; 2) оценивание; 3) творческий потенциал; 4) планирование; 5) сотрудничество; 6) обучение через всю жизнь. Приведены примеры различных ИКТ, способствующих успешной реализации названных принципов. Подробно раскрыт дидактический потенциал как мобильного, так и компьютерного обучения. Остро поставлен вопрос о трудностях, связанных с внедрением ИКТ в процесс преподавания, обозначены основные проблемы методологического и психологического характера. Намечены основные задачи, стоящие перед педагогическим сообществом по решению вышеупомянутых проблем и осуществлению актуальных образовательных подходов и концепций.

Ключевые слова: методика обучения; ИКТ компетенция; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); мобильное обучение; личностно-ориентированный подход

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-59-65

Настоящая статья представляет собой попытку осмысления тесной взаимосвязи и выявления преимуществ совокупности мобильного обучения и личностно-ориентиро-ванного подхода в образовании. Различные культурные и исторические события, которые привели к появлению мобильного обучения, уходят корнями далеко в прошлое, тем не менее важно помнить, что такие события, как индустриальная революция, появление печатного станка, внедрение информационно-коммуникационные технологий (ИКТ) в методику преподавания в значительной степени повлияли на то, какого уровня достигло мобильное обучение в наши дни [1, с. 3].

Рассмотрение понятий «обучение» и «мобильный» в диахроническом аспекте позволяет понять, как их взаимосвязь повлияла на становление такого молодого направления науки, как мобильное обучение, в то время как изучение методик преподавания в исторической перспективе дает возможность

проследить изменения в отношениях «педагог - обучающийся» и «обучающийся - компьютер». Остановимся на понятии «обучение» более подробно. Безусловно, образование играло важную роль на протяжении всего развития общества и было необходимым условием становления личности. Однако точкой отсчета настоящего исторического обзора мы предлагаем считать момент начала внедрения ИКТ в процесс обучения, а именно 1970-е гг.

В 1970-е гг. был широко распространен эвристический метод обучения. Согласно А.В. Хуторскому, эвристическое обучение -это «обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» [2, с. 9]. Прообразом эвристического метода принято считать метод, разработанный Сократом еще в V веке до н. э. Данная методика характеризуется построением «индивидуаль-

ных образовательных траекторий», при которой на первый план выходит самостоятельная творческая работа обучающегося, которая достигается путем рассуждений и выводов. Так, применение эвристического метода привело к постепенному переходу от подхода «стимул - реакция», заложенного бихе-виористами, к личностно-ориентированному обучению, при котором преподаватель лишь направляет обучающего [3, с. 49-53]. В то время как педагогические технологии активно развивались, компьютерные технологии, применяемые в учебных заведениях в 70-е гг. ХХ века, оставались позади, делая невозможным модернизацию и компьютеризацию процесса обучения. Лишь в небольшом количестве школ и университетов использовались компьютерные программы, основной функцией которых было простое предоставление необходимой информации.

В 1980-е гг. на смену эвристическому обучению пришло такое направление, как конструктивизм, при котором обучающийся сам извлекает знания за счет взаимодействии с окружающей средой. Основная идея конструктивизма заключается в том, что знание конструируется путем накопления определенного опыта. Следовательно, при таком подходе функция компьютера изменяется, компьютер становится не просто средством предоставления информации, но инструментом ее получения. Важно отметить разницу между такими направлениями, как конструктивизм и конструкционизм, последний из которых также зародился в 80-е гг. ХХ века. Основоположником данного направления принято считать выдающегося педагога С. Пайперта, который рассматривал компьютер как инструмент мышления, способствующий развитию человека. При конструк-ционистском подходе полученное знание конструируется обучающимся самостоятельно, а не закладывается непосредственно педагогом [4]. Очевидно, что в 1980-е гг. ИКТ оказывают все большее влияние на развитие методики преподавания.

В 1990-е гг. доминирующее положение занимает проблемное обучение, основы которого были заложены еще в 1950-х гг. американским философом-педагогом Дж. Дьюи. Данный тип обучения характеризуется проблемным содержанием, при котором обучающийся выполняет ряд процедур по реше-

нию проблемной задачи для достижения определенного результата. Высокая автономность и творческий подход являются неотъемлемыми компонентами проблемного обучения, при котором преподаватель занимается преимущественно формированием мыслительных способностей и познавательных потребностей обучающихся [5]. В 1990-е гг. повсеместное распространение Интернета сделало использование компьютера незаменимой частью проблемного обучения, все чаще для решения учебных задач обучающиеся начинают прибегать к использованию ИКТ. Так, с активным применением проблемного подхода в обучении все больше становится заметно изменение отношений «педагог - обучающийся», где весь процесс обучения строится вокруг обучающегося, способного самостоятельно получать знания (learner-centered approach). Фундаментальной идеей личностно-ориентированной парадигмы, детально разработанной в трудах И.А. Зимней, И.С. Якиманской, В.В. Серикова, С.В. Беловой и других, является самореализация личности посредством саморазвития [6, с. 7].

Таким образом, очевидно, что ИКТ и тенденции в преподавании развивались параллельно, что заставляет задуматься над тем, является ли процесс обучения компьютерно-детерминированным или же наоборот ИКТ развиваются из-за изменений в методике преподавания. Нам представляется, что существует тесная и очевидная взаимосвязь между технологическим влиянием на культуру и образовательные практики и наоборот. Вышеперечисленные подходы, активно используемые в период с 1970-х по 1990-е гг., помогают проследить становление личност-но-ориентированного обучения в параллели с развитием ИКТ. Вышеприведенный краткий обзор показывает, как менялась роль обучающегося с течением времени, отражает его взаимодействие с окружающей средой в процессе получения знаний. Так, обучающийся не просто пассивно усваивает знания, но принимает активную роль в их получении. Очевидно, что ИКТ, применяемые в обучении в период с 1970-х по 1990-е гг., значительно отставали от методик преподавания.

Однако к началу XXI века уже были сформированы все возможности для оптимизации и модернизации образовательного

процесса, строящегося вокруг обучающегося, благодаря внедрению как компьютерных, так и мобильных технологий обучения. На данном этапе своего развития современное общество претерпевало фундаментальные изменения во всех сферах жизнедеятельности людей, вызванные появлением различных современных технологий. Повсеместное распространение цифровых информационно-коммуникационных технологий, начавшееся именно в конце ХХ века, привело к цифровой революции, обусловленной глобальным переходом от аналоговых средств к цифровым. Следует отметить, что особому влиянию ИКТ стали подвержены люди, родившиеся в эпоху цифрового бума, которых американский ученый М. Пренски именовал «цифровым поколением» ("digital society"). Появление поколения людей с принципиально новым типом мышления - клиповое мышление (clip thinking) - привело к пересмотру функционирования различных сфер жизни общества [7]. Компьютерные и компактные мобильные технологии, такие как смартфоны и планшеты, все чаще стали рассматриваться и использоваться в качестве инновационного инструмента во многих сферах, в том числе и в сфере образования.

Многие ученые разграничивают понятия e-Learning и m-Leaming (мобильное обучение), акцентируя внимание на том, что мобильные технологии не привязаны к определенному времени или месту и определяются такими качествами, как неформальный характер и индивидуализация (М. Бренсфорд, Дж. Дуглас, Д. Келли, Т. Реккедал, С. Ге-десс). Некоторые исследователи также противопоставляют мобильное обучение традиционному, вероятно, считая первое принципиально новой формой обучения [8; 9]. Однако мы рассматриваем мобильное обучение как средство обеспечения доступа к той или иной информации, необходимой в рамках традиционного обучения, тем самым дополняя учебно-методические комплексы заданиями в совершенно новых форматах. Мобильное обучение стало активно развиваться в 2010-х гг. с повсеместным распространением смарт-технологий и появлением беспроводного Интернета, которые позволили интегрировать различные устройства (смартфоны, планшетные компьютеры, mp3-плееры, неткниги и т. д.) с разнообразными операци-

онными системами (Android, IOS, Windows и др.) в учебный процесс. Безусловно, заложенный в мобильные устройства дидактический потенциал превосходит дидактические возможности компьютерных технологий по ряду факторов: мобильные технологии обеспечивают непрерывную учебную интеракцию, мгновенную обратную связь, постоянный доступ к учебной информации, визуализацию материалов [10, с. 15].

Изучение некоторого количества определений понятия мобильного обучения, представленных как в зарубежной, так и в отечественной педагогической литературе (С. Векслер, Дж. Тракслер и др.), позволило понять, что мобильные технологии наиболее часто характеризуются как портативные компактные устройства, позволяющие улучшить и оптимизировать процесс обучения. Тем не менее, для успешной оптимизации образовательного процесса необходимо интегрировать мобильные технологии упорядо-ченно и организованно, что ставит перед преподавателями задачу разработки и внедрения новых методик преподавания с учетом сложивших условий.

Согласно многим аналитикам (С. Харга-дон, С. Геддес, Дж. Дуглас, Д. Келли, М. Бренсфорд и др.), мобильное обучение является одним из наиболее перспективных направлений на современном этапе развития педагогической науки. Так, британский международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях К. Робинсон утверждает, что применение мобильных технологий в образовательной сфере способно привести к революции в обучении. По мнению ученого, новейшие технологии в сочетании с опытом педагога помогут совершить прорыв в обучении за счет оптимизации педагогического процесса под современное поколение обучающихся. К. Робинсон уверен, что XXI век ставит перед педагогами новые задачи, решение которых требует расстановки новых приоритетов за счет внедрения творческой составляющей обучения, гармонизации методики преподавания и системного подхода.

Последние годы характеризуются как принципиально новый этап развития методики применения мобильных технологий: разрабатываются новые конструктивные подхо-

ды, модели и стратегии интеграции портативных устройств в процесс преподавания. Ежегодно проводятся международные конференции, семинары и мастер-классы, посвященные организации мобильного обучения, активно обсуждается их место и роль в преподавании, печатается множество учебных и методических пособий, посвященных данному вопросу. Все чаще предметом исследований ученых становятся мобильные приложения, которые применяются с учетом ситуаций обучения и способствуют применению новых методических принципов, расширяя тем самым вариативность языковых и речевых заданий и упражнений.

Следует отметить, что проблема внедрения ИКТ в процесс преподавания в России является особенно актуальной в последние годы. В начале XXI века в России был проведен целый ряд реформ, направленных на информатизацию образования (2002-2008 гг.), целью которого являлось создание единой образовательной среды и переход образовательной системы на качественно новый уровень. Основными задачами, которые предстояло решить, были: повышение эффективности процесса преподавания, унификация целей, содержания, методов, технологий и средств обучения, развитие у обучаемых способности к творческому, нестандартному, критическому мышлению и т. д. Актуальными также стали вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров, обладающих необходимыми компетенциями для работы с применением ИКТ. Несмотря на большой объем проделанной работы, влияние ИКТ на процесс обучения оказалось довольно слабым и непродуктивным, что может быть объяснено трудностями методологического характера [11, с. 3-4].

Однако в последние годы прослеживается положительная тенденция применения ИКТ как в традиционном, так и в дистанционном обучении, значительно ощущается воздействие ИКТ на оптимизацию учебного процесса, что может быть объяснено устойчивым интересом к мобильным устройствам со стороны молодежи, а также их широким распространением и доступностью. Тем не менее мобильное обучение в России в сравнении с зарубежными странами разработано недостаточно детально, что связано не столько с проблемами технического характе-

ра, сколько с психологической готовностью как обучаемых, так и преподавателей. Однако уже сделаны некоторые существенные разработки в данной области. Так, существуют четкие критерии отбора мобильных приложений, подробно разработаны этапы их интеграции в учебный процесс, описаны дидактические свойства и функции, а также существует типология мобильных приложений [11, с. 5].

Как упоминалось выше, одной из дидактических функций применения мобильных устройств является автономность, таким образом целью всех новых технологий, применяемых в преподавании, становится конструирование знания, основанного на индивидуальном опыте обучающегося, а основной задачей обучения - научить самостоятельно добывать необходимую информацию. Используя компьютерные технологии, обучающиеся становятся активно вовлеченными в процесс обучения посредством интеракции с внешним миром. Роль педагога в процессе обучения изменяется, теперь опыт, интересы и потребности обучающегося становятся центром всего учебного процесса. Очевидно, что смарт-технологии способствуют развитию концепции личностно-ориентированного обучения, которая лежит в основе базовых принципов современной методики преподавания. Личностно-ориентированный подход в обучении характеризуется формированием таких когнитивных навыков и умений, как рефлексия, планирование, внутренняя мотивация, самооценивание и самообучение, а также такими социальными навыками и умениями, как взаимообучение и оценивание, обучение в сотрудничестве, умение выстраивать межличностные отношения, умение нести ответственность и др. Проанализируем, какие именно принципы и возможности современных технологий способствуют реализации процесса преподавания с ориентацией на обучающегося.

1. Автономность и персонализация. Интерактивная онлайн среда делает пользователя, то есть обучающегося, центральным элементом процесса обучения, предоставляет обучающемуся возможность работать самостоятельно, управлять знаниями и строить контент, базируясь на личных интересах и потребностях, благодаря веб-синдикации. С внедрением ИКТ становится возможной ав-

тономная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Реализации данного принципа способствуют вики-технологии, сервисы социальных закладок, блоги и микроблоги, а также различные справочные приложения.

2. Оценивание. Являясь ключевой категорией процесса преподавания, оценивание также видоизменяется при применении ИКТ в совокупности с личностно-ориентирован-ным подходом. С развитием смарт-технологий трансформируется понятие самоконтроля, становится возможным самооценивание (self-assessment) и взаимооценивание (peer review). Также повышению мотивации обучающихся способствует внедрение элементов геймификации: появляются виртуальные «знаки отличия» (badges), «шкала прогресса», демонстрирующая успехи обучающегося, и «доска почета», которая позволяют устанавливать рейтинг обучающихся.

3. Творческий потенциал. Раскрытие творческих способностей обучающихся является неотъемлемой частью личностно-ориентированного обучения. Существующее в мобильном пространстве многообразие форматов творческих заданий призвано помочь обучающимся раскрыть их потенциал: HotList, Multimedia Scrapbook, Treasure Hunt и др.

4. Планирование. Большим преимуществом смарт-технологий является возможность структурирования и планирования учебного материала, благодаря индивидуальной систематизации материала обучающийся может самостоятельно выстраивать учебный процесс. К технологиям, позволяющим осуществить данную задачу, относятся LMS, онлайн программы курса (online syllabus), уведомления, календари.

5. Сотрудничество. Интеграция ИКТ в образовательный процесс повышает эффективность метода обучения в сотрудничестве, при котором обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, работают над материалом, являясь частью так называемого научно-исследовательского сообщества. Данный метод призван повысить мотивацию и работоспособность обучающихся, а также увеличить интерес обучающихся. Применение современных технологий для коллективной работы позволяет развить творческо-исследова-тельский потенциал обучающихся при по-

мощи интеграции знаний, а также научить их групповой деятельности за счет совместной работы в онлайн формате. Для реализации метода обучения в сотрудничестве подходят блоги, вики, Mindmeister, IThoughtHD и др.

6. Обучение через всю жизнь. Проблема непрерывного образования является особенно актуальной в наши дни. Личност-но-ориентированный подход нацелен на то, чтобы подготовить обучающегося самостоятельно получать знания и самому развиваться в течение всей жизни, чему также в значительной степени способствуют ИКТ. Огромное количество мобильных приложений, открытых образовательных ресурсов, блогов, подкастов призваны выполнить данную функцию.

Очевидно, что личностно-ориентирован-ный подход, дополненный современными мобильными технологиями, способствует развитию автономности, творческого мышления, умению планировать и оценивать, обеспечивает готовность к непрерывному образованию, тем самым создавая переход от пассивного процесса обучения к активному и интерактивному, реализуя технологию smart-education. Успешная интеграция смарт-уст-ройств способствует пересмотру роли субъекта обучения, делая возможным переход от «обучаемого» и «обучающегося» к «личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта и способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях» [2]. Мы приходим к выводу о том, что использование ИКТ в процессе обучения «способствует реализации лично-стно-ориентированной модели» [11, с. 74] за счет создания всех необходимых условий для индивидуализации, самореализации и раскрытия творческого потенциала личности.

Список литературы

1. Crompton H. A historical overview of m-learning: toward learner-centered education // Handbook of Mobile Learning / ed. by Z.L. Berge, L.Y. Muilenburg. Florence: Routledge, 2013. P. 3-14.

2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

3. Bruner I.S. Toward a Theory of Instruction. Cambridge: Harvard University Press, 1966. P. 49-53.

4. Papert S., Harel I. Situating constructionism. 2002. URL: http://web.media.mit.edu/~calla/web _comunidad/Reading-En/situating_constructio-nism.pdf (accessed: 02.02.2017).

5. Энциклопедия Кругосвет, Дж. Дьюи. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauk i/psihologiya_i_pedagogika/DYUI_DZHON.htm l (дата обращения: 02.02.2017).

6. Ратова И.В. Образовательные технологии как условие создания эмоционально-положительного фона обучения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 209 с.

7. Prensky M. Digital natives, digital immigrants. URL: http://www.marcprensky.com/writing/ Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital %20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed: 02.02.2017).

8. Lee K. W. English teachers' barriers to the use of computer-assisted language learning. URL: http://iteslj.org/Articles/Lee-CALLbarriers.html (accessed: 02.02.2017).

9. Traxler J. Distant education and mobile learning: catching up, taking stock. URL: http:// dis-tance-edu.weebly.com/uploads/1/1/7/0/1170 4305/dist_ed_catching_up.pdf (accessed: 02.02.2017).

10. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильные устройства и технологии в преподавании иностранных языков. М.: Изд-во Москов. ун-та, 2013. 224 с.

11. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М., 2009. 240 с.

References

1. Crompton H. A historical overview of m-Learning: toward learner-centered education. Handbook of Mobile Learning. Z.L. Berge, L.Y. Muilenburg (eds.). Florence, Routledge, 2013, pp. 3-14.

2. Hutorskoi A.V. Didakticheskaya evristika: te-oriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Didactic Heuristics: Theory and Technology of Creative Education]. Moscow, Moscow State University Publ., 2003, 416 p. (In Russian).

3. Bruner I.S. Toward a Theory of Instruction. Cambridge, Harvard University Press, 1966, 192 p.

4. Papert S., Harel I. Situating constructionism. 2002. Available at: http://web.media.mit.edu/-calla/web_comunidad/Reading-En/situating_ constructionism.pdf (accessed 02.02.2017).

5. Entsiklopediya Krugosvet, Dzh. D'yui [Encyclopedia "Krugosvet", John Dewey]. (In Russian). Available at: http://www.krugosvet.ru/enc/ gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/ DYUI_DZHON.html (accessed 02.02.2017).

6. Ratova I.V. Obrazovatel'nye tekhnologii kak uslovie sozdaniya emotsional'no-polozhitel'nogo fona obucheniya. Diss. ... kand. ped. nauk [Educational technologies as condition of formation emotional and positive context of education. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2002, 209 p. (In Russian).

7. Prensky M. Digital natives, digital immigrants. Available at: http://www.marcprensky.com/ writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,% 20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed 02.02.2017).

8. Lee K.W. English teachers' barriers to the use of computer-assisted language learning. Available at: http://iteslj.org/Articles/Lee-CALLbarriers. html (accessed 02.02.2017).

9. Traxler J. Distant education and mobile learning: Catching up, taking stock. Available at: http://distance-edu.weebly.com/uploads/1/1/7/0/ 11704305/dist_ed_catching_up.pdf (accessed 02.02.2017).

10. Titova S.V. Avramenko A.P. Mobil'nye us-troistva i tekhnologii v prepodavanii inostrannykh yazykov [Mobile Gadgets and Technologies in Foreign Language Teaching]. Moscow, Moscow State University Publ., 2013, 224 p. (In Russian).

11. Titova S.V. Informatsionno-kommunikacionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii: te-oriya i praktika [Information and Communication Technologies in Humanitarian Education: Theory and Practice]. Moscow, 2009, 240 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 10.04.2017 г. Received 10 April 2017

UDC 37.022

HISTORICAL PERSPECTIVE OF THE NOTION OF M-LEARNING: DEVELOPMENT OF LEARNER-CENTRED EDUCATION CONCEPT

Elizaveta Vladimirovna SAVCHENKO Lecturer of Foreign Languages Department Gubkin Russian State University of Oil and Gas 65 Leninskiy Ave., Moscow, Russian Federation, 119991 E-mail: ellizzavvetta@gmail.com

The issue of the integration of mobile devices and technologies into the learning experience is considered. The process of development and integration of m-learning is viewed in historical perspective regarding its interconnection with the learner-centred approach. Didactic potential of modern technologies' implementation is investigated within the framework of learner-centred education. Citing a number of outstanding methodologists and analysts in the sphere of education the main educational approaches existing from 1970-s till the present are pointed out and examined. Discovery learning, constructivism, problem-based learning, learner-centred approach are studied in detail from the viewpoint of their interconnection with e-learning and m-Learning. The conclusion that nowadays learner-oriented approach might be considered the most efficient one is made. The key advantages of the named method are the following: 1) autonomy and personalization; 2) evaluation; 3) creativity; 4) planning; 5) cooperation; 6) lifelong learning. A number of examples of information and communication technologies application is given to illustrate the successful realization of the mentioned principles. The didactic potential of e-Learning is analysed as well as of m-Learning. The issue of difficulties in the introduction of new technologies into the educational process is tackled: methodological and psychological problems are mentioned. The main pedagogical tasks that are aimed at solving significant educational problems are defined and the ways of realization of an up-to-date approach to learning experience are proposed.

Key words: teaching methodology; ICT-competence; information and communication technologies (ICT); mobile learning; learner-centred approach

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-59-65

Для цитирования: Савченко Е.В. Понятие мобильное обучение в исторической перспективе: развитие концепции личностно-ориентированного обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 59-65. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4( 168)-59-65.

For citation: Savchenko E.V. Ponyatie mobil'noe obuchenie v istoricheskoy perspektive: razvitie kontseptsii lichnostno-orientirovannogo obucheniya [Historical perspective of the notion of m-Learning: development of learner-centred education concept]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 59-65. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-59-65. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.