УДК 377 ББК Ч 47
Татьяна Евгеньевна Пахомова,
преподаватель, Читинский педагогический колледж (672038, Россия, г. Чита, ул. Красной Звезды, 51 а) e-mail: [email protected]
Мобильные технологии как средство подготовки студентов педагогического колледжа к решению профессиональных задач
Рассмотрены мобильные технологии как личностно ориентированные технологии и как основа для подготовки студентов педагогического колледжа к решению профессиональных задач. Раскрыты достоинства мобильных технологий при использовании в учебном процессе: повсеместность, доступность, удобство, мгновенное подключение к Интернет, персонализация. Описываются формы и методы внедрения мобильных технологий в учебный процесс открытого образования: доступ к сети Интернет; обмен электронной почтой; воспроизведение звуковых, текстовых, видео- и графических файлов; использование специальных программ для платформ сотовых телефонов; организация обучения с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов. Описываются результаты опроса среди студентов Читинского педагогического колледжа, обучающихся на разных курсах и специальностях, с целью выявления возможностей использования мобильных технологий в учебном процессе и отношения к данным технологиям студентов как будущих специалистов, которые показали, что все студенты постоянно пользуются телефоном в колледже («он всегда под рукой»); чаще всего используют следующие функции мобильного телефона: выход в Интернет, звонки, различные приложения и т. п. Приведены примеры использования мобильных технологий как средства подготовки студентов к решению профессиональных задач в учебном процессе в Региональном ресурсном центре «ИКТ в образовании», открытом на базе Читинского педагогического колледжа. Описаны конкретные учебные задания с использованием мобильных технологий, которые можно адаптировать под различные темы, изучаемые в рамках учебной программы по дисциплине «Иностранный язык» для учащихся 1 курса. Данные задания классифицированы по уровням усвоения учебной информации по В. П. Беспалько.
Ключевые слова: мобильное обучение, мобильные технологии, личностно ориентированные технологии, учебные задания, ресурсный центр.
Tatiana Yugenyevna Pakhomova,
Teacher,
Chita Pedagogical College (51a Krasnaya Zvezda Str., Chita, Russia, 672038) e-mail: [email protected]
Mobile Technologies as a Means of Preparing of Pedagogical College Students for Professional Problems Solving
The article describes mobile technology as personally oriented technologies and as a basis for the preparation of pedagogical college students for solving of professional problems. The dignities of mobile technologies used in the educational process - ubiquity, accessibility, convenience, instant connection to the Internet, personalization -are disclosed.The forms and methods of implementation of mobile technology in the educational process of open education: access to the Internet; exchange of e-mail; reproduction of sound, text, video, and image files; use of special programs for the platforms of cell phones; organization of training using customized electronic textbooks, courses, and files are described. The results of a survey among students of Chita Pedagogical College enrolled in various courses and specialties to identify opportunities for the use of mobile technology in the learning process and the relationship to these technologies students as future professionals who showed that all students consistently use the phone in college ("it's always at hand"); the most commonly used functions of a mobile phone: access to the Internet, phone calls, a variety of applications, are described. It is shown the examples of the use of mobile technologies as a means of preparing students for solving of professional problems in the educational process at the Regional Resource Center "ICT in Education" open base on the Chita Pedagogical College. The specific learning activities of using mobile technologies that can be adapted to a variety of topics studied in the framework of the curriculum for the discipline "Foreign Language" for students of the 1st year are described. These learning activities are classified according to the levels of mastering the educational information.
Keywords: mobile learning, mobile technology, learner-oriented technologies, learning activities, resource center.
112
© Пахомова Т. Е., 2014
В рамках системы современного открытого образования, целью которого является подготовка обучаемых к участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества [8], к решению профессиональных задач при реализации профессиональной деятельности, всё чаще стали использовать термин «мобильное обучение». При этом мобильное обучение, МоЫ^еаттд, или mLeammg рассматривают как новое направление в педагогике и образовании, обучение с помощью мобильных технологий, таких как мобильный телефон, карманные компьютеры, ноутбуки, гаджеты и т. п. Они могут быть использованы в любом месте, в любое время, в том числе в учебное и внеучебное время.
Многие ученые и педагоги считают, что будущее обучения с поддержкой информационно-коммуникационных технологий зависит именно от распространения мобильных средств связи, популярности смартфонов и айфонов, появления большого количества учебных приложений и программ, а также других новых технологий, которые расширяют возможности и качество образования [5]. Это дает возможность рассматривать мобильные технологии как личностно-ориентированные технологии, позволяющие учитывать личностные способности и особенности обучающихся [3].
Мобильные средства связи и Интернет становятся массовыми и доступными боль-
шинству обучающихся в нашей стране. Однако их использование в российских школах в большинстве случаев невозможно по причине негативного отношения учителей к данному факту. Тем временем, в других странах процесс внедрения мобильных технологий в учебный процесс идет активно и плодотворно. Например, портативность и мобильность сотовых телефонов делают их идеальным учебным пособием, педагогическим средством. Мэт Кук, учитель одной из техасских школ США, в 2007 году запустил проект по использованию мобильных телефонов и планшетов учениками в учебном процессе. Кук призвал своих учеников использовать телефоны для документирования своей работы, написания выводов после выполнения лабораторных работ и т. п. [7].
Нами проведен опрос среди студентов Читинского педагогического колледжа, обучающихся на разных курсах (I, IV, V) и специальностях с целью выявления возможностей использования мобильных технологий в учебном процессе и отношения к данным технологиям студентов как будущих специалистов. Опрос показал, что все студенты постоянно пользуются телефоном в колледже («он всегда под рукой»); чаще всего используют следующие функции мобильного телефона: выход в Интернет, звонки, различные приложения и т. п. (рис. 1).
Рис. 1. Использование различных функций мобильного телефона На вопрос «Хотели бы Вы использовать Студенты предложили варианты использо-мобильный телефон в учебном процессе?» вания мобильного телефона в учебном процес-95 % опрошенных ответили утвердительно. се: совместные проекты в сети Интернет; при-
ложения, содержащие переводчики и словари; обсуждение учебных тем; использование книг и учебников в электронном виде; общение с преподавателем во внеурочное время по учебным вопросам; видеосъемка выступлений на занятиях (для рефлексии и самоанализа); запись речи на встроенный диктофон; работа в различных учебных приложениях.
Анализ литературы позволил выделить ряд достоинств мобильных средств связи при использовании в учебном процессе:1) повсеместность - возможность в режиме реального времени получать информацию, оставаться на связи и проводить обучение независимо от места нахождения; 2) доступность - возможность доступа к личным и обучающим ресурсам, которая может обеспечиваться через любую сеть; 3) удобство - возможность использования личных данных и учебных материалов, которые хранятся на телефоне, поэтому всегда под рукой; 4) мгновенное подключение к Интернет с мобильного телефона; 5) персонали-зация - возможность индивидуального подхода к обучению [4].
В литературе описываются формы и методы внедрения мобильных технологий в учебный процесс открытого образования:
1. Обеспечение доступа в сети Интернет: а) на сайты с обучающим материалом; б) на специализированные сайты, содержащие электронные учебные курсы, тесты, практические задания и дополнительные обучающие материалы (рисунки, фотографии, звуковые и видеофайлы).
2. Обмен электронной почтой в образовательных целях и обмен мгновенными сообщениями в специализированных программах.
3. Использование мобильного телефона как средства воспроизведения звуковых, текстовых, видео- и графических файлов, содержащих обучающую информацию.
4. Использование специальных программ для платформ сотовых телефонов, которые способны открывать и просматривать файлы офисных программ, таких как OfficeWord, PowerPoint, Excel. При этом, например, имея в памяти мобильного телефона файлы, содержащие обучающую информацию, можно просматривать их версии, адаптированные специально для экрана телефона, с удобными полосами прокрутки, подходящим шрифтом и удобным интерфейсом.
5. Организация обучения с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией. Например,
студентам предлагается загрузить на телефон Java-приложения, содержащие тестирование по определенным предметам, а также информацию (электронные учебники, тексты лекций), необходимую для их успешного выполнения [2].
Особенно актуально использование мобильных технологий в качестве средства подготовки к решению профессиональных задач будущих педагогов. Современный педагог - это мобильный, компетентный педагог, способный быстро и качественно действовать в любой сложившейся учебной и внеучебной ситуации, успешно применять современные технологии для решения жизненных и профессиональных задач.
Анализ стандартов нового поколения (ФГОС СПО) показал, что основой современного профессионального образования является формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов [6]. Сформированные компетенции могут быть проявлены в умении решать профессиональные задачи.
В Региональном ресурсном центре «ИКТ в образовании», открытом на базе Читинского педагогического колледжа, мобильные технологии широко используются как на занятиях, так и во внеурочное время.
В рамках ресурсного центра применение в учебном процессе мобильных технологий является одним из средств подготовки к решению профессиональных задач студентов педагогического колледжа, обучающихся на различных специальностях.
Приведем примеры использования мобильных технологий как средства подготовки студентов к решению профессиональных задач в учебном процессе.
На занятиях английского языка студенты первого курса педагогического колледжа совместно с преподавателем используют различные возможности мобильного телефона: а) установленные приложения (словари, переводчики, обучающие игры); б) совместный доступ к ресурсам в сети Интернет; в) обсуждение изучаемых тем в специализированных чатах; г) разработка совместных проектов; д) запись и прослушивание собственной речи.
Нами разработаны конкретные учебные задания с использованием мобильных технологий, которые можно адаптировать под различные темы, изучаемые в рамках учебной программы по дисциплине «Иностранный язык» для учащихся 1 курса.
Данные задания классифицированы по уровням усвоения учебной информации по
В. П. Беспалько [1]. Автор выделяет следующие уровни: понимание (0 уровень), характеризующееся отсутствием у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности, у обучаемого проявляется способность к восприятию новой информации; узнавание (I уровень) -обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку; воспроизведение (II уровень), обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотрен-
Примеры заданий по уровням усвоения
ных типовых ситуациях; применение (III уровень) характеризуется способностью обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; творчество (IV уровень), - обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности в непредвиденных ситуациях, создает новые правила, алгоритмы действий, т. е. новую информацию [1]. В таблице 1 приведены примеры заданий в соответствии с уровнями усвоения учебной информации.
Таблица 1
ебной информации (по В. П. Беспалько)
Уровень усвоения Название уровня Характеристика уровня Примеры заданий на основе использования мобильных технологий
I Узнавание Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) Задание 1. Прослушать песню «MyHeartWillGoOn» (формат mp3) при помощи проигрывателя на телефоне 3-5 раз; проговорить и записать при помощи звукозаписи на телефоне текст песни; прослушать и проанализировать свою речь, найти ошибки в произношении; записать текст песни с исправлением ошибок в произношении. Задание 2.Записать на слух в тетрадь прослушанный текст, стихотворение, диалог, слова и т. д. (преподаватель записывает текст, стихотворение, диалог, слова и т. д. на мобильный телефон при помощи звукозаписи.Записанные файлы преподаватель раздает учащимся на их телефоны).
II Воспроизведение Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной Задание 1. Фонетическое упражнение: записать ряд предложенных слов по одной теме (ряд звуков, скороговорку, стихотворение и т. д.) при помощи звукозаписи на мобильном телефоне, обращая внимание на правильное произношение, прослушать данную запись несколько раз для запоминания и правильного произношения. Задание 2. Написать диктант on-line при помощи специализированных сервисов в сети Интернет (Dictonote, OnlineDictation, VoiceNote).
III Применение Обучающийся использует приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное Задание 1. Произвести литературный перевод текста на русский язык, используя электронные словари, установленные на мобильных телефонах: My Hobby Tastes differ. Different people like different things, different people have different hobbies. I go in for sports, I like to play tennis. I go to play tennis every day. Sport is very important part of our life. Many people go in for sports, they jogging, walking, swimming, skating, skiing, train themselves in clubs and different sections. Physical training is an important subject at school. Pupils play volleyball, football, basketball. I have been playing tennis for 5 years. Tennis became very popular now. I take part in different competitions. To be in a good shape I'm jogging every morning and do my morning exercises. Everyone should do all he can to stay healthy and choose the sport he is interested in. I do not understand people who say that they like sport, but they only watch sport on TV. If one goes in for sports he feels much better, looks much better, sleeps much better. Your physical appearance will change too. You will be slimmer and trimmer. And what is even more important you will not get sick often. Why do I go in for sports? Because I think that it is very important for a man to be strong and well-built. Sport is not for weak, because, you have to learn how to lose, and it's not easy. My favourite proverb says: «A sound mind in sound body».
Окончание табл. 1
Уровень усвоения Название уровня Характеристика уровня Примеры заданий на основе использования мобильных технологий
III Применение Задание 2. Используя мобильный телефон выйти на сайт engblog.runo ссылке: http://engblog.ru/test-na-upotreblenie-konstrukcii-there-is-there-are и выполнить тест «Оборот there + be (thereis / thereare)». Выполнив тест, сделать фотографию (скриншот) листа с результатом выполнения теста, отправить ответ преподавателю на электронный ящик. Задание 3. Выполнить задание(я) из мобильного приложения для изучения английского языка, например LinguaLeo (http:// lingualeo.com/ru/mobile). Результат выполнения задания обсудить с преподавателем и (или) с другими учащимися. Учащийся должен скачать и устанавить бесплатное мобильное приложение для изучения английского языка на свой телефон (среди всего многообразия мобильных приложений можно выбрать подходящее для конкретного телефона:LinguаLeo (iPhone, iPad, Android, IOS ), EnglishDaily (IOS ), Grammar 2 ( Android, IOS ), LearningEnglishWithTheNewYorkTimes (IOS), RosettaStoneCourse и TotaleCopanion (Android) и т. п.).
IV Творчество Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т. е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством Задание 1. При помощи мобильного телефона написать преподавателю электронное письмо в соответствии с правилами оформления электронных писем на английском языке (структура, оформление), в котором изложить информацию на английском языке по изучаемой теме, например, о сделанных покупках на неделе (тема «Shopping»). Задание 2. Задание «Интервью на радио» (работа в парах): прочитать тексты по теме «Hobbies»: 1. «Tom Hanks collects typewriters»; 2. «Leonardo DiCaprio geeks out over action figures»; 3. «Will Smith and Tom Cruise practice fencing»; 4. «Tiger Woods goes spearfishing»; 5. «AngelinaJoliehasadaggercollection». Разработать диалоги, используя данные тексты, для записи интервью со звездой на радио (роль первого студента - ведущий на радио, роль второго - звезда Голливуда). Разыграв диалог по ролям, необходимо записать его при помощи звукозаписи на мобильный телефон, обращая внимание на произношение. Задание 3. Выполнить совместную презентацию при помощи мобильного телефона (например, документы Google) на изучаемую тему (например, тема «Myroom» - сделать описание собственной комнаты с изображением предметов мебели и интерьера). Представить презентацию. Задание 4. При помощи мобильного телефона разработать подкаст на изучаемую тему (фото, аудио, видео).
Как показал анализ результатов проведенного нами поискового эксперимента, приведенные в табл. 1 задания можно рассматривать как специфическое средство, позволяющее
рассматривать, с одной стороны, мобильные технологии как личностно ориентированные технологии, с другой стороны, как основу для подготовки студентов педагогического колледжа к решению профессиональных задач.
Список литературы
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения техн. обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304 с.
2. Голицына И. Н. Мобильное обучение как новая технология в обучении// lEEEStandartsAssociation. WorkingGroupSite&Liaisonlndex. 2012. URL: http://grouper.ieee.org/ groups (дата обращения: 18.03.14).
3. Десненко С. И. Личностно ориентированные технологии как основа методической подготовки будущих учителей физики к развитию личности учащихся при обучении физике в школе // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2011. № 6(41). С. 12-17.
4. Погуляев Д. В. Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-mobilnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 10.03.2014).
5. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы. URL: http://www.ffl. msu.ru/research/vestnik/1-2012-titova.pdf (дата обращения: 10.03.14).
6. Филиппов В. М., Тихомиров В. П. (общая редакция). Открытое образование-стратегия XXI в. для России // Изд-во МЭСИ, М., 2000.
7. CaraBafile. Mobile Technology Goes to School//Education World®. 2009. URL: http://www. educationworld.com /a_tech/tech/ tech248.shtml (дата обращения: 17.03.14).
Источники
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования» // Федеральный портал «Российское образование». 2009. URL: http//www.edu.ru (дата обращения: 26.07.2014).
Refences
1. Bespal'ko V. P. Osnovy teorii pedagogicheskikh sistem: Problemy i metody psikhologo-peda-gogicheskogo obespecheniya tekhn. obuchayushchikh sistem. Voronezh: Izd-vo Voronezh. un-ta, 1977. 304 c.
2. Golitsyna I. N. Mobil'noe obuchenie kak novaya tekhnologiya v obuchenii// IEEEStandartsAsso-ciation. WorkingGroupSite&Liaisonlndex. 2012. URL: http://grouper.ieee.org/ groups (data obrashcheniya: 18.03.14).
3. Desnenko S. I. Lichnostno orientirovannye tekhnologii kak osnova metodicheskoi podgotovki budushchikh uchitelei fiziki k razvitiyu lichnosti uchashchikhsya pri obuchenii fizike v shkole // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Cherny-shevskogo. Ser. Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2011. № 6(41). S. 12-17.
4. Pogulyaev D. V. Vozmozhnosti primeneniya mobil'nykh tekhnologii v uchebnom protsesse. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-mobilnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse (data obrashcheniya: 10.03.2014).
5. Titova S. V. Mobil'noe obuchenie segodnya: strategii i perspektivyURL: http://www.ffl.msu.ru/re-search/vestnik/1-2012-titova.pdf (data obrashcheniya: 10.03.14).
6. Filippov V. M., Tikhomirov V. P. (obshchaya redaktsiya). Otkrytoe obrazovanie-strategiya XXI v. dlya Rossii // Izd-vo MESI, M., 2000.
7. CaraBafile. Mobile Technology Goes to School//Education World®. 2009. URL: http://www.educa-tionworld.com /a_tech/tech/ tech248.shtml (data obrashcheniya: 17.03.14).
Istochniki
8. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 050148 «Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya» // Federal'nyi portal «Rossiiskoe obrazovanie». 2009. URL: http//www.edu.ru (data obrashcheniya: 26.07.2014).
Статья поступила в редакцию 17.09.2014